ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3
1.1. Профессиональная устойчивость учителя в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 13
1. 2. Обоснование введения специальной профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности 40
1.3 Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности 47
1.4 Роль устойчивости в структуре личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности 56
1.5. Формирование профессиональной устойчивости как средство совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности.61
ВЫВОДЫ 67
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 69
2.1. Организация экспериментальной работы 69
2.2. Экспериментальное обоснование структуры профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности 70
2.3 Модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 95
2.4. Практическая реализация модели формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у
студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 110
2.5. Результаты экспериментальной работы 141
ВЫВОДЫ 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3
1.1. Профессиональная устойчивость учителя в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 13
1. 2. Обоснование введения специальной профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности 40
1.3 Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности 47
1.4 Роль устойчивости в структуре личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности 56
1.5. Формирование профессиональной устойчивости как средство совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности.61
ВЫВОДЫ 67
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 69
2.1. Организация экспериментальной работы 69
2.2. Экспериментальное обоснование структуры профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности 70
2.3 Модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 95
2.4. Практическая реализация модели формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у
студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 110
2.5. Результаты экспериментальной работы 141
ВЫВОДЫ 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Жизнедеятельность человека к началу XXI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
За период внедрения курса произошла определенная коррекция его содержания. Разработаны и продолжают совершенствоваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведётся поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание граждан, ответственно относящихся к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среде. Тем не менее, как отмечают Л.А.Михайлов, А.Т.Смирнов, Л.И.Шершнев и др., подготовка учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» нередко не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров в этой области знаний.
По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится 25 тысяч учителей безопасности жизнедеятельности. Как показывает статистика, в более чем в 70 % учебных заведений курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
преподают уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, а также другие специалисты. Отсутствие специальной профессиональной подготовки учителей снижает качество преподавания этой дисциплины.
Для удовлетворения потребности в преподавательских кадрах в начале 90-х. годов XX в. более чем в 40 вузах России была открыта специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». Однако, по мнению ряда авторов (И. А.Шегалев и др.), выпускники вузов по данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Объясняется это серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов. Такую точку зрения разделили участники 5 Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ», состоявшегося в Москве в 2004 году.
Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы А.Г.Ахромовой, В.Н.Завгороднего, И.А.Гафнер, В.М.Заенчик, А.Н.Шмелевой, Н.Н.Скворцовой, С.А.Лагун, В.А.Черкасова, В.Г.Макаренко, И.М.Шиловой и др. Различным аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А.Щеголев); совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А.Михайлов, А.В.Матвеев); организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (И.А.Бикмаев); обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Н.Н.Пискарев)
и др.
Термин «профессиональная устойчивость» начал приобретать самостоятельный статус в педагогике сравнительно недавно, с середины 80-х годов XX в. С этого периода профессиональная устойчивость учителя является объектом исследования отечественных учёных. В работах педагогов и психологов И.П.Андриади, М.А.Алимовой, Л.Г.Борисовой, И.Н.Димуры, Ф.Г.Зиятдиновой, А.Г.Пусеп и А.Н.Нехороших, В.Н.Турченко, Г.А.Нагорной, Н.Е.Мажара, 3.К.Каргиевой, З.Н.Курлянд, О.В.Ржанниковой, В.Е.Пенькова и др. отражены различные подходы к проблеме профессиональной устойчивости учителя. При этом исследователи предлагают различные определения этого понятия, но все они связывают профессиональную устойчивость с такими важнейшими категориями, как эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности педагога.
Системный анализ диссертационных исследований и теоретической литературы, посвященных профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности, позволил установить, что проблема профессиональной устойчивости в контексте особенностей профессиональной деятельности педагогов данного профиля еще не рассматривалась. В то же время, как показывает анализ кадрового состава учителей безопасности жизнедеятельности, проблема профессиональной устойчивости к педагогической деятельности особенно остро стоит именно для этой категории учительства.
Таким образом, в образовательной практике сложилось противоречие между острой потребностью в профессиональных кадрах в области безопасности жизнедеятельности и несовершенством профессиональной подготовки по данной специальности.
Важность и актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая проработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности (на материале подготовки специалиста с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности»)».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Объект исследования - процесс формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности.
Предмет исследования - условия и факторы эффективного формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности при освоении специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка по специальности «Безопасность жизнедеятельности» будет более эффективной, если профессиональная устойчивость к педагогической деятельности будет рассматривается как ведущее интегративное образование будущего учителя и выступать в качестве системообразующей цели учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ понятий «профессиональная устойчивость», «профессиональная устойчивость учителя»;
2) изучить квалификационные характеристики, специфику профессиональной деятельности и показать роль устойчивости в структуре профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
3) разработать и экспериментально обосновать структуру
Методологическую основу исследования составили методы и принципы формирования личности; философские положения о переходящей ценности познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность и повышает ее способности; диалектический метод познания как основа научной педагогики; теория устойчивости систем и системного анализа; теория системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений.
Теоретической основой исследования явились теории системного (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, Н.В.Кузьмина, А.И.Субетто и др.), личностно-деятельностного (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, Н.Ф.Талызина и др.), акмеологического (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, В.А.Мажар и др.), технологического (О.А.Абдуллина, Л.Н.Горина, М.М.Левина, Л.Ф.Спирин, Г.М.Соловьев, О.А.Фаткулин, Ю.К.Чернова и др.) подходов в обучении и воспитании, теория профессиональной деятельности (В.Т.Ащепков, М.Я.Виленский, В.И.Горовая, В.Н.Гуров, И.Ф.Исаев, А.А.Леонтьев, И.А.Малашихина, В.А.Сластенин, А.И.Уман, Е.Н.Шиянов и др.), концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (М.А.Галагузов, В.И.Леднев, В.А.Романова, Н.Ф.Талызина и др.), концептуальные подходы общей теории устойчивости систем (П.К.Анохин, П.Г.Белов, Ю.В.Емельянов, В.Ф.Крапивин, А.В.Ильичев, И.П.Павлов, Г.Дж.Сариева, У.Р.Эшби и др.), определение сущностной характеристики профессиональной устойчивости (И.П.Андриади, Л.Г.Борисова, Л.Г.Дикая, В.А.Денисова, И.Н.Димура, Ф.Г.Зиятдинова, С.П.Крягже, З.Н.Курлянд, 3.К.Каргиева, Н.Е.Мажар, A. Н.Нехороших, Г.А.Нагорная, К.В.Осетров, К.К.Платонов, А.Г.Пусеп, B. Е.Пеньков, О.В.Ржанникова, Н.М.Скородумова, В.Н.Турченко,
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, методической и специальной литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования и подготовки учителя безопасности жизнедеятельности; концептуальный анализ ранее выполненных исследований; моделирование, синтез эмпирического материала; обобщение опыта профессиональной деятельности учителей безопасности жизнедеятельности, опыта формирования профессиональной устойчивости будущих учителей в процессе обучения в вузе; эмпирические - наблюдение (прямое и косвенное), диагностические (анкетирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальная база исследования: факультет физической культуры, отделение безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. В исследовании приняли участие более 500 студентов 1- 5 курсов, 60 преподавателей СГУ и ведущих учителей-методистов ОБЖ г. Ставрополя.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа включала несколько этапов.
1. Поисково-теоретический (2001-2002 гг.). На данном этапе осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных
2. Опытно-экспериментальный этап (2002 - 2004 гг.) включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе экспериментальной работы изучены факторы, влияющие на эффективность педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, определена структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности, разработана и апробирована модель её формирования у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
3. Обобщающий (2004 - 2005 гг.). На этом этапе проводился анализ и систематизация результатов исследования; уточнялись теоретические положения; корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах; проверялась эффективность созданной модели формирования профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе вуза; оформлялась рукопись диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые определена сущность и структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности»;
- впервые разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- выявлены условия, необходимые для реализации данной модели, этапы формирования профессиональной устойчивости, уровни её сформированности у студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- разработан диагностический инструментарий для их определения.
- проведён анализ различных подходов к содержанию понятия «профессиональная устойчивость учителя» в исследованиях отечественных учёных;
- выявлены и обобщены особенности профессионально-педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности;
- изучена структура профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
- определены факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости учителей безопасности жизнедеятельности;
- разработан и апробирован элективный курс «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования. На основе теоретической модели разработана технология формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Технология представлена в виде этапов, для каждого из которых разработаны содержание и система методов и приёмов, позволяющих более эффективно осуществлять профессиональную подготовку будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Составлена диагностическая карта, позволяющая выполнять своевременную диагностику уровней сформированности профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов. Все это позволяет реализовать разработанную нами модель в любом вузе, который готовит специалистов с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности». Разработанная технология способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности и отвечает основным критериям технологичности: системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.
Достоверность и обоснованность данных исследования подтверждением основных положений исследования и научной отработкой полученных в ходе эксперимента данных; оценкой полученных результатов различными методами.
Положения выносимые на защиту.
1. Профессиональная устойчивость учителя безопасности жизнедеятельности есть личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
2. Профессиональная подготовка по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» имеет низкую эффективность, проявляющуюся в том, что большинство выпускников не работают по специальности. Основными факторами, детерминирующими это положение, является низкая заработная плата учителей и недостаточный уровень профессионально-личностной готовности студентов к педагогической деятельности.
3. В профессиональной подготовке студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в качестве системообразующего компонента должен выступать процесс формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности.
4. Моделирование и реализация технологии формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» возможно только на системной основе. Основными условиями такой системы являются организационные, психологические, педагогические и методические являющиеся центральными элементами представленной модели.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. Материалы апробированы на Краевой научно-практической конференции для педагогических работников «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2003, 2004); Краевой 48 и 49 научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004); Региональной научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности» (Ставрополь, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Экология человека: концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками» (Пенза, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях развития общества» (Ульяновск 2005); Международной научной конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2004). По материалам диссертационного исследования разработана программа спецкурса «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности», опубликовано 9 работ.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем рукописи составляет 201 страницу. Работа содержит 22 таблицы, 19 рисунков. Список литературы включает 214 источников, в том числе 6 иностранных.
Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
За период внедрения курса произошла определенная коррекция его содержания. Разработаны и продолжают совершенствоваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведётся поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание граждан, ответственно относящихся к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среде. Тем не менее, как отмечают Л.А.Михайлов, А.Т.Смирнов, Л.И.Шершнев и др., подготовка учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» нередко не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров в этой области знаний.
По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится 25 тысяч учителей безопасности жизнедеятельности. Как показывает статистика, в более чем в 70 % учебных заведений курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
преподают уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, а также другие специалисты. Отсутствие специальной профессиональной подготовки учителей снижает качество преподавания этой дисциплины.
Для удовлетворения потребности в преподавательских кадрах в начале 90-х. годов XX в. более чем в 40 вузах России была открыта специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». Однако, по мнению ряда авторов (И. А.Шегалев и др.), выпускники вузов по данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Объясняется это серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов. Такую точку зрения разделили участники 5 Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ», состоявшегося в Москве в 2004 году.
Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы А.Г.Ахромовой, В.Н.Завгороднего, И.А.Гафнер, В.М.Заенчик, А.Н.Шмелевой, Н.Н.Скворцовой, С.А.Лагун, В.А.Черкасова, В.Г.Макаренко, И.М.Шиловой и др. Различным аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А.Щеголев); совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А.Михайлов, А.В.Матвеев); организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (И.А.Бикмаев); обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Н.Н.Пискарев)
и др.
Термин «профессиональная устойчивость» начал приобретать самостоятельный статус в педагогике сравнительно недавно, с середины 80-х годов XX в. С этого периода профессиональная устойчивость учителя является объектом исследования отечественных учёных. В работах педагогов и психологов И.П.Андриади, М.А.Алимовой, Л.Г.Борисовой, И.Н.Димуры, Ф.Г.Зиятдиновой, А.Г.Пусеп и А.Н.Нехороших, В.Н.Турченко, Г.А.Нагорной, Н.Е.Мажара, 3.К.Каргиевой, З.Н.Курлянд, О.В.Ржанниковой, В.Е.Пенькова и др. отражены различные подходы к проблеме профессиональной устойчивости учителя. При этом исследователи предлагают различные определения этого понятия, но все они связывают профессиональную устойчивость с такими важнейшими категориями, как эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности педагога.
Системный анализ диссертационных исследований и теоретической литературы, посвященных профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности, позволил установить, что проблема профессиональной устойчивости в контексте особенностей профессиональной деятельности педагогов данного профиля еще не рассматривалась. В то же время, как показывает анализ кадрового состава учителей безопасности жизнедеятельности, проблема профессиональной устойчивости к педагогической деятельности особенно остро стоит именно для этой категории учительства.
Таким образом, в образовательной практике сложилось противоречие между острой потребностью в профессиональных кадрах в области безопасности жизнедеятельности и несовершенством профессиональной подготовки по данной специальности.
Важность и актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая проработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности (на материале подготовки специалиста с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности»)».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Объект исследования - процесс формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности.
Предмет исследования - условия и факторы эффективного формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности при освоении специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка по специальности «Безопасность жизнедеятельности» будет более эффективной, если профессиональная устойчивость к педагогической деятельности будет рассматривается как ведущее интегративное образование будущего учителя и выступать в качестве системообразующей цели учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ понятий «профессиональная устойчивость», «профессиональная устойчивость учителя»;
2) изучить квалификационные характеристики, специфику профессиональной деятельности и показать роль устойчивости в структуре профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
3) разработать и экспериментально обосновать структуру
Методологическую основу исследования составили методы и принципы формирования личности; философские положения о переходящей ценности познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность и повышает ее способности; диалектический метод познания как основа научной педагогики; теория устойчивости систем и системного анализа; теория системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений.
Теоретической основой исследования явились теории системного (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, Н.В.Кузьмина, А.И.Субетто и др.), личностно-деятельностного (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, Н.Ф.Талызина и др.), акмеологического (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, В.А.Мажар и др.), технологического (О.А.Абдуллина, Л.Н.Горина, М.М.Левина, Л.Ф.Спирин, Г.М.Соловьев, О.А.Фаткулин, Ю.К.Чернова и др.) подходов в обучении и воспитании, теория профессиональной деятельности (В.Т.Ащепков, М.Я.Виленский, В.И.Горовая, В.Н.Гуров, И.Ф.Исаев, А.А.Леонтьев, И.А.Малашихина, В.А.Сластенин, А.И.Уман, Е.Н.Шиянов и др.), концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (М.А.Галагузов, В.И.Леднев, В.А.Романова, Н.Ф.Талызина и др.), концептуальные подходы общей теории устойчивости систем (П.К.Анохин, П.Г.Белов, Ю.В.Емельянов, В.Ф.Крапивин, А.В.Ильичев, И.П.Павлов, Г.Дж.Сариева, У.Р.Эшби и др.), определение сущностной характеристики профессиональной устойчивости (И.П.Андриади, Л.Г.Борисова, Л.Г.Дикая, В.А.Денисова, И.Н.Димура, Ф.Г.Зиятдинова, С.П.Крягже, З.Н.Курлянд, 3.К.Каргиева, Н.Е.Мажар, A. Н.Нехороших, Г.А.Нагорная, К.В.Осетров, К.К.Платонов, А.Г.Пусеп, B. Е.Пеньков, О.В.Ржанникова, Н.М.Скородумова, В.Н.Турченко,
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, методической и специальной литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования и подготовки учителя безопасности жизнедеятельности; концептуальный анализ ранее выполненных исследований; моделирование, синтез эмпирического материала; обобщение опыта профессиональной деятельности учителей безопасности жизнедеятельности, опыта формирования профессиональной устойчивости будущих учителей в процессе обучения в вузе; эмпирические - наблюдение (прямое и косвенное), диагностические (анкетирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальная база исследования: факультет физической культуры, отделение безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. В исследовании приняли участие более 500 студентов 1- 5 курсов, 60 преподавателей СГУ и ведущих учителей-методистов ОБЖ г. Ставрополя.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа включала несколько этапов.
1. Поисково-теоретический (2001-2002 гг.). На данном этапе осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных
2. Опытно-экспериментальный этап (2002 - 2004 гг.) включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе экспериментальной работы изучены факторы, влияющие на эффективность педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, определена структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности, разработана и апробирована модель её формирования у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
3. Обобщающий (2004 - 2005 гг.). На этом этапе проводился анализ и систематизация результатов исследования; уточнялись теоретические положения; корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах; проверялась эффективность созданной модели формирования профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе вуза; оформлялась рукопись диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые определена сущность и структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности»;
- впервые разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- выявлены условия, необходимые для реализации данной модели, этапы формирования профессиональной устойчивости, уровни её сформированности у студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- разработан диагностический инструментарий для их определения.
- проведён анализ различных подходов к содержанию понятия «профессиональная устойчивость учителя» в исследованиях отечественных учёных;
- выявлены и обобщены особенности профессионально-педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности;
- изучена структура профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
- определены факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости учителей безопасности жизнедеятельности;
- разработан и апробирован элективный курс «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования. На основе теоретической модели разработана технология формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Технология представлена в виде этапов, для каждого из которых разработаны содержание и система методов и приёмов, позволяющих более эффективно осуществлять профессиональную подготовку будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Составлена диагностическая карта, позволяющая выполнять своевременную диагностику уровней сформированности профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов. Все это позволяет реализовать разработанную нами модель в любом вузе, который готовит специалистов с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности». Разработанная технология способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности и отвечает основным критериям технологичности: системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.
Достоверность и обоснованность данных исследования подтверждением основных положений исследования и научной отработкой полученных в ходе эксперимента данных; оценкой полученных результатов различными методами.
Положения выносимые на защиту.
1. Профессиональная устойчивость учителя безопасности жизнедеятельности есть личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
2. Профессиональная подготовка по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» имеет низкую эффективность, проявляющуюся в том, что большинство выпускников не работают по специальности. Основными факторами, детерминирующими это положение, является низкая заработная плата учителей и недостаточный уровень профессионально-личностной готовности студентов к педагогической деятельности.
3. В профессиональной подготовке студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в качестве системообразующего компонента должен выступать процесс формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности.
4. Моделирование и реализация технологии формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» возможно только на системной основе. Основными условиями такой системы являются организационные, психологические, педагогические и методические являющиеся центральными элементами представленной модели.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. Материалы апробированы на Краевой научно-практической конференции для педагогических работников «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2003, 2004); Краевой 48 и 49 научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004); Региональной научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности» (Ставрополь, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Экология человека: концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками» (Пенза, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях развития общества» (Ульяновск 2005); Международной научной конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2004). По материалам диссертационного исследования разработана программа спецкурса «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности», опубликовано 9 работ.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем рукописи составляет 201 страницу. Работа содержит 22 таблицы, 19 рисунков. Список литературы включает 214 источников, в том числе 6 иностранных.
Одним из главных критериев устойчивого развития общества на современном этапе является наличие общего образовательного уровня населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.
В этих условиях особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», введенному в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.
За прошедшее время существования курса ОБЖ проделана большая работа по становлению и эффективному внедрению его в учебный процесс. Однако спустя 14 лет курс, переросший в образовательную область, остается молодым и поэтому остро ощущается недостаток педагогических кадров, владеющих спектром знаний, умений и навыков охватывающих основные составляющие дисциплины. Реальная действительность настоятельно требует перестройки всей системы учебно-воспитательного процесса, ставя во главу угла формирование у будущих учителей безопасности жизнедеятельности высокий уровень устойчивости к профессиональной деятельности.
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», явилось целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные четыре задачи. Выполняя задачи исследования, на основании анализа литературных источников по проблеме профессиональной устойчивости и деятельности учителя безопасности жизнедеятельности раскрыта сущность и содержание профессиональной устойчивости. В проявлении профессиональной устойчивости у педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности отражаются общие закономерности профессиональной устойчивости учителя, но существует и своя сторона, которая выражается в специфике их профессиональной деятельности, характеризующейся повышенным физическим и нервно-психическим утомлением, требует знаний междисциплинарного характера базирующихся на высокой психологической, практической и методической подготовленности. Исходя из особенностей профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, под профессиональной устойчивостью следует понимать личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющее успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
В ходе экспертного анализа опроса студентов удалось выявить, что существующая система профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности не только не решает проблему их профессиональной устойчивости, но и усугубляет ее. Решающими факторами отрицательно воздействующими на профессиональную устойчивость будущих учителей являются объективные факторы - методологические просчеты, допущенные в планировании и осуществлении подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствие научно обоснованных связей между физической, военной, теоретической и методической подготовкой будущих педагогов. Вследствие этого будущие учителя подготовлены в основном как теоретики в области безопасности жизнедеятельности, слабо владеют необходимыми навыками обучения учащихся, допускают досадные промахи и ошибки, не знакомы с приемами и умениями, которые помогли бы им преодолеть трудности будущей профессиональной деятельности. Это приводит к неоправданным потерям и в конечном счете к снижению педагогической направленности и разочарованию в выборе профессии, ведущей к профессиональной неустойчивости выпускников, получивших квалификацию «Учитель безопасности жизнедеятельности». Основными показателями профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности являются: удовлетворенность избранной профессией; профессионально-педагогическая направленность; профессионально-педагогические знания; профессионально-педагогические умения; способность к саморазвитию и самообразованию; способность к эмоциональной регуляции; волевые качества личности.
Выявленные факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности, безусловно, должны быть компенсированы. Для решения этой задачи, опираясь, на теоретико-прикладном опыт моделирования и прогнозирования педагогических систем нами была разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», данная модель основана на максимальном приближении, моделировании будущей профессионально-педагогической деятельности средствами учебной деятельности и включает в себя: цель, содержание, систему условий, этапы и механизмы формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В частности, при реализации данной модели нами была перестроена система обучения будущих учителей безопасности жизнедеятельности с учетом задач, выполняемых ими в школе, усилена их профессионально-педагогическая направленность, практическая,методическая и личностная готовность к будущей деятельности.
Полученные в результате эксперимента показатели подтверждают эффективность проведенной работы по формированию профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности к педагогической деятельности. Таким образом, обозначенные задачи решены, цель исследования достигнута выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Мы полагаем, что проведенное исследование является завершенным этапом работы. Вместе с тем считаем целесообразным в дальнейшем продолжить изучение процесса формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности. Дальнейшая исследовательская работа в названной области позволит более глубоко раскрыть проблему повышения качества подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, усилить теорию и практику обучения в вузе, решить задачу обеспечения учебных заведений педагогами данного профиля.
В этих условиях особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», введенному в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.
За прошедшее время существования курса ОБЖ проделана большая работа по становлению и эффективному внедрению его в учебный процесс. Однако спустя 14 лет курс, переросший в образовательную область, остается молодым и поэтому остро ощущается недостаток педагогических кадров, владеющих спектром знаний, умений и навыков охватывающих основные составляющие дисциплины. Реальная действительность настоятельно требует перестройки всей системы учебно-воспитательного процесса, ставя во главу угла формирование у будущих учителей безопасности жизнедеятельности высокий уровень устойчивости к профессиональной деятельности.
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», явилось целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные четыре задачи. Выполняя задачи исследования, на основании анализа литературных источников по проблеме профессиональной устойчивости и деятельности учителя безопасности жизнедеятельности раскрыта сущность и содержание профессиональной устойчивости. В проявлении профессиональной устойчивости у педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности отражаются общие закономерности профессиональной устойчивости учителя, но существует и своя сторона, которая выражается в специфике их профессиональной деятельности, характеризующейся повышенным физическим и нервно-психическим утомлением, требует знаний междисциплинарного характера базирующихся на высокой психологической, практической и методической подготовленности. Исходя из особенностей профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, под профессиональной устойчивостью следует понимать личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющее успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
В ходе экспертного анализа опроса студентов удалось выявить, что существующая система профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности не только не решает проблему их профессиональной устойчивости, но и усугубляет ее. Решающими факторами отрицательно воздействующими на профессиональную устойчивость будущих учителей являются объективные факторы - методологические просчеты, допущенные в планировании и осуществлении подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствие научно обоснованных связей между физической, военной, теоретической и методической подготовкой будущих педагогов. Вследствие этого будущие учителя подготовлены в основном как теоретики в области безопасности жизнедеятельности, слабо владеют необходимыми навыками обучения учащихся, допускают досадные промахи и ошибки, не знакомы с приемами и умениями, которые помогли бы им преодолеть трудности будущей профессиональной деятельности. Это приводит к неоправданным потерям и в конечном счете к снижению педагогической направленности и разочарованию в выборе профессии, ведущей к профессиональной неустойчивости выпускников, получивших квалификацию «Учитель безопасности жизнедеятельности». Основными показателями профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности являются: удовлетворенность избранной профессией; профессионально-педагогическая направленность; профессионально-педагогические знания; профессионально-педагогические умения; способность к саморазвитию и самообразованию; способность к эмоциональной регуляции; волевые качества личности.
Выявленные факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности, безусловно, должны быть компенсированы. Для решения этой задачи, опираясь, на теоретико-прикладном опыт моделирования и прогнозирования педагогических систем нами была разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», данная модель основана на максимальном приближении, моделировании будущей профессионально-педагогической деятельности средствами учебной деятельности и включает в себя: цель, содержание, систему условий, этапы и механизмы формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В частности, при реализации данной модели нами была перестроена система обучения будущих учителей безопасности жизнедеятельности с учетом задач, выполняемых ими в школе, усилена их профессионально-педагогическая направленность, практическая,методическая и личностная готовность к будущей деятельности.
Полученные в результате эксперимента показатели подтверждают эффективность проведенной работы по формированию профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности к педагогической деятельности. Таким образом, обозначенные задачи решены, цель исследования достигнута выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Мы полагаем, что проведенное исследование является завершенным этапом работы. Вместе с тем считаем целесообразным в дальнейшем продолжить изучение процесса формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности. Дальнейшая исследовательская работа в названной области позволит более глубоко раскрыть проблему повышения качества подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, усилить теорию и практику обучения в вузе, решить задачу обеспечения учебных заведений педагогами данного профиля.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2005 - Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры безопасности у учащихся в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2018



