ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной математической деятельности 7
1.1 Сущность и специфика исследовательской деятельности
младших школьников 7
1.2 Особенности формирования исследовательских умений
младших школьников 19
1.3 Формы внеурочной деятельности младших школьников 28
1.4 Внеурочная математическая деятельность младших школьников 42
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 53
ГЛАВА II Педагогический эксперимент по формированию
исследовательских умений младших школьников во внеурочной математической деятельности 56
2.1 Констатирующий этап эксперимента 56
2.2 Формирующий этап эксперимента 63
2.3 Контрольный этап эксперимента 70
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Решение многих методических проблем в системе математической подготовки в начальной школе предполагает обязательное формирование определенного уровня умственного развития учащихся. Этот уровень должен обеспечить активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способствовать реализации преемственности в обучении, являться базой для будущей исследовательской практической деятельности. В этой связи можно говорить о значимости задачи целенаправленного формирования у учащихся в процессе математической подготовки таких фундаментальных мыслительных операций как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, классификация и др., являющихся универсальными учебными действиями.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Универсальные учебные действия по новому стандарту должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека. Обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления. Современной психологией и дидактикой накоплен большой теоретический и практический опыт по исследованию и решению проблемы формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике. Основу его составляют психологические закономерности умственного развития школьников в процессе обучения, раскрытые в трудах АВ.Брушлинского, Л.СВыготского, В.В.Давыдова, Б.Н.Кабановой-Меллер, З.И.КалмыковоЙ, ИЛ.Лернера, А.М.Матюшкнна, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, И.СЯкиманской и др.
Формирование исследовательских умений должно осуществляться в начальной школе. Познание сущности вещей и явлений реализуется с помощью приемов умственной деятельности, которые лежат в основе исследовательских умений. Проблема формирования у учащихся начальных классов элементов исследовательских умений во внеурочной математической деятельности остается в дидактическом и методическом планах не достаточно полно решенной.
Таким образом, тема исследования достаточно актуальна и своевременна.
В качестве проблемы исследования выступает выявление наиболее эффективных форм внеурочной деятельности, направленных на формирование исследовательских умений младших школьников.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить формы внеурочной математической деятельности, способствующие формированию у младших школьников исследовательских умений.
Объектом исследования является процесс внеурочной математической деятельности младших школьников.
Предмет исследования - формы внеурочной математической деятельности, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение в практику внеурочной деятельности такой формы как информационный (математический) проект, способствует целенаправленному формированию исследовательских умений младших
школьников.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
- Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
- Определение особенностей формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
- Выявление и экспериментальная проверка наиболее эффективных форм внеурочной математической деятельности, способствующих формированию исследовательских умений младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по развитию универсальных учебных действий, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ методологической и психологопедагогической литературы по проблеме;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• диагностические методы;
• педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы формы внеурочной математической деятельности, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа внеурочной математической деятельности для младших школьников «В мире чисел», которая значительно расширяет возможности математической подготовки школьников.
Базой исследования явилась школа МБОУ «СОШ№ 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ (2е классы).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу. Нами была выявлена наиболее эффективная форма внеурочной деятельности, направленная на формирование исследовательских умений это информационные проекты. Структура исследовательской деятельности в процессе выполнения информационных проектов включает в себя:
• предмет информационного поиска;
• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
• аналитическая работа над собранными фактами;
• выводы;
• корректировка первоначального направления;
• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
• анализ новых фактов;
• обобщение;
• выводы;
• заключение, оформление результатов.
Таким образом, в процессе работы над информационными проектами формируются исследовательские умения:
- умения находить источники информации,
- умения анализировать информацию;
- умение выделять главное;
- умение работать с понятиями, терминами;
-умения классифицировать по различным признакам
-умения структурировать материал,
-умения аргументировать свою точку зрения.
Также в процессе педагогического эксперимента нами была разработана программа внеурочной математической деятельности для младших школьников «В мире чисел», которая значительно расширяет возможности математической подготовки школьников.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения. // Вопр. психол. - 1988, № 6. - с.71-77.
2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно - исследовательской деятельности. / Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1983-205 с.
3. Аргинская И.И. Математика: Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. — 2-е изд.- М: Просвещение, 1998. - 271 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. - 173 с.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
8. .ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
9. П.Выготский Л.С. Собр. соч. - М., 1984. Т.4, - 432 с. Т.6, - 397 с.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
11. Гарунов М.Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности. // «Советская педагогика, 973, №4.
12. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? 4.1. - М.: Авангард, 1994. - 168 с
13. Гусев В.А. Психолого - педагогические основы обучения математике.- М.: Вербум-М, 2003. - 432 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:Мирос,1996.-384 с.
15.. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблема общей, возрастной и педагогической психологии. / Под редВ.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-207.
16. Дружинин В.Н. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности./ Под ред. В.Д.Шадрикова.-
Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.-218 с.
17. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе
деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б.Епишева. - М.:Просвещение, 2003. — 223 с.
18.. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1990.128 с.
19. Жохов В.И., Терехова А.А. Математические диктанты. 4 кл.: Пособие для учителей и учащихся. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. - 80 с. 20.3агвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
21.3ак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников.-М.: Знание, 1982. -96 с.
22.3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994. - 320 с.
23. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. -Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2001. - 176 с.
24. Кабанова - Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1981. - 95 с.
25. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика, 1981.-200 с.
26. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М.: Знание, 1979. - 48 с.
27. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.,1989.
28. Коменский ЯЛ. Избранные педагогические сочинения. Т.1 / Под ред. А.И.Пискунова. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
29. Концепция математического образования (в 12-летней школе) //Математика в школе. - 2000. - № 2.
30. Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК. - М.: МШИ им. В.И.Ленина, 1985. - 117 с.
31. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. - 132 с.
32. Кузнецова Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности. / Дисс канд. пед. наук. - М., 1997. -227с.
33. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.,1970.-231 с.
34. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1972.573 с.
35. Леонтьева М.Р., Суворова СБ. Упражнения в обучении алгебре: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
36. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М:Педагогика, 1981.- 183 с.
37. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
38. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика, 1996, К» 2. - с. 7-П.
39. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления
обучением. - М.: Прометей, 2000. - 354 с.
40. Маркова А.1С. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:Пособие для учителя. - М., 1983. - 96 с.
41. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / М.РГ.Моро, М.А.Бантова,Г.В.Бельтюкова и др. - 3-е изд. - М: Просвещение, 2002.
42. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.:Педагогика, 1972. - 196 с.
43. Махмутов М.И. Современный урок. -М.: Педагогика, 1981.-190 с.
44. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань:Тат. кн. изд-во, 1972. - 552 с.
45. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
46. МилерянЕ.А.Психология формирования общетрудовых
политехнических умений. - М.: Педагогика, 1973, - 299 с.
47. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
48. Митрохина СВ. Самостоятельная работа по решению математических задач как средство развития творческой активности учащихся 5-6 классов школ гуманитарного направления. /Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 164 с.
49. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей
младшего школьного возраста. М.: АПН РСФСР- Вып.3,1955.- С.15-54
50. Мулюков Х.Я., Хайретдинова З.А., Подольский А.И. Активизация познавательной деятельности студентов при формировании исследовательских навыков. // Активизация познавательной деятельности студентов при изучении физики в педвузе. - Ростов-на-Дону, 1983.-с. 3641
51. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся: Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном
процессе и ее эффективности при использовании рабочих тетрадей в школах ЭССР. - Таллин: «Валтус», 1976. - 280 с.
52. Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач. // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - С. 153-186. 53.0бщая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Ч. 1.-288 с.
54.Оганесян В.А., Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.-380 с.
55.0городников Й.Т. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, - М., 1971. - 327 с.
56. 0сновы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336 с
57. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.// В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.НЛЛиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
58. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М: Педагогика, 1988. - 472 с.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. В 3-х частях. — М.: Издательство «Ювента», 2002.
59. Пидкасистый П.И. Основы классификации самостоятельной работы в процессе обучения. -М.: МПЖ им. В.И.Ленина, 1971.
60. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: (Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостпознават. деятельности). Учеб. пособие. - М: МГПИ, 1978.-77 с.
61. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980. - 238 с.
62. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1977. - 247 с.
63. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-352 с
64. Поспелов H.H., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М., 1989. - 152 с.
65. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. - Казань, 1989. -204 с.
66. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. / Под ред. З.И.Калмыковой. - М.: Педагогика, 1975. - 207 с.
67. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.-232 с.
68. Психологические исследования творческой деятельности. / Под ред. О.К.Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 253 с.
69. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1983.-447 с.
70. Психология: словарь. / Под ред. А.В .Петровского, М.ГЛрошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
71. Психолого-педагогический словарь. / Под ред. В.А.Мижерикова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 541 с.
72. Пурышева Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках. / Дисс канд. пед. наук. - М., 1972. - 241 с.
73. Разумовский В.Г., Тарасов Л.В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация. // Сов. педагогика, 1988. - №2 7.-C.3-11
74. Савинцев В.Н. Формирование навыков и умений учащихся во фронтальном эксперименте на уроках физики (на примере изучения электрических явлений). / Дисс.... канд. пед. наук. -М., 1980. -227 с.
75. Самарин Ю.А. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 104 с.
76. Санина Е.И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе. / Дисс.... докт. пед. наук. — М., 2002, - 376 с.
77. Санина Е.И. Обобщенная модель развивающего обучения. -В кн.: Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и ВУЗе. Выпуск 9. - М.: Прометей, МПГУ, 2004. - 150 с.
78. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И.Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
79. Семенов И.Н, Ладенко И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. - Новосибирск, 1990. -210 с
80. Семенов Й.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. - М.: НИИ ОПП, 1980. - 215 с.
81. Сергеев И.Н., Олехник С.Н. и др. Примени математику. - М.: Наука,1990. -240 с.
82. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А.Мижериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
83. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. -80 с.
84. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1975.-344 с.
85. Теоретические основы содержания общего образования. / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1983. - 352 с.
86. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева и др. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
87. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 304 с.
88. Тихомиров O.K., Васильев И.А., Поплужный В.А. Эмоции и мышление. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.
89. Торбан И.Е. Организация самостоятельной работы студентов в условиях адаптивной системы обучения. / Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1984. -194 с.
90. Требования к знаниям и умениям школьников. / Под ред. А.А.Кузнецова. -М.: Педагогика, 1987. - 174 с.
148. Унковский А.М Умения и навыки: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук.-М., 1956.-18 с
91. Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике. / Дисс. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 1988.-203 с.
92. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1988, т.1. - 414 с.
93. Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения.
- М.: Народное образование, 2003. с. 22 — 33.
94. Федоряк Л.М. Формирование исследовательских умений у учащихся в проблемно-модульном обучении. /Дисс.... канд. пед. наук.- Тюмень, 1997.- 148 с.
95. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
96. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.-Томск
- Москва, 1997. - 392 с.
97. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
98. Цукарь АЛ. Уроки развития воображения. Учебное пособие. - Новосибирск: ЗАО «РИФплюс», 1997. - 167 с.
99.Чиканцева Н.И. Теоретические основы организации самостоятельной работы в процессе обучения школьников математике.- М.: «Научная книга», 1998. — 135 с
100.Чуприкова Н.И. Психологический смысл системы Л.В.Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. - М., 2001. - 39 с.
101. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.209 с.
102. Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся. //Советская педагогика, 1972, № 10. -с. 18-25.
103. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.228 с.
104. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 207 с.
105. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М: Педагогика, 1998. - 150 с.
106.Эсаулов А.Ф. Целеобразование решения задач. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979.-с. 101-106
107. Якиманская И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики. - В кн.: Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математики. - М.: Просвещение, I985.-c.5-I9.
108. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.