Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности

Работа №7143

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы193стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
849
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 3
1.1. Профессиональная устойчивость учителя в исследованиях
отечественных и зарубежных авторов 13
1. 2. Обоснование введения специальной профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности 40
1.3 Квалификационные требования к учителю безопасности жизнедеятельности 47
1.4 Роль устойчивости в структуре личностных качеств учителя
безопасности жизнедеятельности 56
1.5. Формирование профессиональной устойчивости как средство совершенствования подготовки учителей безопасности жизнедеятельности. 61
ВЫВОДЫ 67
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 69
2.1. Организация экспериментальной работы 69
2.2. Экспериментальное обоснование структуры профессиональной
устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности 70
2.3 Модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 95
2.4. Практическая реализация модели формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» 110
2.5. Результаты экспериментальной работы 141
ВЫВОДЫ 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 178




Актуальность исследования. Жизнедеятельность человека к началу XXI века породила ряд глобальных проблем, связанных с бурным техническим развитием и несовершенством социального устройства общества. Неумение обеспечить безопасность в стремительно меняющихся природных и социальных условиях стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие этого возникла необходимость в обучении населения и особенно подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
За период внедрения курса произошла определенная коррекция его содержания. Разработаны и продолжают совершенствоваться различные направления теории безопасности жизнедеятельности, ведётся поиск эффективных психолого-педагогических технологий, формирующих сознание граждан, ответственно относящихся к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среде. Тем не менее, как отмечают Л.А.Михайлов, А.Т.Смирнов, Л.И.Шершнев и др., подготовка учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» нередко не отвечает требованиям, обозначенным в образовательных стандартах. Одной из причин этого является недостаток квалифицированных педагогических кадров в этой области знаний.
По данным Госкомстата России, в настоящее время на 65 тысяч общеобразовательных учреждений страны приходится 25 тысяч учителей безопасности жизнедеятельности. Как показывает статистика, в более чем в 70 % учебных заведений курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
3

преподают уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, а также другие специалисты. Отсутствие специальной профессиональной подготовки учителей снижает качество преподавания этой дисциплины.
Для удовлетворения потребности в преподавательских кадрах в начале 90-х. годов XX в. более чем в 40 вузах России была открыта специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности». Однако, по мнению ряда авторов (И.А.Шегалев и др.), выпускники вузов по данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства. Объясняется это серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов. Такую точку зрения разделили участники 5 Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ», состоявшегося в Москве в 2004 году.
Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы
А.Г.Ахромовой, В.Н.Завгороднего, И.А.Гафнер, В.М.Заенчик, А.Н.Шмелевой, Н.Н.Скворцовой, С. А. Лагун, В.А.Черкасова, В.Г.Макаренко, И.М.Шиловой и др. Различным аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А.Щеголев); совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А.Михайлов,
А.В .Матвеев); организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (И.А.Бикмаев); обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Н.Н.Пискарев)
4

и др.
Одной из ведущих составляющих эффективности профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, является формирование у них профессиональной устойчивости к педагогической деятельности.
Термин «профессиональная устойчивость» начал приобретать самостоятельный статус в педагогике сравнительно недавно, с середины 80-х годов XX в. С этого периода профессиональная устойчивость учителя является объектом исследования отечественных учёных. В работах педагогов и психологов И.П.Андриади, М.А.Алимовой, Л.Г.Борисовой, И.Н.Димуры, Ф.Г.Зиятдиновой, А.Г.Пусеп и А.Н.Нехороших, В.Н.Турченко, Г.А.Нагорной, Н.Е.Мажара, З.К.Каргиевой, З.Н.Курлянд, О.В.Ржанниковой, В.Е.Пенькова и др. отражены различные подходы к проблеме профессиональной устойчивости учителя. При этом исследователи предлагают различные определения этого понятия, но все они связывают профессиональную устойчивость с такими важнейшими категориями, как эффективность, стабильность и надежность профессиональной деятельности педагога.
Системный анализ диссертационных исследований и теоретической литературы, посвященных профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности, позволил установить, что проблема профессиональной устойчивости в контексте особенностей профессиональной деятельности педагогов данного профиля еще не рассматривалась. В то же время, как показывает анализ кадрового состава учителей безопасности жизнедеятельности, проблема профессиональной устойчивости к педагогической деятельности особенно остро стоит именно для этой категории учительства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из главных критериев устойчивого развития общества на современном этапе является наличие общего образовательного уровня населения в вопросах безопасности жизнедеятельности.
В этих условиях особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», введенному в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.
За прошедшее время существования курса ОБЖ проделана большая работа по становлению и эффективному внедрению его в учебный процесс. Однако спустя 14 лет курс, переросший в образовательную область, остается молодым и поэтому остро ощущается недостаток педагогических кадров, владеющих спектром знаний, умений и навыков охватывающих основные составляющие дисциплины. Реальная действительность настоятельно требует перестройки всей системы учебно-воспитательного процесса, ставя во главу угла формирование у будущих учителей безопасности жизнедеятельности высокий уровень устойчивости к профессиональной деятельности.
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», явилось целью данного исследования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные четыре задачи. Выполняя задачи исследования, на основании анализа литературных источников по проблеме профессиональной устойчивости и деятельности учителя безопасности жизнедеятельности раскрыта сущность и содержание профессиональной устойчивости. В проявлении профессиональной устойчивости у педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности
154

отражаются общие закономерности профессиональной устойчивости учителя, но существует и своя сторона, которая выражается в специфике их профессиональной деятельности, характеризующейся повышенным физическим и нервно-психическим утомлением, требует знаний междисциплинарного характера базирующихся на высокой психологической, практической и методической подготовленности. Исходя из особенностей профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, под профессиональной устойчивостью следует понимать личностное образование совокупности профессионально-педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности, позволяющее успешно выполнять профессиональную деятельность, на протяжении длительного времени сохраняя работоспособность и интерес к этой деятельности.
В ходе экспертного анализа опроса студентов удалось выявить, что существующая система профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности не только не решает проблему их профессиональной устойчивости, но и усугубляет ее. Решающими факторами отрицательно воздействующими на профессиональную устойчивость будущих учителей являются объективные факторы - методологические просчеты, допущенные в планировании и осуществлении подготовки учителей безопасности жизнедеятельности, отсутствие научно обоснованных связей между физической, военной, теоретической и методической подготовкой будущих педагогов. Вследствие этого будущие учителя подготовлены в основном как теоретики в области безопасности жизнедеятельности, слабо владеют необходимыми навыками обучения учащихся, допускают досадные промахи и ошибки, не знакомы с приемами и умениями, которые помогли бы им преодолеть трудности будущей профессиональной деятельности. Это приводит к неоправданным потерям и в конечном счете к снижению педагогической направленности и разочарованию в выборе профессии, ведущей к профессиональной неустойчивости выпускников, получивших
155

квалификацию «Учитель безопасности жизнедеятельности». Основными показателями профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности являются: удовлетворенность избранной профессией; профессионально-педагогическая направленность; профессионально-педагогические знания; профессионально-педагогические умения; способность к саморазвитию и самообразованию; способность к эмоциональной регуляции; волевые качества личности.
Выявленные факторы, приводящие к снижению профессиональной устойчивости будущих учителей безопасности жизнедеятельности, безусловно, должны быть компенсированы. Для решения этой задачи, опираясь, на теоретико-прикладном опыт моделирования и прогнозирования педагогических систем нами была разработана модель формирования профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у студентов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», данная модель основана на максимальном приближении, моделировании будущей профессионально-педагогической деятельности средствами учебной деятельности и включает в себя: цель, содержание, систему условий, этапы и механизмы формирования профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В частности, при реализации данной модели нами была перестроена система обучения будущих учителей безопасности жизнедеятельности с учетом задач, выполняемых ими в школе, усилена их профессионально-педагогическая направленность, практическая,
методическая и личностная готовность к будущей деятельности.



1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 96 с.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990. - 208 с.
3. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987. - 267 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.; Наука, 1980. - 334 с.
5. Агавелян В.С. Психолого-педагогическая диагностика и регуляция психических состояний учителя в образовательном процессе. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 243 с.
6. Агапова О., Кривошеее А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Народное образование. - 1994. - №1. - С.18 - 21.
7. Алимова М. А. Проявление личной регидности в динамике становления профессиональных установок: Автореф. Дис ... канд психол. наук. - Барнаул, 2002. - 16 с.
8. Алякринский Б. С. Режим труда и отдыха экипажей космических кораблей // Проблемы общей психологии: Тезисы. сообщений. 18-й международный психологический конгресс. - М., 1966. - 172 С.
9. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя // Способности (К 100 - летию со дня рождения Б.М. Теплова). - Дубна: Феникс, 1997. - С. 289 - 305.
10. Андреев В.И. Пакет 10 тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности, творческого потенциала личности. - Казань: Казанский государственный университет, 1992. - 108 с.
11. Андриади И.П., О.В. Ржанникова Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. С. 24 - 26.
158

12. Андросюк Е., Леденев С., Логинова А., Майзель В., Москвичев С., Строкатова С. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. - 1995. - №4. - С.59 - 63.
13. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления // ИН ОАН СССР. - М.: Экономика, 1991. - С.416.
14. Анохин П.К. Теория и современная наука о мозге. - М., 1970. - 123 с.
15. Ахромова А.Г., Завгородний В.Н. Методологические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателей «основ безопасности жизнедеятельности» // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 4 - 6.
16. Ахромова А.Г., Матвеева О.М., Тихонова И.В. Организационно¬методические аспекты профессиональной педагогической практики по специальности «Безопасность жизнедеятельности» // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: Сб. науч. статей. - Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 6 - 10.
17. Ащепков В.Т. Инновационная технология и методы повышения уровня профессиональной адаптации начинающих преподавателей, студентов вузов и молодых учителей Российской Федерации методом укрупнения дидактических единиц //УДЕ - как технология обучения. - Армавир, 1996. - С. 31-37.
18. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на /Д.: «Феникс», 1999. - 413 с.
19. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
20. Безопасность жизнедеятельности: Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. - 704 с.
21. Безруков И.С., Ковалевский А.Ф. Многоуровневая система подготовки специалистов // Межрегион. науч-практ. конф. «Информационные
159

технологии в управлении и учебном процессе вуза». - Владивосток, 2000. - С. 31 - 39.
22. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: - Екатеринбург. Изд.-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.
23. Белов В.Л.,Шумянкова Н.В. Модульное обучение студентов //Социально-политический журнал. - 1994. - №7. - С.62 - 71.
24. Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996. - 424 с.
25. Береговой Г.Т., Тищенко А.А., Шибанов Т.П. и др. Безопасность космических полетов. - М.: Машиностроение, 1997 - 264 с.
26. Береговой Г.Т. Деятельность космонавта в полете и повышение её эффективности. - М.: Машиностроение, 1981. - 264 с.
27. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.
28. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 23 с.
29. Бикмаев И.А., Яцин Ю.А., Пурясова Е.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» // Проблемы совершенствования физической культуры и спорта в Сибири: Материалы Межрегион. науч.-практ конф. молодых ученых и студ. - Омск, 2003. - С. 65 - 67.
30. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2001. - 511 с.
31. Божович Л.М. Устойчивость личности. Процесс и условия ее формирования. - М.: Работник просвещения, 1966. - 35 с.
32. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. - М., 1983. -80 с.
33. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.
160

34. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 1999. - 176 с.
35. Введение в философию: В 2 т. Т. 2. Под ред. Фролова И.Т. - М.; Политиздат, 1989. - 639 с.
36. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
37. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
38. Воронова Т.А. Изучение взаимосвязи самообразовательной деятельности студентов и их профессионально-педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета: Межвуз. сб. науч. трудов. - Иваново, 1986. - С. 72 - 78.
39. Выдрин В.М. Методические указания молодым преподавателям по адаптации к профессиональной деятельности. - Новосибирск: Новосибирский пед. ин.-тут, 1981. - 78 с.
40. Гафнер В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 9. С. 15 - 17.
41. Герда М.А., Танферова Н.Е. Исследование некоторых показателей начальных стадий адаптации к условиям, моделирующим невесомость // Проблемы общей психологии: Тезисы. сообщений. 18-й Международный психологический конгресс. - М., 1966. - С. 88 - 93.
42. Гильманов С.А., Видт И.Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала. - Тюмень; ИПК П.К., 1995 . - 17с.
43. Глагузова М.А. Теория и практика дидактических моделей в обучении // Вуз в системе непрерывного образования. - СПб., - 1992. - С. 80 - 82.
161

44. Голамшток Н.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника, (воспитательная концепция профориентации). - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
45. Гоноболин Ф.Е. Психологический анализ педагогических способностей// Способности и интересы: Сб. науч. статей. - М.: Акад. педагогики, 1965.
- С. 133 - 134.
46. Горина Л.Н. Педагогические инновации в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: // Научные чтения «Белые ночи»: Тезесы .докладов. - Санкт-Петербург, 1997. - С.32 - 33.
47. Горина Л.Н. Проблемно-ролевая игра «Проведение экологической экспер¬тизы объекта»: Метод.указания. - Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1997. - 31с.
48. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 44 с.
49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033300 Безопасность жизнедеятельности. - М.; 2000. - 36 с.
50. Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений: социально-философские проблемы. - М.: Изд-во Московского университета, 1995. - 184 с.
51. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис ... д-ра. пед. наук. - М., 1981. - 28 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ