Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей во фристайле 6
1.1 Фристайл 7
1.2 Понятие координации 7
1.3 Особенности развития координации в 13-15 лет 17
1.4 Особенности биомеханики при выполнении могульных упражнений 19
1.5 Специальная лыжная подготовка 20
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 38
2.3 Разработка и обоснование методики повышения уровня развития
координационных способностей «могулистов» 13-15 лет 39
2.4 Исследование уровня координационных способностей 43
3 Результаты исследования и их обсуждения 46
3.1 Результаты контрольных упражнений 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки спортсменов требует поиска новых форм организации учебно-тренировочного процесса, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения спортсменов, является разработка эффективных средств и методов развития координации и специальной лыжной подготовки у спортсменов занимающихся могулом.
Анализ научной и методической литературы показывает достаточно полное освещение вопросов развития координации и специальной лыжной подготовки у детей 13-15 лет в общепринятой программе СДЮШОР по горным лыжам. В отмеченной литературе весьма подробно охарактеризована структура образовательного процесса, содержание и методы обеспечения подготовки юных спортсменов [9,11,23].
Аспекты управления и организации процесса подготовки горнолыжников рассмотрены в существующей литературе достаточно широко, но пока нет достаточного отражения процесса совершенствования координации и специальной лыжной подготовки в могуле как виде спорта, базирующемся на горнолыжной и гимнастической подготовке.
В Фристайле составной и основной частью является могул.
Всё вышеизложенное и определило выбор данной темы.
Целью исследования является экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей «могулистов» 13-15 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
2. Выявить уровень развития координационных способностей у юношей 13-15 лет, занимающихся могулом.
3. Разработать и обосновать методику повышения уровня координационных способностей у спортсменов «могулистов» 13-15 лет.
4. Определить эффективность предложенной методики в педагогическом естественном эксперименте.
Гипотеза: мы предположили, что методика развития координации и специальной лыжной подготовки даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса у юношей 13-15 лет.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс спортсменов занимающихся могулом.
Предметом исследования является методика развития координационных способностей у спортсменов «могулистов»
Методы исследования, применяемые в работе:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики
Координационные способности в могуле аккумулирующие. Только имея достаточный уровень развития координационных способностей можно постоянно осваивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Условия тренировок и соревнований в могуле постоянно изменяются (склоны для тренировок и места соревнований). Так же динамично изменяются и правила соревнований, происходит постоянное обновление элементов прыжков, ведется постоянный поиск новых стилей и способов прохождения трассы могула.
При высоком уровне координационных способностей можно предотвратить травмы и болезни суставов.
Имея высокий уровень координации можно целенаправленно и обоснованно проявлять в тренировочной и соревновательной деятельности основные двигательные способности.
По итогам исследования мы пришли к выводам:
1. Анализируя литературные источники и практику, мы изучили и сравнили существующие методики, а также особенности развития координационных способностей могулистов 13-15 лет заключающейся в высокой способности к усвоению сложных двигательных координаций в этом возрасте.
2. Уровень развития координации могулистов учебно-тренировочной группы 3 года обучения удовлетворительный и напрямую зависит от общей подготовки спортсмена.
3. Мы разработали методику развития координационных способностей у могулистов 13-15 лет, применили ее на практике и проанализировали ее эффективность. Максимальное использование представленных упражнений в виде комплексов в каждодневной тренировке на развитие и совершенствовании координационных способностей позволит добиться наиболее высоких результатов
4. Исследования показали, что предложенная нами методика более эффективна. Это подтверждается результатами тестов и анализом выступлений на соревнованиях. Внедрение этой методики в процесс подготовки могулистов позволит значительно повысить уровень технического мастерства спортсменов, более качественно проводить тренировочные занятия. Это повысит эффективность соревновательной деятельности и ускорит динамику достижения высоких спортивных результатов.
1 Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М:. ФиС., 1980. - 348с
2 Бабич В.В. Система подготовки горнолыжников: учеб. пособие. Сочи: Ясная поляна., 2006. - 258с.
3 Безруких М.М. Возрастная физиология: учеб. пособие / М.М. Безруких,
В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2003. - 416с.
4 Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - 2-е изд., стер. - М:. Академия., 2002. - 448с.
5 Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений. - М:. ФиС., 1957. - 154с.
6 Догадин М.Е. Тренировка гимнасток: учеб. пособие для тренеров и гимнасток старших разрядов. М.: ФиС., 1960. - 159с.
7 Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М. 2002. - 59с.
8 Жубер Ж., Вюарне Ж. Современный горнолыжный сопрт. - М.: ФиС., 1959. - 136с.
9 Замнин Н.В. О некоторых физиологических механизмах двигательных навыков в спорте. В кн.: Сенсомоторика и двигательный навык в спорте.- СПб., 197З, - 5-26с.
10 Зайлер А. Мой путь к трем золотым медалям. - М.: ФиС., 2002. - 119 с.
11 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС., 1970.
12 Зырянов В.Л. Тренировка горнолыжника. - М.: ФиС., 1970. -152с.
13 Лях. В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // «Теория и практика физической культуры» - 2007. - №7. - С. 28-30.
14 Массальгин Н.А. Физиологические основы тренировки.: Метод. разраб. для студентов спорт. факультета./ ГЦОЛИФКа. - М., 1984. - 14с.
15 Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая Культура, 2005. - 544 с.
16 Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статья первая). // «Теория и практика физической культуры» №2, 2000. - 28с.
17 Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки (статья вторая). Журнал «Теория и практика физической культуры» №3, 2000. - 28с.
18 Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества // «Физическая культура» №2, 2001. - 30с.
19 Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество. // «Физическая культура» №3,2000. - 28с.
20 Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств // «Теория и практика физической культуры» №6, 2001. - 53с.
21 Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Аст-астрель, 2002. - 335с.
22 Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. Учреждений высш. проф. образования / Г.И. Попов, А.В. Самсонова. - 2¬е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 320с.
23 Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820с.
24 Преображенский В.С. Горные лыжи. Азбука спорта. учеб. пособие. М.: ФиС, 2005. - 201с.: ил.
25 Раменская. Т.И. Лыжный спорт: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005. - 320с.
26 Ростовцев Д.Е. Подготовка горнолыжника. М.: ФиС., 1987. - 87с
27 Салманов Г.Ф. Горнолыжный спорт за рубежом. - М.: ФиС., 2003. - 231с.: ил.
28 Салманова Г.Ю. Уроки горных лыж. - М.: ФиС., 1983. - 43с.
29 Староста В., Хиртц П., Павлова-Староста Т. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов. // «Физическая культура» №2, 2000. - 37с.
30 Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: ФиС, 1981. - 192с.
31 Теория и методика физического воспитания. Общие основы теории и методики физического воспитания / Под. общ. ред. Матвеева А.П., Новикова А.О. - М., 1976.
32 Фатыхов Р.А. Экстремальная акробатика // «Физическая культура» №5,2004. - 37с.
33 Фарфель В.С. Физиология спорта: учеб. Пособие / В.С. Фарфель. - М.: ФиС., 1960 - 384с.
34 Федерация фристайла России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ffr-ski.ru/freestyle/mogul/
35 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., Академия 2000. - 130с.
36 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2002. - 95с.
37 Чернов И.П. Исследование структуры и содержания тренировки конькобежцев-юниоров на этапе специальной подготовки. Автореф. канд. пед. наук. - М.,1979. - 29 с.
38 Шапков Ю.Т. Активность двигательных единиц и роль проприорецепции в ее регуляции: Автореф. докт. дис. - СПб., 1984. - 27с.
39 Шаров К.Б. Разработка и совершенствование средств вестибулярной подготовки спортсменов с использованием автономных динамических стендов // «Теория и практика физической культуры» №9, 2001. - 23с.
40 Яковлев Н.И., Коробков А.В., Янанис С.В. Физиологические и биомеханические основы теории и методики спортивной тренировки. - М.: ФиС 1960.
41 Ялакас С.И. Школа горнолыжника. - М.: ФиС, 1973. - 109с.