Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №32513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общетеоретические положения понятия и сущности законности и правопорядка 7
§ 1. Понятие, принципы и гарантии законности 7
§2. Понятие и сущность правопорядка 21
§ 3. Соотношение законности и правопорядка в жизни общества 31
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении законности и
правопорядка 38
§ 1. Понятие, основные черты и система правоохранительных органов38 § 2. Значение законности и правопорядка в правоохранительной
деятельности 49
§ 3. Причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных
органах и меры их предупреждения 56
Заключение 67
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования состоит в том, что в последнее время, к сожалению, мы вынуждены констатировать факт уменьшения доверия граждан к институтам правоохранительной деятельности в РФ и во многом это связано с тем, что в некоторых случаях такие принципы как законность и правопорядок у сотрудников правоохранительных органов не стоят на первом месте. Для успешного функционирования столь важных для государства органов необходимо слаженность работы всей системы правоохранительных органов, чтобы в результате их деятельности у граждан была уверенность в том, что правоохранительные органы в стране работают эффективно и в случае беды именно они помогут в борьбе с проявлением беззакония.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина . Правоохранительные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина. Но нельзя сказать, что Правительство РФ, в ведении которого находится вся правоохранительная система не действует над повышением эффективности данной системы.
Законность и правопорядок у любого сотрудника правоохранительных органов должен стоять на первом месте. В. И. Ленин в своей лекции «О Государстве» указывал на необходимость точного и неукоснительного соблюдения законов всеми без исключения. Однако, вместе с тем, законность для него была не просто слепая погоня за формой нормативного акта, а справедливое и осмысленное его применение. «Обязанность быть честным, считаться не только с буквой, но и с
4
духом нашего, коммунистического законодательства» , не допускать ни под ка-


ким условием такого применения закона, которое «формально правильное, а по сути издевательство»5.
В годы СССР, на наш взгляд, правоохранительная система работала более эффективно, и у граждан, проживавших в то время, было в целом к правоохранительной системе больше доверия. ФСБ, которое пришло на смену КГБ не выдерживает того высокого уровня в своей деятельности. Часто по новостям приходится слышать о неудачных операциях, проводимых ФСБ, порою провалы бывают очень громкими, чего не было в СССР. Также, возможно, отрицательное отношение к правоохранительной деятельности у граждан идёт из-за негативного освещения их деятельности на ТВ и в СМИ, а если вспомнить советские годы, то наоборот, даже через мультфильмы для советского зрителя создавался образ доблестного и отважного милиционера.
Для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности и правопорядка, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изобрести новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
Целью данного исследования является на основе анализа работ ученых, норм законов и иных актов российского законодательства рассмотреть законность и правопорядок в правоохранительной деятельности.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- дать понятие и гарантии законности;
- определить понятие и сущность правопорядка;
- соотнести понятия законности и правопорядка;
- изучить понятие и систему правоохранительных органов РФ;
- изучить значение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов;
- выявить причины нарушения законности и правопорядка в правоохранительных органах и определить меры их предупреждения.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения законности и правопорядка в
правоохранительной деятельности.
Предмет исследования представляет собой механизм обеспечения законности в правоохранительной деятельности, как одно из основных направлений этой деятельности.
Степень научной разработанности темы. В общетеоретическом плане проблема обеспечения законности и правопорядка в правоохранительной деятельности привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: С.Н. Алексеев, А.А. Брюхнов, А.А. Венгеров, А.В. Виссаров, В.В. Демидов, М.Ю. Зиновьева, Т.Е. Ерменко, В.Н. Казаков, П.М. Параносенков, Е.В. Стулаченко, О.П. Сауляк, В.В. Чирников и другие ведущие специалисты.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, методы комплексного анализа.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон № 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации» , Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» , Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской
о
Федерации» и другие нормативно-правовые акты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Законностью является политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и во главе своей деятельности всегда руководствуются только законом.
Основными принципами законности считаются: верховенство закона в системе нормативных актов; единственность законности; неоспоримость закона в социальной практике; реальный характер законности; обеспечение прав человека; неотвратимость ответственности за правонарушения; взаимосвязь законности и целесообразности, законности и культурности, законности и справедливости и др.
Гарантиями законности являются факторы объективные и субъективные, а также предпосылки соблюдения законов в государстве. В гарантии законности также входят механизмы, направленные на достижения законности в государстве.
Правопорядок является основой в том числе при организации общественного порядок. В государстве невозможно установить общественный порядок без чёткого функционирования правопорядка. В этом и заключается связь правопорядка и общественного порядка.
Для успешного функционирования столь важных для государства органов необходимо слаженность работы всей системы правоохранительных органов, чтобы в результате их деятельности у граждан была уверенность в том, что правоохранительные органы в стране работают эффективно и в случае беды именно они помогут в борьбе с проявлением беззакония.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Правоохранител ные органы обязаны охранять права и свободы человека и гражданина.
Содержание законности и правоприменительной практики следует рассматри ать с учетом требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка от любого произвола. Таким образом, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политич ской жизни, органическую связь права и власти, права и государства. А значит, основное предназначение законности - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая характеризовалась бы господством закона в общественных отношениях. Что отвечает пониманию термина «право», не как совокупности норм, закрепл нных в актах гос дар тва и обеспеченных силой его принуждения, а как средства достижения целей людей, в рамках правового поля.
Режим законности и правопорядка - необходимое условие существования правопорядка, который характеризует общественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государ твенных правоприменительных органов, ее внутренних и внешних связей. Очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отно ению к отрас евой системе административный контроль, осуществляемый органами государственной власти.
Законность и правопорядок играют важную роль в выполнении правоохранительными органами главную функцию - охрану и защиту прав граждан.
Следует отметить, что в основе нарушения принципа законности и правопорядка в правоохранительных органах лежат: слабая воспитательная работа подразделений по воспитательной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников, профессиональная деформация, ложно понятые интересы службы, сложившаяся в ряде подразделений практика игнорирования правовых норм, личная недисциплинированность и ненад еж щее ис олнение своих служебных обязанностей. Недостаток профессионализма, отсутствие должного контроля со стороны непосредственн х руководи ел й как за повед нием подчиненных при исполнении ими служебных обязмшостей, так и за прини аемыми ими решениями приводит к необоснован ому применению фи ической си ы, специ льных средств, нарушени м админ страт вного и уголовнопроцессуального законодательства.
Следовательно, что актуальной является и проблема профилактики нарушений законности сотрудников ОВД, предусматривающая выработку комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности организационно-управленческой структур, проведение индивидуально
воспитательной работы со всеми категориями личного состава, обеспечение психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, для полного обеспечения правильно и системной работы принципа законности, как главенствующего ориентира для регуляции общественных отношений необходимо повышать уровень правовой культуры и правового сознания населения. Именно это позволит достичь высокого уровня регуляции общественных отношений, с тем, чтобы, возможно, в будущем изо- брес и новый принцип, лежащий в основе деятельности государства.
В Российской Федерации необходимо повышать, в том числе на уровне го ударственных программ развития, уровень правосознан я гр жд н РФ для поддержания в стране правопорядка.
Мы часто сталкиваемся тем, что меня нас просят молчать или намекают, что хватит, люди, которым не нравится, когда про них говорят или пишут журналисты, в основном касается государственных служащих. Иногда после таких действий мы боимся, а иногда хотим добиться правды ещё сильнее, даже если человек за олчит, то своей то ки зр ния он придерживаться будет и в дальнейшем. Для безопасности можно размещать факты о проявлениях нарушения закона, о которых вы знаете, в газетах и социальных сетях анони но, по ому что надо поним ть, что жить бо ее ме ее норма ьно тоже всё-таки хочется, а угрозы, в том числе физической ра пр вы, от нарушителей закона в результате деят льности могут осуществиться.
В государстве, где людям гарантируют законность, где царит правопорядок, люди не должны страдать за то, что говорят правду. Пусть кому-то это не нравится, но только так можно победить. Можно найти поддержку в своих друзьях и близких и продолжать отстаивать ту позицию, которая верная, а также говорите о всех нарушениях, которые происходят вокруг. Тогда, ко да каждый гражданин задумается об этом, мы будем жить в правовом государстве, где наши права действительно будут охраняться.


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. констит. закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1997.
- № 51. - Ст. 5712.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ.
- 1994. - № 32. - ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [ред. от
23.04.2019] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [ред. от 01.05.2019 ] // Собрание закон да ельства РФ.
- № 31. -1998. - Ст. 3824.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: федер. закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [ред. от
01.05.2019] // Собрание законодательства РФ - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - ст. 4532.
8. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федер. закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ [ред. от
01.07.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.
9. О внешней разведке: федер. закон от 10. января 1996 № 5-ФЗ [ред. от
07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 143.
10. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 [ред. от 27.12.2018] // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 47. - Ст. 4472.
11. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ [ред. от 01.04.2019] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
12. О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2010 № 403-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собрание законодательства РФ. -
2011. - № 1. - Ст. 15.
13. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 № 567 [ред. от 07.12.2016] «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохрмштельных органов по борьбе с преступностью») // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 17. - Ст. 1958.
14. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 № 960 [ред. от 03.07.2018] «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. -№ 161.
15. Указ Президента РФ от 07 августа 2004 № 1013 [ред. от 27.02.2018] «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 32. - Ст. 3314.
16. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 № 868 [ред. от 19.12.2018] «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодател ства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 28 2.
17. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 № 1082 [ред. от 26.01.2019] «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 34. - Ст. 3538.
18. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. - Ст. 4108.
19. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 № 1314 [ред. от 08.09.2017] «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российс ая газета. - 2004. - № 230.
20. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
21. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 № 699 [ред. от 06.11.2018] «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 52 (Часть V). - Ст. 7614.
22. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809 [ред. от 03.06.2019[ «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
23. Приказ МВД России от 22 марта 2010 г. №211 «Об организационноштатных вопросах» // СПС Консультант Плюс.
24. Приказ МВД России от 02 января 2013 № 1 [ред. от 28.02.2018] «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
Международно-правовые акты:
1. «Всеобщая декларация прав человека» (Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - № 12.
3. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - № 12.
4. Факультативный протокол к международному пакту «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - № 12.
II. Специальная литература:
1. Алексеев С.Н. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. - 26 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. - М., 1982. - 547 с.
3. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1986. - 386 с.
4. Алтухов С. А., Брюхнов А. А., Вакуленко Н. А. и др. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учеб. пособие. М.,
2014. - 547 с.
5. Анохин Ю.В. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по укреплению законности и обеспечению прав граждан: Учеб. пособие. -Барнаул. 2003.
6. Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение.
- 1988. - № 1. - С. 33-35.
7. Байтин М.И. Сущность права: современное нормативное правопонимание на грани двух веков, 2011. - 475 с.
8. Баликоева Л.М. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 29 с.
9. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М., 2015.
- 102 с.
10. Безруков А.В. Правопорядок и безопасность: сущность, соотношение и конституционно-правовое измерение / А.В. Безруков // Российский юридический журнал. - 2016. - № 2. - С. 59 - 67.
11. Бельский С.К. Полицейское право: Лекционный курс. М., 2004. - 366 с.
12. Беляева О.В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России / О.В. Беляева // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - №6. - С. 124-128.
13. Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской
государственности: в свете практики конституционного правосудия. М., 2014. - 124 с.
14. Борисов В.В. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010.
15. Брюхнов А.А. Современные детерминанты нарушений дисциплины и законности, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел / А.А. Брюхнов // Юристъ-Правоведъ. - 2017. - № 4. - С. 57-62.
16. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.
- М.: Изд-во «Юриспруденция», 2014. - 587 с.
17. Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка / И.И. Веремеенко // Советское государство и право. -1982.- № 3. - С. 18-22.
18. Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретикоправовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 27 с.
19. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и констит ционное правосудие // Общая теория государства и права: Академ. курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Т. 3.
20. Гшгузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. -
21. Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. СПб., 1907-1908.
22. Демидов В.В. Законность в современном российском государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Н. Новгород, 2004. - 23 с.
23. Долгополов П.С. Система правоохранительных органов РФ // СПС Кон- сультантПлюс. 2019.
24. Еременко Т. Е. Исследование взаимосвязи психологических факторов и успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России / Т.Е. Еременко // Инновации в образовании. - 2015. - № 12.
- С. 121-124.
25. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Учебник для вузов. В двух частях. Часть 1. М.: Изд-во «Норма», 2004. - 597 с.
26. Зиновьева М.Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. - 23 с..
27. Иванов И.В. Конституционная законность: понятие, содержание и
проблемы обеспечения / И.В. Иванов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 4. - С. 50 - 55.
28. Ильин И.А. О русском национшшзме: Сборник статей. М., 2007. - С. 18.
29. Казаков В.Н. Правовой порядок в юридической теории и практике: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. - С. 18.
30. Карасев А.Т., Литвинова А.В., Пивоваров А.С., Савоськин А.В. Обеспечение правопорядка депутатами представительных (законодательных) органов государственной власти в РФ: Монография. Челябинск, 2013.
31. Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе: монография. М., 2010.
32. Краснов И.А. Специфика законно ти в федеративном государстве: на примере Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. - С. 11-15.
33. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 1996. - 241 с.
34. Ленин В. И. Лекция о государстве (Прочитанная 11 июля 1919 года в Свердловском университете) // Революция права. М., 1929. - № 2 (март-апрель).
35. Ленин В.И. «Заключительное слово по докладу о продовольственном налоге 27 мая» // Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. М.: Изд-во политической литературы, 1970. Т. 43.
36. Ленин В.И. «О задачах Наркомюста в условиях Новой Экономической Политики» // Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. М.: Изд-во политической литературы, 1970. Т. 44.
37. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: «Проспект», 2015. - 471 с..
38. Новичкова Е.Е. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД как управленческая задача // СПС Консультант Плюс, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ