Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соотношение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации

Работа №129752

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы института конституционно - правовой ответственности высших должностных лиц субъктов Российской Федерации 8
1.1. Понятие и основные элементы конституционно-правовой
ответственности 8
1.2. Теория общественного договора и ее значение для института конституционно-правовой ответственности выборных должностных
лиц 22
1.3. Соотношение политического и юридического в предмете
конституционного права и в институте конституционно-правовой ответственности 34
1.4. Элементы ответственности в конституционно-правовом статусе
высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 42
Глава 2. Политические и юридические основания и процедуры конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 50
2.1. Политические основания ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации 50
2.2. Политические процедуры ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации 58
2.3. Юридические основания ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации 63
2.4. Юридические процедуры ответственности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации 68
Заключение 74
Список использованной литературы 79


Актуальность темы исследования. Конституционная ответственность по праву считается одним из основополагающих способов обеспечения верховенства и главенства Конституции РФ, особая актуальность чего связана с современными условиями формирования демократического правового государства. Кроме того, конституционная ответственность также оказывает прямое влияние на конституционную законность, в частности, процесс ее укрепления. В первую очередь это необходимо для соответствующей Конституции Российской Федерации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц.
Основываясь на научно обоснованных и исследованных рекомендациях, российскому государству необходимо обеспечить гарантию наличия эффективно действующего механизма конституционной ответственности. Тем не менее, по сегодняшний день российская юридическая наука является не достаточно готовой к предоставлению конкретной и, что является более значимым, целостной и единой доктрины в рамках данной области, сочетая в себе противоречивые ( а порой даже взаимоисключающие) положения теоретического обоснования законодательного регулирования данного вида ответственности.
Мы смело можем говорить о достаточности исследования таких видов юридической ответственности, как административная, уголовная, гражданско - правовая, материальная и гражданско-правовая. С системным изложением же конституционной ответственности ситуация обратная - проблема на сегодняшний день объективно признается малоизученной. Прямое влияние на это оказывает тот факт, что конституционная ответственность достаточно фрагментарно и неполно отражена в Конституции Российской Федерации и законах, что говорит об отсутствии обстоятельного закрепления данного вида ответственности. Кроме того, несмотря на содержание в Конституции Российской Федерации отдельных положений по конституционной ответственности, само понятие «конституционная ответственность» там никак не употребляется.
Все указанные выше недочеты не дают в полной мере применять такой вид ответственности, как конституционная, для того, чтобы можно было эффективно использовать ее многофункциональное назначение. Данный вывод наводит нас на необходимость выдвижения ряда предложение по законодательному закреплению конституционной ответственности.
Научные работы об отдельных вопросах государственно-правовой ответственности начали появляться еще в 70-х годах прошлого столетия. Этап же развития конституционного права, который можно назвать современным, начинается в России с принятия Конституции Российской Федерации в 1993 года, что явилось некоторым катализатором для возникновения интереса и начала исследования проблем конституционной ответственности.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе рассматриваются особенности формирования теории конституционной ответственности, а также выявляются такие немаловажные аспекты, как юридическая и политическая природа конституционной ответственности.
В рамках диссертации мы признаем конституционную ответственность самостоятельным видом юридической ответственности и выделяем в ней черты, общие для всех видов юридической ответственности. Кроме того, мы также предпринимаем попытки рассмотрения конституционной ответственности вне границ ответственности юридической, что приводит нас к сравнению конституционной ответственности с ответственностью политической.
В рамках исследования мы выделяем тесную связь конституционн ой ответственности с политическими отношениями как одну из особенностей данного вида ответственности. Тем не менее, несмотря на некоторую схожесть и тесную взаимосвязь права и политики, мы из раза в раз делаем акцент на том, что конституционная ответственность - вид не политической, а юридической ответственности. В рамках данной работы для исключения допущения ошибок в соотношениях видов ответственности мы вводим критерии разграничения конституционной и политической ответственности, которыми являются основаниях их наступления.
Соответствующим основанием для наступления конституционной ответственности является наличие состава конституционного правонарушения или деликта в действиях или бездействиях субъектов. Данные деликты закреплены в законодательстве.
Конституционной ответственности, как и таким видам, как гражданская, уголовная, дисциплинарная, административная, которые имеют одинаковую структуру, характерны общие признаки юридической ответственности: государственно-правовое осуждение, принуждение,
наступление неблагоприятных последствий.
Всесторонне анализируя в данной работе политическую и юридическую природу конституционной ответственности, обнаруживается наличие трудностей в этом вопросе. В большей степени, как уже было упомянуто выше, это объясняется неполнотой отражения института конституционной ответственности в законодательстве. И только исправление этой проблемы позволит нам говорить о завершённость формирования института конституционной ответственности и его отделения от иных видов юридической ответственности.
Тем не менее, мы можем параллельно наблюдать тенденцию увеличения в современном законодательстве количество законов, которые регулируют конституционную ответственность в ряде областей. В частности это коснулось отражения в существующем законодательстве мер конституционной ответственности должностных лиц и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в рамках которого и сегодня продолжается процесс законодательного закрепления санкций, применяемых в их адрес.
Тем не менее, ввиду отсутствия целостной картины и закрепления конституционной ответственности в законодательстве, развитие данного института идет медленно, несистематично и нелогично. Необходимость выявления этой проблемы и попыток введения определенного концептуального обоснования института конституционной ответственности является подтверждением актуальности данного исследования.
Объект, предмет и цель исследования. Объектом исследования является соотношение политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности, в частности, в рамках отрешения от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, требующее конституционно-правового регулирования в области конституционной ответственности.
Предметом исследования мы выделяем такие основополагающие параметры теории конституционной ответственности, как сами понятия конституционной, юридической и политической ответственности, соотношение двух видов ответственности (юридической и политической) как в целом, так и через призму ответственности глав регионов, субъектов конституционной ответственности, конституционных деликтов и применяемых санкций. Для этого первостепенно мы проведем исследования теоретических и практических основ конституционной ответственности Российской Федерации, после чего углубимся в анализ особенностей ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Целью данного исследования является разграничение политического и юридического в институте конституционно -правовой ответственности и предложение мер по его совершенствованию, в частности, в вопросе отрешения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации .
Научная новизна диссертации. В рамках подготовки данной работы был проведен тщательный анализ близких к изучаемой теме литературных источников как российских, так и некоторых зарубежных авторов, которые отражают проблемы конституционной ответственности, а также научно - исследовательских трудов и федеральных источников законодательства о конституционной ответственности. Данный анализ выявил ряд слабых мест в законодательстве о конституционной ответственности, в частности ряда противоречий и недоработок в вопросе ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В рамках подготовки работы было исследовано данное явление и предложены конкретные меры и методики по повышению его эффективности функционирования института
конституционно-правовой ответственности, в том числе в отношении руководителей регионов и высшего регионального чиновничества.
Научно-практическая значимость исследования. Научно практическая значимость подготовленной выпускной квалификационной работы заключается в проведении глубокого анализа политического и юридического в институте конституционно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и выявления в этой связи конкретных путей повышения эффективности мер конституционной ответственности и применения конституционных санкций к руководителям регионов. В более широком смысле данное исследование поспособствует обеспечению разграничения политического и юридического в вопросе рассмотрения отстранения от должности высшего должностного лица субъекта, что позволит нам сделать такое громкое заявление, как совершенствование российского законодательства в целом и расширит возможности для дальнейших исследований проблем конституционного права.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной диссертации мы постарались с разных сторон рассмотреть соотношение политического и юридического в институте конституционно - правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Через призму изучения особенностей формирования теории конституционной ответственности, в работе выявляется юридическая и политическая природа конституционной ответственности.
Конституционная ответственность признаётся одним из самостоятельных видов юридической ответственности. Соответственно, мы делаем вывод, что конституционной ответственности с учётом её особенностей присущи черты, общие для всех видов юридической ответственности. В данной работе предпринимаются попытки рассмотреть конституционную ответственность вне границ юридической ответственности, а также сравнение конституционной ответственности c политической ответственностью.
В диссертации в качестве одной из особенностей конституционной ответственности признаётся её тесная связь с политическими отношениями. В тоже время, отмечая специфику взаимосвязи права и политики, отмечается, что конституционная ответственность - это вид не политической, а юридической ответственности. В диссертации выявляется критерий разграничения конституционной и политической ответственности - основания их наступления.
В ходе исследования рассматривается принудительный характер конституционно-правовой ответственности, который присущ юридической ответственности и проявляется не только в государственном принуждении, но также в не менее важном общественном (публичном) принуждении. Как и государственное, общественное принуждение также регламентируется и
осуществляется посредством конституционно-правовых норм. Таким образом, признаками, присущими конкретно конституционно -правовой
ответственности, являются следующие:
- конституционно-правовая ответственность определяет общие принципы для других видов юридической ответственности, поскольку имеет системообразующий характер;
- данный вид ответственности носит четко выявленный политический характер (это связанно с предметом конституционно-правовой ответственности, ведь как таковая ответственность наступает за нарушение общественных отношений, непосредственно связанных с осуществлением власти в государстве);
- конституционно-правовая ответственность в качестве меры юридической ответственности предполагает санкции (на этом вопросе мы детальнее остановимся чуть позже в данной работе);
- важным признаком конституционно-правовой ответственности является ее тесная связь с государственным принуждением. Даже более того - государственное принуждение выступает ее содержанием;
- данный вид ответственности наступает только за совершенное правонарушение (правонарушение, в данном случае, выступает в качестве основания конституционной ответственности);
- конституционно-правовая ответственность является функциональным институтом конституционного права и объединяет совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере юридической ответственности конституционного права Российской Федерации (как позитивной, так и негативной);
- тем не менее, источником данной ответственности являются не только нормы Конституции Российской Федерации, но и все остальные конституционно-правовые нормы в системе действующего конституционного законодательства.
В ходе исследования мы приходим к выводу, что в России на сегодняшний день вопросы конституционно-правовой ответственности затрагиваются все чаще в связи с развитием конституционного законодательства. Но раз число конституционно -правовых отношений растет, требуется и введение новых мер по ее совершенствования. Исходя из вышеизложенного, было бы логично ожидать динамичное развитие конституционно-правовой ответственности в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем не менее, на деле мы видим обратное.
Вопрос разграничения конституционно-правовой и политической ответственности является одним из центральных в рамках подготовки данной выпускной квалификационной работы. В нашем понимании конституционно-правовая ответственность - это прежде всего ответственность субъектов публичной власти, главной целью которой является обеспечение высокой эффективности функционирования публичной власти как системы. Главной задачей в данной связи является сохранение пропорционального баланса между объемом полномочий и обязанностей глав субъектов с их ответственностью. Соответственно, раз конституционное право регулирует в первую очередь политические отношения, стало быть и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры носят политический характер.
Тем не менее, не всякая мера публично-принудительного воздействия (даже организационная), которая имеет политическое содержание, может рассматриваться в качестве меры конституционно-правовой ответственности. В тоже время одна и та же мера воздействия, исходя из ее оснований применения, может отличаться содержанием (быть в одной ситуации санкцией, а в другой - организационной процедурой). Таким образом мы приходим к выводу, тождественному с умозаключением В.О. Лучина о том, ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы". Меры конституционно-правовой ответственности и их применение должны быть ограничены конституционно-правовыми целями, а превращение конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политический борьбы недопустимо.
Изучая конституционно-правовую ответственность через призму политического и юридического и, параллельно с тем, рассматривая данный вид ответственности в рамках выполнения своих обязательств высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, мы приходим к исследованию основании ответственности руководителя региона, которые, как и сама конституционно-правовая ответственность, могут быть как политическими, так и юридическими. Ситуация усложняется тем, что нередко на первый взгляд политические основания на деле оказываются юридическими.
Основной задачей выполнения практической части работы для нас стало разведение политических и юридических оснований по соответствующим группам, закрепление за ними соответствующих имеющихся процедур и, в случае необходимости, внесения предложений по введению новых.
Так в рамках рассмотрения такого основания, как недоверие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской федерации к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, мы приходим к выводу, что, на первый взгляд политическое основание имеет все признаки юридического (а именно, формализовано) и тем самым отнесли его к основаниям юридическим.
На месте же него было введено самостоятельное основание - политический кризис субъекта РФ - со своим наполнением и присущей ему процедурой с подробным описанием механизма ее реализации.
Как мы видим, выборные должностные лица имеют и политические основания ответственности, и юридические. Юридические, при этом, должны быть четко формализованы, но мы обращаем внимание, что четко формализованными они иногда идут под видом политических оснований. Поэтому мы и можем наблюдать данное смешение политического и юридического в рамках рассмотрения оснований.
Итогом нашей работы является разведение данного смешения на основания и процедуры политические и юридические, а также дополнение этого разведения предложениями по внесению новых процедур и оснований с целью охраны субъектов этих отношений и снижения произвол в сфере политической деятельности.



Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят
Государственной Думой 21 октября 1994 года.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 года № 28- ФЗ).
4. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
5. Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"»
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №73-ФЗ "О противодействии коррупции".
8. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2005 года № 272 «О Логинове В.А.».
9. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2006 года № 744 «О Баринове А.В.».
10. Указ Президента Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 612 «О Короткове Л.В.».
11. Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы».
12. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 145 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Новосибирской области».
13. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 377 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Кировской области».
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 года
N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 года N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2002 года N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея".
Научная и учебная литература
1. Авакьян, С. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности / С. А. Авакьян. //Конституционно-правовая ответственность. - М.: Изд-во Московского университета, 2001.
... Всего источников – 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ