Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)

Работа №121531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Сущность, содержание и формирование этнической
идентичности
§1.1. Понятийно-категориальные проблемы исследования: этнос, этничность, этническая идентичность
§1.2. Этническая идентичность: когнитивный инструмент индивида и
средство обеспечения ценностно-нормативной регуляции группы………….31
ГЛАВА 2. Глобализационные процессы в этническом измерении
§2.1. Глобализация: сущность, ценностно-нормативное содержание,
конфликтогенный потенциал влияния на этническую идентичность
§2.2. Трансформация роли и места этнической идентичности в
этнокультурных сообществах Северного Кавказа под воздействием
глобализации
Заключение
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Этнические сообщества на сегодняшний день испытывают активное влияние глобализации. Привычные структурные формы их организации, основанные на закрепленных в качестве традиционных практиках жизнедеятельности, стабилизирующих статусно-ролевую составляющую в ценностно-нормативной подсистеме, формах восприятия мира и демонстрации внешней среде собственных образов, деформируются под всё более усиливающимся давлением тенденций глобального развития. Последние обладают значительным потенциалом культурной унификации и гомогенизации локальных социумов, замещения насыщенной этническим содержанием идентичности представителей этих социумов альтернативой сопричастности глобальному обществу на базе универсальной культуры. Преодолевая как государственные границы, так и сформированные культурные барьеры, глобализация постепенно приводит к установлению единообразных тенденций дальнейшего развития, если и оставляя место для «этнического», то лишь в качестве временной специфики процесса с заранее предвиденным результатом.
Данная ситуация приводит к перманентному возникновению очагов напряженности на всех уровнях мироустройства: в государствах и макрорегионах, сталкивающихся с крупными политическими, экономическими и социальными кризисами; в полиэтнических и многокультурных открытых обществах, вынужденных вырабатывать новые механизмы интеграции всё ярче выраженных качественно и всё более представленных количественно различий; в локальных, этнически и культурно однородных сообществах, вынужденных, в свою очередь, перерабатывать привносимые извне изменения в содержание своего внутреннего пространства, адаптируя структуры группы, избегая угрозы разрушительных трансформаций, или вырабатывая временно эффективные модели демонстративного неприятия этих изменений и силового, мобилизационного, реакционного по своему характеру поддержания внутригруппового status quo.
Критически важным в этой связи представляется и микроуровень восприятия глобализации – уровень индивидов, вынужденных адаптироваться к глобализационным переменам, достигающим их сознания лишь по прошествии своеобразных фильтров макроуровня и уровня обществ, членами которых они являются и чьё давление на себе испытывают. Это приводит к неизбежному созданию дополнительных наслоений, затрудняющих и без того не-простой когнитивный процесс.
С одной стороны, столь мощный «инструментарий» глобализации как массовая культура, массовая коммуникация и информационные технологии и зачастую столь же массово распространяющийся научно-технический прогресс позволяют индивиду усвоить набор ценностных ориентаций, распространяемый глобализацией и концептуально обозначаемый как основанный на индивидуализации, космополитизме и персональной свободе.
С другой стороны, если индивид является представителем локального этнокультурного сообщества, оцениваемого как однородное в этническом и культурном отношении и маркированного как «традиционное» или «патриархальное» с преобладанием в структуре идентичности этнической составляющей (к числу которых в исследовании отнесены этнокультурные сообщества Северного Кавказа), давление групповой идентичности на этнической основе, усвоенной им в процессе внутригрупповой социализации и соответствующей требованиям традиционного общества, способно вызвать противоречие, либо разрешаемое посредством негативного восприятия глобализации, либо приводящее к кризису идентичности.
В качестве решающего фактора, влияющего на данный процесс, можно назвать общий вектор групповой социодинамики, направленный либо на интеграцию в глобализирующийся мир и адаптацию к создаваемым им условиям, либо на сопротивление глобализационному влиянию. В последнем случае происходит консервативное утверждение этнической составляющей в структуре индивидуальной идентичности членов группы, прежде всего, мерами политического характера, обретающими форму изоляционизма и этнического национализма.
Подобная многоаспектность влияния глобализации на этнические со-общества и этническую идентичность их представителей обуславливает возникновение широкого круга проблем для научного исследования. Вырабатываемое научное знание в этой сфере порой не может носить универсального характера в силу этнокультурной специфичности локальных сообществ. В случае Северного Кавказа, проникновение глобализации происходит на фоне ряда факторов, к которым можно отнести незавершенный процесс социально-политической модернизации постсоветского периода; обострение этнической и религиозной составляющей в условиях возникновения идеологического вакуума как последствия деструкции социальной системы; поиск путей интеграции в общероссийский социум, создающий дополнительный неустойчивый пласт идентичности; низкий уровень экономического развития и слабое развитие институтов гражданского общества, способных выступить в качестве альтернативного основания для идентификации.
Комплексный характер исследуемой проблемы потребовал изучения широкого круга научных трудов по вопросам этничности, идентичности, ценностей и глобализации, теории социального конфликта и закономерностей взаимодействия групп и индивидов в условиях конфликте.
Степень научной разработанности. Изучение значительного массива отечественных и зарубежных исследований по проблеме многовекторности влияния глобализации на разные типы обществ позволяет говорить о том, что, несмотря на обилие теоретических разработок и широкое применение их к изучению частных случаев и направлений, интерес научного сообщества к данному вопросу продолжает оставаться высоким. Рассмотрение столь комплексной проблемы диктует необходимость обращения к ряду смежных, но достаточно самостоятельных дисциплин и направлений исследований.
Исследованию содержания и сущностных оснований этничности, закономерностей функционирования этнических сообществ, набора атрибутивных культурных характеристик, составляющих этничность посвящены работы Б. Андерсона, С.А. Арутюнова, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, В.С. Бузина, П. Ван ден Берга, К. Гирца, В.А. Козьмина, Е.М. Колпакова, Г. Моргана, С.И. Рыжакова, А.П. Садохина, Ю.И. Семенова, Д. Скотта, В.А. Тишкова, С.В. Чешко, С.М. Широкогорова, Т. Эриксона и др.
Проблемы политизации этничности, её мобилизационного потенциала в конфликтном взаимодействии этнических групп, роли этнокультурных сообществ в становлении национальных государств, а также природы национализма исследованы в трудах Д.А. Абгаджавы, Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, В.А. Ачкасова, Р.Э. Бараша, В.Ф. Безуглого, Т.Р. Гарра, Э. Геллнера, Д. Горовица, К. Калхуна, В.И. Козлова, А.Г. Осипова, З.И. Сикевич, Э. Смита, В.А. Тишкова, Б. Харфа, Э. Хобсбаума, Ю.П. Шабаева, и др.
Проблема места и роли этнической идентичности в структуре социаль-ной идентичности индивида и вопрос определения концептуальных рамок самого понятия идентичности рассматривают такие учёные, как В.А. Ачкасов, Р. Брубейкер, М.Н. Губогло, Р. Дженкинс Л.М. Дробижева, Е.В. Еремина, К. Калхун, К.Г. Козин, Ф. Купер, О.Ю. Малинова, А.Г. Санина, Т.Г. Стефаненко, Т. Эриксен, и др.
Вопросам значения идентичности во внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии, роли этничности в воспроизводстве структуры групп, причин конфликта идентичностей, а также общим закономерностям отношений индивида и группы и особенностям восприятия этнически маркированных социальных феноменов в условиях осуществления самоидентификации индивидом уделяли внимание В.В. Амелин, Ю.В. Арутюнян, Г. Бэйтсон, Л.М. Дробижева, П. Кивисто, Л. Козер, И.С. Кон, Р. Мертон, Б. Нефцгер, Р.Э. Парк, А.А. Сусоколов, Ч. Тилли, В.Ф. Чеснокова, А.В. Шипилов и др.
Рассмотрению культурного и ценностно-нормативного содержания глобализации, её движущих сил и основных тенденций, влияния, оказываемого ею на политические и социальные институты, локальные сообщества, идентичности индивидов, и её определяющей роли в конструировании условий современной социальной, экономической и политической реальности посвящены работы таких зарубежный и отечественных авторов, как А.Г. Асмолов, Ф.А Барков, З. Бауман, У. Бек, А.А. Владимиров, Э. Гидденс, Л.А. Зеле-нов, Р. Инглхарт, В.Л. Иноземцев, М. Кастельс, Ф.Х. Кессиди, Н.Б. Кирилло-ва, Н.И. Киященко, М.Б. Колесниченко, В.В. Лапкин, В. В. Миронова, А.С. Панарин, Я. Петерс, Е.И. Степанов, Дж. Стиглиц, Х.Г Тхагапсоев, Е.В. Уха-нов, В.Г. Федотова, В.В Черноус, А.Н. Чумаков, Я. Шольте, Т. Эриксен и др.
Теоретико-методологической разработке общей теории и моделей анализа конфликтов, установлению детерминант конфликтного взаимодействия, изучению закономерностей взаимодействия субъектов в конфликте и влияния конфликта на их внутреннюю структуру и восприятие, типологизации конфликтов, а также способов их урегулирования посвятили свои труда такие исследователи, как Д.А. Абгаджава, А.Р. Аклаев, А.В. Алейников, А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, К. Боулдинг, Й. Галтунг, Т.Р. Гарр, А.В. Глухова, Н.В. Гришина, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, Д. Доллард, Л. Козер, Р. Коллинз, Л. Крисберг, К. Левин, Н.И. Леонов, Е.И. Степанов, А.И. Стребков, А.Н. Сунами, Л. Фестингер и др.
Значительный исследовательский вклад в разработку проблем изучения поликомпонентной структуры идентичности северокавказских сообществ, соотнесения этнической, конфессиональной и общегражданской составляющих в сознании регионального социума, выявления особенностей трансформационных тенденций в регионе, характеристики модернизационных проблем на Северном Кавказе внесли З.М. Абдулагатов, Р.Г. Абдулатипов,
В.А. Авксентьев, В.Х Акаев, Н.Ш. Акаева, Б.В. Аксюмов, Р.В. Борисов, А.Х. Боров, Х.В. Дзуцев, А-Н.З. Дибиров, З.А. Жаде, Н.В. Зубаревич, К.И. Казенин, Е.С. Куква, А.М. Кумыков, С.А. Ляушева, О.С. Павлова, И.В. Стародубровская, Х.Г. Тхагапсоев, В.В. Черноус, А.Ю. Шадже, М.М. Шахбанова, А.А. Ярлыкапов и др.
Анализ приведенной литературы по теме позволил определить, что научным сообществом достаточно скрупулезно исследованы многие уровни и плоскости, особенности и закономерности функционирования этнической идентичности в различных условиях межгруппового и внутригруппового взаимодействия и вступления индивида в отношения с группой и внешней средой. Достаточно детально исследована сущность глобализации, её векторы, тенденции потенциальный результат воздействия на локальные группы. Тем не менее, отсутствие достаточного консенсуса относительно статуса этнической идентичности в современном мире, а также исчерпывающей характеристики глобализации, трансформационного и конфликтогенного потенциала её проникновения в локальную этнокультурную среду предоставляет нам возможность производства нового знания в этой сфере и придает актуальность конфликтологическому рассмотрению всё более очевидных этно-культурных и этносоциальных противоречий современности.
Теоретическая и методологическая основа. Исследование произведено в соответствии с характерной междисциплинарной методологией конфликтологического анализ. Рассмотрение широкого спектра вопросов диктовало необходимость значительного обращения к этносоциологии, социальной антропологии и этнологии, культурологии, теоретической социологии и глобалистике. Корпус источников составили российские и зарубежные моно-графии, сборники статей, выпуски периодических научных изданий.
Эмпирическую базу исследования составили социологические исследования по проблематике самоидентификации и выявления этнического компонента в сознании представителей региона Северного Кавказа, а также до-минирующих ценностных ориентаций и мировоззренческих установок.
Объект: этнокультурные сообщества Северного Кавказа в условиях глобализации.
Предмет: этническая идентичность и этнически маркированные ценности этнокультурных сообществ Северного Кавказа в состоянии трансформации под воздействием процесса глобализации.
Цель: Выявить влияние глобализации на этническую идентичность и этнически маркированные ценности этнокультурных сообществ Северного Кавказа.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику основным теоретико-методологическим подходам к исследованию этноса, этничности и этнической идентичности.
2. Рассмотреть когнитивное измерение этнической идентичности в структуре социальной идентичности индивида и выявить ценностное содержание этнической идентичности с точки зрения внутренней структуры этнической группы.
3. Раскрыть сущностные ценностно-нормативные характеристики глобализации и влияние распространяемого ею комплекса притязающих на универсальный характер ценностей, культурных и нормативных установок на этническую идентичность и трансформацию основ внутригрупповых взаимо-отношений.
4. Выявить конфликтогенный потенциал столкновения ценностно-нормативных систем, возникающего на групповом и индивидуальном уровнях в результате трансформации структуры идентичности у представителей этнических сообществ под влиянием глобализации.
5. Определить роль и место этнической составляющей в структуре идентичности индивидов в этнокультурных сообществах Северного Кавказа и проанализировать влияние глобализации на этническую составляющую их идентичности.
Научная новизна состоит в том, что:
- На основе анализа теоретико-методологических концепций этничности произведена дифференциация понятий «этнос», «этничность» и «этническая идентичность», и определены наиболее удовлетворяющие вкладываемой в них смысловой нагрузке сферы применения этих понятий.
- Осуществлено рассмотрение субъективно-объективной сущности этнической идентичности на двух диалектически взаимосвязанных уровнях: на уровне познавательной деятельности индивида по отношению к окружающей его социальной реальности и на уровне внутригрупповой ценностно-нормативной регуляции поведения членов этнического сообщества.
- Произведено сопоставление ценностно-нормативных комплексов глобализации и этнокультурных сообществ и определены, во-первых, возможные последствия появления поливариативности ценностных ориентаций для осуществления идентификации индивидом в процессе социализации, во-вторых, взаимосвязь между готовностью этнокультурного сообщества взаимодействовать с иными социальными группами и институтами в процессе интеграции в глобализирующийся мир и его толерантности к изменению значимости этнического компонента в структуре идентичности членов сообщества.
- Определено место и роль этнической идентичности в структуре идентичности индивидов в этнокультурных сообществах Северного Кавказа. Дана характеристика общественно одобряемых ценностно-нормативных установок, принимаемых в качестве образца для соответствия в процессе осуществления самоидентификации индивидом в локальной этнокультурной среде. Выявлен ряд региональных особенностей и тенденций, отражающих влияние глобализационных процессов на трансформацию местного социума, отмечена неравномерность проникновения элементов глобализации в этнические сообщества различных республик региона.
Положения, выносимые на защиту:
1. При наличии разнообразия в теоретико-методологических подходах к изучению этнических сообществ, их внутренней организации и взаимодействия с внешней средой, предполагается, что не все их них обладают достаточной степенью адекватности современным условиям. Более того, радикальные их интерпретации заключают в себе весьма ограниченный объясни-тельный потенциал. Наиболее соответствующим проблематике исследования феномена этнической идентичности следует считать взгляд на этническое сообщество как на динамичный социальный конструкт, который, тем не ме-нее, имеет не сугубо манипулятивную природу, но отражает в себе всю совокупность как внутригрупповых социальных отношений, так и взаимодействия с окружающей социальной реальностью, вследствие чего и обладает подверженностью внешнему влиянию и способностью адаптироваться к изменяющимся условиям. С подобного ракурса возникает возможность наиболее полно исследовать этнические сообщества в условиях современности.
2. Этническая идентичность является частью социальной идентичности индивида и имеет динамичный характер, равно как и сама этничность является социально-психологической категорией, понимание которой в субстанциональной форме представляется ошибочным. Исходя из этого, на само-идентификацию индивида оказывают влияние множество факторов, к числу которых относится и изменение общей социальной и культурной ситуации в результате глобализации, предоставляющей индивиду идею альтернативной идентификационной траектории, основанной на привносимом ей комплексе ценностно-нормативный установок.
3. Интернализация индивидом этнической идентичности одновременно удовлетворяет сразу нескольким целям. Прежде всего, самоидентификация индивида в этнических категориях предоставляет ему достаточно устойчивый фокус для редуцирования, упрощения и более доступного восприятия всей сложности социальных отношений. В значительной степени актуализированная этничность служит средством избегания социально-психологического дискомфорта, вызванного восприятием объективных социальных, политических, экономических несовершенств сообщества. Конформность по отношению к внутригрупповым нормам и формирование личных ценностных ориентаций посредствам усвоения принятых групповых ценностей, маркированных как этнические, воспринимается как залог успешной социализации, необходимое условие членства в этническом сообществе и этнической солидарности в целом. С другой стороны, усвоенная подобным образом, маркированная в этнических категориях конформность является краеугольным камнем сохранения стабильности социально-политической системы или, иными словами, сохранения status quo в локальных этнокультурных сообществах. Превалирование этнической идентичности над общегражданской, профессиональной или иной, основанной на членстве в неэтнической группе, создает благоприятные условия для успешного осуществления социального контроля и обладает значительным мобилизационным потенциалом для осуществления этнонационалистической политики.
4. Ключевую роль в формировании этнической идентичности осуществляет представление о границах между этнокультурными сообществами. На основе восприятия данных границ формируется социальная дистанция между индивидами, считающимися принадлежащими к разным этническим группам, что приводит к закреплению когнитивных установок на интерпретацию социальной действительности в категориях бинарных оппозиций «мы-они».
5. Трансформационный потенциал глобализации, рассматриваемой в рамках исследования, прежде всего в социокультурном значении, заключается, в самом общем виде, в размывании границ между сообществами. Декларируемые ею ценностно-нормативные императивы индивидуализации, личной свободы и толерантности, эгалитаризма и этнического, расового и гендерного равенства де-факто практически не согласуемы с присущими консервативным этническим сообществам элементами ингруппового фаворитизма, оперирования традицией в сохранении внутригрупповой иерархии, подавления индивидуальной инициативы идеей ответственности индивида перед локальным сообществом и, в целом, чрезвычайно притязательной в от-ношении индивидуальной свободы средой. На основе указанной нетождественности ценностно-нормативного компонента глобализации с этническим локализмом формируется противоречие в процессе социализации индивида и определения им личных ценностных ориентаций, актуализирующееся в процессе социализации индивида. Привнесённая глобализацией поливариативность ценностных ориентаций провоцирует внутриличностный конфликт индивида. При выборе им социально неодобряемой ценностно-нормативной базы для формирования собственной идентификационной траектории, возникает конфликт между индивидом и этническим сообществом, выполняющим регуляционную функцию по поддержанию конформности внутри локального социума.
6. Чем выше степень неприятия глобализации этническим сообществом, тем сильнее осуществляются меры воздействия на индивидов в целях соблюдения устоявшегося социального порядка. Сопротивление этнического сообщества может встречать тот факт, что диверсификация потоков коммуникационного воздействия приводит к уменьшению значимости этнического сообщества в качестве агента социализации индивида. Глобализирующаяся социальная реальность создает стрессовые условия для этнических групповых структур и институтов. Идентичность индивида в таких условиях становится непостоянной и изменчивой, приобретение дополнительного социального капитала и использование возникающих каналов социальной мобильности, зачастую сопряженные с миграцией, приводят к тому, что этническая идентичность постепенно теряет своё привилегированное положение в структуре идентичности человека.
Структура работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, заключения и списка используемой литературы. Общий объём работы составляет 95 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами анализ этнической идентичности и этнически маркированных ценностей этнокультурных сообществ в состоянии трансформации под воздействием глобализации позволяет сделать вывод, что столь комплексное явление требует дифференцированного исследования всех составляющих его элементов.
Анализируя в первом параграфе первой главы понятийно-категориальные проблемы исследования вопросов этноса, этничности и этнической идентичности, мы констатировали разнообразие теоретико-методологических подходов к изучению этнокультурных сообществ, их внутренней организации и взаимодействия с внешней средой. Примордиалистская, инструменталистская и конструктивистская парадигмы, по мере развития научного знания сменявшие друг друга в качестве определяющего научного направления, по сей день разнонаправленно занимаются этнической проблематикой, а предлагаемые в русле радикальных интерпретаций идеи зачастую представляются идеологизированными и малопригодными для научного познания. Основываясь на исследовательских подходах Р. Брубейкера и Б. Андерсона, мы пришли к пониманию этнокультурного сообщества как социальной группы, члены которой разделяют общие элементы культуры, имеют общую историческую память и миф об общем происхождении, ассоциируют себя с конкретной территорией и обладают чувством солидарности. Исходя из этого, этничность есть субъективно воспринимаемая совокупность индивидуальных или групповых характеристик культурного содержания, являющаяся основанием для выбора субъектом формы социальной идентичности. Следовательно, этническая идентичность является формой социальной идентичности, которую индивид или группа приписывают на основании совокупности характеристик, заключающихся в этничности.
Детальному рассмотрению вопроса этнической идентичности был посвящён второй параграф первой главы. Мы критически рассматриваем под-ходы, предлагающие исключительно «жесткие» или «мягкие» трактовки идентичности. Односторонними видятся как точка зрения на идентичность, представляющая её некоторой монолитной первоосновой, заранее предопределяющей характер взаимодействия социальных субъектов, так и подход, нивелирующий социальную значимость идентичности и представляющий её чрезвычайно фрагментированной и практически неустановимой. Мы приходим к мнению, что исследование идентичности невозможно проводить в отрыве от перманентного динамичного процесса самоидентификации индивидуальных и коллективных социальных субъектов, осуществляющейся в условиях оказываемого на них влияния социальной среды, что предопределяет субъективно-объективный характер идентичности. На уровне структурных элементов сообщества коллективная идентичность выступает с функцией нивелирования различий в рамках этнокультурного пространства и внедрения установившейся модели самоидентификации, которая усваивается индивидами в процессе социализации и является основой воспроизведения социального порядка. На уровне индивида формирование идентичности происходит посредством отождествления себя с определенной социальной общностью и интернализации ценностей данной общности. Фундаментом формирования этнической идентичности как формы социальной идентичности выступает ценностно-нормативная система этнокультурного сообщества, служащая эталоном для построения индивидуальных ценностных ориентаций. В процессе самоидентификации социальные субъекты оказываются вовлечены в ряд внутриличностных, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
Влияние фактора глобализации на протекание и интенсивность данных конфликтов, а также особенности взаимодействия социальных субъектов в условиях конфликта раскрывается в первом параграфе второй главы. Анализируя ряд концептуальных подходов к исследованию глобализации, мы акцентируем внимание на её ценностно-нормативном, культурном и социологическом измерении. Глобализация кардинально изменяет условия взаимо-действия социальных акторов, неся в себе новую социальную реальность, в которой контакт индивида с информацией, ценностями и идеями не требует опосредования локальным этнокультурным сообществом. Мы предлагаем понимание глобализации как повсеместного распространения сети взаимо-действия и взаимозависимости между пространственно разделенными социальными субъектами и институтами. К элементам, составляющим ценностную систему глобализации мы относим индивидуализацию, личностную свободу и достижения, этико-нормативный и правовой универсализм, толерантность и космополитизм, гибкость и прогрессивизм. Данный корпус ценностей глобализации не согласуется с присущим локальным этнокультурным сообществам ингрупповым фаворитизмом, конформизмом по отношению к группе, изоляционизмом, традиционализмом и консерватизмом, локализмом, этноцентризмом и этнической солидарностью, что приводит к конфликтному взаимодействию, происходящему на трех уровнях. На метауровне конфликт ценностей разворачивается вокруг ценностно интерпретированных идей-абстракций и воплощается в перманентных социально-политических дискурсах, пронизывающих всю социальную систему. Второй уровень представлен межгрупповым и внутригрупповым конфликтом. Этнокультурное сообщество, воспринимая глобализацию как экзистенциальную угрозу, активирует механизмы принуждения индивида к восприятию локальных социальных институтов в качестве единственно верных агентов социализации, образцов и носителей ценностей для осуществления самоидентификации. В разделении ценностей группы видится залог сохранения солидарности в противостоянии с образом внешнего врага. Применяя конфликтологические концепции Й. Галтунга, Л. Козера и Р. Дарендорфа мы приходим к выводу, что этнокультурное сообщество в целях сохранения контроля над своими членами и этнической формы выражения категорий массового сознания актуализирует и поддерживает негативный способ взаимодействия с проявлениями глобализации, легитимируя культурное насилие по отношению к ценностно-нормативным девиациям и их носителям. К воплощению конфликта ценностей на микроуровне мы относим внутриличностный когнитивный конфликт, который интерпретируем как интрапсихическое противоречие, актуализированное в результате когнитивной деятельности индивида в процессе интернализации ценностно-нормативного комплекса окружающей социальной среды. Обращаясь к разработанной К. Левиным теории поля, мы предполагаем, что глобализация, значительно расширяя социальный контекст и предоставляя индивиду доступ к альтернативной системе ценностей, ослабляет детерминированность когнитивных процессов и осуществления самоидентификации этнокультурной традицией. Когда этнокультурное сообщество теряет контроль над когнитивным пространством индивида, перегруженная информацией современность легко ввергает его в когнитивный диссонанс.
Отличительной чертой этнокультурных сообществ Северного Кавказа является комплексность и поликомпонентность структуры идентичности, включающей в себя этническую, конфессиональную и гражданскую идентичности. Принимая во внимание значительную внутрирегиональную специфику, мы констатируем наличие общего тренда – превалирования этнической и конфессиональной идентичности над гражданской, которое сильнее заметно в восточной части региона. Выявленная детерминированность конфессиональной принадлежности этнической позволяет нам говорить о сопряженности в массовом сознании региональных социумов этноконфессиональной идентичности и традиционалистской ценностно-нормативной системы. В значительной степени подобная ситуация вступает в противоречие с модер-низационными процессами, активно протекающими в регионе, влекущими за собой эмпирически фиксируемые социокультурные трансформации в сфере семейных отношений и миграционных трендах и означающими переход от традиционного типа общества к современному. Глобализационную проблематику, воплощающуюся на Северном Кавказе преимущественно в вопросах социально-экономической модернизации, не представляется возможным рас-сматривать вне общероссийского контекста. Значительное число региональных конфликтов являются свойственными для обществ переходного типа, и их успешное урегулирование напрямую зависит от успешности модернизации региональных материальных условий и социальных отношений.



1. Абгаджава Д.А. Идеология и воспроизводство социально-политического порядка //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2014. №. 3.
2. Абдулагатов З.М., Шахбанова М.М. Патриотические установки в массовом сознании дагестанской молодежи //Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2013. №. 4 (36).
3. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора //Социологические исследования. 2010. №. 12.
4. Акаева Н.Ш., Борисов Р.В. Исламская идентичность в Дагестане: реалии и перспективы //Исламоведение. 2014. №. 3.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М., 2001.
6. Ахиезер А.С. Как "открыть" закрытое общество. – М., 1997.
7. Бакланов И. С., Душина Т. В., Микеева О. А. Человек этнический: проблема этнической идентичности //Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4.
8. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы: сб. статей/ под ред. Ф. Барта. – М., 2006.
9. Бек У. Космополитическое мировоззрение. – М., 2008.
10. Бергер П. Понимание современности //Социологические исследования. 1990. №. 7.
11. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.
12. Брубейкер Р. Этничность без групп. – М., 2012.
13. Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий //Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т.8. №. 2.
14. Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.
15. Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь. – М., 2004.
16. Гирц К. Интерпретация культур. – М., 2004.
17. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет //История и со-временность. 2005. №. 1.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2008.
19. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. – М. 2003.
20. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М., 2002.
21. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.
22. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. – М., 2012.
23. Дибиров А.-Н.З. Дагестан сегодня: архаизация, или затянувшийся кризис традиционного общества //Исламоведение. 2014. №. 1.
24. Жаде З.А., Куква Е.С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Российская идентичность на Северном Кавказе. – М., – Майкоп. 2010.
25. Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. – М., 2010.
26. Иноземцев В. Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире //Век глобализации. 2008. №. 1.
27. Киященко Н.И. Нулевая идентичность //Философия и культура. 2013. №. 12.
28. Козер Л. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. – М., 2006.
29. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., 2000.
30. Колпаков Е.М. Этнос и этничность //Этнографическое обозрение. 1995. №. 5.
31. Леонов Н.И. Номотетический и идеографический подходы в конфликтологии //Конфликтология: хрестоматия/сост. НИ Леонов. – М., 2002.
32. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов. M., 2004.
33. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006.
34. Михайлов О.В., Рац С.В. Механизмы отчуждения в конфликтологии //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. №. 4.
35. Низамова Л.Р. Сложносоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза //Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. №. 1.
36. Павлова О.С. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей //Социальная психология и общество. 2013. №. 2.
37. Парк Р.Э. Избранные очерки: сборник переводов. – М., 2011.
38. Попков Ю.В., Топорков В.Т. Этничность реальная или воображаемая// Вестник НГУ. Серия: Философия. 2006. Том 4. №. 2.
39. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Статисти-ческий сборник/Росстат. – М., 2017.
40. Рыбаков С. Е. К вопросу об этническом феномене //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. №. 2 (108).
41. Садохин А.П. Этнология: учебник – М., 2006.
42. Семенов Ю.И. Торопиться с заупокойной молитвой по этносу вряд ли стоит (об основных идеях книги ВА Тишкова «Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии». М., 2004.) //Философия и общество. 2006. №.2 (43).
43. Сорокин Π.Α. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., 1994.
44. Сталин И.В. Сочинения. Т. 2. – М., 1946.
45. Стародубровская И.В. Трансформация Северного Кавказа: от традиционного общества к современному // Pro et Contra. 2014. Т. 18. № 1-2.
46. Стребков А.И., Сунами А.Н. Междисциплинарная парадигма анализа конфликтов ценностей //Конфликтология. 2016. №. 4.
47. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М., 2003.
48. Хлопкова О.В. Религиозная идентичность в структуре идентичностей нселения Северного Кавказа // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгресса российских исследователей религии. – Владимир, 2016. Т. 4.
49. Хобсбаум Э. Изобретение традиций //Вестник Евразии. 2000. №. 1.
50. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. – СПБ., 1998.
51. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3.
52. Шадже А.Ю., Куква Е.С. Модернизирующийся Северный Кавказ: параметры идентичности //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2012. №. 2.
53. Широкогоров С.М. Этнографические исследования: Этнос. Исследование принципов изменения этнических и этнографических явлений / Отв. редактор А.М. Кузнецов, А.М. Решетов: в 2-х кн. Книга вторая. – Владивосток, 2002.
54. Этноэтикет народов Северного Кавказа. Научно-учебное пособие // Под редакцией В.А. Тишкова. – М., – Пятигорск, 2014.
Литература на иностранных языках:
1. Arnett J.J. The psychology of globalization //American psychologist. 2002. Vol. 57(10).
2. Banton M. Max Weber on ‘ethnic communities’: a critique //Nations and Natio-nalism. 2007. Vol. 13(1).
3. Bauman Z. On glocalization: Or globalization for some, localization for some others //Thesis Eleven. 1998. Vol. 54 (1).
4. Berger P.L. The cultural dynamics of globalization // Many globalizations. Ed. P.L. Berger, S.L. Huntington. – New York. 2002.
5. Brubaker R., Cooper F. Beyond “identity” //Theory and society. 2000. Vol. 29 (1).
6. Eriksen T. H. Ethnicity // The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Globalization. – MA., 2012.
7. Galtung J. Cultural violence //Journal of peace research. 1990. Vol. 27 (3).
8. Giddens A. Sociology (6th edition). – Cambridge. 2009.
9. Jacques M., Hall S. New times //Marxism Today. 1988. Vol.3.
10. Jenkins R. The limits of identity: ethnicity, conflict, and politics //Sheffield Online Papers in Social Research. 2000. Vol. 2.
11. Kivisto P., Nefzger B. Symbolic ethnicity and American Jews: The relationship of ethnic identity to behavior and group affiliation //The Social Science Journal. 1993. Vol. 30 (1).
12. Lewin K. Resolving social conflicts. – New York, 1945.
13. Matsumoto D. The Cambridge dictionary of psychology. – Cambridge, 2009.
14. Morgan G. "The analysis of ethnicity: Conceptual problems and policy implications //New Community. 1985.Vol 12 (3).
15. Robertson R. et al. Glocalization: Time-space and homogeneity-heterogeneity //Global modernities. 1995. Vol. 2.
16. Scott G. M. A resynthesis of the primordial and circumstantial approaches to ethnic group solidarity: towards an explanatory model //Ethnic and Racial Stu-dies. 1990. Vol. 13 (2).
17. Scupin R., DeCorse C. R. Anthropology: A global perspective (8th edition). – New York Education, 2016.
18. Smith A. D. Myths and Memories of the Nation. – Oxford, 1999.
19. Tomilson J. Globalization and culture. – Chicago. 1999.
20. Van den Berghe P. L. Race and ethnicity: a sociobiological perspective // Ethnic and racial studies. 1978. Vol. 1 (4).
21. Van den Berghe P.L. The ethnic phenomenon. – New York, 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ