Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья

Работа №89368

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2021
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования особенностей социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1 Подходы к изучению социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья 10
1.2 Условия трудовой деятельности сотрудников многофункционального центра в контексте социально-психологической адаптации в учреждении ... 23
1.3 Профессиональное становление женщин молодого возраста 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в структуре многофункционального центра .. 46
2.1 Программа и методы исследования 46
2.2 Анализ результатов исследования социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья
многофункционального центра 50
2.3 Гармонизация процесса социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья тренинга «Welcome» 67
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 90


Сегодня в обществе наблюдается социальный подход к пониманию инвалидности, который опирается на равенство в реализации гражданских прав для всех категорий населения, в том числе и для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Социальная модель способствует проведению политики, направленной на устранение средовых барьеров и на формирование социальной активности людей с ОВЗ, в том числе представление данной категории граждан мест для трудоустройства. В ст. 21 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 закреплена обязанность работодателей, в компаниях, где численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно квоте - от 2 до 4% от среднесписочной численности сотрудников организации, поэтому становится актуальным рассмотреть особенности социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях. На уровне субъекта РФ, в Алтайском крае, реализацией данной актуальной задачи занимается Министерство труда и социальной защиты населения, в частности подведомственная ему структура - центры занятости населения АК. Вопрос успешной социально-психологической адаптации граждан определяет направление работы кадровой службы.
Мы рассмотрим процесс социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях КАУ «МФЦ Алтайского края» - это организации, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг для исполнения государственных и муниципальных функций в целях повышения их качества работы. Задача многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предполагает улучшение взаимодействия с гражданами, а значит повышение результативности деятельности через доступность для граждан услуги - функция относится к категории социальной защиты населения.
Ряд исследователей сходятся во мнении, что основным фактором, мобилизующим функционирование системы МФЦ, является фактор человеческих ресурсов. Обеспечение кадровой стабильности сотрудников включает создание благоприятных, комфортных условий работы и обучение сотрудников стандартам обслуживания в системе «специалист - заявитель». Являясь муниципальной организацией КАУ «МФЦ Алтайского края», проводит трудоустройство граждан с ОВЗ согласно установленному законодательству. Поэтому важно рассмотреть, как осуществляется процесс социально-психологической адаптации работников с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях КАУ «МФЦ Алтайского края»
Исследование опирается на теоретические положения теории адаптации Г.М. Андреевой, Л.И. Анцифировой, Т.Ю. Базарова, Л.С. Выготского и др.).
Д.В. Ольшанский раскрывает понимание процесса «социальная адаптация», как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которой идет согласование требований и ожиданий участников процесса.
Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова показывает социальную адаптацию через систему методов и приемов, цель которых оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям [55].
Процесс социальной адаптации может быть рассмотрен с двух сторон - с одной стороны, как процесс интеграции человека в общество, а с другой стороны - как результат этого процесса [111].
Г.М. Андреева отмечает, что в ситуации социальной нестабильности затруднение адаптации связано в первую очередь с тем, что новая система ценностей еще не сложилась, а старая оказалась несостоятельной [4], что несомненно может усложнить ситуацию адаптации к среде в целом.
Таким образом, важно рассмотреть особенности социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях КАУ «МФЦ Алтайского края» с двух сторон: изучить особенности личности работников с ОВЗ в условиях адаптации к среде учреждения для решения вопросов стабилизации сотрудников в социальные сферы работы.
Цель исследования - показать особенности социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в условиях многофункционального центра.
Объект: социально-психологическая адаптация.
Предмет: социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья .
Гипотезы исследования, строились на предположениях о том, что:
- существуют содержательные особенности социально-
психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в условиях многофункционального центра;
- можно выделить предикторы социально-психологической адаптации
сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются в различиях качеств личности работников многофункционального центра в ситуации адаптации в учреждении;
- социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья может быть связана с особенностями типа темперамента.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основания социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать программу эмпирического исследования по изучению социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья на примере работников многофункционального центра, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически показать особенности социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья работников многофункционального центра. Провести интерпретацию и анализ полученных результатов проведенного исследования.
4. Составить методические рекомендации по организации тренинга «Welcome» для сотрудников находящихся в ситуации адаптации в учреждении КАУ «МФЦ Алтайского края».
Новизна исследования
В ходе проведенного исследования выявлено, что социально-психологическая адаптация должна проходить с двух взаимосвязанных сторон и определяется индивидуально-типологическими особенностями личности и мероприятиями кадровой службы учреждения, т.е. социально - психологическими факторами, что способствует адаптации сотрудника.
Выявлено своеобразие качеств личности сотрудников с ограниченными возможностями здоровья многофункционального центра в контексте социально-психологической адаптации к учреждению.
Отсутствуют исследования по данному вопросу у работников многофункциональных центров.
Предложен метод тренинга «Welcome» для работы с сотрудниками, находящимися на первых этапах адаптации: введение в организацию, как технологии способствующей формированию организационной лояльности в профессиональной деятельности социальной сферы.
Теоретическая значимость
В результате проведенного исследования дана содержательная характеристика качеств личности работников многофункционального центра в контексте социально-психологической адаптации к учреждению. Определены особенности социально-психологических факторов, выделены особенности социально-психологической адаптации сотрудников многофункционального центра как с ОВЗ, так и не имеющие хронических заболеваний. Установлено, что социально-психологическая адаптация работников с ограниченными возможностями здоровья в условиях многофункционального центра, что напрямую зависит от индивидуально-типологических особенностей личности.
Практическая значимость
Определены факторы социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в условиях многофункционального центра в профессиональной деятельности социальной сферы в системе «специалист-заявитель».
Полученные результаты позволяют рекомендовать использование метода метод тренинга «Welcome» для работы с сотрудниками, находящимися на первых этапах адаптации, что будет способствовать формированию организационной лояльности в профессиональной деятельности социальной сферы в целом.
Полученные теоретические и эмпирические данные, а также выработанные практические рекомендации могут быть использованы психологами для эффективного решения задач повышения профессионализма в системе «специалист-заявитель».
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский);
- концепция психической адаптации Ф.Б. Березина; 
отечественных исследователей (М.А. Дмитриева, A.A. Налчаджян, А.К. Осницкий, А.Г. Маклаков);
- социальная теория нетипичности (Е. Ярская-Смирнова).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: тест социально-психологическая адаптация, СПА (под ред. А.К. Осницкого); многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным (1993); опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова.
3. Статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Пирсона, регрессионный анализ).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа IBM SPSS Statistics 23
Положения, выносимые на защиту:
Выделены содержательные особенности социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в условиях многофункционального центра.
Обнаружены предикторы социально-психологической адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, которые проявляются в различиях индивидуально-типологических особенностях личности сотрудников многофункционального центра в ситуации адаптации в учреждении.
Социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья может быть ускорена посредством метода тренинга «Welcome».
Эмпирическая база исследования.
Исследование было организовано и проведено на базе учреждения КАУ «МФЦ Алтайского края». В нем приняли участие сотрудники, работающие на разных должностях, в разных структурных подразделениях, в молодом и зрелом возрасте от 25 до 55 лет, стаж работы в учреждении до года, имеющие различное семейное положение. Общее количество участников исследования - 76 человек.
1- ю группу составили 42 человека в возрасте от 25 до 55 лет - сотрудники КАУ «МФЦ Алтайского края», у которых отсутствуют ограниченные возможности здоровья.
2- ю группу составили 34 человека в возрасте от 25 до 55 лет - сотрудники КАУ «МФЦ Алтайского края», имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Данные исследования были внедрены в работу КАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края города Барнаула, с целью повышения эффективности психологического сопровождения работников с ОВЗ, для профилактики возможных дезадаптивных состояний.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 4 приложений. Содержание работы излагается на 121 странице, включая 5 таблиц и 13 рисунков. Список литературы содержит 113 наименований. Структура диссертации соответствует изложенным целям и задачам, поставленным в диссертационном исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе были рассмотрены такие понятия как социально-психологическая адаптация, адаптивность, профессиональна адаптация.
Взаимосвязь данных понятий обусловлена исторически сложившимся научным междисциплинарным подходом к их изучению.
В работе были рассмотрены подходы к пониманию феномена социально-психологической адаптации представителями разных направлений в психологии. Большинство исследователей имеют общую точку зрения на социально-психологическую адаптацию, как на важнейший механизм, благодаря которому проходит процесс социализации, определяющийся взаимодействием личности и социальной среды.
Психологическая адаптация является основным механизмом социализации личности, представляющая собой сложную систему и включающая разнообразные элементы:
1) когнитивные и психические процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и пр.);
2) эмоционально-чувственные процессы и состояния;
3) волевые процессы, которые применяются в практике поведения.
Процесс социально-психологической адаптации характеризуется двухсторонним взаимовлиянием в контексте «человек - среда».
Несмотря на то, что исследователями феномена социально-психологической адаптации получено большое количество результатов, особенностям социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ уделено недостаточно внимания. В настоящее время проблема социально-психологической адаптации наиболее актуальна в профессиональной деятельности. У работников многофункциональных центров отсутствуют исследования по данному вопросу.
На первом этапе нашей работы произведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социально-психологической адаптации. Также были определены условия профессиональной деятельности сотрудников многофункционального центра. Был описан психологический портрет потенциально успешного в профессиональной адаптации сотрудника учреждения. На следующем этапе была разработана и осуществлена программа исследования. На третьем этапе работы были собраны и обработаны эмпирические данные, проведен и интерпретирован их анализ. Завершающий этап работ включает в себя оформление выводов и заключений.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Сотрудники КАУ «МФЦ Алтайского края», в контексте сравнения показателей адаптивности сотрудников, не имеющих отклонений по всем признакам здоровья - (норма), и сотрудников с ОВЗ на этапе профессиональной адаптации имеют различия содержательных особенностей социально-психологической адаптации в условиях многофункционального центра;
2. Методом статического анализа эмпирических данных определена зависимость личностного адаптационного потенциала сотрудников от поведенческих и личностных особенностей.
Полученные данные могут быть использованы психологами и сотрудниками кадровой службы учреждений социальной сферы в системе «специалист - заявитель». Результаты нашей работы помогут выстроить благоприятные условия для профессиональной адаптации сотрудников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи работы выполнены, цель исследования достигнута, гипотезы доказаны.



1. Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации
молодежи в трансформирующемся обществе [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2010. № 5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii- molodezhi-v-transformiruyuschemsya-obschestve(дата обращения: 10.01.2021).
2. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 48-56.
6. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности совладающего поведения родителей формирующейся личности с ограниченным состоянием здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. 27 с.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.
8. Банько Н.А. Управление персоналом: учеб. пособие. Волгоград: РПК «Политехник», 2006. 96 с.
9. Баталова А.Н. (Прошина А.Н.) Компетентностный подход в управлении адаптацией работников с ограниченными возможностями // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 173 -176
10. Башаев С.В., Горелик В.В. Проблемы социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе [Электронный ресурс] // Международный научно -исследовательский журнал. 2016. № 4-7 (46). С. 131-134. URL: https://research-journal.org/social/problemy- socialnoj-adaptaciya-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v- sovremennom-obshhestve/(дата обращения: 10.01.2021).
11. Бейлина Н.С., Двойникова Е.Ю. Проблемы социально -
психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir- nauki.com/PDF/36PSMN320.pdf(дата обращения: 10.01.2021).
12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.
14. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
15. Болбукова С.В. Психологические условия и факторы оптимизации социальной адаптации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: Новосибирск, 2006. 19 с.
16. Боровик А.М. Специфика социально-психологической
адаптированности воспитанников к условиям кадетской школы-интерната: автореф. дис ... канд. психол. наук: М.: Государственный университет управления, 2015. 29 с.
17. Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (На материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов): автореф. дис. ... канд. психол. наук: Пермь, 2004. 23 c.
18. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
19. Веселкова К.Е. Оптимизация социально-психологической адаптации подростков с физическими травмами в условиях стационара: автореф. дис. ...канд. психол. наук: Москва, 2012. 24 с.
20. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.: ил.
21. Волкова И.П., Королева Н.Н. Теоретико -методологические и
организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-
metodologicheskie-i-organizatsionnye-osnovy-psihologicheskogo- soprovozhdeniya-reabilitatsii-invalidov-po-zreniyu (дата обращения:
09.01.2021).
22. Волкова Н.В. Социально-психологические особенности персонала как
фактор организационной социализации и первичной адаптации [Электронный ресурс] // Вестник КГУ. 2012. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-personala- kak-faktor-organizatsionnoy-sotsializatsii-i-pervichnoy-adaptatsii (дата
обращения: 10.01.2021).
23. Волкова Н.В. Первичная адаптация персонала как процесс усвоения организационной культуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук: М., 2013. 24 с.: ил.
24. Володина Н.В. Адаптация персонала. М.: Эксмо, 2009. 240 с.
25. Воробьева А.Д. Социальная работа. М.: ИНФРА-М, 2008. 175 с.
26. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в
отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С. 108-114. URL:
https ://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/12/201912_p108- 114.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
27. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] /
под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1999. 536 с. ПКЬ:
https://studfile.net/preview/3836290/(дата обращения: 10.01.2021).
28. Гилемханова Э.Н. Особенности социально-психологической
адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям [Электронный ресурс] // КПЖ. 2012. №3 (93). ПВЬ:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii- studentov-sklonnyh-k-alkogolnoy-i-narkoticheskoy-addiktsiyam (дата
обращения: 09.01.2021).
29. Гонина О.О., Ильченко С.В. Актуальные аспекты эффективной системы адаптации персонала // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 3 (11). С. 8.
30. Григорьева М.В. Основные концептуальные положения исследования адаптационных способностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 63-66.
31. Григорьева М.В. Психодиагностическая методика «Адаптационная
готовность личности» [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №10. 1Ж1.:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnosticheskaya-metodika- adaptatsionnaya-gotovnost-lichnosti (дата обращения: 09.01.2021).
32. Гриценко В.В. Изучение социально-психологической адаптации соотечественников, переселяющихся из ближнего зарубежья в Россию: научно-методический аспект [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Том 5. № 1. С. 39 - 46. ПРЬ: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-1- 39-45 (дата обращения: 09.01.2021).
33. Гудонис В.П. Социализация взрослых инвалидов и детей со специальными потребностями // Дефектология, 1996. № 6. С. 89-92.
34. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / под ред. Т. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991. С. 43¬61.
35. Домбровская А.Ю. Измерение влияния средств массовой информации на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 138 - 157. иВП: Й11рз://’№’№№.уез1тк-1згаз.ги/агйс1е.й1т1?1б=166&1уре=у (дата обращения: 10.01.2021).
36. Домбровская А.Ю. Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: Белгород, 2015. 35 с.
37. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Финансы и статистика, 1986. 366 с.
38. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы
дезаптации и душевного неблагополучия человека [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178. НВЬ:
http://scipeop1e.ru/pub1ication/114643/(дата обращения: 10.01.2021).
39. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической
адаптированности личности в новых условиях жизнедеятельности и общения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1989. 15 с.
40. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: СПб., 1998. 28 с.
41. Зайдфодим М.И. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2009. 26 с.: ил.
42. Залевская М.А. Возрастная периодизация в российской федерации в
современных условиях [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. ПРЕ: https://гeseaгch- journal.org/economical/vozrastnaya-periodizaciya-v-rossijskoj-federacii-v- sovremennyx-usloviyax/ (дата обращения: 09.01.2021.).
43. Иванова М.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в суворовском военном училище [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2016. № 1 С. 175-178. ПРИ: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1096/30-1.pdf(дата обращения: 10.01.2021).
44. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. 240 с.
45. Карпова Е.А. Психологическая концепция формирования адаптивности личности к условиям профессиональной деятельности в условиях регионального рынка труда [Электронный ресурс] // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Выпуск 1. С. 19-23 ПРЬ: https://core.ac.uk/download/pdf/158554301.pdf(дата обращения: 10.01.2021).
46. Карымова О.С, Чурносова К.В. Социально-психологическая адаптация
сотрудников коллектива [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 (18). ИРЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-
psihologicheskaya-adaptatsiya-sotrudnikov-kollektiva (дата обращения:
09.01.2021).
47. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. М.: ИНФРА, 2005. 320 с.
48. Козырева О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития [Электронный ресурс] // ОТО. 2007. № 4.
ПРЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-otechestvennyh-i-
zarubezhnyh-kontseptsiy-professionalnogo-razvitiya (дата обращения:
10.01.2021).
49. Корель Л.В. Классификация адаптаций: словарь основных понятий. Новосибирск: ИЭИОПП, 1996. 43 с.
50. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 1996. 370 с.
51. Корель Л.В. Социология адаптаций: Этюды апологии. Новосибирск: ИЭИОПП, 1997. 130 с.
52. Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая
адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-
adaptatsiya-lichnosti-i-strategii-razresheniya-vnutrennih-konfliktov (дата
обращения: 09.01.2021).
53. Крухмалев А.Е. Особенности социальной адаптации студентов с
ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 72-79. URL:
https://scholar.google.ru/citations?user=aOhj0pkAAAAJ&hl=ru(дата обращения: 09.01.2021).
54. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2006. 352 с; табл., илл.
55. Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. Москва: Проспект, 2016. 175 с.
56. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. 86 с.
57. Литвиненко Н.В. Теоретические подходы к исследованию адаптации
школьников к образовательной среде в критические периоды развития [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология» 2013. Том 6. № 1. С. 62-65 URL: https://vestnik.susu.ru/psychology/article/view/356(дата
обращения: 10.01.2021).
58. Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов: [Электронный ресурс] // «Социальное партнерство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества
в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью (Москва, июнь 2007): материалы / составители: М.Л. Новиков, Т.В. Бондаренко. М, 2008. С. 23-26. URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/962/60962/30768?p_page=3 (дата
обращения: 10.01.2021).
59. Макарычев А.А., Егорова Л. С. Уровни профессиональной адаптивности личности [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovni- professionalnoy-adaptivnosti-lichnosti(дата обращения: 09.01.2021).
60. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-24. URL:
https://studfile.net/preview/4225080/page:3/(дата обращения: 10.01.2021).
61. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. 57 с.
62. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 23 c.
63. Михайлова Е.А. Социальная адаптация молодежи в условиях становления рыночных отношений: автореф. канд. социол. наук. СПб., 2000. 23 с.
64. Морозова Е.В. Социально-психологическая адаптация личности, находящейся в условиях инвалидизирующего заболевания: на примере хронической эндокринной патологии и онкологических заболеваний : автореф. канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 27 с.: ил.
65. Назаревич О.С. Теоретические подходы к определению социально -
психологических аспектов адаптации личности [Электронный ресурс] // Вестник угроведения. 2012. № 4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-sotsialno- psihologicheskih-aspektov-adaptatsii-lichnosti(дата обращения: 09.01.2021).
66. НалчаджянА.А. Социально-психологическая адаптация личности
(Формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН АрмССР, 1988. 263 с.
67. Нигматов З.Г. Сущностно-содержательная характеристика понятия «адаптация» [Электронный ресурс] // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2007. № 2-3 (9-10). С. 62-69. URL:https://elibrary.ru/ip restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D9593687(дата обращения: 10.01.2021)
68. Нигматулина С.В. Особенности социально -психологической
адаптации новых сотрудников на предприятии [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 3 (23). URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-23.pdf(дата
обращения: 10.01.2021).
69. Новиков М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика. М.: Перспектива, 2008. 140 c.
70. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 478 с.
71. Офицеркина Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи в рыночной экономике: автореф. дис. ... канд. психол. наук: М., 1997. 23 с.
72. Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Особенности социальной адаптации у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. № 6:13 URL: https://jsms.elpub.ru/jour/article/view/319?locale=ru_RU(дата обращения: 10.01.2021).
73. Парягина О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. 2007. № 4. С. 119-126.
74. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов
педагогических специальностей / под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»,
2006. 336 с.
75. Петраш Е.А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: автореф. канд. психол. наук. Курск, 2009. 29 с.: ил.
76. Петровский А.В. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
77. Петунова С.А. Социально-психологические особенности адаптации безработных к современным требованиям рынка труда: автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 24 с.
78. Постановление Администрации Алтайского края № 152 от 29 апреля 2016 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» (с изменениями на 21 декабря 2020 года) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. ПРЕ: http://www.pravo.gov.ru.
79. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 379 от 7 июля 2020 года «Об утверждении обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. ПРЕ: http://www.pravo.gov.ru.
80. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.
81. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
82. Романина Л.А. Профессионально-личностный портрет социального
работника [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2011. № 12-2. ПРЕ:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnyy-portret-sotsialnogo- гаЬоФ1ка (дата обращения: 09.01.2021).
83. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 590 с.
84. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. Москва: Аспект Пресс, 2005 г. 460 стр.
85. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе / Социологические исследования. 1980. № 3. С. 47-48.
86. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. канд. психол. наук. Л., 1985. 17 с.
87. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В., Цымбалюк А.Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования: учеб. Пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. 164 с.
88. Соловьева Н.А. Психология инвалидности: метод. указания. Ярославль: Издательство Яросл. гос. ун-та. 2004. 47 с.
89. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Л. Журавлева. М.: Per Se, 2002. 350 с.: ил.
90. Сурнина Т.В. Социально-педагогический потенциал инноваций в учреждениях системы социальных служб [Электронный ресурс] //Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/154PVN514.pdf(дата обращения: 10.01.2021).
91. Тавров Е.А. Социально-психологические аспекты социальной
адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. № 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsialnoy- adaptatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата
обращения: 09.01.2021).
92. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИТК «Дашков и К», 2014.478 с.
93. Толкачева Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов: (Социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2006. 21 с.
94. Толочек В. А. Современная психология труда: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с: ил.
95. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.
96. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 21 декабря 2020 года) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. ПРЕ: http://www.pravo.gov.ru.
97. Федотова С.А.. Социально-психологическая адаптированность подростков с дисплазией соединительной ткани: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 27 с.
98. Феоктистова С.В., Григорьева И.В. Теоретические подходы к
исследованию проблемы адаптации и адаптивного поведения личности в системе научных знаний [Электронный ресурс] // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (3). 2020. С. 13-19. ПРЕ:
http://eprints.tversu.ru/10037/(дата обращения: 10.01.2021).
99. Фролов Ф.П. Организационные формы и методы социализации инвалидов в современной России [Электронный ресурс] // ВЕСТНИК ЮРГТУ (НПИ). 2011. № 3. С. 287-292
ПРЕ: https://vestnik.npi-tu.ru/index.php/vestnikSPSTU/article/view/783(дата
обращения: 10.01.2021).
100. Хартманн Х. «Эго-психология и проблема адаптации» [Электронный ресурс] / пер. с англ. В. В. Старовойтовой / под ред. М. В. Ромашкевича. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002 г. ПРЕ: https://www.psychol-ok.ru/lib/hartmann/epipal/epipal_03.html(дата обращения: 10.01.2021).
101. Чарышева С.Р. Социально-психологические факторы стабильности персонала организации в условиях социально-экономического кризиса: автореф. канд. психол. наук. Москва, 2010. 26 с.
102. Чернядьева Е.Н. Изучение профессиональной адаптации студентов
первого курса в зависимости от типа темперамента [Электронный ресурс] // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования (Санкт-Петербург, январь 2018): материалы / под ред. И.В. Новгородцевой. Киров, ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет, 2018. 460 с. ИКЕ:
http://www.kirovgma.ru/sites/default/files/conferencefiles/2018-02-14/kirovskoy- gma/v-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-i-metodicheskaya-zaochnaya- konferenciya-s-mezhdunarodnym/sbornik2018.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
103. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
104. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. 368 с.
105. Шершень И.В., Емельянова О.Я., Кравец М.А. Особенности профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.; ИКЕ: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25715 (дата обращения: 09.01.2021).
106. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе
(Философско-социологические проблемы). Красноярск: КГУ, 1991. 231 с.
107. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление,
механизмы реализации: автореф. дис. ...д-ра социол. наук. Кемерово, 1992. 46 с.
108. Шустова Н.Е., Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический журнал.
2007. Т. 28. № 1. С. 46-57.
109. Явгильдина З.М., Салахов Р.Ф., Салахова Р.И. Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами художественно-компьютерной графики. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 188 с.
110. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 272 с.
111. Folkman, S. Cognitive Processes as Mediators of Stress and Coping / S. Folkman, C. Schaefer, R. Lazarus // Human Stress and Cognition / V. Hamilton (Ed.). 1979. Chapter 9. P. 265-298.
112. Kim JH, McMahon BT, Hawley C, Brickham D, Gonzalez R, Lee DH. Psychosocial Adaptation to Chronic Illness and Disability: A Virtue Based Model. J Occup Rehabil. 2016 Mar; 26(1):45-55.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26781509/(дата обращения: 10.01.2021).
113. Livneh H, Martz E. Psychosocial Adaptation to Disability Within the Context of Positive Psychology: Philosophical Aspects and Historical Roots. J Occup Rehabil. 2016 Mar; 26(1):13-9.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26286431/(дата обращения: 10.01.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ