Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Работа №52550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-организационные аспекты формирования патентной системы
налогообложения 5
1.1. Экономическая сущность патентной системы налогообложения 5
1.2. История развития патентной системы налогообложения 10
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением
патентной системы налогообложения в России 15
1.4. Опыт зарубежных стран по применению патентной системы
налогообложения 22
2. Анализ практики применения патентной системы налогообложения в
Российской Федерации 27
2.1. Анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей,
применяющих патентную систему налогообложения 27
2.2. Анализ выданных патентов на право применения патентной системы
налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности 33
2.3. Анализ поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в бюджетную систему Российской Федерации 38
2.4. Анализ налоговых споров, возникающих в связи с применением патентной
системы налогообложения 44
3. Совершенствование патентной системы налогообложения в Российской
Федерации 50
3.1. Необходимость реформирования действующей патентной системы
налогообложения в Российской Федерации 50
3.2. Пути развития патентной системы налогообложения 59
3.3. Модель патентной системы налогообложения после отмены единого налога
на вмененный доход 68
Заключение 72
Список используемых источников 78
Приложения

Задача налоговой системы Российской Федерации заключается в создании такого рода отношений между субъектами малого предпринимательства и налоговыми органами, которые способствовали увеличению прозрачности деятельности данных налогоплательщиков. Данный вопрос может быть решен путем создания оптимально выгодного для представленных хозяйствующих субъектов режима налогообложения, который на данный момент времени развивается в виде патентной системы налогообложения.
Представленный налоговый режим на данный момент имеет самый простой механизм применения из всех действующих режимов в Российской Федерации. Однако, в настоящее время еще не достиг должного распространения популярности среди субъектов малого предпринимательства, что определяет необходимости дальнейшего реформирования его системы, которая бы соотносилась с реальной ситуацией на рынке страны. Выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - патентная система налогообложения в Российской Федерации.
Предметом выступает анализ механизма действия патентной системы налогообложения и фактических результатов ее применения на территории Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании теоретических и практических основ патентной системы налогообложения, выявлении проблем и путей их решения.
В соответствии с данной целью в работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность патентной системы
налогообложения;
- изучить исторический аспект развития патентной системы
налогообложения;
- рассмотреть вопрос порядка исчисления и уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- изучить опыт зарубежных стран по применению системы налогообложения на основе патента;
- провести анализ практики применения патентной системы
налогообложения в Российской Федерации;
- обосновать необходимость реформирования действующей патентной системы налогообложения;
- спрогнозировать рост поступлений по налогу, который уплачивается в связи с применением патентной системы налогообложения;
- составить модель «новой» патентной системы налогообложения после отмены системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- представить другие альтернативные пути развития действующей патентной системы налогообложения.
Информационной основой для данного исследования выступают учебники и изученная литература, нормативно-правовые акты, монографии различных отечественных исследований проблем и перспектив развития патентной системы налогообложения, статистические данные официального сайта Федеральной налоговой службы, а также, а также публикации средств массовой информации по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Введение в действие на территории Российской Федерации патентной системы налогообложения произошло сравнительно недавно. Данная системы была введена, с целью созданию специальной стимулирующей среды для индивидуальных предпринимателей, для того, чтобы, с одной стороны, упростить для них процедуры, связанные налогообложением дохода, а с другой, легализовать некоторые виды деятельности, контроль за финансовыми результатами которых достаточно проблематичен для налоговых органов.
Налогообложение в рамках патентной системы осуществляется по принципу обложения вмененного доход, что не является нововведением для налоговой системы Российской Федерации. По такому же принципу ведется взимание по единому налогу на вмененный доход. При сравнении данных налоговых режимов выяснилось, что они имеют достаточно общих черт. Статистически, в настоящее время условия применения единого налога на вмененный доход выглядят более привлекательными для налогоплательщиков, чем условия патентной системы налогообложения. Но, как показывает практика, этот специальный налоговый режим, предназначенный для организаций и индивидуальных предпринимателей, не учитывает интересы последних, так как мало привязан к реальным условиям деятельности. Темпы роста платежей по налогу почти в два раза превышают темпы роста налогоплательщиков, применяющих данный режим, что говорит о постоянном увеличении налоговой нагрузки. Патентная система налогообложения предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей и стремится учитывать их потребности.
В результате рассмотрения зарубежного опыта по применению систем налогообложения на основе патента, можно сделать вывод о том, условия, по которым формируется размер патентного платежа отражает специфику экономических условий страны. Например, в Польше расчет налога производится в специальных налоговых карточках, где учитываются индивидуальные физические показатели деятельности налогоплательщика по данному режиму. С точки зрения реформирования отечественной патентной системы налогообложения опыт зарубежных стран не очень интересен, так как при формировании действующей системы уже были учтены некоторые его особенности.
Величина суммы налога по патентной системе налогообложения формируется регионами с учетом особенностей и условий ведения в них деятельности. Доходы, полученные от применения данного режима, поступают в местные бюджеты. Иными словами, за эффективность применения патентной системы налогообложения несут ответственность власти субъектов Российской Федерации. Но в данном факторе всегда проявляется конфликт стимулирующей фискальной функций налогов. Власти регионов, при установлении величины потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода стремятся увеличить поступления в бюджет, но при этом у налогоплательщиков пропадает мотивация к применению данного режима. То есть существует серьезная необходимость сохранения баланса между этими разнонаправленными интересами.
Статистические данные показали, что за 2015 год количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения возросло почти в 2 раза, а в соотношении с общим количеством данных налогоплательщиков увеличились с 2,8% до 5% с конца 2014 по конец 2015 годов, соответственно. К 2016 году положительная динамика также сохранилась, однако, ее темпы несколько замедлились по сравнению с 2015 годом. И в 2016 году рост составил 1,5%, по сравнению с 2015 годом. Отмечается также, что количество индивидуальных предпринимателей, применяющих данный режим, входит в показатель количества выданных патентов, и составляют 80% от общего числа. Другими словами, на одного налогоплательщика приходится 1 или 2 взятых патента. То есть фактически от 10-20% индивидуальных предпринимателей имеют более одного вида деятельности, в отношении которых они применяют данный режим.
При сравнительном анализе применения патентной системы налогообложения в регионах России, был сделан вывод о том, что количество налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения напрямую зависит от уровня цен на патенты, а также от проработанности регионального налогового законодательства, связанного с его применением.
Применение патентной системы налогообложения предоставляет налогоплательщикам ряд своих преимуществ, таких как простота учета, освобождение от ряда налогов и другие, которыми успешно пользуются предприниматели.
Также были изучены часто возникающие вопросы индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и рассмотрена арбитражная практика за последние три отчетных года применения режима. Анализ показал, что основные проблемы применения режима связаны с фактом потери права на применение патентной системы налогообложения. А именно, отсутствие законодательного закрепления возможности применения альтернативного режима, в случае потери права на использовании патентной системы налогообложения, если при этом она совмещалась с другим специальным режимом (системой в виде единого налога на вмененный доход или упрощенной системы налогообложения). Поэтому необходимо закрепление данной возможности на законодательном уровне в виде прописанной нормы, которая закрепляла бы право на применение данной альтернативы.
В рамках дальнейшего совершенствования рассматриваемой системы налогообложения был проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости поступлений налога в связи с применением патентной системы налогообложения от количества индивидуальных предпринимателей, применяющих данный режим и уровня инфляции, а также составлен прогноз на 2017 и 2018 года. Результаты показали, что будет сохраняться положительная динамика в поступлениях налога в связи с применением патентной системы налогообложения, однако, данный фактор не исключает существенных проблем, которые препятствуют более ускоренному развитию данного режима, а именно:
- необоснованное завышение потенциального уровня дохода, установленного для каждого вида деятельности;
- отсутствие поддержки в деятельности для впервые открывшихся предприятий малого бизнеса;
- отсутствие возможности уменьшения суммы налога на сумму страховых платежей, уплачиваемых за работников;
- система уплаты стоимости патента, которая не учитывает финансового состояния хозяйствующего субъекта;
- отсутствие механизма понижения стоимости патента, в случае изменения (уменьшения) физических показателей;
- присутствие в экономике страны большого числа самозанятого населения, которое не уплачивает налоги при получении доходов.
Для решения поставленных проблем предлагаются следующие пути совершенствования патентной системы налогообложения.
1. Необходимо снижение потенциального уровня дохода по всем видам предпринимательской деятельности, по которым закреплено право применения патентной системы налогообложения. В настоящее время их размеры до сих пор необоснованно завышены. В связи с чем, считаем целесообразным производить анализ статистических данных в каждом регионе в отношении годовой выручки индивидуальных предпринимателей, который позволит установить реальные размеры доходов. Данные показатели должны передаваться в органы власти субъектов Российской Федерации, которые в дальнейшем на основе представленных цифр будут корректировать размеры потенциального уровня дохода.
Необходимо закрепить обязательным условием учет всех дифференциальные признаков, которые установлены под. 3 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, что во многих регионах Российской Федерации не производится. А также конкретизировать данный перечень следующим образом. Ввиду того, что деление по признаку территории действия патента происходит исходя из расчёта численности жителей только на 2 большие группы: до 1 млн.
человек и более 1 млн. человек, поэтому предполагается увеличить данное деление на 4 группы: до 250 тыс. человек, от 250 до 500 тыс. человек, от 500 тыс. до 1 млн. человек и свыше 1 млн. человек. Это позволит повысить привлекательность патентной системы налогообложения в малых городах.
2. С целью поддержания деятельности впервые открывшихся предприятий (сектора индивидуального предпринимательства), ввести льготу при уплате, налога в связи с применением патентной системы налогообложения. Данную льготу предоставить в виде пониженной ставки по данному налогу или же в виде возможности уплаты налога в любой срок до истечения срока действия патента в первый год деятельности хозяйствующего субъекта.
3. Необходимо предоставить возможность налогоплательщикам уменьшать сумму налога, исчисленного в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов социального назначения. За основу целесообразно взять порядок уменьшения налога при примененной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не более чем на 50%.
4. В целях развития патентной системы имеет смысл пересмотреть механизм уплаты налога, в связи с применением патентной системы налогообложения. Для удобства налогоплательщиков было бы целесообразным помимо действующего порядка ввести дополнительные:
- возможность уплаты полной суммы налога до конца срока действия патента;
- возможность уплаты ежемесячно равными долями, что позволило бы равномерно распределить финансовую нагрузку.
5. С целью учета интересов налогоплательщиков предоставить возможность уменьшения стоимости патента, если за период его действия физические показатели были снижены. Необходимо уменьшить сумму налога, в связи с применением патентной системы налогообложения с того месяца, когда данное изменение было документально зафиксировано.
6. В качестве инструмента по повышению легализации доходов самозанятых граждан, которые занимаются одним из видов деятельности, в отношении которого закреплено право на применение патентной системы налогообложения, ввести ставку 0% по налогу, уплачиваемому в связи с применением данного режима. Установить период действия данной ставки: в течение срока от 1 до 12 месяцев для первого патента, взятого на право применение впервые открывшимся индивидуальным предпринимателем. Также дополнить закрепленный список видами деятельности, которые не указаны в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, но которые осуществляются данными категориями лиц. Данную норму считать обязательной для закрепления в законодательстве всех субъектов Российской Федерации.
Также нами предполагается модель патентной системы налогообложения, после отмены единого налога на вмененный доход для того, чтобы избежать серьезных потерь налоговых поступлений в местные бюджеты. Данная модель должна стать наиболее выгодной альтернативой для хозяйствующих субъектов при выборе нового режима налогообложения (в сравнении с упрощенной системой налогообложения и общим режимом налогообложения).
В заключении отметим, что условия применения патентной системы налогообложения для налогоплательщиков постоянно улучшается, количество индивидуальных предпринимателей, предпочитающих этот режим, также растет. Следовательно, в целом можно сказать, что система достаточно эффективна. Основным ее риском является необоснованное завышение уровня потенциально возможного дохода субъектами Российской Федерации. Но если регионы будут учитывать в первую очередь интересы налогоплательщиков, то в конечном итоге это приведет к развитию сектора малого предпринимательства, сокращению уровня безработицы и к развитию экономики страны в целом.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект,2017.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект,2017.
3. Закон Республики Татарстан «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения» [Электронный ресурс] Закон Республики Татарстан от 29.09.2012 N 63-ЗРТ (ред. от 19.11.2015). // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление
25.05.2017.
4. Закон г. Москвы «О патентной системе налогообложения на территории г. Москвы» [Электронный ресурс] Закон города Москвы от 30.10.2012 N 53 (ред. от 18.11.2015 19.11.2015). // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
5. Закон Хабаровского края "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" [Электронный ресурс] Закон Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 (ред. от 30.09.2015). // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
6. Закон Республики Алтай «О патентной системе налогообложения на территории Республики Алтай» [Электронный ресурс] Закон Республики Алтай от 16.11.2012 N 58-РЗ (ред. от 23.11.2015). // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
7. Закон Республики Крым «О патентной системе налогообложения на
территории Республики Крым» [Электронный ресурс] Закон Республики Крым от
28.05.2014 № 19-ЗРК (ред. 27.11.2015). // Справочно-правовая система
«Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
8. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов / Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
9. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О. И. - М.: Омега-Л, 2012.
10. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение / Майбурова И.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
11. Ефимова Е. Г., Поспелова Е. Б. Налоги и налогообложение / Ефимова Е. Г., Поспелова Е. Б. - М.: Купер Бук, 2014.
12. Романова Б. А. Налоги и налогообложение в Российской федерации / Романова Б. А. - М.: Дашков и К, 2016.
13. Иловайский С.И. Учебник финансового права / Иловайский С.И. - О.: Издание Е.С. Иловайской, 2012.
14. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / В.Ф. Тарасова, М.В. - М.: КНОРУС, 2012.
15. Тарханов О.В. Особенности финансовой политики СССР в период НЭПа [Электронный ресурс] - 2012 -
16. Трутнева Е. В. Необходимость и значимость патентной системы налогообложения // Финансовый университет при Правительстве РФ. -2016. - №15.
17. Баландина А.С. Патентная система налогообложения как поддержка малого бизнеса (на примере Томской области) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6.
18. Верецкий А.В. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовая экономика. - 2014. - №1.
19. Гайдукова О.Л. Статистическое исследование региональных особенностей практики применения патентной системы налогообложения // Известия ТГУ. - 2014. - №4.
20. Горина Г.А. Плюсы и минусы патентной системы налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2014. - №1.
21. Девятаева Н.В. Патентная система налогообложения: изменения и дополнения с 2014 года // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №3.
22. Коршунов Л.А. Оценка применения патентной системы налогообложения в Алтайском крае и анализ ключевых факторов, влияющих на ее результативность // Экономика устойчивого развития. - 2015. - №1.
23. Кулькова Н.С. Патентная система налогообложения - специальный налоговый режим // Вестник НГИЭИ. - 2013. - №5.
24. Лысенко Д. Патентная система налогообложения // Налоговый вестник. -2014. - №52.
25. Некрасов Н.В. Часть положений патентной системы налогообложения не соответствует (противоречит) Конституции РФ // Экономика. Теория и практика. - 2015. - №5.
26. Парасоцкая Н.Н. Особенности патентной системы налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2014. - № 2.
27. Потокин К.С. Использование патентной системы налогообложения для стимулирования экономической активности индивидуальных предпринимателей // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики. - 2014. - №13.
28. Скудутис М. Патентный путеводитель // Расчет. - 2014.- № 2.
29. Чистова Н.А. Перспективы развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. - 2015. - №1.
30. Карсетская Е.Н. Единый налог: старые споры новые разъяснения / Е.Н. Карсетская // Новая бухгалтерия. — 2015. - № 8.
31. Ким В. М. О роли налогообложения в развитии малого и среднего предпринимательства // Финансы. 2013. - № 11.
32. Колесник М.А. Проблемы применения механизма исчисления и взимания единого налога на вмененный доход и пути их решения // Проблемы современной системы налогообложения: Сб. научных статей. М.: Ф.А., 2013. - №12.
33. Коломиец A.JI. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2013. - № 2.
34. Косолапов А. И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса // Финансы. 2014. - № 12.
35. Костянян Р. К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. — 2014. № 7.
36. Крутов А.Д. Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы // Аудитор. 2013. - № 11.
37. Куницин Д. В., Синицина Е. С. Единый налог на вмененный доход инструмент управления налогообложением на местном уровне // ЭКО. — 2014. - № 6.
38. Левадная Т.Ю. Реформирование специальных режимов налогообложения индивидуальных предпринимателей // Финансы. 2013. -№2.
39. Македонский С. Н. Применение специального налогового режима- зарубежный опыт //Рынок ценных бумаг. — 2007. № 11.
40. Максимов А.В. Налоговый потенциал муниципального образования и пути его наращивания // Финансовые исследования. 2012. -№3.
41. Матинов А. С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // Налоги. 2013. - №4.
42. Медведева О. В., Лебединская Т. Г. Налогообложение на основе патента: современное состояние и перспективы развития// Налоговая политика и практика.2014. - № 3.
43. Кочемазова Н.В. Сущность и виды специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] -2014 - Режим доступа: www.cyberleninka.ru
44. А. Г. Логинова, Е. Ю. Юричева Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства современной России // Вестник Марийского Государственного университета. - 2016. - №3
45. Г.Р. Имаева Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения. 2016. - №8.
46. Сроки уплаты налогов [Электронный ресурс]: Отмена ЕНВД - Официальный сайт Сроки уплаты налогов, 2017. - Режим доступа: http://sroki- uplatv-nalogov.ru/envd-otmena-edinogo-naloga-uplata-stavka-vmenennvv-dohod- otmenili.php
47. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 - 2016 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http://Zwww.nalog.ru
48. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности за 2013 - 2016 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
49. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2013 - 2015 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
50. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2013 - 2015 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Сведения о
работе по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств 2013 - 2016 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
52. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности 2013 - 2016 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http://Zwww.nalog.ru
53. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности 2013 - 2016 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http://Zwww.nalog.ru
54. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика по РФ. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru
55. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Основные
направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http: //www. minfin. ru/
56. Система судебной практики «Право RU» [Электронный ресурс]: Судебная практика по делам, связанным с применением патентной системы налогообложения за 2014-2016 гг. - Режим доступа: http://pravo.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ