Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация научно-исследовательской деятельности в вузе: экономический аспект

Работа №9821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 10
1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа 10
1.2. Организационные моменты в проведение научно-исследовательских
работ в ВУЗе 15
1.3. Современные тенденции в научно-исследовательской деятельности
ВУЗов 26
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 29
2.1. Коммерциализация научно-исследовательской деятельности 29
2.2. Взаимодействие Вузов и предприятий в сфере научно-технического
сотрудничества 45
2.3. Экономический механизм сотрудничества с ВУЗом в сфере научноисследовательской деятельности 51
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА ПРИМЕРЕ МГУ 55
3.1. Краткая информация о ВУЗе 55
3.2. Коммерческая деятельность МГУ в области научно-исследовательских
работ 60
3.3. Анализ проблем коммерциализации. 67
4. Анализ компонента социальной ответственности ФГАОУ ВО НИ ТПУ 79
Заключение 87
Список используемой литературы 90


Научно-исследовательская деятельность, на сегодняшний день является неотъемлемым элементом в жизни ВУЗа. Под научно-исследовательскими работами (НИР) в ВУЗе подразумевается как деятельность профессорского состава, так и студентов. Если НИР студентов имеет своей главной задачей развитие профессиональных навыков и творческого потенциала будущих специалистов, то в случае с научными руководителями речь идет, как правило, о статусе самого учреждения.Научно-исследовательская деятельность преподавателей ВУЗов все больше становится необходимым условием. Часто исследовательскую деятельность профессоров в ВУЗах рассматривают, как вклад в человеческий и социальный капитал. Однако, в последнее время развитие получает проблема коммерциализации НИР.
ВУЗы имеют в своем распоряжении условия, необходимые для проведения исследований в научно-технической сфере, а также для разработки инноваций. Опытные специалисты-преподаватели, техническая материальная среда и оборудование создают необходимые условия для разработки и развития достижений в научно-технической сфере. Важной ступенью в деятельности ВУЗа признается организация обучения не только на момент профессиональной подготовки специалистов среди состава студентов, но и организация и практическое применение специально созданных программ для уже работающих специалистов. С такой точки зрения НИР представляет собой практическую ценность для хозяйствования.
В нашей же стране бизнес гораздо менее чувствителен к инновациям, а потому вузовские НИР часто остаются несправедливо невостребованными. Большую роль здесь играет распространенное ложное представление среди российских предприятий о преувеличенной роли нематериального капитала в производстве. Очень редко инвестиции, способные привлечь новые еще не освоенные ресурсы путем внедрения инноваций, уходят на дополнительное приобретение материальных ресурсов. Повышение интереса к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса позволило бы развить сотрудничество, в том числе и экономическое, между предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями. Конечно, ВУЗы также заинтересованно относятся к возможности такого сотрудничества. Но в настоящий момент в России такая практика распространяется очень слабо.
Вместе с тем, сотрудничество с ВУЗами в инновационной сфере позволит, во-первых, дать толчок для развития наукоемким отраслям производства, во-вторых, капитализировать средства в научную среду страны. Организация экономического аспекта научно-исследовательской деятельности ВУЗов - важная задача, стоящая перед российской экономикой.
Переход к качественно новому пониманию организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов не может быть совершен в один этап. Речь идет об изменении государственных условий развития инновационной деятельности и научных прикладных работ, о внутренней политике ВУЗа к проводимой им организации НИР, о субъектах производства и рынка, которые должны стать инициаторами заказов на разработку инноваций в Вузах. Таким образом, в совершенном виде данная тема затрагивает почти все отрасли экономической системы страны.
Актуальность настоящей работы обуславливается необходимыми в настоящий момент изменениями в области организации научно-исследовательской деятельности ВУЗов, связанными с модернизацией финансовых процессов. Для многих отраслей российского производства необходимо развитие нематериального капитала - инновационного, социального, профессионального и т.п. В таком ракурсе организация НИР должна быть рассмотрена не только с точки зрения педагогической практики и подготовки будущих профессионалов, но также и с пониманием возможности прикладного применения достижений деятельности ВУЗа.
Цель работы: выявить экономические аспекты организации НИР в современных вузах.
Задачи настоящей работы:
1) Рассмотреть сущность научно-исследовательской деятельности ВУЗа и разобрать аспекты ее организации;
2) Рассмотреть современные тенденции в создании вузовских научно-исследовательских работ;
3) Рассмотреть теоретические аспекты коммерческой научно-исследовательской деятельности ВУЗов;
4) Провести анализ научно-исследовательской деятельности вузов, с точки зрения организации финансовой стороны.
5) Сделать выводы по проведенному анализу.
Интерес к данной проблеме проявился в работах А.И. Владимирова и Е.И. Ошина, которые обращают внимание на практический потенциал НИР в условиях вузовской системы. Теоретической базой для настоящей работы послужили также работы М.А. Стальной, Короткова Ю.Ф, Зиятдинова Р.Х, Старстиной Т.Ю, Самсоновой А. А.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важно выявить, что существенную роль в развитии коммерциализации НИР играют организационные структуры, способствующие не только успешному проведению экспериментальной и теоретической части исследований, но и их применению в производстве.
Технопарки в своем развитии в целом прошли три стадии. На первом этапе технопарки, в сущности, представляли собой организации, предоставляющие риэлтерские услуги инновационным организациям. Затем они взяли на себя роль службы обеспечения. Наконец, сегодня технопарки начинают выполнять инновационно-реализационные функции. Своего рода бизнес-инкубаторы помогают перспективной научно-исследовательской идее пройти путь до воплощения в функционирующий субъект.
На данный момент для зарубежных и отечественных вузов можно выявить ряд проблем в коммерциализации или внедрении инновационных проектов. Поэтому несмотря на то, что коммерциализация НИР и внедрение разработок вузов - это необходимый для развития экономикопроизводственной сферы страны этап, а также востребованный и интересный для рынка процесс, стоит признать его трудоемкость в реализации. Многие специалисты склоны полагать что коммерциализация результатов научной деятельности в российском пространстве - самый сложный и длительный элемент в цепи, связывающей потребителя и науку.
Самая главная трудность в развитии коммерциализации рынка- это слабое понимание производителями и участниками рыночных процессов важности привлечения результатов научно-исследовательской деятельности. В рассмотренной деятельности ведущих ВУЗов коммерциализация проектов и финансирование научно-исследовательской деятельности ВУЗа в основном связана с государственными заказами (ОАК, МТВ и пр.). Если среди крупных предприятий еще наблюдается проявление заинтересованности в данной сфере, то в отношении средних предприятий реакции ждать тяжелее. Малые предприятий часто находятся в сотрудничестве с вузами, но не совсем в тех отношениях, которые были рассмотрены в данном исследовании.
Однако не только «потребительская» сторона тормозит развитие инновационной научно-исследовательской деятельности. Слабое
представление о коммерциализации имеют также и научные коллективы нашей страны. Дело в том, что многие вузы и исследовательские организации продолжают практику внедрения результатов НИР в производство. Но, как уже было замечено, внедрение инноваций и их коммерциализация два разных понятия. И дело здесь не только в денежном аспекте. Для современных вузов важно подготавливать компетентных кадров, которые могли бы успешно продвигать результаты НИР как на отечественном, так и на мировом рынке.
Но все же, если рассматривать коммерциализацию НИР, как отношение производителей и продавцов, где в роли продавца находится наука, а в роли потребителя промышленные предприятия необходимо отметить, что продавцы до своих задач доросли в гораздо большей степени. Руководители вузов все отчетливее осознают, что государство не может обеспечить необходимый финансовый поток для развития инновационных разработок. Тем более, оно не может брат на себя проект с высокими рискованными вложениями. Гораздо перспективнее в этом плане промышленные предприятия. Однако, как показывает практика, для большинства руководителей хозяйствующих субъектов НИР - это далеко не лежащая на поверхности возможность развить возможности производства. Поэтому они предпочитают расточительно распоряжаться уже имеющимися ресурсами, а не модернизировать свои ОС. Все это является первопричинами экстенсивного типа экономического развития.
Другой причиной, мешающей развиваться рынку инновационных разработок, является страх риска поддержки мало востребованных технологий. Многие результаты НИР, которые продвигаются как руководителями вузов, так и независимыми исследователями могут быть толчком к значительному экономическому развитию, но данном этапе конкурентоспособности и востребованности не представлять.
Недостаток финансирования, как ни странно, не является ведущей проблемой развития коммерциализации НИР. Если рассматривать средний срок жизни проекта - 3-4 года, а средние затраты на его внедрение в производство - 1-2 млн. долларов, то несложно догадаться что финансирование происходит постепенно. Возможность полного материального обеспечения появляется у проектов, в основе которых лежит перспективная и состоятельная в коммерческом плане идея. Поэтому здесь особенная важна связь с рынком, на которую был сделан упор, во второй главе данной работы.
Еще одной причиной является вопрос о вознаграждении разработчиков.В российском научном пространстве достаточно
распространен стереотип о том, что сами исследователи, проводившие работу по созданию и внедрению инновации, после успешной коммерциализации остаются несправедливо обделенными. Все зависит от того, успели ли они войти в число менеджеров или остались в статусе специалиста. Однако, даже во втором случае исследователи в праве рассчитывать минимум 10% от выходной выручки. Это достаточно неплохие деньги. Проводить внедрение инновации в производство не организации, не вузы самостоятельно зачастую не могут. Стадию практической апробации, если это не компьютерный продукт,производить необходимо на заводах, в условиях реального производства.



1. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. - М.: Юрайт, 2011. 711 с.
2. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2010. 380 с.
3. Белокрылова О. С. Теория инновационной экономики: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 376 с.
4. Волынкина М. В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. - М.: Аспект- Пресс, 2007. 192 с.
5. Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно
исследовательской деятельности в вузе (методические рекомендации) [Электронный ресурс] // сайт Керченского государственного морского технологического университета kgmtu.ru URL:
http://kgmtu.ru/assets/uploads/2015/05/OOP_mag_38.04.01_Ekonomika_predriyat iy_NIR.pdf (дата обращения 02.02.2016)
6. Зверев А. В. Инновационная система России: проблемы совершенствования. - М.: Статистика России, 2008. 207 с.
7. Зверев В. С. Толковый словарь "Инновационная деятельность": термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). - Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2010. 269 с.
8. Зинов В. Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. - М.: Дело, 2005. 495 с.
9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.
10. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. 463 с.
11. Ковалев Н. Р. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экономического ун-та, 2000. 257 с.
12. Кортов С. В. Эволюционное моделирование жизненного цикла инноваций. - Екатеринбург: Ин-т экономики, 2003. 285 с.
13. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: Инфра-М, 2005. 221 с.
14. Румянцев А. А. Менеджмент инновации: как научную разработку довести до инновации: учебное пособие. - СПб.: Бизнес- пресса, 2007. 199 с.
15. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. 223 с.
16. Советова О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации. - СПб: Изд- во СПбГ, 2004. 254 с.
17. Суховей А. Ф. Формирование центров инновационной активности на Урале: теория и практика. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 121 с.
18. Цезерани Дж. От мозгового штурма к большим идеям. NLP и синектика в инновационной деятельности. - М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 222 с.
19. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: учеб. пособие по специальности "Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)". - СПб. и др.: Питер, 2001. 448 с.
20. Г. А. Маховикова, Н. Ф. Ефимова Инновационный менеджмент. - М.: Эксмо, 2010 г. 208 стр.
21. Инновации: учеб. пособие / А. В. Барышева [и др.]; под общ. ред. А. В. Барышевой. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. 380 c.
22. Голубев А.А. Организация и стратегическое планирование деятельности корпорации / А. А. Голубев; СПбГУЭФ. - СПб.: Нестор, 2001. 136 с.
23. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. 217 с.
24. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. 187 с.
25. Мартин П., Тейт К. Управление проектами /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 224с.
26. Смирнов А.Б.Сущность и принципы стимулирования инновационного развития ресурсной базы сферы социальных услуг. // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России». Вып. 5. - СПб.: Издательский дом Герда, 2006., с. 88-92
27. Кожухарь, В.М. Инновационный менеджмент /Кожухар В.М. - М.:Дашков и К, 2011. 292с.
28. Короткова Т. Л., Коммерциализация и маркетинг инноваций [Электронный ресурс]: монография/Т. Л. Короткова, А. В. Власов. - Электрон. дан. - М.: Креативная экономика, 2012. 168 с.
29. Бовин А. А., Чередникова Л. Е. Управление инновациями в организациях. - М.: Омега-Л, 2009. 415 с.
30. Мухопад В.И. Сущность, средства и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в российской экономике // Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010. 96с.
31. Ляшин А. Стратегии коммерциализации инноваций — мост между инноватором и бизнесом [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. - 2011, №36 (9402). - URL:http://www.eg-online.ru/ (дата обращения: 27.01.2016)
32. Цуканова О.А., Шашкова Е.В. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2., с. 43-50
33. Бовин А. А., Чередникова Л. Е. Управление инновациями в организациях. - М.: Омега-Л, 2009. 415 с.
34. Центр трансфера технологий МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центр трансфера технологий МГУ им. М. В. Ломоносова URL: http://www.ctt.msu.ru/ (дата обращения 10.04.2016)
35. 5100 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров URL: http://5top100.ru/ (дата обращения 18.04.2016)
36. Развитие инновационных экосистем ВУЗов и научных центров
[Электронный ресурс] // сайт rusventure.ru URL:
https://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_ecosystem_ analytical_report.pdf (дата обращения 18.04.2016)
37. МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Официальный сайт МГУ им. М. В. Ломоносова URL: http://www.msu.ru/ (дата обращения 10.04.2016)
38. Канивец П.И. Обоснование стратегии коммерциализации результатов НИОКР в технических университетах // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства / Сборник докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 10-19 марта 2010 г. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. с. 51-55.
39. Шукшунов В.Е. Коммерциализация интеллектуальной собственности и трансферт технологий. - М.: Ассоциация «Технопарк» 2005. 200 с.
40. Хайруллин Р.А. ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА //
Фундаментальные исследования. 2011. № 12-4. С. 809-813;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29485 (дата
обращения: 27.05.2016).
41. Ахмедзянов Д. А., Поезжалова С. Н., Селиванов С. Г. Методика формирования подходов к коммерциализации НИОКР в технических ВУЗах // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 100-110.
42. Дежина И., Салтыков Б. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок //Общество и экономика. 2004. № 7/8. С. 190.
43. Коваженков М.А., Бганцева Я.В. Инновационная стратегия управления коммерциализацией интеллектуальной собственности ВУЗа // Креативная экономика. 2009. № 11 (35). c. 21-28
44. Попова Е.В. О концепции Федерального Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» / Е.В. Попова // Инновации. 2010. №2. С.3.
45. Катешова М., Квашнин А. Как продвигать проекты коммерциализации
технологий [Электронный ресурс] // Серия методических материалов «Практическое руководство для центров коммерциализации
технологий». 2006. - URL:http://www.sci-
innov.ru/comtech/materials/?page=3 (дата обращения: 25.01.2016)
46. Монастырный Е.А., Грик Я.Н. Ресурсный подход к построению бизнеспроцессов и коммерциализации разработок // Инновации. 2004, № 7. С. 85 - 87.
47. Козметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций./ Под ред. Н.М. Фонштейн. - М.: АНХ, 1999. 296с.
48. Атонян, В.Р. Учебно-научно-инновационный комплекс - как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждения высшей школы России / В. Р. Атоян // Инновации. 2001. №1/2. С. 20-24.
49. Бездудная, А.Г. Особенности финансирование малых инновационных предприятий, создаваемых на базе высших учебных заведений / А.Г. Бездудная, Д.С. Юдин // Российский экономический интернет-журнал, Издательство. 2012. № 3. С. 78-81.
50. Владимиров, А.И. О научной деятельности вуза. / А.И. Владимиров. - М.: Недра, 2011. 69 с.
51. Владимиров, А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. 72 с.
52. Владыка, М.В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности вузов: цели, формы, проблемы / М. В. Владыка. - М.: Макс- Пресс, 2005. 141 с.
53. Гребенюк, И.И. Анализ инновационной деятельности вузов России / И.И. Гребенюк, К.О. Чехов // Успехи современного естествознания. 2012. №7. С.137-139.
54. Ермоленко, В. А. Моделирование инновационной деятельности в профессиональном образовании / В. А. Ермоленко // Профессионал. 2007. 1. С. 18-21.
55. Иванова, Т.А. Государственное регулирование инновационной
деятельности в вузах: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.01/ Иванова Татьяна Алексеевна. - М., 2012. 180с.
56. Коробков С.А. Роль службы коммерциализации технологий как посредника инновационной деятельности вуза / С.А. Коробков, В.С. Кортунова // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 3. 2009. № 2 (15). С.38-42.
57. Кулябина, Е. И. Совершенствование инновационной деятельности вузов: монография / Е. И. Кулябина. - Иркутск : Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2009. 100 с.
58. Ломакина, Т.Ю. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: монография / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева. - Курск, 2011. 280 с.
59. Мартиросян, Б. П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях / Б.П. Мартиросян // Педагогика. 2008. № 7. С. 25-31.
60. Мжачих, Т.Е. Совершенствование системы инновационной деятельности российских вузов: социологический подход: дис. . соц. экон. наук: 22.00.03/ Мжачих Татьяна Евгеньевна. - М., 2010. 150с.
61. Новикова, Е.Н. Коммерциализация вузовских инноваций в современных рыночных условиях / Е.Н. Новикова // Материалы X Международной научной конференции «Устойчивое развитие российских регионов: Россия и ВТО». - Екатеринбург: УрФУ. 2013. С. 134-136.
62. Новикова, Е.Н. Коммерческое применение вузовских инноваций в современных рыночных условиях / Е.Н. Новикова // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы VI Международной научнопрактической конференции - Невинномысск : НИЭУП, 2013. С. 207-209.
63. Новикова, Е.Н. Особенности коммерциализации вузовских инноваций в современных условиях / Е.Н. Новикова // Приоритеты и пути развития теории и практики управления социально-экономическими системами в современной России: сборник научных трудов СевКавГТУ.- Ставрополь: Издательство «Графа», 2009. С. 145-153.
64. Огородников, Г.В. Необходимость организации инновационной деятельности вуза / Г.В. Огородников, Ю.Г. Огородникова. // ВЕСТНИК ТИСБИ. 2012. № 1 (49). С. 32-38.
65. Рыкова, И.Н. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: научный доклад / И.Н. Рыкова, В.А. Юрга, А.И Привалов, Е.С.Зимина. - М.: Финансовый университет, 2011. 116 с.
66. Сурат, Л.И. Эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования / Сурат Л.И., Гусейнова Н.Ч., Широкова Л.Н. // Транспортное дело Росси. 2010. №12. С. 109-113.
67. Сурат, Л.И. Проблемы коммерциализации вузовских инноваций и потенциальные пути их решения/ Сурат Л.И.// Транспортное дело Росси, №12, 2010. С. 81-83.
68. Фирсова С.П. Трансфер технологий как фактор инновационного развития технического университета / С.П. Фирсова // Казанский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 54-60.
69.Что мешает создавать малые предприятия при вузах? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allmedia.ru/headlineitem.aspid = 648641( датаобращения:15.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ