ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Интерактивные методы: их сущность, классификацию 8
1.2 Виды интерактивных методов обучения, используемых на уроках
информатики 14
Глава 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Анализ основных образовательных программ по информатике в
начальной школе 22
2.2 Из опыта работы педагога использования интерактивной доски на
уроках информатики в начальной школе 30
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Интерактивные методы: их сущность, классификацию 8
1.2 Виды интерактивных методов обучения, используемых на уроках
информатики 14
Глава 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Анализ основных образовательных программ по информатике в
начальной школе 22
2.2 Из опыта работы педагога использования интерактивной доски на
уроках информатики в начальной школе 30
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение
Актуальность работы состоит в том, что в современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное повышают учебную мотивацию.
Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов использования интерактивных методов обучения на уроках информатики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатики учащихся
начальных классов.
Предмет исследования: интерактивные уроки информатика в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте рассмотреть понятие интерактивные методы: их сущность и классификацию.
2. Раскрыть виды интерактивных методов обучения, используемых на уроках информатики.
3. Проанализировать основные образовательные программы по информатике в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации использования интерактивной доски на уроках информатики в начальной школе.
Методологической базой исследования явились положения философии и педагогики гуманизма - положения современной педагогики, которые в качестве приоритетной задачи выдвигают формирование школьника как индивидуальности и личности на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития ребенка (Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова): психолого-педагогические основы изучения и применения игровых средств воспитания и обучения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) - психолого¬педагогическая концепция оптимизации межличностных отношений.
Для проведения исследования мы использовали следующие группы методов: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация
имеющихся представлений по теме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что представлен методический материал использования интерактивной доски на уроках информатики в начальной школе, а также разработана дидактическая игра «Действия с информацией. Повторение». Данная игра может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при создании учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Изучение информатики с использованием интерактивных методов позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное повышают учебную мотивацию.
Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов использования интерактивных методов обучения на уроках информатики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатики учащихся
начальных классов.
Предмет исследования: интерактивные уроки информатика в начальной школе.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте рассмотреть понятие интерактивные методы: их сущность и классификацию.
2. Раскрыть виды интерактивных методов обучения, используемых на уроках информатики.
3. Проанализировать основные образовательные программы по информатике в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации использования интерактивной доски на уроках информатики в начальной школе.
Методологической базой исследования явились положения философии и педагогики гуманизма - положения современной педагогики, которые в качестве приоритетной задачи выдвигают формирование школьника как индивидуальности и личности на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития ребенка (Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова): психолого-педагогические основы изучения и применения игровых средств воспитания и обучения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) - психолого¬педагогическая концепция оптимизации межличностных отношений.
Для проведения исследования мы использовали следующие группы методов: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация
имеющихся представлений по теме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что представлен методический материал использования интерактивной доски на уроках информатики в начальной школе, а также разработана дидактическая игра «Действия с информацией. Повторение». Данная игра может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, при создании учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся.
Таким образом, проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
1. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Основные цели интерактивного обучения: стимулирование учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие учащихся.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.
2. Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно («Мозаика», «Междусобойчик», «Аквариум», «Синтез идей», «Метод ПРЕСС», «Живая линия», «Кластер», «Большой круг» и т.д.), но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.
3. Проанализировав основные образовательные программы по информатике в начальной школе видим, что практически каждый УМК
развивает ИКТ-компетентность младшего школьника, к недостаткам можно отнести - слабую методическую поддержку курсов, практическое отсутствие программного обеспечения.
Основные содержательные линии всех представленных программ (компьютер, алгоритмы, модели, информация и информационные процессы) соответствуют Государственному стандарту, но имеет место различный подход к их изложению. Также все рассмотренные учебники предусматривают реализацию интегративных, метапредметных проектов.
4. Разработанные методические рекомендации показывают, что интерактивные уроки проводятся в системе, и каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной
коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.
Применение ИКТ на уроках информатики в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
Интерактивные уроки увеличивают объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизируют, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
1. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Основные цели интерактивного обучения: стимулирование учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие учащихся.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.
2. Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно («Мозаика», «Междусобойчик», «Аквариум», «Синтез идей», «Метод ПРЕСС», «Живая линия», «Кластер», «Большой круг» и т.д.), но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.
3. Проанализировав основные образовательные программы по информатике в начальной школе видим, что практически каждый УМК
развивает ИКТ-компетентность младшего школьника, к недостаткам можно отнести - слабую методическую поддержку курсов, практическое отсутствие программного обеспечения.
Основные содержательные линии всех представленных программ (компьютер, алгоритмы, модели, информация и информационные процессы) соответствуют Государственному стандарту, но имеет место различный подход к их изложению. Также все рассмотренные учебники предусматривают реализацию интегративных, метапредметных проектов.
4. Разработанные методические рекомендации показывают, что интерактивные уроки проводятся в системе, и каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляций с мышью в первом классе до создания буклетов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной
коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.
Применение ИКТ на уроках информатики в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
Интерактивные уроки увеличивают объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизируют, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Комплекс интерактивных упражнений для организации домашнего обучения информатике в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Разработка методики использования активных
методов обучения информатике для развития
системного мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные задания по информатике как средства формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



