Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья

Работа №21036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
763
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей
подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья 8
1.1 Лица с ограниченными возможностями здоровья: понятие,
характеристики 8
1.2 Психологические особенности подростков с ОВЗ 13
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей подростков с
ОВЗ и специфики работы педагога-психолога с ними 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
имеющими ограниченные возможности здоровья 47
Заключение 57
Список использованных источников 59



Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В первую очередь, это обусловлено тем, что число новорожденных с проблемами здоровья за последнее время значительно увеличилось. Так, согласно данным ЮНЕСКО, за 2015 год два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии.
При этом согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на пять процентов. На заседании Совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов от 17.06.2015 г. главой Минобрнауки России Д.В. Ливановым была озвучена следующая статистика: «Только за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5% (с 137 673 детей в 2012/2013 учебном году до 159 125 в 2014/2015 учебном году)».
Актуальность темы исследования так же обусловлена государственной политикой РФ по отношению к обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Российская Федерация провозглашена демократическим государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина. Таким образом, политика нашего государства направлена на борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Для этого в нашей стране реализуются такие программы как «Доступная среда», «Право- быть равным», «Перспектива», позволяющие детям с ОВЗ обучаться в образовательных учреждениях общего типа.
В связи с актуальностью проблемы цель исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с учетом их психологических особенностей.
подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, охарактеризовав содержание понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья».
2. Охарактеризовать психологические особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать систему работы педагога-психолога с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы сопровождения подростков, имеющих ОВЗ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей подростков, имеющих ОВЗ.
2 этап (март 2017 г. - апрель 2017 г.) - обработка и анализ полученных результатов экспериментального исследования психологических особенностей подростков, имеющих ОВЗ.
3 этап (май 2017 г. - июнь 2017 г.) - разработка и описание системы работы педагога - психолога с подростками, имеющими ОВЗ, формулирование выводов, оформление ВКР.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. Эмпирические методы исследования: тестирование (методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); «Подростковый 14-факторный личностный опросник» (автор - Р.Б Кеттелл);
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ полученных результатов);
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему психолого¬педагогической работы с подростками, имеющими ОВЗ (Акатова Л.И., Маллера А.Р., Рубинштейна С. Я. и др.).
База исследования: базой для проведения исследования стала МБОУ «Пискуновская ООШ». В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 13 до 14 лет в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные теоретические и практические данные в результате исследования могут быть использованы в работе педагогов и педагогов-психологов для разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Полученные результаты
экспериментального исследования могут быть использованы педагогами- психологами, учителями при разработке таких программ.
Так же материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, при написании докладов или рефератов по схожей тематике. Описанная нами система работы с подростками с ОВЗ в условиях школы может быть использована при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ, можно сделать вывод, что обучающиеся с ОВЗ - это лица, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Подростки с ОВЗ отличаются тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем самоотношения, необщительностью, неуверенность в себе, пассивность в поведении, легкомысленностью, повышенной утомляемостью, вследствие чего возникают трудности в освоении образовательной программы.
Нами проводилось эмпирическое исследование на базе МБОУ «Пискуновская ООШ» с целью изучения психологических особенностей подростков в возрасте от 13 до 14 лет, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
Анализируя результаты, полученные при диагностике уровня ситуативной и личностной тревожности по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы - Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), мы отмечаем, что все подростки с ОВЗ, имеют высокий уровень личностной тревожности.
Проанализировав результаты, полученные при диагностике психологических особенностей подростков с ОВЗ по методике «Подростковый 14-факторный личностный опросник» (автор - Р.Б. Кеттелл), мы отмечаем, что подростки с ОВЗ характеризуются такими психологическими особенностями как: высокая тревожность, эмоциональная напряженность, низкий уровень общительности, критичность, склонность к ригидности, лекгомысленность, эмоциональная неустойчивость и изменчивость в поведении. Зачастую подростки с ОВЗ раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены, пассивны в поведении.
Так же им свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, субъективное чувство, что его не принимает группа.
Разработанная нами система работы педагога-психолога с подростками, имеющими ОВЗ, может быть использована педагогами и психологами при организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе теоретического и экспериментального исследования.


1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. - Москва: Просвещение, 2004. - 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - 2013.-С. 71 -95.
3. Башина, В. М. Аутизм в детстве [Электронный ресурс] : Научный центр психического здоровья. - Режим доступа: http://www.psychiatry.ru
4. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве / Ю.В. Большакова. - Москва: Педагогика, 2002. -349 с.
5. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. - Москва: Владос, 2009. - 300 с.
6. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой и [др.] - Москва: Педагогика, 2004.
7. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс] : Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения 2006 год. - Режим доступа: http://www.who.int/govemance/eb/ .
8. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982.
9. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. - Москва: Академкнига, 2002. - 213 с.
10. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - Москва: Академкнига, 2005. - 247 с.
11. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 3. - С. 35-39.
12. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
13. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд-е 2-е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов- на-Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. - 352 с.
14. Изосимова, Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей
с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. [Электронный ресурс] : Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Режим доступа: http://e-
.koncept.ru/2015/85892.htm.
15. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями вразвитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. - Москва: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
16. Медико-правовой портал. Классификация основных видов
нарушений функций организма при установлении инвалидности. [Электронный ресурс] : Научно-методический электронный журнал
«Концепт». - Режим доступа: http://103-law.org.ua/.
17. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. - Москва: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
18. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. - Москва: Просвещение, 1991.
19. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. - Москва: Педагогика. - 2004. - 306 с.
20. Лебединская, К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. - Москва: Педагогика. - 2007. - 280 с.
21. Лубовский, В. И. Специальная психология: науч. изд. / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева. - Москва : «Академия», 2005. - 464 с.
22. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. - Москва: Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.
23. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. - Москва: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
24. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. - Москва, 2008. - 97 с.
25. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 220 с.
26. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. / Педагогика: традиции и инновации / Е.В.Панфилова - Челябинск, 2012. —
С. 141-143.
27. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр /Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. — С. 48-51.
28. Письмо Рособрнадзора от 05.03.2010 № 02-52-3/10-ин "О направлении методических рекомендаций по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс] :Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. -Москва: Социальное здоровье России, 2007. -210 с.
30. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. - Москва: Просвещение, 1986. - 192 с.
31. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах / К. А. Семенова. - Москва: Медицина, -1976. - 185 с.
32. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва, 2005. - 180 с.
33. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. - Москва: АРКТИ, 2007. - 80 с.
34. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.- Санкт- Петербург: Речь, 2003. - 216 с.
35. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. А. Поликовой. - Москва: КТМУ, 2009 - 207 с.
36. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
37. Тест Кеттелла, подростковый вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120. [Электронный ресурс] : Все тесты. - Режим доступа:http://vsetesti.ru/360/
38. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко.-Москва: АРКТИ, 2001. - 224 с.
39. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 92 с.
40. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л. Щепко. - Москва: Академия, 2000. - 410 с.
41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. [Электронный ресурс] : Консультант плюс-надежная правовая поддержка. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ