УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
|
Введение 4
Глава 1. Анализ функционирования и оценка направлений развития рынка ЖКУ в условиях российской экономики 12
1.1. Отечественный и зарубежный опыт формирования и регулирования
рынка жилищно-коммунальных услуг 13
1.2. Социально-экономические особенности функционирования сферы ЖКУ в России 24
1.3. Концептуально-логический анализ функционирования и
развития муниципального рынка ЖКУ 35
1.4. Систематизация направлений рыночного развития сферы ЖКУ 48
Глава 2. Формирование принципиальных основ управления развитием сферы жилищно-коммунальных услуг на уровне города 59
2.1. Разработка целевой модели управления развитием
сферы ЖКУ города 60
2.2. Формирование принципов межуровневых взаимодействий в системе
государственного управления развитием сферы ЖКУ 71
2.3. Классификация и анализ методов государственного регулирования
развития сферы ЖКУ 82
2.4. Основы синтеза стратегических и тактических компонент
управления развитием социально-экономических систем 92
Глава 3. Разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ города на основе имитационного моделирования и экономического мониторинга 103
3.1. Формирование системы экономических моделей
управления развитием рынка ЖКУ города 104
3.2. Разработка методики оценки социально-экономических последствий
и эффективности реализации программ развития рынка ЖКУ 126
3.3. Разработка имитационной модели управления развитием
рынка ЖКУ на уровне города 141
3.4. Формирование системы показателей мониторинга функционирования и развития рынка ЖКУ города 149
Заключение 173
Список литературы 176
Приложения
Глава 1. Анализ функционирования и оценка направлений развития рынка ЖКУ в условиях российской экономики 12
1.1. Отечественный и зарубежный опыт формирования и регулирования
рынка жилищно-коммунальных услуг 13
1.2. Социально-экономические особенности функционирования сферы ЖКУ в России 24
1.3. Концептуально-логический анализ функционирования и
развития муниципального рынка ЖКУ 35
1.4. Систематизация направлений рыночного развития сферы ЖКУ 48
Глава 2. Формирование принципиальных основ управления развитием сферы жилищно-коммунальных услуг на уровне города 59
2.1. Разработка целевой модели управления развитием
сферы ЖКУ города 60
2.2. Формирование принципов межуровневых взаимодействий в системе
государственного управления развитием сферы ЖКУ 71
2.3. Классификация и анализ методов государственного регулирования
развития сферы ЖКУ 82
2.4. Основы синтеза стратегических и тактических компонент
управления развитием социально-экономических систем 92
Глава 3. Разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ города на основе имитационного моделирования и экономического мониторинга 103
3.1. Формирование системы экономических моделей
управления развитием рынка ЖКУ города 104
3.2. Разработка методики оценки социально-экономических последствий
и эффективности реализации программ развития рынка ЖКУ 126
3.3. Разработка имитационной модели управления развитием
рынка ЖКУ на уровне города 141
3.4. Формирование системы показателей мониторинга функционирования и развития рынка ЖКУ города 149
Заключение 173
Список литературы 176
Приложения
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из наиболее значимых подсистем социально-экономической системы города, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса являются основополагающими и первостепенными факторами жизнеобеспечения населения города в общей системе условий их комфортного или, по крайней мере, достойного проживания. Доступность услуг жилищно- коммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех членов городского сообщества, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития муниципального образования.
Начало реформ ЖКХ было связано с реализацией социально ориентированной политики, делающей акцент на переносе тяжести реформ на реальный сектор экономики и бюджеты всех уровней с попыткой развития элементов рыночного хозяйствования. Осуществлялась эта политика в условиях жесткого ограничения роста тарифов на услуги жилищно- коммунального комплекса для населения и опережающего роста тарифов для предприятий и организаций.
Как показала практика, такая политика оказалась крайне неэффективной и привела к ухудшению экономического состояния сектора реальной экономики, в том числе отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных ус¬луг (ЖКУ) для населения и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование ЖКХ постоянно растут, предприятия жилищно-коммунального комплекса испытывают значительные финансово- экономические трудности. Существующая система расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в некоторых случаях не покрывает даже их себестоимости. В этих условиях становится невозможна модернизация технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и повышения качества ЖКУ. Инвестиционная привлекательность муниципального жилищно-коммунального комплекса низкая и может быть повышена только при создании рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающего требованиям рыночной экономики.
На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно- коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социально-экономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сферы ЖКУ.
Федеральная стратегия развития сферы ЖКУ должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Таким образом, содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления развитием сферы ЖКУ на уровне города с учетом местных социально-экономических особенностей развития городского сообщества, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. По нашему мнению такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов формирования системы экономического регулирования развития рынка ЖКУ на уровне города.
Разработанность проблемы.
Проблемами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развития рыночных механизмов в данной сфере занимались Чернышев Л.Н., Конотовский Н.А., Фаерман Е.Ю., Хачатрян С.Р., Локтионов В.М., Фонтана К.А., Петров И.П., Галямов Ю.Ю., Попов В.К., Шушарин А.Л., Родионов Д.Г., Чвилев Д.В. и др.
К числу основных направлений исследований указанных авторов можно отнести следующие:
- оценка социальных последствий и формирование механизмов обеспечения социальной сбалансированности реформ;
- анализ платежеспособного спроса и потребительского поведения населения в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- взаимодействие рынка жилищного фонда и рынка жилищно- коммунальных услуг в период осуществления реформ ЖКХ;
- организационно-экономическое обеспечение реформ ЖКХ;
- стимулирование развития рыночных механизмов в сфере жилищ¬но-коммунального хозяйства;
- проблемы формирования конкурентной среды, в том числе внедрения системы подрядных торгов на услуги предприятий, обслуживающих жилищный фонд, в условиях дефицита финансовых средств;
- проблемы внедрения рыночных механизмов управления жилищным фондом, путем развития различных систем кооперирования жильцов для совместного управления жилищным фондом, а также привлечения профессиональных управляющих компаний;
- проблемы внедрения и развития ресурсосберегающих технологий в сфере ЖКУ;
- проблемы комплексного мониторинга реализации программ реформирования ЖКХ.
Содержание жилищно-коммунальной реформы раскрывается в работах таких ученых, как Л.Н. Чернышева, А.Д. Василевского, Ю.Ф. Волкова, С. Климовой, Ф.Г. Таги-Заде, Л.К. Черемицкого, В.П. Дылевской.
Отдельные стороны жилищно-коммунальной реформы отражены в следующих публикациях:
- организационные формы реформируемого жилищно- коммунального хозяйства (публикации Н.П. Бочарова, А.И. Деевой, Т. Лежиковой, Л.Н. Матеровой, Н.В. Поповой, Н.В. Сазонова, В.П. Шевляковой);
- финансово-экономические аспекты реформы ЖКХ (работы А. Талонова, Л.Н. Чернышева);
- проблемы ресурсосбережения и пути их решения (Л.А. Ермолин, А.М. Кожуринчев, В.С. Фаликов и др.);
- социальные проблемы реформы ЖКХ (Р.А. Ромакина, А.В. Шейкина);
- региональные особенности проведения реформы ЖКХ (П.Г. Бирюков, В.И. Заузелков, М. Назаренко, С. Назаренко).
В рамках исследований авторами осуществлен глубокий анализ существующей ситуации на рынке жилищно-коммунальных услуг, разработаны и предложены к реализации организационно-экономические механизмы по становлению рыночных отношений в сфере жилищно- коммунальных услуг, рассмотрены системные взаимодействия рынка ЖКУ и рынка жилищного фонда, спроса и предложения на рынке ЖКУ, субъектов рынка ЖКУ.
Не смотря на значительное число исследований в области развития рынка ЖКУ, формированию системы экономических механизмов и методов регулирования развития рынка ЖКУ на муниципальном уровне уделено недостаточно внимания, а в сферу научных публикаций попадали лишь отдельные элементы такой системы.
В целом эффективность мероприятий по управлению развитием рынка ЖКУ города связана с наличием:
1) обоснованной и понятной для населения муниципальной стратегии развития рынка ЖКУ, как взаимосвязанной системы целей и задач, а также механизмов их достижения и решения;
2) адекватных целям и задачам рычагов экономического регулирования развития рынка;
3) научно-исследовательского инструментария, позволяющего сформировать и оценить эффективность муниципальных про¬грамм развития сферы ЖКУ;
4) механизмов своевременной корректировки системы управления развитием рассматриваемого рынка с учетом реакции управляемой системы на управляющие воздействия.
Исходя из сказанного, были сформулированы цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт управления развитием системы жилищно-коммунального хозяйства и выделить приоритетные направления его развития на уровне города;
- уточнить сущность функционирования сферы ЖКУ города в условиях рыночной экономики, исследовать структуру рынка жилищно-коммунальных услуг и выделить основные экономические механизмы взаимодействия спроса и предложения;
- систематизировать проблемы, цели, направления, механизмы и ожидаемые результаты управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг;
- сформировать целевую модель управления развитием муниципального рынка ЖКУ;
- выделить основополагающие принципы управления развитием рынка ЖКУ на уровне города;
- разработать методику формирования механизма экономического регулирования развития городского рынка ЖКУ.
Объектом исследования в данной работе выступает городской рынок ЖКУ в совокупности взаимодействий и взаимовлияния с основными подсистемами социально-экономической системы города.
Предметом исследования является экономический механизм управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города.
Теоретической основой исследования являются положения теории макро- и микроэкономики, системотехники, экономико-математического моделирования. Значительное влияние на автора оказали исследования специалистов по управлению развитием сложных социально- экономических систем, что определило выбор методологического аппарата диссертационного исследования, основанного на методологии системного подхода, ориентированного на выделение синергетических эффектов взаимодействия в сложных системах, характеризующихся большим количеством и неоднородностью элементов и связей между ними.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы моделей управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города, отражающих наравне с федеральными стандартами реформирования ЖКХ социально-экономические последствия принимаемых решений для муниципального образования.
К числу основных результатов, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, можно отнести следующие:
1) Структурная модель рынка ЖКУ отражающая степень реализации рыночных механизмов в его сегментах, а также выделенные основные механизмы взаимодействия спроса и предложения, определяющие особенность функционирования данных сегментов рынка;
2) Принципиальная модель управления развитием сферы ЖКУ, как системы проблем, целей, направлений, механизмов и ожидаемых результатов управления;
3) Целевая модель управления развитием муниципального рынка ЖКУ, отражающая последовательность решения задач развития с учетом их взаимозависимости и взаимоопределенности;
4) Методические основы синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием рынка ЖКУ, как систему взаимосвязанных задач на стратегическом и тактическом уровне;
5) Принципы формирования системы управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг на основе ис-пользования методов имитационного моделирования и мониторинга;
6) Методика построения и практического использования имитационной модели, а также системы мониторинга управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг.
Практическая ценность диссертационного исследования состоит в возможности использования результатов работы в практике управления развитием сферы ЖКУ города, в частности:
- при разработке стратегии развития ЖКХ на муниципальном уровне;
- для формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ на уровне города;
- для комплексной оценки эффективности проводимых на федеральном, региональном и местном уровне мероприятий по развитию рынка ЖКУ.
Апробация результатов работы.
Отдельные результаты исследования были использованы при разработке экономико-математической модели концепции устойчивого развития г. Волгограда, осуществленной творческим коллективом под руководством к.т.н., профессора В.И. Атопова по заказу администрации г. Волгограда.
Разработанная имитационная модель управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг была использована в практике муниципального управления на территории Волгоградской области.
Основные результаты работы были представлены на международной научно-практической конференции: «Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы», г. Волгоград, 22-24 сентября 1999 г.
Начало реформ ЖКХ было связано с реализацией социально ориентированной политики, делающей акцент на переносе тяжести реформ на реальный сектор экономики и бюджеты всех уровней с попыткой развития элементов рыночного хозяйствования. Осуществлялась эта политика в условиях жесткого ограничения роста тарифов на услуги жилищно- коммунального комплекса для населения и опережающего роста тарифов для предприятий и организаций.
Как показала практика, такая политика оказалась крайне неэффективной и привела к ухудшению экономического состояния сектора реальной экономики, в том числе отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на то, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных ус¬луг (ЖКУ) для населения и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование ЖКХ постоянно растут, предприятия жилищно-коммунального комплекса испытывают значительные финансово- экономические трудности. Существующая система расчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в некоторых случаях не покрывает даже их себестоимости. В этих условиях становится невозможна модернизация технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и повышения качества ЖКУ. Инвестиционная привлекательность муниципального жилищно-коммунального комплекса низкая и может быть повышена только при создании рынка жилищно-коммунальных услуг, отвечающего требованиям рыночной экономики.
На сегодняшний день, спустя годы реформ в сфере жилищно- коммунального хозяйства многие проблемы и противоречия только обострились, что требует выбора более активной позиции, эффективных и взвешенных действий со стороны муниципальных властей в решении задач управления развитием сектора жилищно-коммунальных услуг. Сформированная на федеральном уровне стратегия реформирования ЖКХ в обязательном порядке требует учета социально-экономических особенностей развития территорий и формирования эффективных муниципальных механизмов управления сбалансированным развитием сферы ЖКУ.
Федеральная стратегия развития сферы ЖКУ должна рассматриваться региональными и муниципальными властями как ориентир, набор средств к достижению которого должен быть найден на местном уровне.
Таким образом, содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления развитием сферы ЖКУ на уровне города с учетом местных социально-экономических особенностей развития городского сообщества, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. По нашему мнению такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов формирования системы экономического регулирования развития рынка ЖКУ на уровне города.
Разработанность проблемы.
Проблемами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развития рыночных механизмов в данной сфере занимались Чернышев Л.Н., Конотовский Н.А., Фаерман Е.Ю., Хачатрян С.Р., Локтионов В.М., Фонтана К.А., Петров И.П., Галямов Ю.Ю., Попов В.К., Шушарин А.Л., Родионов Д.Г., Чвилев Д.В. и др.
К числу основных направлений исследований указанных авторов можно отнести следующие:
- оценка социальных последствий и формирование механизмов обеспечения социальной сбалансированности реформ;
- анализ платежеспособного спроса и потребительского поведения населения в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- взаимодействие рынка жилищного фонда и рынка жилищно- коммунальных услуг в период осуществления реформ ЖКХ;
- организационно-экономическое обеспечение реформ ЖКХ;
- стимулирование развития рыночных механизмов в сфере жилищ¬но-коммунального хозяйства;
- проблемы формирования конкурентной среды, в том числе внедрения системы подрядных торгов на услуги предприятий, обслуживающих жилищный фонд, в условиях дефицита финансовых средств;
- проблемы внедрения рыночных механизмов управления жилищным фондом, путем развития различных систем кооперирования жильцов для совместного управления жилищным фондом, а также привлечения профессиональных управляющих компаний;
- проблемы внедрения и развития ресурсосберегающих технологий в сфере ЖКУ;
- проблемы комплексного мониторинга реализации программ реформирования ЖКХ.
Содержание жилищно-коммунальной реформы раскрывается в работах таких ученых, как Л.Н. Чернышева, А.Д. Василевского, Ю.Ф. Волкова, С. Климовой, Ф.Г. Таги-Заде, Л.К. Черемицкого, В.П. Дылевской.
Отдельные стороны жилищно-коммунальной реформы отражены в следующих публикациях:
- организационные формы реформируемого жилищно- коммунального хозяйства (публикации Н.П. Бочарова, А.И. Деевой, Т. Лежиковой, Л.Н. Матеровой, Н.В. Поповой, Н.В. Сазонова, В.П. Шевляковой);
- финансово-экономические аспекты реформы ЖКХ (работы А. Талонова, Л.Н. Чернышева);
- проблемы ресурсосбережения и пути их решения (Л.А. Ермолин, А.М. Кожуринчев, В.С. Фаликов и др.);
- социальные проблемы реформы ЖКХ (Р.А. Ромакина, А.В. Шейкина);
- региональные особенности проведения реформы ЖКХ (П.Г. Бирюков, В.И. Заузелков, М. Назаренко, С. Назаренко).
В рамках исследований авторами осуществлен глубокий анализ существующей ситуации на рынке жилищно-коммунальных услуг, разработаны и предложены к реализации организационно-экономические механизмы по становлению рыночных отношений в сфере жилищно- коммунальных услуг, рассмотрены системные взаимодействия рынка ЖКУ и рынка жилищного фонда, спроса и предложения на рынке ЖКУ, субъектов рынка ЖКУ.
Не смотря на значительное число исследований в области развития рынка ЖКУ, формированию системы экономических механизмов и методов регулирования развития рынка ЖКУ на муниципальном уровне уделено недостаточно внимания, а в сферу научных публикаций попадали лишь отдельные элементы такой системы.
В целом эффективность мероприятий по управлению развитием рынка ЖКУ города связана с наличием:
1) обоснованной и понятной для населения муниципальной стратегии развития рынка ЖКУ, как взаимосвязанной системы целей и задач, а также механизмов их достижения и решения;
2) адекватных целям и задачам рычагов экономического регулирования развития рынка;
3) научно-исследовательского инструментария, позволяющего сформировать и оценить эффективность муниципальных про¬грамм развития сферы ЖКУ;
4) механизмов своевременной корректировки системы управления развитием рассматриваемого рынка с учетом реакции управляемой системы на управляющие воздействия.
Исходя из сказанного, были сформулированы цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка методики формирования экономического механизма управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт управления развитием системы жилищно-коммунального хозяйства и выделить приоритетные направления его развития на уровне города;
- уточнить сущность функционирования сферы ЖКУ города в условиях рыночной экономики, исследовать структуру рынка жилищно-коммунальных услуг и выделить основные экономические механизмы взаимодействия спроса и предложения;
- систематизировать проблемы, цели, направления, механизмы и ожидаемые результаты управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг;
- сформировать целевую модель управления развитием муниципального рынка ЖКУ;
- выделить основополагающие принципы управления развитием рынка ЖКУ на уровне города;
- разработать методику формирования механизма экономического регулирования развития городского рынка ЖКУ.
Объектом исследования в данной работе выступает городской рынок ЖКУ в совокупности взаимодействий и взаимовлияния с основными подсистемами социально-экономической системы города.
Предметом исследования является экономический механизм управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города.
Теоретической основой исследования являются положения теории макро- и микроэкономики, системотехники, экономико-математического моделирования. Значительное влияние на автора оказали исследования специалистов по управлению развитием сложных социально- экономических систем, что определило выбор методологического аппарата диссертационного исследования, основанного на методологии системного подхода, ориентированного на выделение синергетических эффектов взаимодействия в сложных системах, характеризующихся большим количеством и неоднородностью элементов и связей между ними.
Научная новизна исследования состоит в разработке системы моделей управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне города, отражающих наравне с федеральными стандартами реформирования ЖКХ социально-экономические последствия принимаемых решений для муниципального образования.
К числу основных результатов, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, можно отнести следующие:
1) Структурная модель рынка ЖКУ отражающая степень реализации рыночных механизмов в его сегментах, а также выделенные основные механизмы взаимодействия спроса и предложения, определяющие особенность функционирования данных сегментов рынка;
2) Принципиальная модель управления развитием сферы ЖКУ, как системы проблем, целей, направлений, механизмов и ожидаемых результатов управления;
3) Целевая модель управления развитием муниципального рынка ЖКУ, отражающая последовательность решения задач развития с учетом их взаимозависимости и взаимоопределенности;
4) Методические основы синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием рынка ЖКУ, как систему взаимосвязанных задач на стратегическом и тактическом уровне;
5) Принципы формирования системы управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг на основе ис-пользования методов имитационного моделирования и мониторинга;
6) Методика построения и практического использования имитационной модели, а также системы мониторинга управления развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг.
Практическая ценность диссертационного исследования состоит в возможности использования результатов работы в практике управления развитием сферы ЖКУ города, в частности:
- при разработке стратегии развития ЖКХ на муниципальном уровне;
- для формирования экономического механизма управления развитием рынка ЖКУ на уровне города;
- для комплексной оценки эффективности проводимых на федеральном, региональном и местном уровне мероприятий по развитию рынка ЖКУ.
Апробация результатов работы.
Отдельные результаты исследования были использованы при разработке экономико-математической модели концепции устойчивого развития г. Волгограда, осуществленной творческим коллективом под руководством к.т.н., профессора В.И. Атопова по заказу администрации г. Волгограда.
Разработанная имитационная модель управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг была использована в практике муниципального управления на территории Волгоградской области.
Основные результаты работы были представлены на международной научно-практической конференции: «Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы», г. Волгоград, 22-24 сентября 1999 г.
1) Не смотря на годы реформ, множество проблем, накопленных в сфере жилищно-коммунального хозяйства, остались нерешенными. К их числу можно отнести:
- отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно- коммунальным хозяйством;
- практически отсутствует конкуренция на рынке подрядных организаций, осуществляющих работы по обслуживанию жилья и придомовой территории;
- усугубляющаяся с каждым годом система недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения;
- ухудшение состояния жилого фонда и инженерных коммуникаций в большинстве городов;
- продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов;
2) К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:
- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;
- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;
- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений;
3) Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим в работе обосновывается необходимость повышения роли и соответственно финансово-экономического обеспечения регионального и в первую очередь местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.
4) Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для решения задачи нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов субъектов рынка ЖКУ была сформирована система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.
5) Основным направлением развития сферы жилищно- коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий, т.е. целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также сферы альтернативных существующим технологий предоставления услуг. В работе были систематизированы конкурентные направления развития отрасли ЖКХ, а также направления развития спроса, стимулирующие формирование конкурентных условий на рынке ЖКУ. Одним из основных направлений рыночного развития сферы ЖКУ города является формирование конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным обслуживанием, для чего в обязательном порядке необходимо принять решение и создать условия для развития частного бизнеса в данной сфере.
6) В результате исследований была сформирована целевая модель управления развитием рынка ЖКУ города, отражающая последовательность и взаимосвязь целей развития со стороны спроса и предложения. Совокупность целей развития была разбита на этапы, первым из которых, требующим от властей всех уровней максимальной концентрации и координации усилий, является оптимизация структуры бюджетных средств, направляемых в сферу ЖКХ города. Данный этап предусматривает перераспределение потока бюджетных средств от дотирования предприятий ЖКХ к адресному субсидированию населения.
7) Значительное внимание в работе уделяется решению задачи синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием, что определяется диалектической основой их взаимодействия. Были разработаны методические основы синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием, что позволило осуществить систематизацию задач управления развитием сферы ЖКУ города в зависимости от их характера и взаимозависимости.
8) В работе обоснована необходимость применения методов имитационного моделирования и экономического мониторинга, позволяющих оценить социально-экономические последствия управленческих решений, направленных на развитие рынка ЖКУ, как априори, так и по фактическим результатам.
9) Для формирования управленческих решений, направленных на регулирование функционирования и управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг была разработана имитационная модель и система показателей мониторинга развития данного рынка.
10) Использование разработанной имитационной модели органами муниципальной власти Волгоградской области (г. Камышин и др.) позволило сократить текущие затраты бюджетов всех уровней в сфере жилищно-коммунального хозяйства за счет оптимизации структуры финансового потока, путем перераспределения бюджетных расходов от дотирования предприятий к субсидированию населения (эффект в виде экономия бюджетных средств составил порядка 4%), что соответствует целям, относящимся к первому этапу разработанной целевой модели управления развитием сферы ЖКУ города, предшествующему этапу формирования конку-рентных условий на рынке и выходу на 100% оплаты жилищно- коммунальных услуг населением.
- отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно- коммунальным хозяйством;
- практически отсутствует конкуренция на рынке подрядных организаций, осуществляющих работы по обслуживанию жилья и придомовой территории;
- усугубляющаяся с каждым годом система недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения;
- ухудшение состояния жилого фонда и инженерных коммуникаций в большинстве городов;
- продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов;
2) К основным особенностям системы управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг в России относятся:
- высокая степень централизации управления развитием рынка жилищно-коммунальных услуг;
- невысокая активность местных властей в подготовке и реализации собственных программ развития рынка ЖКУ;
- неуравновешенная система межбюджетных взаимоотношений;
3) Как показывает опыт большинства стран с рыночной экономикой эффект в управлении социально-экономическим развитием может быть достигнут только при консолидации усилий всего сообщества. И связано это не столько с содействием в проведении реформ «сверху», сколько с формированием собственных стратегий развития региона, города, крупных предприятий, скоординированных по целям и ресурсам. В связи с этим в работе обосновывается необходимость повышения роли и соответственно финансово-экономического обеспечения регионального и в первую очередь местного уровня управления в решении задач развития рынка жилищно-коммунальных услуг города.
4) Одним из основных условий обеспечения равновесия, устойчивости социально-экономической системы города является соблюдение баланса интересов субъектов рынка ЖКУ - населения, предприятий отрасли, государства. Для решения задачи нахождения управленческих решений, соответствующих равновесию интересов субъектов рынка ЖКУ была сформирована система показателей, характеризующая интересы населения, предприятий отрасли ЖКХ, государства.
5) Основным направлением развития сферы жилищно- коммунальных услуг города должно стать формирование конкурентных условий, т.е. целенаправленное развитие рынка конкурирующих предприятий с введением в него частных компаний, а также сферы альтернативных существующим технологий предоставления услуг. В работе были систематизированы конкурентные направления развития отрасли ЖКХ, а также направления развития спроса, стимулирующие формирование конкурентных условий на рынке ЖКУ. Одним из основных направлений рыночного развития сферы ЖКУ города является формирование конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным обслуживанием, для чего в обязательном порядке необходимо принять решение и создать условия для развития частного бизнеса в данной сфере.
6) В результате исследований была сформирована целевая модель управления развитием рынка ЖКУ города, отражающая последовательность и взаимосвязь целей развития со стороны спроса и предложения. Совокупность целей развития была разбита на этапы, первым из которых, требующим от властей всех уровней максимальной концентрации и координации усилий, является оптимизация структуры бюджетных средств, направляемых в сферу ЖКХ города. Данный этап предусматривает перераспределение потока бюджетных средств от дотирования предприятий ЖКХ к адресному субсидированию населения.
7) Значительное внимание в работе уделяется решению задачи синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием, что определяется диалектической основой их взаимодействия. Были разработаны методические основы синтеза стратегических и тактических компонент управления развитием, что позволило осуществить систематизацию задач управления развитием сферы ЖКУ города в зависимости от их характера и взаимозависимости.
8) В работе обоснована необходимость применения методов имитационного моделирования и экономического мониторинга, позволяющих оценить социально-экономические последствия управленческих решений, направленных на развитие рынка ЖКУ, как априори, так и по фактическим результатам.
9) Для формирования управленческих решений, направленных на регулирование функционирования и управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг была разработана имитационная модель и система показателей мониторинга развития данного рынка.
10) Использование разработанной имитационной модели органами муниципальной власти Волгоградской области (г. Камышин и др.) позволило сократить текущие затраты бюджетов всех уровней в сфере жилищно-коммунального хозяйства за счет оптимизации структуры финансового потока, путем перераспределения бюджетных расходов от дотирования предприятий к субсидированию населения (эффект в виде экономия бюджетных средств составил порядка 4%), что соответствует целям, относящимся к первому этапу разработанной целевой модели управления развитием сферы ЖКУ города, предшествующему этапу формирования конку-рентных условий на рынке и выходу на 100% оплаты жилищно- коммунальных услуг населением.
Подобные работы
- Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Экономико-организационный механизм формирования рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Разработка информационно-аналитического обеспечения управления процессом взаимодействия с клиентами жилищно-коммунальной компании (на примере ООО «КрасКом»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка системы управления качеством жилищно-коммунальных услуг
Магистерская диссертация, технология организации строительного производства (ТСП). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Исследование методов реинжиниринга бизнес-процессов управления взаимодействием с клиентами компании
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием сферы строительства жилищного фонда в Казани: сравнительный анализ с городами-миллионниками России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «АРГО»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием муниципального предприятия (на примере МУП «Водоканал» г. Магнитогорска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



