Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рассмотреть особые экономические зоны с точки зрения перспективного инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику, на примере ОЭЗ ТВТ «Томск».

Работа №9433
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметэкономика
Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость2700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 7
1 Особые экономические зоны - как фактор ускоренного экономического роста
мирового хозяйства 11
1.1 Сущность ОЭЗ, причины их создания и их место в мирохозяйственных
связях 11
1.2 Разновидности ОЭЗ и их основные черты 14
1.3 Особенности инвестиционного климата ОЭЗ 18
1.4. Особые экономические зоны - составная часть открытой
внешнеэкономической политики Китая 22
2 Социально-экономическая роль ОЭЗ в национальной экономике 29
2.1 Черты процесса образования ОЭЗ в России 29
2.2 Социально-экономические выгоды от создания ОЭЗ в Российской
Федерации 33
2.3 Экономические причины создания сети ТВЗ в национальной экономике ... 49
2.4 Позитивные результаты функционирования ОЭЗ ТВТ «Томск» 56
Социальная ответственность 62
Заключение 68
Список публикаций студента 72
Список используемых источников 73


Эффективное использование природных богатств не является достаточным условием для устойчивого экономического роста. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.
Сделать Россию способной конкурировать с развитыми странами можно путем обеспечения конкурентных преимуществ в определенных отраслях народного хозяйства на местном, региональном, а потом и федеральном уровне. Это возможно в частности при создании и развитии особых экономических зон
(ОЭЗ).
К началу XXI в. Стало очевидно, что уровень динамики и развития инновационной сферы развитых стран создает основу устойчивого экономического роста. В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важным инструментом в конкурентной борьбе, приносит значительный коммерческий успех.
Роль ОЭЗ в социально-экономическом развитии регионального хозяйства раскрывается в работах Авдокушина Е., Бутова В., Морозовой Т., Семенова Г., Данько Т. и др. Значительный вклад в разработку методов оценки эффективности развития ОЭЗ внесли Агафонова О., Елисеев Е., Борисов М., Куприянов С. и др. Обобщением мирового и отечественного опыта деятельности ОЭЗ занимаются Бутов В., Грачев Ю., Андрианов В., Окрут З. и многие другие.
Актуальность темы состоит в том, что сегодня Томская область - это один из общепризнанных лидеров инновационного развития регионов, экспериментальная площадка на этапе перехода к инновационной экономике. 10 лет назад была создана ОЭЗ технико-внедренческого типа «Томск», спустя это время, можно делать выводы об эффектах ее функционирования.
Цель данной работы - рассмотреть особые экономические зоны с точки зрения перспективного инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику, на примере ОЭЗ ТВТ «Томск».
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
• Изучить мировой опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ), определить цели их создания;
• Показать успешный опыт создания и функционирования СЭЗ в
КНР;
• Рассмотреть особые экономические зоны в национальной
экономики (виды ОЭЗ, предоставляемые льготы и преференции),
проанализировать данные экономической деятельности (количество
резидентов, объем инвестиций, объем произведенных товаров/услуг, количество рабочих мест и объем налогов);
• Выявить проблемы, связанные с созданием и эффективным функционированием ОЭЗ в РФ;
• Показать такой новый механизм привлечения инвестиций, как территории опережающего социально-экономического развития;
• Проанализировать деятельность ОЭЗ ТВТ «Томск» за 10 лет ее существования.
Объектом исследования является особые экономические зоны, как инструмент привлечения инвестиций в российскую экономику.
Предметом исследования выступает совокупность организационных и экономических отношения, складывающиеся в процессе создания и регулирования особых экономических зон.
Научная и практическая новизна работы состоит в том, что изучены проблемы функционирования особых экономических зон в РФ и предложены конкретные пути повышения эффекта от их деятельности.
Проведенные исследования базировались на системно-синергетическом подходе к изучаемым процессам и объектам. В ходе исследований использовались методы системного анализа, экспертных оценок, экономикостатистический.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, сведения Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, материалы научных публикаций и статей, монографий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Уже как 10 лет функционируют особые экономические зоны на территориях абсолютно различных регионов. Спустя это время, можно делать выводы об их эффективности.
Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон оценивается в общем - 334,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 224,5 млрд. рублей, за счет средств бюджетов регионов- 109,7 млрд. рублей. С 2006 по 2015 г. общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд. руб., средств регионов - 64 млрд. руб. А в 2016 г. на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 5,9 млрд. руб. [45].
Десятилетний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики.
На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Если соотнести сумму средств, предназначенных для создания и развития ОЭЗ, а это
185,9 млрд. руб. И 18 177 рабочих мест созданных за этот период, то разделив, мы получаем 10,227 млн. руб., и это стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности можно говорить.
По состоянию на 1 января 2016 года перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон [45].
Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проекта в целом. По состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526.
Ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. Так, по состоянию на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7% или более чем на 45 млрд. рублей [45].
В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на цели создания отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности.
В целом, по состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составлял лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.
Недостатки нормативно правового регулирования влекут за собой неэффективное использование значительных бюджетных средств.
Действующая правовая база попросту подгоняется под текущую ситуацию в ОЭЗ. До сих пор отсутствует долгосрочная стратегия развития ОЭЗ на территории России, а также развития подобных механизмов.
Для эффективного функционирования особых экономических зон необходимы следующие меры [27]:
• разработка и реализация мер, которые направлены на повышение
эффективности и внедрение новых механизмов управления ОЭЗ, в том числе привлечение управляющих компаний, совершенствование законодательных и административных механизмов по созданию и развитию особых
экономических зон;
• совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутренних и внешних рынках;
• разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса;
• активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ;
• разработка и реализация мер по подготовке кадров для особых экономических зон всех типов.
Таким образом, в России накоплен собственный неоднозначный опыт создания особых экономических зон.
Но все же в России есть ОЭЗ, которые демонстрируют успешную деятельность, это ОЭЗ ППТ «Липецк», ППТ «Алабуга», ТВТ «Томск» и др.
Что касается именно технико-внедренческих зон, то основным поводом волноваться за их дальнейшее развитие является низкий уровень привлечения частных инвестиций (как в абсолютных цифрах, так и в сопоставлении с осуществленными государством вложениями). Причинами такого положения является целый ряд факторов. Одним из наиболее существенных, можно предположить, является общий низкий уровень эффективности управления и продвижений конкретных ОЭЗ. Решением указанной проблемы может стать привлечение крупных зарубежных компаний к созданию и управлению зоной путем их вхождения в состав акционеров управляющих компаний. Данный шаг поможет более активно использовать зарубежный опыт и будет способствовать продвижению ОЭЗ в международном пространстве.
В рамках данной работы была рассмотрена деятельность ОЭЗ на територии Томской области. Особая экономическая зона ТВТ «Томск» является одной из перспективных площадок для размещения наукоемких производств, где инновационным компаниям предоставляется широкий комплекс налоговых, таможенных преференций.
Кроме того, на территории ОЭЗ практически закончено строительство инфраструктуры, земельные участки укомплектованы всеми необходимыми коммуникациями - газом, водоснабжением, водоотведением, пожарным водоводом, электроэнергией и теплоисточниками. В это же время, вокруг ОЭЗ продолжает развиваться полноценная социальная инфраструктура, включающая все необходимое для жизни и деятельности специалистов.
Во многом успех развития особых экономических зон зависит от эффективности работы региональной команды. Администрация Томской области показывает высокий уровень заинтересованности в развитии ОЭЗ.
Можно с уверенностью констатировать, что ОЭЗ ТВТ «Томск» имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития и продолжит и далее предоставлять как действующим, так и новым резидентам все необходимые инструменты для их интенсивного роста.
Масштабное привлечение инвестиций невозможно без организации целостной системы продвижения, финансирования инновационных компаний и без привлечения ресурсов государства, создания целостной инновационной системы.


1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года [Электронный ресурс] / Сайт по международному праву. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=404 (дата обращения: 12.05.2016)
2. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. М.: ИЭПП, 2007. 268 с.
3. Сайдловска-Мартини Э. Функционирование свободных экономических зон в мире. М.: Инфра-М, 2010. 78 с.
4. Игнатов В. И. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 2009.
192 с.
5. Волгина Н. А. Международная экономика. М.: ЭКСМО, 2010. 408 с.
6. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. 264 с.
7. Акопова Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2006. 347 с.
8. Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / под общ. ред. Б. Я. Гершковича. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. С. 36-37.
9. Денисов И. Зоны особого значения // Парламентская газета. 2005. №152. С. 3.
10. Шавшуков В. М. Движение капитала в глобальной экономике // Экономические науки. 2014. № 7. С. 120.
11. Доклад о мировых инвестициях за 2014 год. UNCTAD FDI-TNC- GVC Information System, FDI database [Электронный ресурс] / Сайт UNCTAD. URL: www.unctad.org/fdistatistics (дата обращения: 12.05.2016).
12. Ван Цзыи. Опыт создания и функционирования СЭЗ в КНР, возможности и перспективы его использования в России: автореф. канд. дисс.
М., 2010. 23 с.
13. Ван Чао. Особенности экономического роста СЭЗ Китая // Экономика и управление. 2013. №2 (34). С. 65-68.
14. Свободные экономические зоны в Китае: современный этап развития [Электронный ресурс] / Синология.Ру: история и культура Китая. URL: http://www.synologia.ru/ (дата обращения:12.05.2016).
15. Gross domestic product [Электронный ресурс] / The Wold Bank. URL: http://data.worldbank. org/indicator/NY. GDP.MKTP. CD/countries/1 W-CN? display=graph (дата обращения: 12.05.2016).
16. Ивасенко А. Г. Иностранные инвестиции. М.: ЭКСМО, 2010. С. 152.
17. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. 288 с.
18. Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР (приняты ВС СССР 05.07.1991 № 2302-1) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= ESU;n=5404 (дата обращения: 12.05.2016).
19. Татаркин Д.А., Масленников М.И. Особые экономические зоны: проблемы и тенденции развития (отечественный и зарубежный опыт) / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2010. 240 с.
20. Об иностранных инвестициях в РСФСР: закон РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 (ред. от 10.02.1999) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_102/ (дата обращения: 12.05.2016).
21. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации: указ Президента РФ от 04.06.1992 № 548 (ред. от 29.08.2001) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_539/ (дата обращения: 12.05.2016).
22. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. М.: Благовест-В,
2007. 119 с.
23. Шульга В. А. Национальная экономика. М.: РЭА, 2002. 223 c.
24. Сидоренко Ю., Клепиков А. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2010. №
3. С. 8-13.
25. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_law_54599/ (дата обращения: 12.05.2016).
26. О проекте «Особые экономические зоны» [Электронный ресурс] / Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.russez.ru/oez/ (дата обращения: 12.05.2016).
27. Козлова А. С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России // Энергия молодых - экономике России: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Часть 1 / Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 408 с.
28. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index (дата обращения:
12.05.2016) .
29. Особые экономические зоны и другие территории со специальным статусом [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/ govworks/467/events/ (дата обращения: 12.05.2016).
30. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015
[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/ (дата
обращения: 12.05.2016).
31. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от
13.07.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 12.05.2016).
32. Забавина Ю. На Дальнем Востоке создадут территории опережающего развития [Электронный ресурс] / Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://top.rbc.ru/economics/02/07/2014/9392.shtml (дата обращения: 12.05.2016).
33. Бухарова О. Льготы в чистом поле [Электронный ресурс] / Российская газета RG. RU. URL: http://www.rg.ru/2014/04/22/vostok.html (дата обращения: 12.05.2016).
34. Территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минвостокразвития России. URL: http://minvostokrazvitia.ru (дата обращения: 12.05.2016)
35. Интервью Заместителя Председателя Правительства РФ - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева телеканалу «Россия-24». [Электронный ресурс] / Дальневосточный федеральный округ официальный сайт полпреда Президента РФ. URL: http://www.dfo.gov.ru/req_news_print.php?id=3848 (дата обращения:
12.05.2016)
36. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32.
37. О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой
экономической зоны технико-внедренческого типа: пост. Правительства РФ от
21.12.2005 № 780 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_57588/ (дата обращения: 12.05.2016)
38. О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа: пост. Правительства РФ от 21.12.2005 г. №779
[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_57587 (дата
обращения: 12.05.2016)
39. О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа: пост. Правительства РФ от
21.12.2005 № 781 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=57589 (дата обращения: 12.05.2016)
40. О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа: пост. Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57591 (дата обращения:
12.05.2016)
41. Крупнейшие бизнес-проекты СФО. Зона особой экономики - одна на всю Сибирь [Электронный ресурс] / Инвестиционный портал Томской области. 24.08.15. URL: http://www.investintomsk.ru/informacionnyj_centr/ publikacii_ob_investicionnyh_vozmozhnostyah/2015/avgust/krupnej shie_biznesproe kty_sfo_zona_osoboj_ekonomiki_odna_na_vsyu_sibir/ (дата обращения:
12.05.2016) .
42. Срок действия особой экономической зоны «Томск» продлён до 2055 [Электронный ресурс] / Электронная газета «Ново-Томск ». 06.02.13. URL: https://novo-tomsk.ru/11504-srok-deystviya-osoboy-ekonomicheskoy-zony-tomsk- prodlen-do-2055-goda.html (дата обращения: 12.05.2016).
43. ОЭЗ «Томск» подводит предварительные итоги прошедшего 2015 года [Электронный ресурс] / НИ ТПУ Центр трансфера технологий. URL: http://inno.tpu.ru/ru/ novosti/oez-tomsk-podvodit-predvaritelnye-itogi-proshedshego- 2015-goda.html (дата обращения: 12.05.2016).
44. В 2015 году резиденты ОЭЗ «Томск» произвели продукцию на 2,3 млрд рублей [Электронный ресурс] / РОСОЭЗ. 29.01.16. URL:
http://www.mssez.ru/press/news?rid=24811&oo=1&fnid=68&newWin=0&apage=1 &nm=118700&fxsl=view.xsl (дата обращения: 12.05.2016).
45. За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики [Электронный ресурс] / Официальный сайт Счетной палаты РФ. 04.04.16. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/26369? sphrase_id=2083860 (дата обращения: 15.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!



© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.