ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности
на личность
1.2. Становление проблемы психического "выгорания" в
психологии
1.3. Понятие психического выгорания и его структура
1.4. Обзор исследований роли различных факторов в
формировании феномена "психического выгорания"
ГЛАВА 2
СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫГОРАНИЕ
2.1. Специфика врачебной деятельности
2.2. Личностные особенности врача как детерминанты
возникновения «психического выгорания»
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
3.1. Процедура и методы исследования
3.2. Изучение личностных особенностей, влияющих на
возникновение феномена психического выгорания
3.2.1. Связь психического выгорания с личностными чертами
3.2.2. Взаимосвязь психического выгорания и
механизмов психологической защиты
3.3. Влияние организационных факторов на формирование
феномена психического выгорания
3.4. Совокупное влияние структуры внешних и внутренних
факторов на возникновение психического выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности
на личность
1.2. Становление проблемы психического "выгорания" в
психологии
1.3. Понятие психического выгорания и его структура
1.4. Обзор исследований роли различных факторов в
формировании феномена "психического выгорания"
ГЛАВА 2
СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫГОРАНИЕ
2.1. Специфика врачебной деятельности
2.2. Личностные особенности врача как детерминанты
возникновения «психического выгорания»
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
3.1. Процедура и методы исследования
3.2. Изучение личностных особенностей, влияющих на
возникновение феномена психического выгорания
3.2.1. Связь психического выгорания с личностными чертами
3.2.2. Взаимосвязь психического выгорания и
механизмов психологической защиты
3.3. Влияние организационных факторов на формирование
феномена психического выгорания
3.4. Совокупное влияние структуры внешних и внутренних
факторов на возникновение психического выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диссертационная работа посвящена изучению формирования феномена психического выгорания, выявлению социально-психологических и личностных факторов, способствующих его становлению у медицинских работников.
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Необходимо подчеркнуть, что профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на врача ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию. В настоящее время ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это может проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшению психического здоровья врачей, снижению устойчивости браков, развитию склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. По данным зарубежных источников наркомания у врачей встречается в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийств - в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов [208]. Согласно отечественной статистике врачи умирают на 10¬20 лет раньше своих пациентов [3 ].
Высокая патогенность медицинской работы для практикующих врачей волнует исследователей и в связи с тем, что их здоровье жизненно важно для безопасности и качества их профессиональной деятельности. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию.
Профессия врача относится к классу профессий типа "субъект-субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к возникновению психического выгорания, имеет изучение личностных особенностей врача, а также специфики организационной культуры врачебного коллектива. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. В связи с этим исследование феномена "выгорания" на примере профессии врача нам кажется правомерным и необходимым как с теоретических, так и с практических позиций. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по-священных изучению феномена психического "выгорания" и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [20,34,69,87,88,89,128,129].
Анализ зарубежной литературу показывает, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях типа «субъект-субъект». Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Не смотря на имеющиеся разногласия, в последние годы исследователи пришли к единому соглашению по операциональному определению психического выгорания. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, которые определили выгорание как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми. Большинство авторов, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться неосознанными [157,222].
Несмотря на многообразие подходов к изучению процесса возникновения феномена выгорания в большинстве из них отмечается, что выгорание возникает при наличии сильной изначальной мотивации, обуславливается затяжным стрессом, фрустрирующей рабочей средой и его развитие поддерживается вследствие использования неадекватных стратегии преодоления стресса и психологических защит. При этом мало внимания уделяется личностным характеристикам и мало эмпирических подтверждений.
В ряде работ основное внимание сфокусировано на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. Психическое выгорание рассматривается как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организацию в целом.[88,158,106].
Таким образом, исследование факторов влияющих на возникновение синдрома "психического выгорания" у медицинских работников является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Выше изложеное обусловило тему нашего исследования: "Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников".
Цель исследования - комплексное изучение влияния личностных детерминант и организационных факторов на возникновение психического выгорания. Она конкретизирована через решение следующих задач:
1. На основе проведенного теоретического анализа уточнить сущность понятия психического выгорания, его структуру и психологические проявления у медицинских работников.
2. Провести психологический анализ деятельности врача, выявить те ее особенности, которые способствуют развитию феномена психического выгорания.
3. Раскрыть роль личностных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинских работников.
4. Раскрыть роль социально-психологических и организационных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинских работников.
Объект исследования - личность врача в контексте профессионального становления
Предмет исследования - явление психического выгорания у медицинских работников, личностные детерминанты и организационные факторы его обуславливающие.
Гипотеза исследования состоит в предположении, согласно которому генезис психического выгорания медицинского работника детерминирован структурой субъективных и организационных факторов и оказывает негативное влияние на психическое здоровье врачей, а также на его способность эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Эта общая гипотеза исследования конкретизируется в ряде частных экспериментальных гипотез.
1. Феномен "психического выгорания" представляет собой симптомо- комплекс, в структуре которого существуют закономерные взаимосвязи между его компонентами.
2. Ведущими личностными детерминантами возникновения психического выгорания являются: сдержанность в межличностных контактах; низкий уровень мыслительных способностей, доминантность, импульсивность, смелость, мятежность, высокая тревожность, агрессивность, направленность ее на других.
3. Возникновение выгорания детерминировано закономерностями структурной организации личностных качеств.
4. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
5. Ведущими социально-экологическими детерминантами психического выгорания являются: включение в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физический комфорт.
Методологическую основу исследования составили: субъектно¬деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, Д.Н. Завалишина); системно - структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (В.А. Барабанщиков, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин, В.Д. Шадриков), теоретические работы по вопросам анализа социально-психологических явлений (В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин); современные концепции профессионального становления личности и его феноменов (А.К.. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Н.П. Фетискин); теоретические и практические исследования по проблеме исследования феномена психического выгорания (С. Maslach, A. Pines, С. Cherniss, W. Schaufeli, M. Burisch, L. Hallsten, J. Winnubst, Т.В. Форманюк, B.E. Орел, А.А. Рукавишников).
Методы исследования. При сборе данных в работе использовались общепсихологические методы проведения исследования: теоретический анализ проблемы, внешнее наблюдение, устный и письменный опрос, личностный опросник Р. Кеттелла 16PF, Опросник Психического Выгорания (ОПВ), тест Ч. Спилбергера - STAXI, методика LSI (Индекс жизненного стиля), модифицированный и психометрически проверенный вариант "Шкала Рабочей Среды". При обработке данных применялись психометрические и математико - статистические процедуры, обязательные для проведения любого психометрического исследования, а также, корреляционный анализ и определение достоверности различий в уровне исследуемого признака. Интерпретация и описание проводились с помощью методов знаково-символического представления (графики, таблицы).
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (2001-2002 гг.) - теоретико-аналитический - обоснование и теоретическое осмысление темы исследования. На этом этапе изучалась научно-методическая литература по проблеме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, рабочая гипотеза, логика и организация исследования.
II этап (2002- 2003 гг.) - эмпирический - проведено исследование влияния личностных детерминант и объективных факторов на формирование психического выгорания у медицинских работников, в процессе которого проверялась рабочая гипотеза.
III этап (2004 г.) - интерпретационный - проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.
Экспериментальной базой исследования явились медицинские работники в возрасте от 23 до 65 лет г. Ярославля и Ярославской области, г.г. Костромы, Вологды, Череповца и др. В исследовании приняли участие 262 врача различных специальностей, все с высшим медицинским образованием, на 70 % это были мужчины.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов адекватных за¬дачам и целям исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики.
Научная новизна работы заключается в следующем:
На основе теоретического анализа проблемы конкретизировано понятие "психическое выгорание", раскрыта его сущность, выявлена структура и специфика у медицинских работников. Доказано общее негативное влияние и выявлены конкретные формы воздействия феномена психического выгорания на психическое здоровье врача и его способность эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Эмпирически исследована и концептуально раскрыта роль личностных детерминант и организационных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинского работника, что позволяет расширить представление о его сущности, динамике, качественном и индивидуальном своеобразии.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
Определены ведущие личностные, деятельностные и экологические детерминанты генезиса феномена "психического выгорания" у медицинских работников. Раскрыта сложная диалектическая картина динамики детерминант психического выгорания в комплексе взаимодействия внутренних и внешних факторов. В работе обосновано положение о детерминации выгорания структурой личностных характеристик. Показано качественное своеобразие структур личностных характеристик и вариативность степени организации данных структур в подгруппах испытуемых, дифференцированных по степени сформированности синдрома психического выгорания. Структурное изучение личностных детерминант психического выгорания расширяет представление о той системной организации личностных характеристик, которая лежит в основе формирования выгорания у медицинских работников. Таким образом, проведенный структурный анализ дополняет разработки, выполненные в рамках системно-структурного подхода к личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования адекватны для использования в психологическом консультировании врачей, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ними. Кроме того, полученные данные позволяют разработать учебные программы по профилактике психического выгорания для студентов медицинских вузов.
В целом, результаты работы направлены на раннюю диагностику вероятности возникновения феномена психического выгорания, улучшение психического здоровья медицинских работников и повышение эффективности их профессиональной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выгорание - симптомокомплекс, действие которого охватывает все основные структурные уровни личности: социально - психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный - изменение личностных черт; мотивационный - качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный,отражающий изменение состояний и эмоциональных отношений.
3. Ведущими личностными детерминантами возникновения психического выгорания являются: сдержанность в межличностных контактах; низкий уровень мыслительных способностей, доминантность, импульсивность, смелость, мятежность, высокая тревожность, агрессивность, направленность ее на других.
4. На формирование психического выгорания влияет степень организованности структуры личностных качеств.
5. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
6. Ведущими социально-экологическими детерминантами психического выгорания являются: включенность в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физический комфорт.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Содержание исследовательской части работы представлено в материалах, международного конгресса "Социальная психология - XXI век" (Ярославль, 2002); межрегионального Фестиваля «Здоровая жизнь» секции «Развитие программ по профилактике стрессов и психических заболеваний (Вологда, 2003); всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского Государственного университета им. П.Г. Демидова. ( Ярославль, 2003); заседании кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс лечебного и педиатрического факультетов, факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов здравоохранения ЯГМА, в работу Ярославского областного центра медицинской профилактики.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текстовая часть изложена на страницах машинописного текста. Список литературы содержит наименований, из которых - на иностранном языке.
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Необходимо подчеркнуть, что профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на врача ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию. В настоящее время ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это может проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшению психического здоровья врачей, снижению устойчивости браков, развитию склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. По данным зарубежных источников наркомания у врачей встречается в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийств - в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов [208]. Согласно отечественной статистике врачи умирают на 10¬20 лет раньше своих пациентов [3 ].
Высокая патогенность медицинской работы для практикующих врачей волнует исследователей и в связи с тем, что их здоровье жизненно важно для безопасности и качества их профессиональной деятельности. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию.
Профессия врача относится к классу профессий типа "субъект-субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к возникновению психического выгорания, имеет изучение личностных особенностей врача, а также специфики организационной культуры врачебного коллектива. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. В связи с этим исследование феномена "выгорания" на примере профессии врача нам кажется правомерным и необходимым как с теоретических, так и с практических позиций. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по-священных изучению феномена психического "выгорания" и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [20,34,69,87,88,89,128,129].
Анализ зарубежной литературу показывает, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях типа «субъект-субъект». Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Не смотря на имеющиеся разногласия, в последние годы исследователи пришли к единому соглашению по операциональному определению психического выгорания. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, которые определили выгорание как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми. Большинство авторов, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться неосознанными [157,222].
Несмотря на многообразие подходов к изучению процесса возникновения феномена выгорания в большинстве из них отмечается, что выгорание возникает при наличии сильной изначальной мотивации, обуславливается затяжным стрессом, фрустрирующей рабочей средой и его развитие поддерживается вследствие использования неадекватных стратегии преодоления стресса и психологических защит. При этом мало внимания уделяется личностным характеристикам и мало эмпирических подтверждений.
В ряде работ основное внимание сфокусировано на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. Психическое выгорание рассматривается как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организацию в целом.[88,158,106].
Таким образом, исследование факторов влияющих на возникновение синдрома "психического выгорания" у медицинских работников является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Выше изложеное обусловило тему нашего исследования: "Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников".
Цель исследования - комплексное изучение влияния личностных детерминант и организационных факторов на возникновение психического выгорания. Она конкретизирована через решение следующих задач:
1. На основе проведенного теоретического анализа уточнить сущность понятия психического выгорания, его структуру и психологические проявления у медицинских работников.
2. Провести психологический анализ деятельности врача, выявить те ее особенности, которые способствуют развитию феномена психического выгорания.
3. Раскрыть роль личностных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинских работников.
4. Раскрыть роль социально-психологических и организационных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинских работников.
Объект исследования - личность врача в контексте профессионального становления
Предмет исследования - явление психического выгорания у медицинских работников, личностные детерминанты и организационные факторы его обуславливающие.
Гипотеза исследования состоит в предположении, согласно которому генезис психического выгорания медицинского работника детерминирован структурой субъективных и организационных факторов и оказывает негативное влияние на психическое здоровье врачей, а также на его способность эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Эта общая гипотеза исследования конкретизируется в ряде частных экспериментальных гипотез.
1. Феномен "психического выгорания" представляет собой симптомо- комплекс, в структуре которого существуют закономерные взаимосвязи между его компонентами.
2. Ведущими личностными детерминантами возникновения психического выгорания являются: сдержанность в межличностных контактах; низкий уровень мыслительных способностей, доминантность, импульсивность, смелость, мятежность, высокая тревожность, агрессивность, направленность ее на других.
3. Возникновение выгорания детерминировано закономерностями структурной организации личностных качеств.
4. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
5. Ведущими социально-экологическими детерминантами психического выгорания являются: включение в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физический комфорт.
Методологическую основу исследования составили: субъектно¬деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Знаков, Д.Н. Завалишина); системно - структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (В.А. Барабанщиков, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, М.С. Роговин, В.Д. Шадриков), теоретические работы по вопросам анализа социально-психологических явлений (В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин); современные концепции профессионального становления личности и его феноменов (А.К.. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Н.П. Фетискин); теоретические и практические исследования по проблеме исследования феномена психического выгорания (С. Maslach, A. Pines, С. Cherniss, W. Schaufeli, M. Burisch, L. Hallsten, J. Winnubst, Т.В. Форманюк, B.E. Орел, А.А. Рукавишников).
Методы исследования. При сборе данных в работе использовались общепсихологические методы проведения исследования: теоретический анализ проблемы, внешнее наблюдение, устный и письменный опрос, личностный опросник Р. Кеттелла 16PF, Опросник Психического Выгорания (ОПВ), тест Ч. Спилбергера - STAXI, методика LSI (Индекс жизненного стиля), модифицированный и психометрически проверенный вариант "Шкала Рабочей Среды". При обработке данных применялись психометрические и математико - статистические процедуры, обязательные для проведения любого психометрического исследования, а также, корреляционный анализ и определение достоверности различий в уровне исследуемого признака. Интерпретация и описание проводились с помощью методов знаково-символического представления (графики, таблицы).
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (2001-2002 гг.) - теоретико-аналитический - обоснование и теоретическое осмысление темы исследования. На этом этапе изучалась научно-методическая литература по проблеме, определялись исходные позиции исследования, его методология и методика, концептуальный аппарат, рабочая гипотеза, логика и организация исследования.
II этап (2002- 2003 гг.) - эмпирический - проведено исследование влияния личностных детерминант и объективных факторов на формирование психического выгорания у медицинских работников, в процессе которого проверялась рабочая гипотеза.
III этап (2004 г.) - интерпретационный - проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.
Экспериментальной базой исследования явились медицинские работники в возрасте от 23 до 65 лет г. Ярославля и Ярославской области, г.г. Костромы, Вологды, Череповца и др. В исследовании приняли участие 262 врача различных специальностей, все с высшим медицинским образованием, на 70 % это были мужчины.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов адекватных за¬дачам и целям исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, применением методов математической статистики.
Научная новизна работы заключается в следующем:
На основе теоретического анализа проблемы конкретизировано понятие "психическое выгорание", раскрыта его сущность, выявлена структура и специфика у медицинских работников. Доказано общее негативное влияние и выявлены конкретные формы воздействия феномена психического выгорания на психическое здоровье врача и его способность эффективно справляться с профессиональной деятельностью. Эмпирически исследована и концептуально раскрыта роль личностных детерминант и организационных факторов в формировании феномена психического выгорания у медицинского работника, что позволяет расширить представление о его сущности, динамике, качественном и индивидуальном своеобразии.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
Определены ведущие личностные, деятельностные и экологические детерминанты генезиса феномена "психического выгорания" у медицинских работников. Раскрыта сложная диалектическая картина динамики детерминант психического выгорания в комплексе взаимодействия внутренних и внешних факторов. В работе обосновано положение о детерминации выгорания структурой личностных характеристик. Показано качественное своеобразие структур личностных характеристик и вариативность степени организации данных структур в подгруппах испытуемых, дифференцированных по степени сформированности синдрома психического выгорания. Структурное изучение личностных детерминант психического выгорания расширяет представление о той системной организации личностных характеристик, которая лежит в основе формирования выгорания у медицинских работников. Таким образом, проведенный структурный анализ дополняет разработки, выполненные в рамках системно-структурного подхода к личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования адекватны для использования в психологическом консультировании врачей, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ними. Кроме того, полученные данные позволяют разработать учебные программы по профилактике психического выгорания для студентов медицинских вузов.
В целом, результаты работы направлены на раннюю диагностику вероятности возникновения феномена психического выгорания, улучшение психического здоровья медицинских работников и повышение эффективности их профессиональной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Выгорание - симптомокомплекс, действие которого охватывает все основные структурные уровни личности: социально - психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный - изменение личностных черт; мотивационный - качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный,отражающий изменение состояний и эмоциональных отношений.
3. Ведущими личностными детерминантами возникновения психического выгорания являются: сдержанность в межличностных контактах; низкий уровень мыслительных способностей, доминантность, импульсивность, смелость, мятежность, высокая тревожность, агрессивность, направленность ее на других.
4. На формирование психического выгорания влияет степень организованности структуры личностных качеств.
5. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
6. Ведущими социально-экологическими детерминантами психического выгорания являются: включенность в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физический комфорт.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Содержание исследовательской части работы представлено в материалах, международного конгресса "Социальная психология - XXI век" (Ярославль, 2002); межрегионального Фестиваля «Здоровая жизнь» секции «Развитие программ по профилактике стрессов и психических заболеваний (Вологда, 2003); всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского Государственного университета им. П.Г. Демидова. ( Ярославль, 2003); заседании кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс лечебного и педиатрического факультетов, факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов здравоохранения ЯГМА, в работу Ярославского областного центра медицинской профилактики.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текстовая часть изложена на страницах машинописного текста. Список литературы содержит наименований, из которых - на иностранном языке.
Наше диссертационное исследование было посвящено изучению феномена психического выгорания, выявлению социально-психологических и личностных факторов, способствующих его становлению у медицинских работников.
В современной социально-экономической обстановке все более возрастают требования со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Все возрастающие требования со стороны общества выдвигают на первый план проблему психического здоровья, как врача, так и пациента.
Одной из проблем, связанной с психическим здоровьем, является проблема формирования «феномена психического выгорания». Действие многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по-священных изучению феномена психического "выгорания [85,87] и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии [85,87]. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [37,85,87,128].
Проведенный нами анализ зарубежной литературы показал, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях субъект-субъект. Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, согласно которому, выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми [157,222].
Анализ теоретических определений, моделей и результатов эмпирических исследований «выгорания» позволили нам остановиться на следующем понимании феномена психического выгорания: психическое выгорание является специфическим видом профессиональных деструкций, развитие выгорания негативно влияет на эффективность и качество труда профессионала. Оно является устойчивым, прогрессирующим, негативно окрашенным психологическим явлением и проявляется в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией. Синдром психического выгорания включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
«Выгорание» развивается вследствие воздействия с одной стороны стрессоров рабочей среды (внешние источники «выгорания»), с другой стороны при наличии ряда внутренних предпосылок - характеристик личности, особенностей самооценки и мотивации профессионала (внутренние источники «выгорания»).
Анализ исследований выгорания у представителей разных профессиональных групп показал, что наиболее подвержены влиянию психического выгорания представители профессий типа "субъект-субъект", к которым относится и профессия медицинского работника.
Психологический анализ врачебной деятельности показал, что труд медицинских работников относится к числу сложных и ответственных. Существует высокая вероятность возникновения психического выгорания у медицинских работников, которое обусловлено совокупным влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних условий врачебной деятельности, влияющих на возникновение психического выгорания у медицинских работников, можно выделить следующие: хронический характер воздействия психоэмоциональных стрессов, нечеткая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей, недостаточная социальная поддержка и др. В качестве внутренних предпосылок к «выгоранию» выступают: интенсивная интериоризация, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, ведущая к быстрому исчерпанию эмоционально энергетических ресурсов; фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности; наличие некоторых личностных особенностей у врачей, затрудняющих эффективное выполнение ими своей профессиональной деятельности.
В большинстве работ делается упор на анализ роли отдельных факторов в его возникновении. Но до настоящего времени не изучено совокупное влияние организационных факторов профессиональной врачебной деятельности и личностных особенностей медицинских работников на возникновение синдрома «психического выгорания».
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление личностных детерминант и организационных факторов, способствующих формированию феномена «психического выгорания» у медицинских работников с использованием большого психодиагностического аппарата.
Первым шагом нашего исследования было выявление личностных черт, влияющих на развитие психического выгорания.
Данные исследования показывают, на формирование психического выгорания влияют такие личностные черты как: (A) сдержанность в межличностных контактах, (E) доминантность, (F) импульсивность, (H) смелость, (Q1) мятежность, (Q4) тревожность.
Структурное исследование личностных детерминант выгорания свидетельствует о значимо большей организованности личностных качеств в группе «выгоревших». Кроме того, метод матриц интеркорреляций и метод факторного анализа согласованно указали и на значимые различия по степени дивергентности личностных качеств в обеих группах. Факторный анализ показал это через большую «факторную размерность» в группе выгоревших. Следовательно, структура личностных качеств является у них менее интегрированной.
Следовательно, наряду с определенной зависимостью степени психического выгорания от уровня развития отдельных личностных качеств существует ее зависимость от других личностных детерминант, связанных со всей совокупностью личностных качеств и выступающих как производные от них. В качестве этих сильных и дополнительных детерминант психического выгорания выступают структурные характеристики системы личностных качеств. Они обусловлены закономерностями структурной организации личностных качеств.
Содержательное объяснение результатов факторного анализа позволил сделать вывод о том, что на формирование психического выгорания влияют факторы: нейротизма - тревожности, зависимости от других людей, добросовестности - ответственности, трудность в межличностных отношениях, враждебность во взаимоотношениях с другими, практичность и отсутствие креативности.
Использование метода корреляционных отношений показало, что степень взаимодействия между выгоранием и особенностями личности имеет двусторонний характер, однако, влияние личностных черт на выгорание значительно более сильное, чем обратный эффект. Данный факт позволяет утверждать, что именно личностные черты являются основными внутренними детерминантами выгорания.
Исследование агрессивности показало, что «выгоревшие» врачи более агрессивны, чем «невыгоревшие». На формирование психического выгорания влияет наличие агрессивности, направленность ее на других. Психическое выгорание снижает контроль агрессивных проявлений, приводит к аутоагрессии.
Изучение взаимосвязи психического выгорания и используемых врачами психологических защит показало, что эта взаимосвязь носит двусторонний характер. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как Замещение (F), Компенсация (D) и интеллектуализация
(G) влияет на развитие психического выгорания. Следовательно, склонность разряжать напряжение в стрессовой ситуации за счет переадресовки гнева на менее угрожающий объект, стремление компенсировать недостатки или нестерпимые чувства с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, поведенческих характеристик другой личности, стремление контролировать окружающую среду и себя, пресечение переживаний, вызванных неприятной или субъективно неприемлимой ситуации, при помощи логических установок и манипуляций, прибегая к «умственному» способу преодоления фрустрирующей или конфликтной ситуации без переживаний, приводит к психическому выгоранию. Процесс формирования психического выгорания приводит к чрезмерному использованию таких механизмов психологических защит как вытеснение (B) и реактивные образования(H).
Структурное исследование показало, что между группами «выгоревших» и «невыгоревших» врачей есть значимые различия в плане детерминант психического выгорания, эти различия обусловлены закономерностями структурной организации психологических защит. Причем, структура психологических защит более организована - развита у невыгоревших врачей. Можно с большой долей вероятности предположить, что во фрустрирующих ситуациях невыгоревшие врачи имеют тенденцию прибегать к психологическим защитам, с целью снижения эмоциональной напряженности и предотвращения дезорганизующего поведения. В итоге обеспечивается регуляция, направленность поведения, редуцируется тревога и эмоциональное поведение и это в целом препятствует развитию выгорания.
Поскольку формирование психического выгорания связано не только с личностными особенностями медицинских работников, но и с влиянием социально-психологических факторов, нами было проведено исследование средовых факторов, сопутствующих психическому выгоранию врача. Полученные данные показывают, что имеется двусторонняя связь между индексом психического выгорания и параметрами рабочей среды, измеренными с помощью методики ШРС (Шкала рабочей среды). Основные организационные факторы, влияющие на формирование и развитие психического выгорания, следующие: Включения (Вкл) , Показатель Сплоченности (ПС), Автономии (А), Рабочего Пресса (РП), Инновации (Инн), Физического Комфорта (Ком).
Следовательно, отсутствие стремления плодотворно использовать рабочее время, отсутствие интереса к работе, безразличное отношение к лечебному процессу, отсутствие достаточной свободы действий при выполнении работы, не поощрение самостоятельного принятия решений, проявления инициативы, запрет на различные нововведения, отрицательное отношение к нетрадиционным методам работы, отсутствие доброжелательной, доверительной обстановки в лечебном коллективе, отсутствие нормальных условий труда, постоянное давление на врачей со стороны руководства, завышенные требования к выполнению дополнительной работы во внерабочее время оказывают значимое влияние на формирование психического выгорания.
И наоборот, психическое выгорание приводит к тому, что врачи думают, что в их коллективе нет поддержки со стороны руководства (ПР), они оценивают взаимоотношения врачей и руководства отрицательно, считают, что администрация больницы не поддерживает и не защищает врачей, не принимает во внимание их точку зрения, не советуется с врачами; у них нет стремления к своевременному выполнению работы и ориентации на высоко эффективную работу (ОЗ). Кроме того, они думают, что руководство слишком контролирует выполнение установленных норм и правил, относящихся как к лечебной деятельности, так и к поведению в больнице (К).
Структурное исследование показало, что между группами «выгоревших» и «невыгоревших» врачей есть значимые различия в структурной организации параметров рабочей среды. Большая интегрированность структуры параметров рабочей среды в группе «выгоревших» свидетельствует о том, что выгоревшие врачи склонны субъективно (а сама методика предполагает именно субъективную оценку рабочей среды) оценивать отрицательно условия своей работы в целом, они оказывают на них более «давящее» действие.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами было показано совокупное влияние организационных факторов профессиональной врачебной деятельности и личностных особенностей медицинских работников на возникновение синдрома «психического выгорания».
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования адекватны для использования в психологическом консультировании врачей, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ними. Кроме того, полученные данные позволяют разработать учебные программы по профилактике психического выгорания для студентов медицинских вузов.
В целом, результаты работы направлены на раннюю диагностику вероятности возникновения феномена психического выгорания, улучшение психического здоровья медицинских работников и повышение эффективности их профессиональной деятельности.
На наш взгляд перспективным направлением в исследовании проблемы психического выгорание будет изучение копинг- стратегий в их взаимосвязи с выгоранием, что позволит выйти на разработку психокоррекционных программ для медицинских работников.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Психическое выгорание является специфическим видом профессиональных деструкций, негативно влияющим на эффективность и качество труда. Оно является устойчивым, прогрессирующим, негативно окрашенным психологическим феноменом и проявляется в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией.
2. Психическое выгорание - целостный симптомокомплекс взаимосвязанных механизмов и эксплицирующих их феноменов, синтезирующих три базовых структурных компонента, которые являются необходимыми и достаточными для исследования феномена психического выгорания (эмоциональное истощение, личностное отдаление, снижение мотивации).
3. Психологический анализ врачебной деятельности показал, что труд медицинских работников относится к числу сложных и ответственных. Существует высокая вероятность возникновения психического выгорания у медицинских работников, которое обусловлено совокупным влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних условий врачебной деятельности, влияющих на возникновение психического выгорания у медицинских работников можно выделить следующие: хронический характер воздействия психоэмоциональных стрессов, нечеткая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей, недостаточная социальная поддержка и др. В качестве внутренних предпосылок к «выгоранию» выступают: интенсивная интериоризация, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, ведущая к быстрому исчерпанию эмоционально энергетических ресурсов; фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности; наличие некоторых личностных особенностей у врачей, затрудняющих эффективное выполнение ими своей профессиональной деятельности.
4. Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующие основные личностные факторы, влияющие на формирование и развитие феномена психического выгорания: сдержанность в межличностных контактах, доминантность, импульсивность, смелость, «мятежность», высокая тревожность, агрессивность, направленность агрессии на других.
5. Существенное влияние на формирование психического выгорания оказывает не только уровень развития отдельных личностных характеристик, но и специфика их структурной организации.
6. Взаимосвязь психического выгорания и механизмов психологической защиты носит двусторонний характер. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
Процесс формирования психического выгорания приводит к чрезмерному использованию таких механизмов психологических защит как вытеснение и реактивные образования.
7. Процесс психического выгорания обусловлен не только используемыми во фрустрирующих ситуациях защитными механизмами, но и спецификой их структурной организации.
8. В результате эмпирического исследования были выявлены основные организационные факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие феномена психического выгорания: включение в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физического комфорта.
9. Специфика структурной организации параметров рабочей среды оказывает существенное влияние на развитие психического выгорания.
В современной социально-экономической обстановке все более возрастают требования со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Все возрастающие требования со стороны общества выдвигают на первый план проблему психического здоровья, как врача, так и пациента.
Одной из проблем, связанной с психическим здоровьем, является проблема формирования «феномена психического выгорания». Действие многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по-священных изучению феномена психического "выгорания [85,87] и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии [85,87]. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [37,85,87,128].
Проведенный нами анализ зарубежной литературы показал, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях субъект-субъект. Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, согласно которому, выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми [157,222].
Анализ теоретических определений, моделей и результатов эмпирических исследований «выгорания» позволили нам остановиться на следующем понимании феномена психического выгорания: психическое выгорание является специфическим видом профессиональных деструкций, развитие выгорания негативно влияет на эффективность и качество труда профессионала. Оно является устойчивым, прогрессирующим, негативно окрашенным психологическим явлением и проявляется в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией. Синдром психического выгорания включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
«Выгорание» развивается вследствие воздействия с одной стороны стрессоров рабочей среды (внешние источники «выгорания»), с другой стороны при наличии ряда внутренних предпосылок - характеристик личности, особенностей самооценки и мотивации профессионала (внутренние источники «выгорания»).
Анализ исследований выгорания у представителей разных профессиональных групп показал, что наиболее подвержены влиянию психического выгорания представители профессий типа "субъект-субъект", к которым относится и профессия медицинского работника.
Психологический анализ врачебной деятельности показал, что труд медицинских работников относится к числу сложных и ответственных. Существует высокая вероятность возникновения психического выгорания у медицинских работников, которое обусловлено совокупным влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних условий врачебной деятельности, влияющих на возникновение психического выгорания у медицинских работников, можно выделить следующие: хронический характер воздействия психоэмоциональных стрессов, нечеткая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей, недостаточная социальная поддержка и др. В качестве внутренних предпосылок к «выгоранию» выступают: интенсивная интериоризация, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, ведущая к быстрому исчерпанию эмоционально энергетических ресурсов; фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности; наличие некоторых личностных особенностей у врачей, затрудняющих эффективное выполнение ими своей профессиональной деятельности.
В большинстве работ делается упор на анализ роли отдельных факторов в его возникновении. Но до настоящего времени не изучено совокупное влияние организационных факторов профессиональной врачебной деятельности и личностных особенностей медицинских работников на возникновение синдрома «психического выгорания».
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление личностных детерминант и организационных факторов, способствующих формированию феномена «психического выгорания» у медицинских работников с использованием большого психодиагностического аппарата.
Первым шагом нашего исследования было выявление личностных черт, влияющих на развитие психического выгорания.
Данные исследования показывают, на формирование психического выгорания влияют такие личностные черты как: (A) сдержанность в межличностных контактах, (E) доминантность, (F) импульсивность, (H) смелость, (Q1) мятежность, (Q4) тревожность.
Структурное исследование личностных детерминант выгорания свидетельствует о значимо большей организованности личностных качеств в группе «выгоревших». Кроме того, метод матриц интеркорреляций и метод факторного анализа согласованно указали и на значимые различия по степени дивергентности личностных качеств в обеих группах. Факторный анализ показал это через большую «факторную размерность» в группе выгоревших. Следовательно, структура личностных качеств является у них менее интегрированной.
Следовательно, наряду с определенной зависимостью степени психического выгорания от уровня развития отдельных личностных качеств существует ее зависимость от других личностных детерминант, связанных со всей совокупностью личностных качеств и выступающих как производные от них. В качестве этих сильных и дополнительных детерминант психического выгорания выступают структурные характеристики системы личностных качеств. Они обусловлены закономерностями структурной организации личностных качеств.
Содержательное объяснение результатов факторного анализа позволил сделать вывод о том, что на формирование психического выгорания влияют факторы: нейротизма - тревожности, зависимости от других людей, добросовестности - ответственности, трудность в межличностных отношениях, враждебность во взаимоотношениях с другими, практичность и отсутствие креативности.
Использование метода корреляционных отношений показало, что степень взаимодействия между выгоранием и особенностями личности имеет двусторонний характер, однако, влияние личностных черт на выгорание значительно более сильное, чем обратный эффект. Данный факт позволяет утверждать, что именно личностные черты являются основными внутренними детерминантами выгорания.
Исследование агрессивности показало, что «выгоревшие» врачи более агрессивны, чем «невыгоревшие». На формирование психического выгорания влияет наличие агрессивности, направленность ее на других. Психическое выгорание снижает контроль агрессивных проявлений, приводит к аутоагрессии.
Изучение взаимосвязи психического выгорания и используемых врачами психологических защит показало, что эта взаимосвязь носит двусторонний характер. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как Замещение (F), Компенсация (D) и интеллектуализация
(G) влияет на развитие психического выгорания. Следовательно, склонность разряжать напряжение в стрессовой ситуации за счет переадресовки гнева на менее угрожающий объект, стремление компенсировать недостатки или нестерпимые чувства с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, поведенческих характеристик другой личности, стремление контролировать окружающую среду и себя, пресечение переживаний, вызванных неприятной или субъективно неприемлимой ситуации, при помощи логических установок и манипуляций, прибегая к «умственному» способу преодоления фрустрирующей или конфликтной ситуации без переживаний, приводит к психическому выгоранию. Процесс формирования психического выгорания приводит к чрезмерному использованию таких механизмов психологических защит как вытеснение (B) и реактивные образования(H).
Структурное исследование показало, что между группами «выгоревших» и «невыгоревших» врачей есть значимые различия в плане детерминант психического выгорания, эти различия обусловлены закономерностями структурной организации психологических защит. Причем, структура психологических защит более организована - развита у невыгоревших врачей. Можно с большой долей вероятности предположить, что во фрустрирующих ситуациях невыгоревшие врачи имеют тенденцию прибегать к психологическим защитам, с целью снижения эмоциональной напряженности и предотвращения дезорганизующего поведения. В итоге обеспечивается регуляция, направленность поведения, редуцируется тревога и эмоциональное поведение и это в целом препятствует развитию выгорания.
Поскольку формирование психического выгорания связано не только с личностными особенностями медицинских работников, но и с влиянием социально-психологических факторов, нами было проведено исследование средовых факторов, сопутствующих психическому выгоранию врача. Полученные данные показывают, что имеется двусторонняя связь между индексом психического выгорания и параметрами рабочей среды, измеренными с помощью методики ШРС (Шкала рабочей среды). Основные организационные факторы, влияющие на формирование и развитие психического выгорания, следующие: Включения (Вкл) , Показатель Сплоченности (ПС), Автономии (А), Рабочего Пресса (РП), Инновации (Инн), Физического Комфорта (Ком).
Следовательно, отсутствие стремления плодотворно использовать рабочее время, отсутствие интереса к работе, безразличное отношение к лечебному процессу, отсутствие достаточной свободы действий при выполнении работы, не поощрение самостоятельного принятия решений, проявления инициативы, запрет на различные нововведения, отрицательное отношение к нетрадиционным методам работы, отсутствие доброжелательной, доверительной обстановки в лечебном коллективе, отсутствие нормальных условий труда, постоянное давление на врачей со стороны руководства, завышенные требования к выполнению дополнительной работы во внерабочее время оказывают значимое влияние на формирование психического выгорания.
И наоборот, психическое выгорание приводит к тому, что врачи думают, что в их коллективе нет поддержки со стороны руководства (ПР), они оценивают взаимоотношения врачей и руководства отрицательно, считают, что администрация больницы не поддерживает и не защищает врачей, не принимает во внимание их точку зрения, не советуется с врачами; у них нет стремления к своевременному выполнению работы и ориентации на высоко эффективную работу (ОЗ). Кроме того, они думают, что руководство слишком контролирует выполнение установленных норм и правил, относящихся как к лечебной деятельности, так и к поведению в больнице (К).
Структурное исследование показало, что между группами «выгоревших» и «невыгоревших» врачей есть значимые различия в структурной организации параметров рабочей среды. Большая интегрированность структуры параметров рабочей среды в группе «выгоревших» свидетельствует о том, что выгоревшие врачи склонны субъективно (а сама методика предполагает именно субъективную оценку рабочей среды) оценивать отрицательно условия своей работы в целом, они оказывают на них более «давящее» действие.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами было показано совокупное влияние организационных факторов профессиональной врачебной деятельности и личностных особенностей медицинских работников на возникновение синдрома «психического выгорания».
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования адекватны для использования в психологическом консультировании врачей, а также в психокоррекционной и психотерапевтической работе с ними. Кроме того, полученные данные позволяют разработать учебные программы по профилактике психического выгорания для студентов медицинских вузов.
В целом, результаты работы направлены на раннюю диагностику вероятности возникновения феномена психического выгорания, улучшение психического здоровья медицинских работников и повышение эффективности их профессиональной деятельности.
На наш взгляд перспективным направлением в исследовании проблемы психического выгорание будет изучение копинг- стратегий в их взаимосвязи с выгоранием, что позволит выйти на разработку психокоррекционных программ для медицинских работников.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Психическое выгорание является специфическим видом профессиональных деструкций, негативно влияющим на эффективность и качество труда. Оно является устойчивым, прогрессирующим, негативно окрашенным психологическим феноменом и проявляется в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией.
2. Психическое выгорание - целостный симптомокомплекс взаимосвязанных механизмов и эксплицирующих их феноменов, синтезирующих три базовых структурных компонента, которые являются необходимыми и достаточными для исследования феномена психического выгорания (эмоциональное истощение, личностное отдаление, снижение мотивации).
3. Психологический анализ врачебной деятельности показал, что труд медицинских работников относится к числу сложных и ответственных. Существует высокая вероятность возникновения психического выгорания у медицинских работников, которое обусловлено совокупным влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних условий врачебной деятельности, влияющих на возникновение психического выгорания у медицинских работников можно выделить следующие: хронический характер воздействия психоэмоциональных стрессов, нечеткая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей, недостаточная социальная поддержка и др. В качестве внутренних предпосылок к «выгоранию» выступают: интенсивная интериоризация, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, ведущая к быстрому исчерпанию эмоционально энергетических ресурсов; фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности; наличие некоторых личностных особенностей у врачей, затрудняющих эффективное выполнение ими своей профессиональной деятельности.
4. Результаты эмпирического исследования позволили выявить следующие основные личностные факторы, влияющие на формирование и развитие феномена психического выгорания: сдержанность в межличностных контактах, доминантность, импульсивность, смелость, «мятежность», высокая тревожность, агрессивность, направленность агрессии на других.
5. Существенное влияние на формирование психического выгорания оказывает не только уровень развития отдельных личностных характеристик, но и специфика их структурной организации.
6. Взаимосвязь психического выгорания и механизмов психологической защиты носит двусторонний характер. Использование человеком во фрустрирующих ситуациях таких психологических защит как замещение, компенсация и интеллектуализация влияет на развитие психического выгорания.
Процесс формирования психического выгорания приводит к чрезмерному использованию таких механизмов психологических защит как вытеснение и реактивные образования.
7. Процесс психического выгорания обусловлен не только используемыми во фрустрирующих ситуациях защитными механизмами, но и спецификой их структурной организации.
8. В результате эмпирического исследования были выявлены основные организационные факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие феномена психического выгорания: включение в деятельность, сплоченность коллектива, свобода действий и самостоятельность в принятии решений, рабочий пресс, потребность инновации, физического комфорта.
9. Специфика структурной организации параметров рабочей среды оказывает существенное влияние на развитие психического выгорания.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Диагностика и профилактика профессионального выгорания сотрудников организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Диагностика и профилактика профессионального выгорания сотрудников организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь удовлетворенностью работой и профессионального выгорания у менеджеров
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРОВИЗОРОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021



