Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации

Работа №25252

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1061
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Российской Федерации 6
1.1 Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Анализ государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: российский и зарубежный опыт 23
2 Оценка текущей ситуации в сфере социальной защиты детей-сирот и
профилактики социального сиротства, в Красноярском крае 34
2.1 Участие органов государственной власти, местного самоуправления и
общественных организаций Красноярского края в поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34
2.2 Анализ развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 43
2.3 Анализ проблем семейного устройства и социализации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 48
3 Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 55
3.1 Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 55
3.2 Оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства по
семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей 61
3.3 Предложения по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....65
Заключение 80
Список использованных источников 84


Семейные традиции в российском обществе занимали главное положение на протяжении всего периода исторического развития. Семья и дети представляются основной институциональной единицей и главной базовой ценностью нашего общества. Вопросы, связанные с социальной защитой детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом плане, и находятся на стыке проблемных полей психологии, экономики, юриспруденции, социологии и педагогики.
Защита государством и обществом основ материнства и детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Каждый ребенок имеет право на материальное обеспечение со стороны семьи и государства для его полноценного физического и умственного развития, реализации заложенных природой талантов, получения образования в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
Несмотря на снижение темпов роста численности сирот, в России ежегодно более 60 тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. В одних случаях это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, в других вина ложится на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети становятся сиротами в случае гибели своих родственников.
Для этого в России существует система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы социально-экономического и юридического характера, проблемы социальной адаптации,
социальной поддержки, социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Все вышеперечисленные положения доказывают, что данная общегосударственная проблема ввиду специфики развития человеческого общества продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Объектом исследования выступает институт социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
Предметом исследования является развитие института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной работы - разработка предложений по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучена общая характеристика института социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) рассмотрены правовые основы социального регулирования данной сферы: установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей в рамках текущего законодательства Российской Федерации;
3) приведены статистические обоснования актуальности рассматриваемой проблемы с помощью данных официальных источников;
4) проанализирована система государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации;
5) сформулированы рекомендации по совершенствованию форм поддержки семей принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
В работе были применены как методы анализа статистических данных, так и классические методы исследования: систематизация, историко-правой метод, сравнительный анализ, структуризация и обобщение.
Данная работа состоит из трёх глав и восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Российское законодательство, регулирующее вопросы защиты детей, основывается на нормах международного права, и регламентировано в многочисленных нормативных документах. Процесс регионализации приводит к тому, что в каждом субъекте РФ создается собственная система нормативно-правового регулирования этой деятельности, формируется особая организационная структура ведомств по опеке и попечительству,
Современная модель управления социальной защитой детей-сирот в России представляет собой децентрализованную структуру. В результате ведомственной разобщенности в нашей стране нет единого государственного органа исполнительной власти, ответственного за социальную защиту детей- сирот. Функции в этой сфере распределены между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что усложняет управляемость этой деятельностью. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи на социальную защиту детей-сирот в соответствии с имеющимися ресурсами.
С 2006 года в государственной социальной политике основной акцент сделан на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и реализацию политики деинституционализации, предполагающую закрытие или перепрофилирование интернатных учреждений в учреждения социального обслуживания по устройству детей в семьи. При этом следует заметить, что в настоящее время сокращение количества интернатных учреждений опережает распространение и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты экспертного опроса, позволяют сделать вывод о том, что высокий процент (85 %) социальных сирот в интернатных учреждениях указывает на комплекс социальных проблем, препятствующих развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании исторического анализа, экспертных оценок и результатов неформализованного наблюдения, с учетом современной социально-экономической ситуации, можно сделать вывод о необходимости сохранения такой формы жизнеустройства как интернатные учреждения для детей-сирот, которые не хотят или не могут быть устроены в семьи и улучшения условий их общественного содержания.
В международной и российской практике реализуются новые подходы и формы жизнеустройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В частности, патронатное воспитание, которое является аналогом фостеровского воспитания (foster care) по его правовой сути: и в том и друг™ случае существует разграничение прав по защите ребенка между воспитателем и службой по устройству детей в семью, а отношения формируются по типу трудовых отношений. Однако на сегодняшний день в России нет единого подхода, принятого на федеральном уровне, к пониманию и регулированию правоотношений, возникающих при оформлении договорных отношений о передаче ребенка в патронатную семью.
В течение последних лет в регионах России проводится работа по созданию механизмов сокращения численности детей, проживающих в интернатных учреждениях. Это приводит к формированию нового института социальной защиты детей - сирот.
В ряде регионов России была разработана и частично внедрена модель организации работы по социальной защите детей-сирот, которая предполагает реорганизацию детских домов в уполномоченные организации органов опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью и их профессиональному сопровождению, введение новой гибкой формы устройства детей в семью - патронатное воспитание.
Также представлена модель реорганизации интернатного учреждения. Иными словами, обозначен механизм по наделению учреждений для детей-сирот дополнительными функциями по сопровождению детей, переданных на воспитание в семьи.
Организационный механизм уполномоченной организации по устройству детей в семьи должен предусматривать:
1) создание новой структуры учреждения;
2) создание новой системы принятия решений;
3) пошаговое ведение ребенка на протяжении всего периода его жизни в семье.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот, в том числе патронатного воспитания, экономически выгодно для государства. При семейном воспитании выплаты из бюджета уменьшаются примерно на 50 % по сравнению с содержанием детей в интернатных учреждениях.
С целью совершенствования функционирования и развития института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае по результатам исследования мною предложены следующие рекомендации:
1. Внедрение модели реорганизации интернатного учреждения позволит расширите спектр деятельности учреждений для детей-сирот, привлечь опыт специалистов для работы с кризисными семьями по возвращению детей в семью и профилактике социального сиротства.
2. При планомерной социальной политике развитие патронатной формы семейного устройства в Красноярском крае приведет к сокращению количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и будет способствовать реализации их права на семыо.
3. Создание кризисных центров по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, будет способствовать выявлению семейных проблем на ранней стадии для предотвращения изъятия ребенка из семьи.
Таким образом, в современном российском обществе социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все больше ориентируется на развитие семейных форм жизнеустройства детей - сирот, обеспечивая тем самым реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье. Однако реформирование системы социальной защиты детей-сирот требует комплексной планомерной, продуманной работы с определением ответственных органов власти, программы, источников финансирования с целью всесторонней защиты прав и интересов детей на всей территории России. Важным направлением деятельности государства должно стать формирование семейной политики, направленной на укрепление семьи как социального института.


1. Конвенция о правах ребенка, 1989 г.
2. Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.
3. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
4. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
6. О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
7. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48.
8. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье».
9. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
10. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью».
11. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроль за ее осуществлением».
12. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об
утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях,
несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
13. Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних».
14. Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
15. Постановление Правительства РФ «О типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждено 1 июля 1995 г. № 676 (в ред. Постановления Правительства от 10.03.2009 №216).
16. Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об
утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях,
несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях».
17. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года.
18. Лактионова Г.М. и др. Инновационные формы опеки детей: международный и национальный опыт / Лактионова Г.М., Шипиленко Е.С., Братусь И.В.; Под общ. ред. Г.М. Лактионовой. - К.: 2001. - 61 с.
19. Володина Ю.А. Особенности деинституционализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства // Педагогика. - 2008. - №3(56). - С. 17-18.
20. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. - 368 с.
21. Филькина О.Н., Шанина Т.Г. и др. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей // Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». - №4. - 2009. - С. 61.
22. Филькина О.Н., Шанина Т.Г. и др. Мотивы создания замещающих семей у потенциальных приемных родителей//Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». - №4(6). - 2009. - С.62.
23. Зайцева Н.Г. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в городе Москве // Власть. - 2010. - № 12. - С. 99-104.
24. Осипова И. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Народное образование. - №6. - 2008. - С. 46-50.
25. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/
26. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Дети России
соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции Федеральной целевой программы "Россия без сирот" на 2013-2020 годы". [Электронный ресурс].
URL:http://www.council.gov.ru/events/parliament/item/197/
27. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
28. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.
29. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do
30. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ