Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование сетевого взаимодействия образовательных организаций (на примере сотрудничества Елабужского института К(П)ФУ)

Работа №52030

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы140
Год сдачи2016
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы сетевого взаимодействия образовательных
организаций 9
1.1. Понятие, содержание и сущность сетевого взаимодействия 9
1.2. Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций 21
1.3. Преимущества и проблемы формирования сетевого взаимодействия
учреждений образования 31
Глава 2. Анализ организации сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ 38
2.1. Краткая характеристика образовательной и хозяйственно-финансовой деятельности ЕИ К(П)ФУ 38
2.2. Практика сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ с образовательными
организациями 47
2.3. Анализ международной деятельности ЕИ К(П)ФУ 63
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ с образовательными организациями 71
3.1. Проблемы организации сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ 71
3.2. Предложения по совершенствованию организации сетевого взаимодействия
ЕИ КФУ с профессиональными образовательными организациями 75
3.3. Эффективность реализации проектных решений 85
Заключение 91
Список использованной литературы 95
Приложения 99

Модернизация российской системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, а также эффективные модели взаимодействия, позволяющие обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всего процесса обучения. Так, в последние годы в сфере образования активно развивается сетевое взаимодействие, которое позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться.
Современные исследования общих вопросов взаимодействия образовательных организаций и перспектив их развития проведены В.Н. Алексеевым, М.Ю. Барышниковой, Е.В. Головинской, Е.М. Дорожкиой, М.А. Лукомской, М.Г. Рождественской и др.
Методология сетевой организации во взаимосвязи с инновационными процессами в образовании разработана А.И. Адамским, К.Г. Митрофановым, А.А. Пинским, Р.Р. Мухаметзяновым.
Р.А. Заякиной, Е.А. Неретиной, Н.А. Чикильдиной исследованы теория и практика сетевого взаимодействия вузов, В.В. Кадакиным, И.И. Черкасовым, Т.А. Ярковой - сетевое взаимодействие педагогических вузов.
Организацию сетевого взаимодействия в рамках модели «вуз - колледж» исследовали А.И. Чучалин, Т.С. Петровкая, О.С. Чернова.
Теоретические аспекты управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений с социальными партнерами приведены в работах Н.Н. Давыдовой, В.А. Федорова, В.И. Сахаровой.
Организационные аспекты развития сетевого взаимодействия образовательных организаций в регионе, городе, округе рассматриваются в работах М.Ю. Швецова, А.Л. Дугарова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова, Н.Н. Жуковицкой и др.
Необходимость развития сети учреждений образования в новых условиях связана с решением задач повышения доступности качественного образования
при эффективном использовании ресурсов, а перспективность исследований партнерских отношений субъектов единого образовательного пространства, возникающего в сетевом взаимодействии, связана с тем, что в условиях сети возникает постоянный диалог между субъектами образовательного процесса, формируется структура обмена знаниями и опытом, новые формы и форматы взаимодействия и коммуникации, новые образовательные продукты и услуги. Это определило актуальность исследования.
Научная проблема исследования: обеспечение повышения качества образования в соответствии с современными требованиями ФГОС и общества подразумевает формирование образовательных сетей, однако темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными - на лицо явный недостаток подходов, форм и методов организации сетевого взаимодействия в системе профессионального образования.
Объектом исследования данной работы является государственная образовательная организация высшего образования Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.
Предметом исследования выступает практика сетевого взаимодействия Елабужского института КФУ с образовательными организациями.
Гипотеза исследования - сетевое взаимодействие Елабужского института К(П)ФУ будет усовершенствовано, если:
- разработать и обосновать модели, формы, механизмы организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями;
- выявить самую неразвитую модель организации сетевого взаимодействия, одним из участников которой является вуз и предпринять меры по ее активизации;
- процесс взаимодействия с профессиональными образовательными организациями будет выстроен на основе преемственности содержания образования разных уровней (ступеней);
- организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями будет способствовать реализация совместных проектов;
- будут разработаны критерии оценки эффективности сетевого взаимодействия учреждений образования.
Целью написания работы является выявление проблем сетевого взаимодействия Елабужского института КФУ с образовательными учреждениями и разработка путей по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- проанализировать теоретические основы сетевого взаимодействия образовательных организаций;
- ознакомиться с трудами отечественных и зарубежных исследователей, посвященных данной области педагогики;
- дать характеристику объекта исследования - ЕИ К(П)ФУ;
- проанализировать практику сетевого взаимодействия Елабужского института К(П)ФУ;
- выявить существующие проблемы организации сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ;
- разработать предложения по усовершенствованию организации сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ;
- провести оценку эффективности проектных решений.
Научная теоретическая новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено и дополнено понятие «сетевое взаимодействие образовательных организаций»;
- выявлены современные подходы и модели построения сетевого взаимодействия в образовании;
- подробно раскрыто содержание модели «вуз-колледж», определены принципы, механизмы, формы организации сетевого взаимодействия в рамках данной модели.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором мероприятия по совершенствованию организации сетевого взаимодействия Елабужского института К(П)ФУ с профессиональными образовательными организациями позволят развить устойчивые связи с данными организациями, что будет способствовать повышению качества подготовки специалистов среднего звена, а организация взаимодействия с педагогическими колледжами будет направлена на повышение качества подготовки педагогических кадров для региона.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в статье общим объемом 2 стр. в материалах всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития» (2015 г.), сборник статей включен в наукометрическую базу РИНЦ. По итогам публичного выступления во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития» (г. Елабуга) автор был награжден дипломом I степени. Так же работа была представлена на конкурсе лучших научных работ (ЕИ К(П)ФУ) в номинации «Психолого-педагогические науки», автор награжден дипломом III степени (копии представлены в приложениях).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические методы (анализ, синтез, аналогия, сравнение, теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов; обобщение и систематизация научных фактов; теоретическое моделирование);
- эмпирические методы (методы опроса: беседа, анкетирование).
Теоретической и методической основой написания исследовательской работы стали труды российских специалистов в области сетевого
взаимодействия: Ю.П. Болтышев, А.И. Адамский, М.М. Чучкевич,
А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, Н.Н. Жуковицкая, 7
Н.Н. Давыдова, Е.М. Дорожкин, В.В. Миронов, В.А. Гуртов, Е.П. Ильясов, М.Ю. Барышникова, Е.В. Головинская, Е.А. Неретина, М.Г. Рождественская и др. Были использованы материалы из книг, журнальных статей, диссертаций, научных докладов и отчетов, материалов научно-практических конференций, семинаров, официальные документы.
Из профессорско-преподавательского состава Елабужского института К(П)ФУ проблемам сетевого взаимодействия образовательных организаций посвящены работы ведущих преподавателей вуза, кандидатов педагогических наук В.Л. Виноградова, В.М. Панфиловой, А.Н. Панфилова, А.Р. Рахмановой.
В структурном плане работа состоит из введения, теоретической, практической и проектной частей, заключения, списка используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических аспектов организации сетевого взаимодействия позволил сделать вывод, что сетевое взаимодействие - это некая система связей, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.
При всем разнообразии подходов к определению сущности «сетевого взаимодействия» в образовании, ученые сходятся в следующем: сетевая форма организации образовательного процесса является актуальным и эффективным механизмом, позволяющим в современном глобальном мире решать самые разные проблемы в сфере образования путем интеграции усилий, объединения имеющихся ресурсов, сотрудничества.
Выяснилось, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, помимо образовательных организаций, могут участвовать и иные организации, которые обладают необходимыми для осуществления обучения ресурсами для проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, поэтому по типу вовлеченных субъектов в сеть было выделено 2 основные модели: «вертикальное» взаимодействие и «горизонтальное» взаимодействие. Наиболее распространенным типом является
«горизонтальная» сеть, представляющая систему сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального взаимодействия, которая направлена на повышение качества образования.
Анализ литературы и педагогической практики позволил автору выявить противоречие: обеспечение повышения качества образования, в соответствии с современными требованиями ФГОС и общества, подразумевает формирование образовательных сетей разных форм, социального партнерства, создания сетевых образовательных программ, в тоже время, был выявлен недостаток подходов, форм и методов организации образовательной сети, механизмов
С целью изучения и решения данной проблемы, было решено проанализировать практику сетевого взаимодействия образовательной организации высшего образования - Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Анализ практики сетевого взаимодействия вуза позволил сделать следующие выводы:
- институтом эффективно реализуется разветвленная система сетевого взаимодействия;
- сотрудничество организовано с образовательными организациями разных образовательных уровней (ступеней), ведется работа в рамках моделей «вуз - школа», «вуз - ПОО», «вуз - вуз»;
- наиболее активными моделями организации сетевого взаимодействия организации являются модели «вуз - школа» и «вуз - вуз»;
- наименее развитой моделью сотрудничества, реализуемой институтом, является модель «вуз - ПОО».
Анализ теоретических работ, передовой и массовой практики показал, что проблема взаимодействия профессиональных образовательных организаций и вузов в обеспечении качества подготовки специалистов является весьма острой и пока не стала предметом специального педагогического исследования. Практика сетевого взаимодействия Елабужского института еще раз аргументировала данный факт. В данном направлении необходимо провести большую работу, учитывая тот факт, что сотрудничество между профессиональными образовательными организациями и вузом должно строиться на основе принципа преемственности содержания образовательных программ СПО и ВО.
С учетом имеющегося опыта сотрудничества ЕИ КФУ с профессиональными образовательными организациями, а также выявленных принципов, методов и форм работы в данном направлении, автором было разработано несколько предложений по совершенствованию организации
сетевого взаимодействия ЕИ КФУ с профессиональными образовательными учреждениями.
Для решения проблем в организации сетевого взаимодействия в рамках модели «вуз - ПОО» автор разработал 3 мероприятия.
1. Предложение по созданию колледжа при вузе. Колледж будет представлять собой структурное подразделение института. Такой колледж будет иметь целый ряд преимуществ - в частности по будущему трудоустройству и облегчению поступления в институт выпускников профессиональной образовательной организации при ЕИ КФУ. Для выявления актуальных и востребованных направлений подготовки специалистов среднего звена, которые бы могли реализовывать в колледже при ЕИ К(П)ФУ, было проведено анкетирование «Профессиональные ориентиры молодежи» среди учащихся 8-9 классов Менделеевского района, по итогам которого были выявлены укрупненные группировки специальностей СПО.
2. Было предложено организовать взаимодействие с педагогическими колледжами. Для этого автор разработал Проект «Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений педагогической направленности в рамках модели «вуз - ПОО». Целью данного проекта является построение эффективной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций педагогической направленности в рамках модели «вуз - ПОО». Проект нацелен на создание условий для повышения качества педагогического образования в регионе.
3. В ходе анализа педагогической теории и практики сетевого взаимодействия вуза с колледжами было выявлено, что основной проблемой в данной модели является проблема преемственности программ среднего и высшего профессионального образования. С целью решения данной проблемы, автором был разработан учебный план по одному из направлений подготовки, который позволяет получить высшее образования в институте на базе среднего профессионального образования по сокращенным срокам.
Активное сотрудничество Елабужского института КФУ с образовательными организациями, многообразие форм сетевого взаимодействия вуза отражает его инновационную активность, инвестиционную привлекательность его научно-образовательных программ, значимость института в социально-экономическом развитии региона. Анализ практики сетевого взаимодействия ЕИ К(П)ФУ показал, что сетевая форма обеспечивает повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, содействует нахождению альтернативных источников финансирования своей деятельности, улучшает качество образования, укрепляет интеллектуальный и научно-технический потенциалы, содействует образовательному сотрудничеству, интеграции науки, образования и производства.
Автором также были выявлены педагогические, социальные и инновационные эффекты разработанных проектных решений: повышение качества педагогического образования в регионе; обеспечение преемственности между средним и высшим профессиональным образованием; привлечение одаренных детей к участию в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в исследовательских и проектных разработках на различных уровнях; обеспечение эффективного развития компетентностей выпускников профессиональных образовательных организаций, повышение уровня его конкурентоспособности; переход вуза и профессиональных образовательных организаций в статус инновационно-активных образовательных организаций.
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение выявленных проблем и требуют дальнейшей работы по эффективной организации сетевого взаимодействия института с образовательными организациями в целях подготовки высококвалифицированных кадров для экономики нашей страны.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»]. // Российская газета. 31.12.2012. №5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 1.11.2015).
2. Научная и учебная литература
2. Алексеев В.Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной
деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2013. №6. URL:
http://www.science-education.ru/113-11703 (дата обращения: 13.11.2015).
3. Барышникова М.Ю. Кластерное взаимодействие в стратегических программах развития вузов // Журнал «Ректор вуза». 2012. № 4. С. 18-21.
4. Волох О.В., Чекалева Н.В., Макарова А.А. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. №166. С. 144-150.
5. Головинская Е.В. Сетевое партнерство: пространство развития: метод. пособие / Е.В.Головинская, Е.А. Пивчук. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та. 2014. - 155 с.
6. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник ЧГПУ. 2009. №12. С.13-26.
7. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. №1. С. 88-94.
8. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №4. С. 15-23.
9. Дорожкин Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. №11. С.11-17.
10. Жуковицкая Н.Н. Модели сетевого взаимодействия
образовательных учреждений в региональной образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №73-1. С. 205 - 209.
11. Заякина Р.А., Ромм М.В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. №4. С. 118-124.
12. Кадакин В.В. Новые направления деятельности вуза в условиях введения профессионального стандарта педагога // Высшее образование сегодня. 2014. №6. С.47-51
13. Лукомская М.А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы // Философия образования. 2010. №3. С.11 - 16.
14. Миронов В.В., Гуртов В.А., Илясов Е.П. О государственных мерах
по организации взаимодействия образовательных организаций
профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. №11. С.17-22.
15. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов // Высшее образование в России. 2013. №4. С. 118-124.
16. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2004. № 4. С. 39-55.
17. Рождественская М. Г. Теоретический анализ понятия «сетевое взаимодействие» в сфере образования // МНКО. 2014. №2 (45). С.116-119.
18. Сахарова В.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развития системы профессионального образования // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.38-40.
19. Черкасова И. И., Яркова Т. А. Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города // МНКО. 2010. №6-1. С.165-168.
20. Чикильдина Н.А. Модели сетевого взаимодействия
образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Социосфера». 2012. URL: http://www.sociosphera.com/publication/journal/ (дата обращения: 21.11.2015).
21. Чучалин А.И., Петровская Т.С., Чернова О.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. №11. С.3 - 11.
22. Швецов М. Ю., Дугаров А. Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 33-38.
3. Справочная литература
23. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия. М: 2008. С. 479.
4. Электронные ресурсы
24. «Дорожная карта» Елабужского института КФУ получила высокую оценку представителей ректората [Электронный ресурс] // Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL: http://kpfu.ru/elabuga/dorozhnaya-karta39- elabuzhskogo-instituta-kfu.html (дата обращения: 1.04.2016).
25. Исполнение программы развития Елабужского института КФУ за 1
полугодие 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL:
26. Мухаметзянов Р.Р. Сотрудничество образовательных учреждений
как условие повышения качества подготовки современных IT-специалистов. [Электронный ресурс] // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/145/Action145-11030.pdf (дата
обращения: 22.12.2015).
27. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Сообщение Росстата [Электронный ресурс] // Официальная статистика. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 03.05.2016)
28. Основные сведения [Электронный ресурс] // Сведения об образовательной организации. Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL: http://kpfu.ru/elabuga/o-elabuzhskom-institute-kfu/svedeniya-o- elabuzhskom-institute-kfu (дата обращения: 2.12.2015).
29. Отчёт о результатах самообследования за 2009-2014 гг.
Елабужского института КФУ [Электронный ресурс] // Сведения об образовательной организации. Цифры и факты. Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL: http://kpfu.ru/elabuga/ob-
institute/otchjoty/2014-god (дата обращения: 2.12.2015).
30. Программа развития Елабужского института ФГАОУ ВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» (2015 - 2020 гг.)
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL:http://kpfu.ru/portal/docs/F545627665/Programma.razvitiya.instituta.na.2015_2 020.gody.pdf (дата обращения: 25.03.2016).
31. Финансово-хозяйственная деятельность [Электронный ресурс] //
Сведения об образовательной организации. Официальный сайт Елабужского института К(П)ФУ. URL: http://kpfu.ru/elabuga/o-elabuzhskom-institute-
kfu/svedeniya-o-elabuzhskom-institute-kfu/finansovo-hozyajstvennaya-deyatelnost (дата обращения: 2.12.2015). 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ