Глава 1. Историко-типологический анализ российской социальной рекламы …………………………………………………………………………..7
1.1.Предпосылки возникновения и особенности функционирования социальной рекламы в России ………………………………………………..….7
1.2. Классификация и типологические характеристики социальной рекламы …………………………………….………………………….………...16
Глава 2. Государство и социальная реклама ……………………………....23
2.1. Специфика взаимодействия социальной рекламы и государственных структур ……………………………………………………………………….....23
2.2. Закон «О рекламе» ……………………………………………………….…26
Глава 3. Современное состояние социальной рекламы в России …….....29
3.1. Цели и задачи современной российской социальной рекламы ..………..29
3.2. Использование социальной рекламы в СМИ на примере ростовских изданий .………………………………………………………………………….40
Заключение ………………………………………………………………..……52
Список использованной литературы …………………………..……….......55
Актуальность темы исследования. Изменения среды обитания в ходе хозяйственной деятельности человека осознавались обществом довольно давно, но к середине XX в. привели к постоянно растущему чувству тревоги и обеспокоенности людей. Отрицательные эффекты интенсивного промышленного производства на всех континентах, последствия высоких темпов освоения природных ресурсов, бесчисленных аварий на производствах, испытаний в природной среде оружия поставили на повестку дня проблемы физического выживания человечества.
К этому времени стали накапливаться и социальные последствия глобальных изменений: рост народонаселения, скученное проживание людей в мегаполисах, увеличение детской смертности в странах с низким жизненным уровнем, психологические стрессы людей, увеличение числа инвалидов, беспризорных детей не только как результат военных действий, но и деградации некоторой части общества, терроризм, иногда беспочвенный, техногенные катастрофы, «качественно более частое обращение людей к таким небезопасным способам достижения психофизиологического комфорта, как алкоголь и наркотики» и т.д.
Бьют тревогу экономисты и политологи в рамках своих наук, борется с проблемами международное здравоохранение, работают общественные гуманитарные фонды, апеллирует к массам церковь, просвещает людей в рамках своей непосредственной деятельности пресса.
В результате этого появилась социальная реклама, направленная на распространение полезных с точки зрения общества, социальных норм, ценностей, моделей поведения, пропаганду сотрудничества и взаимодействия людей. Социальная реклама направлена на пропаганду семейных ценностей, благотворительности, здорового образа жизни, заботы о гигиене, национальной терпимости, религиозной толерантности, образования, трудолюбия и т.п.
Поэтому необходимо понять, имеет ли высокую ценность и востребованность социальная реклама в нашей стране, а именно в регионах или она является «слугой» политики.
Степень изученности темы. В изучении вопросов истории возникновения и развития социальной рекламы в России основополагающими явились монографии В.В. Учёновой, Н.В. Старых «История рекламы», Г.А.Васильева, В.А.Полякова «Основы рекламы», О.И. Савельевой «Живая история русской рекламы», Е.В. Ромата «Реклама», Е.Л. Головлевой «Основы рекламы», «Реклама: новые технологии в России» О.А. Феофанова, В.Г. Зазыкина «Психология в рекламе», Мельник Г.С., Ким Н.И. и другие. В этих учебных пособиях рассматриваются применения «специальных презентационных технологий в России», а также функции, роль и классификация социальной рекламы.
Научная новизна исследования состоит в том, что социальная реклама, как коммуникация появилась совсем недавно, а именно в конце XX века и такого термина не существовало в принципе в России до этого времени. Поэтому степень изученности этого вида рекламной деятельности не велика. Есть общие положения, учебная литература, но мало анализов современных СМИ, печатающих такую рекламу.
В Ростове исследований на эту тему, практически не производилось, так как социальная реклама в ростовских СМИ до недавнего времени не печаталась.
Цель работы – определить место социальной рекламы в современной системе средств массовой информации на примере ростовских газет.
Задачи исследования:
- выявить предпосылки возникновения социальной рекламы в России;
- проанализировать принципы функционирования социальной рекламы;
- установить роль государства и политики в российской социальной рекламе;
- определить место социальной рекламы в региональных СМИ.
Объектом исследования выступает социальная реклама в средствах массовой информации.
Предметом исследования являются ростовские печатные издания и их место в системе СМИ. Для анализа мною выделены три газеты массового характера: «Молот», «Наше время», «Крестьянин».
Для исследования был взят эмпирический материал конца XX века и начала XXI века. В этом помогла теоретическая база и довольно обширная источниковая система, представленная газетами «Молот», «Наше время» и «Крестьянин».
Для исследования нами были использованы современные научные методы познания:
1. Системный;
2. Типологический;
3. Сравнительно-исторический;
4. Структурно-функциональный.
В исследовательской работе, поставлены задачи:
• Выявления предпосылок возникновения социальной рекламы;
• Исследования исторического развития социальной рекламы в России;
• Место социальной рекламы в обществе;
• Примеры социальной рекламы в ростовских печатных СМИ.
Дипломное исследование состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, а также заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматривается история возникновения социальной рекламы в России, выявляются закономерности эволюции, обозначаются факты, а также типология современной социальной рекламы.
Во второй главе нами рассматриваются правовые аспекты функционирования социальной рекламы в нашей стране. Взаимодействие государственных структур с рекламодателями, рекламными агентствами, средствами массовой коммуникации.
В третьей главе определяется место социальной рекламы в современной системе СМИ России, обозначаются факторы, которые влияют на тематику социальной рекламы региональных СМИ. Рассматривается рекламная политика ростовских СМИ, в области социальной рекламы, приводятся примеры этого вида рекламы из номеров газет: «Крестьянин», «Молот», «Наше время».
В заключении подводятся итоги и делаются выводы, справился ли автор с поставленными задачами в своей исследовательской работе.
Список используемой литературы содержит 49 учебных пособий и монографий различных российских авторов. В работе используются сведения из трех ростовских газет.
К дипломной работе прикреплено приложения с вырезками и ксерокопиями рекламных материалов ростовских газет: «Крестьянин», «Молот», «Наше время».
Сегодня, в начале двадцать первого века, мы живём в мире чрезвычайно тревожащем нас, но в тоже время полном замечательных перспектив на будущее. Наш мир захлестывают перемены связанные с ужасающей возможностью ядерной войны и разрушительным натиском современных технологий, разрушающих экологию нашей планеты. Двадцатый век оставил нам в наследство неизлечимые болезни: рак, СПИД, гепатит В, С, аллергию, от которой в последнее время страдает большая часть населения нашей страны. Повальное увлечение молодых людей наркотиками, алкоголем, рост преступности (всплеск педофилии) приводит к моральному разложению общества в целом, к низкой деторождаемости и высокой смертности среди молодежи. Наша страна на краю демографической катастрофы, которую нужно исправлять уже сегодня. К сожалению, в рассмотренных мною изданиях эти темы не освещаются в полной мере.
И мы сами имеем возможность управлять своей судьбой. Все проблемы мы создаем себе сами, и эти проблемы должны стать главной темой социальной рекламы. Именно социальные проблемы общества и привели к рождению такого уникального явления, как социальная реклама.
Так как социальная реклама несет в себе функции просвещения, воспитания лучших человеческих качеств, таких как гуманность, доброта, честность, отзывчивость, милосердие, призыв вести здоровый образ жизни.
Социальная реклама ставит перед обществом социальные цели и задачи, призывает ко всеобщему неравнодушию, заботе друг о друге.
Цели и задачи, поставленные нами в начале этой исследовательской работы, выполнены целиком. Выявлены предпосылки возникновения социальной рекламы.
Мы проследили историческое развитие социальной рекламы в России и выяснили, что оказывается своими корнями социальная реклама уходит в далекое прошлое, а именно в семнадцатый век.
Также благодаря монографиям и учебным пособиям российских ученых мы смогли увидеть место социальной рекламы в обществе, его значения для населения России и Ростова-на-Дону.
Кроме того, нами была рассмотрена законодательная база России, касающаяся социальной рекламы, а также взаимоотношения государственных структур с рекламодателями и рекламными агентствами и средствами массовой коммуникации.
Нами было найдено достаточное количество примеров социальной рекламы в ростовских печатных СМИ.
На основе данного исследования, было выявлено, что социальная реклама должна быть навязчивой, она не должна быть напоминанием поведения и поступков в тех или иных ситуациях. В некоторых случаях она должна содержать в себе табу, например «Наркомания это не болезнь – это зло, которое ты намеренно несешь окружающим», «Ставь цели и добивайся их, пока молодой!», «Родители! Не оставляйте детей без присмотра, маньяк может жить в соседнем доме». Эти строки на человеческую психику повлияют основательнее, нежели пространные разговоры на эту тему.
«У вас нет детей? Усыновите ребенка и одинокая старость вам не грозит!».
Социальная реклама требует более эмоционального или острого стиля. Должна привлекать не красивая картинка, а суть рекламируемого, тексты не должны быть объёмными, чтобы читатель сразу понял, о чём идёт речь.
Социальная реклама не должна быть однообразной, нужно больше креатива как это происходит в коммерческой рекламе, ведь основной аудиторией социальной рекламы являются граждане до пенсионного возраста (за исключением рекламы связанной с ЖКХ), до них стремится заказчик донести проблему.
Цель социальной рекламы привлечь внимание общественности к наиболее острым социальным проблемам, а также предложить способы их предотвращения и решения. В числе этих проблем: улучшение демографической ситуации в стране; профилактика беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних; безопасность дорожного движения; борьба с терроризмом и экстремизмом; поддержка материнства, детства и семьи.
У социальной рекламы в нашей стране есть огромный потенциал развития. Ведь, социальная реклама является мощным инструментом формирования общественного мнения. А это весьма необходимо российскому обществу в данный период, поскольку социальная реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе – развитию новых экономических связей и построению гражданского общества.
1. Абовян А.В. Средства массовой коммуникации в изменяющемся мире. // Исторические предпосылки возникновения рекламной прессы. Ростов-на-Дону: Ирбис, 2007.
2. Евстафьев Р.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования. М.: Има-пресс, 2001.
3. Зазыкин В.Р. Психология в рекламе М, 1992
4. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Полукаров В.Л. Реклама, общество, право. М: Знак, 1999.
6.