Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей во фристайле 6
1.1 Фристайл 7
1.2 Понятие координации 7
1.3 Особенности развития координации в 13-15 лет 17
1.4 Особенности биомеханики при выполнении могульных упражнений 19
1.5 Специальная лыжная подготовка 20
2 Методы и организация исследования 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 38
2.3 Разработка и обоснование методики повышения уровня развития
координационных способностей «могулистов» 13-15 лет 39
2.4 Исследование уровня координационных способностей 43
3 Результаты исследования и их обсуждения 46
3.1 Результаты контрольных упражнений 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Необходимость постоянного совершенствования системы подготовки спортсменов требует поиска новых форм организации учебно-тренировочного процесса, способствующих достижению высоких спортивных результатов. В этой связи одним из необходимых условий решения проблемы управления обучения спортсменов, является разработка эффективных средств и методов развития координации и специальной лыжной подготовки у спортсменов занимающихся могулом.
Анализ научной и методической литературы показывает достаточно полное освещение вопросов развития координации и специальной лыжной подготовки у детей 13-15 лет в общепринятой программе СДЮШОР по горным лыжам. В отмеченной литературе весьма подробно охарактеризована структура образовательного процесса, содержание и методы обеспечения подготовки юных спортсменов [9,11,23].
Аспекты управления и организации процесса подготовки горнолыжников рассмотрены в существующей литературе достаточно широко, но пока нет достаточного отражения процесса совершенствования координации и специальной лыжной подготовки в могуле как виде спорта, базирующемся на горнолыжной и гимнастической подготовке.
В Фристайле составной и основной частью является могул.
Всё вышеизложенное и определило выбор данной темы.
Целью исследования является экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей «могулистов» 13-15 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
2. Выявить уровень развития координационных способностей у юношей 13-15 лет, занимающихся могулом.
3. Разработать и обосновать методику повышения уровня координационных способностей у спортсменов «могулистов» 13-15 лет.
4. Определить эффективность предложенной методики в педагогическом естественном эксперименте.
Гипотеза: мы предположили, что методика развития координации и специальной лыжной подготовки даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, внести существенные коррективы в структуру, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса у юношей 13-15 лет.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс спортсменов занимающихся могулом.
Предметом исследования является методика развития координационных способностей у спортсменов «могулистов»
Методы исследования, применяемые в работе:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Метод математической статистики
Координационные способности в могуле аккумулирующие. Только имея достаточный уровень развития координационных способностей можно постоянно осваивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Условия тренировок и соревнований в могуле постоянно изменяются (склоны для тренировок и места соревнований). Так же динамично изменяются и правила соревнований, происходит постоянное обновление элементов прыжков, ведется постоянный поиск новых стилей и способов прохождения трассы могула.
При высоком уровне координационных способностей можно предотвратить травмы и болезни суставов.
Имея высокий уровень координации можно целенаправленно и обоснованно проявлять в тренировочной и соревновательной деятельности основные двигательные способности.
По итогам исследования мы пришли к выводам:
1. Анализируя литературные источники и практику, мы изучили и сравнили существующие методики, а также особенности развития координационных способностей могулистов 13-15 лет заключающейся в высокой способности к усвоению сложных двигательных координаций в этом возрасте.
2. Уровень развития координации могулистов учебно-тренировочной группы 3 года обучения удовлетворительный и напрямую зависит от общей подготовки спортсмена.
3. Мы разработали методику развития координационных способностей у могулистов 13-15 лет, применили ее на практике и проанализировали ее эффективность. Максимальное использование представленных упражнений в виде комплексов в каждодневной тренировке на развитие и совершенствовании координационных способностей позволит добиться наиболее высоких результатов
4. Исследования показали, что предложенная нами методика более эффективна. Это подтверждается результатами тестов и анализом выступлений на соревнованиях. Внедрение этой методики в процесс подготовки могулистов позволит значительно повысить уровень технического мастерства спортсменов, более качественно проводить тренировочные занятия. Это повысит эффективность соревновательной деятельности и ускорит динамику достижения высоких спортивных результатов.