Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССАХ

Работа №15422
Тип работыДипломные работы
Предметгеография
Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Исследование как одна из форм организации учебной деятельности 5
1.1. Сущность исследовательской деятельности в процессе обучения старшеклассников 5
1.2. Формы и виды организации исследовательской деятельности 13
Глава 2. Компетенции как форма организации исследовательской деятельности 26
2.1. Ключевые компетенции 26
2.2. Коммуникативные компетенции 30
Глава 3. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности по географии 33
3.1. Исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций 33
3.2. Результативность применения разработанных рекомендаций 41
3.3. Исследовательская деятельность при организации и проведении внеклассной работы на примере факультатива «Политическая карта мира».45
Заключение 51
Библиографический список (список информационных источников) 53
В последнее десятилетие ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей науки и экономики. Изменились требования к профессиональности учителей естественнонаучных дисциплин. Это требует анализа и переосмысления роли и места исследования в современном образовании на разных уровнях [6].
Актуальность. Исследовательская деятельность в школе ориентирована на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной работы. При этом учебно¬исследовательская деятельность позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно, использовать их для решения конкретных познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные навыки и умения, овладевать практическими приемами исследовательской работы.
Цель работы: изучить организацию исследовательской деятельности школьников на уроках географии в 9 классах и применить полученные результаты в профессиональной работе учителя.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить исследование как форму организации учебно-познавательной деятельности.
2. Выявить место учебно-исследовательской деятельности на уроках географии.
3. Разработать и апробировать учебное мероприятие, направленное на формирование практических приемов исследований старшеклассников при изучении географии.
Объект исследования: организация исследовательской работы школьников.
Предмет исследования состоит в выявлении возможностей применения учебно-исследовательской деятельности по географии в формировании практических приемов исследований старшеклассников.
В результате первичного анализа литературы нами выдвинута гипотеза
- исследовательская деятельность обучающихся в школьном курсе географии 9 классов способствует расширению знаний обучающихся о своей малой Родине.
Методы исследования:
1) обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
2) описательный;
3) сравнительно-географический;
4) исторический;
5) картографический.
База исследования и эксперимента: МБОУ СОШ № 8 г. Бийска.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе выполнения исследований могут быть использованы в работе учителя географии.
Структура: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе «Исследование как одна из форм организации учебной деятельности» рассмотрена сущность исследовательской деятельности в процессе обучения старшеклассников, дано понятие и изучены виды и формы организации учебно-исследовательской деятельности.
Во второй главе «Компетенции как форма организации исследовательской деятельности» раскрыты понятия и значимость ключевых, а также коммуникативных компетенций, описана исследовательская деятельность как средство формирования данных компетенций.
В 3-й главе «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности по географии» приводится информация об исследовательской деятельности как средстве формирования коммуникативных компетенций и разработано внеклассное мероприятие, в том числе, на основе факультатива по географии «Политическая карта мира».
Образовательная и научно-исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств создания мотивации к изучению географии, развитию творческого потенциала и, соответственно, способствует развитию коммуникативных компетенций, являющихся неотъемлемым условием конкурентной личности.
В своей работе мы изучили понятия "Учебно-исследовательская деятельность", "Коммуникативная компетентность". Выявлено, что научно-исследовательская работа имеет 2 вида: учебно-исследовательская и научно-исследовательская. Различные формы организации исследований реализуются через систему исследовательских задач.
Кроме того, установлено, что коммуникативные навыки среди ключевых занимают особое место, так как определяют готовность ученика к использованию полученных знаний, навыков обучения, а также способов работы в жизни для решения практических и теоретических задач.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что в результате участия учеников в исследовании повышается уровень формирования коммуникативной компетентности. В начале эксперимента, уровень сформированности коммуникативной компетенции можно охарактеризовать как низкий и средний. Проверка знаний о результатах эксперимента указывает на изменение уровня. Школьники показали явное преобладание среднего уровня сформированности компетенций, а 30% школьников показали высокий уровень. Использование элективного занятия позволило расширить спектр исследований.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что научно-исследовательская работа является одним из важнейших средств формирования коммуникативной компетенции школьников. Наиболее важными методами исследования являются задачи, направленные на развитие компетенций: умение представить себя устно и письменно, участие в коллективном обсуждении проблем, аргументация собственной позиции, умение ее доказать, убедить; выступление перед аудиторией с небольшим докладом; презентация проекта, эссе; защита своей позиции. Разработанные нами исследовательские задачи подтвердили выдвинутую гипотезу.
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - №4. - С.19¬27.
2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / - М.: Просвещение, 2013. - 587 c.
4. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Просвещение, 2010. - 410 с.
5. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / Под ред. Бариновой И.И. - М.: Просвещение, 1988. -157с.
6. Беловолова Е.А. От практических работ к практико¬ориентированным проектам / География и экология в школе XXI: науч.- метод. журнал / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Изд-во ГЕО-ЭКО, 2006 - № 3.- С. 61-65.
7. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии // Москва. - «Вентана- Граф». - 2010. - С. 167-172.
8. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - №18. - С. 68-74.
9. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: Учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 208 с.
10. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и
компетентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии.- 2009. - №4. - С.89-94.
11. Бордовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 359 с.
12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. - № 10. - 2003. - С. 26.
13. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 80-88.
14. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86¬92.
15. Векшина Н. З. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2011/0627-08.htm
16. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Общекультурная
компетентность в географическом образовании:теоретико¬методологические аспекты и практика реализации // География и экология в школе XXI века. - 2008. -№3. - С. 47-50.
17. Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.
18. География и экология в школе XXI: научно-методический журнал / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2007. - №4. - 80 с.
19. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование,
2010. - С. 68-80.
20. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 127-134.
21. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.
22. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум, 2001.
23. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В. Б. Методики и технологии обучения географии в школе. — М.: ACT Астрель, 2002. - 203 с.
24. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. статей. - М., 2006. - С. 205-214.
25. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование, 2000. - № 3. КавГТИ, 2008.- 166 с.
26. Карпов Е.М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. - С. 54-63.
27. Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы школьников. - Курск, 2003. - 46 с.
28. Криволапова Н.А. Компетентностный подход в образовании: Теория и практика // Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2015. - 79 с.
29. Куртяник М.А. "Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий" / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова // Педагогика: семья-школа-общество. Кн. 19. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - С. 289-300.
30. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии, 1999. - № 1-2.
31. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый,2011. - №11. - С. 166-168.
32. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование,1999. - № 10. - с. -34-41.
33. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
34. Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.
35. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - №2. - С.21-26.
36. Степанкова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
37. Татаренкова И.В. Организация исследовательской работы в школе г. Курска и Курской области. - Сборник «Практика как основа выполнения научно-исследовательской работы студентов и магистрантов». - Курск: гос. ун-т, 2012. - С. 36-39.
38. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
39. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.