Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №69989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: понятие и сущность
1.2. Проблемы, этапы и функции социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
1.3. Нормативно-правовая база в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Система социального сопровождения выпускников интернатных учреждений: технологический аспект
2.2. Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений (на примере ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день около 650 тысяч детей в России лишены родительской заботы и воспитываются в интернатных учреждениях [18,145].
В 2014 году в Белгородской области насчитывается более 3770 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходима опека и попечительство (1,8 % от общей численности детского населения). Из них 1520 человек - выпускники интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет [11,178].
Воспитанники интернатных учреждений в большинстве своем оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, проблемой создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Основная причина дезадаптации этих детей - отсутствие своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях интернатного учреждения.
Выпускники интернатных учреждений зачастую находятся в состоянии психологического стресса. Желанная «свобода» для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеустройства. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии социальной дезадаптации.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, - это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личностного плана (взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.)
Поэтому для успешной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений необходима, ориентированная на конкретную жизненную ситуацию ребенка социальное сопровождение.
Степень научной разработанности проблемы. Научное осмысление последствий взросления детей без родителей относится к середине XX века. Наиболее распространенными в исследовательской традиции являлись изучение причин социального сиротства и анализ последствий жизни в условиях, закрытых интернатных учреждений.
Теоретические положения в области развития и воспитания детей- сирот в учреждениях интернатного типа освещались в работах М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.
Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов наиболее подробно раскрывают в своих работах Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др., в том числе у детей-сирот раскрыты в трудах Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.
Основа организации работы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды Л.В.Багиной, Ю.Л.Бубенчиковой, Н.Г.Медниковой.
Положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности изучали А.В. Мудрик, А.Я Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.
Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности анализируются в работах Л.А. Беляевой, Ю.В. Василькова, М.А. Гологузовой, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой и др.
Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений изучали Л.М. Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко и др.
Влияние социальной среды на формирование личности ребенка занимали центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой. Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты для эффективной адаптации в обществе, посвящены исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой.
Проблема разрушения института семьи затронуты в работах М. Айнсворз, Ф. Арьеса, Й. Лангмейера, М. Лисиной З. Матейчека, М. Мид, В. Мухиной, А. Рузской.
Семейным формам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды А. Довгалевской, Н. Ивановой, О. Неверовой, В. Ослон, Г. Семьи и др.
И. Бобылева, Н. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников интернатных учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации в рамках семейных центров, социальных гостиниц, школ-интернатов.
Объект исследования - социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
Предмет исследования - социальное сопровождение в процессе социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.
Цель исследования - раскрыть особенности социального сопровождения как инструмента социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач: 
2. рассмотреть особенности социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
3. раскрыть проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения социальной адаптации (Э. Дюркгейм, Дж. Мид); научно - методические подходы к проблеме детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л.Выгодский, Е.И Холостова); психолого-педагогические основы постинтернатной адаптации (В.Зарецкого, М.Дубровской); ресурсный подход, развивающий представление о ресурсах индивида, обуславливающих его статус, возможности преодоления жизненных трудностей (Л.Беляева, П.Бурдье, Т.Заславская, И.Подойницына, Н.Тихонова); личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); подходы к изучению особенностей развития и социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(В. С. Байбородова, В.А.Иванников, Г.С.Красницкая, Л.Я.Олиференко, Г.В.Семья, Л.К.Сидороваи ); социологическое изучение проблем адаптации детей-сирот осуществляется в рамках парадигмы социальной эксклюзии (К.Дэвис, У.Мур).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и международные акты: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ТК РФ, СК РФ, ФЗ от 16.04.01 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ,ФЗ от 24.07.99 г. № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральная целевая программа «Россия без сирот», Постановление Губернатора Белгородской области № 18, 20, 82, 90, 93, а так же статистическая и отчетная информация Управления социальной защиты населения Белгородской области и ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка».
Эмпирическую базу составили материалы проведенного автором дипломной работы оперативного социологического исследования «Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений» в ходе прохождения производственной практики (апрель 2016 года) на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка». Сбор информации осуществлялся посредством экспертного интервью, в котором принимали участие специалисты ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» (n=14); массового опроса (анкетирования) выпускники интернатных учреждений (n=23).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности социального сопровождения в процессе адаптации выпускников интернатных учреждений), анализ нормативно- правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы сбора данных (анкетирование, интервьюирование), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0)
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: обобщены теоретические подходы к проблеме социальной адаптации выпускников интернатных учреждений; изучена сущность проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, определены пути совершенствования социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, а также предложены рекомендации по теме исследования. Полученные автором результаты исследования могут использоваться практиками, непосредственно занимающимися социальной адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы исследования могут найти применение в вузовском преподавании курсов «Управление системой социальной защиты детства», «Социальная политика семьи и защиты прав детства», «Технологии социальной работы», а также в различных формах профессиональной подготовки и переподготовки кадров социальных педагогов, специалистов по социальной работе, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Исследование проводилось в ходе преддипломной практики на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Результаты исследования были апробированы и представлены к внедрению в деятельность ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Работа участвовала в открытых образовательных чтениях по теме «Особенности социальной профилактики девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами киноискусства» (2015 г.) г. Уфа; опубликована статья в сборнике материалов Международной научно-практической конференции по теме «Социальная адаптация выпускников из детских домов» (2014 г.) г. Уфа.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускникам интернатных учреждений приходится вступать во взрослую жизнь намного раньше, чем ребенку из обычной семьи. Очень часто выпускники 9-х классов, т.е. подростки 15-16 лет, сталкиваются с задачами жизни и решают их, должны справляться в одиночку с трудностями, с которыми даже взрослому человеку иногда сложно справиться одному. По результатам проведенного нами исследования по выявлению проблем социальной адаптации, выявлено, что выпускников интернатных учреждений был выявлен низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум, именно они формируют большую армию безработных и правонарушителей, становятся источником новой волны социального сиротства. С одной стороны, самим выпускникам в силу своего депривационного опыта и особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. С другой стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что отражается в отказах в приеме на работу, нежелании работодателей и рабочих коллективов в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. Поэтому необходимо, чтобы после выхода из учреждения бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде социального сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде.
Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений должно носить комплексный характер и отвечать приоритетным направлениям развития социальной и образовательной системы различных регионов Российской Федерации, с учетом рынка труда и потребностей региона и начинаться еще в учреждении. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны. Многие психологи, занимающиеся исследованиями детей-сирот, отмечают формирование личности с неразвитой способностью соотнести свое настоящее, прошлое и будущее с целями, ценностными ориентациями, своими потребностями и возможностями.
При изучении данной проблемы были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы социальной адаптации и ее роль в социальном сопровождении выпускников детского дома, изучить нормативно-правовую базу в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации, рассмотреть методы, приемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, разработать рекомендации по совершенствованию успешной социальной адаптации выпускников из интернатных учреждений в постинтернатный период.
Социальное сопровождение состоит из трех этапов: подготовительный, адаптационный, социальное сопровождение. В связи с этим выделяют виды сопровождения: оперативное сопровождение, активное сопровождение, активное наблюдение.
В Белгородской области наработан опыт социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, но даже этого опыта недостаточно, для полного решения проблемы социальной адаптации.
В подготовке выпускников интернатных учреждений необходимы: система, включающая субъект и объект, цель и задачи, содержание, принципы, основные направления социально-педагогической деятельности, формы и методы их реализации, а также необходимые условия обеспечения успешности функционирования.
Ряд выявленных проблем поможет решить социальный проект, который направлен на создание условий для социальной адаптации выпускников интернатных учреждений через расширение необходимых знаний и навыков; Социальный проект поможет в решении проблемы социальной адаптации выпускников, так как благодаря ему, смогут получить комплексную поддержку и найти семью, а значит, количество детей воспитывающихся в интернатных учреждениях сократится.
Социальный проект включает три этапа: предварительный, основной и заключительный
Предварительный этап включает в себя подготовку документации по проекту, разработку диагностики изучения затруднений воспитанников, а так же проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса блоков по проекту
Основной этап включает в себя: апробацию и использование в учебно-воспитательном процессе по социальной адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической
поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Заключительный этап: соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социальной адаптации учащихся и выпускников ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».



1. Конвенция о правах ребенка [Текст]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноя.1989г.]. - М.: Кнорус, 2015. - 32.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Феникс, 2015. - 64 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. думой 21 окт. 1994г.: по состоянию на 23 мая 2016г.]. - М.: Эксмо, 2016. - 609 с.
4. Жилищный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. думой 8 дек. 1995г.: по состоянию на 20 апр. 2016 г.] от 29.12.2004 № 188-ФЗ / Законодательство Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2016. - 25с.
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. думой 8 дек. 1995г.: по состоянию на 20 апр. 2016 г.]. - М.: Эксмо, 2016. - 64.
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. думой 30 декабря 2001г.: по состоянию на 23 мая 2016г.]. от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / Законодательство Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2016. - 25с.
7. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей [Текст]: [закон РФ от 16 апреля 2001 г. № 44 ФЗ (ред. от 08.03.2015)]. - 2015. - 16с.
8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: [федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015)] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2016. - 21с.
9. Об образовании [Текст]: [федер. закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1
ФЗ (ред. от 12.11.2012)] // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2016. - 18 с.
10. Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их части в Белгородской области [Текст]: [федер. закон от 25.01.2007 г. № 93 ФЗ (ред. 21.07.2008)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - 22 с.
11. Аббасова, А.А. Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни: методическое пособие [Текст] /А.А. Аббасова, И.А. Бобылева, Д.Е. Доненко, О.В. Заводилкина, Н.А. Найденова. - М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья!», 2011. - 120 с.
12. Ажнина, О.В. Психологические особенности профессионального самоопределения воспитанников учреждений социально-педагогической поддержки [Текст] / О. В. Ажнина // Высшее образование в России. - М.: Союз, 2011. - 180 с.
13. Алексеева, Л.С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей [Текст] / Л.С. Алексеева. - М.: Экзамен, 2001. - 176 с.
14. Алехина, И.В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления [Текст] / И.В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 303-305.
15. Базарова, Е. Институциональные изменения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]/ Е. Базарова // Вестник БГУ. - Брянск, 2012. - №5.- С. 167-170.
16. Басова, В. М. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий [Текст] / В. М. Басова, Ж.А. Захарова, А.Н. Смолонская, О.С. Щербинина, Т.С. Горнова. -М.: Аспект Пресс, 2011 - С. 45-49.
17. Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // [Электронный ресурс]- http: //www.arteducation.ru/AEmagasine/newmagasine12006. htm (26.01.2016);
18. Белослудцев, В.И. Проблемы социализации и организации профилактики преступлений воспитанников детских домов, школ-интернатов и воспитательных колоний для несовершеннолетних осужденных [Текст] / В.И. Белослудцев, Ю.В. Хармаев Т. М. Зайко Е. Г. Багреева / Работник социальной службы. - Екатеринбург, - 2000. - С. 47-89.
19. Бобылева, И.А. Кураторство выпускников интернатных учреждений [Текст] / И.А. Бобылева, Г.В. Дьячкова, Н.Н. Ракитина, А.А. Аббасова // Методическое пособие. - М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья!», 2011. - 136 с.
20. Бобылева, И. А. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение [Текст] / И.
A. Бобылева // Материалы межрегиональной научно- практической
конференции. - М.: Аспект Пресс, 2011 г. - С. 189 - 196.
21. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений [Текст] / И. А. Бобылева // Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - М.: София, 2009. - 176 с.
22. Васильев, А. Нужны ли нам детские дома? [Текст] / А. Васильев // Социальная педагогика. - 2007. - № 3. - С. 95-102.
23. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога; Методика и технологии работы социального педагога [Текст] / Ю.
B. Василькова // Школьная пресса. - 2011. - С. 147-165.
24. Владимирова, Н.В, Жизнеустройство и сопровождение в постинтернате московских выпускников [Текст] / Н.В. Владимирова, С.А. Трофимлюк. - М.: ООО «Ваш полиграфический партнер». - 2008. - С. 116¬123.
25. Гайсина, Г. Сопровождение замещающей семьи как новый вид профессиональной деятельности [Текст] / Г. Гайсина.- Уфа: «АСТАРТА», 2010. - 128 с.
26. Гидденс, Э. Социология. Агенты социализации [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 2010. - 135 с.
Т1. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот (по материалам социологического исследования) [Текст] / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 64 - 73.
28. Жмуров, В. Большая энциклопедия по психологии [Текст]/ В. Жмуров.- М.: Проспект, 2012.- 864 с.
29. Захарова, Ж. А. Программа сопровождения выпускников детского дома [Текст] / Ж.А. Захарова, Э.И. Чугунова, Л.Г. Семенова, Т.С. Горнова. - М.: Знание, 2011. - 86 с.
30. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] / Е.В. Змановска // Библиотеки учебных заведений. - 2010. -№5. - С. 4-9.
31. Иванова, Н.П. Условия повышения успешности выпускников интернатных учреждений в самостоятельной жизни [Текст] / Н. П. Иванова // Вестник Университета РАО. - 2010. - № 4 (26). - С. 29 - 35.
32. Истомина, М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей - выпускниц детских домов [Текст] дис. ... канд. филол. наук / М. В. Истомина. - СПб., 2011. - 159 с.
33. История кураторской деятельности. Национальный
исследовательский Томский политехнический университет. [электронный ресурс] / URL: http://www.tpu.ru/html/k'history.htm(дата обращения
05.04.2016)
34. Ковтунова, А.Н. Формирование культуры качества современной российской молодежи как фактор повышения безопасности общества [Текст] / А.Н. Ковтунова // Сборник материалов международной научно¬практической конференции «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности». М.: МГСА - 2012. - 449 с.
35. Кожевникова, Е.Ю. Отношение к ресурсам как один из аспектов совладания [Текст] / Е. Ю. Кожевникова // Апрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - М.: МГСА, 2012. - № 2. - С. 158-181.
36. Кожевникова, Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных жизненных ситуаций [Текст] / Е.Ю. Кожевникова // Психология XXI века: Тез. международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - СПб.: Знание, 2012. № 4. - С. 75-86.
37. Колпакова, Е.С. Социально-педагогическая поддержка студентов-сирот колледжа [электронный ресурс] / Е. С. Колпакова // Утопия: открытая научная библиотека научных сборников. - URL:http://ms- solutions.ru/index(дата обращения: 18. 04. 2016).
38. Кнудсен, Л. Фостерный уход [Текст] / Л. Кнудсен.- Дания: Nelso, 2010. - 146 с.
39. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - №2. - С. 141 - 156.
40. Недожогина, Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Недожогина. - Ижевск: Центр исследований и статистики науки, 2011. - 216 с.
41. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2010. - 480 с.
42. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья [Текст] / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006 г. - 368 с.
43. Ослон, В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи [Текст] / В. Н. Ослон // Психологическая наука и образование. - СПб., 2013. - № 1. - C. 27 - 37.
44. Ослон, В.Н. Методические рекомендации по реабилитации детей, возвращенных из замещающих семей в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения [Текст] / В. Н. Ослон, Е. В. Селенина // Дефектология. - М.: Генезис, 2012. - 158 с.
45. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] /А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2010. - 112 с.
46. Сажнева, Ю.М. Адаптация воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни [Текст] / Ю. М. Сажнева, М. А. Трушина // Сборник научных статей: «Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса» - М.: МГПИ, 2011. - 26 с.
47. Семья, Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений [Текст] / Г.В. Семья // Беспризорник. - 2010. - № 1. - С. 2- 9.
48. Семья Г.В. Социально-психологическая защищенность выпускников в постинтернатный период [Текст] / Г.В. Семья // Вестник Университета РАО. -2011. - № 4. - С. 17- 29.
49. Семья, Г.В., Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.В. Семья, В.Г. Боровик. - М.: Владос, 2013. - 164с.
50. Сергиенко, Е.А. Представление о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме [Текст] / Е.А. Сергиенко, А.Н. Пугачева // Мир детства. - 2002. - № 3. - С. 40 - 47.
51. Сидорова, Л.К. Организация и содержание работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] / Л. К. Сидорова // Социальная педагогика - 2011. - № 4. - С. 62-71.
52. Топчий, Л.В. Диалектика разработки концептуальных основ оценки качества социально-педагогической поддержки семьи и детей в трудной жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 2. - С. 139—151.
53. Топчий, Л.В. Теоретико-технологические подходы к исследованию проблем эффективности процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - № 1 - С. 51-55.
54. Ушакова, Е.И. Приемный родитель: профессиограмма
специалиста [Текст]/ Е. Ушакова // Дефектология.- 2006.- №1.- С. 53-57.
55. Хрусталькова, Н.П. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи [Текст] / Н. Хрусталькова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 52 - 44.
56. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот [Текст]: / Л. М. Шипицина // Учебное пособие. - СПб. Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2005. - С. 185-193.
57. Шопина, Л.П. Кому нужен беспризорный ребенок? [Текст] / Л. П. Шопина // Социальная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 95 - 104.
58. Шульга, Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений [Текст] / Т. И. Шульга // Психологические науки. - - 2010. - № 1. - С. 5 - 11.
59. Чукреев, П. Сиротство: факторы и условия социальной
эксклюзии (опыт социологического исследования) [Текст]/ П. Чукреев. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009. - 130 с.
60. Юсупова, Д. «Детям из интерната интереснее всего просто оказаться дома» [Текст] / Д. Юсупова // Защити меня! - 2008. - № 1. - С. 15.
61. Проблемы сиротства в Белгородской области [Электронный ресурс]/ Сайт Белгородской областной думы:http://www.belduma.ru/(дата обращения: 22.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ