Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах

Работа №20833

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
787
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве 6
1.1. Понятие конституционно-правовой ответственности и ответственность
в избирательном праве: определения, признаки, соотношение 6
1.2. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве:
признаки и особенности 18
1.3. Субъекты конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.. ..26
2. Меры конституционно-правовой ответственности участников
избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений 29
2.1. Предупреждение 29
2.2. Отказ в регистрации кандидата 32
2.3. Отмена регистрации кандидата 45
2.4. Признание результатов выборов недействительными 50
2.5. Расформирование избирательной комиссии 59
Заключение 64
Список использованных источников 69


В переводе с греческого, демократия означает народовластие - demos- «народ» и kratos- «власть».
Одним из признаков демократии является формирование органов государственной власти народом - свободные выборы, которые являются неотъемлемой частью любого демократического государства.
России - не является исключением, поскольку статья 1 Конституции РФ провозглашает России демократическим государством. В связи с этим выборы - важная часть для государства Российского.
Выборы - это наиболее востребованная форма волеизъявления народа в демократическом государстве.
Говоря о выборах, не стоит забывать, что это сложная, многоступенчатая процедура.
Сложность заключается в том, что вся процедура выборов разбита на стадии, которые должны быть осуществлены в установленном законом порядке. Но, как известно, выборы как федерального значения, так и на уровне субъектов сопровождаются массовым количеством нарушений. Смеем предположить, это связано с тем, что многие участники избирательного процесса пренебрегают нормами закона и участвуют в выборах вразрез с действующим законодательством, не видя никаких преград на своем пути. Участники избирательного процесса, обладающие пассивным избирательным правом ради победы в «избирательной гонке» могут скрывать факты своей биографии, которые могут очернить их репутацию перед избирателями, нарушают правила предвыборной агитации, пытаются подкупить избирателей.
Безусловно, нарушения в ходе избирательной кампании могут возникнуть не только у субъектов, обладающих пассивным избирательным правом, но и у других участников избирательного процесса.
При выявлении таких нарушений, важно незамедлительно его пресечь и не допустить рецидива. Оперативность - является немало важным моментом в ходе избирательной кампании. Поскольку выборы являются масштабным событием для государства, в ходе которого очень важно соблюдение всех правил и норм закона, честность, порядочность участников избирательного процесса. Но в случае совершения нарушения в ходе избирательной кампании, к нарушителю должны быть применены меры ответственности, в частности конституционно-правовой.
Изучая избирательную практику последних лет, можно сказать, что количество нарушений постоянно растет, в связи с этим изучение законодательства о выборах, основных мер конституционно-правовой ответственности в избирательном праве составляют актуальность данной работы, поскольку позволят выделить основные причины таких нарушений и предложить пути их решения.
Целью данной работы является изучение основных мер конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах, основания и условия применения таких мер.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить понятие конституционной ответственности и ответственности в избирательном праве, провести анализ понятий;
2) изучить точки зрения к понимаю конституционно-правовой ответственности в избирательном праве, выделить основные признаки;
3) рассмотреть основных субъектов конституционно-правовой
ответственности в избирательном праве;
4) выделить основные меры конституционно-правовой
ответственности в избирательном праве, основания и условия их применения;
5) изучить судебную практику в сфере законодательства о выборах.
Методологической основой выпускной квалификационной работы явилась нормативная, учебная, периодическая литература по вопросу конституционно-правовой ответственности в сфере законодательства о выборах.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе деятельности участников избирательного процесса и реализации мер конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Предметом исследования выступают теоретические положения, раскрывающие сущность, содержание, принципы и функции конституционно-правовой ответственности в целом, а также конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.
Стоит отметить, что вопросом конституционно-правовой ответственности в избирательном праве посвящено немало работ таких исследователей как О.Е. Кутафин, В.А. Виноградов, С.А. Авакьян, А.А. Кондрашев, А.М. Багмет, Д.Т. Шона, Е.И. Козловой.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе дан комплексный анализ не только правового регулирования, но и практики применениями судами и избирательными комиссиями мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса. С учетом результатов анализа действующего законодательства, даются предложения по совершенствованию соответствующих норм федерального законодательства о выборах
Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Юридическая ответственность - неотъемлемый элемент правовой сферы жизни общества, поскольку именно такое явление способно выполнять такие функции как наказание, пресечение, воспитание и привитие уважительного отношения к закону.
Любая отрасль права включает в себя такой институт как ответственность, будь это уголовная, гражданская, административная.
Что касается конституционно-правовой ответственности, то данный вид ответственности является достаточно новым институтом в современном российском праве, хотя признается не только доктриной, но и судебной практикой.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах является разновидностью конституционно¬правовой ответственности в целом. Это подтверждается общностью признаков, объединяющих их.
Но все же конституционно-правовая ответственность в избирательном праве обладает признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов ответственности. К таким признакам можно отнести политический характер ответственности; возможность наступления ответственности без вины; процессуальный порядок применения к участникам избирательного процесса мер конституционно-правовой ответственности федеральным законом подробно не регламентируется и другие.
Любая юридическая ответственность опирается на такое явление как основание, без которого лицо невозможно привлечь к ответственности. Ответственность в избирательном праве не является исключением, поэтому основанием для привлечение лица является деяние, которое характеризуется государственной и общественной вредностью (посягает на избирательные права граждан), противоправностью (является нарушением избирательного законодательства), виновностью, а также возможностью применения конституционно-правовых санкций.
Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах могут быть как индивидуальные, так и коллективные.
Индивидуальными субъектами, прежде всего, являются кандидаты, а к коллективным субъектам ответственности относятся избирательные объединения, избирательные комиссии.
К мерам конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах действующее законодательство относит: предупреждение, отказ в регистрации кандидата, отмена регистрации кандидата, признание результатов выборов недействительными, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии.
Несмотря на устоявшиеся признаки, особенности, основания ответственности в избирательном праве, а также наличие особых мер, конституционно-правовая ответственность в избирательном праве и действующее избирательное законодательство имеет много недоработок и пробелов.
Одной из наиболее важных проблем является отсутствие определения термина «конституционная ответственность в избирательном праве». Изучая мнения исследователей, мы выделили предложенные версии данного понятия, которые имеют общую схожесть и предметно не различаются друг от друга, а также предложили свое собственное. Несмотря на это, отсутствие законодательного закрепления данного термина, порождает ряд проблем. Это связано с тем, что именно законодатель, давая определение конкретному термину, законодательно закрепляет его, определяет границы и сущность. А отсутствие такого закрепления порождает размытое, а возможно и неверное понимание явления со стороны правоприменителя. на наш взгляд, законодателю следует восполнить данный проблем.
Изучая меры конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах, мы остановились на самых основных, а именно: предупреждение, отказ в регистрации кандидата, отмена в регистрации кандидата, признание результатов выборов недействительными, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии.
Каждая из этих мер предусмотрена действующим законодательством, но не каждая из них доработана.
Предупреждение как мера конституционной ответственности в избирательном праве давно устарела и существует лишь формально, на практике она не применяется. Это связано с тем, что данная мера не несет карательной функции и не ухудшает положение лица, не лишает его определенного статуса в избирательной гонке. Также данная мера является достаточно размытой, потому что действующее законодательство не содержит оснований и условий применения предупреждения. В связи с этим, законодатель не видит необходимости в применении данной меры и на наш взгляд, она подлежит исключению.
Анализирую такую меру ответственности как отказ в регистрации депутата, мы столкнулись с некоторыми пробелами в законодательстве о выборах. Данные пробелы связаны с отсутствием четкого законодательного понимания вопроса вины лица, а также в решении вопроса бремени доказывания. Это, в свою очередь, имеет большое значение при вынесении меры - отказ в регистрации, поскольку практика показывает, что применение данной меры не всегда является обоснованным, объективным. Поэтому по данному вопросу, усовершенствование законодательства в этой части необходимо во избежание последующих необоснованных прецедентов применения данной меры. Кроме учета вины, законодательство относительно отказа в регистрации необходимо доработать в части вопроса недостоверности подписей. Такая необходимость возникает по причине того, что судом не учитываются такие доказательства как копии паспортов или показания граждан, поскольку это не указано в законе. Такое положение нарушает права граждан, ограничивает перечень доказательств, которые могу быть использованы при разрешение вопроса, касающегося отказа в регистрации.
Признание выборов недействительными - следующая мера конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах. В последнее время данная мера приобрела все большую актуальность, поскольку с каждым годом количество обращений возрастает. Но практика показывает, что не всегда данные обращения является обоснованными, поскольку избирательные комиссии могут позволить себе не мотивировать принятое решение, толковать нормы расширительно, а также не всегда достоверно устанавливают факты, искажающие волю избирателей. В результате этого, права граждан нарушены, а решения избирательных комиссий признаются судами незаконными и подлежат отмене. Безусловно, с такой проблемой необходимо бороться и дорабатывать действующее законодательство, чтобы устранить «пустые» и необоснованные решения избирательной комиссии. Прежде всего, стоит четко определить круг правонарушений, в результате которых будет невозможно определить, где реальное волеизъявление избирателей, а где поддельное (искусственное), а также уточнять уже существующие нормы относительно применения данной меры. Немало важным моментом в признание выборов недействительными является и отсутствие законодательного закрепления положения о признание копий протоколов выданных наблюдателями, как доказательство недостоверности воли избирателей. Это порождает расхождение в протоколах после завершения голосования, в результате которых побеждают кандидаты, набравшие меньшее количество голосов. А отсутствие регулирования вышеуказанного положения не дает возможность лицу защитить свои права и восстановить справедливость. В связи с этим, действующее избирательное законодательство требует доработки, в части, введения положения о признание копий протоколов, выданных наблюдателям, как доказательство недостоверности волеизъявления.
Расформирование избирательной комиссии - последняя из рассматриваемых мер конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.
Данная мера является одной из самых редких в применении в качестве меры ответственности за нарушение избирательного законодательства. Это связано и с ограниченным кругом лиц, имеющих право на подачу заявления о расформировании, и с ограниченным количеством оснований, которые также еще и сложно доказываемые. И такое обстоятельство дел позволяет избирательным комиссиям в некоторых случаях нарушать действующие нормы, не входящие в круг оснований для применения такой меры как расформирование комиссии. Это связано и с неправомерным отказом в регистрации кандидата, и признание выборов недействительными из-за нарушений избирательной комиссии, которая в последующем оставалась безнаказанной. В связи с этим, возникает необходимость к повышению конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий и их членов за нарушение избирательного законодательства.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что конституционно- правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах действительно существует и является неотъемлемым элементов в избирательном праве. Все меры, предусмотренные данным видом ответственности, законодательно закреплены и имеют четкое регулирование, хотя и подлежат доработке и исключению пробелов в действующем избирательном законодательстве. Исключение ошибок и пробелов сократит количество ошибок в применении данных норм, исключит возможность расширительного толкования норм и принятие необоснованных решений со стороны избирательных комиссий.



1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 409-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 1996. № 5.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 12.06.2002г. № 67-ФЗ // Российская газета. - 2002. 15 июня.
3. О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Постановление ЦИК РФ от 23 марта 2007 г. №3 // Вестник Центризбиркома РФ. - 2007. - 23 марта.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31.
5. По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И. В. Богданова, А. Б. Зернова, С. И. Кальянова и Н. В. Труханова : постановление Конституц. Суда РФ от 25 янв. 2001 г. № 1-П // Собр. законодательства РФ.
2001. № 7. Ст. 700.
6. По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита - Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российское южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А. Д. Чулкова : постановление Конституц. Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П // Собр. законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2409.
7. Авакьян, С.А. Государственно-правовая ответственность / С.А. Авакьян // Советское государство и право. - 1975. - №10. - с. 17 - 18.
8. Алехичева, Л.Г. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы / Л.Г. Алехичева // Журнал российского права. - 2010. - № 1. - с. 19-23.
9. Багмет А.М. Правовые и организационные вопросы обеспечения органами прокуратуры конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореферат диссертации: 12.00.02 / Багамет Анатолий Михайлович. - 2004. - 30 с.
10. Барабашев Г.В. Ответственность органов управления перед Советами / Г.В. Барабашев // Советское государство и право. - 1981. - №5. - с. 15-18.
11. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие / А.В. Безруков. - Москва: Юстицинформ, 2015. - 324 с.
12. Берлявский Л.Г. Отзыв депутата: соотношение конституционной и политической ответственности / Л.Г. Берлявский // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - №7. - с. 31-33.
13. Боброва, Н.А. Ответственность в системе конституционных норм: монографии / Н.А. Боброва, Т.Д. Зражевская; под общ. ред. В.С. Основин. - Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1985. - 298 с.
14. Вешняков А.А. Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС «Выборы» / А.А. Вишняков // Государство и право. - 2014. - № 5. - с. 12-14.
15. Виноградов, В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности / В.А. Виноградов // Законодательство. - 2002. - №10. - с.23¬26.
16. Виноградов, В.А. Основание конституционно-правовой ответственности / В.А.Виноградов // Законодательство. - 2003. - №2. - с. 2-5.
17. Виноградов, В.А. О конституционно-правовых санкциях / В.А.Виноградов // Законодательство. - 2001. - №12. - с. 32-36.
18. Витрук, Л.С. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Н.В. Витрук. - Москва: Инфра-М, 2004. - 131с.
19. Воробьев Н.И. Актуальные вопросы совершенствования правовых основ демократии и избирательной системы в свете итогов региональных избирательных кампаний / Н.И. Воробьев // Власть, политика и выборы в регионах: вопросы истории, законодательства и практики. Сборник статей. - 2013. - № 1. - с.5-8.
20. Духно, Н.А. Понятие и виды юридической ответственности / Н.А. Морозова // Государство и право. - 2006. - №6. - С. 12-15.
21. Евдокимов, С.В. Правовосстановительные меры в российском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Евдокимов Сергей Викторович. - Новгород, 1999. - 218 с.
22. Советская Конституция и законность: научный сборник; ред. Ю.П. Еременко. - Саратов: Сарат. ун-та, 1982. - 146 с.
23. Ершов, В.А. Основы избирательного права в РФ: учебное пособие / В.А. Ершов. - Москва: ГроссМедиа, 2008. - 134 с.
24. Игнатенко, В.В. Конституционно-правовая ответственность в избирательном процессе / В.В. Игнатенко // Академический юридический журнал. - 2002. - №3. - с. 20-23.
25. Игнатенко В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс: учебник / В.В. Игнатенко. - Москва: РЦОИТ, 2002. - 165 с.
26. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. пособие для вузов / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - Москва: Юрист, 2002. - 542 с.
27. Климова, Ю.Н. Понятие избирательного правонарушения и комплексный подход к анализу мер ответственности, установленных избирательным законодательством / Ю.Н. Климова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - №2. - с. 3-7.
28. Колюшин, Е.И. Конституционное (государственное) право России: учебное пособие / Е.И. Колюшин. - Москва: МГУ, 1999. - 180 с.
29. Кондрашев А.А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: автореферат диссертации: 12.00.02 / Кондрашев Андрей Александрович. - 2011. - 55 с.
30. Левченко, Т.Г. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве: сравнительно-правовой аспект :на примере России, Великобритании и США: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Левченко Татьяна Григорьевна. - Москва, 2008. - 203 с.
31. Луканина, Т.И. Отказ в регистрации в качестве кандидата как мера конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса / Т.И. Луканина // Российский юридический журнал. - 2011. - №6. - с.15-19.
32. Лучин, В.О. Конституционные деликты / В.О. Лучин // Государство и право. - 2000. - № 1. - с. 12-15.
33. Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В.О. Лучин. - Москва: ЮНИТА-ДАНА, 2002. - 399 с.
34. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции / В.О. Лучин // Право и жизнь. - 1992. - №1. - С. 37-40.
35. Матейкович, М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации / М.С. Матейкович // Государство и право. - 2001. -№10. - с. 29-32.
36. Морозова, Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих / Л.А. Морозова // Государство и право. - 2000. - №3. - С. 26-29.
37. Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВПО / С.И. Носов и [и др.]. - СТАТУТ, 2004. - 391 с.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: словарь / С.И. Ожегов. - Москва: 1996. - 654 с.
39. Постников А.Е. Избирательное право и избирательное законодательство в России / А.Е. Постников // Государство и право. - 2002. - №5. - с. 35-39.
40. Сидякин, А.Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): Проблемы теории и практики: дис. . канд. юр. наук: 12.00.02 / Сидякин Александр Геннадбевич. - Москва, 206. - 245 с.
41. Собачевская, Ю.А. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства / Ю.А. Собачевская // Юрист. - 2011. - №1. - С. 34-38.
42. Сырых В.М. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих / В.М. Сырых // Государство и право. - 2000. - №3. - С. 24¬47.
43. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев и [и др.]. - М.: Норма, 2005. - 496 с.
44. Шишкина, О.Е. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан как способ их защиты / О.Е. Шишкина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009.- №3. - с. 21-24.
45. Шон, Д.Т. Конституционная ответственность / Д.Т. Шон // Государство и право. - 1995. - №7. - С. 38-41.
46. Штурнев А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации. Общеправовая характеристика и юридическая природа мер: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Штурнев Алексей Евгеньевич. - Иркутск, 2004. - 225 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ