Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работа №22843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2000
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект
социальной работы 5
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 5
1.2. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускников организаций для детей-сирот 12
2 Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в постинтернатный период 21
2.1 Общая характеристика постинтернатного сопровождения детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.2 Модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 31
3 Деятельность по постинтернатному сопровождению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (на примере краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом») и возможности ее совершенствования
3.1 Опыт деятельности краевого государственного казенного
учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию постинтернатного
сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 52
Заключение 57
Список использованных источников 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выпускников краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» 69


В настоящее время категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается одной из уязвимых социальных групп [1], требующей внимания, как со стороны государства, так и общества в целом.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается снижение темпов роста численности данной категории несовершеннолетних. Так, в 2011 году выявлено 82177 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 - 68770, в 2016 - 57290 [2, с. 1223]. Тем не менее, их общее количество остается большим. К примеру, в 2016 году 60 тысяч [3] детей лишились права жить и воспитываться в семье и проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это приводит к тому, что ежегодно около 13 тысяч несовершеннолетних, находящихся на полном государственном попечении, начинают самостоятельную жизнь [4, с. 5].
Поскольку многие воспитанники в детские дома поступают в подростковом возрасте уже со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения [5], вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено со сложностями, которые они не могут решить самостоятельно. Так, 75% выпускников, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с одной или несколько проблемами: не получают профессионального образования, не могут устроиться на работу, защитить свои права и законные интересы, воспользоваться социальными льготами, получить жилое помещение, создать семью, организовать собственный быт [4, с. 5]. Одним из решений данных проблем является осуществление постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое способствует их успешной адаптации в обществе.
Впервые необходимость создания системы постинтернатного сопровождения нашла свое отражение в качестве приоритетной задачи государственной политики в Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [6]. Что послужило созданию в субъектах РФ нормативно-правовых актов, направленных на разработку и дальнейшее совершенствования системы постинтернатного сопровождения.
Объектом выпускной квалификационной работы являются дети - выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета выступает постинтернатное сопровождение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка практических рекомендаций по совершенствованию постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах;
- рассмотреть проблемы выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать деятельность краевого государственного казенного учреждения «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В процессе написания работы были использованы методы исследования: теоретический анализ, анализ нормативных документов и статистических данных, наблюдение, экспертное интервью, опрос.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их успешной адаптации в обществе является одной из социально значимых тем современной России. Несмотря на принятие государством мер, направленных на улучшение положения данной категории населения, из детских домов выходят дети, неподготовленные к самостоятельной жизни.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы было выяснено, что дети, лишенные семейного воспитания, имеют следующие социально-психологические особенности: проблемы физического и психического здоровья, неразвитый социальный интеллект, проявляющийся в недоверии к окружающим, сложности в установлении социальных контактов, неадекватной самооценки, а отсутствие самостоятельности, проживание в условиях коллектива сверстников способствуют формированию иждивенческой позиции, неуверенности в себе и своем будущем. В совокупности данные особенности становятся ведущими причинами возникновения проблем, препятствующих успешной социальной адаптации.
К таким проблемам относятся: проблемы жилищного обеспечения (большие очереди на получение квартир, потеря жилья и т.д.), недостаточное развитие бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни; проблемы получения образования (неуспеваемость по общеобразовательным программам, ограничение выбора профессионального учреждения, незамотивированность на обучение); проблемы трудоустройства (сложность профессионального самоопределения, нежелание заниматься трудовой деятельностью); проблемы межличностного общения (недоверие к окружающим, неумение конструктивно разрешать конфликты и т.д.).
Во второй главе была рассмотрена возможность решения данных проблем с помощью постинтернатного сопровождения бывшего воспитанника детского дома, заключающегося в проведении комплекса мер психологического, социального, правового характера, направленных на создание условий для успешной социальной адаптации выпускников, и оказываемых, как специалистами различных государственных органов и организаций, так и отдельными гражданами.
Анализ региональных практик и нормативно -правовых актов субъектов в РФ показал, что распространенными моделями сопровождения являются создание служб постинтернатного сопровождения на базе того учреждения, в котором раннее воспитывался выпускник, функционирование социальных гостиниц, клубов поддержки выпускников, осуществление сопровождения на базе профессиональных учреждений при привлечении куратора, а также постинтернатный патронат выпускников.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КГКУ «Балахтинский детский дом» по постинтернатному сопровождению выпускников, а также даны рекомендации для совершенствования данного направления работы.
Было установлено, что в своей деятельности сотрудники детского дома используют несколько моделей постинтернатного сопровождения, рассмотренных во второй главе, а именно: на базе учреждения создана служба постинтернатного сопровождения, которая осуществляет совместное сопровождение выпускников со специалистами профессиональных образовательных учреждений, а также организован постинтернатный патронат выпускников гражданами, оформившими попечительство.
Независимо от модели постинтернатного сопровождения, для развития социально-бытовых навыков выпускников рекомендуется восстановить функционирование учебной социальной комнаты, позволяющей воспитанникам получить опыт самостоятельной жизни на этапе подготовки к выпуску. Специалистам службы постинтернатного сопровождения рекомендуется разработать Положение об учебной социальной комнате, содержащей условия заселения и правила проживания выпускников, а также организовать совместные мероприятия воспитанников, проживающих в социальной комнате и выпускников, проживающих в детском доме, обучающихся в ПОУ. Корме этого, необходимо обеспечить раздельное проживание не только воспитанников и выпускников, обучающихся в ПОУ, но и выпускников, обратившихся за помощью в разрешении затруднительных ситуациях, временно проживающих в детском доме.
Одним из вариантов осуществления совместного сопровождения специалистами службы постинтернатного сопровождения и сотрудников ПОУ, осуществляющих профессиональную подготовку бывших воспитанников детского дома является реализация в Балахтинском аграрном техникуме проекта, позволяющего обучить, а в дальнейшем трудоустроить выпускников на определенное предприятие. Однако бывшие воспитанники недостаточно вовлечены в данный проект, так как предоставлена возможность обучения только на одной специальности, не отвечающей способностям несовершеннолетних. Для повышения эффективности данного проекта, а также оптимизации деятельности специалистов службы постинтернатного сопровождения, необходимо открыть специальности, наиболее предпочитаемых выпускниками.
Для совершенствования модели постинтернатного патроната выпускников необходимо установить постоянное взаимодействие со СМИ, с целью информирования граждан о возможности стать наставниками. Кроме этого, следует организовать подготовку будущих наставников с помощью сотрудничества со специалистами Благотворительного фонда «Счастливые дети». Развитие данной модели позволит обеспечить дополнительные возможности для осуществления сопровождения в условиях территориальной отдаленности службы постинтернатного сопровождения и ПОУ, в котором обучаются выпускники детского дома.
Для информационного обеспечения деятельности постинтернатного сопровождения рекомендуется на официальном сайте детского дома создать отдельный раздел, указать состав службы, основные направления деятельности, а также результаты сопровождения, предоставить информацию о возможности граждан стать наставниками выпускников.



1 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
2 Семья, Г. В. Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, Н. Г. Зайцева, А. Г. Попов // Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нормативные правовые, методические, информационно-аналитические документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства. - Москва: Квант Медиа. - 2018. - 1280 с.
3 Федеральный государственный банк данных о детях-сиротах и детях,
оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ // Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа:
http://www.usynovite.ru.
4 Бобылева, И. А. Сопровождение выпускников всех форм попечения (организаций для детей-сирот, семейных форм воспитания). Учебно¬методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования / И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина - Москва: БФ «Расправь крылья!». - 2016. - 132 с.
5 О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2016 году [Электронный ресурс] : Доклад уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае // Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. - Режим доступа:https://www.ombudsmankk.ru.
6 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] :Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
8 О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2017 году [Электронный ресурс] : Доклад уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае // Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. - Режим доступа:https://www.ombudsmankk.ru.
9 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
10 Об организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] : «Письмо» Минобрнауки России № ДЛ-172/07, Минздрава России N 15-3/10/2-2844, Минтруда России N 12-3/10/В-3155 от 11.05.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
11 Присяжная, Н. В. Влияние внесемейной социализации на социальное поведение и специфику постинтернатной адаптации сирот / Н. В. Присяжная // Социология медицины. - 2012. - №1. - С. 13- 17.
12 Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - Москва: ИНФРА-М. - 2009. - 272 с.
13 Деева, Е. В. Диагностика сформированное™ навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. В. Деева // Вестник ТГУ. - 2015. - №11. - С.68-73.
14 Сологубова, Т. К. Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов / Т. К. Сологубова // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сборник научных статей. - Новочеркасск; Ростов н/Д., 2003. - С. 62-63.
15 Вахрамеева, О. А. Пути решения социальной адаптации детей-сирот / О. А. Вахрамеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № S2. - С. 11-15.
16 Мураткина, Д. Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д. Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 169-172.
17 Хамбалова, А. Ф. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема / А. Ф. Хамбалова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. - СПб.: Заневская площадь. - 2014. - С. 379-381.
18 Позднякова, О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №5. - С. 362-366.
19 Марчук, Ю. Н. Проблемы адаптации к социальной среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в специальных учреждениях. [Электронный ресурс] : Сборник статей по материалам XXVII Международной студенческой научно-практической конференции // Научное сообщество студентов XXI столетия Общественные науки. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/12(26).
20 Бобылева, И. А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот / И. А. Бобылева // Монография. - Москва: Благотворительный Фонд «Расправь крылья!». - 2016. - 288 с.
21 Мануйлова, Л. М. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни / Л. М. Мануйлова, Е. Б. Комарницкая // Педагогика: традиции и инновации:
материалы VI Международной научной конференции - Челябинск: Два комсомольца. - 2015. - С. 267-270.
22 Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова // Молодой ученый. - 2013. - № I. - С. 321-323.
23 Чернова, Ж. В. Социальная адаптация выпускников детских домов. / Ж. В. Чернова // Женщина в российском обществе. - 2016. - № 4. -С. 85-100.
24 Шитова, И. А. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ / И. А. Шитова, Л. В. Морозов // Инновационная наука. - 2016. - № 11. - С.123-125
25 Морозова, И. В. Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей / И. В. Морозова, С. Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 58-64.
26 Быков, А. С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков-воспитанников детского дома: Дне... канд. пед. наук:13.00.08. [Текст] - Сходня. - 2000. - 144 с.
27 Косинец, Т. В. Теоретический анализ подходов к сущности профессионального самоопределения воспитанников детского дома / Т. В. Косинец // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - №II. - С. 37 - 40.
28 Груздева, О. В. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мониторинг трудностей и запросов работников детских домов / О. В. Груздева, Н. А. Старосветская, А. Г. Свириденко, [и др.] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1. - С. 20-25.
29 О направлении рекомендаций [Электронный ресурс] : Письмо
Министерства образования и науки РФ от 01.03.2011. № 06-369 / Справочная правовая система «Гарант.ру». - Режим доступа:http ://www. garant.ru.
30 Шогенова, Ф. 3. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов / Ф. 3. Шогенова, 3. А. Ханиева, М. М. Шинахова // Гуманитарий Юга России. - 2016. - № 4. - С.286-294.
31 Ишматова, А. Р. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми / А. Р. Ишматова, Т. В. Бондарчук // Человек. Спорт. Медицина. - 2014. - № 2. - С. 19-25.
32 Об одобрении концепции социальной адаптации и постинтернатного
сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае и утверждении плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Красноярского края от 15 августа 2017 года N 535-р // Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Кодекс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/450333226.
33 Об утверждении порядка организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, являющихся выпускниками учреждений интернатного типа [Электронный ресурс]: Постановление Администрации города Бердска от 10 ноября 2010 г. № 3846 // Официальный сайт администрации города Бердска. - Режим доступа:http://www.berdskadm.ru/people/opeka/accompaniment.
34 О постинтернатном сопровождении в амурской области выпускников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Амурской области от 25 апреля 2017 года N 208 // Официальный сайт Правительства Амурской области. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2800201704280008.
35 Федоров, А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома / А. О. Федоров // Концепт. - 2014. - № 25. - С. 16-20.
36 Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной
исключенное™ детей-сирот [Электронный ресурс ] : Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации.// Официальный сайт фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. - Режим доступа: http: //www.fond-
detyam.ru/file.ashx?oid=4130.
37 Деева, Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни / Е.В. Деева // Вестник ТГУ. - 2015. - № 9. - С. 101-107.
38 Белопашенцева, А. С. Технологии социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Электронный ресурс] : Сборник статей по материалам VIII Международной студенческой электронной научной конференции // «Студенческий научный форум». - 2016. -Режим доступа:https://www.scienceforum.ru/2016/1738/23367
39 Наберушкина, Э. К. Региональная система сопровождения Выпускников в Белгородской области, как механизм успешной социализации и интеграции детей-сирот / Э.К. Наберушкина, М.С. Ильинских // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2017. - № 24. - C. 47 - 54.
40 Соловьева, Л. В. Формирование социальной адаптивности выпускников школы-интерната. [Электронный ресурс]: Автореферат диссертации. - 2008. - // Режим доступа: http.rgsu.net>netcat_files/799/1049.
41 Семья, Г. В. Результаты Федерального мониторинга социальной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». - 2011. - С. 34-62.
42 Абасян, Р. К. Специалист по постинтернатному патронату и выпускник интернатного учреждения: отношения, принципы, проблемы / Р. К. Абасян, С. В. Уколов, И. С. Курдюмов // Воспитание и обучение: теория,
методика и практика: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 13-15.
43 Гусева, Н. М. Алгоритм
сопровождения выпускников КГКУ Ю. А. Гагарина» / Н. М. Гусева //воспитанников детских домов Красноярского края. Научно-методические материалы. - Красноярск. - 2017. - С. 21 - 38.
44 Шовина, Е. Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Е. Н. Шовина, Т. Д.Тегалева, С. Г. Тишулина. - Мурманск: Изд-во МГПУ. - 2010. - С. 142.
45 Костенко, М. А. Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик / М. А. Костенко // Известия ВГПУ. - 2014. - №4. - С. 15-19.
46 Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Комсомольская правда. - 2018. - Режим доступа: https://www.kp.ru/best/hab/zashchita-detej/page782005.html.
47 Селенина, Е. В. Формы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений [Электронный ресурс]: - Режим доступа:http:// gigabaza.ru/doc/23073.html.
48 О клубе выпускников / Положение Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1» от 17.09. 2015 г. - Хабаровск. -
2015. - № 4.
49 Шишкарева Ю. Ю. Анализ моделей постинтернатной адаптации детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru.
50 Бобылева, И. А. Постинтернат: конструктор системы сопровождения выпускников / И. А. Бобылева, И. Е. Доненко, О. В. Заводилкина. - Москва:Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013. - 40 с.
51 Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ // Российская газета. - 2013. - № 6271.
52 Чикилева, М. А. Деятельность службы постинтернатного сопровождения в техникуме как условие успешной социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа / М. А. Чикилева // Образование. Карьера. Общество. - 2016. - №2. - С. 61-62.
53 О социальном и постинтернатном сопровождении [Электронный ресурс] : Закон Тверской области от 09 ноября 2010 года N 97-30. // Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации «Кодекс». - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/936014090.
54 О постинтернатном сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками областных образовательных учреждений [Электронный ресурс]: Закон Еврейской автономной области от 31.10.2012. № 168-03. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453363160.
55 Краевое казенное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» [Электронный ресурс]: Устав от 08.02.2016 № 61-11-03 // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - Режим доступа:http://www.bus.gov.ru/pub/agency/153349.
56 О службе постинтернатного сопровождения выпускников краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» / Положение педагогического совета от 11.06.2015. - пос. Балахта. - 2015.
57 О деятельности координационного центра центральной территории Красноярского края / Положение управленческого совета центральной территории Красноярского края от 30.09. 2015 г. - Сосновоборск. - 2015.
58 Счастливые дети [Электронный ресурс]: Деятельность фонда.// Официальный сайт Благотворительного фонда. - 2018. - Режим доступа: https ://happydeti24.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ