Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1 Сущность управления конкурентоспособностью организации
1.2 Механизм формирования конкурентных преимуществ организации
1.3 Оценка эффективности управления конкурентоспособностью организации
2. Анализ действующей системы управления
конкурентоспособностью организации ООО "Посуда плюс"
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Исследование системы>1 управления организацией 25
2.3 Анализ проблем управления конкурентоспособностью организации
3. Основные направления по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации ООО "Посуда плюс"
3.1 Рекомендации по повышению качества продукции
3.2 Предложения по использованию ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции
3.3 Мероприятия по повышению эффективности рекламной деятельности
Заключение
Список использованных источников 76
Приложения
Актуальность исследования. В силу постоянно меняющихся потребностей рынка и ужесточения процесса конкуренции предъявляются повышенные требования к способности предприятия адаптироваться в постоянно меняющейся среде рынка. Именно потому возникает необходимость в построении такой системы>1 управления организацией, которая будет не только эффективна, но и сможет своевременно отвечать на «вызовы» внутренней и внешней среды
Одним из критериев успешности национальной экономики считается повышение конкурентоспособности организаций. Достичь высокого уровня конкурентоспособности - важная задача для каждого предприятия, стремящегося занять устойчивые позиции на рынке. Повышение уровня требований к российским предприятиям к ассортименту и качеству продукции, выполненных работ и оказанных услуг обостряет проблему обеспечения конкурентоспособности.
Недостаточная проработанность в научной литературе теоретических положений о проблеме управления конкурентоспособностью предприятий и специфичность предпринимательской деятельности осложняет решение задачи повышения конкурентоспособности. Значимость выработки новых подходов и совершенствования инструментов повышения конкурентоспособности увеличивается в условиях усиления конкуренции и непрерывного роста запросов потребителей.
Проблемы по организации работы российских предприятий и оценки их конкурентоспособности еще не достаточно решены и требуют повышенного внимания. Все эти факторы и определили актуальность выбора темы
Степень разработанности темы В исследовании изучение проблемы оценки конкурентоспособности предприятий базируются на работах М. Портер [31], И. Ансоффа [] и др. Отечественные ученые начали изучать вопросы конкурентоспособности организаций позже. В настоящее время приобрели широкую популярность труды М.А. Борисова [9], Е.Е. Подкопаевой [47], Р.А. Фатхутдинова [36] и др.
Целью выпускной квалификационной работы изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью организации и разработка на этой основе мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО "Посуда плюс".
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- определить сущность управления конкурентоспособностью организации;
- изучить механизм формирования конкурентных преимуществ организации;
- охарактеризовать особенности оценки эффективности
управления конкурентоспособностью организации;
- провести общую характеристику организации ООО "Посуда плюс";
- провести исследование системы управления организацией;
проанализировать проблемы управления конкурентоспособностью организации;
- внести рекомендации по повышению качества продукции;
- внести предложения по использованию ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;
- разработать мероприятия по повышению эффективности рекламной деятельности ООО "Посуда плюс".
Объектом исследования является ООО "Посуда плюс".
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, посвященные трудностям оценки и повышения конкурентоспособности предприятий. Использована нормативно-правовая база Российской
Федерации в области управления конкурентоспособностью. В работе также использованы материалы научно-практических конференций, научные периодические издания по тематике исследования и данные средств массовой информации.
В работе применены общие методы исследования - системный подход, анализ и синтез, методы экономического анализа, статистические группировки.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения могут быть использованы специалистами коммерческих организаций.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении определены актуальность исследования сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособностью организации.
Во второй главе проведен анализ действующей системы управления конкурентоспособностью организации ООО "Посуда плюс".
В третьей главе разработаны основные направления по совершенствованию управления конкурентоспособностью
организации ООО "Посуда плюс".
В заключении сделаны обобщающие выводы.
В заключении следует отметить следующее. Задачи,поставленные в работе, решены в достаточном объеме. Цель исследования достигнута.
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособностью организации.
Исследование тенденций изменения конкурентоспособности организаций показывает,что в управленческих решениях,принимаемых в процессе продвижения товаров, недостаточно учитываются конкретные потребности покупателей, условия формирования рынка сбыта продукции, тенденции изменения качества продукции, что в итоге приводит к ухудшению рыночных позиций организаций.
Становление рыночных отношений в российской экономике усилило конкуренцию между организациями. Залогом успешной деятельности отечественных предприятий стала разработка и внедрение стратегий в области управления их конкурентоспособностью.
Условия рынка придают управлению конкурентоспособностью предприятия первостепенное значение. Разрешение вопросов, относящихся к обретению конкурентоспособности экономическим субъектом, напрямую связаны с особенностями развития определенной отрасли народного хозяйства.
В общем случае под конкурентоспособностью следует понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг в отношении других предприятий аналогичного профиля. Уровень конкурентоспособности предприятия определяется действием системы внешних и внутренних факторов:
конкурентными преимуществами, формируемыми производственными ресурсами предприятия - капитальными (основные средства, нематериальные активы, оборотные активы, земельные ресурсы), трудовыми (совокупность количественных и качественных характеристик персонала, а также уровень его мотивации), системно-организационными (организационная структура и культура, технологии деятельности), ресурсами позиционирования (в пространстве, времени, сознании потребителей) - и стратегией его функционирования на рынке;
- конкуренцией с контрагентами (одноотраслевые предприятия, производители товаров-заменителей, потенциальные конкуренты) на рынке;
- прочими факторами рыночной конъюнктуры - условиями спроса на рынке на продукцию предприятия и условия предложения производственных ресурсов.
Конкурентоспособность организации рассматривается авторами как способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономические обязательства, а также количественный и качественный рост его потенциала.
Эффективность деятельности современного предприятия определяется не только постоянным вниманием к товарам, но и к их набору. При выборе производимых и продаваемых товаров в современных условиях обязательно достижение положительного синергического эффекта, когда совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов каждого из них в отдельности.
Во второй главе проведен анализ действующей системы управления конкурентоспособностью организации ООО "Посуда плюс".
В целом, ООО "Посуда плюс" придает большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. Оценка конкурентоспособности ООО "Посуда плюс" основывается на анализе технологических, производственных финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Анализ известных методов определения комплексного показателя конкурентоспособности предприятия и продукции позволил выбрать наиболее легко реализуемые в практической деятельности методы, основанные на данных внешней среды и существующей в организациях системы учёта и отчётности. На основе сводных характеристик методов определения конкурентоспособности предприятия сформирована оптимальная модель определения уровня конкурентоспособности ООО "Посуда плюс".
В целях комплексной оценки деятельности ООО "Посуда плюс" выполнен анализ факторов микро - и макросреды по PEST- факторам, произведена оценка организации со стороны заинтересованных групп: покупателей, конкурентов, кредиторов, поставщиков, общественности, который дополнен анализом внутренней среды>1 предприятия по методу SWOT-анализа - одного из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день.
Исследование конкурентоспособности ООО «Посуда Плюс» позволяет выделить следующие конкурентные преимущества компании:
- наличие стабильных поставщиков;
- хорошая репутация ООО «Посуда Плюс».
Проведенный анализ также позволил выявить и проблемы,которые снижают конкурентоспособность 000 «Посуда Плюс»:
- узкий сегмент рынка фирмы;
- низкие позиции на рынке в сравнении с конкурентами;
- наличие значительного числа товаров-заменителей, способные составить конкуренцию продукции 000 «Посуда Плюс»;
- возможность роста конкурентной борьбы за счет появления новых конкурентов;
- слабая рекламная программа;
- не достаточно продуманная ценовая политика;
- недостаточное внимание руководства фирмы к персоналу, как к основному конкурентному ресурсу.
Таким образом, проведенный анализ конкурентной среды 000 «Посуда Плюс» позволяет говорить о нестабильном положении фирмы на конкурентном рынке, о значительные угрозах со стороны>1 внешней среды, которым компания не в силах в настоящее время противостоять.
В третьей главе внесены предложения по основным направлениям совершенствования управления конкурентоспособностью организации 000 "Посуда плюс":
1. внесены рекомендации по повышению качества обслуживания.
Поскольку качество предоставления услуг в 000 «Посуда плюс» понятие комплексное и включает несколько составляющих, в числе которые внешний и внутренний вид офиса, качество работы>1 (которое зависит от условий труда) и подготовки персонала и т.п., нами предложены следующие направления повышение уровня конкурентоспособности предприятия «Посуда плюс»:
- Вовлечение руководства 000 «Посуда плюс» в процесс управления качеством.
- Создание эффективной системы изучения мнения потребителей компании ООО «Посуда плюс».
- Использование возможностей стандартизации, сертификации,бенчмаркинга, участия в конкурсах и других современных инструментов управления в совершенствовании организационных процессов.
- Обновление технической составляющей.
- Работа с персоналом.
Таким образом, в результате внедрения предлагаемых мероприятий каждый вложенный рубль принесет 2, рубля прибыли.
2. Внесены предложения по использованию ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции.
Нами предлагается новая шкала скидок от 3 до 10% (ранее предоставлялась скидка только в размере 3%), для каждого процента скидок свои условия расчетов.
Таким образом, ценовая политика ООО «Посуда плюс»» должна быть ориентирована на расширение рынков сбыта, повышение объемов реализации, а также рост прибыли и рентабельности. С этой целью предлагается разработка системы скидок и надбавок к цене.
3. Разработаны мероприятия по повышению эффективности рекламной деятельности.
При проведении предлагаемой рекламной кампании предложено использованы следующие носители:
1. Новый рекламный ролик на ТВ: каналы "СТС", "Сети-НН" и «Россия» (использование бегущей строки и рекламного ролика).
2. Реклама в прессе: "Из рук в руки", "Деловая Казань", "Торговый мир Казани", "Казанская ярмарка", "Весь город Казань".
3. Наружная реклама. Реклама на баннерах города.
4. Реклама на радио: "Русское радио", "Европа плюс", "авторадио".
5. Продвижение в сети Интернет.
Таким образом, в результате внедрения предлагаемых мероприятий каждый вложенный рубль принесет 1,8 рубля прибыли.
Согласно проведенным расчетам, предлагаемые рекламные мероприятия для 000 «Посуда плюс» принесут компании прибыль и потому являются экономически эффективными. Главный коммерческий результат от реализации данных рекламных мероприятий - это создание стабильных условий для развития эффективной деятельности. Внедрение предложенных рекламных мероприятий будет являться фактором повышения прибыли и конкурентоспособности компании «Посуда плюс».
1. О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.20Л8) .- Информ.- правов. система "Эксперт- Гарант". - Версия от 26.04.18.
Книги, монографии
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2016. -513 с.
3. Антипов М.Д. Конкуренция производственных предприятий. - СПб.: Питер, 2014. - 235 с.
4. Асалиев А. Практическое пособие по
конкурентоспособности малых предприятий. - М.: Экономика и финансы, 2015.-2Л6 с.
5. Батистов П.Н. Стратегический анализ деятельности предприятий. - М.: Логос, 2014.- 324 с.
6. Бирман Э.Ю. Экономика предприятия. - М.: Юрист, 2015. - 548с.
7. Бельков С.сф. Оценка конкурентсопособности как эффективный подход к менеджменту. - М.: ЮНИТИ, 2014. -118 с.
8. Богатов О.Н. Экономика и предпринимательство. - М.: Финстатинформ, 2014. - 212 с.
9. Борисов М.А. Конкурентоспособность как управлению качеством в условиях перехода экономики на инновационный путь развития. - М.: Приор, 2015. - 318 с.
10. Босых А.П. Конкурентоспособность МСП: организация, стратегия, планирование. -М.: ДИС, 2014. - 222 с.
М. Бражников А.А. Производство и стратегия. - М.: Академия, 2014. -550с.
12. Бранденбургер А. Нейлбафф Б. Конкурентное
сотрудничество в бизнесе. - М.: Дана, 2015. - 351 с.
13. Брясин н. К. Стратегия конкурентных преимуществ на практике. - СПб.: Питер, 2015. - 209 с.
Л4. Григорьев Н.А. Моделирование оперативного управления финансовыми потоками компании. - М.: Наука, 2014. - 294 с.
15. Ефимова Л.Г. Бизнес-планирование промышленного
производства. - М.: БЕК, 2014. - 314 с.
16. Жарковская Е.П. Конкурентоспособное планирование на предприятии. - М.: Омега-Л, 2015. - 440 с.
17. Жуков E.cD. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Банки и биржи. - 2015. -185 с.
18. Залшупин А.С. Производственный менеджмент. - СПб. Феликс, 2014. - 528 с.
~]9. Исаев А.М. Практика управления и финансового анализа. - М.:Арго, 2014.-110 с.
20. Камионский С.А. Наука и искусство конкурентоспособности организации. - М.: Московский институт экономики, политики и права,2014. -240с.
21. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. - М.: БЕК, 2015. - 318 с.
22. Кисилев В.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Логос, 2015. - 316 с.
23. Костерина ТМ. Менеджмент малого предприятия. - М. МЭСИ, 2015.-218 с.
24. Лаврова О. Е. Конкуренция в малом предпринимательстве. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 576 с.
25. Ларин Ж.Н. Конкурентоспособности организации. Основные положения и словарь. - М.: Наука, 2015. - 201 с.
26. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2015. - 799 с.
2. Мамаков Р.Н. Визуализация как элемент
конкуренстоспособности компании. - М.: Логос, 2015. -316 с.
28. Мелкумов Я.С. Конкуренция в малом бизнесе России. Расчеты и анализ. - М.: Синтез, 2014. - 262 с.
29. Носов НК Конкуренция: как избавиться от потерь и добиться процветания предприятия. - М.: Дело, 2016.
30. Панова Г.С. Инструменты конкурентоспособности:
руководство по внедрению. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 246 с.
31. Портер М. Международная конкуренция: [пер. с англ.]. - М.: Международные отношения, 2012. - 318 с.
32. Пещанская И.В. Организация деятельности предприятия. - М.. Инфра-М, 20Л4.- 320 с.
33. Садеева К.Н. Бережливое производство на предприятиях машиностроения. - М.: Дана, 2014. - 342 с.
34. Сливов Н. А. Регламент управления
конкурентоспособностью предприятий. - М.: Синтез, 2014. - 262 с.
35. Уткина Э.Н. Нововведения в бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 302 с.
36. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 3~2с
37. Юрин О. И. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2014. -185 с.
38. Яковлев А.С. История конкуренции. - СПб.: Феликс, 2014. - 528с.
Печатная периодика
39. Глисин А.Ф. Об оценке конкурентоспосбности предприяти // Производственное дело. - 2015. - №3. - С. 14-16.
40. Глисин Ф.Ф., Китрар Л.А. Конкурентная активность предприятий // Банковское дело. - 2014. -1№ 7. - С. 39-44.
41. Грамматиков Ф. А. Организация и планирование
деятельности предприятий. - М.: Финансист, 2014. - С. 12-19.
42. Губарь Е.И. Современные проблемы управления ресурсами // Российские компании сегодня. - 2014. - № 1. - СЛ01ЛЛ9.
43. Деконов Р.С. Организация и планирование деятельности предприятий // Деньги и кредит. - 2017. № 5. - С. 50-54.
44. Екушов А. Особенности конкурентоспособности предприятия // Российские технологии. - 2015. -1№ 9. - С. 60-66.
45. Карташов А.. Основы менеджмента, планирования и контроллинга // Юрист. - 2015. - № 2. - С.57-75.
46. Курочкин А.В. Основы управления ресурсами организации в современных условиях // Финансы и кредит. - 2015. - № 5. - С. 6 - 9.
47. Подкопаева Е.Е. Оценка конкурентных преимуществ в бизнесе // Экономика предпринимальства. - 2014. -№7.- С. 35 - 37.
48. Полушкин В.ЮЗ. Планирование на предприятии // Бухгалтерия ибанки.-20'4.-№5.- С.1 -9.
49. Полушкин ВЮ. Оценка прибыльности предприятия // Бухгалтерия и банки. - 2014. - №5. - С. 3.
50. Соловьев ВМ. Проблемы развития предприятия в современных условиях // Деньги и кредит. - 2014. - №5. - С. 4.
51. Ющенко А.С. Внедрение элементов конкурентоспособности на российских предприятиях // Финансовое право. - 2015. - № 10. - С. 30 -33.