Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования

Работа №113900

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого - педагогической литературе 8
1.2. Проектирование как средство формирования
исследовательских умений во внеурочной деятельности 14
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности 29
2.1. Диагностика первичного уровня сформированности
исследовательских умений у младших школьников 29
2.2. Разработка и внедрение комплекса проектов во внеурочной
деятельности, направленных на формирование
исследовательских умений у младших школьников 41
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 46
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение

Актуальность. Поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса обусловлен, прежде всего, требованиями современного общества по реализации личностно-направленной, развивающейся модели обучения. Первостепенными задачами образования являются саморазвитие, самореализация, самостоятельность учащихся, активизация их познавательной деятельности, воспитание личности готовой к жизни в реальном мире.
Современное образование нацелено не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у школьников не только конкретных знаний умений и навыков по предметам, но и универсальных способов деятельности, теоретического мышления, осознанию целостной картины мира.
Анализ современных образовательных стратегий показал, что формирование исследовательских умений у младших школьников является одним из самых эффективных путей достижения указанных целей.
Исследовательская деятельность - это творческая, направленная на познание окружающего мира деятельность, способствующая открытию учащимися новых знаний и способов деятельности. Она способствует развитию творческого, интеллектуального, ценностного потенциала, а также является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Целенаправленное формирование исследовательских умений у младших школьников посредством построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю. В настоящее время интерес психологов к проблемам формирования исследовательских умений растет. Ведутся специализированные основополагающие исследования общих основ психологии исследовательских умений (Поддъяков А.Н.), разрабатывается диагностический инструментарий по данной проблеме (Савенков А.И.). В особенности усиленно проводятся исследования в области педагогической психологии и педагогики, где формирование исследовательских умений рассматривается как один из действенных инструментов, дающий возможность модифицировать процесс становления личности в процесс саморазвития (Егорова Т.А., Кларин М.В., Леонтович А.В., Обухов А.С., Поддъяков А.Н., Савенков А. И. и другие.).
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является всестороннее развитие личности ребенка, его социализация, повышение учебной мотивации. Современный общеобразовательный процесс немыслим без поиска новых, наиболее результативных технологий, призванных способствовать формированию креативных способностей обучающихся, развитию умений саморазвития и самообразования, умению самим осознавать значение своей деятельности, предопределять ее цели и задачи, отыскивать методы их решения.
Все эти компоненты входят в содержание проектной деятельности и радикально отличают ее от традиционных методов. В процессе работы над проектом ученики должны сами ставить цель и задачи, определять пути их достижения, находить, систематизировать и анализировать нужную информацию, делать выводы, представлять конечный результат своей деятельности.
Вовлечение детей в проектную деятельность дает возможность совершенствовать творческие способности, логическое мышление, желание самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности, формировать исследовательские умения.
На наш взгляд, вопрос активизации исследовательской деятельности младших школьников является недостаточно проработанным. Таким образом, становится очевидными противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений у младших школьников и недостаточной методической разработкой по проектированию во внеурочной деятельности.
Проблема исследования состоит в том, какова роль проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема исследования: «Формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования».
Цель нашего исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений у младших школьников и опытно- педагогическим путем доказать его эффективность в формировании умений у учащихся начальной школы.
В начале исследования был определён объект: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.
В качестве уточнения объекта был сформулирован предмет: формирование исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования во внеурочной деятельности .
Для определения направления и хода данного исследования нами была сформулирована гипотеза: уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников будет иметь тенденцию к росту, если :
- уделять повышенное внимание проектированию во внеурочной деятельности учащихся;
- учитывать возрастные особенности младших школьников;
- создать благоприятные психологические условия для исследовательской и проектной деятельности детей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс проектов во внеурочной деятельности по формирования исследовательских умений у учащихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 25».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования исследовательских умений у младших школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами были сформулированы понятия исследовательские умения и проектная деятельность. Опираясь на работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой, под общими исследовательскими умениями мы понимаем умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, классифицировать, сравнивать, наблюдать, оформлять и представлять результат исследования. А также способность видеть проблемы, умение задавать вопросы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи анализировать и оценивать свою исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, деятельность, имеющая творческий характер и общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапах проекта, его реализацию, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Опытно-экспериментальным путем мы определили зависимость уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников от использования проектирования во внеурочной деятельности учащихся.
В процессе исследовательской деятельность ученики увидели реальное применение собственных знаний. Ребята с большим энтузиазмом принимали участие на всех стадиях работы, гордились полученными результатами. Участие в такой работе позволило осознать им важность коллективной работы, у них появилось чувство ответственности за результат. Кроме того, обучающиеся научились принимать различные точки зрения по одному вопросу, научились выбирать наиболее оптимальные пути решения возникших проблем.
Таким образом, тема работы раскрыта, поставленные задачи решены, гипотеза экспериментально подтверждена. Но, мы рекомендуем продолжать работу по формированию исследовательских умений у младших школьников посредством проектирования.



1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Критерии эффективности обучения
учащихся исследовательской деятельности// Развитие
исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. - С. 64-68.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - №1. - С 24 - 33.
3. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2010. - С. 40 - 50.
4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан, 2009.- 82с.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1981. - 400 с.
6. Давыдов, В. В. Деятельность: теории, методология, проблемы / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1990. - 215 с.
7. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001.
8. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.; Знание, 1981. - 95 с.
9. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
10. Калюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной
деятельности взрослых учащихся / Ю.Н. Калюткин, Г.С. Сухобская. - М.: Просвещение, 1971. - 112 с.
11. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. - 168 с.
12. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Григорьев Д. В., Степанов П. В. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
13. Киреева, О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. / Дисс... к. пед. наук: 13.00.07 / О.В. Киреева.: [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»].- Санкт- Петербург, 2009.- 204 с.
14. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. / Н.А. Менчинская. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
15. Милерян, Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. - М.: Просвещение, 1973. - 299 с.
16. Мухамадиярова, Г.В. Исследовательская культура учащихся: пути развития / Г.В. Мухамадиярова Г.В. - Казань, 2007. - 234 с.
17. Никифоров, А.С. Этюды о разуме / А.С. Никифоров. - М.: Сов. Россия, 1981. - 208 с.
18. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 61-75.
19. Обухов, А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. с. 100-107.
20. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» - Сборник методических материалов / под ред. С.Ю. Прохоровой. Ульяновск: УИПКПРО,-2010.- 73 с.
21. Петровский, А.В. Социальная психология. Энциклопедический словарь / А.В. Петровский. - СПб.: Речь, 2004. - 176 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика. Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
23. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М., 2000. - 304 с.
24. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. №3. С.85-91.
25. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение, интеллект, творчество // Исследовательская работа школьников. - 2002. № 2. С. 29-42.
26. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для ст. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2010. - 184 с
27. Процик, И.И. Формирование исследовательских умений и навыков у учащихся сельских школ (на материале курсов природоведения 2 -4 классов и физической географии). / Дисс. . к. пед. н. — Киев, 1977. — 180с.
28. Рогожина, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 561-565.
29. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
30. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. - 192 с.
31. Савенков, А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников. 2005. №4. С.29-39.
32. Савинцев, В.Н. Формирование навыков и умений учащихся во фронтальном эксперименте на уроках физики (на примере изучения электрических явлений). / Дисс. .канд. пед. наук. - М.,1980. -227 с.
33. Середенко, П.В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками / П.В. Середенко. - М.: МПГУ, 2006. - 110 с.
34. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников. / Дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. Томск, 2007. - 203 с.
35. Скворцов, П.М. Пути формирования исследовательской культуры учащихся / П.М. Скворцов. - Ростов - на - Дону, 2009.
36. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2002. С.78-91
37. Тихомиров, А.В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики / А.В. Тихомиров. - Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. - 213с.
38. Чернилова, Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. / Н. Г. Чернилова. - Саратов, 1997. - 130 с.
39. S. J. Parnes Creative Behaviour Book New-York: Charles Scribner's Sons, 1967.
40. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/ gosexam/b25.htm(дата обращения: 24.12.2016)
41. Использование новых информационных технологий на уроках школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-421205.html(дата обращения: 24.12.2016)
42. О федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим достУ11а:1шр:/Лууу.с1е11<то.П|/пос1е/1536. (дата обращения: 24.12.2016)
43. Понятие информационно - коммуникационных технологий - (ИКТ) и
их роль в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belyk5.narod.ru/IKT new.htm.(дата обращения: 24.12.2016)
44. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]: Материал из Википедии —
свободной энциклопедии: Версия 81044388, сохранённая в 07:26 UTC 28 сентября 2016/ Авторы Википедии // Википедия, свободная
энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2016. — Режимдоступа:http://ry.wikipedia.org/?oldid=81044388(дата
обращения: 24.12.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ