ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Экономико-организационные проблемы и пути совершенствования управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур (ТПС)
1.1. Место и роль ТПС в экономике страны.…………………………….
1.2. Проблемы обеспечения эффективности функционирования ТПС в современных условиях
1.3. Основные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС ……
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава 2. Методологические основы управления конкурентоспособностью ТПС
2.1. Анализ существующих методов управления конкурентоспособностью ТПС.……………………………………........
2.2. Принципы обеспечения конкурентоспособности ТПС.…...
2.3. Показатели и критерии оценки уровня конкурентоспособности ТПС.………………………………………………………………………………
2.4. Методические рекомендации по управлению конкурентоспособностью ТПС.
Выводы по второй главе………………………………………………………...
Глава 3. Экономическая целесообразность и опыт совершенствования управления конкурентоспособностью ТПС.
3.1. Мониторинг информационных данных, необходимых для оценки и управления конкурентоспособностью ТПС.
3.2. Пример оценки управления конкурентоспособностью ТПС.…………………………………………………
3.3. Экономическая целесообразность совершенствования управления конкурентоспособностью ТПС.………………………………….
Выводы по третьей главе……………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Финансово-экономические показатели розничной торговли на территории РФ……………………………………………………..97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основные характеристики 10 крупнейших сетевых ТПС……………………………………………………………………………...100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Определения понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»………………………………………………………………….101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. PEEST – анализ внешней среды ОАО «Магнит»………102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. SWOT – анализ деятельности ОАО «Магнит»…………103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Экспертный лист………………………………………….104
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Итоговая матрица экспертных оценок………………….105
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Краткая характеристика ОАО «Магнит»……………….106
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Краткая характеристика компаний X5 Retail Group и
ОАО «Дикси групп»……………………………………………………………110
Введение ……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Экономико-организационные проблемы и пути совершенствования управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур (ТПС)
1.1. Место и роль ТПС в экономике страны.…………………………….
1.2. Проблемы обеспечения эффективности функционирования ТПС в современных условиях
1.3. Основные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС ……
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава 2. Методологические основы управления конкурентоспособностью ТПС
2.1. Анализ существующих методов управления конкурентоспособностью ТПС.……………………………………........
2.2. Принципы обеспечения конкурентоспособности ТПС.…...
2.3. Показатели и критерии оценки уровня конкурентоспособности ТПС.………………………………………………………………………………
2.4. Методические рекомендации по управлению конкурентоспособностью ТПС.
Выводы по второй главе………………………………………………………...
Глава 3. Экономическая целесообразность и опыт совершенствования управления конкурентоспособностью ТПС.
3.1. Мониторинг информационных данных, необходимых для оценки и управления конкурентоспособностью ТПС.
3.2. Пример оценки управления конкурентоспособностью ТПС.…………………………………………………
3.3. Экономическая целесообразность совершенствования управления конкурентоспособностью ТПС.………………………………….
Выводы по третьей главе……………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Финансово-экономические показатели розничной торговли на территории РФ……………………………………………………..97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Основные характеристики 10 крупнейших сетевых ТПС……………………………………………………………………………...100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Определения понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»………………………………………………………………….101
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. PEEST – анализ внешней среды ОАО «Магнит»………102
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. SWOT – анализ деятельности ОАО «Магнит»…………103
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Экспертный лист………………………………………….104
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Итоговая матрица экспертных оценок………………….105
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Краткая характеристика ОАО «Магнит»……………….106
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Краткая характеристика компаний X5 Retail Group и
ОАО «Дикси групп»……………………………………………………………110
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
На современном этапе развития экономических отношений, в условиях глобализации и вступления России в ВТО, рыночные отношения характеризуется значительным ужесточением конкуренции в сфере торговли. Для эффективного управления, принятия своевременных и обоснованных управленческих решений требуется овладение современными методиками оценки и управления конкурентоспособностью. Анализ представленных в научной и учебной литературе методических подходов указал на не достаточную их проработанность и универсальность. Так же было выявлено, что методы оценки конкурентоспособности торговых розничных сетей, меньше всего разработаны, а применяемые на практике являются несовершенными. Это связано с двумя основными причинами:
1. относительно недавним появлением и стремительным развитием рознично-сетевой формы организации торговой деятельности
2. в сравнении с методами оценки различных видов предприятий (производственных, коммерческих, финансовых и др.) методы оценки уровня конкурентоспособности торговых предприятий с сетевой формой организации более сложные и фактороемкие.
Отсюда вытекают и проблемы принятия обоснованных и эффективных управленческих решений направленных на обеспечение устойчивого развития ТПС за счет повышения уровня конкурентоспособности.
На данный момент наблюдается недостаток теоретического и методического обеспечения достоверной и точной оценки конкурентного положения торгового предприятия с сетевой формой организации из-за высокого количества специфических особенностей, сложности и относительной субъективности получаемых оценок, с высоким уровнем погрешности, которые приводят к неопределенности конечного результата, множеству стратегических направлений для дальнейшего управления и необъективности принятых управленческих решений. А так же из-за отсутствия проработанной системы принципов управления, учитывающих специфику функционирования розничного торгового предприятия в диссипативной среде с высоким уровнем флуктуаций. Эти обстоятельства не позволяют получать достоверную и детальную оценку уровня конкурентоспособности ТПС. Что, в конечном счете, приводит к снижению, либо к завышению показателей фактического уровня конкурентоспособности предприятия и принятию нецелесообразных или неэффективных управленческих решений. В связи с этим, данная проблема становится наиболее актуальной для научно-методического и практического решения, которая требует разработки научно обоснованного и объективного метода и основных принципов управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации, основанного на объективном и эффективном методе оценки уровня корнкурентоспособности .
Степень разработанности проблемы. Особенности развития экономики, роль и место в ней торговых предпринимательских структур раскрываются в работах Бермана Б., Брукинга Э., Костюкова В.Н., Мильнера Б.З., Минса Г., Попкова В.П., Пауэла У., Олейник Н.М., Иванова С.В., Якунина Е.Н. и др. Проблемными вопросами управления конкурентоспособностью предприятия, занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. Методы оценки управления конкурентоспособностью в их различной форме и структуре нашли свое отражение в трудах Котлера Ф., Ламбена Ж.-Ж., Портера М., Рикардо Д., Смита А., Фатхутдинова Р.А., Фридмана Е.Е., Штайльманна К., Шарафановой Е.Е., Юданова А.Ю. и др. Выявлением новых форм, обогащением и развитием существующих методов занимались Авдеев Ю.В., Афанасьев М.П., Баумгартен Л.В., Белоусов В.Л., Винокуров В.А., Глухов А.Л., Корабельников В.М., Захарченко В.И., Лифицин И.М., Ляпунова Г.П., Прихач А.Ю., Попков В.П., Радаев В.В., Станиславская М.В., Самодуров Д.А., Олейник Н.М., Якунин Е.Н., Царев В.В. и др. Однако, ни в зарубежной, ни в отечественной научной и учебной литературе не удалось обнаружить достаточно проработанного и адаптированного к современным условиям метода оценки конкурентоспособности, который учитывал бы специфику деятельности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации и отвечал бы современным требованиям. Кроме того, подавляющее большинство публикации посвящено изучению проблемы управления конкурентоспособностью предприятия, не уделяют должного внимания проблеме получения адекватной, комплексной и достоверной оценки уровня конкурентоспособности, уделяя лишь внимание оценки уровня конкурентоспособности его товаров или услуг, оставляя без должного внимания остальные составляющие конкурентоспособности организации, в особенности такие как нематериальный капитал как инновационный потенциал, маркетинговые и человеческие ресурсы. Таким образом, отсутствие эффективной методики оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур влечет за собой принятие не эффективных управленческих решений и обусловливает актуальность исследования и разработки решения данной проблемы.
Цель работы заключается в совершенствовании методического обеспечения управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур.
Объект исследования: Торговые предпринимательские структуры.
Предмет исследования: Принципы и методы управленния конкурентоспособностью торговых предприятий.
Задачи:
1. Определить место, роль, проблемы и особенности функционирования ТПС в современных условиях
2. Выявить проблемы обеспечения эффективности функционирования ТПС в современных условиях
3. Сформулировать основные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС
4. Критически проанализировать и классифицировать существующие методические подходы к оценке и управлению конкурентоспособностью торговых предприятии
5. Сформулировать принципы обеспечения конкурентоспособности ТПС
6. Сформировать показатели и критерии оценки уровня конкурентоспособности ТПС
7. Разработать методические положения по управлению конкурентоспособностью ТПС
8. Проанализировать количественные и качественные показатели объекта исследования
9. Опробовать предложенные принципы и методы управления конкурентоспособностью ТПС на практике
10. Доказать целесообразность предложенных принципов и методов оценки и управления конкурентоспособностью ТПС.
Научная новизна заключается в следующих положениях:
1. Систематизированы особенности (плановость, масштабность, синергизм и др.) и проблемы (экономические, правовые, организационные, финансовые и др.) функционирования торговых предпринимательских структур в современных условиях, на основе которых были выявлены основные факторы определяющие уровень конкурентоспособности (операционная деятельность, доля рынка, инновационное развитие, потребительская лояльность, логистика, и др.). Выявлен приоритетный сдвиг при управлении конкурентоспособностью предприятиями в сторону учета неосязаемого капитала.
2. Предложено определение конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации. Которое заключается в способности предприятия осуществлять эффективную финансово-хозяйственную, закупочную, производственную, складскую и сбытовую деятельность, реализовывать товары и услуги по выгодным для себя ценам, максимально удовлетворяя спрос потребителей, а так же сохраняя или расширяя долю рынка за счет использования конкурентного преимущества.
3. Определены приоритетные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС в основе которых лежит гипотеза об усилении роли неосязаемого капитала в системе управления конкурентоспособностью ТПС.
4. Разработана классификация предложенных в научной и учебной литературе методических подходов по управлению и оценке конкурентоспособности предприятий по количественно-качественному и субъективно-объективному критерию.
5. Дополнен состав принципов оценки и управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур: принципом инновационности, динамичности, взаимообусловленности и достаточности.
6. Предложено сгруппировать конкурентные преимущества на ресурсные, маркетинговые и процессные. В основу группировки лег критерий «способ управления» ими.
7. На основе предложенной группировки конкурентных преимуществ разработана методика оценки конкурентоспособности ТПС, состоящая из двух подсистем с функциональной зависимостью – инкритериальной и экскритериальной. Экскритериальная базируется на процессных результатах деятельности ТПС, которые отражают видимый результат рыночной деятельности, инкритериальная на управленческих воздействиях на элементы неосязаемого капитала и отражающихся на стоимости компании. Применение экскритериального метода позволяет определить положение анализируемой ТПС относительно конкурентов на основе открытой рыночной информации, а так же проследить динамику его развития во времени. Инкритериальный определяет потребительскую лояльность, формируемую за счет управления маркетинговым, инновационным и человеческим капиталами, которые не могут быть напрямую количественно оценены и имеют опосредованнное отражение на стоимость ТПС.
8. Разработана классификация неосязаемого капитала по получаемым результатам, по управляемости, степени влияния на конкурентоспособность и устойчивость развития ТПС с целью оптимизации управления ими.
9. Предложена ситуационная методология управления состоящая из 16 блок – схем, основанная на полученных результатах анализа состояния уровня конкурентоспособности ТПС и элементов неосязаемого капитала. Предлагаемая методология направлена на оптимизацию инвестиционных и стратегических ресурсов.
Практическая ценность:
Основные научно-исследовательские выводы и положения носят прикладной характер. Разработанные методические положения по оценке конкурентоспособности позволяют получать более объективные и достоверные результаты на основе которых принимаются обоснованные и целесообразные управленческие решения исключая неэффективные и излишние действия влекущие за собой дополнительные временные, материальные и трудовые издержки.
Структура работы, содержание и объем определены целями и задачами научно-практического исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, две из которых в журнале рекомендованном ВАК.
Актуальность проблемы исследования.
На современном этапе развития экономических отношений, в условиях глобализации и вступления России в ВТО, рыночные отношения характеризуется значительным ужесточением конкуренции в сфере торговли. Для эффективного управления, принятия своевременных и обоснованных управленческих решений требуется овладение современными методиками оценки и управления конкурентоспособностью. Анализ представленных в научной и учебной литературе методических подходов указал на не достаточную их проработанность и универсальность. Так же было выявлено, что методы оценки конкурентоспособности торговых розничных сетей, меньше всего разработаны, а применяемые на практике являются несовершенными. Это связано с двумя основными причинами:
1. относительно недавним появлением и стремительным развитием рознично-сетевой формы организации торговой деятельности
2. в сравнении с методами оценки различных видов предприятий (производственных, коммерческих, финансовых и др.) методы оценки уровня конкурентоспособности торговых предприятий с сетевой формой организации более сложные и фактороемкие.
Отсюда вытекают и проблемы принятия обоснованных и эффективных управленческих решений направленных на обеспечение устойчивого развития ТПС за счет повышения уровня конкурентоспособности.
На данный момент наблюдается недостаток теоретического и методического обеспечения достоверной и точной оценки конкурентного положения торгового предприятия с сетевой формой организации из-за высокого количества специфических особенностей, сложности и относительной субъективности получаемых оценок, с высоким уровнем погрешности, которые приводят к неопределенности конечного результата, множеству стратегических направлений для дальнейшего управления и необъективности принятых управленческих решений. А так же из-за отсутствия проработанной системы принципов управления, учитывающих специфику функционирования розничного торгового предприятия в диссипативной среде с высоким уровнем флуктуаций. Эти обстоятельства не позволяют получать достоверную и детальную оценку уровня конкурентоспособности ТПС. Что, в конечном счете, приводит к снижению, либо к завышению показателей фактического уровня конкурентоспособности предприятия и принятию нецелесообразных или неэффективных управленческих решений. В связи с этим, данная проблема становится наиболее актуальной для научно-методического и практического решения, которая требует разработки научно обоснованного и объективного метода и основных принципов управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации, основанного на объективном и эффективном методе оценки уровня корнкурентоспособности .
Степень разработанности проблемы. Особенности развития экономики, роль и место в ней торговых предпринимательских структур раскрываются в работах Бермана Б., Брукинга Э., Костюкова В.Н., Мильнера Б.З., Минса Г., Попкова В.П., Пауэла У., Олейник Н.М., Иванова С.В., Якунина Е.Н. и др. Проблемными вопросами управления конкурентоспособностью предприятия, занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. Методы оценки управления конкурентоспособностью в их различной форме и структуре нашли свое отражение в трудах Котлера Ф., Ламбена Ж.-Ж., Портера М., Рикардо Д., Смита А., Фатхутдинова Р.А., Фридмана Е.Е., Штайльманна К., Шарафановой Е.Е., Юданова А.Ю. и др. Выявлением новых форм, обогащением и развитием существующих методов занимались Авдеев Ю.В., Афанасьев М.П., Баумгартен Л.В., Белоусов В.Л., Винокуров В.А., Глухов А.Л., Корабельников В.М., Захарченко В.И., Лифицин И.М., Ляпунова Г.П., Прихач А.Ю., Попков В.П., Радаев В.В., Станиславская М.В., Самодуров Д.А., Олейник Н.М., Якунин Е.Н., Царев В.В. и др. Однако, ни в зарубежной, ни в отечественной научной и учебной литературе не удалось обнаружить достаточно проработанного и адаптированного к современным условиям метода оценки конкурентоспособности, который учитывал бы специфику деятельности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации и отвечал бы современным требованиям. Кроме того, подавляющее большинство публикации посвящено изучению проблемы управления конкурентоспособностью предприятия, не уделяют должного внимания проблеме получения адекватной, комплексной и достоверной оценки уровня конкурентоспособности, уделяя лишь внимание оценки уровня конкурентоспособности его товаров или услуг, оставляя без должного внимания остальные составляющие конкурентоспособности организации, в особенности такие как нематериальный капитал как инновационный потенциал, маркетинговые и человеческие ресурсы. Таким образом, отсутствие эффективной методики оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур влечет за собой принятие не эффективных управленческих решений и обусловливает актуальность исследования и разработки решения данной проблемы.
Цель работы заключается в совершенствовании методического обеспечения управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур.
Объект исследования: Торговые предпринимательские структуры.
Предмет исследования: Принципы и методы управленния конкурентоспособностью торговых предприятий.
Задачи:
1. Определить место, роль, проблемы и особенности функционирования ТПС в современных условиях
2. Выявить проблемы обеспечения эффективности функционирования ТПС в современных условиях
3. Сформулировать основные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС
4. Критически проанализировать и классифицировать существующие методические подходы к оценке и управлению конкурентоспособностью торговых предприятии
5. Сформулировать принципы обеспечения конкурентоспособности ТПС
6. Сформировать показатели и критерии оценки уровня конкурентоспособности ТПС
7. Разработать методические положения по управлению конкурентоспособностью ТПС
8. Проанализировать количественные и качественные показатели объекта исследования
9. Опробовать предложенные принципы и методы управления конкурентоспособностью ТПС на практике
10. Доказать целесообразность предложенных принципов и методов оценки и управления конкурентоспособностью ТПС.
Научная новизна заключается в следующих положениях:
1. Систематизированы особенности (плановость, масштабность, синергизм и др.) и проблемы (экономические, правовые, организационные, финансовые и др.) функционирования торговых предпринимательских структур в современных условиях, на основе которых были выявлены основные факторы определяющие уровень конкурентоспособности (операционная деятельность, доля рынка, инновационное развитие, потребительская лояльность, логистика, и др.). Выявлен приоритетный сдвиг при управлении конкурентоспособностью предприятиями в сторону учета неосязаемого капитала.
2. Предложено определение конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации. Которое заключается в способности предприятия осуществлять эффективную финансово-хозяйственную, закупочную, производственную, складскую и сбытовую деятельность, реализовывать товары и услуги по выгодным для себя ценам, максимально удовлетворяя спрос потребителей, а так же сохраняя или расширяя долю рынка за счет использования конкурентного преимущества.
3. Определены приоритетные направления и пути повышения конкурентоспособности ТПС в основе которых лежит гипотеза об усилении роли неосязаемого капитала в системе управления конкурентоспособностью ТПС.
4. Разработана классификация предложенных в научной и учебной литературе методических подходов по управлению и оценке конкурентоспособности предприятий по количественно-качественному и субъективно-объективному критерию.
5. Дополнен состав принципов оценки и управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур: принципом инновационности, динамичности, взаимообусловленности и достаточности.
6. Предложено сгруппировать конкурентные преимущества на ресурсные, маркетинговые и процессные. В основу группировки лег критерий «способ управления» ими.
7. На основе предложенной группировки конкурентных преимуществ разработана методика оценки конкурентоспособности ТПС, состоящая из двух подсистем с функциональной зависимостью – инкритериальной и экскритериальной. Экскритериальная базируется на процессных результатах деятельности ТПС, которые отражают видимый результат рыночной деятельности, инкритериальная на управленческих воздействиях на элементы неосязаемого капитала и отражающихся на стоимости компании. Применение экскритериального метода позволяет определить положение анализируемой ТПС относительно конкурентов на основе открытой рыночной информации, а так же проследить динамику его развития во времени. Инкритериальный определяет потребительскую лояльность, формируемую за счет управления маркетинговым, инновационным и человеческим капиталами, которые не могут быть напрямую количественно оценены и имеют опосредованнное отражение на стоимость ТПС.
8. Разработана классификация неосязаемого капитала по получаемым результатам, по управляемости, степени влияния на конкурентоспособность и устойчивость развития ТПС с целью оптимизации управления ими.
9. Предложена ситуационная методология управления состоящая из 16 блок – схем, основанная на полученных результатах анализа состояния уровня конкурентоспособности ТПС и элементов неосязаемого капитала. Предлагаемая методология направлена на оптимизацию инвестиционных и стратегических ресурсов.
Практическая ценность:
Основные научно-исследовательские выводы и положения носят прикладной характер. Разработанные методические положения по оценке конкурентоспособности позволяют получать более объективные и достоверные результаты на основе которых принимаются обоснованные и целесообразные управленческие решения исключая неэффективные и излишние действия влекущие за собой дополнительные временные, материальные и трудовые издержки.
Структура работы, содержание и объем определены целями и задачами научно-практического исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, две из которых в журнале рекомендованном ВАК.
Заключение
Стремительное развитие российского розничного рынка во многом обусловливается увеличивающимися конкурентными отношениями между торговыми предпринимательскими структурами. Сетевая форма организации приобретает все более важную роль при формировании современного облика розничной торговли, определяя ее основные направления и тенденции. В таких условиях проблема повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации выходит на первый план. Для эффективного управления конкурентоспособностью ТПС необходимо обладать методикой оценки конкурентного положения предприятия, применение которой позволит получить необходимую и достоверную информацию, на основе которой принимаются обоснованные управленческие решения. Анализ методик представленных в научной и учебной литературе показал их универсальность для всех типов предприятий, что влечет за собой их нецелесообразность и неэффективность. Таким образом, на сегодняшний день наблюдается недостаток практического и теоретического опыта достоверной и точной оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации осуществляющих международную деятельность. Это определило основную цель данной диссертационной работы.
Обозначим основные теоретические и практические результаты работы:
1. В результате анализа мирового и отечественного розничного рынка была выявлена ведущая роль торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации при формировании современного облика розничной торговли.
2. Плановое развитие в низко конкурентных условиях во многом обусловило особенности функционирования торговых предпринимательских структур на российском рынке. Наиболее актуальными на сегодняшний день стали:
- сетевая форма организации как наиболее рентабельная и экономически целесообразная
- стратегия развития за счет эффекта масштаба
- осуществление прямого импорта
- увеличивающаяся конкуренция со стороны иностранных компаний
- неразвитость информационного пространства российского рынка
- высокий уровень инвестиционной привлекательности
- власть потребителя
- повышение уровня жизни населения
-кадровые, технологические, экономические проблемы (нехватка подходящих площадей, рост арендных ставок, коммунальные расходы и др.).
5. Выявлены основные проблемы оценки конкурентоспособности ТПС:
- субъективность, относительность и неопределенность получаемых результатов
- недостаток теоретического и методического обеспечения
- динамичность социально-экономической системы
- информационная недостаточность и др.
6. По результатам критического анализа существующих методических подходов к оценке, произведена их группировка по четырем областям – методы структурного и стратегического анализа, расчетные и расчетно-графические методы, методы экспертных оценок, матричные методы.
7. Даны определения единичным, групповым и интегральным численным показателям, а так же приведены формулы их расчета.
8. Сформулированы принципы оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур. За основу были взяты 15 принципов, предложенные Царевым В.В. (одномоментности, относительности, корректности, множественности, комплексности, иерархичности, эквифинальности, эмерджентности, коммуникативности, разнообразия, реальности, креативности, стабильности, адаптивности, единообразия) и дополнены принципом инновационности, взаимообусловленности, динамичности и достаточности.
9. Предложен алгоритм совершенствования методики оценки конкурентоспособности, который позволил в соответствии с выявленными изменениями во внешней и внутренней среде разработать усовершенствованную методику оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур.
9. Разработаны методические положения основной задачей которых является информационное, методическое и техническое сопровождение процедуры оценки.
10. Основными особенностями разработанной методики являются:
- четко выраженный математический аппарат
- единая соразмерность оцениваемых показателей
- сравнительный анализ проводится не с эталонными показателями, а с реально функционирующими предприятиями
- позволяет выявить основные факторы, обуславливающие достигнутый уровень конкурентоспособности
- позволяет осуществлять более глубокий и детальный анализ конкурентоспособности
- выявить приоритетные направления повышения конкурентоспособности ТПС.
11. Помимо научно- практической значимости, предлагаемая методика обладает экономической целесообразностью, которая выражается при пессимистических прогнозах в дополнительной прибыли равной 3 102, 25 млн. руб., при оптимистических - в 4 017,78 млн. руб.
Применение разработанных методических положений позволяет оценить не только уровень конкурентоспособности, но и структурное содержание в разрезе единичных показателей его образующих. Данная информация позволяет разрабатывать и принимать актуальные и целесообразные управленческие решения, исключая неэффективные, излишние и нежелательные действия, которые влекут за собой дополнительные материальные, трудовые и временные затраты.
Стремительное развитие российского розничного рынка во многом обусловливается увеличивающимися конкурентными отношениями между торговыми предпринимательскими структурами. Сетевая форма организации приобретает все более важную роль при формировании современного облика розничной торговли, определяя ее основные направления и тенденции. В таких условиях проблема повышения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации выходит на первый план. Для эффективного управления конкурентоспособностью ТПС необходимо обладать методикой оценки конкурентного положения предприятия, применение которой позволит получить необходимую и достоверную информацию, на основе которой принимаются обоснованные управленческие решения. Анализ методик представленных в научной и учебной литературе показал их универсальность для всех типов предприятий, что влечет за собой их нецелесообразность и неэффективность. Таким образом, на сегодняшний день наблюдается недостаток практического и теоретического опыта достоверной и точной оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации осуществляющих международную деятельность. Это определило основную цель данной диссертационной работы.
Обозначим основные теоретические и практические результаты работы:
1. В результате анализа мирового и отечественного розничного рынка была выявлена ведущая роль торговых предпринимательских структур с сетевой формой организации при формировании современного облика розничной торговли.
2. Плановое развитие в низко конкурентных условиях во многом обусловило особенности функционирования торговых предпринимательских структур на российском рынке. Наиболее актуальными на сегодняшний день стали:
- сетевая форма организации как наиболее рентабельная и экономически целесообразная
- стратегия развития за счет эффекта масштаба
- осуществление прямого импорта
- увеличивающаяся конкуренция со стороны иностранных компаний
- неразвитость информационного пространства российского рынка
- высокий уровень инвестиционной привлекательности
- власть потребителя
- повышение уровня жизни населения
-кадровые, технологические, экономические проблемы (нехватка подходящих площадей, рост арендных ставок, коммунальные расходы и др.).
5. Выявлены основные проблемы оценки конкурентоспособности ТПС:
- субъективность, относительность и неопределенность получаемых результатов
- недостаток теоретического и методического обеспечения
- динамичность социально-экономической системы
- информационная недостаточность и др.
6. По результатам критического анализа существующих методических подходов к оценке, произведена их группировка по четырем областям – методы структурного и стратегического анализа, расчетные и расчетно-графические методы, методы экспертных оценок, матричные методы.
7. Даны определения единичным, групповым и интегральным численным показателям, а так же приведены формулы их расчета.
8. Сформулированы принципы оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур. За основу были взяты 15 принципов, предложенные Царевым В.В. (одномоментности, относительности, корректности, множественности, комплексности, иерархичности, эквифинальности, эмерджентности, коммуникативности, разнообразия, реальности, креативности, стабильности, адаптивности, единообразия) и дополнены принципом инновационности, взаимообусловленности, динамичности и достаточности.
9. Предложен алгоритм совершенствования методики оценки конкурентоспособности, который позволил в соответствии с выявленными изменениями во внешней и внутренней среде разработать усовершенствованную методику оценки конкурентоспособности торговых предпринимательских структур.
9. Разработаны методические положения основной задачей которых является информационное, методическое и техническое сопровождение процедуры оценки.
10. Основными особенностями разработанной методики являются:
- четко выраженный математический аппарат
- единая соразмерность оцениваемых показателей
- сравнительный анализ проводится не с эталонными показателями, а с реально функционирующими предприятиями
- позволяет выявить основные факторы, обуславливающие достигнутый уровень конкурентоспособности
- позволяет осуществлять более глубокий и детальный анализ конкурентоспособности
- выявить приоритетные направления повышения конкурентоспособности ТПС.
11. Помимо научно- практической значимости, предлагаемая методика обладает экономической целесообразностью, которая выражается при пессимистических прогнозах в дополнительной прибыли равной 3 102, 25 млн. руб., при оптимистических - в 4 017,78 млн. руб.
Применение разработанных методических положений позволяет оценить не только уровень конкурентоспособности, но и структурное содержание в разрезе единичных показателей его образующих. Данная информация позволяет разрабатывать и принимать актуальные и целесообразные управленческие решения, исключая неэффективные, излишние и нежелательные действия, которые влекут за собой дополнительные материальные, трудовые и временные затраты.
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА РАННЕЙ СТАДИИ ИХ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ особенностей
управления конкурентоспособностью компании
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур в условиях инновационного развития
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТЭК» НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление конкурентоспособностью торговой организации на рынке на примере ООО «НОВА»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ИП Хасанова Л.Р. магазин женского нижнего белья «L boutique»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ГОК «САРОБ»)
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления рисками в системе мер повышения
экономической безопасности предприятия
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



