Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация исследовательской деятельности по русскому языку с учащимися начальной школы

Работа №26936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
867
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 8
1.1 Общая характеристика исследовательской деятельности 8 1.2
Виды и роль исследовательской деятельности в современном
образовании 142
Методические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 23
2.1 Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе начальной
школы 23
2.2 Принципы организации исследовательских проектов 26
3 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности
младших школьников 36
3.1 Урок-проект по русскому языку для 4 класса ФГОС «Школа России» 36
Заключение 53
Список использованных источников 55

Актуальность исследования. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека
высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости,
способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать
решения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена
необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями
времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных
технологий.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на
всю жизнь, но она может и должна обеспечить его методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность.
Школьнику необходимо получить хорошее образование, уметь на протяжении
всей своей жизни совершенствовать и пополнять свои знания, уметь реализовывать
свои наилучшие качества, чтобы быть успешным.
Учителя ищут наиболее эффективные пути и средства развития потенциальных
возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются
технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину,
а учит её находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является
исследовательская деятельность учащихся.
Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников
метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса
Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были
российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.6
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не
тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников –
умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы;
важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой
элементарной форме.
Каждому ребенку дана от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту
склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка
учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследовательского поиска становятся важной задачей образования и современного
учителя.
Гипотеза данного исследования – исследовательская деятельность на уроках
русского языка в младшей школе является наиболее эффективным методом обучения
детей русскому языку.
Цель данного исследования – обоснование необходимости и характеристика
способов и приемов использования заданий исследовательского характера на уроках
русского языка в начальной ступени общего образования.
Объект исследования: исследовательская деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: способы и приемы организации исследовательской
деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы
выделили следующие задачи:
1.Охарактеризовать содержание и структуру исследовательской деятельности, на
основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы
организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках русского
языка.
2.Рассмотреть методику использования различных заданий исследовательского
характера для младших школьников на уроках русского языка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос, разобрать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школыи учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность,содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать, что учебно-исследовательская деятельность способствует:
-формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования;
-созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
-содержательной организации свободного времени детей.
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить её значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификацию) , информационные умения (работать со словарями, справочной литературой,получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.
На наш взгляд цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Нами было рассмотрено само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а также ее особенности и организация. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках русского языка, а так же систематизировали исследовательские задания и предложили методические рекомендации по их использованию. Так же в работе представлен разработанный нами урок русского языка с исследовательской деятельностью.


1. Алейникова, И.П. Интеллект будущего / И.П. Алейникова // Управление школой: Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.
2. Алексеев, Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - Москва, 2010. - С. 5
3. Алексеев, А.Г., Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / А. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2012. - №1. - С.24-34.
4. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С. 7-10.
5. Бельфер, М.А. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М.А. Бельфер // Литература: Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 13-15.
6. Бреховских, Л.М. Как делаются открытия: Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» / Л.М. Бреховских.- Москва, 2011. - 529 с.
7. Всествятский, Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни: учебное пособие / Б.В. Всествятский. - Москва: Перспектива, 1926.- 326 с.
8. Взятышев, В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. Инновационное образование и инженерное творчество / В.Ф. Взятышев. - Москва: Академия, - 1995. - 261 с.
9. Гильмеева, Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. - № 4. - С. 58-60.
10. Григорьян, И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2011. - 457 с.
11. Долгушина, Н.И. Организация исследовательской деятельности младших школьников /Н.Долгушина//Начальная школа. - 2011.- №10. - С.8-13
12. Дроздов, В.Л. «От маленьких проблем-к большим открытиям» / В.Л. Дроздов // Начальная школа. -2010.-№8. - С.14-17.
13. Дубова, М.Б. Организация проектной деятельности младших школьников спозиций компетентного подхода / М.Б. Дубова // Начальная школа: школа плюс до и после. -
2010. - № 7. - С.12-15.
14. Евдокимов, А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы: учебное пособие / А.К. Евдокимов. -Москва: НТА «АПФН», 2013. - 532 с.
15. Зарипов, Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2014. - № 3. - С. 61-63.
16. Карпенко, К.А. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности / Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. //Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2012.С.130-134
17. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 2011. - 84 с.
18. Кром, В.И. «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» ж. «Начальная школа»-2012- №8. -311 с.
19. Кропанева, Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1,С.124-135
20. Кудрова , И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
21. Лернер, Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю": лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2004. - №37. - С. 22-24.
22. Леонтович, А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2013, Издание МГДД(Ю)Т - 322 с.
23. Леонтович, А.В. Каждый человек - исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel
24. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании./ А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся - Москва. - 2011. - С.33-37.
25. Леонтович, А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2012. - С.121-124.
26. Леонтович, А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - Москва. -
2011. - С.45-47.
27. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии /А.В. Леонтович // Народное образование, №10, 1999.- С.152-158
28. Лифинцева, Н.И. «Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах» ж. «Начальная школа»- 2012 -№8 - С.44-48.
29. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»- Волгоград ж. «Учитель»- 2011. - 325 с.
30. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2010. - 233 с.
31. Поддьяков, А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.
32. Разагатова, Н.А.Исследовательская деятельность младших школьников.Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе.Изданиедля родителей. 2007. - 88 с.
33. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. - С. 116-123.
34. Рогов, А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -Москва: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124
35. Рябенко, И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -Москва: НТА «АПФН», 2013. т.1,С.144-151
36. Семенова, Н.А.Исследовательская деятельность учащихся/Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2012- №2.-С. 45-49.
37. Хуснетдинова, М.К.«Развитие проектных компетенций младших школьников» ж. «Начальная школа» -2012-№1. - С.21-25.
38. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. - 2003.- №1. - С. 48-51.
39. Жидко, И.Н. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] от 23.11.2009 - Режим доступа: http://school11.unlimhost.net от 23.11.2009.
40. Леонтович, А.В. Основные концептуальные положения исследовательской
деятельности [Электронный ресурс] от 10.02.2010 - Режим доступа:
http://www.researcher.ru
41. Румянцева, Н.Ю.Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] от 23.01.2010 - Режим доступа: http://www.researcher.ru/issledovaniya.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ