Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов

Работа №88968

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 7
1.1. История применений творческих технологий в психологии, педагогике и социальной работе 7
1.2 Исходные понятия арт-терапии 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 16
2.1 Основные формы реализации арт-терапии 16
2.2 Некоторые виды реализации арт-терапии 27
3. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С
РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ КЛИЕНТОВ 37
3.1 Арт-терапия в работе с детьми и подростками 37
3.2 Арт-терапия в реабилитации и ресоциализации клиентов с зависимостями
3.3 Арт-терапия в работе с инвалидами 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Учебная и научная литература 52
Источники в сети «Интернет» 57

Активно развивающиеся в последние годы сферы психотерапии и социальной работы диктуют необходимость перевода работы с разными типами клиентов с количественных, на качественные результаты.
Сейчас наступает время отказа от следования единым методам, практикам и способам работы с клиентами, наступает время адресности и индивидуализации социальной работы, в ходе которых каждый клиент получает именно ту помощь и пути реабилитации, которых требует ситуация.
В рамках такого подхода большую востребованность методы реабилитации и социальной терапии, имеющие научные и практические обоснования результативности. Один из таковых - творческие технологии психотерапии и социальной работы (арт-терапия).
Арт-терапия применялась в перечисленных областях уже очень давно, однако не воспринималась, как обособленный метод или технология, а скорее шла рука об руку с человечеством в качестве неоспоримой аксиомы о том, что искусство и творчество пробуждают в людях тесно связанные с ментальным и физическим состоянием духовные порывы, способные лечить, менять, реабилитировать и восстанавливать.
В современном же мире творческие технологии обрели скелет и статус научной концепции, что безусловно идет данной практике на пользу, так как помогает ей иметь собственную методологию, а также анализировать применимость названных методов при работе с разными категориями клиентов.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что арт-терапия, как метод терапевтического воздействия зарекомендовала себя с положительной стороны и сегодня нуждается в глобальной популяризации и повсеместном применении в социальной работе.
Спектр возможностей арт-терапии весьма широк и включает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разнообразными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий, реализацию функций "медиации" в различных конфликтах, работу с правонарушителями" лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими нарушениями, семьями и "малыми сообществами" граждан, объединенных по религиозным, этническим и иным социальным признакам, и многие другие возможности.
Данная разнонаправленность диктует необходимость изучения факторов применения арт-терапии через призму разных категорий клиентов, к которым она и применяется.
Степень научной разработанности. Научно-исследовательскую базу исследования составили труды Э. Крамера, М.В. Киселевой, А.Б. Копытина, В.Б. Никитана, А.В. Воробьевой, А.А. Гаврушевой, В.Г. Колягиной, Н.В. Бибиковой и других. Работы ученых внесли весомый вклад в развитие популярность творческих технологий, однако их характерной чертой является представление общих методологических рекомендаций применения арт- терапии без отхода к специфическим нормам взаимодействия с разными группами клиентов.
Объектом исследования являются различные формы и виды социальной терапии, применяемые при работе с разными категориями клиентов.
Предметом исследования выступает специфика применения творческих технологий при работе с разными категориями клиентов.
Целью исследования выступает выявление специфики использования арт-терапии в социальной работе с различными категориями клиентов.
В ряду задач исследования можно назвать следующие:
1. Рассмотреть исторические аспекты внедрения и применения творческих технологий в психологии, педагогике и социальной работе;
2. Изучить исходные теоретические понятия и основы арт-терапии;
3. Определить основные формы и виды реализации арт-терапии при работе с разными категориями клиентов;
4. Рассмотреть специфику арт-терапии при работе с детьми и подростками;
5. Рассмотреть специфику арт-терапии при работе с клиентами, страдающими от зависимостей;
6. Рассмотреть специфику арт-терапии при работе с инвалидами.
Гипотезы исследовательской работы заключаются в следующем:
1. Предположительно, арт-терапия, как оформленный метод творческих технологий в социальной работе начал формироваться в начале ХХ века, а принял свою окончательную форму и достиг применимости в международной практике только в 80-90хх годах ХХ века;
2. Возможно, характерными формами применения арт-терапии в практике социальной работы в настоящее время являются групповая, индивидуальная, семейная, для дошкольников, для подростков, для молодежи и взрослых, для пенсионеров;
3. Скорее всего, самыми популярным видами реализации арт-терапии в настоящее время являются изотерапия, пескотерапия, куклотерапия, игротерапия, фототерапия, музыкотерапия;
4. Предположительно, арт-терапия в работе с детьми и подростками имеет специфику коррекционного воздействия на девиантных несовершеннолетних, а также адаптации и социализации детей, страдающих отклонениями развития;
5. Вероятно, арт-терапия, проводимая с нарко и алкоголезависимыми клиентами, имеет специфику компенсирующего воздействия, направленного на избавление от зависимостей и замещение оных полезными навыками, хобби, общением.
6. Возможно, спецификой арт-терапии при работе с инвалидами, является помощь в приобретении клиентами новых социальных ролей, решение коммуникативных трудностей и формирование позитивного мировоззрения.
Методологическая база исследования представляется в следующем виде:
• Методы описания и обобщения
• Общенаучные методы;
• Дедуктивный и индуктивный подходы;
• Контент-анализ материалов СМИ, телепередач, интернет-
публикаций.
Структура работы представлена в виде введения, трех глав, состоящих из 7 параграфов, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследования в рамках дипломной работы, удалось осуществить основные цели работы путем выполнения поставленных задач. В частности, была изучена история арт-терапии, как метода, применяемого в социальной работе, психологии, психиатрии и педагогике.
Стоит отметить, что изначально арт-терапия развивалась лишь в формате обособленного метода психоанализа, но постепенно стала восприниматься учеными, как самостоятельный вид терапевтического воздействия на клиентов и пациентов, носящий развивающий, реабилитационный, диагностический и социализирующий эффекты.
На сегодняшний день арт-терапия является всемирно применимым методом взаимодействия с разными категориями клиентов, обладающим доказанной эффективностью, среди эффектов которой можно назвать следующие:
• Дает возможность для выплеска агрессивных и девиантных чувств и желаний в социально приемлемой и безопасной форме;
• Улучшает динамику прочих терапевтических воздействий;
• Дает основание для социально-психологического прогнозирования и диагностической работы;
• Дает возможность работать с теми мыслями и чувствами клиента, которые кажутся непреодолимыми или, наоборот, труднодостижимыми;
• Вызывает у клиентов чувства упорядоченности и контроля;
• Учит клиентов правильному обращению со своими чувствами и эмоциями;
• Может повышать самооценку и вызывать у клиента ощущение собственной личностной значимости.
Коррекционные и реабилитационные возможности арт-терапии диктуются предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в процессе производства продуктов творчества, утверждением и познанием собственного «Я».
Также возможности коррекционного и реабилитационного механизма арт-терапии могут быть рассмотрены через призму самого творческого процесса, применяемого в качестве инструмента исследования реальности, познания новых, ранее скрытых от исследователя сторон жизни и восприятия и непосредственного воплощения этой взаимосвязи.
На сегодняшний день арт-терапия находит свое применение в нескольких формах реализации, которые можно подразделить на основные классификационные критерии по возрастному и количественному признаку клиентов.
В рамках возрастного подхода выделяют следующие формы реализации арт-терапии:
• С дошкольниками;
• С подростками;
• С молодежью;
• Со взрослыми;
• С пожилыми клиентами.
В рамках количественного признака арт-терапию можно подразделить на:
• Индивидуальную, применяемую для людей, к которым в силу их личностных особенностей требуется особый подход;
• Групповую, в процессе которой специалист работает с группой клиентов, объединенных по ряду общих признаков;
• Семейную терапию, в процессе которой реализуется совместное терапевтическое воздействие на детей и их родителей в целях семейного единения и решения семейных проблем.
На данный момент разработаны и находятся в активном применении десятки видов и методов арт-терапии, среди которых особого внимания заслуживают изотерапия, куклотерапия, игротерапия, фототерапия, пескотерапия и некоторые другие.
Арт-терапия не реализуема в рамках одного единственного методического течения, вместо этого, наоборот, совокупность методик применяется адаптировано и адресно в процессе работы с разными категориями клиентов.
В процессе исследования были рассмотрены:
• Арт-терапия с детьми с ограниченными возможностями, призванная решать проблемы их социальной адаптации, а также оказывать развивающее воздействие;
• Арт-терапия с подростками, которым свойственно девиантное поведение, направленная на их интеграцию в качестве полноценных членов общества;
• Арт-терапия с лицами, страдающими зависимостями, в процессе которой ведется работа над реабилитацией и ресоциализацией таких лиц, ослаблением их зависимостей и возвращением в полноценную жизнь;
• Арт-терапия с инвалидами, направленная на обретение клиентами новых социальных ролей, решение коммуникативных трудностей и формирование позитивного мировоззрения.
В ходе проведения исследования, были достигнуты цели и задачи, а также подтверждены гипотезы, поставленные во введении к работе.



1. Александрова, О. А., Дутова, О. В., Бережная Ю. А. Куклотерапия и ее особенности //Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. - 2018. - С. 94-96.
2. Антилогова, Л. Н., Рассудова, ,Л. А. Виды психологической защиты у девиантных подростков //Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - №. 3 (50). - С. 68-72.
3. Белозорова, Л. А., Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников : дис. - Курск, 2011. - 120с.
4. Бибикова, Н. В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 4. - С. 614-614.
5. Бибикова, Н. В. Арт-терапия как средство формирования социально-экологической культуры молодежи //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 5. - С. 731-731.
6. Буханов, В. А. Арт-терапия: общая характеристика и история развития //Печатается по решению Редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2020. - 164 с.
7. Веричева, О. Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами //Грани познания. - 2021. - №. 3. - С. 34-36.
8. Галянт, И. Г. Арт-терапия как новая философия инклюзивного дошкольного образования //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - №. 5. - С. 50-60.
9. Давлетова, А. И., Серая А. А. Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции //Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2022. - №. 1. - С. 34-56.
10. Жигинас, Н. В., Зверева, Н. А., Гребенникова, Е. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - №. 1 (142).
- С. 39-44.
11. Калениченко, А. Б., Родермель, Т. А. Арт-терапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение //Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2021. - №. 57-2. - С. 44-65.
12. Коломинский, Я. Л. и др., Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - 1997. - 120 с.
13. Копытин, А., Свистовская, Е. Арт-терапия детей и подростков. - Litres, 2022. - 115 с.
14. Копытин, А. И., Свистовская, Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций //Журнал практической психологии и психоанализа. - 2007. - №. 4.
- С. 63-86.
15. Копытин, А. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. - Litres, 2022. - 98 с.
16. Копытин, А. и др. (ред.)., Арт-терапия-новые горизонты. - Litres, 2022. - 135 с.
17. Кудрина, А. В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна. - 2019. - №. 3. - С. 3-9.
18. Куташов, В. А., Хабарова, Т. Ю. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта //научно-медицинский вестник Центрального черноземья. - 2019. - №. 59. - С. 60-66.
19. Лазарева, Ю. В., Рудакова, А. Е. Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста //Научный диалог. - 2018. - №. 6. - С. 34-41.
20. Мартемьянова, А. А., Арт-терапия как направление педагогической и социальной работы //Научный поиск. - 2021. - №. 2.4. - С. 58-59.
21. Мирясова, Н. А. Анализ интегративных аспектов арт-терапии //Среднерусский вестник общественных наук. - 2018. - №. 1. - С. 14-17.
22. Моисеева, Л. А., Маркина Н. А. Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками //Экономика и социум: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2016. - С. 68-70.
23. Муратова, Н. В., Халус, М. Н. Игротерапия //Проблемы теории и практики современной психологии. - 2021. - С. 125-127.
24. Мусаева, Д. Б. Арт-терапия в лечении пациентов, страдающих алкогольной зависимостью //Научный журнал. - 2021. - №. 2 (57). - С. 114-115.
25. Назарова, Н. Р. Развитие арт-терапии в России //Вестник Балтийской педагогической академии. - 2019. - №. 71. - С. 21-23.
26. Налбандьян, М. А., Мигунова, М. Г. Музыкотерапия и ее
становление в науке и практике //Kant. - 2021. - №. 2 (5). - С. 113-116.
27. Нальгиева ,А. М. Музыкотерапия //Инновационная наука. - 2020. - №. 12. - С. 148-153.
28. Носулько, А. В. Пескотерапия как средство коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста //Гуманитарные научные исследования. - 2019. - №. 1. - С. 13-26.
29. Останов, Ш. Ш. Использование техник арт-терапии в психокоррекции //Вестник интегративной психологии журнал для психологов. Выпуск. - 2021. - №. 22. - С. 142-144.
30. Петрова, Е. А. Куклотерапия как средство развития творческого мышления младших школьников //Мировая и российская наука: области развития и инноваций. - 2020. - С. 165-170.
31. Плотникова, Ю. С., Аношкина, Д. К. Арт-терапия как средство реабилитации лиц с наркотической зависимостью //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - Т. 2. - №. 3. - С. 54-57.
32. Плохова, И. А., Бибикова, Н. В. Социальная реадаптация людей- инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии. - 2018. - 74 с.
33. Понизовский, П. Конгресс немецкой ассоциации психиатров и психотерапевтов (DGPPN), Берлин, 21-24 ноября 2012 г //Независимый психиатрический журнал. - 2012. - №. 4. - С. 85-87.
34. Робцева, Л. Н., Дубникова, Е. А., Сорокина, Е. В. Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2017. - №. 1. - С. 182-185.
35. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. - 1990. - Т. 1. - С. 164-168.
36. Рудестам, К. Групповая психотерапия. - Психокоррекционные, 1990. - С. 30-36.
37. Синицкий, И. В. Теория и практика арт-терапии в США (итоги практического семинара" Методы арт-терапии") //Вестник Ассоциации психиатров Украины. - 2022. - №. 2. - С. 39-49.
38. Скиртач, И. А., Глазова, В. В. Возможности арт-терапии в коррекции волевого контроля и самооценки пациентов с химической зависимостью //Северо-Кавказский психологический вестник. - 2021. - Т. 19. - №. 1. - С. 21-25.
39. Солонченко, С. С. «Использование методов арт-терапии в работе с подростками «группы риска» // СПб.: Речь, 2017.- 159 с.
40. Спринэм, Н. Арт-терапия в лечении наркомании и алкоголизма //Арт-терапия. Новые горизонты/Под ред. АИ Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. - 54 с.
41. Татаринцева, А. Ю., Григорчук, М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям //СПб.: Речь, 2007. - 120 с.
42. Фильцов, Р. Игротерапия //Прямые инвестиции. - 2019. - №. 10 (138). - С. 88-92.
43. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я». - Directmedia, 2014. - 320 с.
44. Хает, Л. Г. Куклотерапия как инструмент защиты традиционных семейных ценностей //Сохранение традиционных семейных ценностей в условиях. - 2020. - 98 с.
45. Черкашина, Е. С., Хомякова, С. В., Черкашина, Н. А. Использование арт-терапии со студентами инвалидами и лицами с овз в условиях инклюзивного образования //роль науки и образования в модернизации современного общества. - 2019. - С. 74-76.
46. Чернышенко, О. В. Изотерапия как метод укрепления психологического здоровья детей //Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве (школа-вуз). - 2018. - С. 200-204.
47. Шаврина, О. И., Лялькова, С. А. Изотерапия, как один из методов арт-терапии //член-корр. МАНПО, 2020. - 201 с.
48. Шалагинова, К. С., Декина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска с использованием технологий арт- терапии //Бизнес. Образование. Право. - 2021. - №. 1. - С. 399-403.
49. Шаманин, Н. В. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 2. - №. 1. - С. 99-104.
50. Шегеря, В. Е. Арт-терапия как метод психокоррекционного воздействия //Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. - 2020. - №. 2. - С. 271-275.
51. Юнг, К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство, 1998. - 110 с.
52. Юнгман, И. В., Понкратова, А. А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста //Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №. 24-1. - С. 76-98.
53. Янкина, А. А., Маниковская, М. А. Арт-терапия как профилактика деструктивного поведения молодежи //профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде дальнего востока россии. - 2019. - С. 153-157.
54. Naumburg M., Schizophrenic art: Its meaning in psychotherapy. - 1950. - 210 p.
Источники в сети «Интернет»
55. Краевой кризисный центр для мужчин [Электронный ресурс]. - URL:
https://vk.com/wall-138308160_1024 (дата обращения: 28.03.2022).
56. Кризисный центр для женщин г. Барнаул [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-73197614_731(дата обращения: 22.03.2022).
57. АКПОО «Белые вершины» [Электронный ресурс]. - URL:
https://vk.com/wall-133039537_1390(дата обращения: 30.03.2022 58).
58. Алтайский краевой реабилитационный центр «Журавлики»
[Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall-208716429_41?z=photo- 208716429_457239047%2Falbum-208716429_00%2Frev (дата обращения:
30.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ