Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №57007

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста 8
1.1. Понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе 8
1.2. Основы формирования исследовательских умений у младших
школьников 18
1.3. Особенности формирования исследовательских умений младших
школьников средствами проектной деятельности 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Формирование исследовательского умения у младших школьников с использованием проектной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательского умения по
окружающему миру у младших школьников 36
2.2. Формирование исследовательского умения у младших школьников по
окружающему миру с использованием проектной деятельности 44
2.3. Анализ результатов формирования исследовательского умения по
окружающему миру младших школьников 64
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы

Актуальность. Современные процессы инновационного характера, затрагивающие сферу образования, включают в себя необходимость пересмотра подходов к процессу обучения детей и их воспитания, что непосредственно влияет на трансформацию методов воспитания и обучения.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным процессом.
Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей исследовательские умения, при этом используя инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения начальной школе.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Актуальность и востребованность в формировании исследовательских умений у младших школьников обусловлены вступлением образовательной отрасли в сложный и противоречивый процесс реконструкции, когда обучающиеся должны гибко адаптироваться к изменяющимся социально¬экономическим условиям, обладать самостоятельностью, оперировать значительными объемами научной информации, критически мыслить и генерировать идеи.
Ученики младшего школьного возраста обладают внутренними предпосылками для развития исследовательского отношения к миру как культурологическому объекту, поэтому целесообразно вовлекать учащихся в деятельность, характеризующуюся мотивированностью, пониманием личностного смысла и предметной направленностью. В процессе формирования исследовательских умений у младших школьников учитываются возрастные новообразования, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, в которой пребывает ученик. Возрастные новообразования младших школьников - это теоретическое мышление, внутренний план действий, внутренняя позиция рефлексивных способностей. Исследовательская ситуация создает субъектную позицию ученика начальной школы, стимулирует к развитию познавательного интереса и положительной мотивации к учебной деятельности как ведущего вида деятельности младшего школьника.
Развитие исследовательского отношения, например, к окружающему миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые являются механизмом для осуществления младшими школьниками больших и малых исследований, позволяющих им не только узнавать новое об окружающем мире, но и приобретать универсальные способы его познания - исследовательские умения.
Проектная деятельность выступает методом, который направлен на развитие исследовательских умений учащихся, повышение интереса к окружающему миру. Благодаря методу проектов особое внимание акцентируется на формировании и развитии личности ребенка, его готовности к исследовательской деятельности.
Применение проектного метода в рамках современного образовательного процесса также связано с тем, что происходит повышение качества образования, в рамках которого особое внимание уделяется преодолению трудностей, связанных с недостаточным уровнем грамотности, неумением применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях.
В связи с этим становится актуальным поиск средств, обеспечивающих повышение образовательной подготовки детей уже на начальных этапах школьного образования. Именно для этого в рамках школьного обучения развивают применение отдельных методов, одним из которых выступает проектный метод. Данный метод позволяет адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, решать различные проблемы самостоятельно, а также взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности.
В процессе исследования важными явились работы таких авторов как Г.К. Селевко, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Гузеева, Дж Дьюи, В. П. Ушачев, С.П. Ахтырский, И. О. Загашев, А. В. Хуторской и др.
Таким образом, тема нашей работы: «Формирование
исследовательских умений у младших школьников средствами проектной деятельности».
Проблема исследования: каков процесс формирования
исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира с использованием проектной деятельности ?
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений учащихся младшего школьного возраста на уроке окружающего мира.
Предмет исследования - проектная деятельность на уроках окружающего мира, формирующая исследовательские умения младших школьников.
Цель исследования: определить наиболее эффективную организацию проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования исследовательских умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование исследовательских умений будет наиболее эффективным, если в процессе обучения младших школьников использовать проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. определить понятие и сущность проектной деятельности в научной литературе;
2. выявить особенности формирования исследовательских умений младших школьников;
3. определить специфику формирования исследовательских умений у младших школьников;
4. разработать и реализовать комплекс занятий, включающих проектную деятельность (опытно-экспериментальная работа).
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: определена наиболее
эффективная организация проектной деятельности на уроках окружающего мира (2 класс) для формирования исследовательских умений младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий, включающий в себя проектную деятельность, по окружающему миру для 2 класса, целью которого является формирование исследовательского умения, может быть использован в практике учителями начальных классов.
Экспериментальной базой исследования послужила «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» Московского района города Казани Республики Татарстан. В целом в исследование были вовлечены учащиеся 2 «Б» класса, в количестве 24 человек (контрольная группа) и учащиеся 2 «В» класса, в количестве 26 человек (экспериментальная группа).
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 77 страниц
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологические основы и методы, раскрыта теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрена проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у учащихся младшего школьного возраста.
Во второй главе определено формируемое исследовательское умение; разработан комплекс занятий по окружающему миру с использованием проектной деятельности; описан анализ хода и результатов опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи. Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.
Формирование исследовательских умений у младших школьников - необходимое условие в контексте ФГОС начального общего образования при введении учащихся в решение проектных задач и при освоении различных видов поисковой деятельности в предметных областях знаний.
Основываясь на классификацию исследовательских умений Н.А. Семеновой и А. И. Савенкова, мы выявили одно из необходимых умений - умение задавать вопросы. Прослеживая связь между этим умением и универсальными учебными действиями, мы определили, что данное умение является одним из видов коммуникативных УУД.
На наш взгляд, умение задавать вопросы является в настоящем времени очень актуальным, так как с помощью вопросов обучающийся прокладывает себе мост в неизвестное и неопределенное, а все это отражается в чертах современного, стремительно меняющегося мира, который несет в себе огромное количество информации.
На основе изученной литературы мы выяснили, что проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
В процессе работы дети учатся самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
Исходя из результатов проведенного нами эксперимента, мы сделали вывод о том, что разработанные нами внеурочные занятия и проектные задачи положительно влияют на формирование исследовательского умения, а, следовательно, являются эффективным средством формирования умения задавать вопросы у учащихся начальных классов.



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещение, - 2011. -159 с.
2. Ахтырский С.П. Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в начальной школе // Инновационная наука. - 2015. - № 4-2. - 77-83с.
3. Беляков Е.М. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - 62-68 с.
4. Бережная Л.И. Применение проектного метода обучения в начальной школе // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования в условиях реализации федеральных государственных и профессиональных стандартов. - 2015. - № 1. - 23-28 с.
5. Богуш Е.А. Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 1. - 41-44 с.
6. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно - исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, - 2004 - 186 с.
7. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.- М. : Просвещение,- 2011. - 176 с.
8. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей/ А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др.-Вып. 2.- М.: Просвещение, - 2012.-144 с.
9. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - 91 с.
10. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, - 2003.- 332 с.
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. - М. : Сентябрь, - 1996. -112 с.
12. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. - 320 с.
13. Дьюи Дж. Демократия и образование: Перевод с английского. М.: Педагогика-Пресс, - 2000. - 384с.
14. Дюжкова М.В. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» .- 2016. - №5. - 1-3 с.
15. Загашев И. О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм -Еврознак, - 2001. - 72-78 с.
16. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: Учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, - 2015. - 425 с.
17. Клепикова В.Н. Проектная деятельность в современной школы // Образование личности . - 2015. - № 1. - 126-136 с.
18. Комарова В.И. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира // Приоритетные научные направления: от теории к практике . - 2014. - № 13. - 24-29 с.
19. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьника // Начальная школа, - 2006. - № 1. - 22 с.
20. Коростелева Н.А. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2015. - №5. - 113-116 с.
21. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения»/Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2.-218 с.
22. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - 292-308 с.
23. Некрасова О.О. Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения . - 2016. - № 2. - 355-357 с.
24. Нимаева Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI
международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, - 2015. — 182-184 с.
25. Нифонтова С.Н. Вопросы на уроке в начальной школе: Методическое пособие для учителя начальной школы - Муравленко: Изд-во,
- 2014. -57 с.
26. Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. - 2012.
- №10. - 358-361 с.
27. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М,- 2013. - 160 с.
28. Плотникова Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: Науч.- внедр. предпр. «ИНЭК», - 2007. - 354 с.
29. Подласый И.П. Педагогика. Процесс воспитания. М.: ВЛАДОС, - 2001. - 256 с.
30. Пулатова А.Р. Проектная деятельность в начальной школе // Инновационная наука. - 2017. №2-2 - 194-197 с.
31. Сабирова Э.Г., Закирова В.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. - Казань: КФУ. - 2015. - 167 с.
32. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, - 2003. - 204 с.
33. Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - 156 с.
34. Сафонова Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И. А. Чумакова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - 21-26 с.
35. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - 29 с.
36. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник ТГПУ. - 2012. - №11. - 209-211 с.
37. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - 45-49 с.
38. Семенова Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение. - 2013. - № 1. - 70-75 с.
39. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. - Томск, - 2007. - 203 с.
40. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, - 2005. - 80 с.
41. Середенко П.В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками. М.: МИГУ, - 2006. - 110 с.
42. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, - 1971.-208 с.
43. Сорокин H.A. Дидактика. Учебное пособие. М.: Просвещение. - 1974. -222 с.
44. Ушачев В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике. / Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, - 1988. - 203 с.
45. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: Рекомендации для учителя / В.Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, - 2011. - 142 с.
46. Хапачева С. М. Потенциал проектной деятельности в формировании информационной культуры младших школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - №3.
- 119-122 с.
47. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - М., - 2003. - №2. - 55-61 с.
48. Черепенникова А.В. Организация проектной деятельности в начальной школе на уроках «Окружающий мир» // Вестник научных конференций. - 2015. - № 4-2(4). - 146-147 с.
49. Черных С.А. Проектная деятельность на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство включения младших школьников в исследование // Научно-исследовательская деятельность участников образовательного процесса начальной школы с использованием ИКТ. - 2014.
- № 2. - 68-73 с.
50. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования
универсальных учебных действий младших школьников: учебно -
методическое пособие для учителя. - Глазов, - 2012.- 144 с.
51. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках./ С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №2.-17-23 с.
52. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших
школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. - М.:
Просвещение, - 2011. - 157 с.
53. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - 122-125 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ