Конституционно-правовое регулирование экологических отношений в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы экологических правоотношений 6
1.1 Цели конституционно-правового регулирования экологических
правоотношений 6
1.2 Классификация конституционно-правовых норм, регулирующих
экологические правоотношения 12
1.3 Некоторые проблемы правоприменения конституционно-правовых
основ экологических правоотношений 22
Глава 2. Экологические правоотношения в системе конституционно-правового регулирования 29
2.1 Этапы становления экологических правоотношений как предмета
конституционно-правового регулирования 29
2.2 Общая характеристика экологических правоотношений как предмета
конституционно-правового регулирования 35
2.3 Отрасль экологического права как условие конституционно-правового
регулирования экологических правоотношений 39
Глава 3. Сравнительно-правовой анализ основ конституционно-правового регулирования экологических отношений различных стран 45
3.1 Международные договоры и соглашения Российской Федерации в
области установления основ конституционно-правового регулирования экологических правоотношений 45
3.2 Сравнение конституционно-правовых основ экологических
правоотношений различных стран 52
Заключение 63
Список используемой литературы 68
Глава 1. Конституционно-правовые основы экологических правоотношений 6
1.1 Цели конституционно-правового регулирования экологических
правоотношений 6
1.2 Классификация конституционно-правовых норм, регулирующих
экологические правоотношения 12
1.3 Некоторые проблемы правоприменения конституционно-правовых
основ экологических правоотношений 22
Глава 2. Экологические правоотношения в системе конституционно-правового регулирования 29
2.1 Этапы становления экологических правоотношений как предмета
конституционно-правового регулирования 29
2.2 Общая характеристика экологических правоотношений как предмета
конституционно-правового регулирования 35
2.3 Отрасль экологического права как условие конституционно-правового
регулирования экологических правоотношений 39
Глава 3. Сравнительно-правовой анализ основ конституционно-правового регулирования экологических отношений различных стран 45
3.1 Международные договоры и соглашения Российской Федерации в
области установления основ конституционно-правового регулирования экологических правоотношений 45
3.2 Сравнение конституционно-правовых основ экологических
правоотношений различных стран 52
Заключение 63
Список используемой литературы 68
Общество за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, существенно преобразовав ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов сохранения, восстановления, рационального использования и охраны окружающей природной среды, реализации экологических прав граждан и т.п. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, проблемы охраны окружающей среды.
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими изменениями политического, экологического, правового и иного характера, которые связанны с проблемами и развитием законодательства, регулирующего экологические отношения, в том числе установления и использования на практике основ конституционно-правового регулирования данных правоотношений.
Взаимодействие общества по поводу природы перешагнуло грань равновесия более столетия назад, а в настоящий момент уже невозможно обойтись без надлежащего правового вмешательства в данную сферу. В этой связи экологические права граждан постепенно выходят на первые места, признаются законами и государствами большинства стран, провозглашаются одной из высших ценностей во всем мире. Регулирование выработки необходимых нормативов для общего потребления чистой проводной воды, всевозможных выбросов в атмосферу, воду, почву и прочее создает надежное подспорье для сохранения окружающей среды для будущих поколений. Кроме того, 2017 год провозглашен в России «Годом экологии», что дает существенное основание обратиться, особенно, к регулированию экологических отношении в этом году.
Состояние научной разработанности темы необходимо оценивать с учетом того, что само по себе закрепление и активная, целенаправленная разработка экологических норм существует значительно недавно. Особый интерес к данной сфере появился примерно десять лет назад. Некоторые научные труды появлялись значительно раньше, но основной отправной точкой принято считать принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, которая установила и существенно расширила конституционно-правовые основы регулирования экологических правоотношений. Общетеоретической и методологической основой исследования послужили труды О. И Крассова, С. А. Боголюбова, Е. А.. Бринчука, О. Л. Дубовик, Н. М Ибрагимова, Л. Н Бурковой, М. М. Высторобец, К. Х Бородавкина, Н. М Заславской, С. Э. Несмеянова и др.
Объектом исследования представленной Выпускной Квалификационной работы является правовое регулирование экологических правоотношений.
Предметом исследования являются конституционно-правовые основы регулирования экологических правоотношений в Российской Федерации и зарубежной практике.
Целью данной работы является - исследовать конституционно-правовые основы регулирования экологических отношений в Российской Федерации, рассмотреть основные проблемы правоприменения конституционных положений на практике и сравнить конституционно-правовое регулирование экологических отношений с различными странами мира.
Задачами исследования являются: 1) рассмотрение целей конституционно-правового регулирования экологических отношений,основных подходов в юридической науке к данному явлению; 2) установление конституционно-правовых основ регулирования экологических правоотношений, их классификации; 3) рассмотрение основных проблем правоприменения конституционно-правовых основ на практике; 4) определение этапов становления экологических правоотношений, отрасли экологического права, как объекта конституционно-правового регулирования в данной сфере; 5) анализ общей характеристики экологических правоотношений; 6) сравнительный анализ конституционно-правовых основ регулирования экологических правоотношений с зарубежными странами и некоторыми актами международного права.
Для получения знаний о данных правовых явлениях используются всеобщие: философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие, универсальные закономерности человеческого мышления; общенаучные, применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход; частноправовые и специально-правовые (формально юридический, сравнительно-правовой и т.п) методы.
Научная новизна представленной дипломной работы заключается в том, что она по существу является одним из первых комплексных исследований конституционно-правовых аспектов экологических правоотношений в Российской Федерации и зарубежной практике, их сущности, содержания и формы. Новизна работы состоит в самом комплексном подходе к исследованию конституционно-правовой природы экологических правоотношений, истории их возникновения, а также эффективности механизма их реализации и защиты на сегодняшний день. Строится на анализе Конституции России и федерального законодательства в его динамике и, изменении правовых подходов к регулированию в сфере охраны природы, формирования конституционных основ института экологических правоотношений в России.
Структура работы предопределена предметом, целью и задачами исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, которые включают восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими изменениями политического, экологического, правового и иного характера, которые связанны с проблемами и развитием законодательства, регулирующего экологические отношения, в том числе установления и использования на практике основ конституционно-правового регулирования данных правоотношений.
Взаимодействие общества по поводу природы перешагнуло грань равновесия более столетия назад, а в настоящий момент уже невозможно обойтись без надлежащего правового вмешательства в данную сферу. В этой связи экологические права граждан постепенно выходят на первые места, признаются законами и государствами большинства стран, провозглашаются одной из высших ценностей во всем мире. Регулирование выработки необходимых нормативов для общего потребления чистой проводной воды, всевозможных выбросов в атмосферу, воду, почву и прочее создает надежное подспорье для сохранения окружающей среды для будущих поколений. Кроме того, 2017 год провозглашен в России «Годом экологии», что дает существенное основание обратиться, особенно, к регулированию экологических отношении в этом году.
Состояние научной разработанности темы необходимо оценивать с учетом того, что само по себе закрепление и активная, целенаправленная разработка экологических норм существует значительно недавно. Особый интерес к данной сфере появился примерно десять лет назад. Некоторые научные труды появлялись значительно раньше, но основной отправной точкой принято считать принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, которая установила и существенно расширила конституционно-правовые основы регулирования экологических правоотношений. Общетеоретической и методологической основой исследования послужили труды О. И Крассова, С. А. Боголюбова, Е. А.. Бринчука, О. Л. Дубовик, Н. М Ибрагимова, Л. Н Бурковой, М. М. Высторобец, К. Х Бородавкина, Н. М Заславской, С. Э. Несмеянова и др.
Объектом исследования представленной Выпускной Квалификационной работы является правовое регулирование экологических правоотношений.
Предметом исследования являются конституционно-правовые основы регулирования экологических правоотношений в Российской Федерации и зарубежной практике.
Целью данной работы является - исследовать конституционно-правовые основы регулирования экологических отношений в Российской Федерации, рассмотреть основные проблемы правоприменения конституционных положений на практике и сравнить конституционно-правовое регулирование экологических отношений с различными странами мира.
Задачами исследования являются: 1) рассмотрение целей конституционно-правового регулирования экологических отношений,основных подходов в юридической науке к данному явлению; 2) установление конституционно-правовых основ регулирования экологических правоотношений, их классификации; 3) рассмотрение основных проблем правоприменения конституционно-правовых основ на практике; 4) определение этапов становления экологических правоотношений, отрасли экологического права, как объекта конституционно-правового регулирования в данной сфере; 5) анализ общей характеристики экологических правоотношений; 6) сравнительный анализ конституционно-правовых основ регулирования экологических правоотношений с зарубежными странами и некоторыми актами международного права.
Для получения знаний о данных правовых явлениях используются всеобщие: философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие, универсальные закономерности человеческого мышления; общенаучные, применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход; частноправовые и специально-правовые (формально юридический, сравнительно-правовой и т.п) методы.
Научная новизна представленной дипломной работы заключается в том, что она по существу является одним из первых комплексных исследований конституционно-правовых аспектов экологических правоотношений в Российской Федерации и зарубежной практике, их сущности, содержания и формы. Новизна работы состоит в самом комплексном подходе к исследованию конституционно-правовой природы экологических правоотношений, истории их возникновения, а также эффективности механизма их реализации и защиты на сегодняшний день. Строится на анализе Конституции России и федерального законодательства в его динамике и, изменении правовых подходов к регулированию в сфере охраны природы, формирования конституционных основ института экологических правоотношений в России.
Структура работы предопределена предметом, целью и задачами исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, которые включают восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Экологическое право в науке юриспруденции, комплексной отраслью российского права и включает в себя несколько самостоятельных отраслей. Данная комплексная отрасль включает в себя земельное, водное, лесное, горное, фаунистическое и воздухоохранное право, которые образуют между собой единую правовую семью. По своему содержанию экологическое право представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, а также по использованию природных ресурсов, которые выступают как объекты природы, хозяйствования или пользования, собственности в их триединстве.
В Дипломной работе рассмотрен один из основных дискуссионных моментов эколого-правовой науки: вопрос об антропоцентрическом и экоцентрическом подходах к регулированию экологических отношений. Были рассмотрены основные позиции ученых по данному вопросу, которые рассматривали их односторонне, не прибегая к слиянию данных подходов. На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее целесообразно говорить о слиянии антропоцентрического и экоцентрического подходов к регулированию экологических правоотношений. Не смотря на провозглашенные Конституцией основы конституционного строя ни одну норму главы первой Конституции РФ нельзя ставить выше другой. Безусловно, мы должны стремиться к сохранению природы в ее первозданном мире, умерить все более возрастающие потребности социума и найти альтернативные источники жизнедеятельности. Сосуществовать с природой уважая целостность ее экосистем и, по возможности, способствовать ее сохранению. Но эта цель труднодостижима в современном мире без надлежащих регуляторов общественных отношений. Создав лишь правовую основу, мы можем только замедлить процесс. Но если зайти вглубь общества изнутри, привив уважение не только к природе, а, прежде всего, к самому себе, то можно добиться сохранения целостности природы и всего того, чем мы сейчас дорожим, ведь это проблема не только в рамках одного государства, а всего социума в целом.
Конституционные основы природоохранной, природоресурсной деятельности в стране как важнейшей составной части государственной экологической политики составляют ряд положений статей Конституции РФ 1993 г., которые существенным образом расширись по сравнению с предыдущими конституциями: Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., в которых указывалось лишь о принятии в стране в интересах настоящего и будущих поколений мер по охране окружающей среды. Основные положения статей Конституции РФ рассмотрены в главе первой Дипломной работы. Остановимся на классификации, предложенной проф. С. А. Боголюбовым, которая из всего многообразия подходов считается нами наиболее целесообразной. К данной классификации мы добавляем норму ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, так как, внешняя политика в области экологии играет на столько же важную роль, как и внутригосударственная. Подробнее об этом можно узнать в главе третьей нашей работы.
Таким образом, конституционно-правовые основы регулирования экологических отношений в Российской Федерации делятся на два вида: к общим относятся нормы, сформулированные в ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 10, ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации; к специальным - экологическим нормам относятся нормы ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 36 ст. 41, ст. 42, ст. 71, ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ, рассмотренные нами в первой главе.
В настоящее время и до сегодняшнего дня в области регулирования провозглашенных в Конституции Российской Федерации конституционно¬правовых основ экологических правоотношений существуют определенные проблемы или пробелы законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, информацию и возмещения вреда (статья 42 Конституции РФ), представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении нормативно - правовыми актами и применением на практике. Судебная практика, основанная на данной статье Конституции РФ, представляется малоперспективной без существенного вмешательства законодателя в изменении законодательства и информирования граждан о ненадлежащих способах защиты прав в области охраны окружающей среды, повышения правосознания и правовой культуры населения. Кроме того, законом плохо регламентированы условия возмещения ущерба от экологических правонарушений для граждан и нет установленных критериев отнесения того или иного случая к экологическим правонарушениям.
В ст. 42 Конституции РФ предусматривается конституционная обязанность граждан по охране природной среды, поэтому для реализации конституционных экологических прав граждан необходимо участие в подготовке, обсуждении, принятии и выполнении решений, влияющих на состояние окружающей среды, в контроле над их исполнением. В настоящее время это является одним из больших пробелов природоохранного механизма, над которым законодательные органы усердно работают.
Экологическое право, как условие конституционно-правового регулирования это то, что делает возможным, создает материю и правовое пространство регулирования экологических правоотношений.
Конституционное право, в свою очередь, формирует основы для существования экологического права, как отрасли.
Само слово «экология», как наука о доме или общая наука об отношениях организмов к окружающей среде - впервые прозвучало в 1866 году в книге выдающегося немецкого биолога-эволюциониста Эрнеста Геккеля «Всеобщая морфология». Более 100 лет это понятие оставалось в рамках лишь биологической науки. Первоначально экология развивалась как часть науки биологии. В настоящее время мы говорим об изменении политики, экономики, 65
культуры и прочих сфер и областей деятельности человека, так называемой «экологизации» общественных отношений в целом.
Конституция РФ в ст.72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство.
Существует множество подходов к понятию экологического права, которые были рассмотрены в главе второй Дипломной работы. Нами избран наиболее широкий подход, поскольку он позволяет учитывать сложные формы взаимодействия человека, общества и окружающей среды, показывает неразрывное единство процессов использования природных ресурсов и их охраны, поэтому экологические правоотношения, как предмет конституционно¬правового регулирования представляет собой урегулированные принципами и нормами права общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по охране окружающей природной среды, использованию и охране природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства, участники которого выступают в качестве носителей субъектов прав и обязанностей, обеспеченных обществом и государством, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.
Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны. Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, 66
правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли государственных органов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.
Регулирование экологических отношений должно осуществляться как внутри каждой страны, так и путем подписания международных договоров и соглашений. При сравнении Основных законов различных государств можно почерпнуть и внести в соответствующие акты положения о развитии образования по проблемам и воспитанию уважения к ценностям окружающей среды; провозгласить землю, как основное национальное богатство; ввести защиту окружающей среды как государства, так и общества в целом, создать для этого нормативную основу; учесть территориальное планирование заселения страны с учетом различных последствий и прочее. Виднеется перспектива присоединения России к Орхусской конвенции, принятой ООН в 1998 г. и конкретизации прав установленных в ст. 42 Конституции РФ.
Таким образом, проанализировав правовую составляющую Российского законодательства и зарубежных стран, можно сделать вывод о Стремлении РФ к улучшению регламентации экологических правоотношений. Это возможно, в первую очередь с помощью конкретизации Конституционно-правовых основ экологических правоотношений, а так же правового воспитания граждан и усвоения мирового опыта прошлых поколений правоведов, ученых и политиков различных стран.
В Дипломной работе рассмотрен один из основных дискуссионных моментов эколого-правовой науки: вопрос об антропоцентрическом и экоцентрическом подходах к регулированию экологических отношений. Были рассмотрены основные позиции ученых по данному вопросу, которые рассматривали их односторонне, не прибегая к слиянию данных подходов. На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее целесообразно говорить о слиянии антропоцентрического и экоцентрического подходов к регулированию экологических правоотношений. Не смотря на провозглашенные Конституцией основы конституционного строя ни одну норму главы первой Конституции РФ нельзя ставить выше другой. Безусловно, мы должны стремиться к сохранению природы в ее первозданном мире, умерить все более возрастающие потребности социума и найти альтернативные источники жизнедеятельности. Сосуществовать с природой уважая целостность ее экосистем и, по возможности, способствовать ее сохранению. Но эта цель труднодостижима в современном мире без надлежащих регуляторов общественных отношений. Создав лишь правовую основу, мы можем только замедлить процесс. Но если зайти вглубь общества изнутри, привив уважение не только к природе, а, прежде всего, к самому себе, то можно добиться сохранения целостности природы и всего того, чем мы сейчас дорожим, ведь это проблема не только в рамках одного государства, а всего социума в целом.
Конституционные основы природоохранной, природоресурсной деятельности в стране как важнейшей составной части государственной экологической политики составляют ряд положений статей Конституции РФ 1993 г., которые существенным образом расширись по сравнению с предыдущими конституциями: Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., в которых указывалось лишь о принятии в стране в интересах настоящего и будущих поколений мер по охране окружающей среды. Основные положения статей Конституции РФ рассмотрены в главе первой Дипломной работы. Остановимся на классификации, предложенной проф. С. А. Боголюбовым, которая из всего многообразия подходов считается нами наиболее целесообразной. К данной классификации мы добавляем норму ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, так как, внешняя политика в области экологии играет на столько же важную роль, как и внутригосударственная. Подробнее об этом можно узнать в главе третьей нашей работы.
Таким образом, конституционно-правовые основы регулирования экологических отношений в Российской Федерации делятся на два вида: к общим относятся нормы, сформулированные в ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 10, ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации; к специальным - экологическим нормам относятся нормы ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 36 ст. 41, ст. 42, ст. 71, ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ, рассмотренные нами в первой главе.
В настоящее время и до сегодняшнего дня в области регулирования провозглашенных в Конституции Российской Федерации конституционно¬правовых основ экологических правоотношений существуют определенные проблемы или пробелы законодательства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, информацию и возмещения вреда (статья 42 Конституции РФ), представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении нормативно - правовыми актами и применением на практике. Судебная практика, основанная на данной статье Конституции РФ, представляется малоперспективной без существенного вмешательства законодателя в изменении законодательства и информирования граждан о ненадлежащих способах защиты прав в области охраны окружающей среды, повышения правосознания и правовой культуры населения. Кроме того, законом плохо регламентированы условия возмещения ущерба от экологических правонарушений для граждан и нет установленных критериев отнесения того или иного случая к экологическим правонарушениям.
В ст. 42 Конституции РФ предусматривается конституционная обязанность граждан по охране природной среды, поэтому для реализации конституционных экологических прав граждан необходимо участие в подготовке, обсуждении, принятии и выполнении решений, влияющих на состояние окружающей среды, в контроле над их исполнением. В настоящее время это является одним из больших пробелов природоохранного механизма, над которым законодательные органы усердно работают.
Экологическое право, как условие конституционно-правового регулирования это то, что делает возможным, создает материю и правовое пространство регулирования экологических правоотношений.
Конституционное право, в свою очередь, формирует основы для существования экологического права, как отрасли.
Само слово «экология», как наука о доме или общая наука об отношениях организмов к окружающей среде - впервые прозвучало в 1866 году в книге выдающегося немецкого биолога-эволюциониста Эрнеста Геккеля «Всеобщая морфология». Более 100 лет это понятие оставалось в рамках лишь биологической науки. Первоначально экология развивалась как часть науки биологии. В настоящее время мы говорим об изменении политики, экономики, 65
культуры и прочих сфер и областей деятельности человека, так называемой «экологизации» общественных отношений в целом.
Конституция РФ в ст.72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство.
Существует множество подходов к понятию экологического права, которые были рассмотрены в главе второй Дипломной работы. Нами избран наиболее широкий подход, поскольку он позволяет учитывать сложные формы взаимодействия человека, общества и окружающей среды, показывает неразрывное единство процессов использования природных ресурсов и их охраны, поэтому экологические правоотношения, как предмет конституционно¬правового регулирования представляет собой урегулированные принципами и нормами права общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по охране окружающей природной среды, использованию и охране природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства, участники которого выступают в качестве носителей субъектов прав и обязанностей, обеспеченных обществом и государством, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.
Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны. Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, 66
правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли государственных органов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.
Регулирование экологических отношений должно осуществляться как внутри каждой страны, так и путем подписания международных договоров и соглашений. При сравнении Основных законов различных государств можно почерпнуть и внести в соответствующие акты положения о развитии образования по проблемам и воспитанию уважения к ценностям окружающей среды; провозгласить землю, как основное национальное богатство; ввести защиту окружающей среды как государства, так и общества в целом, создать для этого нормативную основу; учесть территориальное планирование заселения страны с учетом различных последствий и прочее. Виднеется перспектива присоединения России к Орхусской конвенции, принятой ООН в 1998 г. и конкретизации прав установленных в ст. 42 Конституции РФ.
Таким образом, проанализировав правовую составляющую Российского законодательства и зарубежных стран, можно сделать вывод о Стремлении РФ к улучшению регламентации экологических правоотношений. Это возможно, в первую очередь с помощью конкретизации Конституционно-правовых основ экологических правоотношений, а так же правового воспитания граждан и усвоения мирового опыта прошлых поколений правоведов, ученых и политиков различных стран.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности в области землеустройства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование отношений в сфере высшего образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



