Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности младших школьников

Работа №22152

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1035
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных
результатов 7
1.2 Понятие и виды универсальных учебных действий 16
1.3 Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников 25
1.4 Проектная деятельность как средство формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 29
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1 Материалы и методы исследования 37
2.2 Разработка проекта по формированию познавательных УУД в проектной
деятельности у младших школьников 51
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94

Актуальность дипломной работы заключается в недостаточной изученности формирования УУД в проектной деятельности младших школьников, на что и будет направлено данное исследование. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В ФГОС есть пункт о планировании результатов, который определяется не только предметными, но метапредметными и личностными результатами учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) формировались в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для развития ключевых компетентностей школьников.
Учебная деятельность младших школьников - это та среда, в которой формируются указанные выше универсальные учебные действия. На уровне основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская, а также в различных социальных практиках.
Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т. И. Шамову, Д. Б. Эльконина и др.). Их труды использовались А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон и др. в своих работах, посвященных формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание уделяется: практическому освоению обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.
В качестве основных достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, которые носят репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности: высокую степень самостоятельности,инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта познавательной деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности у младших школьников.
Данная тема является актуальной, так как проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Объект исследования - познавательные УУД.
Предмет исследования - формирование УУД в проектной деятельности младших школьников.
Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении формирования УУД в проектной деятельности младших школьников.
Задачи работы:
1. Изучить роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов.
2. Изучить понятие и виды универсальных учебных действий.
3. Рассмотреть возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Рассмотреть проектную деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Провести опытно- экспериментальную работу по формированию познавательных УУД в проектной деятельности в начальной школе.
6. Разработать проект по формированию познавательных УУД в проектной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается что формирование
познавательных УУД у младших школьников будет возможным, если:
1. Интеллектуальные учебные игровые задания будут включены в преподавание основных дисциплин начальной школы.
2. Интеллектуальные учебные игровые задания будут реализованы в соответствии с их двусоставной или трехсоставной структурой.
3. Интеллектуальные учебные игровые задания будут иметь различное содержание (простые, универсальные, по типу викторины).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (наблюдение, беседы с детьми и педагогами, диагностические методики, анализ педагогической документации).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно- эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
УУД - это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности младший школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования была сформулирована гипотеза, основанная на предположении о том, что формированию познавательных УУД у младших школьников будет способствовать использование интеллектуальных учебных игровых заданий, которые были проверены в рамках практической главы.
В рамках второй главы дипломной работы была проведена опытно - экспериментальная работа по формированию познавательных УУД в проектной деятельности в начальной школе.
В исследовании приняли участие 3 «А» - 15 учеников и 3 «Б» классы - 14 учеников. Исследование проводилось на базе СОШ № 56 г. Красноярска.
Результаты диагностики показали, что у большинства обследуемых младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных УУД, в связи с чем была организована формирующая работа - разработан и апробирован проект по формированию познавательных УУД у младших школьников.
В рамках данного проекта были включены интеллектуальные игры в преподавание основных дисциплин начальной школы (урок русского языка, урока литературного чтения и т.д.), а также была проведена общая интеллектуальная игра (по типу викторины) «Вопросы на все случаи жизни».
Повышение интереса к предлагаемым заданиям, активность и ответственность при их выполнении, более успешное решение их и прочие факторы помогли сделать вывод о том, что подобранные интеллектуальные учебные игровые задания развили познавательные УУД у младших школьников.
Повторная диагностика показала, что большинство учащихся младшего школьного возраста обладают высоким и средним уровнем развития познавательных УУД.
В экспериментальной группе вдвое увеличилась численность учащихся с высоким уровнем развития познавательных УУД после формирующей работы, в четыре раза уменьшилась численность учащихся с низким уровнем развития познавательных УУД. Применение критерия Мана-Уитни для сравнения результатов диагностики по конкретным методикам показал достоверность данной динамики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный и апробированный проект по формированию познавательных УУД у детей младшего школьного возраста посредством интеллектуальных учебных игровых заданий оказался эффективным. В связи с чем следует отметить, что выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась.



1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.]. - М.: Просвещение, 2012. - 174 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 416 с.
3. Атаханов, Р. Педагогическая психология: психология обучения / Р.
Атаханов, Учеб. пособие для студ. Специальностей «психология» и «педагогика и психология». - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. - 260 с.
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2011. - 444 с.
5. Будякова, Т.П. Знаково-символическая деятельность и ее генез / Т.П. Будякова. - Елец: Изд-во Елец. гос. ун-та им. И.А. Бунина, 2012. - 48 с.
6. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е.А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 58-65.
7. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
8. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. Народное образование 2012. -№4 - 160 с.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2011. - 544 с.
10. Канаева, М.В. Развитие универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / М.В. Канаева. - Режим доступа. - http://kanaevamv.sehost.ru/page1
11. Карпуть, Н.В. Влияние интеллектуальной игры на развитие социального интеллекта младшего школьника / Н.В. Карпуть, Н.В. Самсонова // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 9 (27). - С. 10-15.
12. Кирова, А.М. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе [Электронный ресурс] / А.М. Кирова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/10/2 8/formirovanie-universalnykh-uchebnykh.
13. Козлова, В.В., Кондакова А.М. [и др.] Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2012. - 48 с.
14. Коржова, В.В. Формирование УУД у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / В.В. Коржова. - Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2014/03/05/formirovanie -unive rsalnykh-uchebnykh-deystviy-u
15. Кулакова, В.П. Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / В.П. Кулакова. - Режим доступа:
http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2012/05/11/formirovanie -unive rsalnykh-uchebnykh-deystviy-u
16. Марикова, Ю. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы/ Ю.С. Марикова // Молодой ученый, 2015. - №13. - С. 660-663.
17. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
18. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 11. - С. 59.
19. Меркулова, Т.В., Теплицкая А.Г. Учимся учиться и действовать [Электронный ресурс] /Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая - Режим доступа. - http://log-in.ru/books/uchimsya-uchitsya-i-deiystvovat-monitoring- metapredmetnykh-universalnykh-uchebnykh-deiystviiy-merkulova-t-v- teplicskaya-a-g-psikhologicheskaya-rabota-s-detmi-mladshego-shkolnogo- vozrasta/
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
21. Михеева, Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий / Ю.В. Михеева. Учительская газета, - 2012. - С. 134-142.
22. Моисеева, М.Г., Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», -№ 5 - 2012, - С. 176184.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студ.вузов. 9-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 456 с.
24. Налимова, И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике / И.В. Налимова, А.В. Шевчук // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 3. - С. 4347.
25. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Л.Ф. Обухова.
- Режим доступа. -
http://uchebniki.ws/149903145274/psihologiya/mladshiy_shkolnyy_vozrast
26.Овсепян, Г.М. Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО [Электронный ресурс] / Г.М. Овсепян. - Режим доступа:
http: //www.protema.ru/didactics/leaming-obj ectives/item/106 -uud-ped- engineerin gB3#close
27.Ожигина, С.П. Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / С.П. Ожигина // журнал «Начальная школа», № 14 - 2012. - С. 58-67.
28. Орехова, А.И. УУД - это навыки, которые нужно закладывать в начальной школе [Электронный ресурс] / А.И. Орехова. - Режим доступа. - http://pedsovet. su/publ/26-1 -0-2543
29. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа,2012. - № 10. - С. 6 - 8.
30.Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте. - Режим доступа. - http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-psikhicheskikh- protsessov-v-mladshem-shkolnom-vozraste-ref140401.html
31. Поворознюк, О. А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей /О. А. Поворознюк//ХШ Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова - 2013, - С. 92-94.
32. Поворознюк, О. А., Талалаева И. Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования / О. А. Поворознюк, И. Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2014. - № 5(17) - С. 114-118.
33. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под. Редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2012. - 592с.
34. Психологические особенности обучения в младшем школьном возрасте. - Режим доступа. - http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obuchenie- mshv.html
35. Пушкина, О.П. Система работы по воспитанию и развитию качеств личности [Электронный ресурс] / О.П. Пушкина. - Режим доступа. - http://festival.1september.ru/articles/627031/
36. Рождественская, С.В. Формирование УУД в начальной школе - требование времени [Электронный ресурс] / С.В. Рождественская. - Режим доступа. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/formirovame-umversalnykh- uchebnykh-deistvii-v-nachalnoi-shkole-treb
37. Секретарева, Л.С. Место универсальных учебных действий в структуре основной образовательной программы начальной школы (на примере учебного предмета «Математика») / Л.С. Секретарева // журнал «Учитель» - 2012. - С. 88-95.
38. Слепцов, Ю. Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС [Электронный ресурс] / Ю. Слепцов. - Режим доступа. - http://polevoe-
school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5 -1-0-19
39. Смирнова, В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников / В.А. Смирнова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 2 № 2. - С. 21-28.
40. Степанова, О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема / О.В. Степанова // Молодой ученый, 2016. - №2. - С. 851-853.
41. Тропина, Т.Д. Проблема психологической готовности к школьному
обучению в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Т.Д. Тропина. - Режим доступа. -
http://festival.1september.ru/articles/599933/
42. Турчин, А.С. Педагогическая психология: учеб. пособие / А.С. Турчин. - М.: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2012. - 104 с.
43. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков - М.: Экзамен, 2011. - 528 с.
44. ФГОС в начальной школе. - Режим доступа. - http://edu-lider.ru/fgos-v- nachalnoj -shkole/
45. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 288 с.
46.Черкасова, И.И. Ситуационные задачи как средство подготовки будущего учителя к формированию универсальных учебных действий обучающихся / Образование и культура в контексте развития региона. Материалы XXVI всерос. Менделеевских чтений / И.И. Черкасова. - Тобольск: ТГСПА - 2011. - С. 72-74.
47.Якушева, С.Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей), канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва. НП «Сибирская Ассоциация Консультантов / С.Д. Якушева, 2011. - С. 88-95.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ