Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства

Работа №86893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эволюция функции надзора в деятельности российской прокуратуры 6
1.1 Исторические этапы становления российской прокуратуры 6
1.2 Структура органов прокуратуры в современной России 20
1.3 Место прокурорского надзора в механизме правоохранительной
деятельности 25
Глава 2. Назначение и роль прокурорского надзора в процессе становления демократического правового государства в России 33
2.1 Роль прокурорского надзора за исполнением законов 33
2.2 Роль прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 38
2.3 Роль прокурорского надзора за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 42
Глава 3. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав гражданина и свобод человека 53
3.1 Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан в
гражданском процессе 53
3.2 Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан в
арбитражном процессе 55
3.3 Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан в
уголовном процессе 59
Заключение 75
Список использованной литературы

Актуальность темы: Произошедшие в конце XX века в стране политические и социально-экономические преобразования, реформирование государственного аппарата, качественные изменения общественной жизнедеятельности неминуемо затронули деятельность прокуратуры.
Реформирование жизни общества вызвало рост преступности, массовые нарушения законодательства, незаконный передел собственности, повсеместные ущемление прав граждан, обнищание населения, экономическую дестабилизацию деятельности государства. В связи с этим перед Российской прокуратурой стоят задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Возникший в прокурорской практике целый комплекс проблемных вопросов, связанных с более четким определением специфики предмета и пределов прокурорского надзора, разработкой современных наиболее оптимальных и эффективных организационно-методических и тактических новелл, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение правонарушений, вызвал острую необходимость глубокой теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля.
Решение указанных вопросов требует системного подхода в исследовании направлений прокурорской деятельности в их единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости по различным направлениям.
На современном этапе развития общества в свете задачи построения правового государства необходима широко исследованная и глубоко разработанная научная концепция дальнейшего реформирования органов и учреждений Российской прокуратуры в аспекте совершенствования ее надзорной функции.
Цель данной работы - показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства.
Исходя из обозначенной выше цели, в работе в качестве основных выделен нижеследующий перечень конкретных задач, направленных на определение роли и места прокурорского надзора:
- исследовать исторические этапы становления российской прокуратуры как правоохранительного института;
- определить место прокуратуры в системе органов государственной власти, основанной на принципе разделения властей;
- исследовать и обобщить действующее законодательство о прокуратуре, раскрыть внутреннюю организацию системы прокуратуры;
- определить понятие и специфическую сущность предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов;
- изучить практические вопросы прокурорского надзора, особенности и проблемы их правового регулирования в гражданском, арбитражном, уголовном процессе.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, лежащих в основе реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных ситуаций при реализации прокурорского надзора, требующих научного разрешения.
Предметом исследования являются роль прокуратуры в сфере обеспечения законности и направления совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов.
Научная новизна работы связывается автором с комплексным освещением вопросов, связанных с осуществлением прокуратурой надзорных функций и оценкой ее вклада в построение правового государства.
Методология и методика работы. Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод, частно-научные методы:
системный, логический, исторический, сравнительно-правовой,
статистический, социологический методы познания, а также методы наблюдения и анализа документов. С помощью системного и сравнительно - правового методов была исследована система органов прокуратуры, взаимосвязь различных звеньев прокурорской системы при осуществлении надзорной функции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование эволюции прокурорского надзора, проведенное в данной работе показало, что российская прокуратура выступает в качестве действенного института защиты прав человека и гражданина, занимает значительное место в системе контроля и надзора за исполнением законодательства. Особую значимость деятельность прокуратуры приобретает сегодня, в условиях построения правового государства и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших приоритетов.
Для обеспечения наиболее действенного надзора за законностью в определенных сферах государственной и общественной деятельности единый прокурорский надзор разделен на специализированные отрасли. Отрасли прокурорского надзора - это основные направления деятельности прокуратуры, имеющие индивидуальные задачи, объекты, формы и методы надзора.
Задачи каждой отрасли прокурорского надзора закреплены в соответствующих статьях Закона о прокуратуре Российской Федерации и конкретизированы в отраслевых приказах Генерального прокурора России. Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора.
Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов гражданина не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона гражданине должны быть уверены, что их права под надежной защитой.
Широкий объем прав предусматривает законодательство в области прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних.
Исследование вопроса о статусе прокурора в арбитражном судопроизводстве показало, что участие прокурора в арбитражном процессе является важной формой государственного воздействия на состояние законности в экономической сфере. Можно подчеркнуть, что вхождение прокурора в арбитражный процесс (на условиях безусловного соблюдения равноправия сторон) отражает его особый правовой статус как представителя государства, призванного стремиться всей своей деятельностью к обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства.
УПК РФ регламентирует процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве. В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядителные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель, сторона в процессе.
В современных условиях, когда имеет место преступность, прокурорский надзор в рассматриваемой области не является формальным. Прокуроры оперативно реагируют на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявляют факты незаконных действий администраций данных учреждений.
Роль и значение прокурорского надзора в построении правового государства в России не вызывает сомнений. Вместе с тем, процессы реформирования в стране наложили большой негативный отпечаток на эффективность прокурорского надзора, поэтому здесь еще предстоит большая и напряженная работа.



1. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// "Российская газета", N 220
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)// "Российская газета", N 249.
3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Российская газета. - 2009. - 21 янв.
4. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.08.2013, N 33, ст. 1913.
5. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.08.2013, N 33, ст. 1913
6. О судебной системе Российской Федерации : федер. конст. закон
от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ [в ред. от 05.02.2014] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [в ред. от 17.04.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. 11
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)// "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52.
9. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017)// "Российская газета", N 9.
10. Указание Генпрокуратуры России от 10.11.2009 N 355/7 (ред. от 09.02.2012) "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов"// "Законность", N 1.
11. О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95 -
ФЗ [в ред. от 19.12.2016] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
12. Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия"// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 16.
13. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2830.
14. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ(ред. от 01.05.2017)// "Российская газета", N 266, 30.12.2008.
15. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"// "Российская газета", N 160.
16. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"// "Российская газета", N 139.
17. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации : утверждено указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 [в ред. от 27.07.2007] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3601.
18. Порядок предоставления временного убежища на территории
Российской Федерации : утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. № 274 [в ред. от 28.03.2008] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 16. - Ст. 1603.
19. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"// "Законность", N 3, 2017.
20. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"// "Законность", N 3, 2008.
21. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"// "Законность", N 12.
22. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 20.01.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // "Законность", N 5.
23. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"//"Законность", N 4, 2014.
24. Об Общественной палате Республики Татарстан : закон Республики Татарстан от 14 октября 2005 г. № 103-ЗРТ [в ред. от 18.12.2009] // Республика Татарстан. - 2005. - 18 окт.
25. Семейный кодекс Республики Татарстан : закон Республики Татарстан от 13 января 2009 г. № 4-ЗРТ [ред. от 25.12.2010] // Республика Татарстан. - 2009. - 16 янв.
Специальная литература
26. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. - М.: СТАТУТ, 2012.
27. Алексеев В.Б. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть/ В.Б. Алексеев, К.Е. Колибаб // Организация управления в органах прокуратуры: сб. ст. - М., 2014. - С. 95-96.
28. Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор — №6. — 2015.
29. Ахмадуллин А.С., Кудакаев М.А. О некоторых проблемах прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции». 2015. С. 133-136.
30. Баранов, П. П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России. //Автореферат дисс... кандидата политических наук. - Ростов-на-Дону, 2014. -22 с.; С.5.
31. Берман Я.Л. Очерки по истории судоустройства РСФСР. М.: Б.и., 2016. С. 72
32. Бессарабов В.Г. Новое в законодательстве о прокуратуре. //Законодательство. - 2014.
33. Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры // Уголовное право. 2015. № 2. С. 15 .
34. Бранденбургский Я. Просто законность или революционная законность//Еженедельник советской юстиции. 2014. № 31. С. 15.
35. Вайнштейн Н. Периферийные органы суда и прокуратуры // Еженедельник советской юстиции. 2016. № 1. С. 11-12.
36. Винокуров А.Н. К вопросу о надзоре за законностью // Правда. 2014. 12 мая. С.3.
37. Викторов И. Ответственность за неисполнение законных требований прокурора // Законность. 2014. № 9. С. 5-10.
38. Денисов Д. Волостная прокуратура // Еженедельник советской юстиции. М., 2015. № 25. С. 763-766
39. Ефремов А. Ф. Проблемы совершенствования контроля и надзора за соблюдением законов // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 4. С. 88.
40. Жуков В.В. Формирование советской судебно-правовой системы в Башкирской АССР (1919 - 1929 гг.): дисс... к.и.н. М., 2015.С. 124.
41. Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2016. С. 9.
42. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 675-677.
43. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование. // Автореферат дисс... докт. юр. наук. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет, 2013. - 30 с.
44. Клочков В.В. Методологические вопросы организации и деятельности прокуратуры // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М., 2015. С. 6-7.
45. Лаговиер Н., Мокеев В. Суд и прокуратура в борьбе с бюрократизмом и волокитою. М.// Юридическое издательство, 2014 С. 8.
46. Ломоновский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция. - 2015. - №11. - С. 21.
47. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. - 2013. - №9.
48. Макаров Н. Прокурорский надзор: прошлое, настоящее и будущее // Российская юстиция. 2015. № 4. С. 13
49. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. - №6. - 2012.
50. Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. - №3. - 2015.
51. Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: автореф. д-ра юрид.наук. - М., 2015. - С. 15.
52. Памятники русского права. Вып.8. - М., 2012. С. 218.
53. Полянский Н.Н. Судьба процессуальных гарантий и личной свободы во Франции. - М.-Л., 2013. С.49.
54. Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. - М.: Юридическая литература, 2015.
55. Романовская В.Б. Теория законности и деятельность прокуратуры Советской России в 20 - 30-е годы XX века // Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 2015. С. 66
56. Российское законодательство Х—XX вв. / Отв. ред. А. Г. Манъков. М., 2014. Т. 4. С. 184.
57. Сорокина В.В., Файнгерш С.М. Прокуратура в механизме правоохранительной политики: некоторые проблемы деятельности // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. №15. С.45
58. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., 2015.
59. Прокуратура как орган защиты интересов местного самоуправления в Российской Федерации / В. Н. Андриянов // Вестник Тюменского государственного университета. - 2015. - № 3.- С.122-130.
60. Тагер С. Новые мысли о растратах и хозяйственных преступлениях. (Критический очерк о двух работах профессора Н.Н. Полянского) // Еженедельник советской юстиции. 2015. № 19. С. 570-573.
61. Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 2004.
62. Теория государства и права. / Под. ред. Марченко М.Н. - М., 2013.
63. Уманский А. Прокурор и судебное заседание // Еженедельник советской юстиции. 2015. № 26. С. 14-21.
64. Филипенко С.В. Признаки актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при осуществлении надзора за исполнением законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 4 (42). С. 23-25.
65. Хатов Э. Б. Теоретические и практические проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля в сфере экономики. // Автореферат дисс... канд. юрид. наук. -М., 2014. с.7.
Материалы судебной практики:
66. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2015 №257-О "По жалобе гражданина Шилова Сергея Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 195 и 198 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"// Российская газета, №568
67. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012)"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"// "Российская газета", N 276.
68. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012)"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"// "Российская газета", N 276
69. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0 // Вестник Конституционного суда РФ. 2015. № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ