Введение 3
1. Основы функционирования и развития рынка жилищно-коммунальных услуг в
условиях рыночных преобразований 8
1.1. Реформирование ЖКХ: анализ результатов 8
1.2. Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на
муниципальном уровне 16
1.3. Экономическая сущность и структура рынка ЖКУ 31
2. Методические основы управления рынком ЖКУ 48
2.1. Организационно-экономические особенности процесса производства ЖКУ48
2.2. Финансовое обеспечение производства ЖКУ - экономически обоснованные тарифы 57
2.3. Тенденции развития рынка ЖКУ в муниципальных образованиях 66
3. Механизм формирования рынка ЖКУ 73
3.1. Создание конкурентной среды на рынке ЖКУ 87
3.2. Новые подходы к принципам установления цен на ЖКУ 109
3.3. Муниципальный жилищно-коммунальный банк в системе управления
рынком ЖКУ 129
Заключение 137
Список использованных источников
Актуальность темы диссертационного исследования. Преобразование в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы «Жилище». Однако, несмотря на принимаемые меры по урегулированию кризисной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
Дотационный принцип финансирования этой отрасли не стимулирует ее развитие и снижение затрат, а наоборот способствует их увеличению. Кризисное состояние ЖКХ характеризуется ухудшением качества обслуживания населения, сокращением объемов капитального и текущих ремонтов жилого фонда, снижением надежности и устойчивости систем инженерного обеспечения, увеличением износа основных фондов.
Практическая реализация концепции государственной программы реформирования ЖКХ выдвигает ряд новых проблем, связанных с формированием рыночной модели функционирования этой отрасли. Предпосылками этого являются процессы, связанные с появлением различных форм собственности на жилье и изменение структуры ЖКХ; осуществление технической и ресурсосберегающей политики, повлекших значительное изменение структуры и объема спроса на жилищно- коммунальные услуги.
В странах с развитой рыночной экономикой инвестиционная политика уже давно поставлена во главу угла всех принимаемых решений на макроэкономическом уровне, так и на уровне отраслей, в том числе и жилищно-коммунальной сферы. В России пока отсутствует механизм регулирования инвестиционных процессов в ЖКХ, отсутствует научно¬обоснованная программа, направленная на формирование рыночных отношений ЖКХ.
Формирование и развитие рыночных механизмов в жилищно- коммунальной сфере имеет ряд особенностей, одна из наиболее существенных заключается в том, что жилищно-коммунальные услуги носят как рыночный, так и нерыночный характер, здесь требуется избирательный подход при внедрении рыночных механизмов в эту сферу в зависимости от экономического содержания жилищно-коммунальных услуг. Поэтому анализ проблем формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, развития конкурентных рыночных механизмов на различных сегментах этого рынка, влияния инвестиционной политики на развитие сферы жилищно- коммунальных услуг являются одним из важнейших направлений научных исследований. Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость решения этих вопросов. Необходимость разработки концессии рыночной модели функционирования ЖКХ, проработки экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ на всех уровнях народного хозяйства.
В связи с этим целью данного диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ экономико¬организационного механизма формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и его отдельных сегментов.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
• • систематизировать и уточнить понятийный аппарат концепции рыночной модели функционирования ЖКХ;
• проанализировать современное состояние ЖКХ на уровне муниципальных образований с точки зрения особенностей формирования предложения и спроса на ЖКУ;
• выявить особенности становления и развития рынка ЖКУ на уровне муниципальных образований;
• разработать методические подходы к регулированию предложения и спроса на ЖКУ с учетом специфики их производства и финансирования;
Объектом исследования выступает жилищно-коммунальный комплекс города Волгограда.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых в области исследования региональных и муниципальных рынков, экономики общественного сектора, государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг.
Значительное влияние на автора и его взгляд на процессы формирования и развития рынков ЖКУ в условиях рыночных преобразований оказали работы Басина Е.В., Безлюдова А.И., Новоселова А.М., Маршаловой А.С., Шнипера Р.И. и других.
Исследование проблем развития сферы жилищно-коммунальных услуг в условиях перехода рыночных преобразований базируется на работах Бессоновой О.Э., Бузырева В.В., Беляева М.К., Жильцова Е.Н., О. Салливан Р., Косаревой Н.Б., Ларионова А.Н., Минц И.Г., Пинегиной М., Пчелинцева О.С., Страйка Р., Чекалина В.С., Чернышева Л.Н. и др.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти. По практическим вопросам проведения реформы жилищно- коммунального хозяйства использованы материалы Управления реформирования ЖКХ Госстроя России. Эмпирический материал базируется на сведениях Госкомстата РФ, Департамента ЖКХ администрации города Волгограда.
К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:
- уточнение понятий «жилищно-коммунальная услуга (ЖКУ)», «рынок жилищно-коммунальных услуг (РЖКУ)», уточнение классификации и структуры ЖКУ;
- определение тенденций преобразований и выявление предпосылок становления рыночных отношений в ЖКХ на уровне муниципальных образований, обусловленных изменениями в процессе производства, реализации и потребления ЖКУ в условиях рынка;
- определение и обоснование особенностей построения конкурентных механизмов на различных сегментах рынка жилищно-коммунальных услуг на уровне муниципальных образований;
- разработка методических подходов к сегментации рынка ЖКУ с учетом специфики формирования предложения и спроса на ЖКУ; структурно-логическая модель экономико-организационного механизма формирования рынка ЖКУ и определение принципов ее практической реализации на примере муниципальных образований.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов и выводов исследования органами регионального и муниципального управления при разработке и реализации организационно-экономических мер по формированию рынка жилищно-коммунальных услуг.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде конференций, симпозиумов и совещаний, в том числе: на научно-практической конференции ВолгГАСА «Пути повышения адаптивности и конкурентоспособности в условиях транзитивной экономики» Волгоград, ВолгГАСА 2001г. на международном научном симпозиуме «Безопасность жизнедеятельности, XXI век» ВолгГАСА, Волгоград, 2001г., на региональной конференции «Социально-экономические проблемы строительного производства», Волгоград, 2002г.
По теме диссертации автором опубликованы 5 работ (статьи и тезисы докладов) общим объемом 1 печатный лист.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и нормативных актов, приложения. Основной текст изложен на 153 стр., включает 8 таблиц и 26 рисунков. Список литературы насчитывает 117 наименований.
Анализ результатов реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве показал, что внедрение рыночных принципов хозяйствования было направлено на повышение тарифов для населения. Это в свою очередь повлекло за собой снижение уровня оплаты населением жилищно- коммунальных услуг. При этом предполагалось создать систему социальной поддержки малообеспеченных семей, не способных по своему уровню дохода оплачивать установленную долю расходов на жилищно-коммунальные услуги. Субсидии предполагалось выдавать в том случае, если расходы семьи на жилищно-коммунальные услуги превышали нормативно установленную долю в семейном доходе. Расчет производился исходя из социальной нормы площади жилья, утвержденной в данном регионе (норматив, установленный в квадратных метрах площади на одного человека на региональном уровне, исходя из средней обеспеченности жильем на данной территории и обычно дифференцированный для семей различного размера и состава).
Однако проводимое в ходе реформы повышение уровня тарифов для населения привело к росту социального недовольства, выражаемого иногда в виде социальных протестов. Другим характерным последствием повышения уровня тарифов для населения стал рост неплатежей за полученные услуги. Смягчить последствия повышения тарифов для населения на услуги ЖКХ должны были программы жилищных субсидий. Анализ показывает, что в среднем по России платежи в абсолютном размере различаются более чем в 2,5 раза, а доля семей, получающих жилищные субсидии, колеблется от 1,2 до 32 %. За субсидиями обращаются не более 70-75 % нуждающихся семей, поскольку, как показывает практика, граждане, имеющие право на субсидии в размере менее 10 % от фактически начисленных платежей, за субсидиями не обращаются.
Программа реформы оставила в стороне проблему рационализации механизма предоставления услуг, концентрируя внимание на обслуживании жилья. Разделение функций заказчика и подрядчика приводит к росту затрат на управление.
В результате сложившегося экономического положения многие потребители коммунальных услуг оказались неплатежеспособными. Причинами того, что фактические платежи населения ниже, чем утвержденные администрациями, являются отсутствие контроля за процессом ценообразования на коммунальные услуги для населения, а также наличие множества категорий граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде, что приводит к выпадению ряда платежей и снижению объемов фактически получаемых средств.
Проведенный анализ официальных преобразований в жилищно- коммунальном секторе показал, что они не привели к достижению того результата, на который были рассчитаны, а именно, к рационализации деятельности и снижению стоимости услуг в жилищно-коммунальной хозяйстве. Результатом стал опережающий рост тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги при сохранении существующего затратно-нормативного механизма формирования тарифов.
Возникла необходимость более широкого применения повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, введение дифференцированной оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
В условиях перехода к рыночным принципам хозяйствования было ликвидировано централизованное финансирование из федерального бюджета выпадающих доходов предприятий ЖКХ, возникающих из-за разницы в тарифах, оплачиваемых населением за жилье и коммунальные услуги, и затрат предприятий на их производство.
Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Существующий хозяйственный механизм представляет собой сочетание элементов прежней финансово-экономической системы, сложившейся в условиях плановой экономики, и элементов рыночной экономики.
Причиной медленного развития конкуренции на рынке услуг ЖКХ города является повсеместная концентрация подавляющего объема работ по предоставлению ЖКУ в муниципальных предприятиях и, соответственно, преобладание административных, а не экономических рычагов воздействия на эти предприятия в условиях хронического бюджетного дефицита, что обуславливает низкую привлекательность данной сферы для предприятий других форм собственности.
Потребность в новых формах и методах организации управления объектами ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей обусловлена неизбежностью появления новых групп собственников - инвестиционных, строительных и эксплуатационных организаций различных форм собственности, владельцев и арендаторов жилых помещений, товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций.
Следовательно, внедрение конкурентных механизмов на рынке жилищно- коммунальных услуг является необходимым условием снижения их стоимости для потребителей.
Жилищно-коммунальные услуги, так же как и товары, могут выступать в качестве частных, общественных или смешанных экономических благ. В зависимости от этого определяется и способ их предоставления потребителю.
Поскольку экономические механизмы, используемые при предоставлении различного типа благ различны, то важной представляется классификация представляемых жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их экономической сущности.
Являясь фактором личного потребления, ЖКУ оказывают непосредственное воздействие на процесс воспроизводства рабочей силы. С этой точки зрения жилищно-коммунальное обслуживание населения стоит в одном ряду с другими отраслями непроизводственной сферы, как бытовое обслуживание, образование и здравоохранение, имеющим первостепенную роль в воспроизводстве рабочей силы.
Таким образом, многообразие функций и роли сферы ЖКУ в процессе общественного воспроизводства сводится к следующим позициям:
- ЖКУ в плане экономическом являются действенным фактором воспроизводства главной производительной силы общества - рабочей силы, создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;
- ЖКУ в плане социальном выступает эффективным фактором стабилизации жизненного уровня населения в переходный период становления рыночных отношений, его последующего роста, повышения качества жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
Отсюда вывод: чем выше уровень развития сферы ЖКУ, чем шире ассортимент предоставляемых услуг, чем полнее удовлетворяются многообразные потребности людей в ЖКУ высокого качества, тем весомее вклад данной сферы в развитие национальной экономики, повышение благосостояния населения, обеспечение социальной стабильности в обществе.
Следовательно, экономическое содержание ЖКУ обусловливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых в целях: повышения уровня обеспеченности потребителя ЖКУ; рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания ЖКУ различных социально-демографических групп населения; создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.
Определенной спецификой обладают и субъекты рынка ЖКУ. В настоящее время отношения между всеми субъектами, действующими в сфере ЖКУ, не всегда носят рыночный характер. Но появляются тенденции к формированию рынка в этой сфере.
Основными способами достижения стабилизации финансового состояния отрасли являются: преобразование и совершенствование системы управления, эксплуатации, финансирования, ценообразования в жилищно- коммунальном хозяйстве, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Одна из очевидных тенденций, осознаваемая всеми субъектами сферы ЖКХ необходимость изменения структуры управления и формы собственности обслуживающих организаций. При этом точки зрения представителей собственника и самих обслуживающих организаций несколько отличаются.
При этом важным вопросом становится проблема разграничения прав собственности на основные фонды, они могут быть переданы в долгосрочную аренду создаваемой производственной структуре.
Процессы, происходящие в сфере ЖКХ, позволяют говорить о формировании рынка муниципальных заказов на обслуживание жилищного фонда. Субъектами данного рынка выступают структуры, представляющие интересы собственника жилищного фонда, в качестве заказчика, и обслуживающие организации различных форм собственности - в качестве подрядчика.
Создаваемые условия для развития конкуренции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг породили необходимость бороться за своих потребителей. Теперь, например, перед жилищно-эксплуатационными организациями встает вопрос об изучении мнения потребителей. Маркетинг предлагает широкий инструментарий, дающий возможность строить поведение фирмы с учетом мнения потребителей, завоевать устойчивое положение на рынке.
Достижение программных целей реформы ЖКХ экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды среди обслуживающих предприятий ЖКХ, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, наиболее полного удовлетворения социальных (жилищно-коммунальных) потребностей населения, развития > деловой активности.
Концепция ценообразования в жилищной сфере должна учитывать процессы активизации непосредственного, конечного потребителя - населения. Тарифы, а также плата за найм, должны формироваться исходя из возможностей свободного выбора населением жилья, по уровню комфортности соответствующего доходам домохозяйства. Дифференциация тарифов должна обеспечить также выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУ.
Одним из существенных результатов является разработанная нами прогрессивная система ценообразования на жилищно-коммунальные услуги и результаты ее практической апробации.
Разработаны методические основы управления муниципальным рынком жилищно-коммунальных услуг базирующихся на принципах регулирования финансовых потоков и создания с этой целью муниципального жилищно-коммунального банка. На первоначальном этапе предлагается создание единого операционного центра, который в дальнейшем предполагается реструктуризировать и преобразовать в вышеназванный банк.
1. Авдеев В.в. Почему пробуксовывает реформирование в жилищно- коммунальной сфере // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 1996. - № 3. -С. 5-9..
2. Авдеев В.В., Гребенник Р.А. Проблемы реновации жилищного фонда // Жилищно-коммунальное хозяйство.- 1997,- №11,- С.20-26.
3. Авдеев В.В., Чернышев Л.Н., Яганов В.Н. Экономические правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы, опыт, документы. (Библиотека муниципального работника): В 3 т. Т 1. М.,1996. - 706 с.
4. Александрова Н.Г., Александров Н.А. Банки и банковская деятельность для клиентов.-СПб: Питер,2002.-224с.:ил.
5. Ааул А.Н., Старинский В.Н., Рыбнов Е.И., Клюев А.Ф. Экономика недвижимости: Учеб. Пособие.- М.: Изд-во АСВ; СПб.:СП6ГАСУ .-2000.-186 с.
6. А с а у л А.Н., Шишлов Г.И. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности в строительстве // Экономика строительства. - 2000. -№ 9. - С. 2-9.
7. Б а б у н Р. Проблемы муниципальной экономики // Муниципальная экономика. - 2000. - №2. - С. 34-38.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М: Финансы и статистика, 1998. - 288 с.
9. Балабанов И.Т. Экономика недвижимости- СПб: Питер,2002. -208 с.:ил.
10. Б а с и н Е.Б. Строительный и жилищно-коммунальные комплексы в условиях рынка // Жилищное и коммунальное хозяйство. -1999. - № 4. - С. 2-5.
И.Безлюдов А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления. - М.: Стройиздат, 1990,- 172с.
12. Белкина Т.Д. Товарищества собственников жилья: организация, регистрация, деятельность. - М.: ИНФРА -М, 1996
13. Беляев М.К. Инвестиционная адаптивность социально-экономических систем. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. - 224 с.
14. Беляев М.К. , Максимчук О.В. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала: Учебное пособие/ ВолгГАСА.- Волгоград, 2002.-250 с.
15. Бессонова О.Э., К и р д и н а С.Г., О’ С а л л и в а н Р. Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве. - Новосибирск: Изд-во новосиб. ун-та, 1996
16. Бессонова О.Э., К р а п ч а н С.Г., Салливан Р. Техническое состояние жилищного фонда на экспериментальных участках - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995.-№6.-31 с.
17. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб: «Норинг», 1998
18. Борковская В.Г. Ценообразование в жилищном хозяйстве // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2000. - № 6. - С. 18 - 19 .
19. Бузы рев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.-256 с.
20. Банковский И.В. Реформа ЖКХ в 2001-2005 годах: виден ли конец? // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2001. - №4. - С.48-58.
21. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Репринт воспроиз. изд. 1928 г. -М.: Госиздат, 1995. - 216 с.
22. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / Пер. с англ. - 4 изд. М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с.
23. Г апоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учеб.-метод, пособие.-М.: Изд-во РАГС, 1999.- 135 с.
24. ГенцлерИ. Колесников И. СиваевС. Договор на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовых территорий - М.: Фонд «Институт экономики города», 1997. - 35 с.
25. Говоренкова Т.М. Жилищное дело в терминах и понятиях в России и на Западе // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2001. - № 2. - С. 90-94.
26. Гончар В.В., Лопасов В.П. и др. Реформа ЖКХ и россияне // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 1999. - №6. - С.54-69.
27. Госкомстат России Волгоградский областной комитет государственной статистики Аналитическая записка о ходе проведения реформы ЖКХ Волгоградской области, 2002г.
28. Государственный комитет российской федерации по жилищной и строительной политике ПРИКАЗ от 26 июня 1998 г. N 17-125/1 Об утверждении нормативно - методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в российской федерации.
29. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Новая волна, 1996.-512 с.
30. Грудинин М.Ю. Основное направление политики развития рынка недвижимости И Экономика строительства. - 2000. - № 5. - С. 44-52.
31. Грудинин М.Ю. Рынок недвижимости, мифология и содержание // Экономика строительства. - 2000. - № 2. - С. 58-63.
32. Д е м и н А.Ю. Роль и возможности местного самоуправления в эффективном реформировании ЖКХ РФ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. -2001.-№7.-С.45-49.
33. ДенисовМ.В. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция реформирования//Экономист. - 1998. - №5. -С. 71-75.
34. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-3 Юс.
35. Дронов А.А. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2001. - № 7. - С. 34-57.
36. Дулич В.А. Экономика и инвестиции в России в 1998-2000 гг. И Экономика строительства. - 2001 .-№ 2.-С. 44-51.
37. Егоров Е.В., Потапова М.В. Экономика жилищного хозяйства России: Учебное пособие.- М.: ТЕИС, 2002. -171 с.
38. Жилищная экономика: Пер. с англ. / Под ред. Г. Поляковского - М.: Дело, 1996.-222с. .
39. Жилищно-коммунальная реформа / Гл. ред. Полежаева Н.И. - М.: Изд.дом «Социальная защита», 1997. -160с.
40. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: Изд-во МГУ, 1995.- 185 с.
41. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-96 с.
42. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города: Учеб, пособие - М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1998. - 272 с.
43. Карандеев А.А., Симионов Ю.Ф. Оплата жилищно- коммунальных услуг. Проблемы. Особенности, Перспективы, г. Ростов-на- Дону, ЗАО «Книга», 2001 -96с.
44. Кириллова А.Н. Проблемы управления жилищным фондом и механизм привлечения финансовых ресурсов И Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 1999. -№ 5. - С.41-47.
45. Кириллова А.Н., Хачатрян С.Р. Методологические подходы к определению индекса доступности жилья // Экономика строительства. - 2000. -№9. -С. 9-21.
46. Кияненко К.В. Концепция жилищной проблемы и жилищная политика России // Жилищное строительство. - 1998. - № 1. - С. 2-5.
47. Климова с. Коммунальная реформа: сторонники и противники // Власть. - 1997. - № 8
48. Комитет ЖКХ Администрации Волгоградской области. Главе Администрации Волгоградской области Н.К.Максюте от 28.02.2003 г. 01/15 О некоторых итогах реформирования ЖКХ Волгоградской области
49. Комментарий к «Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»: М.: Институт экономики ЖКХ, 2000. - 136 с.
50. Контракты и издержки в ресурсосберегающих подотраслях жилищно- коммунального хозяйства / К. Менар, П.В. Крючкова, Е.Н. Кудряшова, О.А. Пороховкая, Д.М. Сорк, А.Е, Шаститко / Под ред. А.Е. Шаститко: Бюро экономич. анализа. - М.: ТЕИС, 2000
51. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425)
52. К о н ю х о в Л.В., Соколкина Г.А., Г олупова Л.Л. Анализ финансового состояния предприятий И Жшшщно-коммунальное хозяйство. - 2000,-№6. -С.14-17.
53. К о с а р е в а Н. О жилищной реформе // Экономика и жизнь. - 1996. - № 23
54. Косарева Н., Улюкаев А. Реформа ЖКХ: эволюция или революция? // Вопросы экономики. - 1997. - № 9. - С.55-68.
55. К о т л е р Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой - М: Прогресс, 1990. - 736 с.
56. Ларионов А.Н. Стратегия развития рынка жилья Волгоградской области/ ВолгГАСА.-Волгоград,2002.-456с.
57. Л и п с и ц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 1997. -368 с.
58. Макконедл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. - М.: Республика, 1992
59. Максимов С.Н. Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости - СПб: Питер, 2000. - 272 с.
60. Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 138 с.
61. Максимчук О.В. Региональные факторы инвестиционного климата: дисс. канд. экон, наук, ВолгГАСА. Волгоград, 2001. - с. 195
62. Маркетинг в строительстве / Под ред. И.С. Степанова, В.Я. Шайтанова.-
М.: Юрайт-М, 2001 .-344 с.
63. М а р ч у к Е.А., Маршалова А.С., Новоселов А.С., Кашу н Т.А. Опыт реформ в жилищно-коммунальной сфере // Регион: экономика и социология. - 1999. - № 2.-С. 124-137.
64. Матюгина Э.Т. Формирование экономического механизма решения жилищной проблемы// Жилищное строительство. - 1994. - № 7
65. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства: Постановление Госкомитета РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике от 23 февр. 1999 г. № 9.- 135с.
66. М и н ц И.Г. Экономически обоснованные тарифы как основа планирования финансового обеспечения ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2001. - № 4. - с. 83
67. М о ляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2000.-200.с.:ил.
68. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. Муниципальный менеджмент: учебное пособие для вузов по экон, специал. - М.: Банки и биржи, 1997.-262с.
69. О приватизации жилищного фонда в РФ: Закон РФ от 04 июля 1991 г.№1 1541- 1
70. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 425 от 28 апреля 1997 г. И Российская газета. - 1997. - 7 мая.
71. О реформе жилищно-коммунального хозяйства области: Постановление губернатора области от 12.01.98 г. № 17-п.
72. Об утверждении «Методических указаний по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда»: Приказ Министерства строительства РФ от 02.12.96 г № 17-152.
73. Оплата жилья и коммунальных услуг предприятий жилищно- коммунального хозяйства. Нормативная база, комментарий. -М.: Финансы и статистика, 2000.-160с.
74. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины: Учеб, -справ. Пособие/ Авторы В.А. Афанасьев, Н.В. Варламов.. .СПб., СПбГАСУ.-1998.-316с.
75.Орлова Р.И. и др. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебник для техникумов / Орлова Р.И., Зайцев Л.К., Пронин А.З. - М.: Стройиздат, 1988. -271 с.
76. П о р т е р М. Международная конкуренция : Конкурентные преимущества стран: пер. с англ. / под ред. В.Д. Щетинина - М.: Международные отношения, 1993.-895 с.
77. Постановление Администрации г. Волгограда от 3.02. 2003 г. № 141 «О тарифах на оплату жилья и коммунальных услуг для граждан Волгограда»
78. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда: Утв. приказом Госстроя России 26.12.97 г. № 17 - 139 / ГУП Академия коммунального хозяйства. Рук. авт. кол. Вавуло Н.М. Изд. НК «Содействие жилищному сектору». М., 1998
79. Правительство РФ Постановление от 17.11.2001г. № 797 О подпрограмме «Реформирование и модернизация ЖКК РФ» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
80. Правительство РФ Постановление от01.07. 2002г.№490 О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ.
81. Практикум по финансовому менеджменту / Под ред. Е.С. Стояновой - М.: Перспектива, 2000. - 140 с.
82. Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ. / Junior Achievement. - М.: Просвещение, 1992
83. Программа действий Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Волгоградской области на 2003 год.
84. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. Авт. Колл. Д.С. Львов; Отд.экон.РАН; науч.-ред.совет изд-ва «Экономика».- М.: ОАО «Издательство»Экономика», 1999. -793с.
85. Пчелинцев О., Белкина Т. Жилищные реформы и европейская интеграция // Проблемы прогнозирования. - 1997. -№1. - С. 140-142.
86. Пчелинцев О.С. О социально-экономическом обосновании содержания жилищно-коммунальной реформы // Проблемы прогнозирования. - 1998. - № 5. -С. 3-13.
87. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе. -Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002г.-208с.
88. Рахман И.А. Методы определения стоимости недвижимости в строительстве // Экономика строительства. - 2001. - № 3. - С. 52-59.
89. Рахман И.А. Формирование рынка недвижимости в России // Экономика строительства. - 2000. - № 9. - С.52-63.
90. Савельева И.В. Остроушко П.В. и др. Опыт по формированию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонд. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 1999.- № 9. - С.22-26.
91. Сиваев С.Б. Проблемы и направления развития жилищно- коммунального комплекса // Жилищное право. - 2000. - № 2. - С.3-7.
92. Соколов В.К. Реконструкция жилых зданий - М.: Стройиздат, 1986. -365 с.
93. Стародубровская И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: особенности выбранной модели // Вопросы экономики. - 1997,- № 11-С. 60-77
94. Страйк Р., Косарева Н. Реформа жилищного сектора России (1991
- 1994).- М.: Институт экономики города, 1995
95. Страйк Р., Панегина М., Ш а п и р о М. Как эффективно обслуживать муниципальный жилищный фонд - М.: Институт экономики города, 1996. -186 с.
96. Т а ги - 3 а д е Ф.Г. О программе коммунальной реформы // Жилищно- коммунальное хозяйство. - 1999. - № 1. - С. 2-5.
97. Т а л о н о в А.В. Финансовые аспекты жилищно-коммунальной реформы // Российский экономический журнал. - 1997. - № 8. - С.28-32.
98. Т а с е н к о Т.Н. Муниципальная политика оплаты жилья // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2001. - № 4. - С.29-36.
99. Фатахетдинова А.И. Проблемы регулирования ценообразования в сфере ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 1999. - № 9. - с. 94- 97
100. ФишерС., Дорн б у шР., ШманлензиР. Экономика: Пер. с англ, со 2-го изд.- М.: «Дело ЛТД», 1995.-864 с.
101. Федеральной закон от 28. 08. 95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
102. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ РОССИЯ- 2002 , Экономическая конъюнктура выпуск 4 Москва декабрь 2002г.
103. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Регионы
России: экономическая конъюнктура (Социально-экономическая информация) Том 1 12-й выпуск декабрь 2002г.
104. Цены и тарифы в ЖКХ - М.: Госкомстат РФ, 1999.- № 10.
105. Цены и тарифы в ЖКХ - М.: Госкомстат РФ, 2000. - № 3.
106. Чернышов Л.Н. Формирование рыночных отношений в жилищно- коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы. - М.: Медународный центр финансово-экономического развития, 1996. - 285 с.
107. Чернышов Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. Нормативные документы. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997
108. Чернышов Л.Н. Как добиться оптимизации затрат при формировании тарифов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 1999. - №5.-С.82-91.
109. Чернышов Л.Н. О ходе и перспективах реформирования в жилищно-коммунальной сфере И Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. -2001.-№4. -С. 38-47.
110. Чернышов Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно- коммунальном хозяйстве. Науч.ред. -акад.Е.В.Басин.-М.: Книжный мир,1998. -248 с.
111. Шейкин А.В. Социальные аспекты реформирования жилищно- коммунальной сферы // Жилищное и коммунальное хозяйство.-1998. - № 1. -С.8-13.
112. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М. : Изд-во «ИнфраМ» 1995. -320с.
113. Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ, 1993
114. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 - 1997. - М.: Институт проблем переходного периода, 1998
115. Экономика строительства: Учебник/ Под общей ред. И.С. Степанова.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2002. -592 с.
116. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999
117. Якобсон Л. Экономика общественного сектора // Городское управление. -1998.- №2.-С. 40-51.