Введение 3
1. теоретические основы патентной системы налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность патентной системы налогообложения 6
1.2. История развития патентной системы налогообложения 13
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 18
2. Анализ практики применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 27
2.1. Анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей,
применяющих патентную систему налогообложения 27
2.2. Анализ выданных патентов на право применения патентной системы
налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности 35
2.3. Анализ поступления налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации 44
3. Совершенствование патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 51
3.1. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения и
возможности его использования в Российской Федерации 51
3.2. Пути развития патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 58
Заключение 66
Список использованных источников 72
Приложения
В настоящее время в России происходят крупные модификации в социально-экономической и политической сферах, которые имеют большое значение для развития нашей страны и для объединения с мировым экономическим пространством. Мировой опыт показывает, что только при условии повышенной предпринимательской деятельности возможна рыночная экономика, а для стимулирования предпринимательской активности, в свою очередь, необходимо её государственное регулирование, в частности налоговыми инструментами.
Нужно упомянуть, что имеющийся порядок налогообложения, который воздействует на развитие малого и среднего предпринимательства, во внушительной степени учитывает особенности деятельности его субъектов. Субъекты малого и среднего предпринимательства в настоящее время имеют право применять традиционную (общую) систему налогообложения или специальные налоговые режимы, одних из которых является патентная система налогообложения. Установление патентной системы налогообложения вызвано не только тенденцией государства увеличить собираемых налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, но и развитием малого бизнеса и предпринимательской активности граждан. Новый самостоятельный специальный налоговый режим должен максимально учитывать экономические показатели развития бизнеса в зависимости от территории его осуществления, а также других факторов. Однако на сегодняшний день патентная система налогообложения не всегда соответствует требованиям, предъявляемым предпринимательским сообществом и социально-экономическим условиям.
В ходе осуществления имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержки предпринимательства в нашей стране важную роль играет опыт развитых стран. Изучение такого опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Нужно заметить, что налоговые системы большинства зарубежных стран представляют собой определенную комбинацию различных способов налогообложения. В развитых странах налогообложение происходит в соответствии с требованиями ведения надлежащего бухгалтерского учета, предоставления соответствующей отчетности и налогового администрирования, с целью обеспечения баланса между различными целями налогообложения, в том числе его эффективностью и справедливостью. Единственным эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать проблему налогообложения таких «проблемных» видов предпринимательской деятельности во всем мире выступает конструкция вмененного налога, когда объектом налогообложения выступает не реально полученный, а предполагаемый государством доход налогоплательщика. В мировой практике разработано и успешно применяется несколько форм вмененного налогообложения, простейшей из которых можно назвать уплату вмененного налога в форме патента. Однако, в России патентная система налогообложения практически не получила распространения среди индивидуальных предпринимателей, в то время как именно патентная форма в наибольшей степени соответствует принципам и целям применения вмененных налогов - простоте, прозрачности и удобства для налогоплательщиков. Выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - патентная система налогообложения в Российской Федерации.
Предметом выступает анализ механизма действия патентной системы налогообложения и фактических результатов ее применения на территории Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ патентной системы налогообложения, выявление проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность патентной системы налогообложения;
- изучить историческое развитие патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть вопрос порядка исчисления и уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- провести анализ практики применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения и рассмотреть возможности его использования в Российской Федерации;
- определить пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных ученых- экономистов, учебная литература, а также материалы, опубликованные в периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы, материалы, размещенные в сети Интернет
Патентная система налогообложения имеет значительную историю в России. Перед системой патентного налогообложения ставились следующие задачи: упрощение налоговых расчетов с бюджетом, сокращение финансовой и налоговой отчетности, облегчение мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов, создание условий для вывода из тени доходов субъектов малого предпринимательства и легализации их деятельности. Однако в 2003 году данная система налогообложения была отменена. К понятию «патент» вновь вернулись в российском налоговом законодательстве с 1 января 2006 года, когда в составе упрощенной системы налогообложения начала действовать упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента. Потом с 1 января 2013 года патентная система налогообложения была выведена в самостоятельную главу Налогового кодекса Российской Федерации. Действующий в настоящее время механизм патентного налогообложения построен на принципе налогообложения вмененного дохода, чем принципиальным образом отличается от действовавшего ранее. Следует отметить, что возврат к патентной системы налогообложения свидетельствует о том, что данная система налогообложения способна разрешить множество проблем в области налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Действующая на сегодняшний день патентная система налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется предпринимателем добровольно и на необходимый ему срок, фиксированный потенциально возможный годовой доход, упрощенный порядок ведения учета, отсутствие необходимости сдавать декларацию, свободный выбор налоговой инспекции при осуществлении деятельности в регионе отличном от региона регистрации, а так же нет необходимости использовать контрольно-кассовую технику. К недостаткам патентной системы налогообложения можно отнести отсутствие возможности у индивидуального предпринимателя вычитать сумму страховых взносов из потенциально возможного годового дохода, получение нескольких патентов при ведении разных видов деятельности, установлены лимиты на совокупный доход и численность работников, порог годового дохода может быть увеличен субъектом в 3, 5 и 10 раз, возможность применения патентной системы налогообложения только индивидуальными предпринимателями.
Анализируя данные по выдаче патентов, мы пришли к выводу, что патентная система налогообложения потихоньку достигает популярности, которая была достигнута упрощенной системой налогообложения на основе патента. Это объясняется тем, что данный режим существует сравнительно не долгое количество времени, и его популярность со временем возрастет. В 2013 году число индивидуальных предпринимателей выбравших для себя патентную систему сократилось на 0,08% в сравнении с 2012 годом. Далее за 2015-2017 гг. видим стабильный рост до 0,35%. Лидером по количеству выданных патентов является Центральный федеральный округ, следом за ним до 2015 года Приволжский федеральный округ, а с 2015 году после присоединения Крыма - Южный федеральный округ. Так же следует отметить, что далеко не во всех субъектах Российской Федерации данный специальный налоговый режим пользуется одинаковым спросом среди налогоплательщиков. Это связано с тем, что власти соответствующих регионов в федеральных округах приняли в своих законах «О патентной системе налогообложения» более рациональные размеры потенциально возможного годового дохода. Проведен анализ Приволжского федерального округа и субъектов Российской Федерации, входящих в него. Лидером по количеству выданных патентов в Приволжском федеральном округе являются Оренбургская область (за 2015-2017 годы свыше 20%), Республика Башкортостан и Удмуртская Республика (за 2015-2017 годы свыше 10%). В Республике Татарстан слишком высокие цены за патент, приводят к тому, что индивидуальные предприниматели не спешат его приобретать, а так же наличие альтернативных специальных налоговых режимов с более низкими налоговыми ставками и выгодными условиями не оставляют шансов «прижиться» патентной системе налогообложения в Республике Татарстан.
Кроме того отметим, что более половины из указанных видов предпринимательской деятельности по патентной системе налогообложения вряд ли когда-то будут массово использованы. Опыт рассматриваемых субъектов Российской Федерации подтверждают данный вывод. Целью введения указанного режима и являлось привлечение в ряды налогоплательщиков физических лиц, имеющих доходы от предпринимательской деятельности, но не уплачивающих налог на доходы физических лиц. С этих позиций, оплата стоимости патента - оптимальный налоговый режим для таких налогоплательщиков. Нужно только лишь быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и взять патент на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности.
Рассматривая поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в доходы бюджетов по всей России в целом, можно наблюдать положительную динамику. Это объясняется тем, что цены за «патент» существенно увеличились, по сравнению с 2012 годом, в силу того, что регионам предоставили возможность дифференцировать доход в 3, в 5 и даже в 10 раз. Поэтому сейчас мы наблюдаем тенденцию увеличения поступлений в бюджеты, но при этом наблюдается миграция индивидуальных предпринимателей от патентной системы налогообложения.
Если в 2012 году поступления составили 0,4 млрд. рублей, то в 2013 году произошел скачок до 1,9 млрд. рублей, а за 2017 год увеличились до 11,2 млрд. рублей. Однако доля данного налога в доходах бюджетной системы Российской Федерации не значительная - менее 1%. Почти 60% поступлений в бюджет Российской Федерации обеспечивается Центральным федеральным округом, далее около 10-12% Южным федеральным округом и почти 10% Приволжским и Уральским федеральными округами. Это объясняется более высоким уровнем социально-экономического развития данных федеральных округов.
Аналогичная ситуация наблюдается и в рассматриваемых нами субъектах Российской Федерации. Следует также отметить, что в субъектах Российской Федерации существует большая дифференциация по поступлениям налога, взимаемого связи с применением патентной системы налогообложения. Это объясняется тем, что стоимость патента в каждом регионе разная в силу того, что потенциально возможный годовой доход устанавливается региональными органами власти. Например, стоимость патента для предпринимателя из Оренбургской области практически в 2 раза дешевле, нежели для индивидуального предпринимателя из Республики Татарстан. Все это подтверждает, что патентная система налогообложения требует дальнейшего совершенствования. Итак, за весь период своего существования, патентная система налогообложения выявила ряд присущих ей недостатков, создающих проблемы, связанные с ее применением на практике, снижающие эффективность данного специального налогового режима и привлекательность для субъектов малого предпринимательства.
На наш взгляд, причина заключается в слабой проработанности элементов патентной системы налогообложения и недостаточном учете всех факторов, оказывающих влияние на деятельность в рамках данного специального налогового режима. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости более полной проработки всех элементов данного специального налогового режима, обоснованности в их установлении, что будет способствовать совершенствованию применения патентной системы налогообложения на практике и сделает ее основной и единственной эффективной формой вмененного налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
В результате рассмотрения зарубежного опыта по применению систем налогообложения на основе патента, можно сделать вывод о том, условия, по которым формируется размер патентного платежа, отражают специфику экономических условий страны. Например, в Польше расчет налога индивидуальные физические показатели деятельности налогоплательщика по данному режиму. С точки зрения реформирования отечественной патентной системы налогообложения опыт зарубежных стран не очень интересен, так как при формировании действующей системы уже были учтены некоторые его особенности.
Таким образом, на основе проведенного исследования в целях совершенствования патентной системы налогообложения в Российской Федерации можно выделить следующие практические рекомендации.
Во-первых, необходимо снижение потенциально возможного годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности. В настоящее время установлены необоснованные завышенные размеры базовой доходности, что свидетельствует о сокращении количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. В связи с чем, считаем целесообразным производить анализ статистических данных в каждом регионе в отношении годовой выручки индивидуальных предпринимателей, который позволит установить реальные размеры доходов;
Во-вторых, целесообразно ввести дифференцирующие показатели в соответствии со спецификой региона. Необходимо дифференцировать размер потенциально возможного годового дохода по размерам населенного пункта в субъектах Российской Федерации с неравномерной плотностью населения. Данная дифференциация присутствует и в настоящее время для городов с численностью населения до 1 млн. человек и более 1 млн. человек. Однако, на наш взгляд, необходимо увеличить данную дифференциацию до 4 групп, что позволит развивать патентную систему налогообложения в небольших городах: до 250 тыс. человек; от 250 до 500 тыс. человек; от 500 тыс. до 1 млн. человек; свыше 1 млн. человек. Это позволит повысить привлекательность патентной системы налогообложения в малых городах;
В-третьих, необходимо по некоторым видам деятельности исключить при исчислении потенциально возможного годового дохода такой физических показатель как численность наемных работников;
В-четвертых, необходимо учитывать при исчислении налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, суммы страховых взносов социального назначения, так как в настоящее время они не уменьшают сумму потенциально возможного годового дохода. За основу целесообразно взять порядок уменьшения налога при примененной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не более чем на 50%;
В-пятых. для начинающих индивидуальных предпринимателей, которые планирую осуществлять свою деятельность в рамках патентной системы налогообложения, следует устанавливать минимальную стоимость патента для развития их деятельности, что позволит увеличить количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и как следствие, увеличатся поступления налога в доходы бюджетной системы Российской Федерации. Также рекомендуется предусмотреть возможность применения патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами без обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В заключение отметим, что условия применения патентной системы налогообложения для налогоплательщиков постоянно улучшается, количество индивидуальных предпринимателей, предпочитающих этот режим, также растет. Следовательно, в целом можно сказать, что система достаточно эффективна. Основным ее риском является необоснованное завышение уровня потенциально возможного дохода субъектами Российской Федерации. Но если регионы будут учитывать в первую очередь интересы налогоплательщиков, то в конечном итоге это приведет к развитию сектора малого предпринимательства, сокращению уровня безработицы и к развитию экономики страны в целом.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект, 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: офиц. текст. - М.: Проспект, 2018.
3. Закон Республики Татарстан «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения» [Электронный ресурс] Закон Республики Татарстан от 29.09.2012 N 63-ЗРТ (ред. от 31.05.2016).// Справочноправовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление 25.05.2018.
4. Закон Оренбургской области «О патентной системе налогообложения» [Электронный ресурс]: Закон Оренбургской области от 12.11.2014 №2711/765- V-ОЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2018.
Монографии и статьи
5. Азизкулов Д.М. Пути и способы увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Московской области // Экономические науки. - 2018. - № 159. - С. 32-35.
6. Алиев Б. Х. Развитие специальных налоговых режимов в экономике региона / Алиев Б. Х. // Налоги. - 2013. - № 18.
7. Андреев И.М. Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. - 2014. - № 2.
8. Баландина А.С. Патентная система налогообложения как поддержка малого бизнеса (на примере Томской области) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
9. Бауэр В.П. Бюджетно-налоговая безопасность муниципалитетов при патентной системе налогообложения / В.П. Бауэр // Налоги-журнал. - 2017. -№ 5. - С.14-17
10. Верецкий А.В. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовая экономика. - 2014. - №1.
11. Горовцова М. А. О патентной системе налогообложения: дискуссионные вопросы и возможные пути их разрешения научной редакцией/ / М.А. Г оровцова / Право. - 2014. - №9.
12. Горина Г.А. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2014. - №1.
13. Девятаева Н.В. Патентная система налогообложения: изменения и дополнения с 2014 года // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №3.
14. Имаева Г.Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения. 2016. - №8.
15. Калита Е.В. Из истории патентного налога/ Калита Е.В.//Финансы. - 2012. - №5.
16. Карсетская Е.Н. Единый налог: старые споры новые разъяснения / Е.Н. Карсетская // Новая бухгалтерия. - 2015. - № 8.
17. Кислицын Е.В. Проблемы развития отечественной патентной системы налогообложения и пути их решения / Е.В. Кислицын // Экономические исследования. - 2016. - №4. - С.3.
18. Логинова А.Г., Юричева Е.Ю. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России // Вестник Марийского Государственного университета. - 2016. - №3
19. Логинова Т.А., Семкина Т.И. Предпосылки необходимости внесения изменений в действующую систему налогообложения в виде ПСН // Налоги и налогообложение. — 2017. - № 10. - С.45-54.
20. Максимов А.В. Налоговый потенциал муниципального образования и пути его наращивания // Финансовые исследования. - 2012. -№3.
21 . Малис Н. И. Об упрощенной системе налогообложения на основе патента/ Н. И. Малис // Налоговый вестник. - 2006. - № 8.
22. Марширова Л.Е., Максимова Н.В., Максимов А.Г. Особенности применения и пути совершенствования патентной системы налогообложения в различных регионах России // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2013. - № 9. - С.33 - 42.
23. Некрасов Н.В. Часть положений патентной системы налогообложения не соответствует (противоречит) Конституции РФ // Экономика. Теория и практика. - 2015. - №5.
24. Парасоцкая Н.Н. Особенности патентной системы налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. -2014.- № 2.
25. Пинская М.Р., Сёмкина Т.И. Особенности применения патентной системы налогообложения в России и за рубежом // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 4 (41). - С. 52-56.
26. Потокин К.С. Использование патентной системы налогообложения для стимулирования экономической активности индивидуальных предпринимателей // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики. - 2014. - №13.
27. Садков В.Г. Формирование модели эффективно-справедливого дифференцированного налогообложения малого бизнеса с учетом уровня его инновационности и общественной значимости/ Садков В.Г. // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - №9.
28. Солодимова Т.Ю. Патентная система налогообложения: новые изменения с прежними проблемами // Налоговая политика и практика. - 2017. - № 4.
29. Трутнева Е. В. Необходимость и значимость патентной системы налогообложения // Финансовый университет при Правительстве РФ. - 2016. - №15.
30. Чистова Н.А. Перспективы развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. -2015. - №1.
Учебники, учебные пособия и материалы
31. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров / Г ончаренко Л. И. - М.: Инфра-М, 2009.
32. Ефимова Е. Г., Поспелова Е. Б. Налоги и налогообложение / Ефимова Е. Г., Поспелова Е. Б. - М.: Купер Бук, 2014.
33. Иловайский С.И. Учебник финансового права / Иловайский С.И. - О.: Издание Е.С. Иловайской, 2012.
34. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов / Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
35. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение / Майбурова И.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
36. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О. И. - М.: Омега-Л, 2012.
37. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX—XX вв./ Петухова Н.Е. - М.: Вузовский учебник, 2008.
38. Романова Б. А. Налоги и налогообложение в Российской федерации / Романова Б. А. - М.: Дашков и К, 2016.
39. Секунова Е.Ю. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах при использовании специальных налоговых режимов / Секунова Е. Ю. // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 2. Р.: Издательство Южного федерального университета, 2015.
40. Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Эксмо, 2010.
41. Толкушкин А.В. История налогов в России. / Толкушкин А.В.- М.: Юристъ, 2001.
42. Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - М. Юрайт, 2000.
43. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение./ Юткина Т.Ф. - М.: ИНФРА- М, 2001.
Электронные ресурсы
44. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2018. - Режим доступа: www.nalog.ru
45. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Сведения о работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств 2010 - 2017 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2018. - Режим доступа: www.nalog.ru
46. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности за период 2010 - 2017 гг. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2018. - Режим доступа: www.nalog.ru
47. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности 2013 - 2017 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2018. - Режим доступа: www.nalog.ru