Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан

Работа №16395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
934
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ 10
1.1. История развития социального сиротства в России 10
1.2. Понятие и сущность социального сиротства 16
1.3. Предпосылки, факторы и причины возникновения социального
сиротства в современной России 21
1.4. Классификация социального сиротства 26
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА 30
2.1. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Тыва 30
2.2. Анализ работы социальных учреждений, работающих с сиротами 34
2.3. Профилактика социального сиротства в Туве 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58


Актуальность темы исследования. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тыс. человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.
Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне большое значение.
В современной действительности России проблема социального сиротства становится все более острой, поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Суть решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется в определённых нормативно-правовых актах. В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [2].
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Правительство России опубликовало распоряжение от 22 марта 2017 года № 520-р. Утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.
В феврале 2017 г. Президент России Владимир Путин дал Правительству ряд поручений, направленных на решение вопросов обеспечения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей детей жилыми помещениями. Согласно им, кабинет министров обязан до 31 июля этого года подготовить законопроект о порядке формирования списка детей- сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Также Правительство к 15 июля должно обеспечить создание информационной системы, в которой будут содержаться сведения об оказании сиротам социальной поддержки, а до 1 июля — определить целевые показатели результативности мер по предоставлению им жилья [6].
Проблема социального сиротства в России изучена еще в недостаточной степени. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, резкого усиления социального неравенства и социальной дискриминации, которая усугубляется многочисленными социальными конфликтами. Вопросы социального сиротства в качестве самостоятельной социальной проблемы рассматривались в отдельных его аспектах в отечественной социологической науке.
В современных условиях приобретают условия и причины появления социальных сирот, методы и пути решения проблемы, исследования социально-институционального аспекта социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения, анализ социального содержания сиротства, исследование положения и перспектив этой социальной группы, разрешение вопроса о социальной защите детей-сирот.
Степень научной разработанности темы. Проблема социального сиротства и его причины активно обсуждается в современном научном мире.
Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как М. Л. Аракелова, Т. А. Гурко, И. Ф. Дементьева, А. Н. Елизаров, Г. Г. Силласте, Г. И. Осадчая, Е. Г. Смирнова, В. В. Форсова, Д. С. Барашкова, Е. М. Рыбинский, Л. В. Кузнецова, М. И. Несмеянова, С. Ю. Барсукова, С. В. Кочеткова, О. Г. Исупова и др. Вопросы социального сиротства рассматриваются в контексте анализа трансформационных процессов в современном российском обществе, а также в контексте общих проблем детей-сирот. Так, большой вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Л. А. Селянина, В. Н. Лыков, В. В. Смирнов, М. А. Журавлева, И. Л. Шатилов и др.
Объектом исследования является сиротство как социальное явление в современном российском обществе.
Предмет исследования - условия, факторы и причины динамики социального сиротства, процесс совершенствования форм социальной работы с детьми-сиротами.
Цель исследования - определить причины, условия и факторы возникновения и воспроизводства социального сиротства детей и подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- охарактеризовать историю развития социального сиротства в России:
- раскрыть сущность понятия социального сиротства;
- изучить предпосылки, факторы и причины появления социального сиротства в России;
- оценить современное состояние данной проблемы;
- выявить основные пути и методы решения проблемы социального сиротства.
Гипотеза исследования: Социальное сиротство на современном этапе как явление приобрело тенденцию к увеличению и распространению, что указывает на необходимость разработки новых теоретических и практических подходов социальной работы в разрешении проблемы.
В ходе исследования были использованы методы: теоретический анализ научной литературы, исторический - изучение архивных документов, сравнительно-сопоставительный метод, статистический метод.
Теоретико-методологическая и методическая база исследования представлена общенаучными принципами познания общественных явлений. В процессе работы использованы системно-факторный, структурно-функциональный, бихевиористский подходы, методы прикладного социологического анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды Л. А. Байбородовой, И. Ф. Дементьевой, И. В. Дубровиной, Н. П. Ивановой, Г. М. Ивашенко, М. М. Плоткиным, Г. В. Семья, Л. М. Щипициной, Л.И. Смагиной, Н.Д. Никандрова, С. Трушкиной и др.
Нормативно-правовой базой явились основные нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка: Конвенция ООН о правах ребенка; федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2016 г. № 465 - ФЗ (с изменениями на 1 мая 2017 года); федеральный закон от 01.05.2017 N 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. 20.04.2017); Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 162 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” и др.
Научная новизна исследования: на основе теоретического анализа выделены основные теоретико-методологические подходы к изучению причин социального сиротства в современной России; выявлены факторы воспроизводства социального сиротства детей: а) несоответствие инфраструктуры социального сиротства его реальному состоянию; б) неэффективность системы социальной защиты детства в целом в совокупности объективных и субъективных показателей; обозначены рекомендации по повышению эффективности социальной защиты детей: создание комплексной программы по предупреждению, профилактике и преодолению социального сиротства на основе сотрудничества всех субъектов социальной политики в республике и общественности; включение в профилактику социального сиротства и детской преступности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению изучения причин социального сиротства и социальной работы с детьми- сиротами и его совершенствованию, что способствует благополучию жизни сирот. От того как благополучно социальные сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
Практическая значимость исследования определяется потребностью изучения особенностей проявления и механизмов, причин социального сиротства и нахождения путей совершенствования социальной работы с детьми-сиротами. Рекомендации и выводы исследования могут быть использованы для формирования концепции профилактики социального сиротства в республике Тыва, администрациями муниципальных образований для диагностики эффективности работы социальных служб по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследования причин социального сиротства и социальной работы с детьми данной категории, для разрешения основных задач, можно сделать следующие выводы:
1. Проблема социального сиротства сегодня приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.
2. Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема.
3. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.
4. Причины детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.
В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью.
Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения, социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.
Усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики. Задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами социального сиротства как актуального явления в современной социально - политической практике, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а также усилия профессиональных работников нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.
Главной целью политики государства является разработка предложений и необходимых мер по решению искоренения причин социального сиротства, существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе Российской Федерации.



1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4398.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.
5. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 декабря 1996 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №159. - Ст. 3529.
6. Перечень поручений по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также лиц их числа: В.В. Путин от 2 февраля 2017 г.[Электронный ресурс]: URL: http: //www.kremlin.ru/acts/assignments
7. Аистова М.В. Ранняя профилактика социального сиротства в условиях социально-реабилитационного учреждения. // Забайкальские рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» (региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений). - 2014. - С. 195-199.
8. Алиев Н.Н., Коренюк А.А. Социальное сиротство в России: проблемы и принципы решения // Социальная политика и социология, 2013. - Т.1. - №2. - С. 168-176.
9. Арчакова Т. О., Краснопольская И. И. Технологии и роль НКО в профилактике социального сиротства, поддержке материнства и детства. - М., 2012.
10. Бармина Т.В., Толкачева Е.В. Деинституционализация социального сиротства: социальные и психологические аспекты. // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 3 (76). - С. 121-128.
11. Бакуева, О.Н. Подготовка специалистов по работе с детьми-сиротами и социальными сиротами в образовательных учреждениях. // Актуальные проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях и замещающих семьях. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией Н.В. Карташева. 2012. С. 26.
12. Быков, А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. - М., 2011.
13. Бережных А.А. Социальное сиротство - социально-опасное явление. Причины и профилактика. // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2015. Сборник научных трудов 2-й Международной научно¬практической конференции: В 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2015. С. 261-264.
14. Веселова, А.Н. Проблема сиротства в современной России / А.Н. Веселова // Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Вопросы теории и практики». - 2014. - С. 180-183.
15. Воронцова М.В. Социальное сиротство в России на рубеже XX-XXI века. Монография. - М., 2008.
16. Втюрина О.Г. Оказание социальных услуг несовершеннолетним и их семьям с целью профилактики социального сиротства. // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2016. № 8. С. 41-46.
17. Вяткина В.В. Разрушение социальных основ жизни общества и проблемы обострения социального сиротства. // Проблемы современной науки и образования. - 2012. - № 12 (12). - С. 53-55.
18. Горева О.М., Осипова Л.Б. Проблемы социального сиротства в современной России. // Современные проблемы науки и образования. - № 1. - 2015. - С. 1450.
19. Воронцова, М.В. Социальная работа с детьми сиротами: региональный опыт. Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы / М. В. Воронцова, Т. А. Дубровская; Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. в г. Таганроге. Таганрог, 2010.
20. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы: учебник/ М. Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 160 с.
21. Гусов, К. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / К. Гусов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 816 с.
22. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г.Зейнышев. - М.: Издательство МГСУ «Союз», 2014. - 273 с.
23. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 640 с.
24. Золотарева, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: учеб.-метод. пособие / Т. Ф. Золотарева. - 3-е изд. - М.: Дашков и К°, 2012. - 128 с.
25. Донцов, Д.А. Социальная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 3. С. 10-25.
26. Данилина Н.К., Перевощикова Н.К. Приемная семья - альтернатива социальному сиротству. // Мать и дитя в Кузбассе. - 2012. - № 4. - С. 20¬26.
27. Денисов О.В., Тесленко В.Р. Медико-социальные аспекты «социального сиротства». // Челябинский гуманитарий. - 2010. - Т. 1. - № 10. - С. 181¬191.
28. Еремина Ю.С. Социальный аспект изучения проблемы социального сиротства. // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. - С. 134-138.
29. Крамчанинова Н.В. Основы социальной политики и в решении проблем социального сиротства в России. // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2015. С. 20-22.
30. Краснова С.Г. Социально-психологические факторы и профилактика социального сиротства в современных условиях. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-1 (8). С. 177-180.
31. Костенко М.А. Социальные услуги по предотвращению социального сиротства: оценка эффективности глазами получателей. // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-2 (82). С. 236¬239.
32. Мартюшова Е.Д., Воробьева И.Н. Социальные технологии в профилактике социального сиротства. // Череповецкие научные чтения - 2014. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. - 2015. - С. 106-108.
33. Паламарчук Е. М., Пронина С. И. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. - М., 2012.
34. Профилактика социального сиротства в России: Информационный проект Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Новости Фонда [сайт]. - URL: 5. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012.
35. Рябова В.В. Социальное сиротство как фактор роста социальной неопределенности, угрожающей национальной безопасности. // Социально-экономические и правовые проблемы обеспечения безопасности региона. Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 157-162.
36. Сакварелидзе Е.В., Соколова М.С. Социальное сиротство как социально-аномальный феномен. // Тренды развития социального общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции: в 2¬х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2012. С. 77-78.
37. Самигуллина В.Г. Профилактика социального сиротства: социальная работа как государственная политика. // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 20. № 6 (107). С. 122-129.
38. Сумин М.П. Социальная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 140-142.
39. Таболова Е.М. Социальное сиротство: профилактика и пути преодоления // Вестник Костромского государственного университета. - № 18. - 2012. - С. 222-223.
40. Фирсов М. В. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 4-е изд. - М.: Гаудеамус; Академический проект, 2009. - 512 с.
41. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2014. - 340 с.
42. Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с.
43. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. - М.: МГСУ, 2006.
44. Юдина А.И., Кудрина Е.Л. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства. // Теоретико-методологические основания. Методика. Технология / Кемерово, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ