ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
РОЛИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность особых экономических зон и территорий опережающего развития
1.2. Виды и классификация особых экономических зон
1.3. Особые экономические зоны и как фактор роста национальной и
мировой экономики
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 38
2.1. Мировой опыт создания особых экономических зон 38
2.2. Анализ деятельности особых экономических зон и территорий
опережающего развития в отдельных странах и регионах 47
2.3. Опыт создания и функционирования особых экономических зон в
Азербайджане 53
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РФ 58
3.1. Специфика создания особых экономических зон в РФ 58
3.2. Анализ функционирования особых экономических зон на примере
Иннополиса 73
3.3. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в
РФ и РТ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что создание и функционирование особых экономических зон является перспективным направлением для привлечения инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Осуществление предпринимательской деятельности в пределах зональных территорий предполагает предоставление хозяйствующим субъектам ряд преимуществ финансовоправового, характера: государственное финансирование инфраструктуры, финансовые гарантии, налоговые и фискальные преференции, а также льготы по уплате страховых взносов. Обеспечение оптимального и эффективного правового и институционального регулирования данных процессов способствует ускорению социально-экономического развития региона.
Актуальность данной темы усиливается в связи с недостаточно тщательным теоретическим и практическим анализом моделей создания особых экономических зон в конкретном регионе. Это не только препятствует достижению целей ОЭЗ, негативно влияет на мобилизацию инвестиций в экономику региона и страны в целом, но и может привести к ошибкам, характерным для отдельных стран. Необходимость решения указанных проблем предопределила выбор темы исследования.
Вопросы формирования и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе особых экономических зон рассмотрены в работах: Е.Ф. Авдокушина, Е.С. Акоповой, А.Ю. Архипова, Е.В. Бородкина, В.Г. Вишнякова, А.В. Гасумяновой, М.С. Гурцева, Т.П. Данько, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, Н.Т. Краснолуцкой, А.И. Лерусского, Р.А. Мельникова, Э.И. Минтаева, П. Мозиаса, 3.М. Окрута, В. Покровской, М. Портера, А.И. Реута, С.А. Рыбакова, Д.А. Савосик, Н. Смородинской, В.И. Троненко, Л.Э. Фатиховой, С.А. Шарапова, Н.Н. Шмонова, В.М. Шумилова и др. Тем не менее, одной из важных задач является модернизация ОЭЗ с учетом современных условий хозяйствования.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании международного и российского опыта формирования и функционирования особых экономических зон и территорий опережающего развития и разработке направлений их совершенствования.
Достижение цели исследования обусловило необходимость постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические подходы к сущности особых экономических зон и территорий опережающего развития;
- рассмотреть виды и классификацию особых экономических зон;
- изучить роль особых экономических зон и территорий опережающего развития как факторов роста национальной и мировой экономики;
- рассмотреть мировой опыт создания особых экономических зон;
- провести анализ деятельности свободных экономических зон в отдельных странах и регионах;
- раскрыть проблемы функционирования свободных экономических зон и территорий опережающего развития в мировой экономике;
- проанализировать специфику создания свободных экономических зон и территорий опережающего развития в Российской Федерации;
- провести анализ функционирования свободных экономических зон и территорий опережающего развития на примере Иннополиса;
- раскрыть перспективы развития особых экономических зон в РФ.
Объектом исследования в данной работе выступают особых экономические зоны и территории опережающего развития, действующие на территории РФ.
Предметом исследования в работе являются пространственные экономические отношения субъектов в составе ОЭЗ и управленческие решения, направленные на модернизацию ОЭЗ.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения, изложенные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также прикладные исследования в области формирования, функционирования и модернизации ОЭЗ; теории сравнительного анализа особых экономических зон на территории РФ; теория синтеза экономических систем, теория принятия управленческих решений.
Информационная база сформирована на основе официальных сайтов особых экономических зон РФ; федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; результатов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по указанной проблематике; материалов научных конференций, справочной литературы и публикаций в специализированных периодических изданиях.
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
На основании проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Особая экономическая зона - это территория, которая наделена особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения национальных и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны регионы и отрасли.
Целью создания особых экономических зон является привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг, а также создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персоншга, апробация новых методов менеджмента и организации труда и освоение новых рынков сбыта.
В зависимости от способа организации различают особые экономические зоны территориальные и функциональные. Территориальные ОЭЗ получили наибольшее развитие в мировой экономике как ограниченные территории с хорошо развитой инфраструктурой, наличием административных стимулов с более высоким уровнем квшшфикации рабочей силы по сравнению с другими регионами страны. В свою очередь, они бывают трех типов: анклавные зоны, открытые и смешанные анклавнооткрытые.
Функциональные ОЭЗ носят режимный характер и предоставляют стимулы копаниям, действующим в разных частях страны до тех пор, пока выполняют требуемые критерии. Свободный экономический режим базируется на промышленной политике и применяется в отношении экспортноориентированных предприятий, свободных таможенных складов, высокотехнологичных предприятий.
Другой признак типологии особых экономических зон - характер предпринимательской деятельности, когда важную роль играет промышленный сектор, уровень развития экономики региона и всей страны в целом, уровень развития инфраструктуры, местоположение зоны, ее близость к развитым транспортным и коммуникационным путям.
Различают несколько групп ОЭЗ в зависимости от характера предпринимательской деятельности и эволюции: торговые зоны;
промышленно-производственные зоны; сервисные зоны; технико внедренческие зоны; комплексные зоны; трансграничные зоны.
На основании анализа мирового опыта функционирования свободных экономических зон, были сделаны следующие выводы.
Правительства разных стран все чаще прибегают к использованию особых экономических зон как инструменту для решения как текущих, так и долгосрочных стратегических задач. Причинами этого являются следующие.
Во-первых, ставка на достижение устойчивых темпов экономического роста, основной движущей силой которого будет являться экспорт. Во-вторых, возрастающая роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в обеспечении поступательного экономического развития. В-третьих,
распространение практики аутсорсинга и делокализация, т.е. перемещение трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся. В-четвертых, интенсификация мирового разделения труда, а таюке увеличивающееся влияние глобальных производственных сетей. Наконец, в-пятых,эффективность создания и функционирования ОЭЗ в деле широкого распространения новейших технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и экономическую безопасность страны.
При этом существуют проблемы существования особых экономических зон и территорий опережающего развития. Так, налоговые льготы и преференции недостаточно стимулируют предпринимателей вследствие незначительных процентных ставок, и, как следствие, несущественного выигрыша в по лучении прибыли.
Обостряется проблема в виде недополучения доходов в региональный бюджет. С учетом того, что регионы инвестируют в создание инфраструктуры ОЭЗ, добавлять налоговые льготы для резидентов, по мнению авторов, является вдвойне невыгодным.
В большинстве случаев ОЭЗ создавались в депрессивных районах путем отделения в пользование управляющей компании определенной площади земли на 49 лет. При этом государством, в виде гарантий резидентам, было заявлено обязательство по созданию всей необходимой инфраструктуры. В каждой ОЭЗ подразумеваюсь создание готового инновационно-промышленного комплекса, в который резидент вступает посредством аренды необходимых площадей и элементов.
Это можно отнести к тактическому просчету, в результате которого инфраструктура ОЭЗ не была согласована с потребностями резидентов. Это привело к тому, что в ОЭЗ были созданы комплексы, в которых отсутствовала необходимость, и, наравне с этим, не было построено нужных для развития резидентов элементов инфраструктуры.
Среди ключевых проблем необходимо отметить низкий уровень менеджмента ОЭЗ. Функционирование данных проектов напрямую зависит от регионального управления, а таюке от непосредственного регулирования зоны: проекта бизнес-плана, расчета прибыльности инвестиционных проектов, привлечения, оценки и отбора резидентов, а также иных вопросов, относящихся в большей степени к сфере предпринимательства, нежели государственного управления. Все они остались нерешенными в большинстве ОЭЗ.
Комплекс этих и иных проблем привел к тому, что значительные государственные инвестиции привели лишь к точечному эффекту с созданием эффективных зон в регионах, которые и без них являются флагманами российской экономики. При этом для наиболее отдаленных, проблемных и депрессивных регионов данный инструмент оказался неэффективным.
Таким образом, несмотря на существенный рост количества особых экономических зон в России, только несколько территорий работают эффективно. Для улучшения функционирования особых экономических зон необходимо реализовывать комплексный подход к их развитию, адаптированный к возможностям и особенностям каждого региона. Точечные меры, направленные на решение отдельных вопросов, вряд ли смогут обеспечить эффективное привлечение инвестиций, развитие производства и рост валового регионального продукта.
Оценка функционирования ОЭЗ «Иннополис» показала, что эта зона создана в 2012 году, цель создания ОЭЗ «Иннополис»: формирование ядра будущей ИТ-столицы России - экосистемы, которая будет способствовать ускоренному развитию высокотехнологичного сектора экономики России в целом, и отрасли информационных технологий, в частности.
Основные предполагаемые результаты деятельности ОЭЗ «Иннополис» на период до 2024 года включают: привлечение более 350 резидентов ОЭЗ; общая численность рабочих мест, созданных ими на территории ОЭЗ, составит около 13,1 тысячи; осуществление резидентами инвестиций на территории ОЭЗ в объеме более 27 млрд. рублей накопленным итогом; объем выручки резидентов составит более 40 млрд. рублей в год (по данным на 2024 год); объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, составит почти 33,6 млрд. рублей (накопленным итогом). В целом, развитие ОЭЗ «Иннополис» на период до 2024 года можно разделить на три основных этапа, первый (до 2016 года) - уже реализован.
В рамках второго этапа (до 2020 года) необходимо привлечь критическую массу резидентов, а также достаточное количество частных инвесторов / девелоперов для продолжения строительства деловой инфраструктуры - технопарков. Основой приоритет этапа - массовое привлечение резидентов и постоянных жителей, возможное, в основном, за счет грамотной подачи «историй успеха», сформированных на предыдущем этапе.
В рамках третьего этапа (до 2024 года) акцент смещается на более органическое развитие, связанное с дальнейшим привлечением резидентов, постепенным строительством инженерной инфраструктуры для нужд девелоперов, а таюке развитием экосистемы инноваций. Также необходимо будет постоянно отслеживать качество оказываемых резидентам услуг, корректировать их спектр, привлекать новых сторонних провайдеров.
Для развития ОЭЗ в России необходимо создание условий для формирования ОЭЗ регионального уровня; минимизировать ограничения для потенциальных резидентов (в настоящее время сложная процедура получения статуса резидента); усовершенствовать обязательные требования к обустройству ОЭЗ, пересмотреть системы технормирования с учетом новых материалов и разработок; ввести дополнительные льготы и освобождение инновационных компаний от решения рутинных бюрократических проблем; разрешить филиалы за пределами ОЭЗ; снизить уровень отчислений в пенсионный фонд; провести дальнейшее упрощение административных и таможенных процедур; разработать механизм по стимулированию развития проектов резидентов ОЭЗ за счет системы льготного кредитования, сотрудничества с кредитными организациями и банковским сектором; в целях снятия избыточных ограничений нужно наделить исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого располагается ОЭЗ, полномочиями по принятию заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ; увеличить степень участия субъектов РФ в управлении ОЭЗ (вплоть до полной передачи всех соответствующих функций).
Основными позициями, в рамках которых нам видится необходимость совершенствования существующего финансово-правового регулирования отношений в особых экономических зонах Российской Федерации, в настоящее время остаются:
- нестабильность и неточность нормативно-правовой базы, предусматривающей механизмы финансирования, стимулирования, льгот и управления долгосрочного воздействия;
- наличие существенных различий между теоретической, принципиальной схемой и реально действующими законами;
- отсутствие эффективной структуры администрирования, должного финансового контроля над этой структурой, и как следствие, коррупция среди органов управления ОЭЗ.
Набор льгот и преференций должен быть комплексным и индивидуально подобран каждому типу ОЭЗ, с учетом всех особенностей. Принципиально дифференцированно подходить к различным видам деятельности в особых экономических зонах, относящихся к одному типу.
Система льгот и гарантий должна быть максимально прозрачна для инвесторов, закреплена законодательно и должна отличаться стабильностью, то есть не подвергаться существенным изменениям, по крайней мере, в течение десяти лет.
В целях недопущения коррумпирования и бюрократизации процессов, протекающих на территории ОЭЗ, предлагается в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в РФ» закрепить положение, предусматривающее условия бюджетного финансирования, а именно: экономное, целевое и результативное использование бюджетных инвестиций; переход в конкретно определенные сроки на механизм государственночастного партнерства; привлечение управляющей компанией достаточного круга инвесторов; неукоснительное соблюдение органами управления ОЭЗ финансовых обязательств по соглашениям о создании и управлении ОЭЗ.
Реализация указанных предложений по модернизации
финансово-правового регулирования ОЭЗ позволит существенно улучшить функционирование ОЭЗ, повысить эффективность и результативность их работы.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: Принята всенародным голосованием // Рос. Газ. 1993. 27 дек.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №17 : принят Решением Межгосударствен-ного Совета Евразийского экономического сообщества // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О
территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». - 31 декабря 2014 г.// Российская газета - Федеральный выпуск №6571 (299).
4. О едином экономическом пространстве РСФСР: Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269 // Ведомости РСФСР. 1991. № 51.
5. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1999. № 28. Ст. 3493.
6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. Ст. 3127.
7. О передаче ОАО «ОЭЗ» отдельных полномочий, предусматривающий передачу ОАО «ОЭЗ» [Электрон-ный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 18 окт. 2010 г. №500 // Гарант: справ. Правовая система. Сетевая версия.
8. Постановление от 28 сентября 2016 года №978 « О досрочном прекращении деятельности восьми особых экономических зон» [Электронный ресурс] Решзм доступа: http://govemment.ru/docs/24732/ (дата обращения 01.03.2017).
9. Указ «О создании особых экономических зон в Азербайджанской Республике». (№ 538-06) от 6 марта 2007 года.
10. Закон Азербайджанской Республики № 791-111Г «Об особых экономических зонах» от 14 апреля 2009 года.
11. Александров Ю.М. Особые экономические зоны и решение социально-экономических проблем территорий // Экон. Науки. - СПб., 2015. - С. 39-42, 304.
12. Алиев Ш.Т. Роль особых экономических зон в обеспечении занятости и снижении безработицы // Вопр. Структуризации экономики. -2016.- № 2. - С. 55-60.
13. Алиев Ш.Т.О. Влияние специальных экономических зон на мирохозяйственные процессы в условиях глобализации // Экономика и упр.: новые вызовы и перспективы: сб. ст. междунар. Науч.-практ. Конф. - Тольятти, 2015. - № 1. - С. 346-348.
14. Андреева Е.С.Проблемы создания и развития особых экономических зон // Север и рынок: формирование экономического порядка: науч.-инф. Бюллетень. - Апатиты, 2014. - Т. 2. - № 28. - С. 7-8.
15. Андрианов В. Д. Кузнецов А. Н. Специальные экономические зоны в мировой экономике. М., Теис, 2008. 128 с.
16. Арутюнов Д.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2006. 156 с.
17. Архипов А.Ю. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффек-тивного развития
международной инвестиционной деятельности: Монография / А.Ю. Архипов, П.В. Павлов, А.В. Татарова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. - С. 132.
18. Ахметшина Л.Г. Особые экономические зоны: принципы и цели создания. Принципы и цели формирования особых экономических зон в регионе // Рос. Предпринимательство. - 2014. - № 8, вып. 2. - С. 150-154.
19. Ахметшина Л.Г. Принципы и тенденции формирования особых экономических зон в регионе // Рос. Предпринимательство. - 2014. - № 8, вып. 2. - С. 150-154.
20. Багаутдинов А. Н. Правовой механизм создания особых экономических зон в Российской Федерации // Экономические науки. - 2007. - № 2. - С.171-175.
21. Баженова Ю.В. Мировой опыт применения кластерного подхода в развитии свободных экономических зон и российские перспективы: Автореф. Дисс. На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук / Ю.В. Баженова; [Дипломат. Акад. МИД РФ]. - М., 2016. - 25 с.
22. Баженова Ю.В. Экономический механизм функционирования особых экономических зон в России // Экон. Науки. - 2016. - № 8. - С. 23-27, 408.
23. Бартош Л.С. Исторические аспекты становления особых экономических зон в России и их развитие на территории Краснодарского края // Учен. Зап. Рос. Гос. Соц. Ун-та. - 2016.- № 7, вып. 1. - С. 100-105.
24. Басенко А.М. Особые экономические зоны в Российской Федерации: монография / А.М. Басенко, Э.М. Григорян; Ростов. Гос. Экон. Ун-т «РИНХ», Фак. Коммерции и маркетинга. - Ростов-на/Д.: Ростов. Гос. Экон. Ун-т «РИНХ», 2016. - 247 с.
25. Батыров М.В. Административно-правовые основы
функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2011. 154 с.
26. Белоусов В.И., Иванов С.В. Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области) // Проблемы соврем. Экономики. - 2014. - № 1. - С. 290-293.
27. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2014. С.247.
28. Ван Цзыи. Проблемы применения опыта Китая по созданию и развитию специальных экономических зон // Вестник экономической интеграции, 2014. - №1. - С. 160-164.
29. Г асумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации / А.В. Гасумянова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 144 с.
30. Г ельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. - М.: Квадрига, 2010 - 578с.
31. Ефремова М.В., Руйга И.Р. Особые экономические зоны как инструмент регионального развития Российской Федерации//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 2. № 10. С. 19-20.
32. Жуджунь Дин, Ковалев М. М., Новик В. В. Феномен экономического развития Китая: Научное из- дание. Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. - 446 с.
33. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание / И.Г. Калабеков - М., 2014. - 254 с.
34. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: ЮЮРУС, 2012. - С.33.
35. Колченданцева Е.А. Понятие особой экономической зоны // Вестник ЮурГУ. - 2010. - № 18. - С. 77-19.
36. Корнева Е.В., Федорякина В.В Перспективы развития и оценка влияния на предпринимательскую актив- ность в регионе игорноразвлекательной зоны «примо- рье»/ Е.В. Корнева, Федорякина В.В. // Фундаментальные исследования - 2016. - №1. - С. 165 - 169.
37. Краснолуцкая, Н.Т. Особая экономическая зона. - М.:Благовест-В, 2015. - С.45.
38. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2012. - С. 196.
39. Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации / В. Н. Лисица. - Новосибирск : РИФ-Новосибирск, 2010. - 360 с.
40. Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с.
41. Покровская, В. Свободные экономические зоны: принципы создания и функционирования (международная практика) / В. Покровская. - М.: Изд-во МКУ, 2014. - С 63.
42. Пушкин А.В. Особые экономические зоны в России: правовое регулирование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. - Москва : Альпина Бизнес Букс. 2015. - 228 с.
43. Рыбаков С.А. Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России: налоговые льготы и преимущества. М., 2016. 122 с.
44. Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как инструмент
развития регионов/ М.В. Рязанцева// Международный журнал
экспериментального образования - 2013. - №10. - С. 141-143
45. Савосик Д. А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации: финансово-правовой аспект : автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук / Д. А. Савосик. - Саратов, 2014. - 25 с.
46. Свинцова К. С. Административно-правовой режим особых экономических зон : автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук / К. С. Свинцова. - Воронеж, 2015. - 23 с.
47. Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны : правовые аспекты создания и функционирования : дис. ... канд. Юрид. Наук / Е.Е. Серебркова. - Санкт-Петербург, 2011. - 186 с.
48. Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования : дис. ... канд. Юрид. Наук СПб, 2011. С 48-49.
49. Сидоров М.К. Социшгьно-экономическая география и
регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА - М, 2010. -С.144.
50. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 126-140.
51. Троненко В.И. Международные экономические отношения: Учебник / В.И.Троненко. - К.: КиМУ, 2014. - С. 112-122.
52. Флоря О. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах : автореферат дис. ... канд. Юрид. Наук / Флоря. - Москва, 2011. - 33с.
53. Цветков С. А. Особые экономические зоны - инструмент регионального развития образования в России / С. А. Цветков, А. В. Таймазов, О. А. Сатаненко // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2008. -№ 5 (39). - С. 94-97.
54. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как
инструментом повышения региональной социально-экономической
способности: автореферат дис. ... канд. Эконом. Наук. Белгород, 2012. 142 с.
55. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как
инструментом повышения региональной социально-экономической
способности: автореферат дис. ... канд. Эконом. Наук. / С.Н. Шевцова. - Белгород, 2012. - 25 с.
56. Якимова О. Е. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Особых экономических зонах в Российской Федерации : дис. ... канд. Юрид. Наук / О. Е. Якимова. - Москва, 2010. - 176 с.
57. Азербайджан создаст свободные экономические зоны на своих
границах. Режим доступа: http://medianews.az/ru/2016/11/17/azerbajdzhan-
sozdast-svobodnye-ekonomicheskie-zony-na-svoih-granitsah/
58. Годовой отчет АО ОЭЗ "Иннополис" - http://www.e-
disclosure.ru/portal/company.aspx?id=32857
59. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
[Электронный ресурс] // Портал о предпринимательской деятельности в РФ. Электрон. Дан. - Москва, 2012. - URL: http://pred-
pravo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87%3A2010-09-29- 20-45-14&catid= 12%3A2010-09-29- 16-05-49&Itemid=18&limitstart=1 (дата
обращения: 1.04.2017).
60. Единый портал внешнеэкономической информации
[Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.
ved. gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/ special_area_cn/
61. Ефремова М. В. Особые экономические зоны: опыт китая //
Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования
Красноярского края [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. — Режим доступа: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2014/directions.html
62. Министерство экономического развития Российской Федерации.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/ customstreatment/
63. Особые зоны по специальным ценам. Окунь С., Скоробогатько Д. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3008286
64. Особые экономические зоны России: проблемы развития.
[Электронный ресурс] Решш доступа: http://www.tpp-
inform.ru/analytic iournal/2430.html
65. Отчет Минэкономразвития РФ «О результатах
функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон» [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index (дета обращения
01.03.2017) .
66. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/20160930
67. Официальный сайт АО ОЭЗ "Иннополис" - http://innopolis.ru/
68. Официальный сайт Российской статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . http://www.gks.ru
69. Портал внешнеэкономической информации Министерства
экономического развития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/special_area_cn/ (дата обращения 08.10.2016).
70. Россия. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://www.russez.ru/oez/innovation/mo/dubna/construction schedule/
71. Сколково [Электронный ресурс ]: официальный сайт
инновационного центра «Сколково». - Электрон. Дан. - М., - 2013. - URL: http://community.sk.ru/ (дата обращения 3.04.2017).
72. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14910 34
73. Стратегическое планирование [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Электрон. Дан. - М., 2012. -URL:
http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/ обращения : 6.04.2017).
74. Счетная палата РФ сомневается, что инфраструктура ОЭЗ будет
построена до 2015 г. [Электронный ресурс] // Прайм.Ру. Русский язык : информ. Портал. - Электрон. Дан. - М., 2012. - URL:
http://www.1prime.ru/news/0/{40D8BA4E-41B9-4577-88C8-l 1BD41EC3A9B}.uif (дата обращения: 06.04.2017).
75. Тужилин А.Д. Развитие особых экономических зон в Китае // Современные научные исследования и ин- новации. 2016. № 1 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513
76. Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и
перспективы. [Электронный ресурс] Решш доступа:
http://media.rspp.ru/document/1/c/8/c8bc836c9fee82d7c4450d4b85dc7c22.pdf
77. Ходова С.С., Вершинина В.А. История формирования свободных
портов в Китае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. № 8-3. - С. 592-597 - Режим доступа: .
Applied-research.ru/ru/articl e/view?id=7158 http://www
78. Эксперт РА. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.raexpert.ru/database/ countries/russian_federation/