Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Работа №73884

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость490 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Система управления научным коллективом 6
1.1 Научная деятельность: объём понятия и структура 6
1.2 Научный коллектив и его структура 12
2 Система управления научным коллективом 18
2.1 Управление научным коллективом и его особенности 18
2.2 Основные модели управления научным коллективом 23
3 Исследование моделей управления научными коллективами (на примере научных
учреждений Приморского края) 27
3.1 Аспекты управления деятельностью научных коллективов (организационный и
трансляционный уровни) 27
3.2 Выявление моделей управления научными коллективами в научных учреждениях
Приморского края 40
3.3 Анализ эффективности управления научной деятельностью (по формальным
показателям) 44
3.4 Выявление отношения респондентов к системе управления в научных учреждения ....47
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение


Середина ХХ века была ознаменована таким явлением, как научно-техническая революция. Развитие научного знания привело к развитию науки как социального института. Сегодня наука не является делом немногих, она превратилась в массовую профессию. Научная деятельность обрела индустриальный характер. Она осуществляется в рамках крупных научных учреждений, но основным субъектом этой деятельности являются научные коллективы.
Проблема управления научным коллективом обретают особую значимость. Следствием попытки реорганизации управления научной деятельностью стал пересмотр различных аспектов данной системы управления. В частности, на повестку дня в социологии науки ставят проблему управления деятельностью научных коллективов.
Эта проблема является малоизученной. Изучение управления научным коллективом стало предметом исследований за рубежом ещё в XX веке. Так, одна из первых работ, посвящённых организации научной деятельности, - «Учёные в организациях. Об оптимальных условиях для исследований и разработок» - была написана в соавторстве американскими учёными Д. Пельцем и Ф. Энрюсом в 1966 г. В данной работе рассматриваются различные факторы, оказывающие влияние на продуктивность работы научного коллектива. Исследовал аспекты управления научной деятельностью также французский философ и социолог науки Бруно Латур в работе «Наука в действии: следуя за учёными и инженерами внутри общества ».
В России начало изучению вопросов управления в научных учреждениях было положено в 1990-х гг. А.А. Лежебоковым и Е.А. Сергодеевой были написаны несколько статей (например, «Концептуальные модели управления научными коллективами» (2016), «Модели управления научными коллективами
в современном российском обществе: традиции и инновации» (2016)), в которых рассматриваются особенности применения различных подходов к управлению научными коллективами. Автор учебного пособия «Управление научным коллективом » (2016) А.М. Карякин в своей работе обращает
внимание на основные направления и методы управления, которые осуществляются в отношении научных коллективов, с позиций организационного поведения. В статье О.В. Милюковой «Психологическая управляемость как характеристика процесса управления коллективом научно¬исследовательской организации» (2015) описываются проблемы, возникающие в процессе управления научно-исследовательскими организациями в современных экономических условиях.
Однако данные, которые приводятся в указанных выше работах, нуждаются в обобщении и структурировании для того, чтобы они обрели практическую значимость. В связи с этим возрастает актуальность данной работы.
Объектом данной работы является управление научным коллективом. В качестве её предмета выступают модели управления научным коллективом.
Цель работы: изучение особенностей различных моделей управления научными коллективами.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) определение объёма понятия «научная деятельность» и её структуры;
2) теоретическое изучение научного коллектива как системного образования;
3) исследование системы управления научными коллективами на основе литературы;
4) выявление моделей управления научными коллективами;
5) практическое исследование моделей управления наукой в научных учреждениях Приморского края.
Гипотеза данной работы заключается в том, что в научных учреждениях Приморского края будет выявлена одна преобладающая модель управления научными коллективами.
В данной работе будут использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция) и социологические (интервьюирование).
В структуру работы входят две теоретические главы и эмпирическая, описывающая результаты проведённого исследования. Также данная работа включает в себя приложения (программа и инструментарий исследования, описание хода исследования и транскрибированные интервью).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы был определён объём понятия научной деятельности. Было выяснено, что данное понятие используется в разных значениях. Наиболее точное, подходящее для данной работы определение научной деятельности даётся в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике».
Также автором работы была рассмотрена структура научной деятельности. Она включает в себя три компонента: организационный, исследовательский и трансляционный. Каждый из перечисленных компонентов можно также считать уровнем или этапом в системе управления научной деятельностью.
Эта система в современных российских реалиях воплощается, прежде всего, в управлении научными коллективами, то есть коллективами подразделений (лабораторий, отделов, секторов) больших научных учреждений. Особая роль в управлении научными коллективами отводится их руководителям. Комплекс предпринимаемых ими мер по организации исследований на всех этапах, используемые средства мотивирования труда научных сотрудников, а также реализация различных форм воздействия на них формируют различные модели управления. Анализ науковедческой литературы позволил выявить основные модели управления научными коллективами. Выделяют авторитарную, либеральную и демократическую модели управления научными коллективами. Они основываются на стилях руководства коллективами.
Для изучения моделей управления научными коллективами, применяемых в научных учреждениях Приморского края, было проведено эмпирическое исследование. Оно носило разведывательный характер. В его рамках было проведено десять интервью с руководителями отелов и лабораторий нескольких научных учреждений Приморского края, большая часть которых входит в структуру Дальневосточного отделения Российской академии наук.
В результате исследования был выявлен ряд проблем организационного характера, с которыми сталкиваются сотрудники данных учреждений. Они связаны, в первую очередь, с недостаточным государственным финансированием исследований, а также с нехваткой нужного для ведения научно-исследовательских работ оборудования. Стоит отметить, что данные проблемы в большей мере касаются системы управления научной деятельности на государственном уровне. Руководители подразделений научных учреждений решить данные проблемы не могут в силу своих функциональных обязанностей. Данные проблемы неактуальны только для одной из обследованных организаций, так как все исследования в ней проводятся по специальным заказам.
В ходе исследования были выявлены применяемые в Приморских научных учреждениях модели управления научными коллективами. В целом, можно сказать, что в данных учреждениях используется одна модель управления коллективами - демократическая. При этом в двух из десяти организациях присутствуют черты авторитарной модели.
Таким образом, гипотеза данной работы была подтверждена: в научных учреждениях Приморского края преобладает только одна модель управления.
По мнению автора данной работы, применение демократической модели управления в обследованных научных учреждениях можно считать эффективным, так как сотрудники справляются с задачами, которые перед ними ставят руководители, и, более того, зачастую перевыполняют минимальные планы работ, при этом развиваясь в профессиональном плане.
Для организации, руководство которой частично использует авторитарную модель управления (Социологическая служба) может быть дана рекомендация: увеличить количество сотрудников в организации для того, чтобы снизить нагрузку на них. Это позволит уменьшить масштабы проблемы текучести кадров в данной организации. Также это позволит сотрудникам выделить время для написания статей и прочих работ по тем исследованиям, данные которых не носят закрытый характер.
Проведённое исследование может послужить основой для последующего изучения других аспектов управления научными коллективами в научных учреждениях Приморского края. В частности, может быть проведён опрос среди сотрудников научных подразделений на предмет их отношения к системе управления в их учреждениях, их оценки деятельности конкретных руководителей и так далее.
В целом, задачи данной работы были выполнены, а цель достигнута.



1. Алиева, Н.З., Крысова, Е.В., Шевченко, Ю.С. Наука и технологии в XXI-м веке: трансформация в статусе и структуре // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №5. - Режим доступа: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=7274
2. Арутюнов, В.С. Социологические основы научной деятельности / В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. - М.: Наука, 2003. - 299 с.
3. Бабосов, Е. М. Социология управления : учебное пособие / Е. М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2009. - 144 с.
4. Белозор, Ф. И. Социология управления : учебное пособие / Ф. И. Белозор. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 560 с.
5. Бондарев, В. П., Бойченко, О. В. Структура и динамика коллектива научной лаборатории // Социологические исследования. - 2010. - №11. - С. 52 - 62
6. Бочарников, Д.А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал российского права. - 2014. - №2. - С. 101 - 109
7. Булярская, С. А. Формирование виртуальных научных коллективов в виде консорциумов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 10 (116). - С.52
8. Васильева, Е.В. Трансформация научной деятельности учёных Дальнего Востока в условиях вторичной институционализации отечественной науки // Социология науки и технологий. - 2011. - №1. - С. 25 - 46
9. Граждан, В. Д. Социология управления : учебник для вузов / В. Д. Граждан. - М. : Юрайт, 2011. - 604 с.
10. Дёжина, И.Г. Научно-образовательные центры и лаборатории: государственные меры и успешные практики // Экономико-политическая ситуация в России. - 2012. - № 5. - С. 43 - 45
11. Дёжина, И.Г. Трансформация государственной научной политики. Научная политика в контексте изменения модели науки // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №9. - С. 3 - 19
12. Дикуссар, В. В., Нечеухин, О. В. Проблема создания оптимальных структур научных коллективов // Вопросы теории безопасности и устойчивости систем. - 2004. - № 6-2. - С. 77 - 85
13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования [Электронный ресурс] : электронный учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5356649/
14. Долгова, Н. Г. Управление персоналом как подсистема в общей системе управления организацией // Вестник непрерывного образования. - 2016. - №1. - С. 9 - 12
15. Каминецкая, И. В. Ролевой подход к изучению информационных потребностей ученых руководителей научных коллективов (на примере академических институтов) // Теория и практика общественно-научной информации. - 2004. - №19. - С. 13 - 21
16. Кардинская, С. В. Самоопределение дискурса управления в структурах социального порядка // Вестник Удмуртского университета. - 2008. - Вып. 1. - С. 67 - 71
17. Карпов, А. В., Разина, Т. В. Научная деятельность - деятельность информационного характера // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. - 2014. - №1. - С. 58 - 64
18. Карцев, В.П. Социальная психология науки и проблемы историко¬научных исследований / В.П. Карцев. - М.: Наука, 1984. - 307 с.
19. Карякин, А.М. Управление научным коллективом: учебное пособие / А.М. Карякин. - Иваново: ФГБОУВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2016. - 260 с.
20. Кибанов, А. Я. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 80 с.
21. Колосова, О. А., Куликова, О. А., Леньков, Р. В., Тихонова, Е. В. Социология управления: учебный словарь / О. А. Колосова, О. А. Куликова, Р. В. Леньков, Е. В. Тихонова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 136 с.
22. Кулева, И. Н. Место и роль специалиста по управлению персоналом в системе управления организацией // Аллея науки. - 2017. - №113. - С. 194 - 197
23. Кун, Т. Структура научных революций [Электронный ресурс] :
электронная книга / Т. Кун. - Режим доступа : https://www.e-
reading.club/chapter.php/97572/17/Kun_-_Struktura_nauchnyh_revolyuciii. html
24. Ладыжец, Н. С., Щучинов, О. С. Современные концептуальные подходы к проблеме повышения эффективности управления наукой в западных университетах // Вестник Удмуртского университета. - 2008. - Вып. 1. - С. 3 - 13
25. Латур, Б. Наука в действии : следуя за учёными и инженерами внутри общества / Б. Латур. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 414 с.
26. Лежебоков, А. А. Социология управления : практикум / А. А. Лежебоков. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. - 177 с.
27. Лежебоков, А.А., Сергодеева, Е.А. Концептуальные модели управления научными коллективами //Новая наука : теоретический и практический взгляд. - 2016. - №10-2. - С. 153 - 158
28. Лежебоков, А.А. Сергодеева, Е.А. Модели развития научных коллективов в современном российском обществе: традиции и инновации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2016. - №5 (56). - С. 87 - 93
29. Лобас, Ю.Н., Матвеева, О.А., Колесников, М.В. Мотивационный
подход к управлению трудовой деятельностью научных работников // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и
управление. - 2018. - №2 (93). - С. 12 - 16
30. Ляшенко, Т. В. , Салимова, А. В. Влияние стиля руководства на эффективность управления организацией // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2017. - №3-2 / [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://nauka-rastudent.ru/39/4115/
31. Маркова, Л.А. Наука без истины, субъекта и объекта, что дальше? // Эпистемология и философия науки. - 2011. - №4 (30). - С. 51 - 59
32. Мертон, Р. Явные и латентные функции [Электронный ресурс] : электронная книга / Р. Мертон. - Режим доступа : http://socioline.ru/pages/r- merton-yavnye-i-latentnye-funktsii
33. Михайлов, О.В. Размышления об оценке научной деятельности // Управление большими системами: сборник трудов. - М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2013. - С. 144 - 159
34. Николаев, А. А. Социология управления : учебник / А. А. Николаев.
- М. : ИНФРА-М, 2017. - 317 с.
35. Рабинович, Е. И., Тихонов, А.В. Социология управления: теоретико-прикладной толковый словарь / Е.И. Рабинович, А.В. Тихонов. - М.: Красанд, 2014. - 480 с.
36. Рубцова, М. В. Управляемость : теоретико-социологический анализ понятий // Социологические исследования. - 2007. - №12. - С. 32 - 38
37. Рыбакова, В.В. Структура и функции научного коллектива как объект социологического анализа // Вестник Московского университета. - 2015.
- №3. - С. 222 - 232
38. Соловьёва, И. В. Философия науки и науковедение: традиционные парадигмы и современность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №3. - С. 268 - 271
39. Топузян, Г. Г. Управление социально-психологическим климатом в системе управления персоналом организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №12. - С. 830 - 831
40. Ушакова, М. В. Стратегия кадровой политики организации и направление ее реализации // Вестник ГУУ. Социология и управление персоналом. - 2007. - №8 (34). - С. 23 - 29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ