Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование сетевого взаимодействия школа - ВУЗ для инновационного развития образовательных учреждений

Работа №30455

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
667
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Обоснование сетевого взаимодействия школа-вуз как инструмента
инновационного развития образовательных учреждений 10
1.1. Контекст современной социокультурной ситуации и образования в
России 10
1.2. Компетентностный подход в инновационном развитии как
образовательный результат 13
1.3. Исследования использования сетевого взаимодействия 17
1.4. Международные опыты сетевого взаимодействия образовательных
учреждений 25
2. Использование сетевого взаимодействия школа - университет для
становления инновационного развития образовательных учреждений 42
2.1. Характеристика образовательной организации 42
2.2. Финансово-экономическая характеристика образовательного
учреждения ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан» 57
3. Мероприятия по взаимодействию ВУЗа и школы по созданию условий
инновационного развития образовательных учреждений 60
3.1. Анализ сетевого взаимодействия школы и ВУЗа в инновационном
развитии образовательных учреждений 60
3.2. Перспективы развития образовательного учреждения ГБОУ
«Кадетская школа полиции «Калкан» 69
3.3. Разработка мероприятий по формированию эффективного сетевого взаимодействия образовательного учреждения ГБОУ «Кадетская школа
полиции «Калкан» с местными ВУЗами 73
3.4. Социально-экономический эффект мероприятий по формированию эффективного сетевого взаимодействия 81
Заключение 90
Список литературы


Глобальные изменения, происходящие в обществе, существенное повышение роли информации, изменения в социально-экономической сфере обуславливают изменения к определению результатов образования на всех ступенях. В этой связи появляются новые образовательные стандарты, которые определяют требования к результатам образования: кроме предметных знаний в качестве результатов фиксируется сформированность метапредметных и личных компетенций. Новые контексты результатов образования на этапе средней школы зафиксированы в документах федерального значения: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего; Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [1,3]
Переход к новым образовательным результатам требует существенного изменения в подходах к организации образовательного процесса, обеспечивающего такие результаты. Большинство образовательных учреждений оказались в ситуации затруднений при построении образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Примерная образовательная программа дает базовые ориентиры для этого. Среди них можно выделить: отход от понимания урока как ключевой единицы образовательного процесса, то есть речь идет о различных формах учебных занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности; организация учебно¬исследовательской и проектной деятельности как основного способа формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
С философской точки зрения сетевое взаимодействие обосновано в работах Р. Коллинза, М. Кастельса [25, 29]. Важной характеристикой общества информационного века Кастельс выделяет его сетевую логику. Коллинз говорит об интеллектуальных сообществах, признаками которого являются наличие группы людей и сосредоточение их на общем объекте, т.е. удерживание всеми участниками одной и той же цели. Такой определяющей целью может стать становление исследовательской компетентности школьников в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования.
Определением места исследовательской компетентности как образовательного результата занимались Феськова, Хуторской А.В., Зимняя И. А., Голуб Г.Б. Фрумин И. Д.. А.В. Хуторской рассматривает исследовательскую компетенцию, как составную часть познавательной компетентности, которая включает элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [31]. Исследовательская компетентность выражается в позиции человека по отношению к окружающему миру как исследователя, проявляется в осознанной готовности и способности учащегося заниматься учебным исследованием. Исследовательская компетенция формируется через «компетентностный опыт», специфика которого состоит в достижении познавательных результатов, в «открытии», опыта выдвижения и проверки гипотезы, научной коммуникации. При этом особо важным фактором становится взаимодействие с носителями исследовательского опыта, с «единомышленниками», изучающими данный предмет.
В этой связи актуальным становится вопрос о расширении образовательной среды школы за счет выстраивания взаимодействия с социальными партнерами, в частности с вузами. ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан» становится объектом исследования для выявления возможностей решения задач формирования исследовательской компетентности школьников, что позволит существенно улучшить результаты ЕГЭ.
Г.Н. Прозументова выделяет общие задачи развития образования, которые сегодня решаются как школами, так и вузами:
- ориентация на компетентностное образование, когда обучающиеся готовы формулировать образовательные цели, самостоятельно строить свое образование и рефлексивно оценивать образовательные результаты и достижения;
-переход на технологии, ориентированные на проявление инициатив со стороны обучающихся, поддержку и сопровождение их образовательной деятельности;
- переход от количественной оценки результатов обучения (результаты успеваемости и сдачи ЕГЭ) к оценке качества образования (степень овладения обучающимися компетенциями построения своего образования, умения видеть свои ресурсы и умения планировать дальнейшие образовательные шаги) [24, С.36].
На основании общности интересов и задач появляется поле, в котором взаимодействие может быть взаиморесурсным для всех участников взаимодействия. Таким образом, в соответствии с типологией Г.Н. Прозументовой, взаимодействие переходит от «случайных связей» и «использования друг друга» к «совместному производству инновационных разработок» и «Образовательным сообществам - субъектам управления образованием».
Из исследований Богдановой О.Е. можно увидеть, что практика взаимодействия разных ступеней образования востребована в США и обеспечивает преемственность среднего и высшего образования. Партнерство между университетом и колледжами позволяет решать проблемы низкого уровня академической подготовки учащихся, задачи принятия учащимися требований университета на более ранних ступенях образования, повышение статуса образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. В работах Богдановой О.А. отмечается, что трансфертное партнерство обладает потенциалом реализации государственной политики в области образования, институциональных задач образовательной системы и реализации индивидуальных интересов учащихся. Описывая различный опыт взаимодействия организаций разных ступеней образования, исследователь говорит об эффектах взаимодействия, когда участники сетевых программ отмечают совершенствование профессиональных навыков, развитие взаимодействия с коллегами. Университет получает эмпирические данные для проведения различных исследований в школе и основания для модернизации уже существующих и разработки новых образовательных программ. На основе анализа практики взаимодействия колледжей и Университетов США Богданова формулирует позицию Университета и позицию школы в этом взаимодействии: «Университет конкретизирует направления исследований, обеспечивает доступ к ресурсам, учителя формулируют актуальные проблемы практики школьного образования» Такое взаиморесурсное распределение ролей видится наиболее эффективным для становления исследовательской компетентности школьников.
Цель работы: обосновать использование сетевого взаимодействия школа - университет как условие становления исследовательской компетентности обучающихся в общеобразовательной организации.
Задачи:
1. Проанализировать контекст исследования сетевого взаимодействия школа - университет как условия становления исследовательской компетентности обучающихся.
2. Изучить теоретические положения использования сетевого взаимодействия для становления исследовательской компетентности обучающихся.
3. Проанализировать сетевое взаимодействие «Кадетская школа полиции «Калкан» с ВУЗом.
4. Разработать рекомендации по использованию сетевого взаимодействия школа - ВУЗ как условия становления исследовательской компетентности обучающихся.
Объект: ГБОУ «Кадетская школа полиции «Калкан».
Предмет: сетевое взаимодействие школа - университет как условие становления исследовательской компетентности обучающихся в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: сетевое взаимодействие «школа - вуз» стратегически выстроенное, имеющее долгосрочные цели для реализации может быть ресурсом для становления исследовательской компетентности обучающихся, если будет использовано для изменения управления основной образовательной программой в общеобразовательной организации.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в рамках реализации ФГОС ООО автором рассмотрена проблема становления исследовательской компетентности обучающихся, её формирования с целью повышения результатов итоговой государственной аттестации (ЕГЭ) и профориентированности обучающихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследования раскрыта актуальность темы становления исследовательской компетентности современных школьников, которая обеспечивается при условии осуществления взаимодействия образовательной организации общего образования с образовательной организацией высшего образования (на примере взаимодействия с ВУЗ). Дана характеристика современной социально-экономической ситуации в обществе и ее влияние на изменение подходов в понимании результатов образования на всех ступенях, как сформированность компетентностей, позволяющих человеку находится в активной позиции в ситуации неопределенности и быть субъектом собственной деятельности. Исследовательская компетентность рассматривается как наиважнейший навык, обеспечивающий конкурентоспособность молодого специалиста.
В ходе исследования выявлено, что школа в настоящее время не может самостоятельно обеспечить высокое качество новых результатов образования, обусловленные компетентностным подходом, поэтому необходимостью становится привлечение внешних организаций, являющихся «держателями» формируемых в школе компетентностей. Так, обоснование получает организация взаимодействия школы и вуза.
В работе описаны формы взаимодействия, предлагаемые Университетом в настоящее время, обобщен опыт взаимодействия с Университетом организаций общего образования. На основе изученных данных сделан вывод о том, что Университетом представлен широкий спектр форм взаимодействия, куда могут включаться образовательные организации; несмотря на это образовательные организации общего образования, в силу своей негибкости, неспособности быстро реагировать на изменения, остаются чаще всего в роли пассивного потребителя по отношению к формам работы, предлагаемым Университетом. В связи с этим определена проблема: потенциал взаимодействия не используется для совершенствования основных образовательных программ в направлении развития исследовательской компетентности обучающихся в самой общеобразовательной организации, что снижает значение сетевого взаимодействия школа-вуз для его использования как условия формирования исследовательской компетентности.
Во 2-ой части приводится описание организации, на базе которой осуществлялось исследование, выявлены сильные и слабые стороны.
Также проведен анализ распорядительной документации и анализ документов, регламентирующих организацию проектной и исследовательской деятельности. На основе проведенных анализов сделаны выводы о наличии проблем в области формирования исследовательской компетентности учащихся кадетской школы.
Поставленная проблема находит свое решение во 3-ей части работы, в которой описан опыт взаимодействия кадетской школы с ВУЗ.
Нами представлено обобщение опыта взаимодействия кадетской школы и ВУЗ, в частности опыт организации индивидуального сопровождения выполнения учащимися проблемно- поисковых заданий, при помощи создания сайта для школьников «Сетевое взаимодействие» совместно с ВУЗ. Зафиксированы положительные результаты реализации образовательной программы, в рамках которой осуществлялось сопровождение.
Описаны эффекты реализации программы, которые определили направления рекомендаций по условиям взаимодействия кадетской школы с ВУЗ.
Выявлено, что включение педагогов в реализацию программы по формированию исследовательской компетентности учащихся заставляет менять позицию педагога по отношению к ученику и своей собственной деятельности. Таким образом, создается место для формирования исследовательской компетентности педагога. Включение педагогов в профессиональное сообщество в рамках сетевого взаимодействия является фактором, способным усилить описанные выше эффекты. Все вышесказанное свидетельствует о том, что цель исследования достигнута.
Нами выявлен предполагаемый социально-экономический результат мероприятий по сетевому взаимодействию школы - ВУЗа. Социальный результат заключается в том, что исследовательская компетентность поможет существенно улучшить результаты итоговой государственной аттестации (ЕГЭ), и если результаты будут выше, учащиеся будут более профориентированными.
Экономический результат является «абсолютным значением какого-то показателя (не обязательно речь о стоимостной форме), который характеризует степень активности в определенной сфере работы. Для образовательного учреждения этими показателями можно считать не только объемы привлеченных бюджетных средств, но и число учащихся. Так как финансирование подушевое, увеличение числа учащихся поможет привлечь больше финансирования, но при этом некоторые расходы останутся теми же, например, расходы на отопление. Нормативные затраты на одного ученика увеличатся и можно их направить на:
- аттестацию педагогов;
-повышение квалификации учителей;
-новое оборудование и т.д.
Так же в работе обоснована экономическая эффективность сетевого взаимодействия кадетской школы и ВУЗа. Анализ расчета экономической эффективности дает возможность формирования программы сетевого взаимодействия кадетской школы и ВУЗа на принципах:
- переход от управления затратами к управлению результатами;
- непрерывное повышение эффективности бюджетных расходов;
- переход от содержания учреждений по смете к финансированию заданий учредителя, включая критерии и показатели оценки качества услуг;
-изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования./ Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации//1Шр5://минобрнауки.рф/%00%В4%00%ВЕ%00%ВА%01%83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8В/336
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации./ Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. №751 г. Москва// [электронный ресурс]https://rg.ru/2000/10/ll/doktrina-dok.html
3. Примерная общеобразовательная программа среднего общего образования/ Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации//1Шр5://минобрнауки.рф/%00%ВР%01%80%00%ВЕ%00%В5 %D0%BA%D 1 %82%D 1 %8B/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A 1 - %D0%B8-%D0%9F%D0%9E%D0%9E%D0%9F
4. Антропянская Л.Н. Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников.// Вестник Томского государственного университета. - 2012. -№358. -С.76-79.
5. Антропянская Л.Н., Малыгина С.А. Модели программ формирования проектных и исследовательских компетенций старшеклассников на основе сетевого взаимодействия «университет - школа» // Информатика и образование. 2015. № 6 (265). С. 16-19.
6. Бабкина И.В. Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале «Институт инноваций в образовании» ВУЗ).// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№358. -С.84-86.
7. Бар Р.Б., Таг Д. От обучения к учению.// Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению.: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы./ под ред. Губаревич Д.И., Карпиевич Е.Ф. - Белорусский государственный университет.: Минск.- 2001. -156 С.
8. Богданова О.Е. Образовательное партнерство как стратегический ресурс устойчивого развития института образования: зарубежная теория и практика.// Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2013. С. 140-155
9. Веснина JI.B. Направления инновационного развития в региональной системе образования.// Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2013. С. 158-174
10. Ю.Волкова Ж.В. Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах.// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№ 358,- С. 105-107.
11. Горских О.В. Параметры анализа и оценки представителями вузов и школ качества взаимодействия.// Вестник Томского государственного университета,- 2012,- № 358,- С. 117-119.
12. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М., Федоров В.А. Научно-образовательные сети: теория, практика. Монография / Под научной редакцией В.А. Федорова. Екатеринбург, 2016.-212с.
13. Дёмин В.В., Суханова Е.А. Сетевое взаимодействие классического исследовательского университета и системы общего образования: опыт и перспективы // Информатика и образование. 2015. № 6 (265). С. 3-6.
14. Долгова JI.M. Поддержка пробно-поисковых действий в управлении и оценка деятельности образовательных учреждений для
повышения качества взаимодействия с вузами.// Вестник Томского государственного университета,- 2012,- № 358,- С. 120-122.
15. Друкер П. Энциклопедия Менеджмента./ М. - 2004г. - 421с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования.// Эйдос: интернет-журнал,- 2006. -5 мая.
17. 3откин А.О. Создание и использование инновационных разработок: технологическая платформа и сетевые профессиональные сообщества.// Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, - 2013. - С. 175-189.
18. 3откин А.О. Региональная сетевая инфраструктура - механизм реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов // Народное образование. 2013. № 8. С. 69-74.
19. 3откин А. О. Формирование сетевых программ
профессионального развития/ЛТереход к Открытому образовательному пространству: стратегия и механизмы управления/под ред. Г.Н.
Прозументовой. Томск: UFO-npecc, 2003. С. 60-83.
20. 3откин А., Егорова Н. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования//Народное образование. 2007. № 1. С. 109-118.
21. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. О нормативно-правовых основах и сущностных признаках сетевой формы реализации образовательных программ // Право и образование. 2015. № 10. С. 14-18.
22. Ибрагимова Е.М. Сетевая форма реализации образовательных программ: нормативно-правовые основы и сущностные характеристики // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2015. № 2 (49). С. 23-28.
23. Каспржак А.Г. Митрофанов К.Г. Поливанова К.Н. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования.// ВШЭ/ Университетская книга,-2005. - С. 1-128
24. КалачиковаО.Н. Организация повышения квалификации педагогов: условия использования потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования.// Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2013. С. 284-301.
25. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура./ пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000
26. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / Прозументова Г.Н., Калачикова О.Н., Долгова JI.M., Муха Н.В., Якубовская Т.В., Соколов В.Ю., Петров А.В., Малкова И.Ю.Томский государственный университет, Факультет психологии, Институт инноваций в образовании Томского государственного университета, Ассоциация развития инновационного образования. Томск, 2008,- 262 с.
27. Ковалева О.И. Анализ результативности сетевой образовательной программы для развития проектно-исследовательских компетенций.// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№ 358,- С. 141144.
28. Ковалевская Е.Н. Гайворонская А.В. Организация деятельности в совместном образовательном проекте вуза и старшей школы как условие изменения качества образования.// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№ 358. -С. 145-151.
29. Коллинз Р. Социология философий.: Новосибирск,- 2002. -1281С.
30. Краснорядцева О.М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды.// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№ 358. -С. 152-157.
31. Малкова И.Ю., Вторина Е.В. Исследование характеристик качества образования в сетевых проектах профильного образования.// Вестник Томского государственного университета,- 2012. -№ 358,- С. 162¬165.
32. Малыгина С.А. Условия формирования исследовательской компетентности старшеклассников во взаимодействии школа исследовательский университет // 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы IX международной научно-практической конференции.н.-и. ц. «Академический». 2016. С. 68-73.
33. Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление./ М. - 2007. - 402С.
34. Прозументова Г.Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал гуманитаризации управления инновациями. Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск. - 2013. - С. 15-64.
35. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен "личного присутствия" и потенциал управления : (опыт гуманитарного исследования). Монография / Национальный исследовательский Томский государственный университет, Белорусский государственный университет. Томск, 2016.-412 с.
36. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182-187.
37. Сетевые образовательные программы «школа- вуз»: потенциал для развития региональной системы поддержки талантливых детей и молодежи . Отв. Ред. Е.А. Суханова. - Томск, Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 0 194 с.
38. Соколов В.Ю. Контексты построения сетевых образовательных программ в практике взаимодействия вузов и школ.// Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 195-197.
39. Соколов В.Ю., Суханова Е.А. Потенциал сетевых образовательных программ для повышения качества образования и формирования открытого образовательного пространства региона./ Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск - 2013. - С. 209-229.
40. Суханова Е.А. Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 206¬210/
41. Суханова Е.А., Зобнина А.А. К вопросу о мониторинге результативности сетевого взаимодействия университета и системы общего образования // Информатика и образование. 2015. № 6 (265). С. 20-24.
42. Суханова Е.А., Зобнина А.А. Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 77-85.
43. Федосимов Г.М. Организации социально-педагогического партнерства университетов на основе сетевого взаимодействия // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 35-37.
44. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности в условиях профильного обучения.: Дис. канд. пед. наук. 13.00.01/ Улан-Удэ. - 2010. - 182С.
45. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении.: Дис. канд. пед. наук. 13.00.01/ Красноярск. - 2005. - 210С.
46. Фигурова Т.М., Кошева Д.П. Внеурочная деятельность в образовательном учреждении как педагогическое условие реализации сетевого взаимодействия // Педагогическое образование на Алтае. 2015. № 1. С. 88102.
47. Фишман И.С. Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие,- Самара. - 2007. - 244с.
48. Французова Т.А. состояние рынка труда в Российской Федерации на современном этапе.// Молодой ученый. - 20014. - №3. - С.572 - 575.
49. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55-61
50. Якубовская Т.В. Образовательные события в открытом образовательном пространстве региона: концепция, практика, технологии. Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./ под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2013. С. 230-249.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ