Инновационные методы управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
|
Реферат 2
Введение 5
1 Тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России 8
1.1 Тенденции, проблемы и стратегия развития оборонно-промышленного
комплекса России 8
1.2 Мировая конкуренция на рынке вооружения 14
1.3 Особенности конъюнктуры рынка вооружения для базовых предприятий
ОПК 24
2 Оборонно-промышленный комплекс как субъект и объект инновационного потенциала государства 45
2.1 Инновационная инфраструктура государства 45
2.2 Методы и способы государственной поддержки развития инноваций в
ОПК 64
3 Формирование механизмов управления НИОКР на предприятиях ОПК 80
3.1 Механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских
рынков продукции 80
3.2 Инновационные методы управления НИОКР предприятий ОПК 92
Заключение 117
Список используемой литературы 119
Приложение
Введение 5
1 Тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России 8
1.1 Тенденции, проблемы и стратегия развития оборонно-промышленного
комплекса России 8
1.2 Мировая конкуренция на рынке вооружения 14
1.3 Особенности конъюнктуры рынка вооружения для базовых предприятий
ОПК 24
2 Оборонно-промышленный комплекс как субъект и объект инновационного потенциала государства 45
2.1 Инновационная инфраструктура государства 45
2.2 Методы и способы государственной поддержки развития инноваций в
ОПК 64
3 Формирование механизмов управления НИОКР на предприятиях ОПК 80
3.1 Механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских
рынков продукции 80
3.2 Инновационные методы управления НИОКР предприятий ОПК 92
Заключение 117
Список используемой литературы 119
Приложение
Инновационный потенциал любого субъекта предопределяет его будущее стратегическое положение по отношению к аналогичным субъектам в контексте их конкуренции.
В мировой конкуренции за обладание ресурсами высоко возросла ценность новшеств, как ранее неиспользуемых способов применения или управления теми или иными свойствами окружающего нас мира. Новшества могут являться новыми знаниями или техническими решениями, быть фундаментального или прикладного характера, относится к той или иной области знаний о мире.
Совокупность новшеств, которыми обладает тот или иной субъект определяет его инновационный потенциал. Чем выше востребованность и конкурентоспособность каждого отдельно взятого новшества или их синергического сочетания, тем выше инвестиционная привлекательность этого субъекта, а соответственно, выше его инновационный потенциал ввиду наличия возможности и перспективы воспроизводства новшеств с улучшенными характеристиками.
За последние десятки лет Российская Федерация, как и большинство стран мира, вступила на путь инновационного развития, что означает необходимость поиска, открытия и внедрения новых знаний во все сферы жизни современного общества. Одну из ключевых ролей в развитии общества экономики знаний играет не просто их накопительство и внедрение соответствующую область, но и обмен их трансфер не только из научного сектора в производственный, но и между отраслями.
Переход на рыночные отношения стал серьёзным шагом к реиндустриализации [28] российской экономики и её адаптации под мировое инновационное развитие. Положение дел сегодня относительно прохождения процесса переориентации экономики можно зафиксировать как проблемное для некоторых субъектов хозяйственной деятельности. В частности, со сложностями сталкиваются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые одновременно являются:
- стратегически важными государственными объектами, работа которых ведётся преимущественно в условиях плановой иерархии поступления государственных заказов;
- субъектами-производителями новшеств, обладающими опытом и оснащением для прохождения жизненных циклов результатов интеллектуальной деятельности.
Оборонно-промышленный комплекс, как совокупность научно-исследовательских институтов и производственных предприятий, осуществляющих разработку, испытания и производство высокотехнологичной продукции является преимущественно ведущей отраслью, обладающей высоким инновационным потенциалом в России. Соответственно, целесообразно и актуально говорить о данном комплексе, как об одном из
ключевых участников межотраслевого трансфера знаний и технологий в Российской Федерации для повышения инновационного потенциала государства.
Для осуществления трансфера технологий между оборонным и гражданским сектором, с одной стороны, существует потребность в создании платформы, позволяющей коммерциализировать результаты научно¬исследовательских работ, полученные в ходе выполнения государственного оборонного заказа. Такие технологии характеризуются уровнем наличия государственной тайны. Наличие риска вывода информации о разработках ввиду возможного вредительства интересам страны, является серьёзным препятствием для реализации такого межотраслевого трансфера. Необходима дополнительная инстанция в отношениях государства, ОПК и бизнеса гражданского сектора, отвечающая за просеивание технологий, в качестве механизма управления оборонно-промышленным комплексом, как объектом инновационного потенциала государства.
С другой стороны, есть необходимость переориентации производственного и инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса, как субъекта. В частности, стратегия развития ОПК предполагает рост уровня гражданской продукции на предприятиях в 1,3 раза за период 2016¬2020 годов [76]. При этом, на конец 2016 года, данный показатель в среднем не превышал 10% от объема производства на типовой единице (предприятии) отрасли.
Несмотря на то, что вопрос о диверсификации или масштабировании производства предприятий оборонно-промышленного комплекса рассматривается с 1998 года (принята «Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы»), в настоящее время его актуальность возрастает для России.
Наиболее сложным решение данной проблемы является для типовых предприятий отрасли, которые сталкиваются со сложностью наращения объёмов инновационно-технологической продукции гражданского назначения на основе использования своего оригинального накопленного потенциала в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие рыночной практики и опыта работы предприятий ОПК в конкурентных условиях, что приводит к сложности идентификации предприятия, как самостоятельного участника рыночных отношений или субъекта-производителя конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, пригодных для гражданской сферы применения. Для решения данной проблемы необходима разработка механизмов управления предприятиями ОПК в качестве субъектов инновационного потенциала государства - активных участников рыночных отношений в контексте реализации жизненного цикла инновационно-технологической продукции, её трансфера и коммерциализации.
Целью магистерской диссертации является разработка инновационных методов управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса для выхода на
6
рынки гражданской продукции.
В качестве объекта исследования рассматривается оборонно¬промышленный комплекс, как потенциальный собственник результатов интеллектуальной деятельности, субъект трансфера технологий.
В качестве предмета исследования выступает система управления коммерциализацией инновационно-технологической продукции ОПК.
В том числе, исследование предполагает изучение системы управления отношений между субъектами коммерциализации инновационно¬технологической продукции ОПК.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности инновационного развития оборонно-промышленного комплекса России и рынка вооружения в условиях мировой конкуренции;
- провести сравнительный анализ инновационной инфраструктуры трансфера технологий с учётом российской и зарубежной практики;
- определить механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских рынков продукции;
- выявить инновационные методы управления НИОКР для предприятий ОПК;
- идентифицировать рынки гражданского назначения для АО «НПП «Радиосвязь».
В мировой конкуренции за обладание ресурсами высоко возросла ценность новшеств, как ранее неиспользуемых способов применения или управления теми или иными свойствами окружающего нас мира. Новшества могут являться новыми знаниями или техническими решениями, быть фундаментального или прикладного характера, относится к той или иной области знаний о мире.
Совокупность новшеств, которыми обладает тот или иной субъект определяет его инновационный потенциал. Чем выше востребованность и конкурентоспособность каждого отдельно взятого новшества или их синергического сочетания, тем выше инвестиционная привлекательность этого субъекта, а соответственно, выше его инновационный потенциал ввиду наличия возможности и перспективы воспроизводства новшеств с улучшенными характеристиками.
За последние десятки лет Российская Федерация, как и большинство стран мира, вступила на путь инновационного развития, что означает необходимость поиска, открытия и внедрения новых знаний во все сферы жизни современного общества. Одну из ключевых ролей в развитии общества экономики знаний играет не просто их накопительство и внедрение соответствующую область, но и обмен их трансфер не только из научного сектора в производственный, но и между отраслями.
Переход на рыночные отношения стал серьёзным шагом к реиндустриализации [28] российской экономики и её адаптации под мировое инновационное развитие. Положение дел сегодня относительно прохождения процесса переориентации экономики можно зафиксировать как проблемное для некоторых субъектов хозяйственной деятельности. В частности, со сложностями сталкиваются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые одновременно являются:
- стратегически важными государственными объектами, работа которых ведётся преимущественно в условиях плановой иерархии поступления государственных заказов;
- субъектами-производителями новшеств, обладающими опытом и оснащением для прохождения жизненных циклов результатов интеллектуальной деятельности.
Оборонно-промышленный комплекс, как совокупность научно-исследовательских институтов и производственных предприятий, осуществляющих разработку, испытания и производство высокотехнологичной продукции является преимущественно ведущей отраслью, обладающей высоким инновационным потенциалом в России. Соответственно, целесообразно и актуально говорить о данном комплексе, как об одном из
ключевых участников межотраслевого трансфера знаний и технологий в Российской Федерации для повышения инновационного потенциала государства.
Для осуществления трансфера технологий между оборонным и гражданским сектором, с одной стороны, существует потребность в создании платформы, позволяющей коммерциализировать результаты научно¬исследовательских работ, полученные в ходе выполнения государственного оборонного заказа. Такие технологии характеризуются уровнем наличия государственной тайны. Наличие риска вывода информации о разработках ввиду возможного вредительства интересам страны, является серьёзным препятствием для реализации такого межотраслевого трансфера. Необходима дополнительная инстанция в отношениях государства, ОПК и бизнеса гражданского сектора, отвечающая за просеивание технологий, в качестве механизма управления оборонно-промышленным комплексом, как объектом инновационного потенциала государства.
С другой стороны, есть необходимость переориентации производственного и инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса, как субъекта. В частности, стратегия развития ОПК предполагает рост уровня гражданской продукции на предприятиях в 1,3 раза за период 2016¬2020 годов [76]. При этом, на конец 2016 года, данный показатель в среднем не превышал 10% от объема производства на типовой единице (предприятии) отрасли.
Несмотря на то, что вопрос о диверсификации или масштабировании производства предприятий оборонно-промышленного комплекса рассматривается с 1998 года (принята «Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы»), в настоящее время его актуальность возрастает для России.
Наиболее сложным решение данной проблемы является для типовых предприятий отрасли, которые сталкиваются со сложностью наращения объёмов инновационно-технологической продукции гражданского назначения на основе использования своего оригинального накопленного потенциала в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие рыночной практики и опыта работы предприятий ОПК в конкурентных условиях, что приводит к сложности идентификации предприятия, как самостоятельного участника рыночных отношений или субъекта-производителя конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, пригодных для гражданской сферы применения. Для решения данной проблемы необходима разработка механизмов управления предприятиями ОПК в качестве субъектов инновационного потенциала государства - активных участников рыночных отношений в контексте реализации жизненного цикла инновационно-технологической продукции, её трансфера и коммерциализации.
Целью магистерской диссертации является разработка инновационных методов управления научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса для выхода на
6
рынки гражданской продукции.
В качестве объекта исследования рассматривается оборонно¬промышленный комплекс, как потенциальный собственник результатов интеллектуальной деятельности, субъект трансфера технологий.
В качестве предмета исследования выступает система управления коммерциализацией инновационно-технологической продукции ОПК.
В том числе, исследование предполагает изучение системы управления отношений между субъектами коммерциализации инновационно¬технологической продукции ОПК.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности инновационного развития оборонно-промышленного комплекса России и рынка вооружения в условиях мировой конкуренции;
- провести сравнительный анализ инновационной инфраструктуры трансфера технологий с учётом российской и зарубежной практики;
- определить механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских рынков продукции;
- выявить инновационные методы управления НИОКР для предприятий ОПК;
- идентифицировать рынки гражданского назначения для АО «НПП «Радиосвязь».
В условиях инновационной экономики, знание обладает наивысшим конкурентным преимуществом. Инновационный потенциал того или иного объекта говорит нам о наличии сил для перманентного производства результатов интеллектуальной деятельности.
Лидирующие позиции на мировом рынке экспорта вооружения, как высокотехнологичной продукции, свидетельствуют о том, что оборонно-промышленный комплекс, являясь частью государства, обладает ресурсами, способными обеспечивать производство инновационно-технологической продукции. При должном управлении «сверху» и «снизу» оборонно¬промышленным комплексом, как объектом и субъектом инновационного потенциала государства, посредством развития инфраструктуры трансфера, способствующей участию ОПК в обмене инновационным опытом и его активном участии в процессе этого развития, есть высокая вероятность увеличения темпов роста параметров глобального инновационного индекса нашей страной.
В данной выпускной квалификационной работе магистра были изучены выявлены проблемные зоны построения инновационной экономики Российской Федерации. Высокий уровень высокотехнологичной продукции военного назначения сочетается с низким уровнем среднего и высокотехнологичного производства в России в целом. Высокий уровень человеческого капитала и наличие патентов сочетаются с низким уровнем инвестирования, сотрудничества университетов промышленности и кластерного развития. Данные проблемы являются существенным барьером для входа предприятий оборонно-промышленного комплекса в рыночные отношения. В то же время, можно сказать, что инициатива самих предприятий также не отличается высоким уровнем активности ввиду элементарного отсутствия подходов к реализации своего инновационного потенциала в условиях конкуренции гражданского сектора.
Результатами проведённого исследования в работе являются:
- разработка матрицы ответных действий базового предприятия оборонно-промышленного комплекса на влияние факторов внешней среды, с учётом вероятных изменений в отрасли и компании, полученная в результате проведения PEST-анализа (подраздел 1.3);
- разработка способа трансфера и коммерциализации результатов НИОКР, полученных в ходе выполнения ГОЗа в виде ГЧП, с учётом фактора государственной тайны и удовлетворения интересов основных стейкхолдеров (подраздел 2.2);
- разработка инструментов коммерциализации результатов, уже полученных в ходе выполнения процесса НИОКР на предприятии ОПК и потенциально получаемых (подраздел 3.2);
— разработка методики идентификации потенциальных рынков сбыта, основанной на оценке вероятности и возможности покупки результатов НИОКР различными сегментами ОПК;
— разработка карты рынков для реализации инновационно¬технологической продукции предприятия ОПК на гражданские рынки, основанная на идентификации потенциальных рынков сбыта путём оценки вероятности покупки объекта сегментом с теми или иными характеристиками (подраздел 3.2).
Совокупность полученных результатов представляет собой исходную базу для решения проблемы сложности идентификации предприятий ОПК, как самостоятельных участников рыночных отношений, и, соответственно, будет способствовать выполнению стратегической задачи роста доли гражданской продукции в 1,3 раза в оборонно-промышленном комплексе и повышению инновационного потенциала страны, в качестве методов и механизмов управления «снизу» инициативного субъекта инновационной экономики, с одной стороны.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель магистерской диссертации - выявление инновационных методов управления научно¬исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса была достигнута.
Поставленные для достижения цели исследования задачи были выполнены, а именно:
— исследовать особенности инновационного развития оборонно-промышленного комплекса России и рынка вооружения в условиях мировой конкуренции;
— провести сравнительный анализ инновационной инфраструктуры трансфера технологий с учётом российской и зарубежной практики;
— определить механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских рынков продукции;
— выявить инновационные методы управления НИОКР для предприятий ОПК;
— идентифицировать рынки гражданского назначения для АО «НПП «Радиосвязь».
Лидирующие позиции на мировом рынке экспорта вооружения, как высокотехнологичной продукции, свидетельствуют о том, что оборонно-промышленный комплекс, являясь частью государства, обладает ресурсами, способными обеспечивать производство инновационно-технологической продукции. При должном управлении «сверху» и «снизу» оборонно¬промышленным комплексом, как объектом и субъектом инновационного потенциала государства, посредством развития инфраструктуры трансфера, способствующей участию ОПК в обмене инновационным опытом и его активном участии в процессе этого развития, есть высокая вероятность увеличения темпов роста параметров глобального инновационного индекса нашей страной.
В данной выпускной квалификационной работе магистра были изучены выявлены проблемные зоны построения инновационной экономики Российской Федерации. Высокий уровень высокотехнологичной продукции военного назначения сочетается с низким уровнем среднего и высокотехнологичного производства в России в целом. Высокий уровень человеческого капитала и наличие патентов сочетаются с низким уровнем инвестирования, сотрудничества университетов промышленности и кластерного развития. Данные проблемы являются существенным барьером для входа предприятий оборонно-промышленного комплекса в рыночные отношения. В то же время, можно сказать, что инициатива самих предприятий также не отличается высоким уровнем активности ввиду элементарного отсутствия подходов к реализации своего инновационного потенциала в условиях конкуренции гражданского сектора.
Результатами проведённого исследования в работе являются:
- разработка матрицы ответных действий базового предприятия оборонно-промышленного комплекса на влияние факторов внешней среды, с учётом вероятных изменений в отрасли и компании, полученная в результате проведения PEST-анализа (подраздел 1.3);
- разработка способа трансфера и коммерциализации результатов НИОКР, полученных в ходе выполнения ГОЗа в виде ГЧП, с учётом фактора государственной тайны и удовлетворения интересов основных стейкхолдеров (подраздел 2.2);
- разработка инструментов коммерциализации результатов, уже полученных в ходе выполнения процесса НИОКР на предприятии ОПК и потенциально получаемых (подраздел 3.2);
— разработка методики идентификации потенциальных рынков сбыта, основанной на оценке вероятности и возможности покупки результатов НИОКР различными сегментами ОПК;
— разработка карты рынков для реализации инновационно¬технологической продукции предприятия ОПК на гражданские рынки, основанная на идентификации потенциальных рынков сбыта путём оценки вероятности покупки объекта сегментом с теми или иными характеристиками (подраздел 3.2).
Совокупность полученных результатов представляет собой исходную базу для решения проблемы сложности идентификации предприятий ОПК, как самостоятельных участников рыночных отношений, и, соответственно, будет способствовать выполнению стратегической задачи роста доли гражданской продукции в 1,3 раза в оборонно-промышленном комплексе и повышению инновационного потенциала страны, в качестве методов и механизмов управления «снизу» инициативного субъекта инновационной экономики, с одной стороны.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель магистерской диссертации - выявление инновационных методов управления научно¬исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса была достигнута.
Поставленные для достижения цели исследования задачи были выполнены, а именно:
— исследовать особенности инновационного развития оборонно-промышленного комплекса России и рынка вооружения в условиях мировой конкуренции;
— провести сравнительный анализ инновационной инфраструктуры трансфера технологий с учётом российской и зарубежной практики;
— определить механизмы коммерциализации технологий ОПК для гражданских рынков продукции;
— выявить инновационные методы управления НИОКР для предприятий ОПК;
— идентифицировать рынки гражданского назначения для АО «НПП «Радиосвязь».
Подобные работы
- Совершенствование механизма ценообразования на продукцию предприятий ВПК РФ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА НИОКР (на примере АО «НПП «Радиосвязь»)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ПОЛУЧЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Диссертации (РГБ), машиностроение. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2015 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Особенности формирования и функционирования инновационного потенциала в условиях трансформации социально-экономической системы
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФСА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МЗИК»)
Магистерская диссертация, технология машиностроения. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СУДОСТРОЕНИЯ В КИТАЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



