Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА С КВАЛИФИКАЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

Работа №28747

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы193
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3
1.1. Профессиональная устойчивость учителя в исследованиях отечественных и зарубежных авторов 13
1. 2. Обоснование введения специальной профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности 40
1.3 Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности 47
1.4 Роль устойчивости в структуре личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности 56
1.5. Формирование профессиональной устойчивости как средство совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности.61
ВЫВОДЫ 67
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 69
2.1. Организация экспериментальной работы 69
2.2. Экспериментальное обоснование структуры профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности 70
2.3 Модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 95
2.4. Практическая реализация модели формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у
студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 110
2.5. Результаты экспериментальной работы 141
ВЫВОДЫ 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Жизнедеятельность человека к началу XXI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
За период внедрения курса произошла определенная коррекция его содержания. Разработаны и продолжают совершенствоваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведётся поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание граждан, ответственно относящихся к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среде. Тем не менее, как отмечают Л.А.Михайлов, А.Т.Смирнов, Л.И.Шершнев и др., подготовка учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» нередко не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров в этой области знаний.
По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится 25 тысяч учителей безопасности жизнедеятельности. Как показывает статистика, в более чем в 70 % учебных заведений курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
преподают уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, а также другие специалисты. Отсутствие специальной профессиональной подготовки учителей снижает качество преподавания этой дисциплины.
Для удовлетворения потребности в преподавательских кадрах в начале 90-х. годов XX в. более чем в 40 вузах России была открыта специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». Однако, по мнению ряда авторов (И. А.Шегалев и др.), выпускники вузов по данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Объясняется это серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов. Такую точку зрения разделили участники 5 Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ», состоявшегося в Москве в 2004 году.
Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы А.Г.Ахромовой, В.Н.Завгороднего, И.А.Гафнер, В.М.Заенчик, А.Н.Шмелевой, Н.Н.Скворцовой, С.А.Лагун, В.А.Черкасова, В.Г.Макаренко, И.М.Шиловой и др. Различным аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А.Щеголев); совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А.Михайлов, А.В.Матвеев); организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (И.А.Бикмаев); обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Н.Н.Пискарев)
и др.
Термин «профессиональная устойчивость» начал приобретать самостоятельный статус в педагогике сравнительно недавно, с середины 80-х годов XX в. С этого периода профессиональная устойчивость учителя является объектом исследования отечественных учёных. В работах педагогов и психологов И.П.Андриади, М.А.Алимовой, Л.Г.Борисовой, И.Н.Димуры, Ф.Г.Зиятдиновой, А.Г.Пусеп и А.Н.Нехороших, В.Н.Турченко, Г.А.Нагорной, Н.Е.Мажара, 3.К.Каргиевой, З.Н.Курлянд, О.В.Ржанниковой, В.Е.Пенькова и др. отражены различные подходы к проблеме профессиональной устойчивости учителя. При этом исследователи предлагают различные определения этого понятия, но все они связывают профессиональную устойчивость с такими важнейшими категориями, как эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности педагога.
Системный анализ диссертационных исследований и теоретической литературы, посвященных профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности, позволил установить, что проблема профессиональной устойчивости в контексте особенностей профессиональной деятельности педагогов данного профиля еще не рассматривалась. В то же время, как показывает анализ кадрового состава учителей безопасности жизнедеятельности, проблема профессиональной устойчивости к педагогической деятельности особенно остро стоит именно для этой категории учительства.
Таким образом, в образовательной практике сложилось противоречие между острой потребностью в профессиональных кадрах в области безопасности жизнедеятельности и несовершенством профессиональной подготовки по данной специальности.
Важность и актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая проработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности (на материале подготовки специалиста с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности»)».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Объект исследования - процесс формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности.
Предмет исследования - условия и факторы эффективного формирования профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности при освоении специальности «Безопасность жизнедеятельности»
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка по специальности «Безопасность жизнедеятельности» будет более эффективной, если профессиональная устойчивость к педагогической деятельности будет рассматривается как ведущее интегративное образование будущего учителя и выступать в качестве системообразующей цели учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ понятий «профессиональная устойчивость», «профессиональная устойчивость учителя»;
2) изучить квалификационные характеристики, специфику профессиональной деятельности и показать роль устойчивости в структуре профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
3) разработать и экспериментально обосновать структуру
Методологическую основу исследования составили методы и принципы формирования личности; философские положения о переходящей ценности познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность и повышает ее способности; диалектический метод познания как основа научной педагогики; теория устойчивости систем и системного анализа; теория системно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений.
Теоретической основой исследования явились теории системного (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, Н.В.Кузьмина, А.И.Субетто и др.), личностно-деятельностного (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, Н.Ф.Талызина и др.), акмеологического (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, В.А.Мажар и др.), технологического (О.А.Абдуллина, Л.Н.Горина, М.М.Левина, Л.Ф.Спирин, Г.М.Соловьев, О.А.Фаткулин, Ю.К.Чернова и др.) подходов в обучении и воспитании, теория профессиональной деятельности (В.Т.Ащепков, М.Я.Виленский, В.И.Горовая, В.Н.Гуров, И.Ф.Исаев, А.А.Леонтьев, И.А.Малашихина, В.А.Сластенин, А.И.Уман, Е.Н.Шиянов и др.), концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (М.А.Галагузов, В.И.Леднев, В.А.Романова, Н.Ф.Талызина и др.), концептуальные подходы общей теории устойчивости систем (П.К.Анохин, П.Г.Белов, Ю.В.Емельянов, В.Ф.Крапивин, А.В.Ильичев, И.П.Павлов, Г.Дж.Сариева, У.Р.Эшби и др.), определение сущностной характеристики профессиональной устойчивости (И.П.Андриади, Л.Г.Борисова, Л.Г.Дикая, В.А.Денисова, И.Н.Димура, Ф.Г.Зиятдинова, С.П.Крягже, З.Н.Курлянд, 3.К.Каргиева, Н.Е.Мажар, A. Н.Нехороших, Г.А.Нагорная, К.В.Осетров, К.К.Платонов, А.Г.Пусеп, B. Е.Пеньков, О.В.Ржанникова, Н.М.Скородумова, В.Н.Турченко,
Научные методы исследования: теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, методической и специальной литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования и подготовки учителя безопасности жизнедеятельности; концептуальный анализ ранее выполненных исследований; моделирование, синтез эмпирического материала; обобщение опыта профессиональной деятельности учителей безопасности жизнедеятельности, опыта формирования профессиональной устойчивости будущих учителей в процессе обучения в вузе; эмпирические - наблюдение (прямое и косвенное), диагностические (анкетирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальная база исследования: факультет физической культуры, отделение безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. В исследовании приняли участие более 500 студентов 1- 5 курсов, 60 преподавателей СГУ и ведущих учителей-методистов ОБЖ г. Ставрополя.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа включала несколько этапов.
1. Поисково-теоретический (2001-2002 гг.). На данном этапе осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных
2. Опытно-экспериментальный этап (2002 - 2004 гг.) включал констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе экспериментальной работы изучены факторы, влияющие на эффективность педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, определена структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности, разработана и апробирована модель её формирования у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности».
3. Обобщающий (2004 - 2005 гг.). На этом этапе проводился анализ и систематизация результатов исследования; уточнялись теоретические положения; корректировались выводы, полученные на первом и втором этапах; проверялась эффективность созданной модели формирования профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе вуза; оформлялась рукопись диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые определена сущность и структура профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности»;
- впервые разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- выявлены условия, необходимые для реализации данной модели, этапы формирования профессиональной устойчивости, уровни её сформированности у студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности»;
- разработан диагностический инструментарий для их определения.
- проведён анализ различных подходов к содержанию понятия «профессиональная устойчивость учителя» в исследованиях отечественных учёных;
- выявлены и обобщены особенности профессионально-педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности;
- изучена структура профессионально значимых личностных качеств учителя безопасности жизнедеятельности;
- определены факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости учителей безопасности жизнедеятельности;
- разработан и апробирован элективный курс «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности».
Практическая значимость исследования. На основе теоретической модели разработана технология формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Технология представлена в виде этапов, для каждого из которых разработаны содержание и система методов и приёмов, позволяющих более эффективно осуществлять профессиональную подготовку будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Составлена диагностическая карта, позволяющая выполнять своевременную диагностику уровней сформированности профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов. Все это позволяет реализовать разработанную нами модель в любом вузе, который готовит специалистов с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности». Разработанная технология способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности и отвечает основным критериям технологичности: системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.
Достоверность и обоснованность данных исследования подтверждением основных положений исследования и научной отработкой полученных в ходе эксперимента данных; оценкой полученных результатов различными методами.
Положения выносимые на защиту.
1. Профессиональная устойчивость учителя безопасности жизнедеятельности есть личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
2. Профессиональная подготовка по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» имеет низкую эффективность, проявляющуюся в том, что большинство выпускников не работают по специальности. Основными факторами, детерминирующими это положение, является низкая заработная плата учителей и недостаточный уровень профессионально-личностной готовности студентов к педагогической деятельности.
3. В профессиональной подготовке студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в качестве системообразующего компонента должен выступать процесс формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности.
4. Моделирование и реализация технологии формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» возможно только на системной основе. Основными условиями такой системы являются организационные, психологические, педагогические и методические являющиеся центральными элементами представленной модели.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры безопасности жизнедеятельности Ставропольского государственного университета. Материалы апробированы на Краевой научно-практической конференции для педагогических работников «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2003, 2004); Краевой 48 и 49 научно-методических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2004); Региональной научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (Краснодар, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности» (Ставрополь, 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Экология человека: концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками» (Пенза, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях развития общества» (Ульяновск 2005); Международной научной конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2004). По материалам диссертационного исследования разработана программа спецкурса «Основы профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности», опубликовано 9 работ.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем рукописи составляет 201 страницу. Работа содержит 22 таблицы, 19 рисунков. Список литературы включает 214 источников, в том числе 6 иностранных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из главных критериев устойчивого развития общества на современном этапе является наличие общего образовательного уровня населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.
В этих условиях особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», введенному в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.
За прошедшее время существования курса ОБЖ проделана большая работа по становлению и эффективному внедрению его в учебный процесс. Однако спустя 14 лет курс, переросший в образовательную область, остается молодым и поэтому остро ощущается недостаток педагогических кадров, владеющих спектром знаний, умений и навыков охватывающих основные составляющие дисциплины. Реальная действительность настоятельно требует перестройки всей системы учебно-воспитательного процесса, ставя во главу угла формирование у будущих учителей безопасности жизнедеятельности высокий уровень устойчивости к профессиональной деятельности.
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», явилось целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные четыре задачи. Выполняя задачи исследования, на основании анализа литературных источников по проблеме профессиональной устойчивости и деятельности учителя безопасности жизнедеятельности раскрыта сущность и содержание профессиональной устойчивости. В проявлении профессиональной устойчивости у педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности отражаются общие закономерности профессиональной устойчивости учителя, но существует и своя сторона, которая выражается в специфике их профессиональной деятельности, характеризующейся повышенным физическим и нервно-психическим утомлением, требует знаний междисциплинарного характера базирующихся на высокой психологической, практической и методической подготовленности. Исходя из особенностей профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, под профессиональной устойчивостью следует понимать личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющее успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
В ходе экспертного анализа опроса студентов удалось выявить, что существующая система профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности не только не решает проблему их профессиональной устойчивости, но и усугубляет ее. Решающими факторами отрицательно воздействующими на профессиональную устойчивость будущих учителей являются объективные факторы - методологические просчеты, допущенные в планировании и осуществлении подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствие научно обоснованных связей между физической, военной, теоретической и методической подготовкой будущих педагогов. Вследствие этого будущие учителя подготовлены в основном как теоретики в области безопасности жизнедеятельности, слабо владеют необходимыми навыками обучения учащихся, допускают досадные промахи и ошибки, не знакомы с приемами и умениями, которые помогли бы им преодолеть трудности будущей профессиональной деятельности. Это приводит к неоправданным потерям и в конечном счете к снижению педагогической направленности и разочарованию в выборе профессии, ведущей к профессиональной неустойчивости выпускников, получивших квалификацию «Учитель безопасности жизнедеятельности». Основными показателями профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности являются: удовлетворенность избранной профессией; профессионально-педагогическая направленность; профессионально-педагогические знания; профессионально-педагогические умения; способность к саморазвитию и самообразованию; способность к эмоциональной регуляции; волевые качества личности.
Выявленные факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности, безусловно, должны быть компенсированы. Для решения этой задачи, опираясь, на теоретико-прикладном опыт моделирования и прогнозирования педагогических систем нами была разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», данная модель основана на максимальном приближении, моделировании будущей профессионально-педагогической деятельности средствами учебной деятельности и включает в себя: цель, содержание, систему условий, этапы и механизмы формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В частности, при реализации данной модели нами была перестроена система обучения будущих учителей безопасности жизнедеятельности с учетом задач, выполняемых ими в школе, усилена их профессионально-педагогическая направленность, практическая,методическая и личностная готовность к будущей деятельности.
Полученные в результате эксперимента показатели подтверждают эффективность проведенной работы по формированию профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности к педагогической деятельности. Таким образом, обозначенные задачи решены, цель исследования достигнута выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Мы полагаем, что проведенное исследование является завершенным этапом работы. Вместе с тем считаем целесообразным в дальнейшем продолжить изучение процесса формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности. Дальнейшая исследовательская работа в названной области позволит более глубоко раскрыть проблему повышения качества подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, усилить теорию и практику обучения в вузе, решить задачу обеспечения учебных заведений педагогами данного профиля.



1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 96 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990. - 208 с.
3. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. - 267 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.; Наука, 1980. - 334 с.
5. Агавелян В.С. Психолого-педагогическая диагностика и регуляция
психических состояний учителя в образовательном процессе. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 243 с.
6. Агапова О., Кривошеее А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Народное образование. - 1994. - №1. - С.18 - 21.
7. Алимова М. А. Проявление личной регидности в динамике становления профессиональных установок: Автореф. Дис ... канд психол. наук. - Барнаул, 2002. - 16 с.
8. Алякринский Б. С. Режим труда и отдыха экипажей космических кораблей // Проблемы общей психологии: Тезисы. сообщений. 18-й международный психологический конгресс. - М., 1966. - 172 С.
9. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности (К 100 - летию со дня рождения Б.М. Теплова). - Дубна: Феникс, 1997. - С. 289 - 305.
10. Андреев В.И. Пакет 10 тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности, творческого потенциала личности. - Казань: Казанский государственный университет, 1992. - 108 с.
11. Андриади И.П., О.В. Ржанникова Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. С. 24 - 26.
12. Андросюк Е., Леденев С., Логинова А., Майзель В., Москвичев С., Строкатова С. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. - 1995. - №4. - С.59 - 63.
13. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления // ИН ОАН СССР. - М.: Экономика, 1991. - С.416.
14. Анохин П.К. Теория и современная наука о мозге. - М., 1970. - 123 с.
15. Ахромова А.Г., Завгородний В.Н. Методологические основы
профессионально-педагогической подготовки преподавателей «основ безопасности жизнедеятельности» // Актуальные проблемы
безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 4 - 6.
16. Ахромова А.Г., Матвеева О.М., Тихонова И.В. Организационно¬
методические аспекты профессиональной педагогической практики по специальности «Безопасность жизнедеятельности» // Актуальные
проблемы безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 6 - 10.
17. Ащепков В.Т. Инновационная технология и методы повышения уровня профессиональной адаптации начинающих преподавателей, студентов вузов и молодых учителей Российской Федерации методом укрупнения дидактических единиц //УДЕ - как технология обучения. - Армавир, 1996. - С. 31-37.
18. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на /Д.: «Феникс», 1999. - 413 с.
19. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
20. Безопасность жизнедеятельности: Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. - 704 с.
21. Безруков И. С., Ковалевский А. Ф. Многоуровневая система подготовки специалистов // Межрегион. науч-практ. конф. «Информационные
22. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: - Екатеринбург. Изд.-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.
23. Белов В.Л.,Шумянкова Н.В. Модульное обучение студентов //Социально-политический журнал. - 1994. - №7. - С.62 - 71.
24. Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996. - 424 с.
25. Береговой Г.Т., Тищенко А.А., Шибанов Т.П. и др. Безопасность космических полетов. - М.: Машиностроение, 1997 - 264 с.
26. Береговой Г.Т. Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. - М.: Машиностроение, 1981. - 264 с.
27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:, 1989. - 191 с.
28. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 23 с.
29. Бикмаев И.А., Яцин Ю.А., Пурясова Е.Г. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» // Проблемы совершенствования физической
культуры и спорта в Сибири: Материалы Межрегион. науч.-практ конф. молодых ученых и студ. - Омск, 2003. - С. 65 - 67.
30. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.
31. Божович Л.М. Устойчивость личности. Процесс и условия ее формирования. - М.: Работник просвещения, 1966. - 35 с.
32. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. - М., 1983. -80 с.
33. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.
34. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 1999. - 176 с.
35. Введение в философию: В 2 т. Т. 2. Под ред. Фролова И. Т. - М.; Политиздат, 1989. - 639 с.
36. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
37. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
38. Воронова Т.А. Изучение взаимосвязи самообразовательной деятельности студентов и их профессионально-педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета: Межвуз. сб. науч. трудов. - Иваново, 1986. - С. 72 - 78.
39. Выдрин В.М. Методические указания молодым преподавателям по
адаптации к профессиональной деятельности. - Новосибирск: Новосибирский пед. ин.-тут, 1981. - 78 с.
40. Гафнер В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как
психолого-педагогическая проблема // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 9. С. 15 - 17.
41. Герда М.А., Танферова Н.Е. Исследование некоторых показателей
начальных стадий адаптации к условиям, моделирующим невесомость // Проблемы общей психологии: Тезисы. сообщений. 18-й
Международный психологический конгресс. - М., 1966. - С. 88 - 93.
42. Гильманов С.А., Видт И.Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала. - Тюмень; ИПК П.К., 1995 . - 17с.
43. Глагузова М.А. Теория и практика дидактических моделей в обучении // Вуз в системе непрерывного образования. - СПб., - 1992. - С. 80 - 82.
44. Голамшток Н.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации). - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
45. Гоноболин Ф.Е. Психологический анализ педагогических способностей// Способности и интересы: Сб. науч. статей. - М.: Акад. педагогики, 1965. - С. 133 - 134.
46. Горина Л.Н. Педагогические инновации в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: // Научные чтения «Белые ночи»: Тезесы .докладов. - Санкт-Петербург, 1997. - С.32 - 33.
47. Горина Л.Н. Проблемно-ролевая игра «Проведение экологической экспертизы объекта»: Метод.указания. - Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1997. - 31с.
48. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 44 с.
49. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования. Специальность 033300 Безопасность жизнедеятельности. - М.; 2000. - 36 с.
50. Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений: социально-философские проблемы. - М.: Изд-во Московского университета, 1995. - 184 с.
51. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис . д-ра. пед. наук. - М., 1981. - 28 с.
52. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной
деятельности: Учебное. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 415 с.
53. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. - 2-е. изд - М.: Знание, 1992. - 42с.
54. Давыдова Т. Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 208 с.
55. Данилов-Данилян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.; Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с.
56. Девисилов В. Тренинг личности и его информационно-психическая безопасность // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 12. С. 54 - 57.
57. Денисов В. А. Об исследовании срыва операторской деятельности в интересах проектирования СЧМ // Эффективность деятельности оператора. - М.: Наука, 1982, - С. 84 - 96.
58. Деркач А. Зазыкин В. Акмеология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
59. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФИС, 1981. - 375 с.
60. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях (Под ред. Б.Ф. Фролова). - М.: Наука, 1985. - С. 63 - 90.
61. Димура И.Н. Профессиональная устойчивость молодого учителя как показатель сформированности его позиций // Руководство профессиональным становлением молодого учителя. - М., 1985. - С. 84 - 92.
62. Димура И.Н. Сельский учитель: проблемы становления / И.Н. Димура. - Л.: Знание, 1991. - 16 с.
63. Дутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития// Инновации и образование: Сб. матер. Конф Серия «Sympozium». Вып. 29. - СПб.: Санкт-Петербурское философское общество, 2003. - С. 309 - 317.
64. Душков Б.А., Космолинский Ф.П. Изменение восприятия времени и
ритма деятельности в условиях камерных экспериментов // Проблемы общей психологии: Тезисы. сообщений. 18-й Международный
психологический конгресс. - М., 1966. - С. 33 - 34.
65. Емельянов Ю.В. Рождение и гибель цивилизации. - М.: Вече, 1999. - 544с.
66. Ефимова Л. А. Адаптация - одно из условий повышения качества подготовки специалистов // Пути оптимизации преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе: Сб. науч. статей. - М., 1979. - С. 128 - 136.
67. Загвязинский В.И. О движущих силах учебного процесса // Советская педагогика. - 1973 - № 6. - С. 66 - 75.
68. Заенчик В.М., Шмелёв А.Н. Обучающие программы в системе подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности// Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасности жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. науч.- практ. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб, 2003. - С. 69 - 71.
69. Закон Российской федерации «Об образовании», 1996.
70. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Очерки психологи. - М., 1974. - 116 с.
71. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов на/ Д.: Феникс., 1997. - 476 с.
72. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. - М., 1992. - 222 с.
73. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. - Киев: Киевский Гос. ун-т, 1987. - 267 с.
74. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 128 - 133.
75. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учеб. заведений. - СПб: Питер, 2004. - 560 с.
76. Ильичев А.В. Устойчивое развитие и безопасность сложных систем. - М.: ВЦ РАН, 2001. - 190 с.
77. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
78. Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. - М., 1982. Т. 3. - С. 606.
79. Каргиева З.К. Профессиональная устойчивость учителей и
определяющие ее факторы // Вопросы преемственности воспитания и формирования учебной деятельности в системе «школа-вуз»: Сб. науч. трудов. - Орджоникидзе, 1984. - С. 59 - 65.
80. Киллуффо Д., Ранкин Д. // Бороться с терроризмом. - Вестник НАТО. - 2000. - № 3. - С.12 - 15.
81. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - 224 с.
82. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 324 с.
83. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М., 1992. - 221 с.
84. Ковальчук Э.М. Формирование профессиональной устойчивости учащихся средних ПТУ: дис . канд. пед. наук. - Киев, 1988. - 155 с.
85. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2002. - 198 с.
86. Крапивин В.Ф. О теории живучести сложных систем. - М.: Наука, 1978. - 248 с.
87. Кремлянский В.И. Синтез знаний и проблемы управления. - М., 1978. - 182 с.
88. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.
89. Крягжде С. П. Инструментальная трактовка профессиональных
интересов как существенного компонента психологической устойчивости профессиональной деятельности // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. - М.; Одесса, 1984. - С. 84 - 88.
90. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровневого университетского образования. - Ярославль, 1996. - 268 с.
91. Кузьмина Н.В. Очерк психологии труда учителя. - Л.:ЛГУ, 1967. - 183 с.
92. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1989. - 167 с.
93. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 148 с.
94. Куприн А. Офицер запаса у школьной доски // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 11. - С. 43.
95. Курлянд З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя: дис. . доктора. пед. наук. - Одесса, 1993. - 268 с.
96. Курлянд З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя: Автореф. дис . доктора. пед. наук. - М., 1993. - 30 с.
97. Ла Саль Ж., Лефшец С. Исследование устойчивости прямым методом Ляпунова. - М.: Мир, 1964. - 168 с.
98. Лагун С.А. Ориентация на педагогическую профессию при изучении педагогики на факультете безопасности жизнедеятельности // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. научно- практ. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. - С. 81 - 85.
99. Лайтберг Д. В поиске пути к безопасности // Вестник НАТО. - 2000. - №1. - С.12 - 15.
100. Ландшир Ж. Отбор учителей // Перспективы. - 1982. - № 1,2. С. 249 - 255.
101. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического
образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
102. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1967. - 476 с.
103. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
104. Леонов А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетного полета. - М., 1975. - 246 с.
105. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 305 с.
106. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология. - 1977. - №3. - С. 31 - 55.
107. Мажар Н.Е. О профессиональной устойчивости социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя. - М., 1986. - С. 92 - 95.
108. Малашихина И.А., Таранова Т.Н. Педагогика и методика высшей школы: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 86с.
109. Маринина Л., Черницкая М., Блохина О. Как в техническом вузе готовят учителей ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. -№ 1. С. 16 - 17.
110. Марищук В.Л. и др. К вопросу об устойчивости некоторых психологических и психомоторных функций в экстремальных условиях// Надежность комплексных систем «человек - техника». Ч. 1. - Л., 1969. - С. 129 - 132.
111. Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя// Советская педагогика. - 1986. - № 6. - С. 59 - 64.
112. Маркова Л. В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 161 с.
113. Матвеев А.В. специфика профессиональной подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности на базе вуза физической культуры: Автореф. дис . канд. пед. наук. - СПб, 1998. - 20 с.
114. Меладзе М.А. Психолого-педагогические основы развития компонентов инновационной деятельности у студентов университета: Автореф. дис . канд. пед. наук. - Владикавказ, 2001. - 23 с.
115. Менячихин И. А. и Сухов С. С. Использование обучающих игр в процессе подготовки будущих учителей ОБЖ // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. - С. 102 - 104.
116. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; / Под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 157 с.
117. Методы системного педагогического исследования: Учебное. пособие. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.
118. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую специальность: Учебное. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
119. Милерян Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение
экспериментальных материалов // Очерки психологии оператора. М., Наука, 1974. - С. 14 - 23.
120. Мирошин А.В. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование у студентов (на материале педагогического вуза): дис . канд. психол. наук. - М., 1988. - 187 с.
121. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное. пособие для студ. высш. пед. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
122. Митина Л.М., Асмаковец Е.С Эмоциональная гибкость учителя:
психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.:
Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 192 с.
123. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя
безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 1. С. 11 - 15.
124. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002 . - 318 с.
125. Нагорная Г.А. О развитии интеллектуальных детерминант
психологической устойчивости учителя // Психологическая
устойчивость профессиональной деятельности. - М.; Одесса, 1984. - С. 112 - 114.
126. Небылицин В.Д., Хомская Е.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология. - М.: Прогресс, 1967. - С. 232 - 241.
127. Никифорова А. А. Готовность будущего учителя к разрешению педагогических ситуаций психологического напряжения // «Потенциал личности: комплексная проблема» Матер. третий всеросс. INTERNET - конф. - Тамбов, 2004. - С. 101 - 105.
128. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 27 - 29.
129. Оганесян Е.В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения). - М., 2004. - 176 с.
130. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка РАН; Российский фонд культуры. - 3-е изд., стереотип. - М.: АЗЪ, 1995. - 928с.
131. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. -
1994. - №2. - С.45-50.
132. Оконь В. Введение в общую дидактику Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. - М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.
133. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5 - 8.
134. Осадчая Т.В. Формирование профессиональной устойчивости учителя в процессе овладения приемами педагогической. Автореф. дис. канд. пед. наук. - Одесса, 1994. - 24 с.
135. Осётров К.В. Структура психологической устойчивости оператора: дис. . канд. психол. наук. - М., 1987. - 193 с.
136. Основы системной безопасности. / Под ред. А.В.Ильичева, Е.В.Тарасова. - М.: Изд-во МАИ, 2000. - 80 с.
137. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1952. - Т. 3. Ч. 2. - 288 с.
138. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 512 с.
139. Педагогическая психология: Учебник. для студ. высш. учеб. завед./ Под ред Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
140. Пеньков В. Е. Формирование профессионально-личностной
устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук. - Белгород, 1997. - 191 с.
141. Петровский А.В., Ярошевский М. История психологии. - М.: Изд.-во Рос. гос. гуманитарн. ун-та. - 1994. - 448 с.
142. Пискарев Н.Н. Непрерывная подготовка учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Липецк, 2002. - 25 с.
143. Платонов К.К. Вопросы психологии труда.- М.: Медицина, 1970. - 264 с.
144. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Психология личности пилота. - М.: Наука, 1972. - 290 с.
145. Платонов К.К., Марищук В.Л. Напряженность в полете. - М.: Наука, 1969. - 87 с.
146. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для летчиков. - М.: Воениздат, 1948. - 192 с.
147. Плотницкий Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М.: ЛОГОС, 1998. - 280 с.
148. Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности: Учебно¬
образовательные программы / Редкол.:В.П. Соломин и др.; Рос.гос.пед. ун-т им.А.И. Герцена.-СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена,2001. - 270с.
149. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М. - 1983. - 67 с.
150. Понаморева О.Н. Учебно-методические проблемы подготовки
специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасности жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. научно-практич. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. - С. 136 - 137.
151. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 288 с.
152. Пусеп А.Г., Нехороших А.Н. Социальные аспекты текучести учительских кадров на селе // Некоторые методологические проблемы общественных наук. - Новосибирск, 1971. - 143 с.
153. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 409с.
154. Репин Ю. В. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ// Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 2. С. 27 - 32.
155. Ржанникова О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 23 с.
156. Романов В.А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Тула, 1999. - 23 с.
157. Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. - Ростов-на-Дону: Ирбис, 1998. - 208 с.
158. Сариев Г.Д.Ж. К проблеме целостности и уровней в системном подходе// Вопросы философии. - 1980. - № 5. - С. 101 - 110.
159. Сафин Ф. Сущность и факторы экономической устойчивости (постановка проблемы)// Вестник ТИБСИ. - 2000. - № 2. - С. 13 - 12.
160. Светличный В.И. Развитие профессиональной устойчивости у будущих офицеров в военно-образовательных учреждениях пофессионального образования внутренних войск МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Владикавказ, 1998. - 21 с.
161. Селезнева Н.А., Тагур Ю.Г. Проектирование квалификационных требований и специалистов с высшим образованием: Учебное пособие - М.: Исследовательский центр, 1991. - 61 с.
162. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
163. Сергеева О. В. Методическая подготовка будущих учителей ОБЖ// Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Матер. Всеросс. совещания-семинара и методические рекомендации для преподавателей / Сост. М.В. Аносова, А.С. Назарова, А.Т. Смирнов. - М.: АПКиПРО, 2001. - С. 25 - 27.
164. Сергеева О.В. Пути совершенствования педагогической практики
будущих учителей безопасности жизнедеятельности // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасности жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. научно-практич. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. - С. 150 - 153.
165. Скворцова Н.Н. Технология исследовательского обучения в подготовке специалиста по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасности жизнедеятельности»: Материалы VII Всеросс. научно- практич. конф. по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. - СПб., 2003. - С. 153 - 155.
166. Скородумов Н.В., Чугунова Э.С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. - М.: Высшая школа, 1969. - 80 с.
167. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
168. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 480 с.
169. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. - М.: Прометей, 1991. - 144 с.
170. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Прометей, 1991. - 160 с.
171. Смирнов Н.К. В контексте оптимизма // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003. - № 1. С. 6 - 10.
172. Смирнов Н.К. ОБЖ как школьная дисциплина: современные проблемы и пути их разрешения // Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Матер. Всеросс. совещания-семинара и методические рекомендации для преподавателей / Сост. М.В. Аносова, А.С. Назарова, А.Т. Смирнов. - М.: АПКиПРО, 2001. - С. 9 - 13.
173. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 167 с.
174. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе). М., 1980 - 46 с.
175. Спирин Л.Ф. Характеристики уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов (психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста) / Под ред. С.Н. Батракова. - Ярославль, 1983. - С. 20 - 26.
176. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных и решение педагогических задач. - Ярославль, 1974.
177. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов на /Д.: «Феникс»,
2000. - 544 с.
178. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 360 с.
179. Стрелова И.Э., Южанинова А.А. Психологические предпосылки
успешности и устойчивости профессиональной деятельности
руководителей и учителей // Психологическая устойчивость
профессиональной деятельности. - М.; Одесса, 1984. - С. 167 - 170.
180. Субетто А.И. Квалиметрия человека и высшего образования // Квалиметрия Человека и образования. Ч. 1. - М.: ПАНИ, 1992. - С. 7 - 16.
181. Супрунова Л.Л. Новый подход к проведению сравнительных исследований в области образования // Материалы науч.-практ. конф. - Карачаевск, 1999. - С. 141.
182. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 416 с.
183. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов: Изд- во Саратовского ун-та, 1987. - 176 с.
184. Толковый словарь русского языка /Под ред. проф. Д. Ушакова: - М.: Тера, 1996. - Т. 4. - 752 с.
185. Трубина Л. Формирование культуры безопасности в школе// Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 2. - С. 38 - 41.
186. Турченко В.Н. Комплексное исследование труда учителя //
Философские, социально-экономические и педагогические проблемы труда учителя: Матер. Науч. конф. - Новосибирск, 1983. - С. 84 - 89.
187. Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Социально-педагогические проблемы учительского труда. - М., Знание, 1975. - 64 с.
188. Фаткулин А.О. Современный технологии обучения // Народное образование. - 1993. -№3. - С.29-30.
189. Филанковский В.В. Формирование профессиональной готовности учителя физической культуры. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 112 с.
190. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1991.
191. Фролов С.С Социология организаций: Учебник для вузов. - М.: «Гардарики», 2001. - 384 с.
192. Хорошко Н.Ф. Практикум по педагогике. - Ставрополь:СГУ, 1996 - 78 с.
193. Черкасов В.А., Макаренко В.Г. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 10. - С. 6 - 10.
194. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учебное. пособие. - Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1992. - 121 с.
195. Чепкова С.С. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: Программа. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 14 с.
196. Чудневский В.Э. К вопросу о психологической устойчивости личности // Вопросы психологии. - 1978. - № 18. - С. 23 - 35.
197. Чудневский В. Э. Нравственная устойчивость личности:
Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
198. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд-во корпорация «Логос», 1998. - 320 с.
199. Шадриков. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной
деятельности. - М., 1982. - 217 с.
200. Шершнев Л.И. Безопасность человека. - М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. - 478 с.
201. Шилова И.М. К вопросу формирования профессионально значимых качеств у специалиста по безопасности жизнедеятельности в физкультурном вузе // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С . 62 - 64.
202. Шилова И.М. Модель профессиограммы специалиста в области
безопасности жизнедеятельности// Тез. I Междунар. конф. Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего
профессионального образования: / Под ред. В.В. Маркова М., 2000. - С. 27 - 30.
203. Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей// Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 2. - С. 88 - 99.
204. Шубина Л.С. Проблемы адаптации при подготовке к учительской деятельности: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Пермь, 1978. - 22 с.
205. Щегалев И.А. Развитие педагогической готовности учителя
безопасности жизнедеятельности (на основе использования ситуативно-имитационного моделирования учебной информации): дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 178 с.
206. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. - 1981. - № 5 . - С. 13 - 21.
207. Элементы системной безопасности. / Под ред. А. В. Ильичева, Е. В. Тарасова. - М.: Изд-во МАИ, 1999. - 156 с.
208. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: Изд-во иностр. лит-ры. 1959. - 432 с.
209. Alexader P.J. Graft M. Grande in Teacher Education. - Kansas City, 1984. - 210 p.
210. Bramwell R.D. Stuty shill and informal methodsin trairing colleges. The New Erd, 1959. - V. 40. - No 2. - P. 31 - 33.
211. Corman B.W. What can we Learn from the swisa shool. - The Delta Kappen, 1958. - V. 39 - No 8 - P. 346 - 349.
212. Sieland B. Selbstermutigungstraining fur Lehrer und Schuler // Z. Individualpsychol. - 1988. 13. - N 4. - S. 246 - 255.
213. Stinnet T.M. The chool executive. - 1955. - 74. - No 5. - P. 69 - 71.
214. Thienel A. Der EinfluB der emotionalen Betroffenheit von Lehrern auf das differentielle Erieben einer Problemsituation // Psychol. Erzieh. und Unterr. - 1989. - 36. N 3. - S. 210 - 215.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ