Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантым поведением из семей в тяжелой жизненной ситуации (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №49704

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: КГБУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Барнаула», филиал по Центральному району (г. Барнаул, Змейногорский тракт, 108а).
Выборка: 30 подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Есть приложения (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением 7
1.1. Социально педагогическое сопровождение 7
1.2. Характеристика семей находящихся в тяжелой жизненной ситуации и причины девиантного поведения 10
1.3. Деятельность социального педагога по сопровождению детей девиантного поведения из семей в тяжелой жизненной ситуации 15
Глава 2. Эмпирическое изучение деятельности социального педагога по сопровождению детей девиантного поведения 21
2.1. Организация и база исследования 21
2.2. Диагностический инструментарий по социально-педагогическому сопровождению детей девиантного поведения 23
2.3 Практические рекомендации по использованию методик 27
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение 38

Актуальность исследования. Сегодня очень актуально социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения из семей в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации выделяют в отдельную категорию. Так, Л. В. Сафонова дает следующее определение: семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов .
В настоящее время ключевыми нормативно-правовыми документами, на основе которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение, являются документы: Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г., Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999, Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 04 сентября 2013 года № 56-ЗС, Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации и т.д.
В нашем обществе сегодня происходят такие изменения, которые выдвигают проблемы, одной из которых является проблема социально-педагогического сопровождения ребенка, имеющего девиантное поведение. Актуальна эта проблема потому, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей изучаемой категории. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, разводов.
Так, данные государственной статистики свидетельствуют о том, что к настоящему времени в Российской Федерации насчитывалось более 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей . Положение семей в ТЖС в Российской Федерации является сложным, как с правовой, так и с социальной точки зрения. Несмотря на определенную социальную и экономическую стабилизацию в обществе, их количество из года в год растет.
Степень разработанности проблемы. Проблема социально-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением из семей в трудной жизненной ситуации, представлена в научных трудах Л. Н. Гиенко, И. А. Курочкиной, М. А. Лыгиной и др. Сущность понятия социально-педагогической деятельности раскрыта в работах А. А. Мартьянова, М. Б. Соколовой, Е. А. Чекуновой и др. Понятие «семья в трудной жизненной ситуации» проанализировано в исследованиях Л. В. Сафоновой, О. А. Шаваевой и др.
Противоречие: анализ психолого-педагогической литературы и опыта позволил выявить противоречие между потребностью в современных программах и технологиях социального сопровождения детей девиантного поведения в процессе социально-педагогической деятельности и недостаточной разработанностью этого вопроса в социально-педагогической науке и практике.
Проблема исследования: каковы особенности социально-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением из семей в трудной жизненной ситуации.
Цель исследования: изучить специфику социально-педагогического сопровождения детей девиантного поведения из семей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по социально-педагогическому сопровождению детей с девиантным поведением из семей в трудной жизненной ситуации.
2. Разработка диагностического инструментария для выявления детей с девиантным поведением из семей в трудной жизненной ситуации.
3. Практические рекомендации социальному педагогу.
Гипотеза исследования: социально-педагогическому сопровождению детей девиантного поведения будут способствовать следующие условия:
- социальный педагог своевременно выявляет семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и детей с девиантным поведением;
- проводит мероприятия в условиях школы;
- руководствуется практическими рекомендациями.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, методы математической обработки результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составляют:
- подходы к понятию «социально-педагогическое сопровождение» – Л. Н. Гиенко, И. А. Курочкиной, М. А. Лыгиной;
- подходы к понятию «трудная жизненная ситуация» – Л. В. Сафоновой, О. А. Шаваевой;
- подходы к понятию «девиантное поведение» – Н. В. Майсак, Ю. В. Терентьевой и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория социального сопровождения образовательного процесса – И. Ф. Албековой, М. М. Кониной и др.;
- теория социализации подростков, склонных к девиантному поведению – М. И. Дьяченко, И. В. Карпенковой и др.
Научная новизна исследования: выявлена специфика социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая значимость исследования: разработаны рекомендации по организации социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов по организации социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Апробация: Результаты исследования прошли апробацию на 21 городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь – Барнаулу» 2019 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающих подростков, является создание и поддержание безопасной развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциала каждого ребенка.
Подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как правило, предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде. Все это способствует девиантному поведению подростков.
Основным выводом, сформулированного по результатам проведенного исследования, является то, что социально-педагогическое сопровождение семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по своим целям и задачам должно содействовать созданию подросткам и их родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно-здоровых отношений в их семье, обеспечению семье социально-педагогической помощи, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
Результаты проведенного исследования позволили заключить, что подростки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, склоны к девиантному поведению (60%) – проявление агрессии и насилия, склонность к аддикциям и т.д. Только у 12 подростков (40%) были выявлены установки на социальную желательность. Данная группа подростков эмоционально устойчива, они хорошо учатся; несмотря на трудную жизненную ситуацию, в которую попала их семья, подростки данной группы ставят конкретные цели, мечтают получить образование и в будущем быть успешными.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 04 сентября 2013 года № 56-ЗС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460177206. (Дата обращения: 17.04.2020).
2. Албегова, И. Ф. Социальная работа с семьями, воспитывающих детей подростков с девиантным поведением : основные направления, формы, методы и технологии [Текст] / И. Ф. Албекова // Вестник социально-политических наук. – 2016. – № 11. – С. 23-26.
3. Белополова, Ю. Технологии социальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации [Текст] / Ю. Белополова // Открытая школа. – 2017. – №5. – С. 36-42.
4. Велиева, С. В. Формы работы с неблагополучными семьями в системе комплексного сопровождения [Текст] / С. В. Велиева // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 50-58.
5. Гиенко, Л. Н. Технология работы социального педагога с семьями группы риска [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Гиенко ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул : АлтГПУ, 2016. – 187 с.
6. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 52-55.
7. Игошин, Ю. Т. Эмоциональные проявления подростков с девиантным поведением [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. – 2018. – №4. – С. 74-77.
8. Карасева, И. В. Методы работы с детьми и подростками из неблагополучной семьи [Текст] / И. В. Карасева // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 102-115.
9. Карпенкова, И. В. Психологические аспекты социальной реабилитации подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, [Текст] / И. В. Карпенкова // Внешкольник. – 2017. – №2. – С. 45-48.
10. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учебное пособие [Текст] / Л. В. Карцева. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 224 с.
11. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – СПб.: Питер, 2013. – 357 с.
12. Конина, М. М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка [Текст] / М. М. Конина // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 50-54.
13. Курочкина, И. А. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации [Текст] / И. А. Курочкина // Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е. Ю. Перова. – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017. – С. 213-216.
14. Липский, И. А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы : учебное пособие [Текст] / под ред. И. А. Липского. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
15. Лыгина, М. А. Социокультурные основания социально-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации [Текст] / М. А. Лыгина. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. – 121 с.
16. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций : классификация типов и видов девиантного поведения [Текст] / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 78-86.
17. Мартьянов, А. А. Содержание социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию [Текст] / А. А. Мартьянов // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 78-82.
18. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст] / Н.В. Микляева. – Москва : Айрис-Пресс, 2018. – 144 с.
19. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье : орг. пед. и соц. помощи неполн. семьям : пособие для психологов и педагогов [Текст] / Я. Г. Николаева. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 159 c.
20. Осухова, Н. Г. Социально-педагогическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации [Текст] / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2013. – № 31. – С. 2-17.
21. Петровская, А. И. Нейропсихологический анализ девиаций (на примере подростков) [Текст] / А. И. Петровская // Психологические исследования. – 2017. – №4. – С. 27-33
22. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение : концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
23. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
24. Соколова, М. Б. Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт: методический сборник [Текст] / М. Б. Соколова. – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
25. Сафонова, Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст] / Л. В. Сафонова. – Москва : Академия, 2006. – 224 с
26. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения [Текст] / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
27. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. – Москва : Академия, 2014. – 879 с.
28. Чекунова, Е. А. Социально-педагогическое сопровождение развития личности с ОВЗ [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 6. – С. 239-247.
29. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
30. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. А. Шептенко. – Москва : Академия, 2010. – 208 с.
31. Фомина, О. И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме [Текст] / О. И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
32. Statistics database [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.wto.org/Home/WSDBHome.aspx (дата обращения: 14.04.2020 г.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ