Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации на основе принципа возрастосообразности

Работа №98194

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА
ВОЗРАСТОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Принцип возрастосообразности как основа педагогического процесса 6
1.2. Особенности организации предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с принципом возрастосообразности 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ВОЗРАСТОСООБРАЗНОСТИ 33
2.1. Анализ развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации 33
2.2. Рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации на основе принципа возрастосообразности 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

На сегодняшний день, как никогда, актуальна проблема модернизации образовательной политики в целом и дошкольной, в частности. Актуально приведение учебно-воспитательного процесса, организации развивающей предметно-пространственной среды в каждой дошкольной образовательной организации в полное соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [57]. Практическое решение задач современного дошкольного образования требует основательной психолого-педагогической основы для организации образовательного процесса и создания развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях является важным направлением реформы дошкольного образования.
В психолого - педагогической литературе значительное внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой, в частности на это обращали внимание П.П. Блонский, [6], Л.С. Выготский [11] и др. Данные ученые отмечают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет соответствующую функцию - побуждающую - побуждает к игре, формирует воображение. Развитие детей дошкольного возраста зависит от того, как их воспитывают, как организовано воспитание, где и в каком окружении они растут.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в число которых входят требования к созданию предметной развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации, должна быть выстроена в соответствии с принципами стандарта и направлена на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей дошкольного возраста. Одной из основ построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации выступает принцип возрастосообразности.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения детей дошкольного возраста на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для детей дошкольного возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния пространственной среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. Среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств детей дошкольного возраста, обозначает их индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует индивидуальность, создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие - требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать эффективность педагогического процесса с учетом возрастных особенностей детей, что не всегда реализуется в условиях дошкольной образовательной организации.
Данное противоречие определило проблему исследования: изучение эффективности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации на основе принципа возрастосообразности. Что позволило сформулировать тему работы: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации на возрастосообразности».
Объект исследования: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации на основе принципа возрастосообразности.
Цель исследования: разработать рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципом возрастосообразности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить принципы создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
3. Рассмотреть принцип возрастосообразности как основу организации педагогического процесса.
4. Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- анализ и обобщение.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 33 города Екатеринбурга.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно¬
развивающую среду [Текст] / Т. Анохина. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Ахмедулина, Л.Г. Современный детский сад: сборник педагогических проектов [Текст] / Л.Г. Ахмедулина, Е.С. Ахтамова; под ред. А.А. Ильясовой, Е.А. Омельченко. - Новосибирск: Сибпринт, 2013. - 94 с.
3. Бабурина, Е.Г. Современный детский сад: теоретические разработки [Текст] / Е.Г. Бабурина, М.Г. Гаврильева; под ред. А.А. Ильясовой. - Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. - 48 с.
4. Белькович, В.Ю. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева (авт.- сост.) - Мозаика. М.: Русское слово - учебник, 2014. - 464 с.
5. Береснева, С.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / С.И. Береснова // Управление дошкольным образовательным учреждение. - 2006. - № 6. - С. 60-70.
6. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Том 1. [Текст] / П.П. Блонский; под редакцией А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
7. Блонский, П.П. Память и мышление. [Текст] / П.П. Блонский. / СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Браузман, Т.В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Браузман. // Молодой ученый. - 2017. - № 9. С. 310-312.
9. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.Просвещение,1988. - 340 с.
10. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / Аксарина, Н.М. - М.: Медецина 2007 г.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2006. - 1136 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2004. - 512 с.
13. Данилина, Т.А. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: практическое пособие [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенадзе. - М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.
14. Дюркгейм, Эмиль. Социология образования. [Текст] / Пер. с франц. Т.Г. Астаховой. Эмиль Дюркгейм. / Научн. ред. В.С. Собкин, В.Я. Нечаев. / Вступительная статья В.С. Собкина. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с.
15. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по программе «От рождения до школы». [Текст] / Авт. Кол. Издательства «Учитель». - Волгоград: 2012.
16. Зайцева, О.Ю., Правовые основы управления ДОУ в условия внедрения ФГОС [Текст] / О.Ю. Зайцева, В.В. Канащенкова, - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 277 с.
17. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А. Карабанова, - Москва, 2014 г.
18. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды, // Из опыта работы. [Текст] / Л.Г. Киреева, - Волгоград: Учитель, 2009. -143 с.
19. Кобель, Г.Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 692-694.
20. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Том 2. Отдельные произведения. Я.А. Коменский, / пер. с лат. В.Н. Ивановского, Д.Н. Королькова, Н.С. Терновского [Текст] под редакцией, с вводными статьями и примечаниями А.А. Красновского. - Москва: Учпедгиз, 1939.
21. Корендо, Р. Предметно-развивающая среда как фактор
всестороннего развития ребенка [Текст] / Р. Корендо, С. Бабич // Воспитатель - методист дошкольного учреждения. - 2011. - № 9. - С. 44-50.
22. Корепанова, Н.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография [Текст] / Н.В. Корепанова. - Волгоград: Перемена, 2011. - 149 с.
23. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт
проблемного анализа: монография [Текст]/ Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, УрГПУ, 2007. - 276 с.
24. Крутой, К. Образовательное пространство дошкольного учебного заведения. Ч. 1: Концепции, проектирование технологии создания [Текст] / К. Крутой. - Запорожье: ЛИПС, 2009. - 320 с.
25. Кузнецова, Г.Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 58-60.
26. Лисицын, С.А. Инновационные подходы к подготовке и переподготовке учителей и руководителей образовательных учреждений [Текст] / С. А. Лисицын, Л. В. Куценко-Барская // Методист: науч. - метод. Журн.- М.: АПК и ПРО, 2006. - N 3. - C. 8-12
27. Майнулов, Ю.С. Средовый подход в воспитании: к определению понятия [Текст] / Ю.С. Манулов // Воспитательная системы массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. С. 98-110.
28. Максимова, Л.А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: автореф. дис. . ..канд. пед. наук [Текст] / Л.А. Максимова. - Екатеринбург: [б.и.], 2007. - 21 с.
29. Максютова, Г.Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) [Текст] Г.Ю. Максютова // Молодой ученый. Г.Ю. Максютова, - 2012. - №5. - С. 463-465.
30. Марцинковская, Т. История психологии. 4-е изд., стереотип [Текст] / Т. Марцинковская, - М.: Академия, 2004 - 544 с.
31. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] / под. ред. О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой. М.: 2014. - 96 с.
32. Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики [Текст] / М. Монтессори. - М.: Задруга, 1913. - 339 с.
33. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
34. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. [Текст] / С. Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
35. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез,2014.
37. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. / Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина (РГУ), 2010. - 540 с.
38. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 719 с.
39. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] // Дошкольное образование в России / под ред. Р.Б. Стеркиной. - М.: Изд-во АСТ, 1993. - С. 57-90.
40. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, - М. : Просвещение, 1993. - 102 с.
41. Письмо Департамента общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 [Электронный ресурс]: «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28022014-n-08-249/
(дата обращения: 11.09.2017)
42. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" [Электронный ресурс]: Министерство образования Российской Федерации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901852366 (дата обращения: 01.10.2017)
43. Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276) [Электронный ресурс]: Министерство образования Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/70662982/ (дата обращения: 19.01.2017)
44. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 128 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Министерство образования Российской Федерации. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-
standart-dok.html (дата обращения: 19.01.2017)
46. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Министерство образования Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- 30082013-n-1014/. (дата обращения: 19.01.2017)
47. Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014) [Электронный ресурс]: Министерство
образования Российской Федерации. URL: https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html. (дата обращения: 19.01.2017)
48. Резниченко, И. Создание развивающего пространства в групповых помещениях дошкольного учреждения. [Текст]: И.Резниченко // Практика управления дошкольным учреждением. - 2011. - № 1. - С. 27-40.
49. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013) [Электронный ресурс]: URL:
http: //files. stroyinf.ru/data2/1/4293780/4293780935. htm. (дата обращения:
19.01.2017)
50. Свирская Л. ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. Свирская, Л. Роменская, / Великий Новгород: - НИРО, 2014. - 60 с.
51. Снайдер Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести [Текст] / Р. Снайдер, М. Снайдер, Р.Снайдер-мл. -М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. - 271 с.
52. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды
дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / А.К. Сорина. - СПб., 2015. - 16 с.
53. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников [Текст] / А.П. Усова. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - С. 121¬135.
54. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. [Текст] / К.Д.Ушинский. М. : Академии педагогических наук, 1948-1952.
55. Фатерова О.Н. Технология развития коммуникативной
деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды [Текст] / О.Н. Фатерова, Г.В. Пигарева, Молодой ученый. - 2016. - № 5 - С. 99-101.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
57. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 25.02.2017)
58. Филиппова И.В. «Игрушечное хозяйство» для детей от 2 до 3 лет [Текст] / И.В. Филиппова. Мама и Малыш. - 2007. - № 5. - С. 22-23.
59. Ходеева С.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста [Текст] // С.Ф. Ходеева, М.Н. Клевцова, Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 43-45.
60. Чепурная В.А. Управление и инновации в методической деятельности ДОУ [Текст] // В.А. Чепурная Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 447-450.
61. Шадриков В.Д. Психология способностей [Текст]/ хрестоматия (ред.-сост.) В.Д. Шадриков. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 487 с.
62. Шаховская, Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условия
повышения качества дошкольного образования [Текст] / Н.Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 2. - С. 9-17.
63. Штерн В. Психология раннего детства. [Текст] / В. Штерн. Петроград. 1915. С. 20
64. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ