Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
|
Введение 3
1 Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Российской Федерации 6
1.1 Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Анализ государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: российский и зарубежный опыт 23
2 Оценка текущей ситуации в сфере социальной защиты детей-сирот и
профилактики социального сиротства, в Красноярском крае 34
2.1 Участие органов государственной власти, местного самоуправления и
общественных организаций Красноярского края в поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34
2.2 Анализ развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 43
2.3 Анализ проблем семейного устройства и социализации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 48
3 Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 55
3.1 Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 55
3.2 Оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства по
семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей 61
3.3 Предложения по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....65
Заключение 80
Список использованных источников 84
1 Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Российской Федерации 6
1.1 Общая характеристика института социальной защиты детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Анализ государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей 15
1.3 Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: российский и зарубежный опыт 23
2 Оценка текущей ситуации в сфере социальной защиты детей-сирот и
профилактики социального сиротства, в Красноярском крае 34
2.1 Участие органов государственной власти, местного самоуправления и
общественных организаций Красноярского края в поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34
2.2 Анализ развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 43
2.3 Анализ проблем семейного устройства и социализации детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 48
3 Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 55
3.1 Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 55
3.2 Оценка эффективности деятельности органов опеки и попечительства по
семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей 61
3.3 Предложения по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....65
Заключение 80
Список использованных источников 84
Семейные традиции в российском обществе занимали главное положение на протяжении всего периода исторического развития. Семья и дети представляются основной институциональной единицей и главной базовой ценностью нашего общества. Вопросы, связанные с социальной защитой детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом плане, и находятся на стыке проблемных полей психологии, экономики, юриспруденции, социологии и педагогики.
Защита государством и обществом основ материнства и детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Каждый ребенок имеет право на материальное обеспечение со стороны семьи и государства для его полноценного физического и умственного развития, реализации заложенных природой талантов, получения образования в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
Несмотря на снижение темпов роста численности сирот, в России ежегодно более 60 тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. В одних случаях это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, в других вина ложится на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети становятся сиротами в случае гибели своих родственников.
Для этого в России существует система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы социально-экономического и юридического характера, проблемы социальной адаптации,
социальной поддержки, социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Все вышеперечисленные положения доказывают, что данная общегосударственная проблема ввиду специфики развития человеческого общества продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Объектом исследования выступает институт социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
Предметом исследования является развитие института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной работы - разработка предложений по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучена общая характеристика института социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) рассмотрены правовые основы социального регулирования данной сферы: установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей в рамках текущего законодательства Российской Федерации;
3) приведены статистические обоснования актуальности рассматриваемой проблемы с помощью данных официальных источников;
4) проанализирована система государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации;
5) сформулированы рекомендации по совершенствованию форм поддержки семей принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
В работе были применены как методы анализа статистических данных, так и классические методы исследования: систематизация, историко-правой метод, сравнительный анализ, структуризация и обобщение.
Данная работа состоит из трёх глав и восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Защита государством и обществом основ материнства и детства является важнейшей политической, социальной и экономической задачей. Каждый ребенок имеет право на материальное обеспечение со стороны семьи и государства для его полноценного физического и умственного развития, реализации заложенных природой талантов, получения образования в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.
Несмотря на снижение темпов роста численности сирот, в России ежегодно более 60 тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. В одних случаях это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, в других вина ложится на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети становятся сиротами в случае гибели своих родственников.
Для этого в России существует система государственных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана способствовать эффективному выполнению государством возложенной на него задачи защиты детства. В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы социально-экономического и юридического характера, проблемы социальной адаптации,
социальной поддержки, социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Все вышеперечисленные положения доказывают, что данная общегосударственная проблема ввиду специфики развития человеческого общества продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Объектом исследования выступает институт социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
Предметом исследования является развитие института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной работы - разработка предложений по совершенствованию форм поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучена общая характеристика института социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) рассмотрены правовые основы социального регулирования данной сферы: установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей в рамках текущего законодательства Российской Федерации;
3) приведены статистические обоснования актуальности рассматриваемой проблемы с помощью данных официальных источников;
4) проанализирована система государственных гарантий по поддержке прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации;
5) сформулированы рекомендации по совершенствованию форм поддержки семей принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае.
В работе были применены как методы анализа статистических данных, так и классические методы исследования: систематизация, историко-правой метод, сравнительный анализ, структуризация и обобщение.
Данная работа состоит из трёх глав и восьми параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Российское законодательство, регулирующее вопросы защиты детей, основывается на нормах международного права, и регламентировано в многочисленных нормативных документах. Процесс регионализации приводит к тому, что в каждом субъекте РФ создается собственная система нормативно-правового регулирования этой деятельности, формируется особая организационная структура ведомств по опеке и попечительству,
Современная модель управления социальной защитой детей-сирот в России представляет собой децентрализованную структуру. В результате ведомственной разобщенности в нашей стране нет единого государственного органа исполнительной власти, ответственного за социальную защиту детей- сирот. Функции в этой сфере распределены между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что усложняет управляемость этой деятельностью. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи на социальную защиту детей-сирот в соответствии с имеющимися ресурсами.
С 2006 года в государственной социальной политике основной акцент сделан на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и реализацию политики деинституционализации, предполагающую закрытие или перепрофилирование интернатных учреждений в учреждения социального обслуживания по устройству детей в семьи. При этом следует заметить, что в настоящее время сокращение количества интернатных учреждений опережает распространение и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты экспертного опроса, позволяют сделать вывод о том, что высокий процент (85 %) социальных сирот в интернатных учреждениях указывает на комплекс социальных проблем, препятствующих развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании исторического анализа, экспертных оценок и результатов неформализованного наблюдения, с учетом современной социально-экономической ситуации, можно сделать вывод о необходимости сохранения такой формы жизнеустройства как интернатные учреждения для детей-сирот, которые не хотят или не могут быть устроены в семьи и улучшения условий их общественного содержания.
В международной и российской практике реализуются новые подходы и формы жизнеустройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В частности, патронатное воспитание, которое является аналогом фостеровского воспитания (foster care) по его правовой сути: и в том и друг™ случае существует разграничение прав по защите ребенка между воспитателем и службой по устройству детей в семью, а отношения формируются по типу трудовых отношений. Однако на сегодняшний день в России нет единого подхода, принятого на федеральном уровне, к пониманию и регулированию правоотношений, возникающих при оформлении договорных отношений о передаче ребенка в патронатную семью.
В течение последних лет в регионах России проводится работа по созданию механизмов сокращения численности детей, проживающих в интернатных учреждениях. Это приводит к формированию нового института социальной защиты детей - сирот.
В ряде регионов России была разработана и частично внедрена модель организации работы по социальной защите детей-сирот, которая предполагает реорганизацию детских домов в уполномоченные организации органов опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью и их профессиональному сопровождению, введение новой гибкой формы устройства детей в семью - патронатное воспитание.
Также представлена модель реорганизации интернатного учреждения. Иными словами, обозначен механизм по наделению учреждений для детей-сирот дополнительными функциями по сопровождению детей, переданных на воспитание в семьи.
Организационный механизм уполномоченной организации по устройству детей в семьи должен предусматривать:
1) создание новой структуры учреждения;
2) создание новой системы принятия решений;
3) пошаговое ведение ребенка на протяжении всего периода его жизни в семье.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот, в том числе патронатного воспитания, экономически выгодно для государства. При семейном воспитании выплаты из бюджета уменьшаются примерно на 50 % по сравнению с содержанием детей в интернатных учреждениях.
С целью совершенствования функционирования и развития института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае по результатам исследования мною предложены следующие рекомендации:
1. Внедрение модели реорганизации интернатного учреждения позволит расширите спектр деятельности учреждений для детей-сирот, привлечь опыт специалистов для работы с кризисными семьями по возвращению детей в семью и профилактике социального сиротства.
2. При планомерной социальной политике развитие патронатной формы семейного устройства в Красноярском крае приведет к сокращению количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и будет способствовать реализации их права на семыо.
3. Создание кризисных центров по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, будет способствовать выявлению семейных проблем на ранней стадии для предотвращения изъятия ребенка из семьи.
Таким образом, в современном российском обществе социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все больше ориентируется на развитие семейных форм жизнеустройства детей - сирот, обеспечивая тем самым реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье. Однако реформирование системы социальной защиты детей-сирот требует комплексной планомерной, продуманной работы с определением ответственных органов власти, программы, источников финансирования с целью всесторонней защиты прав и интересов детей на всей территории России. Важным направлением деятельности государства должно стать формирование семейной политики, направленной на укрепление семьи как социального института.
Современная модель управления социальной защитой детей-сирот в России представляет собой децентрализованную структуру. В результате ведомственной разобщенности в нашей стране нет единого государственного органа исполнительной власти, ответственного за социальную защиту детей- сирот. Функции в этой сфере распределены между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что усложняет управляемость этой деятельностью. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи на социальную защиту детей-сирот в соответствии с имеющимися ресурсами.
С 2006 года в государственной социальной политике основной акцент сделан на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и реализацию политики деинституционализации, предполагающую закрытие или перепрофилирование интернатных учреждений в учреждения социального обслуживания по устройству детей в семьи. При этом следует заметить, что в настоящее время сокращение количества интернатных учреждений опережает распространение и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты экспертного опроса, позволяют сделать вывод о том, что высокий процент (85 %) социальных сирот в интернатных учреждениях указывает на комплекс социальных проблем, препятствующих развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании исторического анализа, экспертных оценок и результатов неформализованного наблюдения, с учетом современной социально-экономической ситуации, можно сделать вывод о необходимости сохранения такой формы жизнеустройства как интернатные учреждения для детей-сирот, которые не хотят или не могут быть устроены в семьи и улучшения условий их общественного содержания.
В международной и российской практике реализуются новые подходы и формы жизнеустройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В частности, патронатное воспитание, которое является аналогом фостеровского воспитания (foster care) по его правовой сути: и в том и друг™ случае существует разграничение прав по защите ребенка между воспитателем и службой по устройству детей в семью, а отношения формируются по типу трудовых отношений. Однако на сегодняшний день в России нет единого подхода, принятого на федеральном уровне, к пониманию и регулированию правоотношений, возникающих при оформлении договорных отношений о передаче ребенка в патронатную семью.
В течение последних лет в регионах России проводится работа по созданию механизмов сокращения численности детей, проживающих в интернатных учреждениях. Это приводит к формированию нового института социальной защиты детей - сирот.
В ряде регионов России была разработана и частично внедрена модель организации работы по социальной защите детей-сирот, которая предполагает реорганизацию детских домов в уполномоченные организации органов опеки и попечительства, развитие профессиональных служб по устройству детей в семью и их профессиональному сопровождению, введение новой гибкой формы устройства детей в семью - патронатное воспитание.
Также представлена модель реорганизации интернатного учреждения. Иными словами, обозначен механизм по наделению учреждений для детей-сирот дополнительными функциями по сопровождению детей, переданных на воспитание в семьи.
Организационный механизм уполномоченной организации по устройству детей в семьи должен предусматривать:
1) создание новой структуры учреждения;
2) создание новой системы принятия решений;
3) пошаговое ведение ребенка на протяжении всего периода его жизни в семье.
Развитие семейных форм устройства детей-сирот, в том числе патронатного воспитания, экономически выгодно для государства. При семейном воспитании выплаты из бюджета уменьшаются примерно на 50 % по сравнению с содержанием детей в интернатных учреждениях.
С целью совершенствования функционирования и развития института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае по результатам исследования мною предложены следующие рекомендации:
1. Внедрение модели реорганизации интернатного учреждения позволит расширите спектр деятельности учреждений для детей-сирот, привлечь опыт специалистов для работы с кризисными семьями по возвращению детей в семью и профилактике социального сиротства.
2. При планомерной социальной политике развитие патронатной формы семейного устройства в Красноярском крае приведет к сокращению количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и будет способствовать реализации их права на семыо.
3. Создание кризисных центров по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, будет способствовать выявлению семейных проблем на ранней стадии для предотвращения изъятия ребенка из семьи.
Таким образом, в современном российском обществе социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все больше ориентируется на развитие семейных форм жизнеустройства детей - сирот, обеспечивая тем самым реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье. Однако реформирование системы социальной защиты детей-сирот требует комплексной планомерной, продуманной работы с определением ответственных органов власти, программы, источников финансирования с целью всесторонней защиты прав и интересов детей на всей территории России. Важным направлением деятельности государства должно стать формирование семейной политики, направленной на укрепление семьи как социального института.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Организация деятельности социально-педагогической поддержки детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения
среднего профессионального образования (на примере города Горно-Алтайск)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Семейное насилие как проблема современного российского общества (Ярославский государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита прав несовершеннолетних детей на примере г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



