Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

Работа №65572

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
самостоятельной читательской деятельности младших школьников
1.1. Самостоятельная читательская деятельность как 8
педагогическая проблема
1.2. Методические аспекты формирования навыков 15
самостоятельной читательской деятельности младших
школьников
1.3. Возможности учебно-методического комплекта «Начальная 23
школа XXI века» в формировании самостоятельной читательской деятельности младших школьников
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков
самостоятельной читательской деятельности младших школьников на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»
2.1. Показатели и уровни сформированности навыков 32
самостоятельной читательской деятельности учащихся
экспериментального класса
2.2. Организация работы по формированию навыков самостоятельной 39 читательской деятельности учащихся экспериментального класса...
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 58

Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний и технологий, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации и непрерывном образовании. Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Художественное слово оказывает сильное влияние на формирование лучших человеческих качеств, лежащих в основе нравственной личности.
К сожалению, современные дети мало читают. Из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин - усиление влияния на человека средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телевизора, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игровые залы. Ни у кого нет сомнения, что положение с детским чтением необходимо менять безотлагательно. Особое внимание решению данной проблемы принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки самостоятельного чтения. Этот процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, чтение будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный. Главной целью уроков литературного чтения начальных классов является формирование самостоятельной читательской деятельности.
Самостоятельная читательская деятельность младших школьников и её формирование - одна из важнейших проблем в методике обучения чтению. Дети, которые приходят в первый класс, конечно, любят сказки, стихи и рассказы, но со временем интерес к художественной литературе начинает падать. Преподавание чтения в начальной школе играет одну из главных ролей в этом явлении. Учителя занимаются формированием, в первую очередь, чтеца, то есть: отрабатывается непосредственно навык механического чтения. В связи с этим, к окончанию начальной школы дети без особого труда способны прочитать любой текст, хорошо владеют техникой чтения, которая нацелена главным образом на количество прочитанных слов, а не на понимание текста в целом. Владения техникой чтения недостаточно для успешного овладения речевой деятельности и культуры речи человека.
Проблемой формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников занимались такие известные педагоги как О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.Г. Качурин, П.И. Леонова, Н.И. Лифинцева, Е.И. Мороз, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская, О.В. Сосновская, К.Д. Ушинский и другие отечественные педагоги.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью непрерывного поиска путей выхода из системного кризиса читательской культуры. Несформированный у младшего школьника навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам. Эрудиция, грамотность, способность к аналитическому мышлению у нечитающих детей минимальные, если не нулевые, словарный запас скуден и невыразителен. И это в то время, когда многократно выросли требования к результатам освоения школьной образовательной программы, описанные в положениях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основе этого документа, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., лежит системно-деятельностный подход, который, в частности, призван обеспечить «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся», и, в конечном итоге, направлен на формирование гармонично развитой личности с цельным мировоззрением, «активно и заинтересованно познающей мир, осознающей ценность труда, науки и творчества» (ФГОС НОО, 2018, 23).
Научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности - главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение - это духовная пища каждого воспитанного человека. Со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно-технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
В соответствии с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование навыков самостоятельной читательской
деятельности младших школьников (на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: самостоятельная читательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников (на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»).
Гипотеза исследования: формирование навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников будет эффективным, если:
1) обеспечивается мотивация самостоятельной читательской деятельности учащихся, вызывающая потребность обращаться к книге как источнику знаний;
2) осуществляется учет программных требований по литературному чтению, определяющих конкретные умения учащихся в области работы с детской книгой для данного периода обучения;
3) учащиеся включаются в самостоятельный осознанный выбор книги.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень её разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Проектирование работы по реализации педагогических условий на уроках литературного чтения по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, метод беседы, анкетирование, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
База исследования: учащиеся 3 «Г» класса МБОУ «Лицей №10» г. Белгород.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в научно-практической интернет-конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», март 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет,
определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников» мы рассмотрели самостоятельную читательскую деятельность
как педагогическую проблему, методические аспекты формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников, возможности учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» в формировании навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» разработаны уровни и показатели сформированности навыков самостоятельной читательской деятельности на констатирующем этапе исследования, описана практическая работа по формированию навыков самостоятельной читательской деятельности учащихся экспериментального класса, разработаны конспекты уроков.
В заключении содержатся выводы и обобщения по выпускной квалификационной работе.
Библиографический список содержит 50 источников. Выпускная квалификационная работа включает 52 страницы.
В приложение помещены материалы экспериментального исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что проблема формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников является одной из актуальных в современной практике, так как ребёнок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Нами были изучены теоретические основы формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников, разработанные О.Ю. Богдановой, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.Г. Качуриным, П.И. Леоновым, Н.И. Лифинцевой, Е.И. Мороз, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, К.Д. Ушинским и другими отечественными педагогами.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что целью формирования навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения является: формирование читательских интересов; приобщение к широкому и увлекательному миру книг разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя. Уроки по формированию навыков самостоятельной читательской деятельности у младших школьников, помогают учителю расширять круг чтения, приучить к внимательному чтению, воспитать чувства сопричастности и переживания, а также развивать способность эмоционально откликаться на события.
Анализ учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» по предмету «Литературное чтение» показал, что данный комплект располагает огромными возможностями в формировании навыков самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
По предмету исследования нами была организована экспериментальная работа в начальных классах. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №10» города Белгорода. Для участия в эксперименте нами был выбран 3 класс. В ходе эксперимента мы использовали следующие методы: педагогическое наблюдение, беседа, диагностическое тестирование, моделирование учебного процесса.
На констатирующем этапе был определён общий уровень сформированности навыков самостоятельной читательской деятельности экспериментального класса. Формирующий этап включал в себя разработку уроков по формированию навыков самостоятельной читательской деятельной у учащихся экспериментального класса на уроках литературного чтения.
Организация и проведение уроков литературного чтения по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной работы мы апробировали те приёмы и формы работы, которые были выявлены нами в процессе изучения теоретических источников, а также целевого анализа учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
Экспериментальная работа позволила нам подтвердить гипотезу и реализовать задачи исследования. Однако ограниченные рамки нашего исследования не позволили нам в полной мере изучить проблему и наметить перспективы её дальнейшей реализации в школьной практике, поэтому наше исследование будет продолжено.



1. Берестнева А.Я. О внеклассном чтении в I-IV классах /
А.Я. Берестнева. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 156 с.
2. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 320 с.
3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс
общеобразовательных учреждений / Л.Е. Журова. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 384 с.
4. Бугрименко Е.А., Чтение без принуждения/ Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: ИНТОР, 1998. - 72 с.
5. Веселова О.А Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика
преподавания литературы / О.А. Веселова. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
6. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников / М.П.. Воюшина. - СПб.: Специальная литература, 1996. - 134 с.
7. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96 с.
8. Джежелей О.В., Внеклассное чтение. 1-4 класс: методические разработки уроков / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
9. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
10. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Н.С. Егорова / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 11-16.
11. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Я читаю. 3 класс. Учебное пособие / Л.А.Ефросинина. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
12. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие /Л.А. Ефросинина. - 4-е изд.,дораб. - М.:ВентанаГраф, 2013. - 288 с.
13. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.
14. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1-4: Программа /
Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
15. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение, 1985. - 327 с.
16. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение, 1985. - 328 с.
17. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя / М.Г.Качурин. - М.: Просвещение, 1998- 232 с.
18. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
19. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // П.Б. Кочеткова / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.19-24.
20. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе /
К.Н. Куприянова. - М., 1965. - 177 с.
21. Кушнир А.М. Азбука чтения // А.М. Кушнир / Школьные
технологии. - 1996. - № 1. - С.14-18.
22. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим
читателем: Введение в методику начального литературного образования /
В.А. Левин. - М.: Лайда, 1994. - 145 с.
23. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе/ П.И. Леонова. - М.: Просвещение, 1980. - 126 с.
24. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта // Н.И. Лифинцева / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С.10-15.
25. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2006. - 158 с.
26. Мальцева К.В. Борисова М.Н. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе / К.В.Мальцева. - М.: Просвещение, 1982. - 185 с.
27. Мороз Е.И. Приобщение младших школьников
к самостоятельной читательской деятельности // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/20 14/12/14/formirovaniechitatelskoysamostoyatelnostimladshikh (дата обращения: 14.02.2018).
28. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. - М.: Академия, 2006. - 85с.
29. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Е.В. Никонович / Начальная школа.- 2005. - № 6. -
С. 35 - 37.
30. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160 с.
31. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160 с.
32. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем // Г.М. Перова / Начальная школа. 1999. - № 12. - С.33-38.
33. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем // Начальная школа. / Г.М. Перова - 1999. - № 12. - С.33-38.
34. Рубакин Н.А. «Как заниматься самообразованием» /
Н.А. Рубакин. - М.: «Советская Россия», 1962. - 69 с.
35. Сагинор Т.М. Читательская самостоятельность младших
школьников // Детская психология. [Офиц.сайт]. URL: http://www.childpsy. ru/dissertations/id/18723.php (дата обращения: 18.03.2018).
36. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана- Граф, 2011. - 168 с.
37. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н. Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2011. - 183 с.
38. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое // Н.Н. Светловская / Начальная школа. - 2005. - № 2. - С.9-14.
39. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Н.Н. Светловская / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
40. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование / Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1980. - 160 с.
41. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников:
Теоретико-экспериментальное исследование / Н.Н.Светловская. - М.:
Педагогика, 1980. - 160 с.
42. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 1999. - 248 с.
43. Соколова В.В. О внеклассном чтении // В.В. Соколова / Начальная школа. - 1995. - №3.- С.14-18.
44. Соколова В.В. О внеклассном чтении // В.В. Соколова / Начальная школа. - 1995. - №3. - С.34-36.
45. Соколова В.В. О внеклассном чтении // В.В. Соколова. / Начальная школа. - 1995. - №3.- С.14-18.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с.
47. Тихомирова И.И. Чудо чтения // И.И. Тихомирова / Начальная школа. - 1999. - № 6. - С.61- 65.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
49. Чиндилова О.В. Размышление после урока, или что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения // О.В. Чиндилова /Начальная школа. - 2002. - № 5. - С.21-24.
50. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности // И.А. Шкабура / Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11. - С.23-26.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ