Организация исследовательской деятельности по русскому языку с учащимися начальной школы
|
Введение 5
1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 8
1.1 Общая характеристика исследовательской деятельности 8 1.2
Виды и роль исследовательской деятельности в современном
образовании 142
Методические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 23
2.1 Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе начальной
школы 23
2.2 Принципы организации исследовательских проектов 26
3 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности
младших школьников 36
3.1 Урок-проект по русскому языку для 4 класса ФГОС «Школа России» 36
Заключение 53
Список использованных источников 55
1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 8
1.1 Общая характеристика исследовательской деятельности 8 1.2
Виды и роль исследовательской деятельности в современном
образовании 142
Методические основы организации исследовательской деятельности младших
школьников 23
2.1 Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе начальной
школы 23
2.2 Принципы организации исследовательских проектов 26
3 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности
младших школьников 36
3.1 Урок-проект по русскому языку для 4 класса ФГОС «Школа России» 36
Заключение 53
Список использованных источников 55
Актуальность исследования. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека
высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости,
способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать
решения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена
необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями
времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных
технологий.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на
всю жизнь, но она может и должна обеспечить его методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность.
Школьнику необходимо получить хорошее образование, уметь на протяжении
всей своей жизни совершенствовать и пополнять свои знания, уметь реализовывать
свои наилучшие качества, чтобы быть успешным.
Учителя ищут наиболее эффективные пути и средства развития потенциальных
возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются
технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину,
а учит её находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является
исследовательская деятельность учащихся.
Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников
метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса
Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были
российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.6
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не
тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников –
умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы;
важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой
элементарной форме.
Каждому ребенку дана от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту
склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка
учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследовательского поиска становятся важной задачей образования и современного
учителя.
Гипотеза данного исследования – исследовательская деятельность на уроках
русского языка в младшей школе является наиболее эффективным методом обучения
детей русскому языку.
Цель данного исследования – обоснование необходимости и характеристика
способов и приемов использования заданий исследовательского характера на уроках
русского языка в начальной ступени общего образования.
Объект исследования: исследовательская деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: способы и приемы организации исследовательской
деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы
выделили следующие задачи:
1.Охарактеризовать содержание и структуру исследовательской деятельности, на
основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы
организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках русского
языка.
2.Рассмотреть методику использования различных заданий исследовательского
характера для младших школьников на уроках русского языка.
высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости,
способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать
решения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена
необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями
времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных
технологий.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на
всю жизнь, но она может и должна обеспечить его методами познания, сформировать
познавательную самостоятельность.
Школьнику необходимо получить хорошее образование, уметь на протяжении
всей своей жизни совершенствовать и пополнять свои знания, уметь реализовывать
свои наилучшие качества, чтобы быть успешным.
Учителя ищут наиболее эффективные пути и средства развития потенциальных
возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются
технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину,
а учит её находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является
исследовательская деятельность учащихся.
Говорят: «Новое – хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников
метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса
Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были
российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.6
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что образован не
тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников –
умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы;
важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой
элементарной форме.
Каждому ребенку дана от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту
склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка
учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам
исследовательского поиска становятся важной задачей образования и современного
учителя.
Гипотеза данного исследования – исследовательская деятельность на уроках
русского языка в младшей школе является наиболее эффективным методом обучения
детей русскому языку.
Цель данного исследования – обоснование необходимости и характеристика
способов и приемов использования заданий исследовательского характера на уроках
русского языка в начальной ступени общего образования.
Объект исследования: исследовательская деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: способы и приемы организации исследовательской
деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы
выделили следующие задачи:
1.Охарактеризовать содержание и структуру исследовательской деятельности, на
основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы
организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках русского
языка.
2.Рассмотреть методику использования различных заданий исследовательского
характера для младших школьников на уроках русского языка.
Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос, разобрать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школыи учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность,содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать, что учебно-исследовательская деятельность способствует:
-формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования;
-созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
-содержательной организации свободного времени детей.
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить её значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификацию) , информационные умения (работать со словарями, справочной литературой,получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.
На наш взгляд цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Нами было рассмотрено само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а также ее особенности и организация. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках русского языка, а так же систематизировали исследовательские задания и предложили методические рекомендации по их использованию. Так же в работе представлен разработанный нами урок русского языка с исследовательской деятельностью.
Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Особенность профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос, разобрать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школыи учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность,содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать, что учебно-исследовательская деятельность способствует:
-формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования;
-созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
-содержательной организации свободного времени детей.
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить её значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификацию) , информационные умения (работать со словарями, справочной литературой,получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.
На наш взгляд цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Нами было рассмотрено само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а также ее особенности и организация. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках русского языка, а так же систематизировали исследовательские задания и предложили методические рекомендации по их использованию. Так же в работе представлен разработанный нами урок русского языка с исследовательской деятельностью.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



