СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 18
1.1. Генезис, сущность и понятие федерализма 18
1.2. «Старый» федерализм США: правовые и этнополитические аспекты 35
1.3. Канада как федеративное государство 67
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛИЗМ КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 93
2.1. Самоуправленческие устои Российского федерализма: политико¬правовой анализ 93
2.2. Конституционно-правовой процесс в современной России:
тенденции развития 122
2.3. Перспективы развития российского федерализма 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
Список источников и используемой литературы 185
Приложения 201
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 18
1.1. Генезис, сущность и понятие федерализма 18
1.2. «Старый» федерализм США: правовые и этнополитические аспекты 35
1.3. Канада как федеративное государство 67
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛИЗМ КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 93
2.1. Самоуправленческие устои Российского федерализма: политико¬правовой анализ 93
2.2. Конституционно-правовой процесс в современной России:
тенденции развития 122
2.3. Перспективы развития российского федерализма 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
Список источников и используемой литературы 185
Приложения 201
Среди основных актуальных проблем науки конституционного права проблема федерализма сегодня занимает одно из центральных мест. В современной российской ситуации именно федерализм, как демократический принцип государственного обустройства социума и средство обеспечения стабильности и согласия в отношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, получивший свое наиболее зримое воплощение в ряде мировых государств, стоит в повестке дня.
Интеллектуальная и политическая история федерализма досконально исследована в Старом и Новом Свете. Его переменчивое содержание, связь с демократией — не тайны, а богатейший опыт, который российские политики должны и могут использовать.
Современная мировая ситуация позволяет определить, что из семи крупнейших по территории государств мира шесть - Австралия, Бразилия, Индия, Канада, США и Россия, за исключением Китая, являются федеративными. Следовательно, существует прямая зависимость между величиной территории и типом территориально-политического устройства страны.
В современной России происходит глубокое реформирование и становление нового, реального федерализма, а во многих других странах СНГ остро стоят вопросы политико-правового статуса различных национально-территориальных и территориальных образований, решение которых может потребовать использования федерализма или отдельных его элементов. С этих позиций анализ опыта федерализма в его самой широкой интерпретации имеет для России не только большое теоретическое, но и практическое значение. Поэтому проблемы современного федерализма находятся в центре теоретических и практических исследований.
Вопрос о государственном устройстве возникал, как правило, в критические моменты политического развития посткоммунистической России. Он обнаруживал себя как дилемма: «федерализм» или «унитарное государство». Поиск ее решения составляет стержень дискуссии о федерализме. Однако для сознательного политического выбора не хватало главного — четкого понимания федерализма в его необходимо меняющейся соответственно времени и обстоятельствам сущности.
Проблемы федеративной природы России, межнациональных отношений и национальной политики, прав человека, предотвращения и урегулирования этнонациональных конфликтов - основные аспекты современного развития нашей страны. В современной ситуации следует акцентировать внимание на политико-правовые коллизиях, которые возникают между Центром и субъектами Российской Федерации и являются показателем несовершенства федеративных отношений.
Среди причин возникающих проблем — отсутствие четко очерченного круга прав и обязанностей органов власти на всех уровнях; незавершенность процесса разграничения полномочий; излишняя регламентация деятельности органов государственной власти субъектов Федерации федеральным законодательством; несовершенство модели бюджетного федерализма; перегруженность Центра несвойственными ему функциями; практикуемое вмешательство Центра в компетенцию органов государственной власти субъектов; различия в темпах развития федерального законодательства и законодательства отдельных субъектов Федерации. Российская Федерация являет собой сочетание национально-территориального и территориального принципов федерального устройства. Но именно из противоречия двух одновременно существующих форм государственного устройства России — национальной и территориальной - проистекает спор между республиками и областями о равноправии субъектов Российской Федерации. Выход из этого противоречия видится таким: Россия обречена на долгий переходный период, в течение которого необходимо прийти к оптимализации форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с территориальными и экономическими. В поиске оптимального решения данной проблемы необходимо использовать в адаптированном виде зарубежный опыт построения федерации.
Становление федеративных начал в России зависит от цивилизованности форм решения национального вопроса, с другой стороны, — успешная федерализация невозможна без своевременного преодоления возникающих Ч] противоречий, как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровнях. Решение этнонациональных конфликтов - проблема, с которой столкнулась не только наша страна. В данном случае показателен опыт Канады и Соединенных Штатов Америки.
В контексте изучения тенденций развития и соотношения политико-правовых аспектов федерализма актуальность осуществления комплексного политико-правового анализа обусловливается совокупностью следующих факторов:
1 .Общепланетарный аспект: вступление России как субъекта мирового сообщества в новую историческую эпоху, когда резко ускоряются темпы всех общественно-политических процессов, происходит интернационализация и интенсификация разновекторных и противоречивых процессов, - интеграции / дезинтеграции, модернизации / демодернизации, мондиализации / балканизации. Обстоятельства Нового времени ставят все страны и каждого отдельного индивида перед лицом опасных вызовов и (/'!» рисков. Угроза системного кризиса в общемировом масштабе диктует необходимость переосмысления парадигмы развития как на общепланетарном, так и на страновом и региональном уровнях.
2. Политико-правовой аспект: становление новой российской государственности, включающей в себя в качестве неотъемлемой части федерализм, систему местного самоуправления, связано с созданием институтов гражданского общества (которое, по мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, только-только начинает формироваться), социальных организаций и сообществ районов, городов, регионов. Обществу и многонациональному государству необходимо всеми силами поддерживать и стимулировать граждан к освоению комплекса политических прав и свобод, их заинтересованность в устойчивом функционировании общественно-правовых институтов, дальнейшем развитии муниципалитетов. Все это формирует новую политико-правовую культуру, - культуру гражданственности, федерализма, а также этику участия в управлении государством.
3. Историко-генетический аспект: нам нужен критический анализ пройденного пути развития институтов федерализма, как нашего Отечества, так и других стран и народов. Необходимо сделать выводы из прошлых ошибок и просчетов, чтобы не допускать их в будущем. Всматриваясь в свое и чужое прошлое, мы невольно ищем в нем аналоги событиям дня сегодняшнего. Изучение федерального опыта различных исторических эпох и цивилизаций имеет прямое отношение к решению общественно-
** политических проблем современного этапа развития нашей страны,
поскольку богатые традиции местных сообществ способны стать активной преобразующей силой социальной жизни в городах и районах.
4. Управленческий аспект: после передела собственности центр тяжести переместился на подножие власти - местный, региональный уровень. Стратегическая власть перестала быть привилегией федерального центра и стала достоянием всех субъектов управления. Строго говоря, содействовать
(А;: совершенствованию федерализма необходимо, не разрушая при этом единой системы государственного управления. Ибо это способно порождать опасную зависимость регионов от зарубежья, иностранных инвесторов в обход федеральных органов. В подобной ситуации может возникать чреватое для общегосударственных устоев противостояние Центра периферии.
5. Коммуникационный аспект: с позиций современной политико¬правовой науки компактность, внутренняя организованность социума определяется такими индикаторами, как общекультурная, профессиональная подготовленность, мобильность, толерантность, способность к адаптации. Даже поверхностная оценка ситуации в России показывает, что положение дел здесь далеко неблагополучно (хотя оно и несколько изменилось с образованием семи федеральных округов). Нарушены и ослаблены коммуникативно-адаптивные возможности населения, разобщены регионы - и между собой, и с Центром. Сахалин тяготеет к Японии, Карелия к Финляндии, Камчатка к Аляске, Приморье к Китаю, Калининград к Германии. Подобное положение не может не затрагивать интересов национальной безопасности страны.
б.Самодеятельный аспект: на рубеже XX - XXI вв. наметилась глобальная тенденция к относительному снижению значимости государства и формальных отношений между ним и индивидом и, с другой стороны, набирающая силу тенденция к повышению роли во всех сферах жизнедеятельности самоуправляемых, саморазвивающихся неправительственных организаций и объединений, которые все активнее проявляют себя на международной арене уже сегодня. В обозримом будущем значимость самодеятельных сообществ граждан еще более возрастет, и они станут (благодаря развитию СМИ и глобальной компьютерной "паутины") весомым фактором мировой политики.
Степень разработанности проблемы диссертационного исследования
Несмотря на актуальность проблемы федеративного устройства и решения вопросов этнического и религиозного характера, аспект соотношения конституционно-правовых и этнических особенностей федерализма остается пока недостаточно разработанным.
При работе над темой исследования, диссертантом проработан комплекс трудов российских ученых-юристов, сопряженных с проблематикой федерализма. Становление местного самоуправления в Российской Федерации, особенности современных властных институтов, теоретическое обоснование современных правовых процессов подробно освещены в работах В.Малахова, В.Кудина, К.Гасанова, В.Кикотя, А.Кононова, B. Гущина, С.Лебедева, В.Григорьева, Е.Хазова.
При анализе этнического федерализма интерес представляет оценка доктрин «симметричной федерации» и приоритета и неотчуждаемости «естественных прав». Несмотря на то, что принцип «симметричной федерации» был закреплен в Конституции РФ 1993 г., он не изменил уже сложившееся положение во взаимоотношениях федерации и субъектов. Доктрина «симметричной федерации», выступая как модернизационный концепт, имеет ряд сторонников, выступающих с критикой этнического федерализма и отвергающих возможность существования у этнических общностей субъективных прав. В то же время показательна позиция А.Казакова, который рассматривает этнический федерализм как один из принципов российской государственности и формулирует механизмы совершенствования этнического федерализма. На самобытность построения российской федерации и опыта местного самоуправления указывает А. Захаров, отмечая при этом, что использование чужого опыта не должно нарушать историческую модель федеративного строения в нашей стране .
Изучению конституционных и законодательных оснований российского федерализма, правовой ассиметрии федеративного устройства и этнических оснований для построения федерации в нашей стране посвящены труды И.Умновой и М.Золотаревой. Воздействие этнического фактора на процесс государственного строительства в Российской Федерации в постсоветский период явилось основополагающей темой монографии А.Вдовина. При написании работы диссертантом изучен ряд работ российских ученых- юристов, сопряженных с проблематикой федерализма. Становление местного самоуправления в Российской Федерации, особенности современных властных институтов подробно освещены в работах А.Прудникова, Е.Зинченко, А.Лимонова.
Практически все исследования рассматриваемой проблемы затрагивали отдельные ее стороны. Среди научных трудов по существу нет работ, посвященных комплексному изучению соотношения конституционно¬правовых и этнополитических аспектов федерализма.
Исходя из вышесказанного, полагаем, что назрела необходимость в проведении политико-правового анализа соотношения этнических аспектов федерализма и их конституционным оформлением в различных федерациях.
Цель и исследовательские задачи диссертационного исследования
Исходя из актуальности обозначенных вопросов, цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы путем изучения международного (опыт США, Канады) и российского опыта федеративного государственного строительства, анализа зарубежного и отечественного конституционного законодательства и соответствующего правового материала, содержания и последствий различных преобразований и инноваций в конституционно-правовом развитии американского, канадского и российского федерализма, их анализе и оценке выявленных противоречий и различий, а также интеллектуальных приобретений определить закономерности развития российского федерализма, выработать научные рекомендации, позволяющие обеспечить движение к эффективной российской государственности.
В соответствии с названной целью, диссертант формулирует основные исследовательские задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность федерализма, выявить смысл этнической составляющей в федеративном процессе;
2. Сформулировать и раскрыть понятие «политико-правовой культуры федерализма»;
3. Выявить исторические условия, особенности зарождения и формирования федерализма в США, во многом предопределившие своеобразие его структуры, оценить федерализм как регулятор межэтнических отношений в США;
4. Изучить политико-правовую культуру поддержания диалога и равновесия в канадской модели федерализма;
5. Выявить специфику англо-саксонской системы местного самоуправления в Канаде и США;
6. Провести политико-правовой анализ трансформации местного самоуправления в России;
7. Проанализировать основные тенденции и направленность дальнейшей эволюции российского федерализма;
8. Обозначить наиболее перспективные пути и правовые средства совершенствования конституционных основ современного российского федерализма;
9. Определить предпосылки и условия успешного решения этнополитических проблем в многонациональных,поликонфессиональных странах.
Объект и предмет диссертационного исследования
Объектом данного исследования является сравнительно¬сопоставительный анализ конституционно-правовых и этнополитических аспектов в американской, канадской и российской моделях федерализма.
Предметное поле данного исследования очерчено взаимодействием различных мировых систем федерализма и этничности, взаимообуславливающем влиянием этнополитического фактора на структуру федеративных отношений в США, Канаде и России и процессе конституирования данного рода связей.
Методология и теоретические основы исследования
Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные методы познания, теоретического описания и сравнения общественных явлений, в частности государственных и правовых.
В работе широко использованы методы исторического, комплексного нормативного и сравнительно - правового анализа, моделирования, экстраполяции и другие, позволяющие наглядно показать системную динамическую модель развития федерализма, сочетающую конституционно-правовые и этнополитические сущностные характеристики.
Диссертант применил методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы и иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции в развитии федеративного устройства.
Источниковую базу исследования составляет обширный круг материалов. В первую группу материалов входят опубликованные нормативно-правовые акты, регулирующие оформление и становление федераций в выбранных для исследования странах, прежде всего Основные Законы (Конституции данных стран).
В ходе изучения проблемы развития и становления американского федерализма, за основу были взяты такие источники, как Декларация Независимости, «Статьи конфедерации», Конституция 1787 года и Билль о правах, Мэйфлауэрское соглашение. При изучении данного вопроса привлекли к себе внимание политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея-отцов основателей США. Научному осмыслению проблемы развития и становления федерализма в США способствовали труды классиков правовой и политической мысли, а тоже современных американских политологов А.Токвиля, Ф.Хайека, Д.Элазара, М.Нельсона, М.Эслера, Т.Брауна, Дж. Кинсейда .
Кроме того, автору во время пребывания в США и Канаде, при участии в Академической программе «Акт в поддержку свободы» удалось познакомиться со взглядами на проблемы федерализма в США таких известных политиков, как Боб Доул, Томас Дэшл, Ньют Гингрич, Ричард Гефард.
Основными источниками по вопросу федеративного оформления Канады являются: Акт о Британской Северной Америке 1867года, Конституционный Акт 1982 года, а также ряд документов по местному самоуправлению в Канаде в колониальный период и в XX веке, такие, как Акт Болдуина 1849 года о местном самоуправлении в Онтарио и др . Для изучения особенностей канадского федерализма очень помогли публикации
В.Шило-руководителя Центра проблем федерализма Института США и Канады РАН .
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна исследования конституционно-правового и этнополитического аспектов федерализма заключается в специальном выборе данной проблемы как предмета конституционно-политического анализа, а также:
■ в выяснении и обосновании с новых методологических позиций основных перспективных направлений развития российского федерализма;
■ в осуществлении содержательного анализа природы, сущности и конструктивности модели «державно-евразийского» федерализма;
■ в авторском определении понятия «политико-правовой культуры федерализма»;
■ в раскрытии амбивалентного характера взаимодействия и взаимозависимости конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма;
■ в выявлении общих условий успешного решения национальных проблем в полиэтничных федерациях.
Научная новизна диссертации находит свое непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Обоснование конструктивности модели «державно-евразийского» федерализма, направленной на реализацию принципа «единства в многообразии», равенства всех этнических групп, что в дальнейшем должно обеспечить, как демократическое решение национальных проблем, так и укрепление национально-государственного единства Российской Федерации. Россия призвана быть в XXI веке постиндустриальным, державно¬федеративным государством в силу следующих соображений:
• Общемировая практика доказала что в соревновании между тремя экономическими модификациями, монопольно-бюрократической, тоталитарно-этатистской и постиндустриальной, - наиболее успешной и жизнеспособной оказалась именно последняя, а как известно будущее за более конкурентно способной моделью. Пространственно-географические параметры России, простирающейся от Балтики до Тихого океана, и от Северного Ледовитого океана до Кавказа, способно контролировать только сильное эффективное жизнестойкое государство - коим и является держава в полном смысле этого слова.
• Отечественный вариант державного федерализма подразумевает органический синтез двух начал: Европы и Азии. Отсюда и самобытная державно-евразийская модель федерализма, соединяющая два крупнейших центра общемировой экономики: Европейский Союз и Азиатско- тихоокеанский регион. Противостоя этническому сепаратизму, национализму, изоляционизму, стимулируя интеграционный процесс, державная государственность выступает гарантом целостности и внутренней стабильности России. Россия - надэтническое образование. Державность сплачивает и подразумевает примат идеи гражданства над идеей национальности. Национальным субстратом нашей государственности исторически являлась совокупность всех народов населявших Россию, рассматриваемая как особая многонародная нация, обладающая своим общегражданским национализмом. Эту нацию правомерно называть евразийской. А территорию ее проживания - Евразией.
2. Дуалистичный и инверсионный характер взаимодействия и взаимозависимости конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма, который напрямую указывает на роль государства, как арбитра в противоречиях этноконфессионального характера. Исследование показало, что в изучаемых странах, несмотря на усиление центробежных факторов, развивается процесс укрепления конституционно-правовых основ государственности, централизации общефедеральных структур, которые служат своего рода гарантами территориальной целостности и единства страны.
3. Авторского определение «политико-правовой культуры федерализма», как культуры совместного проживания людей, принадлежащих к различным национальным, религиозно-конфессиональным и этнолингвистическим группам, в целостном федеративном государстве, где приоритетными должны быть общенациональные интересы государства, которые должны внедрятся через общие системы ценностей, гражданский патриотизм, становление правовой и политической культур.
4. Оценка соотношения этнополитического развития США, России и Канады и взаимодействия их конституционно-политических систем позволяет определить предпосылки и условия успешного решения национальных проблем в этих странах через создание эффективного механизма разрешения межэтнических конфликтов, учет интересов различных этноязыковых и конфессиональных групп, умение политически верно использовать схожесть культур народов полиэтничного государства, способность решать проблемы элитообразования и миграционных изменений в стране.
5. Предложения по развитию основных направлений модернизации российского федерализма на основе анализа соотношения конституционо- правовых и этнополитических сторон государственного строительства с учетом отечественного и международного опыта.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентировано на решение в условиях острой, кризисной ситуации актуальных проблем становления и развития федерализма в России. Есть основание думать, что проведенное исследование поставленных в диссертации проблем, сделанные обобщения и выводы будут способствовать ряду изменений. Автор предлагает выработать следующие предложения и рекомендации.
В области научно-исследовательской деятельности, в целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о соотношении между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма, их конкретных проявлениях, формах взаимодействия и тенденциях развития научный интерес представляют новые проблемы и темы исследований, касающиеся историко-правовых аспектов строительства многонационального федеративного государства в России, конфессионального фактора и федеративной государственности: достоинства и недостатков, противоречий в конституционно-правовых основах российского федерализма, этнонациональных меньшинств в Российской Федерации; путей и форм их социализации, этнотерроризма и федерализма; взаимодействия и тенденций развития и других.
Ряд положений диссертации может быть использовано в учебном процессе в высших учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и учреждениях при подготовке теоретических, правовых разработок, связанных с функционированием федеративных государственных систем различных стран мира, разработке общих и специальных курсов лекций по основам федерализма и государственного строительства. Автор предлагает включить в программы и учебные планы ВУЗов страны следующие темы: «Виды и модели федерализма: международный опыт», «Сепаратизм и этнотерроризм: истоки и тенденции развития», «Государственное регулирование межнациональных отношений», «Российский федерализм: история и современность» и другие.
Результаты работы могут оказать помощь сотрудникам научных и практических организаций, занимающихся проблемами государственно¬правового и конституционного развития зарубежных стран, межнациональных конфликтов, а также глобальным прогнозированием развития этнополитических процессов.
Апробация результатов исследования
Основные положения и выводы диссертации излагались автором на научно-практических конференциях, обсуждались на кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России. Основные идеи исследования апробированы в опубликованных лекциях, статьях и пособиях, в выступлениях на «круглых столах», при участии диссертанта в конкурсе молодых ученых, проводимом Администрацией Смоленской области.
Структура диссертации
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Выполненные схемы и таблицы вынесены в приложения.
Интеллектуальная и политическая история федерализма досконально исследована в Старом и Новом Свете. Его переменчивое содержание, связь с демократией — не тайны, а богатейший опыт, который российские политики должны и могут использовать.
Современная мировая ситуация позволяет определить, что из семи крупнейших по территории государств мира шесть - Австралия, Бразилия, Индия, Канада, США и Россия, за исключением Китая, являются федеративными. Следовательно, существует прямая зависимость между величиной территории и типом территориально-политического устройства страны.
В современной России происходит глубокое реформирование и становление нового, реального федерализма, а во многих других странах СНГ остро стоят вопросы политико-правового статуса различных национально-территориальных и территориальных образований, решение которых может потребовать использования федерализма или отдельных его элементов. С этих позиций анализ опыта федерализма в его самой широкой интерпретации имеет для России не только большое теоретическое, но и практическое значение. Поэтому проблемы современного федерализма находятся в центре теоретических и практических исследований.
Вопрос о государственном устройстве возникал, как правило, в критические моменты политического развития посткоммунистической России. Он обнаруживал себя как дилемма: «федерализм» или «унитарное государство». Поиск ее решения составляет стержень дискуссии о федерализме. Однако для сознательного политического выбора не хватало главного — четкого понимания федерализма в его необходимо меняющейся соответственно времени и обстоятельствам сущности.
Проблемы федеративной природы России, межнациональных отношений и национальной политики, прав человека, предотвращения и урегулирования этнонациональных конфликтов - основные аспекты современного развития нашей страны. В современной ситуации следует акцентировать внимание на политико-правовые коллизиях, которые возникают между Центром и субъектами Российской Федерации и являются показателем несовершенства федеративных отношений.
Среди причин возникающих проблем — отсутствие четко очерченного круга прав и обязанностей органов власти на всех уровнях; незавершенность процесса разграничения полномочий; излишняя регламентация деятельности органов государственной власти субъектов Федерации федеральным законодательством; несовершенство модели бюджетного федерализма; перегруженность Центра несвойственными ему функциями; практикуемое вмешательство Центра в компетенцию органов государственной власти субъектов; различия в темпах развития федерального законодательства и законодательства отдельных субъектов Федерации. Российская Федерация являет собой сочетание национально-территориального и территориального принципов федерального устройства. Но именно из противоречия двух одновременно существующих форм государственного устройства России — национальной и территориальной - проистекает спор между республиками и областями о равноправии субъектов Российской Федерации. Выход из этого противоречия видится таким: Россия обречена на долгий переходный период, в течение которого необходимо прийти к оптимализации форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с территориальными и экономическими. В поиске оптимального решения данной проблемы необходимо использовать в адаптированном виде зарубежный опыт построения федерации.
Становление федеративных начал в России зависит от цивилизованности форм решения национального вопроса, с другой стороны, — успешная федерализация невозможна без своевременного преодоления возникающих Ч] противоречий, как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровнях. Решение этнонациональных конфликтов - проблема, с которой столкнулась не только наша страна. В данном случае показателен опыт Канады и Соединенных Штатов Америки.
В контексте изучения тенденций развития и соотношения политико-правовых аспектов федерализма актуальность осуществления комплексного политико-правового анализа обусловливается совокупностью следующих факторов:
1 .Общепланетарный аспект: вступление России как субъекта мирового сообщества в новую историческую эпоху, когда резко ускоряются темпы всех общественно-политических процессов, происходит интернационализация и интенсификация разновекторных и противоречивых процессов, - интеграции / дезинтеграции, модернизации / демодернизации, мондиализации / балканизации. Обстоятельства Нового времени ставят все страны и каждого отдельного индивида перед лицом опасных вызовов и (/'!» рисков. Угроза системного кризиса в общемировом масштабе диктует необходимость переосмысления парадигмы развития как на общепланетарном, так и на страновом и региональном уровнях.
2. Политико-правовой аспект: становление новой российской государственности, включающей в себя в качестве неотъемлемой части федерализм, систему местного самоуправления, связано с созданием институтов гражданского общества (которое, по мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, только-только начинает формироваться), социальных организаций и сообществ районов, городов, регионов. Обществу и многонациональному государству необходимо всеми силами поддерживать и стимулировать граждан к освоению комплекса политических прав и свобод, их заинтересованность в устойчивом функционировании общественно-правовых институтов, дальнейшем развитии муниципалитетов. Все это формирует новую политико-правовую культуру, - культуру гражданственности, федерализма, а также этику участия в управлении государством.
3. Историко-генетический аспект: нам нужен критический анализ пройденного пути развития институтов федерализма, как нашего Отечества, так и других стран и народов. Необходимо сделать выводы из прошлых ошибок и просчетов, чтобы не допускать их в будущем. Всматриваясь в свое и чужое прошлое, мы невольно ищем в нем аналоги событиям дня сегодняшнего. Изучение федерального опыта различных исторических эпох и цивилизаций имеет прямое отношение к решению общественно-
** политических проблем современного этапа развития нашей страны,
поскольку богатые традиции местных сообществ способны стать активной преобразующей силой социальной жизни в городах и районах.
4. Управленческий аспект: после передела собственности центр тяжести переместился на подножие власти - местный, региональный уровень. Стратегическая власть перестала быть привилегией федерального центра и стала достоянием всех субъектов управления. Строго говоря, содействовать
(А;: совершенствованию федерализма необходимо, не разрушая при этом единой системы государственного управления. Ибо это способно порождать опасную зависимость регионов от зарубежья, иностранных инвесторов в обход федеральных органов. В подобной ситуации может возникать чреватое для общегосударственных устоев противостояние Центра периферии.
5. Коммуникационный аспект: с позиций современной политико¬правовой науки компактность, внутренняя организованность социума определяется такими индикаторами, как общекультурная, профессиональная подготовленность, мобильность, толерантность, способность к адаптации. Даже поверхностная оценка ситуации в России показывает, что положение дел здесь далеко неблагополучно (хотя оно и несколько изменилось с образованием семи федеральных округов). Нарушены и ослаблены коммуникативно-адаптивные возможности населения, разобщены регионы - и между собой, и с Центром. Сахалин тяготеет к Японии, Карелия к Финляндии, Камчатка к Аляске, Приморье к Китаю, Калининград к Германии. Подобное положение не может не затрагивать интересов национальной безопасности страны.
б.Самодеятельный аспект: на рубеже XX - XXI вв. наметилась глобальная тенденция к относительному снижению значимости государства и формальных отношений между ним и индивидом и, с другой стороны, набирающая силу тенденция к повышению роли во всех сферах жизнедеятельности самоуправляемых, саморазвивающихся неправительственных организаций и объединений, которые все активнее проявляют себя на международной арене уже сегодня. В обозримом будущем значимость самодеятельных сообществ граждан еще более возрастет, и они станут (благодаря развитию СМИ и глобальной компьютерной "паутины") весомым фактором мировой политики.
Степень разработанности проблемы диссертационного исследования
Несмотря на актуальность проблемы федеративного устройства и решения вопросов этнического и религиозного характера, аспект соотношения конституционно-правовых и этнических особенностей федерализма остается пока недостаточно разработанным.
При работе над темой исследования, диссертантом проработан комплекс трудов российских ученых-юристов, сопряженных с проблематикой федерализма. Становление местного самоуправления в Российской Федерации, особенности современных властных институтов, теоретическое обоснование современных правовых процессов подробно освещены в работах В.Малахова, В.Кудина, К.Гасанова, В.Кикотя, А.Кононова, B. Гущина, С.Лебедева, В.Григорьева, Е.Хазова.
При анализе этнического федерализма интерес представляет оценка доктрин «симметричной федерации» и приоритета и неотчуждаемости «естественных прав». Несмотря на то, что принцип «симметричной федерации» был закреплен в Конституции РФ 1993 г., он не изменил уже сложившееся положение во взаимоотношениях федерации и субъектов. Доктрина «симметричной федерации», выступая как модернизационный концепт, имеет ряд сторонников, выступающих с критикой этнического федерализма и отвергающих возможность существования у этнических общностей субъективных прав. В то же время показательна позиция А.Казакова, который рассматривает этнический федерализм как один из принципов российской государственности и формулирует механизмы совершенствования этнического федерализма. На самобытность построения российской федерации и опыта местного самоуправления указывает А. Захаров, отмечая при этом, что использование чужого опыта не должно нарушать историческую модель федеративного строения в нашей стране .
Изучению конституционных и законодательных оснований российского федерализма, правовой ассиметрии федеративного устройства и этнических оснований для построения федерации в нашей стране посвящены труды И.Умновой и М.Золотаревой. Воздействие этнического фактора на процесс государственного строительства в Российской Федерации в постсоветский период явилось основополагающей темой монографии А.Вдовина. При написании работы диссертантом изучен ряд работ российских ученых- юристов, сопряженных с проблематикой федерализма. Становление местного самоуправления в Российской Федерации, особенности современных властных институтов подробно освещены в работах А.Прудникова, Е.Зинченко, А.Лимонова.
Практически все исследования рассматриваемой проблемы затрагивали отдельные ее стороны. Среди научных трудов по существу нет работ, посвященных комплексному изучению соотношения конституционно¬правовых и этнополитических аспектов федерализма.
Исходя из вышесказанного, полагаем, что назрела необходимость в проведении политико-правового анализа соотношения этнических аспектов федерализма и их конституционным оформлением в различных федерациях.
Цель и исследовательские задачи диссертационного исследования
Исходя из актуальности обозначенных вопросов, цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы путем изучения международного (опыт США, Канады) и российского опыта федеративного государственного строительства, анализа зарубежного и отечественного конституционного законодательства и соответствующего правового материала, содержания и последствий различных преобразований и инноваций в конституционно-правовом развитии американского, канадского и российского федерализма, их анализе и оценке выявленных противоречий и различий, а также интеллектуальных приобретений определить закономерности развития российского федерализма, выработать научные рекомендации, позволяющие обеспечить движение к эффективной российской государственности.
В соответствии с названной целью, диссертант формулирует основные исследовательские задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность федерализма, выявить смысл этнической составляющей в федеративном процессе;
2. Сформулировать и раскрыть понятие «политико-правовой культуры федерализма»;
3. Выявить исторические условия, особенности зарождения и формирования федерализма в США, во многом предопределившие своеобразие его структуры, оценить федерализм как регулятор межэтнических отношений в США;
4. Изучить политико-правовую культуру поддержания диалога и равновесия в канадской модели федерализма;
5. Выявить специфику англо-саксонской системы местного самоуправления в Канаде и США;
6. Провести политико-правовой анализ трансформации местного самоуправления в России;
7. Проанализировать основные тенденции и направленность дальнейшей эволюции российского федерализма;
8. Обозначить наиболее перспективные пути и правовые средства совершенствования конституционных основ современного российского федерализма;
9. Определить предпосылки и условия успешного решения этнополитических проблем в многонациональных,поликонфессиональных странах.
Объект и предмет диссертационного исследования
Объектом данного исследования является сравнительно¬сопоставительный анализ конституционно-правовых и этнополитических аспектов в американской, канадской и российской моделях федерализма.
Предметное поле данного исследования очерчено взаимодействием различных мировых систем федерализма и этничности, взаимообуславливающем влиянием этнополитического фактора на структуру федеративных отношений в США, Канаде и России и процессе конституирования данного рода связей.
Методология и теоретические основы исследования
Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные методы познания, теоретического описания и сравнения общественных явлений, в частности государственных и правовых.
В работе широко использованы методы исторического, комплексного нормативного и сравнительно - правового анализа, моделирования, экстраполяции и другие, позволяющие наглядно показать системную динамическую модель развития федерализма, сочетающую конституционно-правовые и этнополитические сущностные характеристики.
Диссертант применил методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы и иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции в развитии федеративного устройства.
Источниковую базу исследования составляет обширный круг материалов. В первую группу материалов входят опубликованные нормативно-правовые акты, регулирующие оформление и становление федераций в выбранных для исследования странах, прежде всего Основные Законы (Конституции данных стран).
В ходе изучения проблемы развития и становления американского федерализма, за основу были взяты такие источники, как Декларация Независимости, «Статьи конфедерации», Конституция 1787 года и Билль о правах, Мэйфлауэрское соглашение. При изучении данного вопроса привлекли к себе внимание политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея-отцов основателей США. Научному осмыслению проблемы развития и становления федерализма в США способствовали труды классиков правовой и политической мысли, а тоже современных американских политологов А.Токвиля, Ф.Хайека, Д.Элазара, М.Нельсона, М.Эслера, Т.Брауна, Дж. Кинсейда .
Кроме того, автору во время пребывания в США и Канаде, при участии в Академической программе «Акт в поддержку свободы» удалось познакомиться со взглядами на проблемы федерализма в США таких известных политиков, как Боб Доул, Томас Дэшл, Ньют Гингрич, Ричард Гефард.
Основными источниками по вопросу федеративного оформления Канады являются: Акт о Британской Северной Америке 1867года, Конституционный Акт 1982 года, а также ряд документов по местному самоуправлению в Канаде в колониальный период и в XX веке, такие, как Акт Болдуина 1849 года о местном самоуправлении в Онтарио и др . Для изучения особенностей канадского федерализма очень помогли публикации
В.Шило-руководителя Центра проблем федерализма Института США и Канады РАН .
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна исследования конституционно-правового и этнополитического аспектов федерализма заключается в специальном выборе данной проблемы как предмета конституционно-политического анализа, а также:
■ в выяснении и обосновании с новых методологических позиций основных перспективных направлений развития российского федерализма;
■ в осуществлении содержательного анализа природы, сущности и конструктивности модели «державно-евразийского» федерализма;
■ в авторском определении понятия «политико-правовой культуры федерализма»;
■ в раскрытии амбивалентного характера взаимодействия и взаимозависимости конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма;
■ в выявлении общих условий успешного решения национальных проблем в полиэтничных федерациях.
Научная новизна диссертации находит свое непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Обоснование конструктивности модели «державно-евразийского» федерализма, направленной на реализацию принципа «единства в многообразии», равенства всех этнических групп, что в дальнейшем должно обеспечить, как демократическое решение национальных проблем, так и укрепление национально-государственного единства Российской Федерации. Россия призвана быть в XXI веке постиндустриальным, державно¬федеративным государством в силу следующих соображений:
• Общемировая практика доказала что в соревновании между тремя экономическими модификациями, монопольно-бюрократической, тоталитарно-этатистской и постиндустриальной, - наиболее успешной и жизнеспособной оказалась именно последняя, а как известно будущее за более конкурентно способной моделью. Пространственно-географические параметры России, простирающейся от Балтики до Тихого океана, и от Северного Ледовитого океана до Кавказа, способно контролировать только сильное эффективное жизнестойкое государство - коим и является держава в полном смысле этого слова.
• Отечественный вариант державного федерализма подразумевает органический синтез двух начал: Европы и Азии. Отсюда и самобытная державно-евразийская модель федерализма, соединяющая два крупнейших центра общемировой экономики: Европейский Союз и Азиатско- тихоокеанский регион. Противостоя этническому сепаратизму, национализму, изоляционизму, стимулируя интеграционный процесс, державная государственность выступает гарантом целостности и внутренней стабильности России. Россия - надэтническое образование. Державность сплачивает и подразумевает примат идеи гражданства над идеей национальности. Национальным субстратом нашей государственности исторически являлась совокупность всех народов населявших Россию, рассматриваемая как особая многонародная нация, обладающая своим общегражданским национализмом. Эту нацию правомерно называть евразийской. А территорию ее проживания - Евразией.
2. Дуалистичный и инверсионный характер взаимодействия и взаимозависимости конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма, который напрямую указывает на роль государства, как арбитра в противоречиях этноконфессионального характера. Исследование показало, что в изучаемых странах, несмотря на усиление центробежных факторов, развивается процесс укрепления конституционно-правовых основ государственности, централизации общефедеральных структур, которые служат своего рода гарантами территориальной целостности и единства страны.
3. Авторского определение «политико-правовой культуры федерализма», как культуры совместного проживания людей, принадлежащих к различным национальным, религиозно-конфессиональным и этнолингвистическим группам, в целостном федеративном государстве, где приоритетными должны быть общенациональные интересы государства, которые должны внедрятся через общие системы ценностей, гражданский патриотизм, становление правовой и политической культур.
4. Оценка соотношения этнополитического развития США, России и Канады и взаимодействия их конституционно-политических систем позволяет определить предпосылки и условия успешного решения национальных проблем в этих странах через создание эффективного механизма разрешения межэтнических конфликтов, учет интересов различных этноязыковых и конфессиональных групп, умение политически верно использовать схожесть культур народов полиэтничного государства, способность решать проблемы элитообразования и миграционных изменений в стране.
5. Предложения по развитию основных направлений модернизации российского федерализма на основе анализа соотношения конституционо- правовых и этнополитических сторон государственного строительства с учетом отечественного и международного опыта.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентировано на решение в условиях острой, кризисной ситуации актуальных проблем становления и развития федерализма в России. Есть основание думать, что проведенное исследование поставленных в диссертации проблем, сделанные обобщения и выводы будут способствовать ряду изменений. Автор предлагает выработать следующие предложения и рекомендации.
В области научно-исследовательской деятельности, в целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о соотношении между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма, их конкретных проявлениях, формах взаимодействия и тенденциях развития научный интерес представляют новые проблемы и темы исследований, касающиеся историко-правовых аспектов строительства многонационального федеративного государства в России, конфессионального фактора и федеративной государственности: достоинства и недостатков, противоречий в конституционно-правовых основах российского федерализма, этнонациональных меньшинств в Российской Федерации; путей и форм их социализации, этнотерроризма и федерализма; взаимодействия и тенденций развития и других.
Ряд положений диссертации может быть использовано в учебном процессе в высших учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и учреждениях при подготовке теоретических, правовых разработок, связанных с функционированием федеративных государственных систем различных стран мира, разработке общих и специальных курсов лекций по основам федерализма и государственного строительства. Автор предлагает включить в программы и учебные планы ВУЗов страны следующие темы: «Виды и модели федерализма: международный опыт», «Сепаратизм и этнотерроризм: истоки и тенденции развития», «Государственное регулирование межнациональных отношений», «Российский федерализм: история и современность» и другие.
Результаты работы могут оказать помощь сотрудникам научных и практических организаций, занимающихся проблемами государственно¬правового и конституционного развития зарубежных стран, межнациональных конфликтов, а также глобальным прогнозированием развития этнополитических процессов.
Апробация результатов исследования
Основные положения и выводы диссертации излагались автором на научно-практических конференциях, обсуждались на кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России. Основные идеи исследования апробированы в опубликованных лекциях, статьях и пособиях, в выступлениях на «круглых столах», при участии диссертанта в конкурсе молодых ученых, проводимом Администрацией Смоленской области.
Структура диссертации
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Выполненные схемы и таблицы вынесены в приложения.
Сам латинский термин «федус» означает не только союз, но порядок и закон. Федерация отправляется от множества и идет к единению и интеграции. Это есть процесс не центробежный, а центростремительный. Федерация не расчленяет и дробит, а сращивает и объединяет. Типичное возникновение классического федеративного государства - снизу - вверх. От малого к большому, от разрозненного к единству. Современный процесс федерализации указывает на дуалистичный, инверсионный и амбивалентный характер взаимодействия и взаимозависимости конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма.
Федеральная конституция кроме главного объединяющего несет еще и другой оттенок - неугасший в самобытности составляющих его частей, их самостоятельности в законных пределах, их органической самодеятельности в рамках большого союза. Этот нюанс имеет смысл не юридический, а политический, ибо он касается не конституционной нормы, а ее практического применения и осуществления. В условиях глобализации данный процесс выражается в сопересечении, взаимодополнении и подпитывании двух следующих тенденций: взрыв национально-религиозной идентичности и усиление роли государства, как основного регулятора, координатора и арбитра в разрешении возникающих противоречий или конфликтных ситуаций.
Чем больше территория, чем многочисленнее население, чем разнообразнее составляющее его народы и конфессиональные общности, тем сложнее и масштабнее державные задачи, тем труднее осуществить федеративную форму государства. Тем выше и крепче должно быть правосознание в стране и потому есть условие, при котором требование федерации равносильно антифедеративному расчленению. Российская самобытность аксиоматична и было бы неразумно и наивно оспаривать данный очевидный факт. Естественно, это находит проявление и в сфере государственно-правового строительства. Строго говоря, по самой своей сути (вселенской) Россия не вписывается полностью в сугубо американские стандарты или канадские рамки. Мы — самостоятельная цивилизация, со своей собственной историей и культурой, собственной моделью федерализма. Наиболее актуальной для современной России является проблема выбора модели федерализма. Концепция реорганизации российской государственности может претендовать на успех лишь в том случае, если она будет базироваться на трех надежных столпах:
1. федерализме (подразумевающем территориальную форму демократического устройства);
2. местном самоуправлении;
3. социально ориентированной рыночной экономике.
Последовательная реализация данной концепции реорганизации (а для этого необходима и политическая воля) приведет к постепенной модификации сегодняшней российской «гибридно-ассиметричной» модели в «державно-евразийскую».
Державность в России (в силу исторических, геополитических, климатологических, этнодемографических, национально-психологических особенностей) объективно необходима, ведь она представляет из себя - сильный и эффективный российский федерализм, сочетающий как территориальный, так и национальный принципы. Новый российский федерализм должен быть целостно деятельным и в то же время адаптивно¬гибким, т.е. обеспечивать такое соединение различных групп в единый союз, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей, что подразумевает определенную комбинацию самоуправления и разделенного правления.
Россия ментально, исторически, онтогенетически, не будучи в чистом виде ни Западом, ни Востоком, вбирает и синтезирует в себе и Запад, и Восток. Учитывая это, правомерно вести речь о появлении в результате длительного процесса синтеза «восточно-деспотических» и «европейско-муниципальных» начал новой - «трансвременной», очень своеобразной и достаточно органичной «державно-евразийской» модели самоуправления. Она формировалась не в изолированном пространстве, а в ходе активного межцивилизационного, культурного, политико-правового взаимодействия, как с Западом, так и с Востоком. В историко-правовом плане Россия традиционно довлеет к федеративному государственному устройству. Таким образом, «державно-евразийский федерализм», основанный на принципе «сильный федеральный Центр - эффективное местное самоуправление», как здание новой российской державности должен строиться на основе национально-государственного патриотизма, который объединяет, сплачивает и консолидирует всех граждан Российской Федерации, независимо от их этноконфессиональной принадлежности, идеологических пристрастий и политических симпатий. Очевидно, что это подразумевает безусловный приоритет Закона и Конституционно-правовых норм.
Российская Федерация характеризуется обширной территорией, многочисленным населением, его разнообразием, диффернцированностью как этнической, так и религиозно-конфессиональной. Осуществление державных задач, необходимое по концепции «державно-евразийского федерализма» реализуемо лишь с развитым правосознанием населения, чему по нашему мнению способствует внедрение в массовое сознание «политико¬правовой культуры федерализма».
«Политико-правовую культуры федерализма» можно определить как,культуру совместного проживания людей, принадлежащих к различным национальным, религиозно-конфессиональным и этнолингвистическим группам, в целостном федеративном государстве, их творчески созидательная и целеполагающая деятельность по совершенствованию федеративных отношений, базирующихся на консолидирующей национально-государственной идеологии, патриотической доктрине, объединяющей системе ценностных ориентиров, общегражданской самоидентификации, официальном общепринятом языке общения, наличии гибкого федерального регламента, приверженности принципам конституционализма, правозаконности, экстерриториальности и бюджетного федерализма; последовательное претворение в жизнь основополагающего принципа федерализма «Единство в многообразии».
Федерации вырастают органически, но мало взаимной пользы - важно чтобы народы поняли и признали эту нужду и пользу и захотели этого единения. Федерализм призван способствовать укреплению, объединению государства в единое целое через законодательное разграничение полномочий, предметов ведения центральной и периферийных властей. Необходимо чтобы политико-культурные, административно-управленческие элиты формировались не по этническому или кланово- корпоративному принципу, а по принципу профессиональной компетентности, ибо, как, свидетельствует практика, националистически настроенные этнополитические элиты стремятся монополизировать право собственности на недра, ресурсы, возможность ими владеть, пользоваться, распоряжаться.
Представляется, что «политико-правовая культура федерализма» должна характеризоваться толерантностью, уважением к Закону и порядку, веротерпимостью, гуманизмом, гражданским патриотизмом, историко¬правовое самосознанием, плюрализмом, государственным национализмом, интегратизмом, демократизмом, цивилизованностью, адаптивностью, преемственностью, рационализмом.
Формирование политической культуры, построение федералистской концепции не может происходить без использования зарубежного опыта (как позитивного, так и негативного). Обобщая опыт функционирования североамериканской и российской моделей федерализма, диссертант полагает, что применительно к условиям России, возможно, было бы творчески использовать отдельные элементы американо - канадского опыта федерализма:
1. Принцип административно-территориального устройства (как переход от националтьно-территориториального к административно¬региональному, что подразумевает переход от ныне действующей ассиметричной модели к державно-евразийской;
2. Обеспечение реального равноправия всех штатов в США (принцип равноправности субъектов);
3. Умение учитывать диалектику двух противоположных тенденций федеративного устройства: укрепление национального единства (сильный Центр) и децентрализации, что подразумевает развитое и эффективное местное самоуправление;
4. Интеграция системы местного самоуправления в федеральную правовую систему, что и создает юридическую основу союза;
5. Культивирование, популяризация и воспитание граждан страны в духе национального патриотизма;
6. Сочетание принципа федерализма с принципом последовательного и четкого разделения властей (наличие баланса сдержек и противовесов).
Исследование и сопоставление этнополитического развития США, России и Канады и взаимодействия конституционно-политической системы общества и этнических факторов, позволяет определить предпосылки и условия успешного решения национальных проблем многонациональных поликонфессиональных стран.
1. создание эффективного механизма разрешения межэтнических конфликтов, повышающего способность политико-правовой системы к саморегулированию, самоконтролю и самокорректировке, и, следовательно, ее устойчивость и включающий политический плюрализм, открытые, демократические выборы и федеративное устройство, которые обеспечивают возможности для выявления, учета и охраны интересов как отдельных этнонациональных групп, так и общефедеральной гражданско-политической общности;
2. способность конституционно-правового строя и политической системы учитывать интересы тех конфессиональных и этноязыковых групп, которые по причине своей малочисленности не имеют возможности оказать влияние на общефедеральные представительные институты, но в то же время способны дестабилизировать обстановку в отдельных регионах страны, и тем самым должны наибольшим образом привлечь внимание политиков;
3. относительная близость политических культур народов полиэтничного государства, которая заключается в признании общих (сходных) социальных, культурных, правовых, политических ценностей и норм, сходных представлений о власти, о путях ее достижения и использования;
4. решение проблемы межрегиональных социально-экономических различий и связанной с ней проблемы внутренних и внешних миграций. Недопущение резкого этносоциального неравенства, обеспечение экономической стабильности, стимулирование развития «отстающих» ареалов и внедрение «бюджетного федерализма» профилактируют рост внутриполитической напряженности в общефедеральном масштабе;
5. элитообразование как в центре, так и на местах: формирование ответственных высокопрофессиональных элит, обладающих не только национальным самосознанием, но и «федералистским» мышлением, с развитой «политико-правовой культурой федерализма», что послужит залогом успешного развития государства, сохранения его целостности и единства. При этом важно, чтобы в общефедеральных руководящих структурах были достойно представлены лидеры и этнорегиональных, и местных элит.
Проведенное исследование поставленных в диссертации проблем, сделанные обобщения и выводы позволяют выработать следующие предложения и рекомендации.
В области научно-исследовательской деятельности. В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о соотношении между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма, их конкретных проявлениях, формах взаимодействия и тенденциях развития научный интерес представляют следующие проблемы и темы исследований: историко-правовые аспекты строительства многонационального федеративного государства в России; федерализм и национально-государственный нигилизм: общее и особенное; федерация как средство разрешения этнополитических противоречий; американский классический федерализм: концепция двойного суверенитета: конфессиональный фактор и федеративная государственность: достоинства и недостатки; этнолингвистический аспект федерализма в мировом измерении; федерализм, суверенитет и право наций на самоопределение; противоречия в конституционно-правовых основах российского федерализма; соотношение интеграционных и дезинтеграционных тенденций в современном федерализме и др.
С учетом потребностей правового и историко-политологического образования, а также воспитания населения нашей страны в духе культуры федерализма и согражданства:
1. разработать силами ученых РАН, государственных институтов и организаций с участием политических партий и субъектов РФ, негосударственных общественных объединений, а также представителей этнорегиональных структур единой общефедеральной концепции «Государственно-национального развития Российской Федерации» (которую условно можно было бы, например, назвать, «У всех нас — одна Россия»);
2. поднять различными формами и средствами СМИ значение российской гражданско-политической общности и государственно-патриотической идеи;
3. считать приоритетной целью образования в стране развитие правового сознания, овладение историко-культурным наследием России;
4. выработать ценностные ориентации, раскрывающие сущностный смысл и природу российского федерализма, социокультурной преемственности;
5. «объединить» все этноконфессиональные общности страны во имя ее целостности, процветания и прогрессивного развития;
6. повысить эффективность реформ, обеспечение национальной безопасности государства;
7. включить в программы и учебные планы ВУЗов страны следующие темы: «Виды и модели федерализма: международный опыт», «Сепаратизм и этнотерроризм: истоки и тенденции развития», «Государственное регулирование межнациональных отношений», «Российский федерализм: история и современность», «Исламский фактор» в XXI веке: императивы и альтернативы».
В государственно-правовой сфере в целях укрепления конституционных основ российского федерализма предлагается реализация следующего комплекса организационно-практических мероприятий:
1. Создать свод нормативно-правовых документов о порядке организации и структуре межрегиональной интеграции субъектов Федерации;
2. Запланировать в этом своде вводный раздел, в котором сформулировать основные принципы интеграционного процесса между субъектами Федерации в рамках общероссийского государственного федерализма, его специфических особенностей и специфических черт как евразийской целостности;
3. Предусмотреть плюрализм форм и видов межрегиональных связей для разных типов собственности в условиях многоукладной экономики;
4. Создать специальный координирующий орган при Совете Федерации, который бы занимался конкретными исследованиями эффективности межрегиональной интеграции субъектов федерации, разрабатывая критерии ее определения, рекомендации совершенствованию управления этим процессом и решению иных проблем на макро -, мезо- и макроуровнях;
Итоговым результатом такой исследовательско-прикладной и практической работы, как представляется, должна стать принятая Федеральным Собранием РФ Комплексная целевая программа специализации, координации и комбинирования производства субъектов Федерации, рассматривающая межрегиональный интеграционный процесс как важное средство регулирования и балансирования этнотерриториальных противоречий, предотвращения и профилактирования конфликтных ситуаций между субъектами Федерации.
В целях повышения роли экспертной оценки в анализе этнополитической и социоэкономической ситуации в масштабе всей Федерации и ее регионах практиковать создание «временных аналитических рабочих групп», состоящих из ученых разного профиля, работников государственных учреждений, представителей деловых кругов. Такие группы должны быть способны выработать практические рекомендации для их принятия на различных уровнях власти (Президент, Правительство, Совет Безопасности, Госдума, Совет Федерации), а также для определения оптимальных направлений деятельности федеральных и региональных СМИ по предотвращению межнациональных конфликтов. Юридическое обоснование предпринимаемых в сфере федерального строительства шагов следует соотносить с их легитимностью, то есть пониманием и принятием политических изменений большинством граждан, иначе угроза распространения правового нигилизма не будет нейтрализована, а каждый регион, и даже социокультурная или этноконфессиональная общность, могут придерживаться своих, зачастую не совпадающих с федеральными, правовых норм. При всей кажущейся дискомфортности нынешнего сосуществования этнонационального и территориального принципов, необходимо проявлять крайнюю осторожность, терпимость и осмотрительность. Возможно, что в процессе эволюции в России постепенно выкристаллизуется единая основа федерализма, но сегодня разумнее тонко и опосредованно регулировать правовыми средствами естественное развитие этнополитических процессов, не разрушая существующий баланс интересов и самочувствия народов.
Ряд положений диссертации может быть использован в учебном процессе в высших учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и учреждениях при подготовке теоретических, правовых разработок, связанных с функционированием федеративных государственных систем различных стран мира, разработке общих и специальных курсов лекций по основам федерализма и государственного строительства. Результаты работы могут оказать помощь сотрудникам научных и практических организаций, -у занимающихся проблемами государственно-правового и конституционного развития зарубежных стран, межнациональных конфликтов, а также глобальным прогнозированием развития этнополитических процессов.
Федеральная конституция кроме главного объединяющего несет еще и другой оттенок - неугасший в самобытности составляющих его частей, их самостоятельности в законных пределах, их органической самодеятельности в рамках большого союза. Этот нюанс имеет смысл не юридический, а политический, ибо он касается не конституционной нормы, а ее практического применения и осуществления. В условиях глобализации данный процесс выражается в сопересечении, взаимодополнении и подпитывании двух следующих тенденций: взрыв национально-религиозной идентичности и усиление роли государства, как основного регулятора, координатора и арбитра в разрешении возникающих противоречий или конфликтных ситуаций.
Чем больше территория, чем многочисленнее население, чем разнообразнее составляющее его народы и конфессиональные общности, тем сложнее и масштабнее державные задачи, тем труднее осуществить федеративную форму государства. Тем выше и крепче должно быть правосознание в стране и потому есть условие, при котором требование федерации равносильно антифедеративному расчленению. Российская самобытность аксиоматична и было бы неразумно и наивно оспаривать данный очевидный факт. Естественно, это находит проявление и в сфере государственно-правового строительства. Строго говоря, по самой своей сути (вселенской) Россия не вписывается полностью в сугубо американские стандарты или канадские рамки. Мы — самостоятельная цивилизация, со своей собственной историей и культурой, собственной моделью федерализма. Наиболее актуальной для современной России является проблема выбора модели федерализма. Концепция реорганизации российской государственности может претендовать на успех лишь в том случае, если она будет базироваться на трех надежных столпах:
1. федерализме (подразумевающем территориальную форму демократического устройства);
2. местном самоуправлении;
3. социально ориентированной рыночной экономике.
Последовательная реализация данной концепции реорганизации (а для этого необходима и политическая воля) приведет к постепенной модификации сегодняшней российской «гибридно-ассиметричной» модели в «державно-евразийскую».
Державность в России (в силу исторических, геополитических, климатологических, этнодемографических, национально-психологических особенностей) объективно необходима, ведь она представляет из себя - сильный и эффективный российский федерализм, сочетающий как территориальный, так и национальный принципы. Новый российский федерализм должен быть целостно деятельным и в то же время адаптивно¬гибким, т.е. обеспечивать такое соединение различных групп в единый союз, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей, что подразумевает определенную комбинацию самоуправления и разделенного правления.
Россия ментально, исторически, онтогенетически, не будучи в чистом виде ни Западом, ни Востоком, вбирает и синтезирует в себе и Запад, и Восток. Учитывая это, правомерно вести речь о появлении в результате длительного процесса синтеза «восточно-деспотических» и «европейско-муниципальных» начал новой - «трансвременной», очень своеобразной и достаточно органичной «державно-евразийской» модели самоуправления. Она формировалась не в изолированном пространстве, а в ходе активного межцивилизационного, культурного, политико-правового взаимодействия, как с Западом, так и с Востоком. В историко-правовом плане Россия традиционно довлеет к федеративному государственному устройству. Таким образом, «державно-евразийский федерализм», основанный на принципе «сильный федеральный Центр - эффективное местное самоуправление», как здание новой российской державности должен строиться на основе национально-государственного патриотизма, который объединяет, сплачивает и консолидирует всех граждан Российской Федерации, независимо от их этноконфессиональной принадлежности, идеологических пристрастий и политических симпатий. Очевидно, что это подразумевает безусловный приоритет Закона и Конституционно-правовых норм.
Российская Федерация характеризуется обширной территорией, многочисленным населением, его разнообразием, диффернцированностью как этнической, так и религиозно-конфессиональной. Осуществление державных задач, необходимое по концепции «державно-евразийского федерализма» реализуемо лишь с развитым правосознанием населения, чему по нашему мнению способствует внедрение в массовое сознание «политико¬правовой культуры федерализма».
«Политико-правовую культуры федерализма» можно определить как,культуру совместного проживания людей, принадлежащих к различным национальным, религиозно-конфессиональным и этнолингвистическим группам, в целостном федеративном государстве, их творчески созидательная и целеполагающая деятельность по совершенствованию федеративных отношений, базирующихся на консолидирующей национально-государственной идеологии, патриотической доктрине, объединяющей системе ценностных ориентиров, общегражданской самоидентификации, официальном общепринятом языке общения, наличии гибкого федерального регламента, приверженности принципам конституционализма, правозаконности, экстерриториальности и бюджетного федерализма; последовательное претворение в жизнь основополагающего принципа федерализма «Единство в многообразии».
Федерации вырастают органически, но мало взаимной пользы - важно чтобы народы поняли и признали эту нужду и пользу и захотели этого единения. Федерализм призван способствовать укреплению, объединению государства в единое целое через законодательное разграничение полномочий, предметов ведения центральной и периферийных властей. Необходимо чтобы политико-культурные, административно-управленческие элиты формировались не по этническому или кланово- корпоративному принципу, а по принципу профессиональной компетентности, ибо, как, свидетельствует практика, националистически настроенные этнополитические элиты стремятся монополизировать право собственности на недра, ресурсы, возможность ими владеть, пользоваться, распоряжаться.
Представляется, что «политико-правовая культура федерализма» должна характеризоваться толерантностью, уважением к Закону и порядку, веротерпимостью, гуманизмом, гражданским патриотизмом, историко¬правовое самосознанием, плюрализмом, государственным национализмом, интегратизмом, демократизмом, цивилизованностью, адаптивностью, преемственностью, рационализмом.
Формирование политической культуры, построение федералистской концепции не может происходить без использования зарубежного опыта (как позитивного, так и негативного). Обобщая опыт функционирования североамериканской и российской моделей федерализма, диссертант полагает, что применительно к условиям России, возможно, было бы творчески использовать отдельные элементы американо - канадского опыта федерализма:
1. Принцип административно-территориального устройства (как переход от националтьно-территориториального к административно¬региональному, что подразумевает переход от ныне действующей ассиметричной модели к державно-евразийской;
2. Обеспечение реального равноправия всех штатов в США (принцип равноправности субъектов);
3. Умение учитывать диалектику двух противоположных тенденций федеративного устройства: укрепление национального единства (сильный Центр) и децентрализации, что подразумевает развитое и эффективное местное самоуправление;
4. Интеграция системы местного самоуправления в федеральную правовую систему, что и создает юридическую основу союза;
5. Культивирование, популяризация и воспитание граждан страны в духе национального патриотизма;
6. Сочетание принципа федерализма с принципом последовательного и четкого разделения властей (наличие баланса сдержек и противовесов).
Исследование и сопоставление этнополитического развития США, России и Канады и взаимодействия конституционно-политической системы общества и этнических факторов, позволяет определить предпосылки и условия успешного решения национальных проблем многонациональных поликонфессиональных стран.
1. создание эффективного механизма разрешения межэтнических конфликтов, повышающего способность политико-правовой системы к саморегулированию, самоконтролю и самокорректировке, и, следовательно, ее устойчивость и включающий политический плюрализм, открытые, демократические выборы и федеративное устройство, которые обеспечивают возможности для выявления, учета и охраны интересов как отдельных этнонациональных групп, так и общефедеральной гражданско-политической общности;
2. способность конституционно-правового строя и политической системы учитывать интересы тех конфессиональных и этноязыковых групп, которые по причине своей малочисленности не имеют возможности оказать влияние на общефедеральные представительные институты, но в то же время способны дестабилизировать обстановку в отдельных регионах страны, и тем самым должны наибольшим образом привлечь внимание политиков;
3. относительная близость политических культур народов полиэтничного государства, которая заключается в признании общих (сходных) социальных, культурных, правовых, политических ценностей и норм, сходных представлений о власти, о путях ее достижения и использования;
4. решение проблемы межрегиональных социально-экономических различий и связанной с ней проблемы внутренних и внешних миграций. Недопущение резкого этносоциального неравенства, обеспечение экономической стабильности, стимулирование развития «отстающих» ареалов и внедрение «бюджетного федерализма» профилактируют рост внутриполитической напряженности в общефедеральном масштабе;
5. элитообразование как в центре, так и на местах: формирование ответственных высокопрофессиональных элит, обладающих не только национальным самосознанием, но и «федералистским» мышлением, с развитой «политико-правовой культурой федерализма», что послужит залогом успешного развития государства, сохранения его целостности и единства. При этом важно, чтобы в общефедеральных руководящих структурах были достойно представлены лидеры и этнорегиональных, и местных элит.
Проведенное исследование поставленных в диссертации проблем, сделанные обобщения и выводы позволяют выработать следующие предложения и рекомендации.
В области научно-исследовательской деятельности. В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о соотношении между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма, их конкретных проявлениях, формах взаимодействия и тенденциях развития научный интерес представляют следующие проблемы и темы исследований: историко-правовые аспекты строительства многонационального федеративного государства в России; федерализм и национально-государственный нигилизм: общее и особенное; федерация как средство разрешения этнополитических противоречий; американский классический федерализм: концепция двойного суверенитета: конфессиональный фактор и федеративная государственность: достоинства и недостатки; этнолингвистический аспект федерализма в мировом измерении; федерализм, суверенитет и право наций на самоопределение; противоречия в конституционно-правовых основах российского федерализма; соотношение интеграционных и дезинтеграционных тенденций в современном федерализме и др.
С учетом потребностей правового и историко-политологического образования, а также воспитания населения нашей страны в духе культуры федерализма и согражданства:
1. разработать силами ученых РАН, государственных институтов и организаций с участием политических партий и субъектов РФ, негосударственных общественных объединений, а также представителей этнорегиональных структур единой общефедеральной концепции «Государственно-национального развития Российской Федерации» (которую условно можно было бы, например, назвать, «У всех нас — одна Россия»);
2. поднять различными формами и средствами СМИ значение российской гражданско-политической общности и государственно-патриотической идеи;
3. считать приоритетной целью образования в стране развитие правового сознания, овладение историко-культурным наследием России;
4. выработать ценностные ориентации, раскрывающие сущностный смысл и природу российского федерализма, социокультурной преемственности;
5. «объединить» все этноконфессиональные общности страны во имя ее целостности, процветания и прогрессивного развития;
6. повысить эффективность реформ, обеспечение национальной безопасности государства;
7. включить в программы и учебные планы ВУЗов страны следующие темы: «Виды и модели федерализма: международный опыт», «Сепаратизм и этнотерроризм: истоки и тенденции развития», «Государственное регулирование межнациональных отношений», «Российский федерализм: история и современность», «Исламский фактор» в XXI веке: императивы и альтернативы».
В государственно-правовой сфере в целях укрепления конституционных основ российского федерализма предлагается реализация следующего комплекса организационно-практических мероприятий:
1. Создать свод нормативно-правовых документов о порядке организации и структуре межрегиональной интеграции субъектов Федерации;
2. Запланировать в этом своде вводный раздел, в котором сформулировать основные принципы интеграционного процесса между субъектами Федерации в рамках общероссийского государственного федерализма, его специфических особенностей и специфических черт как евразийской целостности;
3. Предусмотреть плюрализм форм и видов межрегиональных связей для разных типов собственности в условиях многоукладной экономики;
4. Создать специальный координирующий орган при Совете Федерации, который бы занимался конкретными исследованиями эффективности межрегиональной интеграции субъектов федерации, разрабатывая критерии ее определения, рекомендации совершенствованию управления этим процессом и решению иных проблем на макро -, мезо- и макроуровнях;
Итоговым результатом такой исследовательско-прикладной и практической работы, как представляется, должна стать принятая Федеральным Собранием РФ Комплексная целевая программа специализации, координации и комбинирования производства субъектов Федерации, рассматривающая межрегиональный интеграционный процесс как важное средство регулирования и балансирования этнотерриториальных противоречий, предотвращения и профилактирования конфликтных ситуаций между субъектами Федерации.
В целях повышения роли экспертной оценки в анализе этнополитической и социоэкономической ситуации в масштабе всей Федерации и ее регионах практиковать создание «временных аналитических рабочих групп», состоящих из ученых разного профиля, работников государственных учреждений, представителей деловых кругов. Такие группы должны быть способны выработать практические рекомендации для их принятия на различных уровнях власти (Президент, Правительство, Совет Безопасности, Госдума, Совет Федерации), а также для определения оптимальных направлений деятельности федеральных и региональных СМИ по предотвращению межнациональных конфликтов. Юридическое обоснование предпринимаемых в сфере федерального строительства шагов следует соотносить с их легитимностью, то есть пониманием и принятием политических изменений большинством граждан, иначе угроза распространения правового нигилизма не будет нейтрализована, а каждый регион, и даже социокультурная или этноконфессиональная общность, могут придерживаться своих, зачастую не совпадающих с федеральными, правовых норм. При всей кажущейся дискомфортности нынешнего сосуществования этнонационального и территориального принципов, необходимо проявлять крайнюю осторожность, терпимость и осмотрительность. Возможно, что в процессе эволюции в России постепенно выкристаллизуется единая основа федерализма, но сегодня разумнее тонко и опосредованно регулировать правовыми средствами естественное развитие этнополитических процессов, не разрушая существующий баланс интересов и самочувствия народов.
Ряд положений диссертации может быть использован в учебном процессе в высших учебных заведениях, научно-исследовательских центрах и учреждениях при подготовке теоретических, правовых разработок, связанных с функционированием федеративных государственных систем различных стран мира, разработке общих и специальных курсов лекций по основам федерализма и государственного строительства. Результаты работы могут оказать помощь сотрудникам научных и практических организаций, -у занимающихся проблемами государственно-правового и конституционного развития зарубежных стран, межнациональных конфликтов, а также глобальным прогнозированием развития этнополитических процессов.
Подобные работы
- Соотношение конституционно-правовык и этнополитическин аспектов федерализма
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые проблемы
разграничения предметов ведения и полномочий в условиям российского федерализма
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ (23.00.02)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Основные тенденции развития российского федерализма
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



