Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)

Работа №92358

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы134
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования сферы государственной национальной политики 12
1.1 Теоретические подходы к анализу национальной политики 12
1.2 Стратегические направления и механизмы реализации
государственной национальной политики Российской Федерации 28
1.3 Организационно-методические основы исследования реализации государственной национальной политики на региональном уровне 40
ГЛАВА II. Направления реализации и эффективность государственной национальной политики в Алтайском крае 50
2.1 Комплекс мер по реализации государственной национальной политики
в Алтайском крае: нормативно-правовые и организационные основы 50
2.2 Оценка эффективности реализации национальной политики Российской Федерации экспертным сообществом и населением региона 69
2.3 Оптимизация направлений реализации государственной национальной
политики на региональном уровне 112
Заключение 119
Библиографический список 124


Политика национальных интересов Российской Федерации существенным образом трансформировалась в соответствии с происходящими в течение последних лет процессами в этнокультурной сфере, новыми угрозами гражданскому единству населения страны. Переломным моментом послужил указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 620 «Об обеспечении межнационального согласия», определивший основные направления модернизации деятельности органов государственной власти в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа России.
Согласно названному указу образован «Совет по межнациональным от-ношениям при Президенте Российской Федерации, инициирована разработка Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведения системного мониторинга состояния межнациональных отношений» [75, С.12].
«Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории проживают представители более чем 190 этнических общностей (2010 год), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры» [24, С.56]. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности и культуры.
В России за последние несколько лет наблюдается всплеск радикально- национальных движений. Одни, учитывая ее полиэтничность и многосубъектность, направлены на поддержание своих землячеств в том или ином субъекте РФ, путем противоправных действий и ущемления прав титульного этноса. Другие направлены на усиление позиций организации националистического характера, совершающих противоправные действия в отношении представителей малых этнических групп. На наш взгляд, те нормы права, которые регулируют отношения в данной сфере, должны быть реальными, то есть соблюдаться и исполняться неукоснительно. В современной России нельзя игнорировать малейшие проявления межнациональной напряженности, учитывая ее полиэтничность и основные демократические принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
За последнее годы отмечается стабилизация этнополитической обстановки и межнациональных отношений. Причин здесь много: и создание законодательной базы, которая начала действовать, и укрепление вертикали власти, и социально-экономическая стабильность. Параллельно с этим в последнее время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан.
Полиэтничность - «одна из основных социально-демографических характеристик приграничных регионов России, каким является и Алтайский край. Данная характеристика приграничных регионов является результатом миграционных процессов, продолжающихся и в настоящее время. Понижение интегрирующего потенциала русской культуры в этих условиях объективно вызывает повышение уровня противоречий в этносоциальной системе вплоть до перехода на стадию открытого конфликта» [88, С.141].
Актуальность работы заключается в том, что «национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации» [16, С.49].
Степень научной разработанности темы. Государственная национальная политика, на сегодняшний день, является методологически наименее разработанным направлением государственной политики России. Проблемы национальной политики нашли свое отражение в работах Алексеева С.С., Дробижевой Л.М., Зорина В.Ю., Морозовой Л.А., Пугачёва В.П., Соловьёва А.И. и Тишкова В.А.
Объект исследования - государственная национальная политика Российской Федерации.
Предмет исследования - реализация государственной национальной политики в Алтайском крае.
Целью работы является определение направлений оптимизации реализации государственной национальной политики в Алтайском крае.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению сферы государственной национальной политике.
2. Выявить актуальные стратегические направления и механизмы государственной национальной политики в Российской Федерации.
3. Разработать методические основы исследования особенностей реализации государственной национальной политики на региональном уровне.
4. Проанализировать нормативно-правовые и организационные основы реализации государственной национальной политики в Алтайском крае.
5. Оценить эффективность реализации государственной национальной политики на примере Алтайского края на основе экспертных оценок и мнений населения региона.
6. Предложить меры по оптимизации направлений реализации государственной национальной политики в Алтайском крае.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, изучение сферы государственной национальной политики в многонациональном государстве возможно с позиций рассмотрения социальной, национальной/гражданской идентичности; анализа гражданских, культурных и этнических аспектов принадлежности к нации; исследований наций и национализма.
2. Основополагающим документом в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации выступает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, основанная на сохранении принципа двуединства в сохранении этнокультурного разнообразия и гражданского единства многонационального народа страны, ориентирующая на координацию деятельности органов власти и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений.
3. Методика и организация социологического исследования особенностей реализации государственной национальной политики на региональном уровне должна опираться на сочетание применения метода экспертных оценок и массовых опросов населения с целью определения не только эффективности применяемых мер, но и оценки текущего состояния сферы межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе и состояния сегмента национально-культурных общественных объединений.
4. Комплекс мер по реализации государственной национальной политики в Алтайском крае опирается на систему нормативных правовых актов, основным из которых является соответствующая региональная государственная программа, и включает согласованную деятельность органов исполнительной власти региона, местного самоуправления и институтов гражданского общества.
5. Ситуация в сфере межнациональных отношений в Алтайском крае вероятно оценивается населением как устойчиво стабильная, действия органов исполнительной власти региона по реализации мер государственной национальной политики сложно поддаются оценке в силу отложенного социального эффекта.
6. С целью повышения эффективности реализации государственной национальной политики в Алтайском крае целесообразно развитие государственно-общественного партнерства в рассматриваемой сфере, а также развитие таких направлений, как обучение специалистов сферы государственной национальной политики и выработка мер по социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов в региональный социум Алтайского края.
Эмпирическая база, использованная в ходе исследования - статистические данные, нормативные правовые акты, данные социологического исследования (количественный опрос населения (n = 1200) и экспертный опрос (n = 30, проведенного на территории Алтайского края при участии автора магистерской диссертации в течение ноября 2015 - марта 2016 года.
Методы сбора данных: анкерный опрос населения (личное интервью, количественная анкета), экспертный опрос в форме полуструктурированного интервью. Методы анализ данных: анализ документов, нормативных правовых актов; анализ вторичных данных; методы математического анализа данных: линейный анализ данных, построение таблиц сопряжённости.
Положения, выносимые на защиту:
1. Аналитически значимыми и способствующими научному изучению сферы государственной национальной политики в многонациональном государстве являются концепции и подходы к рассмотрению проблем социальной, национальной/гражданской идентичности как на индивидуальном уровне, так и сквозь призму коллективных практик; анализу гражданских, культурных и этнических аспектов принадлежности к нации; исследований наций и национализма.
2. Определение оптимальных подходов к изучению государственной национальной политики затрудняется дискуссионностью таких понятий, как многонациональность (многокультурность) нации, взаимоотношениях между национальной идентичностью и государственной политикой, а также объединением гражданской государственности и политики культурной ассимиляции.
3. На современную повестку дня выходит вопрос определения нового понятия, лежащего в основе стратегии государственной национальной политики и описывающего российскую идентичность - «российская нация». «Поиски идентичности на современном этапе развития государства становятся
важным фактором реализации государственной стратегии, в частности через понятия «российская нация», «единый народ России», «мы - многонациональный народ России». В настоящее время сложилось два научных подхода к проблеме сущности нации: «гражданское сообщество» и этнокультурная общность или «этнонация» [28, С.94].
4. Политика национальных интересов Российской Федерации существенным образом трансформировалась в соответствии с происходящими в течение последних лет процессами в этнокультурной сфере, новыми угрозами гражданскому единству населения страны. Переломным моментом послужил указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года № 620 «Об обеспечении межнационального согласия», определивший основные направления модернизации деятельности органов государственной власти в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа России. В настоящий момент создана нормативная правовая база реализации государственной национальной политики России, определены ее стратегические направления, механизмы реализации и основные субъекты ее реализации.
5. Социологический анализ состояния и эффективности мер по реализации государственной национальной политики на региональном уровне, оценка состояния межнациональных отношений может послужить основой как для моделирования социальных процессов внутри сектора национально-культурных объединений, так и для планирования государственных программ и иных механизмов поддержки, направленных на развитие национальной политики в Российской Федерации, в частности в Алтайском крае.
6. В Алтайском крае создана программная система мер, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Алтайском крае, развитие этнокультурного многообразия народов, создание системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, формирование благоприятной среды для социально-экономического и этнокультурного развития коренного малочисленного народа Алтайского края, российского казачества и в целом на формирование имиджа Алтайского края как территории гармоничных межнациональных отношений.
7. В Алтайском крае выражены общероссийские тенденции, объективно связанные с «обострением межэтнических противоречий, ослаблением роли традиционных институтов и механизмов социализации, повышением внимания средств массовой информации к национальному аспекту деструктивных общественных явлений и процессов, ростом мигрантофобии, быстрым изменением устоявшейся на протяжении столетий этнической палитры, усилением роли религиозного фактора миграционных процессов, попытками политизации национального вопроса» [46, С.128].
8. Среди основных проблем сферы реализации государственной национальной политики выражены: отсутствие должной согласованности действий соответствующих органов исполнительной власти края в сфере государственной национальной политики, государственной политики в области образования, государственной культурной политики, государственной миграционной политики, государственной молодежной политики, государственной политики в сфере патриотического воспитания и других; недостаточная координация действий органов исполнительной власти края и институтов гражданского общества по достижению гармоничных межнациональных отношений, укреплению гражданского единства; сохранение неудовлетворенности отдельных этнических групп населения обеспечением их потребностей в изучении национального языка и культуры, традиционного образа жизни; снижение защитных мер в отношении достижений поликультурного уклада жизни в регионе и сформированных ценностей общероссийской гражданской идентичности; рост проявлений интолерантного поведения и усиление соответствующих межгрупповых установок среди населения Алтайского края.
9. Экспертами выделяются успехи органов власти по обеспечению реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении национального согласия», контролю за соблюдением законов в сфере государственной национальной политики, регулированию конфликтов, возникающих в межнациональной сфере, представительству интересов всех жителей региона, вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности. Достигнутые успехи являются свидетельством эффективности системы управления реализацией государственной национальной политики в регионе. Наряду с успехами, экспертные оценки выявили недостаточно справедливое распределение благ и различных должностей для любых национальностей; недостаток эффективности и открытости в диалоге между государством, этническими диаспорами и национальными меньшинствами при принятии значимых решений.
10. Население региона дает высокую оценку деятельности властей по отстаиванию интересов жителей независимо от национальности и вероисповедания, поддержке национально-культурных общественных объединений и развитию культуры и традиций представителей разных национальностей. Между тем, по мнению населения, государство должно оказывать большую поддержку конфессиям и религиозным организациям, а также более эффективно вести диалог с национальными диаспорами и этническим меньшинствами при принятии значимых решений.
11. Необходимо прежде всего сформировать комплексную систему мониторинга состояния межнациональных отношений в Алтайском крае, эффективные механизмы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, научных, образовательных и иных организаций в области реализации государственной национальной политики, систему межведомственного и межсекторного взаимодействия в решении вопросов государственной национальной политики, а также содействовать формированию в общественном сознании значимости культуры межнационального общения и в конечном итоге повышению ценности единства российской нации и укреплению общероссийской гражданской идентичности.
Научная новизна обусловлена комплексным подходом к изучению проблем национальной политики и ее роли в обеспечении безопасности Алтайского края. Во взаимосвязи рассматриваются государственно-правовые основы национальной политики, концептуальные основы государственной национальной политики и правовое обеспечение сферы национальной политики Алтайского края.
Теоретическая значимость работы заключается в концептуальной проработке изучения нормативно-правового обеспечения направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне.
Практическая значимость. Материалы диссертационной работы могут быть использованы для исследований в области реализации государственной национальной политики на региональном уровне. Сделанные обобщения и выводы могут быть учтены в практической работе государственных управленческих структур, в дальнейшей научно-исследовательской работе, в лекционных курсах этнополитологии, социологии и политологии.
Апробация работы. Основные положение и выводы диссертационного исследования апробированы в форме тезисов доклада в сборнике научных трудов Международной научно-практической конференции «Специфика этнических миграционных процессов на региональном уровне», принята к публикации статья в сборнике 2017 года «Межнациональный процесс развития в массовом сознании населения России. Опыт региональных исследований», а также основные положения ситуационного исследования были представлены на V Международной конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве».
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, списка литературы. Список литературы включает в себя 100 наименований. Объем диссертационной работы: 133 листа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация государственной национальной политики Российской Федерации является коренным вопросом современной российской государственности и условием ее демократического будущего. Проведенное исследование позволяет утверждать, что ее осуществление происходит в сложных условиях, определяемых как этнополитической ситуацией в стране, так и проблемами организации эффективной и компетентной деятельности регионального уровня власти в этой сфере.
Многонациональность того или иного государственного образования рассматривается в связи с существованием разных типов культур, религиозных мировоззрений, национально-территориального самоопределения, решения проблем политической сферы жизни общества, угроз национальной целостности, безопасности нации и так далее.
Таким образом, рассмотрев проблематику многонациональности современного российского общества, ее отражение в современной социологической литературе, следует отметить, что сама по себе многонациональность является весьма малоизученной среди работ, попавших в ракурс исследования, работы преимущественного культурологического, антропологического или же лингвистического характера.
Изучение сферы государственной национальной политики в многонациональном государстве возможно с позиций рассмотрения социальной, национальной/гражданской идентичности; анализа гражданских, культурных и этнических аспектов принадлежности к нации; исследований наций и национализма, тем самым подтверждается первая гипотеза.
Национальная политика призвана создавать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики, это максимально согласовать интересы разных народов, реализовать их с позиций уважения каждого народа и каждого человека. Важная задача национальной политики - предупреждать и преодолевать возможные конфликты на национальной почве.
Национальная политика основывается на положениях Конституции Российской Федерации и принципах построения демократического федеративного государства, общепризнанных нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, на многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства, что опровергает вторую гипотезу, в которой предположено, что основополагающим документом в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выдвигая задачу разработки и принятия Стратегии государственной национальной политики, акцентировал внимание на необходимости поиска «собирательного», «созидательного», «патриотического» потенциала модели данной политики, входе которой станет гарантом в целом национального вопроса на современном этапе. Также в субъектах Российской Федерации должна быть развернута работа по подготовке соответствующих региональных и муниципальных программ по реализации Стратегии с учетом местных особенностей. Следовательно, необходимо заложить в бюджетах всех уровней финансовые гарантии ее реализации.
Функционирование и развитие национально-культурных объединений в отдельных субъектах РФ тесно связано с уровнем социально-экономического развития региона, в том числе муниципальных образований. Потребность в национально-культурных объединениях, как правило, объясняется тем, что в обществе идентифицируются ситуации, в которых для эффективного использования ресурсов недостаточно не только рыночных действий, но и государства. Тем самым очерчивается ниша для их деятельности. Кроме того, возможно, состояние экономики региона может приводить к возникновению определенных социальных проблем, которые не могут быть решены государственными и ры-ночными методами. На фоне изменения показателей социально-экономического развития региона, социального благополучия и качества жизни населения происходит существенное изменение социальных практик различных групп населения. Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что методика и организация социологического исследования особенностей реализации государственной национальной политики на региональном уровне должна опираться на сочетание применения метода экспертных оценок и массовых опросов населения, тем самым третья гипотеза подтверждается.
Государственная программа Алтайского края «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017 - 2021 годы» (постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 № 110) направлена на создание комплекса мер по укреплению единства многонационального народа, проживающего на территории Алтайского края. Государственная программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональной стратегии этнокультурного развития, поддержку диалога между органами исполнительной власти края, национально-культурными и иными общественными объединениями.
Достижение цели государственной программы будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Алтайском крае, развитие этнокультурного многообразия народов, создание системы взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, формирование благоприятной среды для социально-экономического и этнокультурного развития коренного малочисленного народа Алтайского края, российского казачества и в целом на формирование имиджа Алтайского края как территории гармоничных межнациональных отношений, тем самым подтверждается четвертая научная гипотеза.
Большинство респондентов Алтайского края характеризуют отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий в населенном пункте как нормальные, бесконфликтные - около 70%. Чаще других дают такие характеристики межнациональным отношениям и отношениям между людьми разных вероисповеданий представители средней возрастной группы (30-49 лет). Анализ отношений между людьми различных вероисповеданий в группах респондентов, отличающихся степенью своей религиозности, показал, что верующие чаще других групп считают эти отношения нормальными, бесконфликтными, а также доброжелательными, способствующими общественному согласию.
Специфика межнациональных отношений в регионе оценивалась экспертами на основе четырех показателей, два из которых имели негативное содержание и касались оценки вероятности столкновений на национальной почве и напряженности в межнациональных отношениях, а два других, напротив, были предназначены для выяснения положительных тенденций в поведении населения в межнациональной сфере, таких как стремление людей, объединяться для защиты национальных интересов и осознание необходимости в сохранении и развитии культуры и традиций представителей разных национальностей. Таким образом, пятая научная гипотеза подтверждается частично, в связи с возможностью оценки действия органов исполнительной власти региона по реализации мер государственной национальной политики.
Выделены такие недостатки организации мер по национальной политике на региональном уровне, как риски, которые тесно связаны с организационными, обусловленными ограниченностью кадрового потенциала органов исполнительной власти Алтайского края, принимающих участие в реализации государственной политики в соответствующей сфере, что создает препятствия для не-прерывного методического руководства и обеспечения единых подходов к ее реализации среди участников, снижает оперативность и качество выполнения функций по администрированию.
При этом актуальным остается вопрос о формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики. Речь идет о разграничении не только полномочий, но и ответственности по властной вертикали.
Не менее важной остается проблема миграции, которая сопряжена не только с успешностью широкой социальной интеграции, но и с опасностью формирования мигрантами закрытых этнокультурных анклавов с концентрированным заселением локальных, как правило, городских территорий. Для крупных сибирских городов, таких как Барнаул, проблема приобретает реальные очертания и несет в себе значительный деструктивный заряд для будущего межэтнических отношений в этих мегаполисах.
Решение вышеуказанных проблем повысят эффективность реализации государственной национальной политики в Алтайском крае. Таким образом, крайняя (шестая) гипотеза подтверждается.
В ходе исследования выявлены задачи, которые позволяют согласовать интересы населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной политики, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального государства.



1. Авсентьев, В.А. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора / В.А. Авсентьев, Б.В. Аксюмов // Социс. - 2010. - №12. - С. 18 - 27.
2. Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - СПб, 2003. - 23с.
3. Амоголонова Д.Д., Батомункуев С.Д., Варнавский П.К. и др. Буряты: социокультурные практики переходного периода. - Иркутск, 2008. - 346с.
4. Анисимов Р.И. Трансформация гражданской идентичности в России: автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2011. - 24 с.
5. Арсеньева И.И. Приграничные регионы в системе национальной безопасности России (на примере Забайкальского края) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №108. -С.191-198.
6. Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов): дис. канд. социол. наук. М., 2007. - 154 с.
7. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии// Общественные науки и современность. - 2009. - №4. -С. 91-97.
8. Афанасьева Л.В., Букреева И.В., Глинская Л.Ф., Орлов А.В. Особенности этнической толерантности молодежи в контексте украинского регионального поликультурного социума// Социс. - 2013. - №7. - С.52-58.
9. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора//Журнал социологии и социальной антропологии. -1999. Том II. Вып. 1. -С. 131-143.
10. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности// Вопросы социальной теории. - 2010. - Т.ТУ. С. 396 - 408.
11. Барбашин М.Ю. Воспроизводство этногенеза в локальных сообществах: теоретическая модель и российские институциональные практики. Авто-реферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Р. - на- Дону, 2012. - 55с.
12. Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Васьков М.А., Гвинтовкин А.Н., Крамарова
Е.Н., Сериков А.В. Трансформация гражданской идентичности в полиэтничном городе: институциональные механизмы и институциональные
практики/ Монография. - Ростов-на-Дону, 2012. -240с.
13. Безгина Н.В. Правовая и гражданская идентичность в структуре современной социализации // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012 . С. 302-311.
14. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России/под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - М. - Волгоград: НОФ- МО, 2002. - 573с.ййр://’№№№.оЬгаГогиш.ш/Ьоок/рагадгарй442.й1ш
15. Бейдина Т.Е. Безопасность приграничного субъекта Российской Федерации в социально-политической сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - Москва, 2000.- 46с.
16. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Этничность, коллективная идентичность и положение этноменьшинств в смешанных сообществах//
http://www.civisbook.ru/files/File/Beknazar-Yuzbashev.pdf
17. Беспамятных Н.Н. Белорусско-польско-литовское пограничье: границы, культуры, идентичности /Под науч. ред. М. А. Можейко. Минск: РИВШ, 2009. - 244 с.
18. Борисов Р.В. Диалог языка и этнической идентичности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - №299. - С. 154-157.
19. Бучек А.А. Этническое самосознание личности в полиэтничном пространстве современного мира: этнопсихологический подход к проблеме //Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - №2(18). - С.5¬13.
20. Вардомский Л.Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. - 2008. - №1. - С.90-108.
21. Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т.Водолажская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
22. Гизатуллина Л.Ф. Депортация народов в Северо-Западную Сибирь в 1939-1956 годах. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата ис-торических наук. - Омск, 2005. - 24с.
23. Гиндер (Данилова), В. Е. Проблема определения понятий «этнос» и «нация» в зарубежной и отечественной литературе // Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. Часть I. — Иркутск: Оттиск, 2008. — 380 с.
24. Горшков М. К. Социальные основы формирования гражданской нации в современной России// Феномен идентичности в современном гуманитарном знании/ сост. М.Н. Губогло, Н.А. Дубова. - М.: Наука, 2011. - 670с.
25. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: Ййр://ргоек1ра1гю12.]1ш4о.сош/гражданская-идентичность/ дата обращения 03.12.2014.
26. Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90- х годов: дис. д- ра социол. наук. М., 2000. - 321 с.
27. Гудков, Л.Д. Русское национальное сознание: потенциал и типы консолидации // Куда идет Россия? - 1994. - С. 175 - 187.
28. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994. С. 60. [Электронный ресурс]: Роза ветров: эзотерический магазин. Режим доступа:
http: //rozavetrov8 .ru/konec_i_vnov_nachalo_skachat
29. Динес В.А., Николаев А.Н. Социально-экономические последствия этнических миграций в контексте модернизации // Власть. -2010. - №12. - С.5-9.
30. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. -1997. -№ 4. -С. 75-86.
31. Дробижева Л.М. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
32. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник /Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 214-228.
33. Дробижева Л.М. Российская идентичность в массовом сознании // Вестник Российской нации. 2009. Т. 3, № 1. С. 135-146.
34. Дробижева Л.М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика//
http: //www.perspektivy.info/misl/cenn/teoreticheskij e_problemy_izuchenij a_gra zhdanskoj_identichnosti_i_socialnaja_praktika_2014-09-10.htm
35. Дубин Б. Массовые коммуникации и коллективная идентичность// Вестник общественного мнения. - 2003. - №1(67). -С. 17-27.
36. Дубовицкая К.А., Гордеев В.А. Внешняя миграция как фактор динамики конкуренции на рынке труда в РФ// Теоретическая экономика. - 2014. - №3. - С.78-89.
37. Егорова А.Г. Средства массовой информации в современном политическом процессе: равноправные участники или безвольный инструмент?// Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 342-344.
38. Еремина Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2012. - №5. - С.276-286.
39. Зайончковская Ж.А. Транзитная миграция в странах СНГ: сравнительные перспективы/Транзитная миграция и транзитные страны. Теория, практика и политика регулирования/ под ред. И. Млодиковой и Ф. Дювеля. - М.: Университетская книга, 2009. - 392с. - С. 66-96.
40. Зети П.П. Проблемы формирования российской идентичности в контексте обеспечения информационной безопасности южнороссийского маркорегиона (по результатам эмпирических исследований) //Человек. Сообщество. Управление. - 2012.-№1. - С.32-40
41. Иванова Н.Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова // Вопросы психо-логии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.
42. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. - Ставрополь,2004.- 46с.
43. Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски//Миграция и национальная безопасность. Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: МАКС-Пресс, 2003. - Вып.11. - 148с. - С.30-51.
44. Идентичность этническая. Социология: Энциклопедия. [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. Режим доступа:
НИр://8ОСю1оду_епсус1оребу.асабеш1с.ги/372/ИДЕНТИЧНОСТЬ_ЭТНИЧЕС КАЯ.
45. Иншакова, Е. И. Формирование мегарегионов в мировой и национальной экономике// Материалы I Российского экономического конгресса (г. Москва, 5-10 дек. 2009 г.). - М. : ИЭ РАН, 2009.
46. Исмагилов Н.Н. Проблема региональной идентичности в российском социокультурном пространстве//География и природные ресурсы. - 2009. - №3.
47. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
48. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. Новосибирск: Институт экономики
и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. 2001, с. 145.
49. Клочков Г.В. Влияние этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы современной России: тенденции и проблемы взаимодействия (на примере ЮФО). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Астрахань, 2009. -186с.
50. Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.
51. Кожина Т.П. Институциональное доверие: региональный аспект//Проблемы развития территории. - 2013. - №3 (65). - С. 100-115.
52. Козырева П.М., Смирнов А.И. О границах политического доверия//Власть. - 2014. - №5. - С. 5-10.
53. Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы//Международные процессы. -2003, №3, С. 44-49.
54. Комарова И.Г. Факторы формирования и маркеры этнической идентичности у томских татар// Автореферат на соискание степени кандидата исторических наук. -Томск, 2009 . - 27с.
55. Кордонский С.Г. Государство, гражданское общество и коррупция // Гражданский диалог. 2008. № 2. С. 23-30.
56. Костина А.В. Особенности идентичности в границах этнической, национальной, массовой культуры //http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2009/4/Kostina_Identity/.
57. Красин Ю.А. Социальное неравенство как политическая проблема// Полития. -2007. - №2 (45). - С. 83-91.
58. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
59. Кутилин С.А. Мониторинг формирования общероссийской гражданской идентичности в системе политики обеспечения национальной безопасности РФ//Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. -№2 (80). - С. 273-278.
60. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005a. - С.10-41.
61. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал.- 2005b. -Т. 26, -№ 3. -С. 56.
62. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами Интернет-проектов: дис. канд. пед. наук. Самара, 2010. - 229 с.
63. Лурье С. Двойное дно этничности (теоретические подходы к исследованию) //http: //svlourie.narod.ru/metamorphoses/etnity.htm.
64. Максимова С.Г, Авдеева Г.С., Максимов М.Б. Миграционные процессы и социально-экономическая безопасность приграничных регионов России//Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - №11 (109). - С. 123-127.
65. Межевич Н.М. Русские в Принаровье: от консорции к конвиксии/Фйр: //www.levgumilev. spbu.ru/node/184.
66. Методика этнографического изучения приграничного пространства//Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика: Сборник научных статей. - Смоленск: Универсум, 2011.
67. Муликова Н.А. Роль средств массовой коммуникации в формировании общероссийской идентичности и гражданского патриотизма //Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2012. - №10 (18).// http://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-kommunikatsii-v-
formirovanii-obscherossiyskoy-identichnosti-i-grazhdanskogo-patriotizma.
68. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность в эпоху глобализации /Мухлынкина Ю.В. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Социология. Философия. Право., № 4, 2008, С. - 233-244.
69. Национально-гражданские идентичности и толерантность. Опыт России и Украины в период трансформации/ Под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. - К. Институт социологии РАН, 2007. - 280 с.
70. Нация и этнос. [Электронный ресурс]: Этнология.ру. Режим доступа: http: //etnologiya.ru/naciya/.
71. Нефедова Т.Г. Изменение социальной структуры сельского общества // http://www.perspektivy.info/rus/nashe/izmenenije_socialnoj_struktury_selskogo _obshhestva_2007-01-01 .htm.
72. Нечипоренко О.В. Полиэтничные сообщества Западной Сибири: тенденции социальной адаптации и этнокультурного взаимодействия // Культура и менталитет сибиряков. - СПб., 2003. С. 108-109.
73. Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках. [Электронный ресурс]: superinf.ru. Режим доступа:
http://www.superinfru/view helpstud.php?id=3875.
74. Попов М.Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского общества и российская полиэтничная пецифика// http://www.civisbook.ru/files/File/Popov_nadet.pdf.
75. Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества //Мониторинг общественного мнения. - 2014.-№3 (21) май-июнь.
76. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности / отв. ред. В. С. Магун. М., 2006. С. 141-169.
77. Семенова Ю.А. Гражданская идентичность личности в глобализирующемся мире : философско-антропологический аспект: автореф. дис. канд. философ. наук. Челябинск, 2012. - 22 с.
78. Социология. [Электронный ресурс]: Этнос: определение и типология. Режим доступа: http://sociology2006.narod.ru/Etnos-opredelenie-i-tipologiya-
etnicheskie-processi.html.
79. Спасенкова С.В. Место и роль русских в полиэтничном регионе//Регионология. - №1. -2010. - С. 222-227.
80. Стабильность и конфликт в российском приграничье. Этнополитические процессы в Сибири и на Кавказе. - Отв. ред. В.И. Дятлов, С.В. Рязанцев.
М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям,2005. 344 с.
81. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с. [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/.
82. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия// http://www.hse.ru/data/2010/12/02/1209570120/buchblock.pdf.
83. Тишков В.А. Этнос или этничность. [Электронный ресурс]: Блог В.А.
Тишкова. Режим доступа:
http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html.
84. Тишков В.А., Кисриев Э.Ф. Множественные идентичности между теорией и политикой (пример Дагестана)// Этнографическое обозрение. -2007. - №5. -С. 96-115.
85. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376с.
86. Ткаченко А.А. История депортации народов России// Российский демографический журнал. - 2002. - №1. - С. 58-65.
87. Ханхунова М. Этническая идентичность в региональном информационно-коммуникационном пространстве (на примере республики Бурятия)//Цивилизационный выбор и пограничье/ред. Ян Кеневич. - Варшава, 2011. - 354с. С.169-180.
88. Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. В. В. Сапова и др. - М.: Праксис, 2004. - 576 с.
89. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно¬
экономических и культурно-языковых факторов. - Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Улан-Удэ, 2007.
90. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. - Екатеринбург. 2002. С. 74.
91. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: Социокультурный анализ (на примере Республики Адыгея): автореф. дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2010. - 25 с.
92. Чернова Е.А. Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социальной неопределенности современного российского общества. - автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук. - Р. -на- Дону, 2012.
93. Шульгина Т.А. Гражданская идентичность жителей приграничных регионов в пространстве постсоицализма// Теория-практика. - 2013.-№12.
94. Юрченко, И.В. Кризис идентичности как угроза ментальным основам общенациональной безопасности / И.В. Юрченко, И.А. Герасимов // Вестник Волгоградского госуниверситета. Сер. 4, Ист. - 2009. - С. 110 - 116.
95. Юсуповский А. М. От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели // Общественные науки и современ¬ность.-1994.- №5.- С.103-112.
96. Keane J. Reflections on Violence [Text] / J.Keane. - London: Verso, 1996. - P. 125-27.
97. Milosevic Djordjevic J. Primordialistic Concept of National Identity in Serbia [Text] / J. Milosevic Djordjevic // Psihologija. - 2007. - Vol. 40 (3). - P. 385¬397.
98. Smith Anthony D. Chosen Peoples: Sacred Sources of National Identity [Text] / A.D. Smith. - Oxford University Press, 2003. - 330 p.
99. Smith Anthony D. National identity [Text] / A. D.Smith. - Harmondsworth: Penguin Books, 1991. - 227 p.
100. Vanderwerf M. National Identity in Bosnia-Herzegovina. Part 1: a Framework for Exploration / M. Vanderwerf // www.GlobalMissiology.org «Featured Arti-cles» April, 2009: дата обращения 02.12.2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ