ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
|
Введение 3
1. Основы функционирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг в
условиях рыночных преобразований 8
1.1. Реформирование ЖКХ: анализ результатов 8
1.2. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на
муниципальном уровне 16
1.3. Экономическая сущность и структура рынка ЖКУ 31
2. Методические основы управления рынком ЖКУ 48
2.1. Организационно-экономические особенности процесса производства ЖКУ48
2.2. Финансовое обеспечение производства ЖКУ - экономически обоснованные тарифы 57
2.3. Тенденции развития рынка ЖКУ в муниципальных образованиях 66
3. Механизм формирования рынка ЖКУ 73
3.1. Создание конкурентной среды на рынке ЖКУ 87
3.2. Новые подходы к принципам установления цен на ЖКУ 109
3.3. Муниципальный жилищно-коммунальный банк в системе управления
рынком ЖКУ 129
Заключение 137
Список использованных источников
1. Основы функционирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг в
условиях рыночных преобразований 8
1.1. Реформирование ЖКХ: анализ результатов 8
1.2. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на
муниципальном уровне 16
1.3. Экономическая сущность и структура рынка ЖКУ 31
2. Методические основы управления рынком ЖКУ 48
2.1. Организационно-экономические особенности процесса производства ЖКУ48
2.2. Финансовое обеспечение производства ЖКУ - экономически обоснованные тарифы 57
2.3. Тенденции развития рынка ЖКУ в муниципальных образованиях 66
3. Механизм формирования рынка ЖКУ 73
3.1. Создание конкурентной среды на рынке ЖКУ 87
3.2. Новые подходы к принципам установления цен на ЖКУ 109
3.3. Муниципальный жилищно-коммунальный банк в системе управления
рынком ЖКУ 129
Заключение 137
Список использованных источников
Актуальность темы диссертационного исследования. Преобразование в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы «Жилище». Однако, несмотря на принимаемые меры по урегулированию кризисной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
Дотационный принцип финансирования этой отрасли не стимулирует ее развитие и снижение затрат, а наоборот способствует их увеличению. Кризисное состояние ЖКХ характеризуется ухудшением качества обслуживания населения, сокращением объемов капитального и текущих ремонтов жилого фонда, снижением надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения, увеличением износа основных фондов.
Практическая реализация концепции государственной программы реформирования ЖКХ выдвигает ряд новых проблем, связанных с формированием рыночной модели функционирования этой отрасли. Предпосылками этого являются процессы, связанные с появлением различных форм собственности на жилье и изменение структуры ЖКХ; осуществление технической и ресурсосберегающей политики, повлекших значительное изменение структуры и объема спроса на жилищно- коммунальные услуги.
В странах с развитой рыночной экономикой инвестиционная политика уже давно поставлена во главу угла всех принимаемых решений на макроэкономическом уровне, так и на уровне отраслей, в том числе и жилищно-коммунальной сферы. В России пока отсутствует механизм регулирования инвестиционных процессов в ЖКХ, отсутствует научно¬обоснованная программа, направленная на формирование рыночных отношений ЖКХ.
Формирование и развитие рыночных механизмов в жилищно- коммунальной сфере имеет ряд особенностей, одна из наиболее существенных заключается в том, что жилищно-коммунальные услуги носят как рыночный, так и нерыночный характер, здесь требуется избирательный подход при внедрении рыночных механизмов в эту сферу в зависимости от экономического содержания жилищно-коммунальных услуг. Поэтому анализ проблем формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, развития конкурентных рыночных механизмов на различных сегментах этого рынка, влияния инвестиционной политики на развитие сферы жилищно- коммунальных услуг являются одним из важнейших направлений научных исследований. Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость решения этих вопросов. Необходимость разработки концессии рыночной модели функционирования ЖКХ, проработки экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ на всех уровнях народного хозяйства.
В связи с этим целью данного диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ экономико¬организационного механизма формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и его отдельных сегментов.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
• • систематизировать и уточнить понятийный аппарат концепции рыночной модели функционирования ЖКХ;
• проанализировать современное состояние ЖКХ на уровне муниципальных образований с точки зрения особенностей формирования предложения и спроса на ЖКУ;
• выявить особенности становления и развития рынка ЖКУ на уровне муниципальных образований;
• разработать методические подходы к регулированию предложения и спроса на ЖКУ с учетом специфики их производства и финансирования;
Объектом исследования выступает жилищно-коммунальный комплекс города Волгограда.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области исследования региональных и муниципальных рынков, экономики общественного сектора, государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Значительное влияние на автора и его взгляд на процессы формирования и развития рынков ЖКУ в условиях рыночных преобразований оказали работы Басина Е.В., Безлюдова А.И., Новоселова А.М., Маршаловой А.С., Шнипера Р.И. и других.
Исследование проблем развития сферы жилищно-коммунальных услуг в условиях перехода рыночных преобразований базируется на работах Бессоновой О.Э., Бузырева В.В., Беляева М.К., Жильцова Е.Н., О. Салливан Р., Косаревой Н.Б., Ларионова А.Н., Минц И.Г., Пинегиной М., Пчелинцева О.С., Страйка Р., Чекалина В.С., Чернышева Л.Н. и др.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти. По практическим вопросам проведения реформы жилищно- коммунального хозяйства использованы материалы Управления реформирования ЖКХ Госстроя России. Эмпирический материал базируется на сведениях Госкомстата РФ, Департамента ЖКХ администрации города Волгограда.
К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:
- уточнение понятий «жилищно-коммунальная услуга (ЖКУ)», «рынок жилищно-коммунальных услуг (РЖКУ)», уточнение классификации и структуры ЖКУ;
- определение тенденций преобразований и выявление предпосылок становления рыночных отношений в ЖКХ на уровне муниципальных образований, обусловленных изменениями в процессе производства, реализации и потребления ЖКУ в условиях рынка;
- определение и обоснование особенностей построения конкурентных механизмов на различных сегментах рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне муниципальных образований;
- разработка методических подходов к сегментации рынка ЖКУ с учетом специфики формирования предложения и спроса на ЖКУ; структурно-логическая модель экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ и определение принципов ее практической реализации на примере муниципальных образований.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов и выводов исследования органами регионального и муниципального управления при разработке и реализации организационно-экономических мер по формированию рынка жилищно-коммунальных услуг.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде конференций, симпозиумов и совещаний, в том числе: на научно-практической конференции ВолгГАСА «Пути повышения адаптивности и конкурентоспособности в условиях транзитивной экономики» Волгоград, ВолгГАСА 2001г. на международном научном симпозиуме «Безопасность жизнедеятельности, XXI век» ВолгГАСА, Волгоград, 2001г., на региональной конференции «Социально-экономические проблемы строительного производства», Волгоград, 2002г.
По теме диссертации автором опубликованы 5 работ (статьи и тезисы докладов) общим объемом 1 печатный лист.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и нормативных актов, приложения. Основной текст изложен на 153 стр., включает 8 таблиц и 26 рисунков. Список литературы насчитывает 117 наименований.
Дотационный принцип финансирования этой отрасли не стимулирует ее развитие и снижение затрат, а наоборот способствует их увеличению. Кризисное состояние ЖКХ характеризуется ухудшением качества обслуживания населения, сокращением объемов капитального и текущих ремонтов жилого фонда, снижением надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения, увеличением износа основных фондов.
Практическая реализация концепции государственной программы реформирования ЖКХ выдвигает ряд новых проблем, связанных с формированием рыночной модели функционирования этой отрасли. Предпосылками этого являются процессы, связанные с появлением различных форм собственности на жилье и изменение структуры ЖКХ; осуществление технической и ресурсосберегающей политики, повлекших значительное изменение структуры и объема спроса на жилищно- коммунальные услуги.
В странах с развитой рыночной экономикой инвестиционная политика уже давно поставлена во главу угла всех принимаемых решений на макроэкономическом уровне, так и на уровне отраслей, в том числе и жилищно-коммунальной сферы. В России пока отсутствует механизм регулирования инвестиционных процессов в ЖКХ, отсутствует научно¬обоснованная программа, направленная на формирование рыночных отношений ЖКХ.
Формирование и развитие рыночных механизмов в жилищно- коммунальной сфере имеет ряд особенностей, одна из наиболее существенных заключается в том, что жилищно-коммунальные услуги носят как рыночный, так и нерыночный характер, здесь требуется избирательный подход при внедрении рыночных механизмов в эту сферу в зависимости от экономического содержания жилищно-коммунальных услуг. Поэтому анализ проблем формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, развития конкурентных рыночных механизмов на различных сегментах этого рынка, влияния инвестиционной политики на развитие сферы жилищно- коммунальных услуг являются одним из важнейших направлений научных исследований. Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость решения этих вопросов. Необходимость разработки концессии рыночной модели функционирования ЖКХ, проработки экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ на всех уровнях народного хозяйства.
В связи с этим целью данного диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ экономико¬организационного механизма формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и его отдельных сегментов.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
• • систематизировать и уточнить понятийный аппарат концепции рыночной модели функционирования ЖКХ;
• проанализировать современное состояние ЖКХ на уровне муниципальных образований с точки зрения особенностей формирования предложения и спроса на ЖКУ;
• выявить особенности становления и развития рынка ЖКУ на уровне муниципальных образований;
• разработать методические подходы к регулированию предложения и спроса на ЖКУ с учетом специфики их производства и финансирования;
Объектом исследования выступает жилищно-коммунальный комплекс города Волгограда.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области исследования региональных и муниципальных рынков, экономики общественного сектора, государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Значительное влияние на автора и его взгляд на процессы формирования и развития рынков ЖКУ в условиях рыночных преобразований оказали работы Басина Е.В., Безлюдова А.И., Новоселова А.М., Маршаловой А.С., Шнипера Р.И. и других.
Исследование проблем развития сферы жилищно-коммунальных услуг в условиях перехода рыночных преобразований базируется на работах Бессоновой О.Э., Бузырева В.В., Беляева М.К., Жильцова Е.Н., О. Салливан Р., Косаревой Н.Б., Ларионова А.Н., Минц И.Г., Пинегиной М., Пчелинцева О.С., Страйка Р., Чекалина В.С., Чернышева Л.Н. и др.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти. По практическим вопросам проведения реформы жилищно- коммунального хозяйства использованы материалы Управления реформирования ЖКХ Госстроя России. Эмпирический материал базируется на сведениях Госкомстата РФ, Департамента ЖКХ администрации города Волгограда.
К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:
- уточнение понятий «жилищно-коммунальная услуга (ЖКУ)», «рынок жилищно-коммунальных услуг (РЖКУ)», уточнение классификации и структуры ЖКУ;
- определение тенденций преобразований и выявление предпосылок становления рыночных отношений в ЖКХ на уровне муниципальных образований, обусловленных изменениями в процессе производства, реализации и потребления ЖКУ в условиях рынка;
- определение и обоснование особенностей построения конкурентных механизмов на различных сегментах рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне муниципальных образований;
- разработка методических подходов к сегментации рынка ЖКУ с учетом специфики формирования предложения и спроса на ЖКУ; структурно-логическая модель экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ и определение принципов ее практической реализации на примере муниципальных образований.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов и выводов исследования органами регионального и муниципального управления при разработке и реализации организационно-экономических мер по формированию рынка жилищно-коммунальных услуг.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде конференций, симпозиумов и совещаний, в том числе: на научно-практической конференции ВолгГАСА «Пути повышения адаптивности и конкурентоспособности в условиях транзитивной экономики» Волгоград, ВолгГАСА 2001г. на международном научном симпозиуме «Безопасность жизнедеятельности, XXI век» ВолгГАСА, Волгоград, 2001г., на региональной конференции «Социально-экономические проблемы строительного производства», Волгоград, 2002г.
По теме диссертации автором опубликованы 5 работ (статьи и тезисы докладов) общим объемом 1 печатный лист.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и нормативных актов, приложения. Основной текст изложен на 153 стр., включает 8 таблиц и 26 рисунков. Список литературы насчитывает 117 наименований.
Анализ результатов реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве показал, что внедрение рыночных принципов хозяйствования было направлено на повышение тарифов для населения. Это в свою очередь повлекло за собой снижение уровня оплаты населением жилищно- коммунальных услуг. При этом предполагалось создать систему социальной поддержки малообеспеченных семей, не способных по своему уровню дохода оплачивать установленную долю расходов на жилищно-коммунальные услуги. Субсидии предполагалось выдавать в том случае, если расходы семьи на жилищно-коммунальные услуги превышали нормативно установленную долю в семейном доходе. Расчет производился исходя из социальной нормы площади жилья, утвержденной в данном регионе (норматив, установленный в квадратных метрах площади на одного человека на региональном уровне, исходя из средней обеспеченности жильем на данной территории и обычно дифференцированный для семей различного размера и состава).
Однако проводимое в ходе реформы повышение уровня тарифов для населения привело к росту социального недовольства, выражаемого иногда в виде социальных протестов. Другим характерным последствием повышения уровня тарифов для населения стал рост неплатежей за полученные услуги. Смягчить последствия повышения тарифов для населения на услуги ЖКХ должны были программы жилищных субсидий. Анализ показывает, что в среднем по России платежи в абсолютном размере различаются более чем в 2,5 раза, а доля семей, получающих жилищные субсидии, колеблется от 1,2 до 32 %. За субсидиями обращаются не более 70-75 % нуждающихся семей, поскольку, как показывает практика, граждане, имеющие право на субсидии в размере менее 10 % от фактически начисленных платежей, за субсидиями не обращаются.
Программа реформы оставила в стороне проблему рационализации механизма предоставления услуг, концентрируя внимание на обслуживании жилья. Разделение функций заказчика и подрядчика приводит к росту затрат на управление.
В результате сложившегося экономического положения многие потребители коммунальных услуг оказались неплатежеспособными. Причинами того, что фактические платежи населения ниже, чем утвержденные администрациями, являются отсутствие контроля за процессом ценообразования на коммунальные услуги для населения, а также наличие множества категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде, что приводит к выпадению ряда платежей и снижению объемов фактически получаемых средств.
Проведенный анализ официальных преобразований в жилищно- коммунальном секторе показал, что они не привели к достижению того результата, на который были рассчитаны, а именно, к рационализации деятельности и снижению стоимости услуг в жилищно-коммунальной хозяйстве. Результатом стал опережающий рост тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги при сохранении существующего затратно-нормативного механизма формирования тарифов.
Возникла необходимость более широкого применения повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, введение дифференцированной оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
В условиях перехода к рыночным принципам хозяйствования было ликвидировано централизованное финансирование из федерального бюджета выпадающих доходов предприятий ЖКХ, возникающих из-за разницы в тарифах, оплачиваемых населением за жилье и коммунальные услуги, и затрат предприятий на их производство.
Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Существующий хозяйственный механизм представляет собой сочетание элементов прежней финансово-экономической системы, сложившейся в условиях плановой экономики, и элементов рыночной экономики.
Причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ города является повсеместная концентрация подавляющего объема работ по предоставлению ЖКУ в муниципальных предприятиях и, соответственно, преобладание административных, а не экономических рычагов воздействия на эти предприятия в условиях хронического бюджетного дефицита, что обуславливает низкую привлекательность данной сферы для предприятий других форм собственности.
Потребность в новых формах и методах организации управления объектами ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей обусловлена неизбежностью появления новых групп собственников - инвестиционных, строительных и эксплуатационных организаций различных форм собственности, владельцев и арендаторов жилых помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций.
Следовательно, внедрение конкурентных механизмов на рынке жилищно- коммунальных услуг является необходимым условием снижения их стоимости для потребителей.
Жилищно-коммунальные услуги, так же как и товары, могут выступать в качестве частных, общественных или смешанных экономических благ. В зависимости от этого определяется и способ их предоставления потребителю.
Поскольку экономические механизмы, используемые при предоставлении различного типа благ различны, то важной представляется классификация представляемых жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их экономической сущности.
Являясь фактором личного потребления, ЖКУ оказывают непосредственное воздействие на процесс воспроизводства рабочей силы. С этой точки зрения жилищно-коммунальное обслуживание населения стоит в одном ряду с другими отраслями непроизводственной сферы, как бытовое обслуживание, образование и здравоохранение, имеющим первостепенную роль в воспроизводстве рабочей силы.
Таким образом, многообразие функций и роли сферы ЖКУ в процессе общественного воспроизводства сводится к следующим позициям:
- ЖКУ в плане экономическом являются действенным фактором воспроизводства главной производительной силы общества - рабочей силы, создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;
- ЖКУ в плане социальном выступает эффективным фактором стабилизации жизненного уровня населения в переходный период становления рыночных отношений, его последующего роста, повышения качества жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
Отсюда вывод: чем выше уровень развития сферы ЖКУ, чем шире ассортимент предоставляемых услуг, чем полнее удовлетворяются многообразные потребности людей в ЖКУ высокого качества, тем весомее вклад данной сферы в развитие национальной экономики, повышение благосостояния населения, обеспечение социальной стабильности в обществе.
Следовательно, экономическое содержание ЖКУ обусловливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых в целях: повышения уровня обеспеченности потребителя ЖКУ; рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания ЖКУ различных социально-демографических групп населения; создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.
Определенной спецификой обладают и субъекты рынка ЖКУ. В настоящее время отношения между всеми субъектами, действующими в сфере ЖКУ, не всегда носят рыночный характер. Но появляются тенденции к формированию рынка в этой сфере.
Основными способами достижения стабилизации финансового состояния отрасли являются: преобразование и совершенствование системы управления, эксплуатации, финансирования, ценообразования в жилищно- коммунальном хозяйстве, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Одна из очевидных тенденций, осознаваемая всеми субъектами сферы ЖКХ необходимость изменения структуры управления и формы собственности обслуживающих организаций. При этом точки зрения представителей собственника и самих обслуживающих организаций несколько отличаются.
При этом важным вопросом становится проблема разграничения прав собственности на основные фонды, они могут быть переданы в долгосрочную аренду создаваемой производственной структуре.
Процессы, происходящие в сфере ЖКХ, позволяют говорить о формировании рынка муниципальных заказов на обслуживание жилищного фонда. Субъектами данного рынка выступают структуры, представляющие интересы собственника жилищного фонда, в качестве заказчика, и обслуживающие организации различных форм собственности - в качестве подрядчика.
Создаваемые условия для развития конкуренции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг породили необходимость бороться за своих потребителей. Теперь, например, перед жилищно-эксплуатационными организациями встает вопрос об изучении мнения потребителей. Маркетинг предлагает широкий инструментарий, дающий возможность строить поведение фирмы с учетом мнения потребителей, завоевать устойчивое положение на рынке.
Достижение программных целей реформы ЖКХ экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды среди обслуживающих предприятий ЖКХ, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, наиболее полного удовлетворения социальных (жилищно-коммунальных) потребностей населения, развития > деловой активности.
Концепция ценообразования в жилищной сфере должна учитывать процессы активизации непосредственного, конечного потребителя - населения. Тарифы, а также плата за найм, должны формироваться исходя из возможностей свободного выбора населением жилья, по уровню комфортности соответствующего доходам домохозяйства. Дифференциация тарифов должна обеспечить также выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУ.
Одним из существенных результатов является разработанная нами прогрессивная система ценообразования на жилищно-коммунальные услуги и результаты ее практической апробации.
Разработаны методические основы управления муниципальным рынком жилищно-коммунальных услуг базирующихся на принципах регулирования финансовых потоков и создания с этой целью муниципального жилищно-коммунального банка. На первоначальном этапе предлагается создание единого операционного центра, который в дальнейшем предполагается реструктуризировать и преобразовать в вышеназванный банк.
Однако проводимое в ходе реформы повышение уровня тарифов для населения привело к росту социального недовольства, выражаемого иногда в виде социальных протестов. Другим характерным последствием повышения уровня тарифов для населения стал рост неплатежей за полученные услуги. Смягчить последствия повышения тарифов для населения на услуги ЖКХ должны были программы жилищных субсидий. Анализ показывает, что в среднем по России платежи в абсолютном размере различаются более чем в 2,5 раза, а доля семей, получающих жилищные субсидии, колеблется от 1,2 до 32 %. За субсидиями обращаются не более 70-75 % нуждающихся семей, поскольку, как показывает практика, граждане, имеющие право на субсидии в размере менее 10 % от фактически начисленных платежей, за субсидиями не обращаются.
Программа реформы оставила в стороне проблему рационализации механизма предоставления услуг, концентрируя внимание на обслуживании жилья. Разделение функций заказчика и подрядчика приводит к росту затрат на управление.
В результате сложившегося экономического положения многие потребители коммунальных услуг оказались неплатежеспособными. Причинами того, что фактические платежи населения ниже, чем утвержденные администрациями, являются отсутствие контроля за процессом ценообразования на коммунальные услуги для населения, а также наличие множества категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде, что приводит к выпадению ряда платежей и снижению объемов фактически получаемых средств.
Проведенный анализ официальных преобразований в жилищно- коммунальном секторе показал, что они не привели к достижению того результата, на который были рассчитаны, а именно, к рационализации деятельности и снижению стоимости услуг в жилищно-коммунальной хозяйстве. Результатом стал опережающий рост тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги при сохранении существующего затратно-нормативного механизма формирования тарифов.
Возникла необходимость более широкого применения повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, введение дифференцированной оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
В условиях перехода к рыночным принципам хозяйствования было ликвидировано централизованное финансирование из федерального бюджета выпадающих доходов предприятий ЖКХ, возникающих из-за разницы в тарифах, оплачиваемых населением за жилье и коммунальные услуги, и затрат предприятий на их производство.
Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Существующий хозяйственный механизм представляет собой сочетание элементов прежней финансово-экономической системы, сложившейся в условиях плановой экономики, и элементов рыночной экономики.
Причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ города является повсеместная концентрация подавляющего объема работ по предоставлению ЖКУ в муниципальных предприятиях и, соответственно, преобладание административных, а не экономических рычагов воздействия на эти предприятия в условиях хронического бюджетного дефицита, что обуславливает низкую привлекательность данной сферы для предприятий других форм собственности.
Потребность в новых формах и методах организации управления объектами ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей обусловлена неизбежностью появления новых групп собственников - инвестиционных, строительных и эксплуатационных организаций различных форм собственности, владельцев и арендаторов жилых помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций.
Следовательно, внедрение конкурентных механизмов на рынке жилищно- коммунальных услуг является необходимым условием снижения их стоимости для потребителей.
Жилищно-коммунальные услуги, так же как и товары, могут выступать в качестве частных, общественных или смешанных экономических благ. В зависимости от этого определяется и способ их предоставления потребителю.
Поскольку экономические механизмы, используемые при предоставлении различного типа благ различны, то важной представляется классификация представляемых жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их экономической сущности.
Являясь фактором личного потребления, ЖКУ оказывают непосредственное воздействие на процесс воспроизводства рабочей силы. С этой точки зрения жилищно-коммунальное обслуживание населения стоит в одном ряду с другими отраслями непроизводственной сферы, как бытовое обслуживание, образование и здравоохранение, имеющим первостепенную роль в воспроизводстве рабочей силы.
Таким образом, многообразие функций и роли сферы ЖКУ в процессе общественного воспроизводства сводится к следующим позициям:
- ЖКУ в плане экономическом являются действенным фактором воспроизводства главной производительной силы общества - рабочей силы, создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;
- ЖКУ в плане социальном выступает эффективным фактором стабилизации жизненного уровня населения в переходный период становления рыночных отношений, его последующего роста, повышения качества жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
Отсюда вывод: чем выше уровень развития сферы ЖКУ, чем шире ассортимент предоставляемых услуг, чем полнее удовлетворяются многообразные потребности людей в ЖКУ высокого качества, тем весомее вклад данной сферы в развитие национальной экономики, повышение благосостояния населения, обеспечение социальной стабильности в обществе.
Следовательно, экономическое содержание ЖКУ обусловливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых в целях: повышения уровня обеспеченности потребителя ЖКУ; рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания ЖКУ различных социально-демографических групп населения; создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.
Определенной спецификой обладают и субъекты рынка ЖКУ. В настоящее время отношения между всеми субъектами, действующими в сфере ЖКУ, не всегда носят рыночный характер. Но появляются тенденции к формированию рынка в этой сфере.
Основными способами достижения стабилизации финансового состояния отрасли являются: преобразование и совершенствование системы управления, эксплуатации, финансирования, ценообразования в жилищно- коммунальном хозяйстве, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Одна из очевидных тенденций, осознаваемая всеми субъектами сферы ЖКХ необходимость изменения структуры управления и формы собственности обслуживающих организаций. При этом точки зрения представителей собственника и самих обслуживающих организаций несколько отличаются.
При этом важным вопросом становится проблема разграничения прав собственности на основные фонды, они могут быть переданы в долгосрочную аренду создаваемой производственной структуре.
Процессы, происходящие в сфере ЖКХ, позволяют говорить о формировании рынка муниципальных заказов на обслуживание жилищного фонда. Субъектами данного рынка выступают структуры, представляющие интересы собственника жилищного фонда, в качестве заказчика, и обслуживающие организации различных форм собственности - в качестве подрядчика.
Создаваемые условия для развития конкуренции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг породили необходимость бороться за своих потребителей. Теперь, например, перед жилищно-эксплуатационными организациями встает вопрос об изучении мнения потребителей. Маркетинг предлагает широкий инструментарий, дающий возможность строить поведение фирмы с учетом мнения потребителей, завоевать устойчивое положение на рынке.
Достижение программных целей реформы ЖКХ экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды среди обслуживающих предприятий ЖКХ, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, наиболее полного удовлетворения социальных (жилищно-коммунальных) потребностей населения, развития > деловой активности.
Концепция ценообразования в жилищной сфере должна учитывать процессы активизации непосредственного, конечного потребителя - населения. Тарифы, а также плата за найм, должны формироваться исходя из возможностей свободного выбора населением жилья, по уровню комфортности соответствующего доходам домохозяйства. Дифференциация тарифов должна обеспечить также выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУ.
Одним из существенных результатов является разработанная нами прогрессивная система ценообразования на жилищно-коммунальные услуги и результаты ее практической апробации.
Разработаны методические основы управления муниципальным рынком жилищно-коммунальных услуг базирующихся на принципах регулирования финансовых потоков и создания с этой целью муниципального жилищно-коммунального банка. На первоначальном этапе предлагается создание единого операционного центра, который в дальнейшем предполагается реструктуризировать и преобразовать в вышеназванный банк.
Подобные работы
- Экономико-организационный механизм формирования рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Разработка системы управления качеством жилищно-коммунальных услуг
Магистерская диссертация, технология организации строительного производства (ТСП). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка информационно-аналитического обеспечения управления процессом взаимодействия с клиентами жилищно-коммунальной компании (на примере ООО «КрасКом»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Исследование методов реинжиниринга бизнес-процессов управления взаимодействием с клиентами компании
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА НОВО-
ПЕРЕДЕЛКИНО ГОРОДА МОСКВЫ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД СТРОИТЕЛЬ» ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



