Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №70444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения 7
1.1. Читательская самостоятельность младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Основные направления в формировании читательской
самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения 13
1.3. Условия формирования читательской самостоятельности
младших школьников в системе уроков литературного чтения 20
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию
читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения 31
2.1. Диагностика уровня сформированности читательской
самостоятельности младших школьников 31
2.2. Описание экспериментальной работы по формированию
читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения 37
2.3. Динамика сформированности читательской
самостоятельности младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ


Духовное возрождение народа невозможно представить без животворного влияния родной литературы на формирование основ национального сознания, ведь литература - один из активных факторов общественного воспитания.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема, решаемая в курсе литературного чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам. Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, то есть формирует чтеца. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный текст, а детских книг без обсуждения не читают. В настоящее время многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека. Требования современного общества обусловливают актуальность выбранной темы. Проблемой формирования читательской
самостоятельности занимались такие ученые, как О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, Н.И. Лифинцева, Е.И. Мороз, Т.В. Рыжкова,
Н.Н. Светловская О.В. Сосновская, К.Д. Ушинский, и др.
Можно сформировать у младших школьников устойчивый интерес к самостоятельному чтению, духовную потребность в чтении, если знать логику формирования навыка самостоятельного чтения и опираться на достижения современных методик и опыт учителей-практиков. Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил
добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Современный читатель в условиях распространения Интернета, телевидения, радио не должен потерять интерес к чтению книг. Наоборот, навык читательской самостоятельности следует развивать в детях через знания о жизни и окружающей среды, а также развивать самостоятельность мышления. Но психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов - однако одним из наиболее важных умений является умение бегло читать.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам (Сагинор, 2009).
По мнению Н.А. Рубакина, читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью (Пустоселова, 2016).
В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения). Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.
Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, чтобы они в дальнейшей жизни хотели и умели непрерывно пополнять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности.
Вследствие этого основная задача уроков литературного чтения - воспитание активных читателей путем развития читательской самостоятельности - реализуется не в полной мере, особенно на первом подготовительном этапе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: читательская самостоятельность младших
школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование читательской
самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения будет эффективным, если:
1) обеспечивается мотивация читательской деятельности учащихся, вызывающая потребность самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний;
2) осуществляется учет программных требований по литературному чтению, определяющих конкретные умения учащихся в области работы с детской книгой для данного периода обучения.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2. Изучить условия формирования читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения.
3. Организовать экспериментальную работу в системе уроков литературного чтения по теме исследования.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий формирования читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, 3 «В» класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения является одной из актуальных в современной школьной практике, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Как показывает изучение теоретико-методической литературы, работа над формированием читательской самостоятельности младших школьников в системе уроков литературного чтения, является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя и приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения литературному чтению.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что процесс развития читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если на уроках литературного чтения и вне их будут использованы следующие методы обучения: краткий пересказ, пересказ с изменением лица рассказ; пересказ от одного из персонажей; передача прочитанного по ролям; инсценировка; словесное и графическое иллюстрирование прочитанного, литературные игры.
Таким образом, целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников в системе уроков литературного чтения провозглашается: формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников - авторов, в котором каждый читатель может найти что - то интересное для себя. Для достижения этой цели учителя проводят нестандартные уроки по литературному чтению. Эти уроки помогают учащимся постоянно расширять круг чтения, приучают к внимательному чтению, расширяют кругозор, воспитывают чувства сопричастности и переживания, а также развивают способность эмоционально откликаться на события.
В ходе опытно-экспериментальной работы нам удалось апробировать те положения гипотезы, которые были сформулированы в самом начале
исследования.
В исследовании участвовали обучающиеся 3 «В» класса, в количестве 24 человек. Опытно-экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№2» города Белгород.
На констатирующем этапе был определен общий уровень сформированности читательской самостоятельности экспериментального класса. Формирующий этап включал в себя разработку уроков по формированию читательской самостоятельности у учащихся
экспериментального 3 «В» класса на уроках литературного чтения.
Контрольный этап позволил зафиксировать динамику в формировании читательской самостоятельности учащихся экспериментального класса на уроках литературного чтения.
Организация и проведение уроков литературного чтения по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной работы мы апробировали те приемы и формы работы, которые были выявлены нами в процессе изучения теоретических источников, а также анализа педагогического опыта, имеющегося в школьной практике.
Мы установили, что только целенаправленная и систематическая работа по формированию читательской самостоятельности имеет положительный результат.
Таким образом, задачи нашей работы решены, а цель достигнута.
Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать читательскую самостоятельность младших школьников в системе уроков литературного чтения.



1. Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А.А. Абдуллина. - М., Академия, 1997. - 256 с.
2. Берестнева А.Я. О внеклассном чтении в I-IV классах / А.Я. Берестнева. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 156 с.
3. Береснева Л.О. роли чтения // Начальная школа / Л.О. Береснева. - 2002. - № 6. - С.15-17.
4. Богданова О.Ю. Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
5. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению.// Начальная школа. - Г.Д. Боразнова, 2002. - № 10. - С.36-38.
6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения/ Е.А.
Бугрименко. - М.: ИНТОР, 1998. - 72 с.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 529 с.
9. Гацелюк И.А. Повышение качества чтения младшего школьника [Офиц.сайт]. URL: https://docviewer.yandex.ru/7urNhttp%3A%2F%2Ftob- school-17.ucoz.ru%2F2013 (Дата обращения 14.03.2016)
10. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2000 - 195 с.
11. Джежелей О.В., Внеклассное чтение. 1-4 класс: методические разработки уроков / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
12. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
13. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96 с.
14. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н.С. Егорова // Начальная школа- 1998. - № 9. - С. 11-16.
15. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Я читаю. 3 класс. Учебное пособие / Л.А.Ефросинина. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
16. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
17. Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/ Т.Н.Калечич. - М.: Просвещение, 1980. - 213 с.
18. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение, 1985. - 327 с.
19. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы: Книга для учителя / М.Г.Качурин. - М.:
Просвещение, 1998- 232 с.
20. Кириллова С.В. Коллективные способы обучения на занятии
внеклассным чтением в 1 классе // Начальная школа. / С.В. Кирилов - 1995. - №2. - С. 23-27.
21. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения/ Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2004. - 64 с.
22. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы // Начальная школа / Н.Е. Климанова - 2005. - № 6. - С. 56.
23. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению/ С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240 с.
24. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать// Начальная школа / П.Б. Кочеткова - 2003. - № 1. - С.19.
25. Кубасова О.В. Хрестоматия для начальной школы с методическими рекомендациями. 1-3 классы / О.В. Кубасова. - М.: Изд. ACT-ЛТД, Издательская фирма «КубК-а», 1997. - 131 с.
26. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе/ К.Н. Куприянова. - М., 1965. - 177 с.
27. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования /
B. А. Левин. - М.: Лайда, 1994. - 145 с.
28. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе/ П.И. Леонова. - М.: Просвещение, 1980. - 126 с.
29. Леонтьев А.А. Проблемы социологии психологии чтения / А.А.Леонтьев.
- М.: Просвещение, 1975. - 95 с.
30. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С. 10-15.
31. Мальцева К.В., Борисова М.Н. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе / К.В.Мальцева. - М.: Просвещение, 1982. - 185 с.
32. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1995. - 216 с.
33. Ланин В.А. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-
практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380 с.
34. Михалков С.В., Полозова Т.Д. Воспитание творчества читателя (проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе) /
C. В. Михалков. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
35. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной
читательской деятельности. [Электронный ресурс]
http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
36. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча / Т.А.Неборская. - М.: Академия, 2006. - 85с.
37. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Начальная школа. / Е.В. Никонович - 2005. - № 6.
- С.35 - 37.
38. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160 с.
39. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем//
Начальная школа. / Г.М. Перова - 1999. - № 12. - С.33-38.
40. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. / И.П. Подласый- М.: ВЛАДОС-пресс, 2000 - 365 с.
41. Подлужная Г.В. развитие читательской самостоятельности младших школьников / Г.В. Подлужная - К., Курс. 1999. -170 с.
42. Пустосёлова М.Ю.Теоретические основы развития навыка
самостоятельного чтения младших школьников
[Офиц.сайт]. URL: http: //www.scienceforum.ru/2016/1379/22812
43. Сагинор Т.М.Читательская самостоятельность младших школьников [Офиц.сайт].URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18723.php
44. Светловская H.H. Введение в науку о читателе / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1997. - 123 с.
45. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности / Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
46. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое // Начальная школа / Н.Н. Светловская - 2005. - № 2. - С.9-14.
47. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. /Н.Н. Светловская - 2003. - № 1. - С.11-18.
48. Светловская Н.Н., Пичерол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие / Н.Н. Светловская. - М.: Академия, 1999. - 248 с.
49. Светловская Н.Н., Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская. - М.: Академия, 2001. - 282 с.
50. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников:
Теоретико-экспериментальное исследование/ Н.Н.Светловская. - М.:
Педагогика, 1980. - 160 с.
51. Соколова В.В. О внеклассном чтении// Начальная школа. / В.В. Соколова - 1995. - №3.- С.14-18.
52. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Минск: Народна Асвета, 1981. - 288 с.
53. Тихомирова И.И. Чудо чтения// Начальная школа. /И.И. Тихомирова - 1999. - № 6. - С.61-65.
54. Татаринцева И.М Теоретические основы навыка самостоятельного
чтения [Офиц.сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/957/15241
(Дата обращения 14.03.2016)
55. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения/ К.Д.Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1954. - 825 с.
56. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках / И.М. Чередов. - Омск, 1993. - 120 с.
57. Чиндилова О.В. Размышление после урока, или что нужно помнить
учителю при подготовке урока чтения//Начальная школа /
О.В. Чиндилова. - 2002. - № 5. - С.21-24.
58. Щербинина И.В., Сухорукова Т.В., Попова Г.П. Развернутое тематическое планирование уроков чтения по учебнику «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. 1-4 классы / И.В. Щербинина. - М.: Учитель, 2005. - 191с.
59. Ясюкова Л.Ф. Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников / Л.Ф.Ясюкова. - М.: Речь, 2003. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ