Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №37371

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1079
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской
деятельности обучающихся 6
1.2. Развитие исследовательских умений как компонента
исследовательской деятельности 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 20
2.1. Методика организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 20
2.2. Анализ результатов организации исследовательской деятельности
обучающихся при изучении биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Важнейшие задачи, которые поставлены на сегодняшний день перед школой - это активизация творческой познавательной деятельности, которая способствует развитию теоретических и практических умений, овладению обучающимися основами естественнонаучного мировоззрения.
По мнению исследователей эффективность учебного процесса значительно повысится при развитии исследовательских умений обучающихся при организации учебной исследовательской деятельности. По мнению П.М. Скворцова [1999], развитые исследовательские умения помогают школьникам лучше справиться с требованиями программы. Можно выделить также воспитывающее и развивающее значение исследовательских умений. В процессе приобретения обучающимися знаний развивается интеллект, формируется нестандартно мыслящая, творческая личность, с развитой познавательной активностью, способная найти выход из любой ситуации.
Тем не менее современная российская школа большую часть знаний преподносит в готовом виде, поэтому от обучающихся не требуется прилагать дополнительные усилия для самостоятельного поиска информации, добывания знаний.
Организуя учебную исследовательскую деятельность и развивая её основной компонент - исследовательские умения можно повысить эффективность учебного процесса. Исследовательские умения способствуют развитию у обучающихся логического мышления, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом [Байков, 1965].
Формирование и развитие исследовательских умений успешно осуществляется при углублённым изучением предмета в специальных классах или группах. Учащиеся сельской школы лишены такой возможности.
Организуя внеклассную работу с учащимися, у которых школьный предмет вызывает интерес, используя задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, возможно развитие у школьников исследовательских наклонностей [Захлебный, 1984].
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе по биологии освещается во многих трудах по методике преподавания биологии [Калинова, 1991].
Вопросами организации исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например, такие отечественные учёные как Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, В.А. Далингер, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и другие.
На уроках биологии изучаются разнообразные объекты и процессы, что обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности обучающихся [39].
Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением противоречия между необходимостью развития исследовательских умений школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.
Цель исследования заключается разработке методики организации исследовательской деятельности по формированию исследовательских умений обучающихся в процессе изучения биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности в процессе изучении биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научные основы исследовательской деятельности и рассмотреть понятие исследовательские умения.
2. Разработать методику обучения биологии, направленную на развитие исследовательских умений в организованной исследовательской деятельности.
3. Проведение педагогического экспериментального исследования по развитию исследовательских умений обучающихся в организованной исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательских умений у учащихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
а) при формировании мотивации к исследовательской деятельности у учащихся;
б) при внедрении исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность;
в) при организации мониторинга формирования исследовательских умений у учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. По мнению ученых, исследовательская деятельность - это такая деятельность обучающихся, которая подразумевает работу над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагает прохождение при решении задачи основных этапов, характерных для научных исследований. Главная цель исследовательской деятельности в образовании заключается в освоении обучающимися навыков проведения исследования, личностное осмысление изучаемого материала. При изучении биологии как учебного предмета существуют объективные возможности в развитии общих исследовательских умений в процессе включения обучающегося в исследовательскую деятельность.
2. Разработали методику организации исследовательской деятельности обучающихся 8-го класса при изучении раздела «Дыхание» в курсе биологии: Человек. На уроках использовали демонстрацию опытов и экспериментов с их обсуждением, решение проблемно-исследовательских задач, обсуждение проблемных ситуаций, составление синквейнов, творческие задания - стихи, сочинение «Увлекательное путешествие молекулы кислорода по организму», кроссворды, викторины, презентации. Организовали самостоятельную исследовательскую деятельность школьников, разработав и осуществив экспериментальный проект по теме «Исследование эфирных масел как средства профилактики простудных заболеваний».
3. Провели педагогический эксперимент, организовав исследовательскую деятельность обучающихся при изучении раздела «Дыхание». Экспериментальная работа была осуществлена в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
При организации экспериментальной работы определяли познавательный интерес к предмету биология и уровни сформированности исследовательских умений у учащихся 8-х классов.
В результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество обучающихся с повышенным интересом к изучению биологии на 16% и положительной мотивацией к предмету на 4% в экспериментальном 8 «б» классе. В контрольном 8 «в» классе существенных изменений не произошло. В то же время в экспериментальном классе 8% учащихся считают предмет биология не интересным, т.к. имеют высокую мотивацию к изучению других предметов, что связано с их профессиональным самоопределением.
В результате анализа развития исследовательских умений оказалось, что высший уровень показали 36 % учащихся экспериментального класса, прирост составил 12%, в контрольном классе данный показатель не изменился. Незначительно увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем на 4 %. В тоже время наблюдается снижение школьников со средним и низким уровнями на 8% соответственно.
Согласно результатам экспериментальной работы разработанная нами методика организации исследовательской деятельности у учеников 8 класса при изучении биологии является эффективной.



1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Байков Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к исследовательской работе // Советская педагогика. 1965. - С.23-25.
3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика. Методическое пособие педагогов сред. школ, гимназий, лицеев (Библиотека журнала "Исследовательская работа школьников"). — М.: Зимородок, 2007. — 64 с.
4. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
5. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое
пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 382 с. 36.
6. Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев - 3-е., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.- 416 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Гладышева Н.К. Нурминский И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. - М.: Педагогика, 1991. - 221 с.
9. Захлебный А.Н. и др. Экологическое образование школьников во внеклассное работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение.
1984. - 160 с.
10. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования // Биология в школе. 1991. - № 4. - С. 27.
11. Комаров Б.А., Шишкина М.Н. Методы научного познания в современном образовательном процессе: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 195 с.
12. Лебедева О.В. Оценка эффективности учебно-исследовательской деятельности // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. - №3(35). - С.190-196.
13. Лебедева О.В., Гребенев И.В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе // Педагогика.
2013. - № 8. - С. 52-58.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 303 с.
15. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся. Структура программы развития исследовательской деятельности учащихся // Модернизация московского образования: механизмы обновления. - М.: Центр «Школьная книга», 2004. - С. 9-15.
16. Леонтович А.В. Проблема исследовательской и проектной деятельности в новых ФГОС // Управление школой. 2013. - С. 4-8.
17. Леонтович А.В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся: организация учебного процесса // Директор школы. 2008. - № 7. -
С. 69-74.
18. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. - 64 с.
19. Макарова М.Е., Жилин Д.М. Азбука парфюмерии. 45 опытов с душистыми веществами / М.: Изд-во «Ювента», 2010. - С. 53.
20. Мухамбетова А.Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек»: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2009. - 21 с.
21. Петрова Е.Б. Изучение биологии с использованием учебного физического Эксперимента // Биология в школе. 2012. — № 10. - С. 45-48.
22. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003. - 296 с.
23. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. - М.,
2001. - С.12324.
24. Савенков А.И. Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности. Принципы исследовательского обучения // Директор школы. 2008. - № 9. - С. 50 - 55.
25. Синенко В.Я. Методология и практика школьного образования: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. - 158 с.
26. Скворцов П.М. Развитие исследовательских умений у учащихся 7-8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 19 с.
27. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. - М.: ООО «Глобус», 2008. - 255 с.
28. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 97 с.
29. Шестернинов Е.Е. и др. Навигатор исследователя / Е.Е. Шестернинов,
М.Н. Арцев, Н.С. Ефимова. - М.: Некоммерческая организация
Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 89 с.
30. Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. Спутник исследователя. - М.: Некоммерческая организация Благотворительный фонд наследия Менделеева, 2017. - 53 с.
31. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. - №5.
32. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 48 с.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
34. Власенко Е.А. Целительные свойства комнатных растений [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.universalinternetlibrary.ru (Дата обращения:
8.03.2019) .
35. Давыденко В.А. Трактовка активности и ее уровней в педагогике
[Электронный ресурс]. - URL:
http://edu.tltsu.ru/sites/sites content/site1238/html/media66898/27 davidenko.pdf (Дата обращения: 04.05.2019. Время: 10:00).
36. Кренева Л.А. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по
биологии как средство развития познавательной активности обучающихся // [Электронный ресурс]. URL:
http://graivoronuo.ucoz.com/Deyatelnost/Innivacii/APO/Uchitel/opit Kreneva-
2016. pdf (Дата обращения: 03.05.2019. Время: 21:00).
37. Комнатные растения, очищающие воздух [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klumba-plus.ru (Дата обращения: 15.03.2019).
38. Научные исследования в ароматерапии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forum-aromashka.ru (Дата обращения: 10.05.2019).
39. Писаренко Н.И. Организация исследовательской деятельности учащихся
на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации) // [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal. ru/shkola/biologiva/librarv/2016/01/02/organizatsiva- issledovatelskov-devatelnosti-uchashchihsva-na (Дата обращения: 03.05.2019. Время: 15:00).
40. Хайбулина К.В. Сценарий урока изучения темы Дыхание по индивидуально-групповой методике [Электронный ресурс]. - URL: http://afs.examen-technolab.ru/content/data/store/images/f 5032 28889 1.pdf (Дата обращения: 10.05.2019. Время: 12:00).
41. Широких Д.П. Методика преподавания биологии. Курс лекций / Д.П. Широких, Г.С. Нога. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 177 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ