Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников

Работа №6910

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы173стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
995
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СИНДРОМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ 12
1.1. Проблемы влияния профессиональной деятельности
на личность 12
1.2. Становление проблемы психического "выгорания" в
психологии 23
1.3. Понятие психического выгорания и его структура 26
1.4. Обзор исследований роли различных факторов в
формировании феномена "психического выгорания" 47
ГЛАВА 2
СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ВЫГОРАНИЕ 60
2.1. Специфика врачебной деятельности 60
2.2. Личностные особенности врача как детерминанты
возникновения «психического выгорания» 75
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ И
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО
ВЫГОРАНИЯ» У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
3.1. Процедура и методы исследования
87
87
3.2. Изучение личностных особенностей, влияющих на возникновение феномена психического выгорания 97
3.2.1. Связь психического выгорания с личностными чертами 98
3.2.2. Взаимосвязь психического выгорания и механизмов психологической защиты 117
3.3. Влияние организационных факторов на формирование феномена психического выгорания 125
3.4. Совокупное влияние структуры внешних и внутренних факторов на возникновение психического выгорания 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
БИБЛИОГРАФИЯ 145
ПРИЛОЖЕНИЯ
168



Диссертационная работа посвящена изучению формирования феномена психического выгорания, выявлению социально-психологических и личностных факторов, способствующих его становлению у медицинских работников.
Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающими тре-бованиями со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Необходимо подчеркнуть, что профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на врача ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально¬психологическую адаптацию. В настоящее время ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это может проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, нарастающей склонности к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также ухудшению психического здоровья врачей, снижению устойчивости браков, развитию склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. По данным зарубежных источников наркомания у врачей встречается в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийств - в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов [208]. Согласно отечественной статистике врачи умирают на 10¬20 лет раньше своих пациентов [3 ].
Высокая патогенность медицинской работы для практикующих врачей волнует исследователей и в связи с тем, что их здоровье жизненно важно для безопасности и качества их профессиональной деятельности. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию.

4
Профессия врача относится к классу профессий типа "субъект-субъект", которые наиболее подвержены влиянию психического выгорания. Исключительное значение для выявления причин, приводящих к возникновению психического выгорания, имеет изучение личностных особенностей врача, а также специфики организационной культуры врачебного коллектива. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. В связи с этим исследование феномена "выгорания" на примере профессии врача нам кажется правомерным и необходимым как с теоретических, так и с практических позиций. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по¬священных изучению феномена психического "выгорания" и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [20,34,69,87,88,89,128,129].
Анализ зарубежной литературу показывает, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях типа «субъект-субъект». Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Не

5
смотря на имеющиеся разногласия, в последние годы исследователи пришли к единому соглашению по операциональному определению психического выгорания. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, которые определили выгорание как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми. Большинство авторов, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться
неосознанными [157,222].
Несмотря на многообразие подходов к изучению процесса
возникновения феномена выгорания в большинстве из них отмечается, что выгорание возникает при наличии сильной изначальной мотивации, обуславливается затяжным стрессом, фрустрирующей рабочей средой и его развитие поддерживается вследствие использования неадекватных стратегии преодоления стресса и психологических защит. При этом мало внимания уделяется личностным характеристикам и мало эмпирических подтверждений.
В ряде работ основное внимание сфокусировано на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. Психическое выгорание рассматривается как негативное организационное поведение, которое влияет не только на индивида, но и на организацию в целом.[88,158,106].
Таким образом, исследование факторов влияющих на возникновение синдрома "психического выгорания" у медицинских работников является важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше диссертационное исследование было посвящено изучению феномена психического выгорания, выявлению социально-психологических и личностных факторов, способствующих его становлению у медицинских работников.
В современной социально-экономической обстановке все более возрастают требования со стороны общества к личности, здоровью врача и качеству оказываемой им медицинской помощи. Все возрастающие требования со стороны общества выдвигают на первый план проблему психического здоровья, как врача, так и пациента.
Одной из проблем, связанной с психическим здоровьем, является проблема формирования «феномена психического выгорания». Действие многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Исходя из этого, изучение причин появления "выгорания" у медицинских работников и его последствий приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития "выгорания" могут помочь в приостановке начавшегося процесса "выгорания" или предупредить его возникновение, сохранив врача как здоровую личность и эффективного профессионала. Оценка склонности к психическому выгоранию имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности врача, для планирования его профессиональной карьеры.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведенный анализ литературы позволил выявить обширный круг зарубежных работ, по¬священных изучению феномена психического "выгорания" [85,87] и одновременно не разработанность теоретической базы данной проблемы в отечественной психологии [85,87]. В отечественной науке психическое

137
выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования [37,85,87,128].
Проведенный нами анализ зарубежной литературы показал, что в настоящее время не существует единого понимания сущности психического выгорания и его структуры. Многие определения противоречат друг другу. Некоторые исследователи считают, что выгорание возникает лишь в профессиях субъект-субъект. Другие считают, что выгорание может встречаться и в других профессиях, или вообще в не профессиональной сфере [217,224]. Общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное С. Maslach и S. Jackon, согласно которому, выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающее у индивидов, работающих с людьми [157,222].
Анализ теоретических определений, моделей и результатов эмпирических исследований «выгорания» позволили нам остановиться на следующем понимании феномена психического выгорания: психическое выгорание является специфическим видом профессиональных деструкций, развитие выгорания негативно влияет на эффективность и качество труда профессионала. Оно является устойчивым, прогрессирующим, негативно окрашенным психологическим явлением и проявляется в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией. Синдром психического выгорания включает в себя три составляющих: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
«Выгорание» развивается вследствие воздействия с одной стороны стрессоров рабочей среды (внешние источники «выгорания»), с другой стороны при наличии ряда внутренних предпосылок - характеристик личности, особенностей самооценки и мотивации профессионала (внутренние источники «выгорания»).
Анализ исследований выгорания у представителей разных профессиональных групп показал, что наиболее подвержены влиянию психического выгорания представители профессий типа "субъект-субъект


1. Альбуханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии /Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории.
- М., 1997. - С. 270-373.
2. Альбуханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.,1977. - 287 с.
3. Алексеев А. А., Ларионова И.С., Дудина Н.А. Врачи-заложники смерти (Почему врачи умирают на 10-20 лет раньше своих пациентов). - М., 2000.- 227 с.
4. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии, 1988. - № 5. - С. 18¬
20.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 305 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.- 339 с.
7. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача. // Вопросы психологии, 1991.- № 4.- С. 73-78.
8. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал, 1980.- № 2.- С .11-17.
9. Ашбель С.И., Пенкович А.А., Хиль Р.Г. Сердечно-сосудистая система хирургов и влияние на нее профессиональной деятельности // Гигиена труда.1967.- N1. - С.23-29
10. Басов М.Я. Личность и профессия. - М.-Л., 1926.-64 с.
11. Батрак Г.Е. Аспекты, средства и методы формирования личности врача. - Днепропетровск, 1969.- 123 с.
12. Бедрин Л.М., Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. - Ярославль,1988. - 80 с.
13. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала (под ред. В.А.Бодрова и др.). - М.., 1991.- С. 3-26.

146
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- Л.,1991.- С. 80.
15. Большакова Т.В. Психическое «выгорание»: врачи как группа риска // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского Государственного университета им. П.Г. Демидова.- Ярославль, 2003.- С.186-191.
16. Большакова Т.В. Проблемы профилактики психического выгорания у врачей хирургического профиля // Научный поиск. Вып.3. Сб. научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей. - Ярославль, 2002.- С.303- 313.
17. Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников // Ярославский психологический вестник. - Вып.11, 2004. - С.96-99.
18. Большакова Т.В., Орел В.Е. Исследование личностных характеристик и психического выгорания у врачей хирургического профиля // Социальная психология XXI столетия. Материалы конгресса. Т.1.- Ярославль, 2002.- С.112
- 114.
19. Большакова Т.В., Орел В.Е. Психическое выгорание у врачей, возможности его профилактики и психологической коррекции // Материалы X съезда медицинских и фармацевтических работников Ярославской области: Сборник научных трудов. Ч.11.- Ярославль, 2003. - С.191- 196.
20. Большакова Т.В., Дегтярев А.А., Урываев В.А. Исследование нервно¬психического напряжения врачей хирургического профиля // Ярославский психологический вестник. Вып.5 - М.- Ярославль, 2001. - С.93 - 95 .
21. Борисова Е.М., Логинова Н.И. Индивидуальность и профессия. -М.,1991.- 78 с.
22. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности. / Ред. Л.И. Анцыферова. М., 1981.- С. 23-41.
23. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, Психология. Сер. 14, 1980.- № 12.- С. 21-25

147
24. Бугаева Т.К. Интеграция личностной и профессиональной готовности медиков к труду в системе здравоохранения: Автореф. дис. ... док. псих. наук.- М.,
1996. - 35 с.
25. Бухарина Т.Л., Косарев И.И. О выборе профессии врача.- Оренбург, 1981. - 125 с.
26. Вагнер Е.А., Ростовский А.А. О самовоспитании врача.- Пермь, 1976. - 73 с.
27. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Социальная фрустрированность личности и ее роль в генезисе психологической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1988.- № 1.- С. 33-34.
28. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. -СПб.,1998.- 48 с.
29. Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов - медиков: Автореф. . канд. психол. наук. -СПб., 1998. - С. 2 - 18.
30. Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление / История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). М., 1983.- С. 127¬
133.
31. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Российский психиатрический журнал, 1998.- № 1. - С.19-21.
32. Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Гедеон Рихтер в СНГ.-2001.-№ 4.- С.23-25.
33. Витенко И.С. Проблема готовности молодежи к выбору профессии медицинского профиля // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Ч.2. -М., 1983. - С.232 - 291.
34. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» у врачей - стоматологов // Стоматолог. - 2002.- № 7.- С.35-39
35. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Тезисы докладов на V Всесоюзном съезде общества психологов. - М., 1977.- Ч.1. - С.23 - 28.

148
36. Геллерштейн С.Г. Психотехника. / История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века). - М., 1983., -С. 137-142.
37. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. -С. 143-156.
38. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб., 1997. -117 с.
39. Гуревич И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности. Дис. ... канд. психол. наук.- Л., 1981. - 160 с.
40. Досталова О. Как сопротивляться раку. СПб., 1994.- 172 с.
41. Жукова М.И. Социально - психологические факторы успешности деятельности врача. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990. -24 с.
42.Зеер Э.Ф. Психологический анализ профессиональных деформаций педагога // Материалы I Всероссийской науч. конференции по психологии «Психология сегодня». - М., 1996.- т. 2.- вып. 3.- С. 188-189.
43.Зеер Э.Ф. Психология профессий.- Екатеринбург, 1997.- 275с.
44.Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1987.- Т. 5.- № 4.-С. 43-47.
45.Зильбер А.П. Синдром выгорания (надлома, привыкания) у специалистов МКС / Этика и закон в медицине критических состояний. - Петрозаводск, 1998.- С. 275-281.
46. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 1992. - 92 с.
47. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела.- СПб., 2001 .-112 с.
48. Караванов Г., Коршунов В.В. Индивидуально - психологические особенности личности врача - хирурга. - Львов., 1974. - 84 с.
49. Карпов А.В. Психология менеджмента. -М.- 1999.- 582 с.
50. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. - М., 1998. - 440 с.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ