Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС

Работа №99589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ 9
1.1 Научные исследования проблемы синдрома профессионального
выгорания в зарубежной и отечественной психологии 9
1.2 Теоретический обзор изучения профессионально важных качеств в
аспекте специфики профессиональной деятельности личности сотрудника МЧС 15
1.3 Теоретический анализ проблемы детерминации профессионального
выгорания сотрудников МЧС 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Личностные особенности сотрудников МЧС в зависимости от
степени склонности к профессиональному выгоранию 29
2.3Описание результатов факторного анализа: личностные
детерминанты профессионального выгорания у сотрудников МЧС 36
2.4 Профилактика синдрома профессионального выгорания у
сотрудников МЧС 42
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52


Актуальность. В современном обществе, в условиях глобализации появляются новые технологии, и одновременно с этим повышается риск возникновения масштабных бедствий, аварий и катастроф, обусловленных технологизацией производств. Безусловным фактором увеличения чрезвычайных ситуаций является и изменения климата (лесные пожары, потопы, землетрясения). Для работы с последствиями катаклизмов и осуществления помощи пострадавшим поднимается вопрос о поиске специалистов, которые способны справиться с возникающими чрезвычайными ситуациями.
Психологическое сопровождение деятельности сотрудника МЧС предполагает преимущественно профессиональный отбор и профилактику профессионального (в том числе и эмоционального) выгорания. Интерес ученых и практиков к проблеме профессионального выгорания подтверждается и количеством научных публикаций, а также конференций, посвященных данной проблеме. Так, за последние шесть лет количество публикаций по проблемам профессионального выгорания у представителей разных профессий увеличилось практически в 5 раз (с 118 - 2010 год до 552 - 2016 год). Интересен тот факт, что впервые появляются статьи о профессиональном выгорании сотрудников МЧС (в 2016 году опубликована 21 статья).
Исследования стресса, стрессоустойчивости и профессионального выгорания имеют длительную историю развития. Первые упоминания о профессиональном выгорании встречаем в работах Фреденберга (1974 г). Современные исследовали (Е.В. Горячева, Е.В. Камнева, А.А. Ширванов) рассматривают различные аспекты профессионального выгорания. В русле нашего исследования особый интерес вызывают факторы профессионального выгорания. По мнению отечественных ученых (А.Н. Блеер, Е.В. Камневой, Н.В. Самоукина, А.А. Ширванова), основным аспектом профессионального выгорания являются личностные факторы. Например, в исследованиях Е.В.
Камневой, А.А. Ширванова утверждается факт наличия черты характера, которая способствует или препятствует профессиональному выгоранию. Ю.Г.Хлоповских рассматривает последствия факта накопления отрицательных эмоций и невозможности освобождения от них. По его мнению, подобные условия обеспечивают истощение эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов сотрудника.
Ученые и практики (Е.С. Агапитова, Н.А. Левина, О.Н. Стародупцева, Ю.С. Шойгу) утверждают о необходимости детального изучения особенностей профессионального выгорания у сотрудников МЧС во взаимосвязи с факторами риска и особенностями формирования устойчивости сотрудников к профессиональному выгоранию. Необходимо учитывать особенности данной профессии, которые подчеркивает и выделяет в своих работах Ю.С. Шойгу. Данные особенности подтверждают важность и необходимость предотвращения формирования профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Вероятность развития синдрома эмоционального выгорания повышается в силу ряда причин, таких как: слабый уровень психологической готовности сотрудника, неумение адекватно оценивать ситуацию и строить вероятностный прогноз, низкий уровень развития решительности и адекватной самооценки, неспособность рационально мыслить в непредвиденных, жизнеугрожающих ситуациях.
Оценивая степень научной разработанности проблемы эмоционального выгорания сотрудников МЧС, обратимся к выявлению специфики профессиональной деятельности. Сотрудники МЧС вынуждены действовать в условиях слабопрогнозируемой и часто неуправляемой ситуации, их деятельность требует повышенных физических и эмоциональных затрат. Сотрудникам МЧС необходимо выполнять профессиональную деятельность в режиме дефицита времени, с максимальной скоростью принимая управленческие решения и согласовывая свои действия, постоянно осуществляя мониторинг текущих изменений ситуации. В ситуации угрозы жизни и здоровью, тяжелых моральных переживаний, связанных с массовыми человеческими жертвами профессиональная деятельность сотрудников МЧС может причинять вред физическому здоровью и психологическому благополучию личности. Все вышесказанное подчеркивает высокую стрессогенность профессии и повышенный риск развития синдрома профессионального выгорания у сотрудников.
Проблема настоящего исследования связана с необходимостью с одной стороны наиболее раннего распознавания признаков профессионального выгорания у сотрудников МЧС, профилактики, а также коррекции негативных психологических последствий деятельности сотрудников пожарных частей МЧС; с другой стороны, - существующего потенциала психологического инструментария по раннему распознаванию и оценке эмоционального, профессионального выгорания сотрудников пожарных частей.
Цель - выявление и описание личностных детерминант,
профессионального выгорания сотрудника МЧС.
Объект - профессиональное выгорание представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья.
Предмет - личностные детерминанты профессионального выгорания сотрудника МЧС.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной психологической и медицинской литературы по проблеме формирования синдрома профессионального выгорания у представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья.
2. На теоретическом уровне определить профессионально важные качества личности представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья (на примере сотрудников МЧС РФ).
3. Провести теоретический анализ психологических исследований, посвященных проблеме детерминации профессионального выгорания сотрудников МЧС.
4. Выявить и описать личностные особенности сотрудников МЧС в зависимости от степени склонности к профессиональному выгоранию.
5. Определить личностные детерминанты профессионального выгорания у сотрудников МЧС.
Гипотеза научного исследования состоит в предположении о том, что личностными детерминантами сотрудника МЧС, определяющими
вероятность развития профессионального выгорания, являются следующие личностные черты: интроверсия, сензитивность, тревожность, а также неоптимальные стратегии совладающего поведения (избегание,
импульсивные, асоциальные и агрессивные действия).
Теоретико-методологической основой исследования являются: системный и деятельностный подходы к изучению личности (А.Г. Асмолов, И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип единства деятельности и сознания, принцип детерминизма, а также экспериментальные и общетеоретические подходы к изучению профессионального, эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, С.Джексон, К. Маслач, Е.С. Старченкова, Х.Дж. Фрейдерберг, К. Чернисс).
Для достижения поставленной цели работы и проверки выдвинутых гипотез использовался комплекс взаимосвязанных методов: обзорно-аналитические и теоретические методы, психодиагностические методики (опросник MBI К. Маслак и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; опросник SACS С. Хобфолла; «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н.Собчик); математико-статистические методы (описательная статистика, U критерий Манна-Уитни, факторный анализ с варимакс вращением).
Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении и описании личностных детерминант, влияющих на развитие синдрома профессионального выгорания, особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС и требований профессии к их личностным качествам.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в процессе проводимого исследования результаты могут быть использованы для повышения стрессоустойчивости сотрудников МЧС, совершенствовании требований к соискателям и профилактике профессионального выгорания сотрудников МЧС. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы при изучении курсов «психология труда, инженерная психология и эргономика, психология стресса».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе теоретического анализа специальной психологической и медицинской литературы по проблеме формирования синдрома профессионального выгорания у представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья мы установили, что этой проблеме посвящены работы (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, Н.В. Жигинас, Е.В.Змановская, И.Ю.Маргошина, Э.Морроу, Ю.В.Петрова, Г.Селье). В отношении понятийного аппарата в психологии выделяют стресс, эмоциональное и профессиональное выгорание. Основное отличие состоит в том, что профессиональное выгорание рассматривается как длительный процесс, вследствие которого происходит истощение ресурсов без возможности адекватно их восстановить, а если их будет не достаточно для решения проблем, то часто возникает фрустрация и напряженность в работе и коммуникации. В ходе чего появляется эмоциональное истощение, чувство неудачи и различные негативные переживания. Мы, вслед за А.В. Осиповым понимаем под профессиональным выгоранием «нарушение эмоционального состояния работников, которые постоянно находятся в условиях тесного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряженной атмосфере».
Исследовали Е.В.Змановская, Н.В. Жигинас, И.Ю. Маргошина, Ю.В. Петрова выделяют несколько этапов профессионального выгорания, в частности это первая стадия характеризуется тем, что начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: "Не лезьте ко мне, оставьте в покое!"
На второй стадии: возникают недоразумения с клиентами,
профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это не осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру становится плоским, человек - опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; по привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют тот блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его Душе.
Психологи выделяют признаки профессионального выгорания, такие как первое это чувство безразличия, эмоциональное истощение, изнеможение (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде), второе это дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам), и третье негативное профессиональное самовосприятие - ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
2. В ходе теоретического анализа были определены профессионально важные качества личности представителей профессий, связанных с риском для жизни и здоровья (на примере сотрудников МЧС РФ). Так, в исследованиях С.Ф. Гончарова, Е.В. Горячевой, Г.П. Лобанова, А.П. Самоновой, М.С. Титаренок и С.П. Шклярук, Ю.С. Шойгу было доказано, что профессионально важными качествами личности является преобладание мужских, маскулинных качеств, связанных с развитием активности, мотивации достижения, выбором ситуаций, в которых могут реализовать физическую и социальную активность. Для них характерна активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность и быстрота в принятии решений.
3. Был проведен теоретический анализ психологических исследований, посвященных проблеме детерминации профессионального выгорания сотрудников МЧС. В отечественной психологии данной теме посвящены работы таких ученых как С.Ф. Гончаров, Г.П. Лобанов, Ю.С. Шойгу. Было выделено три группы факторов риска, обусловливающих профессиональное выгорание данных профессий: 1) группа объективных факторов (условия труда, ответственность за жизнь и здоровье людей, постоянное включение в деятельность волевых процессов, эмоционально насыщенные межличностные контакты, хроническая напряженная эмоциональная деятельность), 2) группа социально-психологических факторов (социально¬экономическая ситуация в регионе, имидж и социальная значимость профессии, дестабилизирующая организация деятельности, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности), 3) группа субъективных факторов (состояние здоровья, склонность к эмоциональной сдержанности, нравственные дефекты и дезориентация личности, иррациональные убеждения, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, трудоголизм, количество изменений в жизни).
4. В ходе эмпирического исследования были выявлены и описаны следующие личностные особенности сотрудников МЧС в зависимости от степени склонности к профессиональному выгоранию. Большое воздействие на профессиональное выгорание имеет тревожность, при ее проявлении у сотрудника МЧС снижается внимательность, он становится рассеянным, и появляются затруднения в решении возникших задач в экстремальных условиях. Также при эмоциональной напряженности или тенденции к личностной дезинтеграции, скорее всего связанной со стрессом, личность использует защитный механизм, который вступает в действие при сильной профессиональной нагрузки. В ходе этого сотрудник МЧС не может справиться с внешнем воздействием окружающей среды и от этого замыкается в себе.
5. На основе факторного анализа были определены личностные детерминанты профессионального выгорания у сотрудников МЧС. В частности для респондентов с высоким показателем профессионального выгорания более свойственны следующие личностные детерминанты «осознаваемая профессиональная редукция», «социальная чувствительность» «внутреннее напряжение», «эмоциональная неустойчивость», «скрытая ассоциальность». При их воздействии сотрудник МЧС, испытывает негативизм к служебным достоинствам и возможностям, в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, уменьшается значимость выполняемой деятельности и появляется ярко выраженное чувство собственной некомпетентности и несостоятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Перспективами развития проблематики настоящего исследования является изучение возможностей профилактики профессионального выгорания сотрудников МЧС с учетом полученных в данной работе результатов.



1. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2009. - 527 с. - ISBN 5-8411-0580-0.
2. Березовская Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдрома эмоционального выгорания» / Л.Г.Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный //Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике / под ред. В.В. Лукьянова, С А. Подсадного-Курск : КГУ, 2007. - С.17-19
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. /В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с
4. Бойко Р.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.; Филинъ, 2006 - 256 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. - 154 с.
6. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; - М.: Просвещение, 2009. - 151 с.
7. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий: учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. - 168 с.
8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента //Под ред. Г. С.Никифорова. - СПб..2006.
9. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова. СПб.: Питер, 2008. - 113с.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. - 421 с.
11. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. - С-Пб.: РГПУ, 2008.
12. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. - М.: Просвещение, 2006. - 236 с.
13. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2011. - 256 с
14.Змановская Е.В. Проблема профессионального выгорания в работе с девиантным поведением: структурно-динамический подход /Е.В.
Змановская // Вестник психотерапии. 2005. - № 14 (19). - С. 43-58.
15.Змановская Е.В. Профилактика профессионального выгорания и
профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2011. - С . 221-242.
16. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - с. 233 - 236.
17. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда: учебное пособие / В. Н. Козлов. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
18. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования: учебное пособие / Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2005. - 242 с.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.
20. Крылова, А. А. Психологические проблемы самореализации личности: учебное пособие / А. А. Крылова. - СПб.: Изд. С-П ун-та, 2003. - 240 с.
21. Ксенофонтов А. М. Профилактика психологической дезадаптации
сотрудников правоохранительных органов в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности / А. М. Ксенофонтов, И. А. Новикова, А. Г. Соловьев, М. В. Корехова. - Архангельск : СГМУ, 2011. - 35 с.
22. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие / А. Б. Леонова. - Харьков, 2004. - 316 с.
23. Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2007. - 267 с.
24. Марьин М.И.,Ефанова И.Н., Поляков М.Н. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред... - Mi: ВНИИПО,2010 . - 132 с. 20
25. Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения [Текст] : учебное пособие / Ю. В. Моцкин. - СПБ.: Алетейя, 2006 - 263 с.
26. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие / В. Е. Орел. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 221 с.
27.Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009.
28. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие / Под ред. Е. И. Комарова. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2007. - 272 с.
29. Психологический словарь / Авт.-сост. А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2005. - 598 с.
30. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие / А. А. Реан. - СПб.: Мирт, 2006. - 249 с.
31. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию: учебное пособие / К. Р. Роджерс. - М.: Прогресс, 2004. - 211 с.
32. Рукавишников А.А. Определение психического выгорания / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. - C.357-360.
33. Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 - 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания» 15
34. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
35. Сложеникин А. П. Социокультуральная адаптация сотрудников
правоохранительных органов к служебной деятельности в Чеченской Республике / А. П. Сложеникин, А. М. Ксенофонтов, И. И. Беликов, И. А. Новикова. - Архангельск : СГМУ, 2007. - 44 с.
36. Старченкова Е., Водопьянова Н. Синдром выгорания. М.: Питер Пресс, 2009
37. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2006. - 399 с.
38. Физиологические и психические основы труда: учебное пособие / Под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 - 138 с.
39. Физиологические и психологические основы научной организации труда: учебное пособие / Под ред. Ю. В. Моцкина. - СПб.: Мирт, 2003. - 237 с.
40. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя: учебное пособие / Т. В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2004. - 356 с.
41. Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни: учебное пособие / А. Б. Холмагорова. - СПБ.: Алетейя, - 2005. - 213 с.
42. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной
подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. На соиск. Ученой степени доктора псих. Наук. - С¬Пб.: 2009.
43. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных М.: Смысл, 2007. - 319 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ