Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ

Работа №26478

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей подростков,
имеющих ограниченные возможности здоровья 7
1.1 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: понятия,
характеристики 7
1.2 Психологические особенности подростков с ОВЗ 15
1.3 Формы, направления работы социального педагога с подростками,
имеющими ОВЗ 26
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей подростков с
ограниченными возможностями здоровья и работа социального педагога с
ними 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 37
2.3 Описание работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ 45
Заключение 55
Список использованных источников 55
Приложение А Результаты исследования личностных особенностей подростков с ОВЗ по методике «Подростковый 14 - факторный личностный опросник» (автор - Р.Б. Кеттелл) 59
Приложение Б Результаты исследования личностных особенностей личности подростков без ОВЗ по методике «Подростковый 14 - факторный
личностный опросник» (автор - Р.Б. Кеттелл) 61
Приложение В Разъяснительная работа с педагогами 63
Приложение Г Тренинг педагогического общения 65
Приложение Д Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и
умений у подростков с ОВЗ 68


На сегодняшний день проблема изучения психологических особенностей подростков с ОВЗ крайне актуальна. Подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Сегодня отслеживается мировая тенденция увеличения числа детей с ОВЗ. В связи с низким уровнем медицинского обслуживания, заболеваниями родителей, плохой экологией, а также вредных привычек матерей, за последнее десятилетие количество детей с ОВЗ увеличилось вдвое. В современной школе должны обучаться не только преуспевающие школьники, но и категория детей с ОВЗ, поэтому для того, чтобы создать условия для обучения таких детей, необходимо обеспечить их социально-педагогическое сопровождение.
Цель исследования - изучение специфики работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ.
Объект исследования: психологические особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: специфика работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить понятие и основные характеристики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2. Рассмотреть психологические особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья;
3. Описать формы, направления работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ;
4. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья, проанализировать результаты исследования;
5. Охарактеризовать содержание работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ (на примере МБОУ «СОШ №1»).
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. Тестирование (Подростковый 14 - факторный личностный опросник (автор - Р.Б. Кеттелл), Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)).
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему психолого-педагогической работы с подростками, имеющими ОВЗ (Акатова Л.И., Маллера А.Р., Рубинштейна С. Я. и др.).
Базой проведения эмпирического исследования является МБОУ «СОШ №1 города Лесосибирска». В исследовании приняли участие 30 подростков 13¬14 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы сопровождения подростков, имеющих ОВЗ, рассмотрение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей подростков, имеющих ОВЗ.
2 этап (апрель 2018 г. - май 2018 г.) - обработка и анализ полученных результатов экспериментального исследования психологических особенностей подростков, имеющих ОВЗ.
3 этап (май 2018 г. - июнь 2018 г.) - описание системы работы социального педагога с подростками, имеющими ОВЗ, формулирование выводов, оформление ВКР.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на внутривузовской студенческой научно-практической
конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2018), зарубежной конференции «Актуальные научные достижения» (Чехия, 2018). По теме ВКР опубликована статья.
Практическая значимость определяется тем, что данные исследования могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами и родителями для организации социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, теоретические положения, представленные в работе, могут использоваться студентами при подготовке к курсовым, выпускным квалификационным исследованиям, семинарским занятиям.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований и приложений. Общий объем работы - 58 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие выводы.
Понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
Проанализировав результаты, полученные при диагностике психологических особенностей подростков с ОВЗ по методикам «Подростковый 14-факторный личностный опросник» (автор - Р.Б. Кеттелл) и «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д.. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), мы отмечаем, что подростки с ОВЗ характеризуются такими психологическими особенностями как: высокая тревожность, эмоциональная напряженность, низкий уровень общительности, критичность, склонность к ригидности, лекгомысленность, эмоциональная неустойчивость и изменчивость в поведении. Зачастую подростки с ОВЗ раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены, пассивны в поведении. Так же им свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа.
Основными направлениями работы социального педагога с подростками с ОВЗ являются диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, консультативно-просветительское и организационно-методическое.
Диагностическое направление заключается в проведении обследования школьников и динамического наблюдения за развитием учащихся (данные фиксируются в дневниках наблюдения).
Коррекционно-развивающее направление предполагает разработку и реализацию, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Аналитическое направление определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, предполагает разработку рекомендаций, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление включает подготовку и участие специалистов сопровождения в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах.
Данные направления представляют собой комплексную систему воздействия на ребенка, отражает целостность процесса социализации.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута.



1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2013. - С. 71 - 95.
3. Белявский, Б. В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования / Б. В. Белявский. - Москва : Флинта, 2015. - 342 с.
4. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - Москва : Владос, 2009. - 300 с.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Психология развития и возрастная психология : хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. Москва : Изд-во МНЭГ1У, 2013. - 316 с.
6. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 486 с.
7. Завьялова, Е. И. Как подростку в общество «врастать» / Е. И. Завьялова // Педагогика. - 2015. - № 11. - С. 58-60.
8. Исаев, Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д. Н. Исаев. - Санкт - Петербург : Издательство НИМИ, 2013. - 186 с.
9. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - Москва : Академия, 2014. - 209 с.
10. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. - Москва : Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
11. Кобрина, Л. М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания / Л. М. Кобрина // Дефектология. - 2013. - № 3 - С. 114.
12. Лебединская, К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. - Москва : Педагогика, 2007. - 280 с.
13. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. - Москва : Педагогика, 2004. - 306 с.
14. Левченко, И. Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 6. - С. 67.
15. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. Пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - Москва : Просвещение, 2008. - 114 с.
16. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. - Москва : Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.
17. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. - Москва : Педагогика - Пресс, 2016. - 284 с.
18. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Н. Малофеев. - Москва : Просвещение, 2013. - 320 с.
19. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 220 с.
20. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - Москва : РГСУ, 2002. - 532 с.
21. Назарова, Н. М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма / Н. М. Назарова // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования : сб. науч. статей. — Москва, 2015. — С. 42—53.
22. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев и др. — Москва : Академия, 2014. - 654 с.
23. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - 143 с.
24. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С. Я. Рубинштейн. - Москва : Просвещение,2016.- 341 с.
25. Сафонова, Н. А. Особенности эмоциональной устойчивости педагогов в инклюзивном образовании / Н.А. Сафонова // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 211-215.
26. Словарь-справочник. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н. В. Новотворцева. - Москва : Академия развития, 2009. - 754 с.
27. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва : Академия, 2005. - 180 с.
28. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. - Москва : Академия, 2013. - 80 с.
29. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.- Санкт- Петербург : Речь, 2003. - 216 с.
30. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. А. Поликовой. - Москва : КТМУ, 2009 - 207 с.
31. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. - Москва: АРКТИ, 2017. - 80 с.
32. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
33. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. - Москва : Владос, 2011. - 167 с.
34. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
35. Хитрюк, В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79). - С. 189-194.
36. Хомутова, М. Н. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации: сборник материалов II педагогических чтений им. первого министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова. - Екатеринбург : СОПК, 2013. Часть 3. - С. 8-12.
37. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва: АРКТИ, 2014. - 224 с.
38. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л. Щепко.
- Москва: Академия, 2014. - 410 с.
39. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. - Москва: ВЛАДОС, 2013. - 92 с.
40. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 2017. - 289 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ